ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 1999 года
Дело N 64-Г99-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 19 марта 1999 г.
гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о
признании недействительными п. п. 1, 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 2, 3.1, 5
и 7 постановления губернатора Сахалинской области от 12 января
1998 г. N 7 "О мерах по предотвращению нелегальной внешней
миграции на территории Сахалинской области" по кассационному и
частному протестам на решение Сахалинского областного суда от 25
декабря 1998 г., которым прокурору Сахалинской области в
удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 1,
1.1, 1.4 и 2 постановления губернатора Сахалинской области от 12
января 1998 г. N 7 отказано и определение Сахалинского областного
суда от 18 января 1999 г., которым из абзаца 29 мотивировочной
части решения суда от 25.12.98 и абзацев первых резолютивных
частей решения, оглашенного 25.12.98, и мотивированного решения
суда исключены указания на пункт 1.5 постановления губернатора
Сахалинской области, оспариваемого прокурором.
Дополнен абзац 3 установочной части указанного мотивированного
решения после пункта 1.3 пунктом 1.5.
Заслушав доклад судьи Кебы Ю.Г., выслушав заключение помощника
Генерального прокурора Российской Федерации Корягиной Л.Л.,
заявившей ходатайство о прекращении производства по делу, Судебная
коллегия
установила:
губернатором Сахалинской области 12 января 1998 г. за N 7
принято постановление "О мерах по предотвращению нелегальной
внешней миграции на территории Сахалинской области".
Прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о
признании недействительными п. п. 1, 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 2, 3.1, 5
и 7 указанного выше постановления губернатора, указывая, что они
приняты губернатором с превышением своих полномочий в нарушение п.
"г" ст. 71 Конституции РФ, Положения об иммиграционном контроле,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N
1020 от 08.09.94, Указа Президента РФ от 16.12.93 N 2145 "О мерах
по введению иммиграционного контроля".
Впоследствии прокурор отказался от заявления в части признания
недействительными пунктов 1.3, 1.5 3.1, 5 и 7 и определением
Сахалинского областного суда от 25 декабря 1998 г. производство по
делу в этой части прекращено.
Областным судом постановлены указанные выше решение и
определение, об отмене которых ставится вопрос в кассационном и
частном протестах со ссылкой на нарушение судом норм материального
и процессуального права.
Обсудив доводы протестов, проверив решение в полном объеме,
Судебная коллегия Верховного Суда РФ находит решение и определение
подлежащими отмене с прекращением производства по делу в связи с
неподведомственностью спора судам (п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР).
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд сослался на
п. "г" ст. 71 Конституции Российской Федерации, в соответствии с
которым вопросы установления системы федеральных органов
исполнительной власти, порядка их организации и деятельности
относятся к ведению Российской Федерации;
Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N
2145 "О мерах по введению иммиграционного контроля", которым в
целях обеспечения государственного регулирования миграционных
потоков при въезде на территорию Российской Федерации иностранных
граждан и лиц без гражданства постановлено ввести на пунктах
пропуска через государственную границу Российской Федерации
иммиграционный контроль, возложив его осуществление на органы
Федеральной миграционной службы России;
Постановление Правительства РФ N 1020 от 08.09.94, которым
утверждено Положение об иммиграционном контроле, предусматривающее
осуществление его в пунктах пропуска через государственную границу
постами иммиграционного контроля, являющимися структурными
подразделениями органов миграционной службы.
Таким образом, суд, по существу, рассматривал нормативный акт
субъекта Российской Федерации, изданный по вопросу, относящемуся к
ведению органов государственной власти Российской Федерации,
противоречащий Конституции РФ.
Между тем разрешение таких требований относится к компетенции
Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 125 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии
Конституции РФ конституций республик, уставов, а также законов и
иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по
вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ
и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 резолютивной части постановления
Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. "По делу о толковании
отдельных положений ст. ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ"
полномочия судов общей юрисдикции и арбитражных судов по
осуществлению вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки
соответствия названных выше нормативных актов ниже уровня
федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту,
кроме Конституции РФ, могут быть установлены федеральным
конституционным законом.
В силу ст. 106 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации" данное Конституционным
Судом РФ толкование Конституции РФ является официальным и
общеобязательным.
Федеральный конституционный закон, наделяющий суды общей
юрисдикции полномочиями по проверке нормативных актов субъектов
РФ, отсутствует, в связи с чем право прокурора на обращение в суд
с требованием о признании недействительными этих актов,
предусмотренное ст. ст. 21 - 23 ФЗ "О прокуратуре Российской
Федерации", в настоящее время не может быть реализовано.
Областной суд, рассмотрев заявление прокурора о признании
недействительным нормативного акта субъекта РФ, вышел за рамки
своей компетенции, разрешив дело, не отнесенное к его
подведомственности.
Руководствуясь п. 3 ст. 305, п. 3 ст. 317 ГПК РСФСР, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Сахалинского областного суда от 25 декабря 1998 г. и
определение того же суда от 18 января 1999 г. отменить,
производство по делу прекратить.
|