Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 10.03.99 N 3728-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЗАЩИТУ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА И ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭТОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 10 марта 1999 г. N 3728-II ГД

                     О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
         "О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
             НА ЗАЩИТУ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА И ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
                 ЭТОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять в  первом  чтении  проект  Федерального  закона  "О
   конституционном праве граждан Российской Федерации на защиту чести
   и  достоинства  и  об  обеспечении  этого  права  государством   и
   обществом",     внесенный    депутатом     Государственной    Думы
   И.Д. Кобзоном.
       2. Направить   указанный  законопроект  Президенту  Российской
   Федерации,  в Совет  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения  в  Государственной  Думе,  Правительство   Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации,  Конституционный Суд  Российской  Федерации,
   Верховный   Суд   Российской  Федерации,  Высший  Арбитражный  Суд
   Российской Федерации.
       Установить, что    поправки    к    указанному   законопроекту
   направляются в Комитет Государственной Думы по культуре в месячный
   срок со дня принятия настоящего Постановления.
       3. Комитету  Государственной  Думы  по   культуре   доработать
   указанный  законопроект с учетом поступивших поправок и внести его
   на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                                                             Вносится
                                                            депутатом
                                                 Государственной Думы
                                                        КОБЗОНОМ И.Д.

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

          О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
             НА ЗАЩИТУ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА И ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
                  ЭТОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации,
       принимая во  внимание особую значимость конституционного права
   граждан Российской Федерации на защиту чести  и  достоинства,  как
   высших   ценностей   правового   демократического   государства  и
   гражданского общества;
       подтверждая неотъемлемое  право  каждого гражданина Российской
   Федерации (далее - гражданин),  находящегося как на ее территории,
   так  и за ее пределами,  на защиту своих чести и достоинства всеми
   разрешенными  законодательством  Российской  Федерации  (далее   -
   законодательство)  способами,  равно  как и на получение всемерной
   помощи и содействия в этом соответствующих государственных органов
   Российской Федерации;
       исходя из необходимости дальнейшего развития  законодательства
   в  направлении  усиления  защиты  чести  и достоинства гражданина,
   обеспечения государственных гарантий  неукоснительного  исполнения
   всеми и повсеместно требований закона о защите чести и достоинства
   гражданина,  а также создания специальных институтов и механизмов,
   направленных на утверждение чести и достоинства гражданина,
       принимает настоящий Федеральный закон.

                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1.  Основные начала государственной политики в  области
   утверждения и защиты чести, достоинства, репутации и доброго имени
   гражданина

       Честь, достоинство, репутация и доброе имя гражданина (далее -
   честь  и  достоинство) - высшие гуманистические ценности правового
   демократического государства и гражданского общества.
       Каждый гражданин имеет право на признание и уважение его чести
   и  достоинства,  их  защиту   со   стороны   полномочных   органов
   государства и гражданского общества.
       Государство и      гражданское      общество      осуществляют
   целенаправленную   деятельность   по   созданию  режима  всеобщего
   уважения к чести и достоинству каждого гражданина;  утверждению  в
   обществе  таких  представлений  о  чести  и  достоинстве,  которые
   являлись бы для каждого гражданина
       четким социальным ориентиром его гражданского поведения;
       важным стимулом  его  всестороннего  духовного  и  физического
   развития, наиболее полной творческой самореализации;
       фактором осознания   каждым   величия   и   значимости    быть
   гражданином России,  своей высокой ответственности за исторические
   судьбы своей Родины.
       Целью создания режима всеобщего уважения к чести и достоинству
   каждого гражданина является:
       воспитание у   граждан   и,   прежде  всего,  у  подрастающего
   поколения,  высоких моральных качеств,  базирующихся на  традициях
   служения  Отечеству,  идеалах  и ценностях российской духовности и
   культуры;
       формирование и  стимулирование  у  каждого гражданина активной
   жизненной позиции,  гражданского поведения,  понимание  того,  что
   именно  умножение  славы  и  могущества Родины,  ее материальных и
   культурных богатств  есть  главное  поприще  упрочения  его личной
   чести;
       формирование и обеспечение всеобщей обязанности воздерживаться
   от посягательства на честь и достоинство гражданина.
       Честь и  достоинство   гражданина   -   важнейшие   показатели
   достойной жизни и свободного развития человека.  Утверждение чести
   и достоинства гражданина - обязанность  Российской  Федерации  как
   социального  правового  демократического государства,  призванного
   создавать социально - экономические условия,  исключающие попрание
   чести, унижение человеческого достоинства.
       Честь и   достоинство    гражданина    Российской    Федерации
   упрочиваются  при  надлежащей  заботе  со  стороны  государства  и
   общества о здоровье людей,  об условиях и  соразмерной  оплате  их
   труда,   государственной   поддержке   семьи,   создании  гарантий
   социальной защиты отдельных категорий граждан.
       Государство всемерно    стимулирует   проявления   гражданской
   доблести,  другие акты высоконравственного гражданского поведения,
   учреждая  в  этих  целях  государственные награды России:  ордена,
   медали,  почетные звания, почетные грамоты, другие государственные
   знаки  отличия.  Государство  отмечает  государственными наградами
   граждан  России,  проявивших  выдающиеся   достижения   в   труде,
   гражданской   и   воинской  службе,  науке,  культуре,  искусстве,
   просвещении, здравоохранении, других сферах общественно - полезной
   деятельности.   Награждение  государственной  наградой  Российской
   Федерации есть  высшая  форма  признания  со  стороны  государства
   реальных заслуг награжденного перед своей страной.
       Должностные лица,   выполняющие   функции    по    поддержанию
   правопорядка,   обязаны   гуманно   обращаться  с  задержанными  и
   арестованными, защищать достоинство каждого, применять силу лишь в
   случаях крайней необходимости, когда другие методы не могут помочь
   в  предотвращении  правонарушений;  им  категорически  запрещается
   применение пыток и других жестоких бесчеловечных методов обращения
   и наказания.
       Унижающими человеческое  достоинство,  а потому недопустимыми,
   являются принудительные медицинские,  научные или иные  опыты  над
   людьми.  Если же опыт опасен для жизни и здоровья человека,  то он
   не может быть проведен даже с  его  согласия.  Пропаганда  методов
   диагностики,  профилактики,  лечения  и лекарственных средств,  не
   прошедших проверочных испытаний в установленном  законом  порядке,
   запрещена.
       Органы государственной    власти     и     органы     местного
   самоуправления,  их  должностные  лица  обязаны обеспечить каждому
   гражданину возможность ознакомиться с документами  и  материалами,
   непосредственно затрагивающими его честь и достоинство,  если иное
   не предусмотрено законом.

       Статья 2.  Служение  Отечеству   -   дело   чести,   священный
   гражданский долг каждого гражданина России

       Делом чести гражданина является добросовестное служение своему
   Отечеству,  всемерное содействие упрочению целостности и  единства
   Российской   Федерации,   ее   экономической   и  оборонной  мощи,
   державного величия,  сохранению и развитию культурных  и  духовных
   традиций России.
       С достоинством и честью реализовывать  свои  права,  исполнять
   свои  гражданские  обязанности - священный долг каждого гражданина
   перед своим Отечеством.

       Статья 3.    Законодательство    Российской    Федерации     о
   конституционном праве граждан Российской Федерации на защиту чести
   и  достоинства  и  об  обеспечении  этого  права  государством   и
   обществом

       Законодательство Российской  Федерации о конституционном праве
   граждан Российской Федерации на защиту чести и  достоинства  и  об
   обеспечении  этого  права государством и обществом основывается на
   Конституции  Российской  Федерации   и   состоит   из   настоящего
   Федерального  закона,  соответствующих  федеральных законов и иных
   нормативных правовых актов Российской Федерации.
       Содержащиеся в  других законах нормы,  регулирующие отношения,
   связанные с реализацией права на защиту чести  и  достоинства,  не
   должны противоречить настоящему Федеральному закону.
       Если международным договором Российской Федерации  установлены
   иные  правила,  чем  предусмотрены  настоящим Федеральным законом,
   применяются правила международного договора Российской Федерации.

       Статья 4. Гарантии реализации права гражданина на защиту чести
   и достоинства

       Деятельность Президента   Российской   Федерации  как  гаранта
   конституционных норм,  законодательная  деятельность  Федерального
   Собрания  Российской  Федерации,  устанавливающего права и свободы
   гражданина,  деятельность судебных органов  Российской  Федерации,
   Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации,  других
   федеральных  государственных  органов,   государственных   органов
   субъектов  Российской Федерации,  органов местного самоуправления,
   должностных лиц,  государственных служащих по обеспечению и защите
   прав  и  свобод  гражданина,  а  также строгое и точное исполнение
   всеми и  повсеместно  норм,  утверждающих  и  защищающих  честь  и
   достоинство   гражданина,  являются  гарантией  реализации  каждым
   гражданином права на защиту нарушенных чести и достоинства.

       Статья 5.  Основания возникновения права  на  защиту  чести  и
   достоинства гражданина

       Право на  защиту  чести  и  достоинства гражданина возникает в
   случаях:
       распространения несоответствующих  действительности  сведений,
   порочащих    честь    и   достоинство гражданина,  предусмотренных
   статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации;
       распространения порочащих      сведений,       соответствующих
   действительности, но в силу своей конфиденциальности не подлежащих
   огласке и охраняющихся  тайной  исповеди,  врачебной,  адвокатской
   тайнами, либо иным образом оформленной обязанностью;
       явно выраженное  пренебрежение  к  правам и законным интересам
   гражданина, проявленное должностными лицами всех рангов, равно как
   и любыми другими лицами - участниками общественных отношений;
       препятствования реализации   права   на   защиту    чести    и
   достоинства.

       Статья 6. Принципы защиты чести и достоинства гражданина

       Признание права  гражданина  на защиту его чести и достоинства
   осуществляется в соответствии с принципами  законности;  равенства
   перед законом;  справедливости;  неотвратимости ответственности за
   посягательство на честь и  достоинство  гражданина;  соразмерности
   посягательства на честь и достоинство и способов защиты; активного
   участия государства и общественности.
       Право граждан  на  защиту  чести  и  достоинства  не  подлежит
   ограничению.

       Статья 7.   Ответственность   за  посягательство  на  честь  и
   достоинство гражданина

       Виновные в посягательстве на честь  и  достоинство  гражданина
   несут установленную законом ответственность.
       Основанием для удовлетворения судом более  высоких  притязаний
   потерпевшего,   направленных   на   возмещение  морального  вреда,
   являются случаи, когда:
       в результате  действий  виновных  лиц потерпевшим утрачиваются
   его  социальные  связи,  имеет  место   снижение   его   жизненной
   активности;
       эмоциональные переживания лица,  вызванные посягательствами на
   его  честь  и достоинство,  повлекли за собой стойкое расстройство
   здоровья потерпевшего, снижение его трудоспособности;
       оскорбительное поведение  виновного направлено на зависимых от
   него лиц;
       посягательство на честь и достоинство гражданина выразилось  в
   размещении   в   средствах  массовой  информации  заведомо  ложных
   сведений, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела в
   отношении потерпевшего.

       Статья 8. Защита чести и достоинства иностранных граждан и лиц
   без гражданства

       Иностранные граждане  и  лица  без  гражданства  пользуются  в
   Российской  Федерации  равными  с  гражданами Российской Федерации
   правами  на   защиту   чести   и   достоинства,   кроме   случаев,
   установленных  федеральными  законами  и международными договорами
   Российской Федерации.

            Глава II. ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
                 ГРАЖДАН НА ЗАЩИТУ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА

       Статья 9.  Цели создания и упрочения режима всеобщего уважения
   к чести и достоинству каждого гражданина

       Осознание каждым  гражданином  своих  чести   и   достоинства,
   необходимости  их  признания и уважения государством и обществом -
   основа  полноценного  участия  гражданина  в   социальной   жизни,
   реализации  им  конституционных  прав  и свобод,  исполнения своих
   гражданских  обязанностей.  Формирование  всестороннего,  полного,
   объективного   представления  о  содержании  и  значении  чести  и
   достоинства,  знания законных способов их  защиты  рассматривается
   как одно из приоритетных направлений самовоспитания,  воспитания в
   семье и образовательных учреждениях,  воспитательного воздействия,
   осуществляемого     общественными     объединениями,     трудовыми
   коллективами,   средствами   массовой   информации,   учреждениями
   социального обеспечения, культуры и спорта.
       Цель, указанная в части первой настоящей  статьи,  учитывается
   при  подготовке  проектов  законов,  других  нормативных  правовых
   актов,  регулирующих вопросы воспитания  личности  и  защиты  прав
   человека и гражданина.
       Каждый государственный орган в соответствии с его полномочиями
   должен   вести  воспитательную  работу  по  формированию  чести  и
   достоинства у своих сотрудников и других  граждан,  находящихся  в
   сфере  его  влияния.  Регламентация  деятельности  государственных
   органов и органов местного самоуправления  (муниципальных  органов
   власти)  должна  предусматривать  в  числе устанавливаемых функций
   необходимость  ведения  воспитательной  и  разъяснительной  работы
   применительно к  компетенции  соответствующего  органа по вопросам
   формирования и защиты чести и достоинства гражданина.
       Должностным лицам   и  государственным  служащим  вменяется  в
   обязанность обеспечивать в пределах своей  компетенции  соблюдение
   права гражданина на защиту чести и достоинства.

       Статья 10. Воспитание чести и достоинства гражданина в семье

       Государство рассматривает  в  качестве одной из основ семейных
   отношений  всемерное  содействие  всеобщему  пониманию  того,  что
   только  признание чести и достоинства каждого члена семьи является
   надежным залогом устойчивости семейных отношений, основой создания
   в  семье  атмосферы  взаимного  уважения  и подлинного равенства и
   доверия.
       Государство защищает  честь и достоинство семьи и ее членов от
   любых   посягательств,   связанных   с   клеветой,   оскорблением,
   нарушениями    неприкосновенности   частной   жизни;   содействует
   формированию у детей  необходимых  представлений  о  содержании  и
   значении  чести  и  достоинства  гражданина  в  семье  и реализует
   систему мер, направленных на формирование в семье этих качеств.
       Органы управления  образованием  и здравоохранением,  органы и
   учреждения социального обеспечения,  занимающиеся оказанием помощи
   семьям и детям,  содействуют созданию в семьях атмосферы взаимного
   уважения и подлинного доверия, консультируют родителей или лиц, их
   заменяющих, по вопросам воспитания у детей чести и достоинства.
       Социальные функции органов и  учреждений,  указанных  в  части
   третьей  настоящей статьи,  связанные с формированием самосознания
   граждан,  их социальным просвещением в вопросах защиты его чести и
   достоинства  закрепляются  в  нормативных  правовых  актах  об  их
   организации и деятельности.
       Обеспечивая достойную  жизнь  ребенка,  органы государственной
   власти содействуют реализации предусмотренного Конвенцией о правах
   ребенка, принятой 20.11.89 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей
   ООН,  права каждого ребенка на уровень жизни,  необходимый для его
   физического,  духовного и социального развития.  Отказ должностных
   лиц,  на которых  возложена  обязанность  заботиться  о  детях,  в
   оказании  необходимой  помощи обжалуется в порядке,  установленном
   для обжалования в суд решений  и  действий  (бездействия)  органов
   государственной    власти,    органов   местного   самоуправления,
   общественных объединений и должностных лиц.

       Статья 11.  Воспитание  чести  и  достоинства   гражданина   в
   образовательном учреждении

       Государство рассматривает   гражданское   воспитание  учащихся
   образовательных    учреждений     всех     форм     собственности,
   ориентированное на осознание учащимися себя гражданами, воспитание
   у них чести и достоинства и необходимости уважать эти категории  у
   других, в  качестве  одного  из  приоритетных направлений учебно -
   воспитательной работы. Формирование у учащихся чести и достоинства
   гражданина, воспитание навыков гражданского поведения закрепляется
   в положениях и  уставах  образовательных  учреждений,  нормативных
   правовых актах об управлении образованием, соответствующих учебных
   программах,  и является приоритетным направлением  в  деятельности
   образовательных   учреждений.   Уровень   гражданского  воспитания
   учащихся,  соответствующая подготовка  педагогов  учитываются  при
   аттестации и проверках образовательных учреждений,  при применении
   поощрительных мер, предусмотренных законодательством.
       Органы управления образованием и государственного контроля  за
   качеством  образования должны всемерно содействовать развитию всех
   форм гражданского воспитания,  включающего формирование у учащихся
   чести  и  достоинства  и недопущение в образовательных учреждениях
   проявлений насилия,  жестокости, грубости, иных методов, унижающих
   человеческое  достоинство учащихся и их семей,  педагогов,  других
   работников.
       Органы управления  образованием обеспечивают консультативную и
   методическую  помощь   образовательным   учреждениям   всех   форм
   собственности  в  гражданском  воспитании учащихся,  в том числе в
   формировании у них чести и достоинства,  уважения этих  качеств  в
   других людях.
       Консультативную помощь образовательным учреждениям  и  органам
   управления  образованием  по  правовым  вопросам  защиты  чести  и
   достоинства  учащихся,  их  семей,  педагогов,   иных   работников
   образовательных  учреждений  обязаны  оказывать  органы  юстиции и
   прокуратуры по месту нахождения образовательных учреждений.

       Статья 12.  Воспитание  чести  и  достоинства   гражданина   в
   трудовом коллективе

       Труд в  Российской  Федерации  есть  дело  чести  и  доблести.
   Государство поддерживает и защищает честь,  достоинство, репутацию
   трудящегося гражданина. Трудовая дисциплина в организации труда на
   предприятии независимо от формы его  собственности  поддерживается
   на  основе  уважения  чести  и  достоинства  всех  его работников.
   Применение методов,  унижающих человеческое достоинство работника,
   запрещается.
       Государство поддерживает  работу  профессиональных  союзов   и
   других   общественных   объединений  трудящихся,  направленную  на
   недопущение    работодателями    и     лицами,     осуществляющими
   управленческие функции:
       незаконных угроз  в   отношении   работников,   оскорбительных
   выражений  в  их  адрес,  грубости,  иного унижающего человеческое
   достоинство обращения;
       использования в  выступлениях  перед  работниками,  издаваемых
   приказах,  характеристиках утверждений,  основанных на ложных  или
   непроверенных данных,  слухах, пристрастном отношении к работнику,
   а также иных данных, порочащих его честь и достоинство.
       В типовых   формах   индивидуальных  и  коллективных  трудовых
   договоров  в  соответствии   с   настоящим   Федеральным   законом
   предусматриваются   гарантии   против  посягательств  на  честь  и
   достоинство работников.
       На представителей  администрации,  виновных  в  нарушении норм
   настоящего  Федерального  закона   и   допустивших   обращение   с
   работниками,     унижающее     их     человеческое    достоинство,
   профессиональную репутацию, может быть наложено взыскание.
       На предприятиях   и   в   организациях   независимо   от  форм
   собственности допускается  создание  комиссий  по  этике  трудовых
   отношений и (или) товарищеских судов (судов чести) с наделением их
   правом вынесения обязывающих работодателя решений  о  наказании  в
   порядке    дисциплинарной    ответственности    лиц,   выполняющих
   управленческие  функции  и   виновных   в   обращении,   унижающем
   человеческое достоинство работников.  Указанные решения могут быть
   обжалованы в суд по месту нахождения организации.
       Дисциплинарная ответственность лиц,  виновных в посягательстве
   на   достоинство   и   профессиональную   репутацию    подчиненных
   работников, не исключает возможности иных форм ответственности.
       Орган прокуратуры по месту  нахождения  организации,  а  также
   соответствующая   коллегия   адвокатов,  юрисконсультская  служба,
   юридическая  служба  профессионального  союза  обязаны   оказывать
   бесплатную консультативную    помощь    представителям    трудовых
   коллективов  по  правовым  вопросам  защиты  чести  и  достоинства
   работников.

       Статья 13. Участие общественных объединений в воспитании чести
   и достоинства гражданина

       Государство поддерживает,  поощряет  и  защищает  деятельность
   общественных  объединений,  просветительских  и  благотворительных
   фондов,  объединений  по  профессиям,  осуществляющих   социальную
   помощь  и  защиту,  других общественных,  в том числе религиозных,
   объединений   по   общественному    воспитанию    и    социальному
   ориентированию   населения,   утверждающему  честь  и  достоинство
   гражданина,  знание законных способов их  защиты,  формированию  в
   обществе   атмосферы  взаимного  уважения  и  поддержки,  оказанию
   конкретной  помощи  гражданам,  нуждающимся  в  защите   чести   и
   достоинства от любых посягательств.
       Соответствующая деятельность поддерживается путем обобщения  и
   распространения    государственными    (муниципальными)   органами
   социального     обеспечения,     управления     образованием     и
   здравоохранением,   правового   воспитания   (юстиции),   а  также
   государственными  средствами  массовой  информации  положительного
   опыта  общественных  объединений;  предоставления  предусмотренных
   законом льгот,  в том числе  при  подготовке  и  проведении  этими
   объединениями  воспитательных  мероприятий  и выпуске методической
   литературы;  оказания консультативной  и  методической  помощи  со
   стороны   органов   прокуратуры   и  суда,  включая  периодическую
   информацию заинтересованных общественных объединений  о  положении
   дел в сфере защиты чести и достоинства гражданина;  своевременного
   рассмотрения  сообщений  общественных  объединений  о  конфликтных
   ситуациях   в   рассматриваемой   сфере,  требующих  вмешательства
   государственных (муниципальных) органов.
       Взаимодействие государственных    органов    с   общественными
   объединениями в сфере утверждения и  защиты  чести  и  достоинства
   гражданина  должно выражаться также в договорах о сотрудничестве в
   указанной   сфере,   целевом   сотрудничестве   с   объединениями,
   специализирующимися  на  защите  чести  и  достоинства гражданина,
   координации планов и программ  по  профилактике  правонарушений  и
   борьбе с ними, а также по правовому воспитанию.

       Статья 14.  Участие  средств  массовой информации в воспитании
   чести и достоинства гражданина

       Государство признает,  поддерживает,   поощряет   и   защищает
   участие  средств  массовой  информации  в разъяснении и пропаганде
   основных начал государственной политики в области защиты  чести  и
   достоинства,  репутации и доброго имени гражданина, закрепленных в
   статьях 1 и 2 настоящего Закона,  воспитании  гражданственности  у
   всех    членов   общества,   формировании   у   населения   четких
   представлений о содержании и значении этого  права,  необходимости
   уважать его у других и о законных способах защиты. Государственная
   поддержка  этого   направления   деятельности   средств   массовой
   информации    выражается,    в    частности,    в   предоставлении
   предусмотренных законом льгот в  системе  социального  заказа  для
   введения  соответствующих  рубрик,  тематических  передач,  бесед,
   опросов, конкурсов, рекламных роликов. Поддерживается деятельность
   средств   массовой   информации  по  журналистскому  расследованию
   конкретных  фактов   посягательства   на   честь   и   достоинство
   гражданина.

            Глава III. ЗАЩИТА ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ГРАЖДАНИНА
                   ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Статья 15.  Защита чести и достоинства гражданина за пределами
   территории Российской Федерации

       Гражданин, пребывающий   за  пределами  территории  Российской
   Федерации,  в случае посягательства на его честь и достоинство  со
   стороны   официальных   властей  иностранного  государства  вправе
   рассчитывать на защиту со стороны Российской Федерации.
       Дипломатические представительства   и  консульские  учреждения
   Российской Федерации обязаны обеспечивать меры по защите  чести  и
   достоинства граждан Российской Федерации,  находящихся за рубежом,
   принимать все необходимые меры по восстановлению нарушенных  прав,
   возмещению   потерпевшему   причиненного   ему  морального  вреда,
   оказывать иные формы  помощи  в  порядке,  определяемом  настоящим
   Федеральным   законом   и   международными  договорами  Российской
   Федерации.
       В случае,  если иммиграционные власти иностранного государства
   препятствуют въезду,  выезду  или  пребыванию  граждан  Российской
   Федерации  на  территории  данного иностранного государства,  в то
   время  как  они  имеют  въездные  визы  и  все  законным   образом
   оформленные документы,  и им не предоставлены никакие,  основанные
   на  законе  свидетельства  нарушения   ими   норм   права   страны
   пребывания, полномочные работники дипломатических представительств
   или консульских учреждений  заявляют  официальный  протест  против
   решения  иммиграционных  властей и содействуют гражданам в исковых
   требованиях  о  возмещении  материального  ущерба  и   компенсации
   морального вреда.
       Защита чести   и   достоинства   несовершеннолетних    граждан
   Российской   Федерации,   находящихся   за   пределами  территории
   Российской  Федерации,  осуществляется  при   участии   работников
   дипломатических   представительств   или  консульских  учреждений,
   родителей или лиц, их заменяющих, а также руководителей выезжающих
   групп.

       Статья 16.  Ответственность должностных лиц органов внутренних
   дел Российской Федерации,  умышленно нарушивших права  граждан  на
   выезд (въезд) из Российской Федерации

       Должностные лица  органов внутренних дел Российской Федерации,
   своими  действиями  (бездействием)  умышленно   нарушившие   права
   гражданина Российской Федерации,  иностранного гражданина или лица
   без гражданства на выезд из Российской Федерации и (или) въезд  на
   территорию   Российской  Федерации,  помимо  материальной  и  иной
   ответственности за причиненный ущерб,  возмещают моральный вред за
   ущемление чести и достоинства гражданина в порядке,  установленном
   законодательством Российской Федерации.

                Глава IV. ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО
                          ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

       Статья 17.   Ответственность   государства   и   общества   за
   реализацию настоящего Федерального закона

       Ответственность за реализацию настоящего  Федерального  закона
   возлагается    на   государство   в   лице   федеральных   органов
   государственной власти и органов государственной власти  субъектов
   Федерации, а равно на органы местного самоуправления, общественные
   организации,   трудовые   коллективы   и   иные  негосударственные
   формирования.
       Вред, причиненный  гражданину  в  результате  нарушения   норм
   настоящего   Федерального   закона   путем   незаконных   действий
   (бездействия)   государственных    органов,    органов    местного
   самоуправления  или  должностных  лиц  этих органов,  в том числе,
   принятие не соответствующих настоящему Федеральному  закону  актов
   государственного   органа   или  органа  местного  самоуправления,
   подлежит   возмещению   соответственно   Российской    Федерацией,
   субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
       Должностное лицо,   виновное   в   причинении   вреда,   несет
   материальную,  уголовную  и  иную ответственность в соответствии с
   действующим законодательством и настоящим Федеральным законом.
       Должностное лицо,  умышленно и систематически нарушающее нормы
   настоящего Федерального закона, привлекается к ответственности.
       Действия должностного    лица,    препятствующие    реализации
   потерпевшим своего права на  защиту  чести  и  достоинства,  могут
   служить  основанием  для  привлечения  его в качестве ответчика по
   иску о  возмещении  морального  вреда  вне  зависимости  от  факта
   возмещения  вреда  лицом,  непосредственно  посягнувшим на честь и
   достоинство гражданина.

       Статья 18. Ответственность граждан

       Граждане, виновные в посягательстве  на  честь  и  достоинство
   должностных  лиц  государства,  органов  местного  самоуправления,
   общественных объединений,  а  равно  и  других  граждан,  -  несут
   ответственность  в  порядке,  предусмотренном  законодательством и
   настоящим Федеральным законом.
       Пресекается в    установленном    законом    порядке    всякое
   воспрепятствование  законной  деятельности  по  защите   чести   и
   достоинства граждан Российской Федерации.

       Статья 19.   Целевые  программы  обеспечения  защиты  чести  и
   достоинства граждан Российской Федерации

       Общественные организации и иные заинтересованные юридические и
   физические   лица   могут   выступить   с  инициативой  разработки
   Федеральной целевой  программы  обеспечения  чести  и  достоинства
   граждан   Российской   Федерации   (далее  -  Федеральная  целевая
   программа).
       Инициаторы разработки Федеральной целевой программы направляют
   на  имя  Президента  Российской  Федерации  подготовленный  проект
   Федеральной целевой программы.
       В целях укрепления основ  правового  государства,  обеспечения
   конституционного  права  граждан  Российской  Федерации  на защиту
   чести  и  достоинства  граждан  Российской   Федерации   Президент
   рассматривает   направленный   ему   проект   Федеральной  целевой
   программы и при отсутствии мотивированных замечаний одобряет ее.
       Федеральные органы    исполнительной    власти    осуществляют
   мероприятия  по  созданию  необходимых  правовых,   экономических,
   социальных  условий  для  реализации Федеральной целевой программы
   обеспечения чести и достоинства граждан Российской Федерации.
       Органы исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации
   при  необходимости  разрабатывают  и   осуществляют   региональные
   целевые  программы  обеспечения защиты чести и достоинства граждан
   Российской Федерации.
       Мероприятия по   разработке   и   реализации  местных  целевых
   программ обеспечения защиты чести и достоинства граждан Российской
   Федерации осуществляются   в   соответствии   с  законодательством
   субъектов Российской Федерации и соответствующими правовыми актами
   органов местного самоуправления.

       Статья 20.  Отражение  вопросов  защиты  чести  и  достоинства
   граждан  Российской  Федерации  в  ежегодном  послании  Президента
   Российской  Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и
   в докладах высших должностных лиц государства

       Президент Российской  Федерации  в  обращении  к  Федеральному
   Собранию  Российской Федерации с ежегодным посланием о положении в
   стране,  об основных направлениях внутренней  и  внешней  политики
   государства  предусматривает  раздел,  посвященный  защите чести и
   достоинства граждан Российской Федерации.
       Защита чести  и  достоинства  гражданина проходит специальными
   разделами в  докладах  гуманитарной  направленности  Правительства
   Российской Федерации,  Конституционного Суда Российской Федерации,
   Верховного Суда Российской Федерации,  Высшего  Арбитражного  Суда
   Российской Федерации,  Уполномоченного по правам человека,  высших
   должностных лиц субъектов  Российской  Федерации,  направляемых  в
   представительные   государственные   органы   или   публикуемых  в
   средствах массовой информации.

             Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 21.   Вступление   в   силу   и   действие   настоящего
   Федерального закона

       Настоящий Федеральный   закон  вступает  в  силу  со  дня  его
   официального опубликования.

       Статья 22. О развитии положений настоящего Федерального закона
   в законодательстве субъектов Российской Федерации

       Установленные настоящим  Федеральным  законом  нормы действуют
   одновременно  с  нормами,  установленными  субъектами   Российской
   Федерации  в  рамках  настоящего  Федерального  закона  в развитие
   гарантий защиты прав граждан на честь и достоинство.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                     К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
         "О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
             НА ЗАЩИТУ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА И ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
                 ЭТОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ"

       Необходимость и цели Закона. Кризисные явления затрагивают все
   стороны  общественной и государственной жизни России.  Не является
   исключением ее духовная сфера.  Гражданин оказывается один на один
   с  самыми  разными  проблемами,  в  решении которых государство не
   оказывает того влияния,  на которое  люди  рассчитывают.  Честь  и
   достоинство  граждан  все  чаще  оказываются  попранными.  Нередко
   противоправными действиями,  в том числе  со  стороны  официальных
   властей.  Оскорбление,  распространение клеветнических измышлений,
   часто с использованием средств массовой информации,  стало едва ли
   не  нормой  борьбы  с  политическими противниками и конкурентами в
   бизнесе. Требуется государственная защита от всех посягательств на
   честь  и  достоинство  граждан  в самом широком значении названных
   ценностей.  Такая  защита  диктуется  конституционным   признанием
   приоритетности  прав  и  свобод  человека  и гражданина Российской
   Федерации.
       Среди закрепленных  в  Конституции  РФ  прав и свобод право на
   защиту  чести,  достоинства,  доброго  имени,  деловой   репутации
   занимают основополагающее место. По существу всякое посягательство
   на  права  и  свободы  человека  и   гражданина   есть   ущемление
   человеческого и гражданского достоинства.
       Необходимость принятия настоящего Закона диктуется  не  только
   социально  -  политическими  обстоятельствами,  хотя  сама по себе
   ориентация на построение социального правового государства  России
   включает  комплекс  законодательных  и  иных  мер по утверждению в
   реальной жизни реальных жизненных ценностей.  Потребность в Законе
   вызвана тем, что:
       действующее законодательство не охраняет честь и достоинство в
   полном объеме;
       действующее законодательство фрагментарно регулирует отдельные
   проявления посягательств и ущемления чести и достоинства;
       действующее законодательство  фактически  не  содержит   норм,
   специально  направленных  на  создание режима всеобщего уважения к
   чести и достоинству гражданина  Российской  Федерации,  воспитание
   гражданственности.
       В цели  Закона   входит   обеспечение   конституционных   норм
   конкретными правовыми механизмами,  учет международно  -  правовых
   норм  и  практики  международно  -  правовой  защиты прав и свобод
   личности,  учет   процессуальных   особенностей   в   рассмотрении
   соответствующей категории юридических дел.
       Законопроект во  многом носит новаторский характер,  в мировой
   практике нет подобных аналогов.
       Правовая характеристика Закона.  Закон федеральный,  поскольку
   регулирование  прав  и  свобод,  согласно   ст.   71   Конституции
   Российской Федерации,  относится к ведению  Российской  Федерации.
   Закон   рамочный,  поскольку  защита  прав  и  свобод  человека  и
   гражданина,  обеспечение законности,  согласно ст.  72 Конституции
   Российской  Федерации,  находится  в совместном ведении Российской
   Федерации и субъектов Российской  Федерации.  Закон  предоставляет
   субъектам Российской Федерации и представительным органам местного
   самоуправления   возможность   развивать   содержащиеся   в    нем
   установления в аспекте их наиболее полного проведения в жизнь.
       Закон консолидирующего   характера.  В  нем  делается  попытка
   свести многие нормы, содержащиеся в различных нормативных актах, в
   один  акт.  При  этом дается несколько иная редакция ряда правовых
   установлений.
       Структура и содержание Закона.  Первоначальный вариант проекта
   Закона,  включавший в себя преамбулу, одиннадцать глав, 55 статей,
   был,  как известно, разослан во все комитеты Государственной Думы,
   в федеральные органы,  всем  субъектам  Российской  Федерации.  По
   состоянию  на  25 января 1999 года от большинства ознакомившихся с
   проектом Закона соответствующие отзывы  получены.  Разброс  мнений
   относительно законопроекта весьма значителен:  от полной поддержки
   до решительного неприятия.
       Наиболее массовый  эксперт законопроекта - главы администраций
   и  законодательные  собрания  субъектов  Российской  Федерации   в
   большинстве своем одобрительно встретили идеи законопроекта.
       Так, по  мнению  губернаторов   Свердловской,   Новосибирской,
   Ульяновской,  Калининградской,  Самарской, Саратовской и некоторых
   других областей,  руководителей ряда республик в  составе  России,
   законодательных  органов субъектов Федерации проект Закона важен и
   своевременен. "Всецело поддерживаю вносимый Вами в Государственную
   Думу    Федерального    Собрания   Российской   Федерации   проект
   Федерального закона "О конституционном  праве  граждан  Российской
   Федерации  на  защиту  чести  и достоинства и об обеспечении этого
   права государством и обществом",  ибо также как и Вы  считаю,  что
   декларируемое  Конституцией  Российской Федерации право граждан на
   защиту   их   чести   и   достоинства   нуждается    в    принятии
   конкретизирующего  его  федерального  закона" (Д.Ф. Аяцков). Закон
   "заслуживает  поддержки"  (Э.Э. Россель);    он   "станет   важным
   элементом  системы  формирования  политической  культуры населения
   России и гражданского общества" (Ю.Ф. Горячев);  проект претендует
   на   статус   "конституционного  закона"  (В.П. Муха);  "полностью
   согласен с текстом вышеупомянутого законопроекта, направленного на
   защиту чести и достоинства граждан России" (Е.С. Савченко) и т.п.
       Однако, в  целом  разделяя  идеи законопроекта,  многие отзывы
   содержали  серьезные  замечания  и  предложения,  направленные  на
   доработку  и  даже  переработку  законопроекта.  Так,  Комитет  по
   законодательству и судебно - правовой реформе Государственной Думы
   РФ   "поддерживая   в   целом  идею  о  целесообразности  принятия
   законопроекта о защите чести и достоинства  гражданина,  полагает,
   что   для   его   рассмотрения   Государственной  Думой  требуется
   дополнительная глубокая и  тщательная  проработка  соответствующих
   норм специалистами по правовым и иным вопросам" (А.И. Лукьянов).
       Сомнения в   необходимости   такого  Закона,  сопровождающееся
   критикой   его    основных    положений,     высказаны     Главным
   Государственно - правовым управлением Администрации Президента РФ,
   Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству  и
   судебно  -  правовым вопросам,  аппаратом Правительства РФ,  рядом
   законодательных собраний субъектов Федерации.
       Правовое управление  Государственной Думы,  всесторонне изучив
   данный проект, сделало ряд серьезных замечаний.
       Все высказанные    замечания    и    предложения   внимательно
   рассмотрены.   Немалая   их   часть   учтена,   что,   несомненно,
   способствовало улучшению соответствующих разделов законопроекта.
       В настоящем виде проект Закона состоит из преамбулы, пяти глав
   и 22 статей.  Исключив из текста  документа  наиболее  критикуемые
   положения, проект сохраняет свой основной созидательный потенциал,
   вмещает наиболее значимые идеи,  призванные поднять на качественно
   новый  уровень  взаимоотношения  Российской  Федерации  со  своими
   гражданами.
       В главе   "Общие   положения"  формулируются  основные  начала
   государственной политики в области  утверждения  и  защиты  чести,
   достоинства,  репутации  и  доброго  имени  гражданина  (статья  1
   проекта).  Сделана  попытка   значительно   четче   и   конкретнее
   определить,  с одной стороны,  обязанности государства по созданию
   режима  всеобщего  уважения  к   чести   и   достоинству   каждого
   гражданина,  а  с  другой  - обязанности гражданина по отношению к
   своему государству.
       Через категории   чести   и  достоинства  раскрывается  высший
   гражданский  смысл  служения  Отечеству  (ст. 2).   В  этой  главе
   сформулированы  также  гарантии и основания возникновения права на
   защиту чести и достоинства гражданина (ст. 4, 5);  принципы защиты
   чести   и  достоинства  гражданина  (ст. 6);   ответственность  за
   посягательства на честь и достоинство гражданина (ст. 7).
       Особую нагрузку      несет     глава II     "Об    обеспечении
   конституционного права граждан на защиту чести и  достоинства",  в
   которой  помещены  нормы,  обязывающие  соответствующие  институты
   гражданского общества,  государственные органы,  средства массовой
   информации  к  деятельности,  формирующей  необходимые  личностные
   качества гражданина.
       Особо регулируется  защита  чести  и достоинства гражданина за
   пределами России (глава III проекта).  В IV главе сделана  попытка
   сформулировать гарантии исполнения настоящего Федерального закона.
   В заключительных положениях  Закона (глава VI)  содержатся  нормы,
   связанные с его вступлением в силу и действием.
       Социальные ожидания от принятия Закона.  Принятие Закона и его
   проведение  в  жизнь  (механизмы  реализации,  наряду с теми,  что
   прописаны   в   Законе,   еще   нуждаются   в   развитии)    будет
   способствовать:
       повышению гражданского  самосознания,  пониманию   гражданином
   Российской  Федерации  своего  места  и роли в обновляющейся жизни
   России;
       реальному гарантированию      провозглашенных     Конституцией
   Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;
       надлежащей государственной охране достоинства граждан и защите
   ими своих  чести  и  доброго  имени  при  максимальном  содействии
   государственных органов.
       Акценты в Законе делаются  не  на  абстрактных  понятиях  прав
   человека  (прав  личности)  вообще,  а  на  соответствующих правах
   человека в качестве гражданина Российской Федерации.
       Экономическое обоснование  Закона.  Поскольку  законопроект не
   предусматривает материальных затрат, расходов, покрываемых за счет
   федерального   бюджета,  финансово  -  экономического  обоснования
   законопроекта и заключения Правительства Российской  Федерации  не
   требуется.






                                ПЕРЕЧЕНЬ
         ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ
        ИЗМЕНЕНИЮ И ДОПОЛНЕНИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
           ЗАКОНА "О КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
                ФЕДЕРАЦИИ НА ЗАЩИТУ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
                      И ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭТОГО ПРАВА
                       ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ"

       Принятие Федерального  закона "О конституционном праве граждан
   Российской  Федерации  на  защиту  чести  и   достоинства   и   об
   обеспечении  этого  права  государством  и обществом" не потребует
   внесения  изменений  и  дополнений  в   иные   акты   федерального
   законодательства.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz