Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 17.03.99 N 3769-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СЕЛА"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 17 марта 1999 г. N 3769-II ГД

               О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ
              ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СЕЛА"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять  в  первом  чтении  проект  Федерального закона "Об
   основах законодательства о социальном  развитии  села",  внесенный
   членами    Совета    Федерации    В.А. Кечкиным,    Л.Ю. Рокецким,
   Л.В. Потаповым,  В.Н. Тихомировым, депутатами Государственной Думы
   В.С. Вернигорой,  М.И. Лапшиным, В.Н. Плотниковым,  О.В. Савицким,
   В.И. Хмыровым.
       2. Направить   указанный  законопроект  Президенту  Российской
   Федерации,  в Совет  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения  в  Государственной  Думе,  Правительство   Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации,  Конституционный Суд  Российской  Федерации,
   Верховный   Суд   Российской  Федерации,  Высший  Арбитражный  Суд
   Российской Федерации.
       Установить, что    поправки    к    указанному   законопроекту
   направляются в Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам в
   месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
       3. Комитету  Государственной   Думы   по   аграрным   вопросам
   доработать  указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
   внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                                                     Вносится членами
                                                     Совета Федерации
                                        КЕЧКИНЫМ В.А., РОКЕЦКИМ Л.Ю.,
                                    ПОТАПОВЫМ Л.В., ТИХОМИРОВЫМ В.Н.;
                                                           депутатами
                                                 Государственной Думы
                                      ВЕРНИГОРОЙ В.С., ЛАПШИНЫМ М.И.,
                                     ПЛОТНИКОВЫМ В.Н., САВИЦКИМ О.В.,
                                                        ХМЫРОВЫМ В.И.

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                ОБ ОСНОВАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ
                             РАЗВИТИИ СЕЛА

                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

       Предметом регулирования    настоящего    Федерального   закона
   являются правоотношения, возникающие в связи с функционированием и
   развитием   социальной  сферы  села,  реализацией  конституционных
   социальных прав человека и гражданина в сельской местности.  Закон
   определяет   правовые,   организационные  и  экономические  основы
   государственной поддержки и социального развития российского села,
   создания   благоприятных   условий   жизнедеятельности   в   селе,
   сохранения и улучшения  природного,  исторического  и  культурного
   ландшафта сельской местности.

       Статья 2.  Законодательство  Российской Федерации о социальном
   развитии села

       Законодательство Российской Федерации  о  социальном  развитии
   села состоит из настоящего Федерального закона,  иных нормативно -
   правовых актов  Российской  Федерации,  а  также  законов  и  иных
   нормативно  -  правовых  актов  субъектов  Российской  Федерации и
   муниципальных образований,  регулирующих  отношения  в  социальной
   сфере   села   и  способствующих  созданию  в  сельской  местности
   благоприятной   жизненной   среды   для   развития   личности    и
   эффективного, производительного труда.

       Статья 3.   Основные   понятия,   используемые   в   настоящем
   Федеральном законе

       В Законе применяются следующие основные понятия:
       населенный пункт (поселение) - населенная территория,  имеющая
   сосредоточенную  застройку,   в   пределах   установленной   черты
   (границы);
       сельское поселение - населенный  пункт  в  сельской  местности
   (поселок,  деревня  и  другие),  жители  которого  заняты  главным
   образом сельским или лесным хозяйством, разведением скота и птицы,
   переработкой сельскохозяйственной продукции, рыболовством, другими
   видами  общественно  -  полезной  коллективной  и   индивидуальной
   деятельности,   характерной   для  сельской  местности.  Отнесение
   населенного пункта к категории сельского поселения  осуществляется
   в   соответствии  с  законами  субъектов  Российской  Федерации  и
   сопровождается установлением границы (черты) сельского поселения;
       сельская местность  -  территория,  находящаяся  за  пределами
   черты (границ) городских поселений;
       сельское население - сообщество людей,  проживающих в сельской
   местности;
       межселенная территория - территория,  находящаяся за пределами
   черты (границ) городских и сельских поселений;
       крестьянское (фермерское) хозяйство -  основанное  на  частной
   собственности хозяйство сельского жителя, включающее в свой состав
   земельные угодья,  недвижимость,  скот,  технику и другие ресурсы,
   используемые   для   товарного  производства  сельскохозяйственной
   продукции;
       сельское подворье  -  хозяйственно  -  жилой комплекс сельской
   семьи;
       социальная сфера села - среда жизнедеятельности,  включающая в
   себя  совокупность  общественных  отношений   по   организации   и
   функционированию в селе образования,  здравоохранения,  социальной
   защиты,  культуры,   спорта,   отдыха,   социального,   торгового,
   бытового,  транспортного,  жилищно  -  коммунального,  ремонтно  -
   строительного и других видов обслуживания сельского населения;
       социальная инфраструктура   села   -  жилищный  фонд,  детские
   дошкольные    и     образовательные     учреждения,     учреждения
   здравоохранения  и  социального  обслуживания,  объекты  культуры,
   отдыха и спорта,  организации торговли  и  общественного  питания,
   объекты  социального,  бытового  и  иного  обслуживания  сельского
   населения;
       инженерная инфраструктура  села  -  объекты  и  сети  энерго-,
   газо-,  тепло- и водоснабжения,  канализации, связи, автомобильные
   дороги,  водозаборные  сооружения,  сооружения по очистке питьевой
   воды,  объекты  благоустройства  и  озеленения,   другие   объекты
   коммунального хозяйства, расположенные в сельской местности;
       социальное развитие села -  совершенствование  условий  жизни,
   среды  обитания,  трудовой  деятельности  в целях наиболее полного
   удовлетворения  материальных  и  духовных  потребностей   сельских
   жителей;
       расселение в сельской местности - пространственная организация
   взаимосвязанных сельских поселений;
       депрессивный регион  -   регион,   характеризующийся   стойким
   снижением  уровня жизни,  либо депопуляцией,  либо высоким уровнем
   безработицы  населения,  вызванными  неблагоприятными  природно  -
   климатическими условиями, невыгодностью географического положения,
   исторически сложившимся отставанием в  социально  -  экономическом
   развитии,  природными  или  техногенными  катастрофами  и  другими
   причинами.  Отнесение  региона  к  депрессивному  и  его   границы
   осуществляются Правительством Российской Федерации по согласованию
   с субъектами Российской Федерации;
       село -  единый  социально  -  экономический,  территориальный,
   природный,  исторический и культурный комплекс,  включающий в себя
   сельское население, совокупность общественных отношений, связанных
   с  его  жизнедеятельностью,  а  также  территорию  и  материальные
   объекты, расположенные в сельской местности.
       Развитие сельских   населенных   пунктов   осуществляется    в
   гармоничном    сочетании   всех   традиционно   сложившихся   форм
   расселения - сел,  деревень,  поселков,  хуторов,  станиц,  аулов,
   заимок и других - при полном равноправии на сосуществование каждой
   из них.  Название "село"  используется  в  Законе  как  обобщенное
   определение сельского населенного пункта.

       Статья 4. Основные функции села

       К основным функциям села относятся:
       производственная -  удовлетворение  потребностей  общества   в
   продовольствии, продуктах питания и сырьевых ресурсов;
       социальная - сохранение  и  развитие  села  как  важной  части
   российского   общества   со  специфической  общинно  -  социальной
   организацией и образом жизни,  исторически сложившимися обычаями и
   традициями;
       нравственная -   сохранение   и    укрепление    нравственного
   потенциала,  духовного  богатства и здоровья общества,  воспитания
   патриотизма, уважения к своей Родине, к ее истории;
       демографическая -   обеспечение   воспроизводства   населения,
   увеличение рождаемости,  воспитание физически и  духовно  здоровых
   детей, обеспечение сельского хозяйства и других отраслей народного
   хозяйства трудовыми ресурсами;
       природоохранная -   поддержание  экологического  равновесия  в
   агробиоценозах,  рациональное  использование   земли,   содействие
   сохранению   природных   и  культурных  ландшафтов,  заповедников,
   заказников, национальных парков;
       рекреационная -  создание  условий для отдыха,  восстановления
   духовных и физических сил городского и сельского населения.

       Статья 5. Цели и основные направления государственной политики
   в области социального развития села

       1. Целями  государственной  политики  в  области   социального
   развития села являются:
       обеспечение приоритетности   в   социальном   развитии   села,
   создание   благоприятных   условий   для   привлечения  частных  и
   государственных  инвестиций  в   укреплении   его   социальной   и
   инженерной инфраструктуры;
       постоянное повышение жизненного  уровня  и  улучшение  условий
   жизнедеятельности сельского населения;
       обеспечение конституционного равноправия  граждан,  неуклонное
   сближение    социальных    условий    жизнедеятельности,   степени
   обеспеченности  материальными  и  духовными  благами  сельских   и
   городских жителей;
       сохранение и развитие исторического облика  российского  села,
   создание   в   нем   благоустроенных,  комфортных  условий  жизни,
   способствующих  эффективному,  производительному  труду  в   любых
   формах собственности и хозяйствования.
       Государство гарантирует  приоритетность  социального  развития
   села   и   обеспечивает   проведение  целенаправленной  бюджетной,
   финансово  -  кредитной,  ценовой,  налоговой,  инвестиционной   и
   социальной  политики в интересах решения социально - экономических
   задач на селе.
       2. Государственная  политика  в  области  социального развития
   села осуществляется по следующим основным направлениям:
       формирование законодательной  базы  для  создания  правовых  и
   экономических  основ  достойной,  цивилизованной  жизни  в   селе,
   развития в нем эффективного товарного производства;
       разработка и  реализация  правительственных  целевых  программ
   социального развития села, обеспечение на этой основе газификации,
   электрификации,  водоснабжения,  жилищного, дорожного, социального
   обустройства сельских поселений и территорий;
       совершенствование межбюджетных    отношений,    стимулирование
   привлечения  местных частных и муниципальных источников и ресурсов
   на социальное развитие села  путем  регулирования  предусмотренных
   федеральными  и региональными бюджетами трансфертных и дотационных
   перечислений;
       обеспечение аккумуляции     и    эффективного    использования
   финансовых ресурсов,  используемых на социальное развитие  села  в
   специализированных  финансово  -  кредитных  структурах  -  фондах
   социального развития села;
       поощрение вложения   частного   и   банковского   капитала   в
   социальное развитие села через создание системы льгот  и  стимулов
   организациям и гражданам, несущим финансовые затраты на содержание
   и развитие социальной и инженерной инфраструктуры на селе;
       выделение отдельной  строкой  в бюджетах всех уровней расходов
   на государственную поддержку и стимулирование социального развития
   села.

       Статья 6.   Компетенция  федеральных  органов  государственной
   власти Российской Федерации в области социального развития села

       1. В ведении  федеральных  органов  государственной  власти  в
   области социального развития села находятся:
       определение основных направлений  государственной  политики  в
   области социального развития села;
       регулирование правовых отношений в сфере социального  развития
   села  путем  принятия  соответствующих  федеральных законов и иных
   нормативных правовых актов;
       формирование механизма  межбюджетных  отношений  с  субъектами
   Российской    Федерации    и     муниципальными     образованиями,
   гарантирующего   и   стимулирующего   финансирование   социального
   развития села;
       организация строительства   и   финансирование  федеральных  и
   межрегиональных автомобильных дорог,  магистральных газовых сетей,
   линий  электропередачи,  других инженерных сооружений федерального
   значения как базовых для решения задач социального развития села;
       разработка и     финансирование    целевых    федеральных    и
   межрегиональных программ социального развития села, обеспечивающих
   газификацию,    электрификацию,    телефонизацию,    водоснабжение
   населенных пунктов,  жилищное и дорожное  строительство  на  селе,
   социальное и инженерное обустройство сел;
       создание и    организация    эффективного     функционирования
   Федерального   фонда   социального   развития   села   как  единой
   финансово - кредитной системы целевого назначения;
       создание равных  для  всех форм собственности и хозяйствования
   правовых,  социально - экономических и организационных  условий  с
   целью  обеспечения развития эффективного товарного производства на
   селе - неотъемлемой экономической базы социального развития села;
       формирование нормативной основы,  включая установление системы
   государственных  минимальных  социальных  стандартов,   социальных
   гарантий незащищенным слоям населения, градостроительных расчетных
   нормативов и показателей,  характеризующих развитие  социальной  и
   инженерной    инфраструктуры,   для   разработки   федеральных   и
   межрегиональных программ социального развития села;
       определение и   выработка  приоритетных  направлений  развития
   социальной сферы, и  прежде всего образования на селе, обеспечение
   доступности   получения   профессий   и  трудоустройства  сельской
   молодежи,  развитие здравоохранения, бесплатного лечения, развития
   культуры   и   отдыха   сельских  жителей,  создание  условий  для
   укрепления материальной базы учреждений социальной сферы;
       выработка и  утверждение  Положения  о  финансовой поддержке и
   стимулирование социального развития  села  и  выделение  отдельной
   строкой  расходов  в  федеральном бюджете на поддержку социального
   развития  села  по  каждому  субъекту   Российской   Федерации   в
   соответствии со статьей 12;
       координация деятельности   органов   государственной    власти
   субъектов  Российской  Федерации  в  области  социального развития
   села;
       финансирование затрат на восстановление систем энерго-, газо-,
   тепло- и водоснабжения,  канализации, связи, автомобильных дорог в
   регионах,   пострадавших   в   результате   чрезвычайных  ситуаций
   природного или техногенного характера;
       классификация сетей  энерго-,  газо-,  тепло- и водоснабжения,
   канализации, связи, автомобильных дорог;
       установление порядка     лицензирования     некоторых    видов
   деятельности  в  области  содержания  и  развития   социальной   и
   инженерной   инфраструктуры   сельских   поселений  и  межселенных
   территорий;
       определение, создание  и обеспечение развития общенациональных
   курортных зон;
       организация и  финансирование научно - исследовательских работ
   в области социального развития села;
       организация международного    научно    -    технического    и
   экономического сотрудничества в области социального развития села.
       2. Органы государственной власти  Российской  Федерации  могут
   осуществлять иные полномочия в области социального развития села в
   соответствии с  Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными
   конституционными    законами,    федеральными    законами,   иными
   нормативными правовыми актами Российской Федерации.

       Статья 7. Компетенция органов государственной власти субъектов
   Российской  Федерации  и органов местного самоуправления в области
   социального развития села

       1. Компетенция  органов   государственной   власти   субъектов
   Российской  Федерации  и органов местного самоуправления в области
   социального  развития   села   определяется   законами   субъектов
   Российской  Федерации на основании федерального законодательства и
   законодательства   субъектов   Российской    Федерации,    уставов
   муниципальных  образований  с  учетом норм статей 6 и 7 Закона.  В
   настоящей статье  определяются  лишь  общие,  рамочные  положения,
   являющиеся   неотъемлемой   частью   государственной  политики  по
   отношению к социальному развитию села, заложенные в Законе.
       2. В   ведении   органов   государственной   власти  субъектов
   Российской Федерации находятся:
       разработка и   проведение   региональной  политики  в  области
   социального развития села;
       организация содержания и развития социальной сферы - сельского
   дошкольного,  общего и профессионального образования,  обеспечение
   доступности   образования  и  трудоустройства  сельской  молодежи,
   развитие здравоохранения, бесплатного лечения в сельских, районных
   и   областных  (республиканских)  лечебных  учреждениях,  развития
   культуры, спорта, отдыха сельских жителей, укрепление материальной
   базы всех учреждений и организаций социальной сферы;
       принятие законов,  иных нормативных и правовых актов субъектов
   Российской Федерации, регулирующих отношения в области социального
   развития села;
       создание правовой   основы   и   условий   для  стабильного  и
   гарантированного  финансирования  социальной  сферы   села   через
   механизм  межбюджетных  отношений и функционирования создаваемых в
   регионах  целевых  фондов  социального  развития  села  и   другие
   финансовые источники;
       формирование условий для  самофинансирования  всех  учреждений
   бюджетной сферы на уровне муниципальных образований;
       создание равных  для  всех форм собственности и хозяйствования
   организационно  -  экономических  условий  в  регионах   с   целью
   обеспечения развития эффективного товарного производства на селе -
   экономической базы социального развития села;
       формирование нормативной основы,  включая установление системы
   региональных  социальных  стандартов,  градостроительных расчетных
   нормативов  и  показателей,  характеризующих  социальное  развитие
   регионов,  обеспечения  соблюдения  требований градостроительных и
   экологических  норм  при   застройке   и   обустройстве   сельских
   населенных пунктов;
       разработка и финансирование региональных программ  социального
   развития  села,  организация строительства жилья,  школ,  больниц,
   учреждений культуры и спорта,  дорог,  телекоммуникационных сетей,
   газификация,  электрификация,  водоснабжение  населенных  пунктов,
   дорожное  строительство  на  селе,   инженерное   обустройство   и
   благоустройство сел;
       организация целенаправленной,  системной  работы  по  созданию
   современного, цивилизованного облика российского села, превращение
   его в привлекательное, престижное место жительства;
       организация и  участие  в  содержании  объектов  социальной  и
   инженерной инфраструктуры села;
       оказание содействия  в  создании  правовой,  организационной и
   финансовой основы деятельности органов местного  самоуправления  в
   области социального развития села.
       В решении вопросов, связанных с социальным развитием села, его
   обустройством,  улучшением облика, содержанием объектов социальной
   сферы,  оплатой труда работников  бюджетных  организаций,  в  роли
   организаторов    и    исполнителей   находятся   органы   местного
   самоуправления.
       3. К ведению органов местного самоуправления относятся:
       определение приоритетов   в   области   социального   развития
   муниципальных   образований,   создание  устойчивой  экономической
   основы содержания социальной сферы и  социального  развития  села,
   формирование  на  селе  эффективной  производственной,  торгово  -
   закупочной  деятельности,  обеспечение  на  этой  основе   прочной
   налогооблагаемой базы;
       организация функционирования  низовых  структур   региональных
   фондов социального развития села,  оказание содействия в получении
   из этих фондов кредитов и материальных ресурсов  на  строительство
   жилья,  газификацию,  обустройство подворья, приобретение техники,
   удобрений,  средств зашиты растений,  семян,  племенного  скота  и
   возврат за эти ресурсы выращенной в сельском подворье продукцией -
   мясом, молоком, картофелем и т.д.;
       регулирование правовых   отношений   в   области   социального
   развития села путем принятия уставов муниципальных  образований  и
   иных местных нормативных правовых актов;
       формирование бюджета   села   (муниципального    образования),
   консолидация  в  нем  всех  необходимых  для содержания социальной
   сферы и социального развития села налоговых и всех иных финансовых
   источников;
       регулирование деятельности  физических  и  юридических  лиц  в
   области социального развития села,  создание благоприятных условий
   и стимулов для привлечения их средств на социальное развитие села;
       рассмотрение вопросов   социального  развития  села  в  рамках
   полномочий,  предоставленных  органам  местного  самоуправления  в
   соответствии  со статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах
   организации местного самоуправления в Российской Федерации".
       Органы местного самоуправления могут осуществлять полномочия в
   области социального  развития  села,  делегированные  им  органами
   государственной    власти    Российской   Федерации   и   органами
   государственной власти субъектов Российской Федерации, при условии
   передачи  органам местного самоуправления необходимых материальных
   и финансовых средств.
       4. В  решении  задач  социального  развития  села в реализации
   местных    программ    жилищного    строительства,    газификации,
   благоустройства,  создания  учреждений  социальной  сферы  и  т.д.
   органы  местного  самоуправления  исходят  из  того,  что  Законом
   устанавливается   порядок,   при   котором   сумма   дополнительно
   вовлеченных в социальное  развитие  села  внебюджетных  источников
   возмещается органам местного самоуправления из бюджетов Российской
   Федерации и  субъектов  Российской  Федерации  по  схеме  на  один
   затраченный  рубль по одному рублю из федерального и регионального
   бюджетов.

       Статья 8.  Требования к федеральным законам, программам и иным
   нормативным  правовым актам по вопросам социально - экономического
   развития Российской Федерации

       Все принимаемые   федеральные    законы,    программы,    иные
   нормативные   правовые  акты,  регулирующие  вопросы  социально  -
   экономического развития Российской Федерации,  в том числе носящие
   отраслевой и межотраслевой характер,  должны содержать специальные
   разделы,  главы,   статьи   или   пункты,   регулирующие   вопросы
   социального  развития  села,  а  также  учитывать  его специфику и
   приоритетность,  особенности   государственной   и   муниципальной
   политики по развитию систем образования,  культуры,  медицинского,
   торгового и бытового обслуживания,  физической культуры,  а  также
   инженерной инфраструктуры на селе.

               Глава II. ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
                       СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА

       Статья 9. Экономическая основа социального развития села

       Экономическую основу  социального  развития  села   составляют
   земельные,     лесные,     водные    ресурсы,    недра,    системы
   агропромышленного,   топливно   -   энергетического    комплексов,
   транспорта  и связи,  движимое и недвижимое имущество социальной и
   инженерной инфраструктуры села.

       Статья 10.  Источники  финансового   обеспечения   социального
   развития села

       1. Финансирование  социального развития села осуществляется по
   многоканальной системе из средств федерального  бюджета,  бюджетов
   субъектов  Российской  Федерации,  местных  бюджетов,  бюджетных и
   внебюджетных фондов (включая  фонды  для  долгосрочного  льготного
   кредитования),  средств юридических и физических лиц,  иностранных
   инвесторов, средств коммерческих банков и других.
       С целью  аккумуляции  средств  для  социального развития села,
   направляемых  на  строительство  жилья,  учреждений   образования,
   здравоохранения,   культуры,   спорта,   предприятий  социального,
   торгового и других видов обслуживания сельского  населения,  сетей
   газификации,    водоснабжения,    электрификации,   телефонизации,
   тепловых и канализационных, дорожное строительство, в соответствии
   со   статьей   11   создаются  федеральный  и  региональные  фонды
   социального развития села как единая финансово - кредитная система
   целевого назначения.
       Средства фондов социального развития села формируются за  счет
   выпуска   целевых   займов,   привлечения  средств  юридических  и
   физических  лиц,  финансирования  из   соответствующих   бюджетов,
   добровольных   взносов   граждан,   заемных   и   иных  финансовых
   источников.
       2. Расходование   средств  фондов  социального  развития  села
   осуществляется на безвозвратной и возвратной основе  с  погашением
   выделяемых  ссуд  полностью  или  частично  за  счет  производимой
   сельскохозяйственными  товаропроизводителями  сельскохозяйственной
   продукции.
       Правительство Российской   Федерации   предоставляет   жителям
   сельской  местности  долгосрочный льготный кредит сроком до 20 лет
   на строительство,  реконструкцию или приобретение  индивидуального
   жилья  на селе с возможным погашением его за счет производимой ими
   сельскохозяйственной продукции.  Процентная ставка за  пользование
   этими кредитами не может превышать 1/4 учетной ставки Центрального
   банка Российской Федерации.
       3. Для  стимулирования привлечения на социальное развитие села
   дополнительных источников финансирования,  средств  юридических  и
   физических  лиц,  не предусмотренных федеральной,  региональными и
   местными программами социального  развития  села  на  определенный
   год,  и  создания  этим  стабильной финансовой основы содержания и
   развития   социальной    и    инженерной    инфраструктуры    села
   предусматривается   возмещение   органам  местного  самоуправления
   дополнительно привлеченных на  эти  цели  внебюджетных  источников
   финансирования  за  счет  выделения  на  один затраченный рубль по
   одному рублю из федерального и регионального бюджетов.  Механизм и
   порядок выделения этих средств устанавливается Федеральным законом
   Российской  Федерации  "О  фондах  социального  развития  села"  и
   предусматривает выделение отдельной статьей расходов в федеральном
   и региональном бюджетах  средств  на  поддержку  и  стимулирование
   социального развития села.
       Десять процентов таможенных пошлин,  взимаемых  на  территории
   Российской   Федерации   за   импорт   продовольственных  товаров,
   направляются на реализацию  программ  социального  развития  села.
   Указанное  требование  ежегодно  отражается в законе о федеральном
   бюджете на очередной финансовый год.

       Статья 11. Фонды социального развития села

       1. С целью аккумуляции средств для социального развития  села,
   направляемых   на  строительство  жилья,  учреждений  образования,
   здравоохранения,  культуры,   спорта,   предприятий   социального,
   торгового  и других видов обслуживания сельского населения,  сетей
   газификации,   водоснабжения,    электрификации,    телефонизации,
   тепловых  и  канализационных,  дорожное  строительство,  создаются
   федеральный и региональные фонды  социального  развития  села  как
   единая   финансово  -  кредитная  система  целевого  назначения  с
   расходованием средств  на  безвозвратной  и  возвратной  основе  и
   предоставлением  возможности  погашения  ссуд за счет выращенной в
   крестьянских     подворьях     и      коллективных      хозяйствах
   сельскохозяйственной  продукции.  Органы  местного  самоуправления
   вправе  создавать  аналогичные  фонды  в  сельских   муниципальных
   образованиях.
       2. Порядок образования и  использования  средств  федерального
   фонда  социального  развития села определяется Федеральным законом
   Российской  Федерации  "О  фондах  социального   развития   села",
   федеральная  часть которых должна быть не менее 5%  доходной части
   федерального бюджета Российской Федерации.
       3. Порядок  образования и использования средств региональных и
   местных   фондов   социального    развития    села    определяется
   соответственно   законами   субъектов   Российской   Федерации   и
   нормативными правовыми актами органов  местного  самоуправления  и
   Законом   Российской  Федерации  "О  финансовых  основах  местного
   самоуправления в Российской Федерации".

       Статья 12.  Финансирование  социального   развития   села   из
   федерального бюджета

       1. Средства   на  социальное  развитие  села  из  федерального
   бюджета   выделяются   путем   финансирования   целевых    затрат,
   федеральных  и межрегиональных программ социального развития села,
   через  трансферты  из  Федерального  фонда  финансовой   поддержки
   субъектов  Российской  Федерации,  Федерального  фонда социального
   развития села, субвенции и дотации из Федерального дорожного фонда
   Российской   Федерации,   затрат   по   финансовой   поддержке   и
   стимулированию социального  развития  села,  а  также  из  других,
   предусмотренных федеральными законами, источников.
       Ежегодному обязательному   финансированию   из    федерального
   бюджета подлежат следующие расходы на социальное развитие села:
       на реализацию  программ,   направленных   на   решение   общих
   социальных   проблем   развития   сельской  территории  Российской
   Федерации,  в том числе программы развития  депрессивных  сельских
   регионов;
       на реализацию программ,  направленных  на  развитие  отдельных
   отраслей   сельской   социальной   и   инженерной  инфраструктуры:
   жилищного  и  культурно  -  бытового  строительства,   жилищно   -
   коммунального    хозяйства,    транспорта,   связи,   образования,
   здравоохранения,   культуры,   социальной   защиты,    социального
   торгового  и бытового обслуживания,  газификации,  электрификации,
   водоснабжения, строительства автомобильных дорог.
       Все эти  программы  разрабатываются  Правительством Российской
   Федерации и  являются  неотъемлемой  составной  частью  ежегодного
   федерального бюджета.
       Финансированию из федерального бюджета также подлежат:
       затраты на  совершенствование  градостроительной  политики  на
   селе,  в  том  числе  на  разработку  типовых  генеральных  планов
   комплексного  развития  сельских  поселений,  проектов новых типов
   сельских жилых и общественных зданий;
       затраты на    развитие    профессионального   образования   по
   подготовке  и  переподготовке  специалистов  сельскохозяйственного
   производства и социально - культурной сферы;
       расходы на долгосрочное кредитование индивидуального жилищного
   строительства на селе;
       расходы на научные исследования в области социального развития
   села;
       программы поддержки   отдельных   групп  сельского  населения:
   малочисленных народов Севера, военнослужащих, увольняемых в запас,
   молодых и малообеспеченных семей, беженцев и переселенцев.
       2. До принятия Правительством Российской Федерации специальных
   программ  по  социальному  развитию  села  и выделения на эти цели
   средств  федерального   бюджета   согласно   статьи   11   Закона,
   федеральная  часть  Федерального  фонда  социального развития села
   формируется  за   счет   предоставления   коммерческими   банками,
   определенными   Министерством   финансов   Российской   Федерации,
   кредитных ресурсов  под  поручительство  Правительства  Российской
   Федерации.
       Расходы по  погашению  и   обслуживанию   указанного   кредита
   производятся за счет средств федерального бюджета, предусмотренных
   Федеральным  законом  "О  федеральном  бюджете"   на   последующий
   финансовый год или государственными ценными бумагами.

       Статья 13.   Финансирование   социального   развития  села  из
   бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

       1. Финансирование социального развития села  за  счет  средств
   бюджетов  субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке,
   установленном    соответственно    законодательством    Российской
   Федерации, субъектов   Российской   Федерации,   их   нормативными
   правовыми актами.
       Обязательному и  первоочередному  финансированию  из  бюджетов
   субъектов Российской  Федерации  подлежат  региональные  программы
   социального   развития   села,   газификация  сельских  населенных
   пунктов,  дорожное строительство,  электрификация,  телефонизация,
   радиофикация   сел,  строительство  школ,  лечебных,  культурно  -
   бытовых  учреждений,  других  объектов  социальной  и   инженерной
   инфраструктур села.
       В состав источников финансирования социального  развития  села
   из  бюджетов  субъектов Российской Федерации входят:  региональная
   доля средств Федерального  фонда  финансовой  поддержки  субъектов
   Российской   Федерации,   региональная  часть  Федерального  фонда
   социального развития села,  средств федерального  и  регионального
   бюджетов  на поддержку и стимулирование социального развития села,
   средств регионального Фонда социального развития  села,  различные
   субвенции и дотации и инвестиционные кредиты.
       2. Финансирование  социального  развития   села   из   местных
   бюджетов  осуществляется  в порядке,  установленном соответственно
   законодательством  Российской  Федерации,   субъектов   Российской
   Федерации   и  нормативно  -  правовыми  актами  органов  местного
   самоуправления.
       Органами местного   самоуправления  оказывается  содействие  в
   реализации  федеральных  и   региональных   программ   социального
   развития  села,  обеспечивается  строительство  дорог и подъездных
   путей  к   социальным   и   производственным   объектам,   ведется
   благоустройство   населенных  пунктов  и  межселенных  территорий,
   газификация,   электрификация,   радиофикация   улиц   и    домов,
   организуется   работа  и  финансирование  школ,  больниц,  клубов,
   библиотек  и  других  учреждений  социальной  сферы.   Потребность
   средств  на социальное развитие и содержание социальной сферы села
   закладывается   в   местные    бюджеты.    В    местном    бюджете
   предусматривается    развитие   на   селе   всех   предусмотренных
   законодательством форм собственности  и  хозяйствования,  создание
   эффективной  сельской  экономики  -  основы налоговой и финансовой
   базы социального развития села.
       Недостающие для полного покрытия потребностей социальной сферы
   и  социального  развития  села  финансовые  ресурсы  закладываются
   отдельной статьей расходов в бюджете субъекта Российской Федерации
   и  местном  бюджете  и   подлежат   возмещению   местным   органам
   самоуправления   в  форме  трансфертных  перечислений.  Порядок  и
   механизм финансовой  поддержки  местных  бюджетов,  обеспечивающих
   полное  финансирование  содержания  социальной сферы и социального
   развития   села,   определяется    законодательством    Российской
   Федерации,  субъектов  Российской  Федерации  и  правовыми  актами
   местного самоуправления.

       Статья 14.  Финансирование социального развития села  за  счет
   средств юридических и физических лиц

       1. Юридические  и  физические  лица участвуют в финансировании
   социального  развития  села  путем  прямого   финансирования   или
   кредитования   строительства   и   содержания   объектов  сельской
   социальной и инженерной инфраструктуры,  уплаты  налогов,  пошлин,
   сборов,   платежей  за  пользование  недрами  и  иными  природными
   ресурсами (недрами,  водой, забираемой промышленными предприятиями
   из  водохозяйственных  систем,  налога с лесного дохода),  а также
   акцизов по отдельным  видам  минерального  сырья  (нефть  и  газ),
   добровольного  целевого  внесения  средств  в  местные  бюджеты  в
   порядке, установленном законодательством.
       2. Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность
   в отраслях  топливно  -  энергетического  комплекса,  участвуют  в
   социальном  развитии  села  путем  отчисления  в бюджеты субъектов
   Российской Федерации в соответствии с налоговым  законодательством
   Российской  Федерации  налога  на  добавленную  стоимость с объема
   реализации  энергоносителей  сельским  потребителям  в  порядке  и
   объемах,  устанавливаемых  законодательством  субъектов Российской
   Федерации.
       3. Юридические  лица,  участвующие в социальном развитии села,
   освобождаются от налогообложения части  прибыли,  направляемой  на
   социальное   развитие   села,  создание  социальной  и  инженерной
   инфраструктур, оказание услуг сельскому населению, на сохранение и
   восстановление  памятников истории,  культуры и природы в сельской
   местности,  и получают  инвестиционные  кредиты  на  эти  цели  на
   льготных условиях.
       Порядок предоставления    указанных     льгот     определяется
   Правительством  Российской  Федерации  и  органами государственной
   власти субъектов Российской Федерации.

                  Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУСТРОЙСТВА
           СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ
                РАССЕЛЕНИЯ И ЖИЗНИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

       Статья 15.    Особенности    государственной    политики    по
   совершенствованию расселения, планировки и застройки на селе

       Государственная политика   по   совершенствованию  расселения,
   планировки и застройки на селе предусматривает и гарантирует:
       развитие всех  сельских  поселений  независимо от численности,
   создание в них благоприятной среды обитания;
       выделение в  системе  расселения  сельского  населения опорных
   поселений,  выполняющих функции центров  социально  -  культурного
   обслуживания населения;
       учет мнения  населения  при  разработке   и   изменении   схем
   планировки и генеральных планов застройки сельских поселений;
       ориентацию при осуществлении жилищного строительства  на  селе
   преимущественно на индивидуальные дома с приусадебными участками и
   надворными постройками для ведения личного подсобного хозяйства;
       разработку и   применение  при  застройке  сельских  поселений
   новых,  учитывающих  специфику  села  технологий,   обеспечивающих
   экономию   затрат   на   обслуживание  и  повышающих  комфортность
   проживания;
       проектирование типовых  сельских домов с учетом лучших мировых
   достижений;
       обеспечение сооружениями  и  коммуникациями транспорта в целях
   создания доступа к местам учебы,  работы  и  отдыха  с  учетом  их
   функциональных особенностей, компактности застройки;
       учет перспектив     развития     социальной    и    инженерной
   инфраструктуры   сельского   поселения   при   осуществлении   его
   планировки и застройки;
       обеспечение сельскому   населению   доступности   и   удобства
   пользования      объектами     социальной     инфраструктуры     и
   производственными объектами;
       бесперебойное электро- и газоснабжение сельских потребителей и
   расширение сферы потребления  электроэнергии  и  газа  в  сельском
   быту;
       сохранение и  восстановление памятников архитектуры,  истории,
   материальной  и  духовной  культуры  и  природных   ландшафтов   с
   перспективой  использования  их  в  культурно - просветительских и
   туристических целях;
       расширение использования     возможностей      индустриального
   домостроения в сельском строительстве.

       Статья 16.  Особенности  государственной  политики по развитию
   инженерной инфраструктуры села

       Государственная политика   в   области   развития   инженерной
   инфраструктуры села предусматривает и гарантирует:
       расширение использования     для     энергоснабжения      села
   возобновляемых источников энергии:  энергии солнца,  ветра,  тепла
   земли,  естественного  движения  водных  потоков,  существующих  в
   природе градиентов температур и других;
       обеспечение сельского  населения  питьевой  водой  и водой для
   производственно - хозяйственных нужд в соответствии со стандартами
   качества;
       оборудование вновь  вводимого  и  реконструируемого  сельского
   общественного  жилого  фонда  и объектов социальной инфраструктуры
   села  системами  электро-,   газо-,   тепло-,   и   водоснабжения,
   канализации, приема телевещания;
       бесперебойное обеспечение  всех  сельских  поселений  услугами
   почтовой и телефонной связи;
       разработку и   применение   принципиально   новых  технических
   решений   и   технологий,   обеспечивающих    благоприятность    и
   комфортность среды обитания сельского населения,  экономию средств
   и снижение нагрузки на окружающую природную среду;
       расширение и   повышение  качества  предоставляемых  сельскому
   населению платных транспортных и  других  механизированных  услуг,
   связанных  с  перевозкой  сельскохозяйственной продукции,  кормов,
   скота,  топлива,  обработкой  приусадебных  участков,  посадкой  и
   уборкой     выращиваемых    в    личных    подсобных    хозяйствах
   сельскохозяйственных культур;
       полное удовлетворение   спроса   сельских  жителей  на  услуги
   общественного  пассажирского  транспорта  путем  расширения   сети
   автомобильных   дорог   с   твердым  покрытием,  развития  системы
   специализированных  транспортно  -  экспедиционных  предприятий  и
   организаций, дополнительных сельских автобусных маршрутов;

       Статья 17.  Стимулирование  проживания  и  работы  в  сельской
   местности

       Лицам, нуждающимся в  улучшении  жилищных  условий,  постоянно
   проживающим и работающим в сельской местности, в том числе занятым
   в  производстве сельскохозяйственной продукции на личных подворьях
   из  средств  федерального  бюджета  предоставляются   долгосрочные
   кредиты   на   строительство,   приобретение   или   реконструкцию
   индивидуального жилья сроком до 20 лет с возвратом основной  части
   долга и процентов по нему, начиная со второго года после получения
   указанного кредита и возможным  погашением  за  счет  производимой
   ссудозаемщиком  сельскохозяйственной продукции.  Процентная ставка
   за пользование этими средствами определяется ежегодно в  законе  о
   федеральном  бюджете  и  не может превышать одну четвертую учетную
   ставку Центрального Банка России.
       Лицам, указанным  в   абзаце   1   настоящей   статьи,   также
   предоставляются   ссуды   на   строительство,   приобретение   или
   реконструкцию жилья из средств фондов социального  развития  села,
   предусмотренных статьей 11 Закона.
       Лицам, работающим  и  производящим   товарную   продукцию   на
   сельских  подворьях,  не  имеющих  другого  места работы,  а также
   регулярно  перечисляющим  платежи  в  Пенсионный  фонд  Российской
   Федерации,  соответствующий трудовой период зачисляется в трудовой
   стаж,  исчисляемый  для  назначения   государственной   пенсии   в
   соответствии с законодательством о труде.

       Статья 18.  Льготы и компенсации, предоставляемые специалистам
   отраслей социальной сферы села и специалистам сельского хозяйства

       1. Специалистам отраслей социальной сферы села и  специалистам
   сельского хозяйства, прибывшим после окончания учреждения среднего
   или высшего профессионального образования  на  работу  в  сельскую
   местность,  в  порядке  и  на  условиях,  предусмотренных трудовым
   договором   (контрактом),    за    счет    средств    работодателя
   предоставляются следующие льготы:
       25-процентное повышение окладов и тарифных ставок по сравнению
   со ставками специалистов государственных и муниципальных унитарных
   предприятий  и  учреждений  аналогичных  категорий,  работающих  в
   городских условиях;
       30-процентная скидка в  оплате  жилой  площади,  занимаемой  в
   домах  государственного  и  муниципального  жилых фондов,  а также
   коммунальных услуг, включая приобретение топлива;
       приоритетное получение кредитов и ссуд на льготных условиях на
   строительство или приобретение жилья в соответствии со статьей  17
   Закона,  а  также предоставление компенсации транспортных расходов
   при разъездном характере работы;
       предоставление земельных  участков  из фонда перераспределения
   земель  органов  местного  самоуправления  специалистам,  желающим
   организовать крестьянское (фермерское) хозяйство.
       2. Семьям специалистов, переселяющимся для постоянной работы в
   сельскую   местность   по  договору  переселения,  заключенному  с
   территориальными     подразделениями      федерального      органа
   исполнительной  власти  по  вопросам  занятости,  в  дополнение  к
   указанным в пункте 1 льготам предоставляется право на:
       получение за счет средств федерального бюджета единовременного
   денежного пособия  на  каждого  члена  семьи  в  объеме  не  менее
   пятидесяти   минимальных   размеров  оплаты  труда,  установленной
   действующим  законодательством,  и  оплату  стоимости  проезда   и
   провоза  домашнего  имущества  весом  до  пяти  тонн  на  семью от
   прежнего места жительства до места вселения;
       получение отдельного   жилого  дома  (квартиры)  с  надворными
   постройками и приусадебным участком на  условиях,  предусмотренных
   договором,  который  заключается  между  переселяющейся  семьей  и
   организацией,  для работы,  в которой  переселяются  члены  (член)
   семьи, или органом местного самоуправления;
       бронирование сроком   на   три   года    жилой    площади    в
   государственном  или муниципальном жилом фонде по месту проживания
   до переселения.
       Членам указанных  семей  сохраняется  непрерывность  трудового
   стажа, если перерыв в работе не превышает одного месяца, не считая
   времени  переезда,  для получения процентных надбавок к заработной
   плате, расчетов по оплате больничных листов и других льгот.
       3. Органы    государственной    власти   и   органы   местного
   самоуправления вправе за  счет  средств  соответствующих  бюджетов
   вводить дополнительные льготы для лиц, указанных в статьях 17 и 18
   Закона.
       Порядок предоставления  льгот  и компенсаций,  предусмотренных
   пунктами 1 и 2, устанавливает Правительство Российской Федерации.

          Глава IV. ПЕРЕДАЧА ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ И ИНЖЕНЕРНОЙ
              ИНФРАСТРУКТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

       Статья 19.  Условия  передачи объектов социальной и инженерной
   инфраструктуры, принадлежащих сельскохозяйственным организациям, в
   муниципальную собственность

       1. В  целях  улучшения  функционирования объектов социальной и
   инженерной  инфраструктуры  и  освобождения   сельскохозяйственных
   организаций от функций по их содержанию и технической эксплуатации
   указанные   объекты   могут   передаваться   сельскохозяйственными
   организациями в муниципальную собственность.
       2. Передача объектов социальной и  инженерной  инфраструктуры,
   принадлежащих  сельскохозяйственным организациям,  в муниципальную
   собственность осуществляется по решению собственников (акционеров)
   сельскохозяйственной   организации   с   учетом  мнения  трудового
   коллектива.

       Статья 20.  Финансирование расходов на содержание передаваемых
   в  муниципальную  собственность  объектов  социальной и инженерной
   инфраструктуры

       Расходы местных  бюджетов   на   содержание   передаваемых   в
   муниципальную   собственность  объектов  социальной  и  инженерной
   инфраструктуры    учитываются     ежегодно     при     определении
   взаимоотношений  между  федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
   Российской Федерации в законе о федеральном бюджете  на  очередной
   финансовый   год.   Данные  расходы  устанавливаются  в  указанных
   бюджетах отдельной строкой.

       Статья 21.  Финансирование  расходов  на  содержание  объектов
   социальной  и  инженерной  инфраструктуры,  остающихся  на балансе
   сельскохозяйственных организаций

       Расходы на  содержание  объектов   социальной   и   инженерной
   инфраструктуры,   остающихся   на   балансе   сельскохозяйственных
   организаций,  производятся за счет средств федерального бюджета  и
   бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  в  объеме  нормативных
   затрат.  Данные расходы устанавливаются  в  указанных  бюджетах  и
   учитываются в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый
   год в порядке, предусмотренном статьями 12 и 13 Закона.

            Глава V. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЦИАЛЬНЫМ
                             РАЗВИТИЕМ СЕЛА

       Статья 22.    Организация    статистического   наблюдения   за
   социальным развитием села и паспортизация сельских поселений

       1. Федеральный орган исполнительной  власти  по  статистике  в
   порядке,   определяемом   Правительством   Российской   Федерации,
   осуществляет статистическое  наблюдение  за  социальным  развитием
   села   путем   проведения   сплошных   и  выборочных  обследований
   социального развития села с выделением  показателей  произведенных
   на эти цели затрат за счет средств федерального, территориальных и
   местных бюджетов,  а также путем проведения паспортизации сельских
   поселений.
       2. Паспортизация сельских поселений проводится один раз в пять
   лет   по   перечню   показателей,   утверждаемому   Правительством
   Российской Федерации.
       3. Один раз в пять лет в Российской Федерации проводится малая
   перепись сельского населения и перепись поголовья скота в порядке,
   установленном Правительством Российской Федерации.

           Глава VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА

       Статья 23. Вступление в силу Закона

       1. Закон   вступает   в   силу   со   дня   его   официального
   опубликования.
       2. Признать утратившим силу Закон РСФСР "О социальном развитии
   села" (Ведомости Верховного Совета РСФСР,  1990,  N 30,  ст.  411;
   1993, N 21, ст. 748) со дня вступления в силу Закона.

       Статья 24. Заключительные положения

       1. Предложить   Президенту  Российской  Федерации  и  поручить
   Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев привести
   свои нормативные правовые акты в соответствие с Законом.
       2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение  трех
   месяцев  разработать  и  принять  необходимые нормативные правовые
   акты по реализации Закона.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
               К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ
              ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СЕЛА"

       Необходимость принятия   Федерального   закона   "Об   основах
   законодательства  о  социальном  развитии  села" вызвана глубокими
   социально - экономическими изменениями,  которые произошли в жизни
   российской  деревни  после  вступления  в  силу в 1990 году Закона
   РСФСР "О социальном развитии села".
       Указанный Закон  был  принят  в  условиях дореформенной модели
   хозяйствования и  иного правового поля - до реорганизации колхозов
   и  совхозов,  до  принятия   Конституции   Российской   Федерации,
   закрепившей  равенство  различных форм собственности,  до передачи
   функций   управления   и   финансирования   социальной   сферы   с
   республиканского   на   местный  уровень,  до  вступления  в  силу
   Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об
   общих  принципах  организации местного самоуправления в Российской
   Федерации" и ряда других  законодательных  актов,  так  или  иначе
   связанных с регулированием социального развития села.
       Проект Федерального  закона  "Об  основах  законодательства  о
   социальном  развитии  села"  основан  на нескольких концептуальных
   положениях, которые и определяют его содержание.
       Прежде всего,  в  проекте Закона село рассматривается как одна
   из  важнейших   составных   частей   российского   общества,   как
   исторически  сложившаяся  социально  -  территориальная подсистема
   общества,  выполняющая  определенные  народно   -   хозяйственные,
   социальные  и  духовные функции и отличающаяся особыми условиями и
   образом жизни людей.
       Современное российское  село переживает процесс приспособления
   к  новым  рыночным  отношениям,  которые  развиваются  в  условиях
   функционирования  многообразия  форм собственности,  в том числе и
   частной.  В сложившейся ситуации социальная сфера села все  больше
   становится    "бесхозной",    как   бы   излишней   при   развитии
   предпринимательской деятельности.  Тотальное ухудшение  социальной
   ситуации   на   селе  подрывает  основы  долгосрочной  перспективы
   развития  аграрного  сектора  и   представляет   собой   серьезную
   опасность для стабильности всего российского общества.
       Проект базируется на концепции,  предусматривающей в  качестве
   стратегической  цели  создание в городе и деревне социально равных
   условий жизни, возможностей равного приложения труда и инвестиций,
   оптимальное выполнение   селом   его   народно   -  хозяйственных,
   социальных и других функций.
       Принимая во   внимание   особенности   села  как  социально  -
   экономической общности,  его критическое  состояние,  исторический
   долг  города  деревне,  мировой  зарубежный  и отечественный опыт,
   статья   5   проекта   Закона   юридически   закрепляет    принцип
   государственной   поддержки   социального   развития   села,   при
   одновременном   стимулировании   инициативы    органов    местного
   самоуправления, юридических   и   физических  лиц,  осуществляющих
   хозяйственную деятельность в сельской местности, по привлечению на
   социальное обустройство села дополнительных инвестиций.
       Важное   значение   имеет   впервые   юридически  закрепленное
   статьями 6 - 7  разграничение  полномочий  в  области  социального
   развития  села  между федеральными органами государственной власти
   Российской Федерации,  органами государственной  власти  субъектов
   Российской  Федерации  и  органами  местного  самоуправления,  что
   позволяет проводить целенаправленную,  согласованную и эффективную
   политику  по развитию социальной сферы и инженерной инфраструктуры
   села.
       В качестве  источников  финансового  обеспечения   социального
   развития   села   статья   10   проекта   Закона   предусматривает
   многоканальную финансовую систему,  образующуюся за счет  долевого
   участия  средств  федерального бюджета,  территориальных и местных
   бюджетов,  внебюджетных фондов (в основном долгосрочного льготного
   кредитования), средств юридических и физических лиц.
       С целью  аккумуляции,  эффективного  и  целевого использования
   средств,  направляемых на развитие социальной сферы  и  инженерной
   инфрастуктуры села,  статьей  11  законопроекта  предусматривается
   создание    федерального,   территориальных   и   местных   фондов
   социального развития села.
       С целью   осуществления  контроля  за  целевым  использованием
   средств фондов социального развития села статьи 12 - 13 юридически
   закрепляют   перечень   расходов   на  социальное  развитие  села,
   подлежащих    ежегодному    обязательному    финансированию     из
   федерального, территориальных и местных бюджетов.
       Для стимулирования  активности населения,  а также юридических
   лиц,   участвующих   в   социальном    развитии    села,    проект
   предусматривает предоставление им льгот и компенсаций.
       В целях    улучшения   демографической   политики   на   селе,
   стимулирования проживания и работы в сельской местности,  а  также
   закрепления  специалистов  отраслей  социальной сферы законопроект
   предоставляет отдельным категориям граждан льгот и компенсаций.
       Проект Закона  также  регулирует  отношения,   возникающие   в
   процессе передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры,
   принадлежащих сельскохозяйственным организациям,  в  муниципальную
   собственность.
       Проект Закона  носит,  в   основном,   рамочный   характер   и
   охватывает основную совокупность отношений, связанных с социальным
   развитием села на современном этапе и  предусматривает  дальнейшую
   законотворческую деятельность в области социального развития села.






                                ПЕРЕЧЕНЬ
              ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ
            ОТМЕНЕ, ИЗМЕНЕНИЮ И ДОПОЛНЕНИЮ В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                      О СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СЕЛА"

       В случае   принятия   Федерального    закона    "Об    основах
   законодательства  о  социальном  развитии села" подлежат признанию
   утратившими силу:
       1. Закон  РСФСР "О социальном развитии села" (Ведомости Съезда
   народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР,  1990,  N  30,
   ст. 411,  Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
   и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст. 748).
       В случае    принятия    Федерального    закона   "Об   основах
   законодательства о социальном развитии села" до вступления  его  в
   силу необходимо внести изменения и дополнения:
       1. Статью 89 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в  РСФСР"
   (Ведомости  Съезда  народных  депутатов  РСФСР и Верховного Совета
   РСФСР, 1990, N 27, ст. 351).






                О ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ
        ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                      О СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СЕЛА"

       В проекте  Федерального  закона "Об основах законодательства о
   социальном  развитии  села"   финансовая   идеология   социального
   развития   села   основывается   на   разграничении  полномочий  и
   компетенций   в   области   развития   социальной   и   инженерной
   инфраструктуры  села  между  федеральными,  региональными органами
   исполнительной власти  и  органами  местного  самоуправления,  что
   значительно сокращает финансовую нагрузку на федеральный бюджет.
       В соответствии со статьей 12 данного законопроекта  ежегодному
   обязательному  финансированию  из  федерального  бюджета  подлежат
   расходы на социальное развитие села через  реализацию  федеральных
   целевых  программ  по  развитию  на  селе  жилищного,  культурно -
   бытового   строительства,    транспорта,    связи,    образования,
   здравоохранения,  культуры,  торгового  и  бытового  обслуживания,
   газификации,   электрификации,   водоснабжения   и   строительства
   автомобильных дорог.
       Среднегодовая потребность в финансовых средствах  на  развитие
   социальной и инженерной инфраструктуры села, определенная проектом
   Федеральной целевой программы "Социальное развитие села на 2000  -
   2005 годы", составляет 76,5 млрд. рублей,
   в том числе:

   Средства федерального бюджета                    12,6 млрд. рублей
     из них:
     средства федерального дорожного фонда           2,4 млрд. рублей
     средства федерального бюджета на                2,0 млрд. рублей
     возвратной основе
   Средства территориальных бюджетов                24,9 млрд. рублей
     из них:
     средства территориальных дорожных фондов        8,4 млрд. рублей
   Средства местных бюджетов                         6,7 млрд. рублей
   Средства сельхозпредприятий                       8,6 млрд. рублей
   Средства предприятий ОАО "Газпром"                0,6 млрд. рублей
   Средства предприятий РАО "ЕЭС России"             3,9 млрд. рублей
   Средства предприятий АО "Электросвязь"            0,3 млрд. рублей
   Средства предприятий газового хозяйства           2,5 млрд. рублей
   Средства прочих предприятий                       1,0 млрд. рублей
   Средства юридических и физических лиц             9,0 млрд. рублей
   Кредиты коммерческих банков                       6,4 млрд. рублей

       Кроме того,   на   содержание   передаваемых  в  муниципальную
   собственность  и  остающихся   на   балансе   сельскохозяйственных
   товаропроизводителей     объектов    социальной    и    инженерной
   инфраструктуры села предусматривается в сумме 12,7 млрд. рублей.
       Проект Федеральной целевой программы "Социальное развитие села
   на 2000 - 2005 годы" разработан Минсельхозпродом России и  получил
   одобрение  Минздрава  России  (Вялков А.И.,  письмо  от 01.12.98),
   Минкультуры России (Дементьева Н.Л.  -  03.12.98),  Минобразование
   России (Балыхин Г.А.  - 07.12.98), Госстроя России (Борисов В.А. -
   01.12.98),  Центросоюза   России    (Ермаков В.Ф.   -   09.12.98),
   Росбытсоюза России (Шкуров И.Ф.  - 01.12.98), ОАО "Росгазификация"
   (Рахуба В.С.  -  03.12.98),  Госкомсвязи   России  (Мардер Н.С.  -
   07.12.98  с  учетом замечаний),  Минприроды России (Михеев Н.Н.  -
   07.12.98 с учетом замечаний).
       В целях  эффективного  использования средств,  направляемых на
   социальное  развитие  села  и   осуществление   контроля   за   их
   использованием,    законопроектом    предусматривается    создание
   Федерального и региональных фондов социального развития села.
       Федеральная часть Федерального фонда социального развития села
   образуется  согласно   представленному   законопроекту   за   счет
   направления на социальное развитие села не менее 5% доходной части
   федерального бюджета и не менее 10% от таможенных пошлин за импорт
   продовольственных товаров.
       Использование средств   фондов   социального   развития   села
   предлагается  осуществлять  на  возвратной и безвозвратной основе.
   Возврат  предоставляемых  кредитных   ресурсов   предусматривается
   осуществлять   как   денежными   средствами,  так  и  путем  сдачи
   производимой      сельскохозяйственными      товаропроизводителями
   сельхозпродукции.
       В случае отсутствия в федеральном бюджете необходимых  средств
   на  эти  цели,  статьей  12  данного  законопроекта  предусмотрено
   формирование федеральной части фонда социального развития села  за
   счет   предоставления   специально  уполномоченными  коммерческими
   банками  кредитных  ресурсов  под   поручительство   Правительства
   Российской  Федерации  с  погашением  за счет средств федерального
   бюджета следующего финансового года или  государственными  ценными
   бумагами.
       Предполагается, что указанные источники будут  устанавливаться
   ежегодно при утверждении федерального бюджета,  бюджетов субъектов
   Российской Федерации, местных бюджетов.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz