Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ NO. 8524/98 ОТ 16 МАРТА 1999 Г. ПО ИСКУ О РАЗРЕШЕНИИ РАЗНОГЛАСИЙ, ВОЗНИКШИХ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ КУПЛИ-ПРОДАЖИ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


        ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 16 марта 1999 г. No. 8524/98

       Президиум Высшего   Арбитражного   Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел протест заместителя Председателя  Высшего  Арбитражного
   Суда  Российской  Федерации  на решение Арбитражного суда Брянской
   области   от   21.08.98   по  делу  No.   3179/21  и постановление
   Федерального  арбитражного суда Центрального округа от 24.11.98 по
   тому же делу.
       Заслушав и   обсудив   доклад   судьи,   Президиум   установил
   следующее.
       Закрытое   акционерное   общество   "Спутник"   обратилось   в
   Арбитражный  суд Брянской области с иском к Комитету по управлению
   муниципальным  имуществом города Брянска о разрешении разногласий,
   возникших   при   заключении   договоров   купли-продажи   нежилых
   помещений.
       Решением  от  27.05.98  условия  договоров  No.  1 и 2 в части
   размера  выкупаемых помещений приняты в редакции покупателя,  цена
   помещения по договору No. 1 установлена в сумме 77817 рублей.
       Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением
   от 20.07.98 решение отменил,  дело направил на новое рассмотрение,
   поскольку  в резолютивной  части  решения содержались выводы не по
   всем  разногласиям,  в  частности,  о  цене  помещения по договору
   No. 2. Кроме того, не исследован вопрос  о  фактически  занимаемых
   покупателем помещениях.
       При  новом  рассмотрении  решением  от  21.08.98 суд установил
   продажную  цену  выкупаемых  помещений  по договору No.  1 в сумме
   77819 рублей за 283,7 кв.  метра и договору No. 2 - в сумме 303598
   рублей за 1096,8 кв. метра. Суд также исключил из договоров ссылку
   на  акты  органов  местного  самоуправления,   касающиеся  порядка
   приватизации и продажи сданного в аренду муниципального имущества.
       Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением
   от 24.11.98 решение оставил без изменения.
       В  протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
   Российской  Федерации  предлагается судебные акты от 21.08.98 и от
   24.11.98 отменить, дело направить на новое рассмотрение.
       Президиум  считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению по
   следующим основаниям.
       В  соответствии  с договором купли-продажи от 23.03.93 No.  8,
   заключенным  Комитетом  по  управлению имуществом города Брянска и
   ЗАО   "Спутник",   последний  выкупил  арендованное  муниципальное
   имущество  магазина  No.  50 "Спутник",  расположенного по адресу:
   г. Брянск, ул. Профсоюзов, 9 и 11.
       Пунктом    1.4   договора   предусмотрено,    что   покупателю
   предоставляется  право  на  заключение долгосрочного (сроком на 15
   лет)  договора  аренды  занимаемого приватизированным предприятием
   помещения,   не   вошедшего  в состав  приобретенного  покупателем
   имущества, а также на приобретение его в собственность.
       На основании этого условия ЗАО "Спутник" заключило с Комитетом
   по   управлению  имуществом  города  Брянска  договоры  аренды  от
   01.03.94 и от 20.03.94 со сроком аренды по 31.12.2008.
       Договоры    купли-продажи    на   приобретение   помещений   в
   собственность  комитетом  подписаны  с разногласиями  по отдельным
   условиям,  в  том числе по цене.  Свои требования в отношении цены
   продаваемых  помещений  комитет  мотивировал положением "О порядке
   продажи  сданных в аренду объектов муниципального нежилого фонда в
   г.  Брянске",  утвержденным  постановлением  администрации  города
   Брянска  от  07.02.96  No.  138,  а  также положением "О порядке и
   условиях  приватизации муниципальной собственности в г.  Брянске",
   утвержденным  постановлением  Брянского городского Совета народных
   депутатов от 26.03.97 No. 19.
       Принимая  решение  об установлении цены выкупаемых помещений в
   редакции ЗАО "Спутник",  суд исходил из того,  что последнее стало
   собственником имущества магазина,  а помещения заняло на основании
   заключенных  с комитетом договоров аренды.  Следовательно,  в силу
   пункта     5.14.6     Государственной    программы    приватизации
   государственных    и   муниципальных   предприятий   в  Российской
   Федерации,  утвержденной Указом Президента Российской Федерации от
   24.12.93  No.  2284  (далее - Программа приватизации) и пункта 4.5
   Основных    положений   государственной   программы   приватизации
   государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
   после   01.07.94,   утвержденных   Указом   Президента  Российской
   Федерации  от  22.07.94  No.  1535  (далее  - Основные положения),
   покупатель имеет право на выкуп нежилых помещений.  Цена помещений
   определена судом применительно к пункту 4.9 Основных положений.
       Однако  судебные  акты  в части  установления  цены выкупаемых
   помещений  приняты  без  учета  положений  Федерального  закона от
   21.07.97  No.  123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и
   об  основах  приватизации  муниципального  имущества  в Российской
   Федерации".
       В  соответствии  с пунктом 4 статьи 31 названного Федерального
   закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и
   нормативные  правовые  акты  Правительства Российской Федерации по
   вопросам,   которые   согласно   настоящему   Федеральному  закону
   регулируются другими федеральными законами,  действуют до введения
   в   действие  соответствующих  федеральных  законов  в части,   не
   противоречащей законодательству Российской Федерации.
       Статьей  4 упомянутого Федерального закона предусмотрено,  что
   основы   приватизации   муниципального   имущества   в  Российской
   Федерации  устанавливаются  федеральным  законом о государственной
   программе  приватизации  государственного  имущества  в Российской
   Федерации.
       Следовательно,  до принятия программы приватизации действующие
   программы приватизации, утвержденные Указами Президента Российской
   Федерации,   могут   применяться   в  части,   не   противоречащей
   Федеральному  закону  "О приватизации государственного имущества и
   об  основах  приватизации  муниципального  имущества  в Российской
   Федерации".
       Статья  26  Федерального закона от 21.07.97 регулирует порядок
   выкупа  государственного или муниципального имущества,  сданного в
   аренду.  Пункт  1 этой  статьи касается двух способов приватизации
   сданного  в аренду имущества:  в соответствии с договором аренды с
   правом выкупа, если размер выкупа, сроки и порядок его внесения, а
   также   иные   условия   установлены   указанным   договором  либо
   посредством  преобразования  государственного  или  муниципального
   унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
       В  других  случаях  согласно  пункту  2 статьи  26  названного
   Федерального   закона  арендатор  имущества  государственного  или
   муниципального  унитарного  предприятия,  признанный покупателем в
   соответствии  со  статьей 9 настоящего Федерального закона,  может
   приобрести   такое   имущество   в  порядке,   установленном  этим
   Федеральным    законом,    а   также   соответственно   программой
   приватизации   и  программами  приватизации  субъектов  Российской
   Федерации.
       В  статье 16 Федерального закона от 21.07.97 одним из способов
   приватизации  государственного  и муниципального  имущества  также
   назван  выкуп  арендованного  государственного  или муниципального
   имущества.
       Однако  пункт  3 статьи  26  названного Федерального закона не
   относит  к предмету  ведения федерального закона о государственной
   программе  приватизации  государственного  имущества  в Российской
   Федерации  порядок  определения стоимости выкупаемого арендаторами
   муниципального имущества.
       Поэтому   установленное   пунктом   4.9   Основных   положений
   ограничение  (выкупная стоимость нежилых помещений определяется по
   методике,  утвержденной органом местного самоуправления,  при этом
   она  не должна превышать суммы годовой арендной платы,  умноженной
   на  соответствующий  коэффициент) не подлежит применению с момента
   введения   в  действие   Федерального   закона   "О   приватизации
   государственного    имущества    и   об    основах    приватизации
   муниципального имущества в Российской Федерации".
       Таким  образом,  в случае,  если права и обязанности сторон по
   выкупу  арендованного помещения возникли после введения в действие
   названного закона, при определении стоимости помещения не подлежат
   применению   ограничения,   установленные  в абзаце  3 пункта  4.9
   Основных  положений  о том,  что продажная цена не может превышать
   годовой арендной платы,  установленной в договоре аренды, с учетом
   соответствующих коэффициентов.
       Исходя  из  указанных  обстоятельств принятые по делу судебные
   акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
       При  новом  рассмотрении  дела  суду  следует выяснить,  когда
   возникли правоотношения сторон по выкупу помещений и в зависимости
   от   этого   определить,   подлежат   ли  применению  ограничения,
   установленные  в абзаце  3 пункта  4.9 Основных положений либо эти
   ограничения применяться не должны.
       Суду   также  следует  дать  оценку  возражениям  Комитета  по
   управлению  имуществом  города  Брянска  о задолженности  истца по
   арендной плате, что влечет согласно положению от 07.02.96 No.  138
   приостановление рассмотрения заявления на выкуп помещения.
       Учитывая изложенное   и   руководствуясь   статьями    187-189
   Арбитражного процессуального    кодекса    Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                          п о с т а н о в и л:

       решение Арбитражного суда Брянской области от 21.08.98 по делу
   No.   3179/21   и  постановление  Федерального  арбитражного  суда
   Центрального округа от 24.11.98 по тому же делу отменить.
       Дело   направить  на  новое  рассмотрение  в первую  инстанцию
   Арбитражного суда Брянской области.

                                                         Председатель
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                         В.Ф. ЯКОВЛЕВ



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz