Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.02.1999 N 56-Г99-1 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ ВЫБОРОВ ГЛАВ АДМИНИСТРАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ, ВХОДЯЩИЕ В ДАННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ, НАЗНАЧЕНИЕ В НИХ ВЫБОРОВ ГЛАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ, НИ КРАЕВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 26 февраля 1999 года
   
                                                       Дело N 56-Г99-1
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                           Горохова Б.А.,
                                                     Василевской В.П.
   
       рассмотрела  в  судебном заседании от 26  февраля  1999  г.  по
   кассационной  жалобе Д. и Я. на решение Приморского  краевого  суда
   от  26  ноября  1998  г. дело по заявлению Д.  и  Я.  о  назначении
   выборов  глав  администраций муниципального образования  "Хасанский
   район" Приморского края.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Горохова   Б.А.,   заключение  прокурора  Генеральной   прокуратуры
   Российской  Федерации  Корягиной  Л.Л.,  полагавшей  решение   суда
   оставить  без  изменения, Судебная коллегия  по  гражданским  делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       Д. и Я. обратились в суд с заявлением о назначении выборов глав
   администраций   поселков,  сельсоветов  и   старост   муниципальных
   образований    муниципального   образования    "Хасанский    район"
   Приморского  края,  ссылаясь на то, что в  соответствии  с  Уставом
   муниципального  образования "Хасанский район"  главы  администраций
   поселков,  сельсоветов и старосты муниципальных образований  района
   являются  выборными должностными лицами местного самоуправления.  В
   нарушение  этой  нормы и Федерального закона  "Об  общих  принципах
   организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации"  в
   настоящее    время   полномочия   глав   администраций    поселков,
   сельсоветов  и  старост муниципальных образований  исполняют  лица,
   назначенные  на  эти  должности главой  муниципального  образования
   "Хасанский район".
       Решением  Приморского  краевого  суда  от  26  ноября  1999  г.
   заявление было оставлено без удовлетворения.
       В  кассационной жалобе заявители просят отменить  решение,  как
   вынесенное с нарушением норм материального права.
       Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
   Верховного  Суда  Российской Федерации оснований к  отмене  решения
   суда не усматривает.
       В   соответствии  со  ст.  12  Федерального  закона  "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации"   местное   самоуправление   осуществляется   на    всей
   территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях  и
   на   иных  территориях.  Территории  муниципальных  образований   -
   городов,  поселков,  станиц,  районов  (уездов),  сельских  округов
   (волостей,  сельсоветов)  и  других  муниципальных  образований   -
   устанавливаются  в  соответствии с  законами  субъектов  Российской
   Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
       В  соответствии  со  ст.  14  этого  Закона  структура  органов
   местного  самоуправления  определяется  населением  самостоятельно,
   причем    наличие    выборных   органов   местного   самоуправления
   муниципальных образований при этом является обязательным.
       Должности  же  глав муниципального образования,  иных  выборных
   должностных  лиц  местного самоуправления могут быть  предусмотрены
   уставом муниципального образования.
       Действительно, в соответствии со ст. 5 Закона Приморского  края
   от  29 сентября 1997 г. N 93-КЗ "Об административно-территориальном
   устройстве  Приморского  края"  к числу  муниципальных  образований
   отнесен  не  только сам Хасанский район, но также  ряд  входящих  в
   него населенных пунктов.
       Вместе  с  тем  эти  населенные пункты фактически  не  являются
   муниципальными  образованиями, поскольку населением  муниципального
   образования   "Хасанский  район"  в  установленном   порядке   были
   сформированы  районные  органы  местного  самоуправления  и  принят
   Устав  Хасанского  района,  в котором не предусмотрено  создание  в
   районе  двухступенчатой системы органов местного  самоуправления  и
   формирование   внутрирайонных  органов   местного   самоуправления.
   Поскольку  структура  органов местного самоуправления  определяется
   населением  самостоятельно,  создание каких-либо  органов  местного
   самоуправления  вопреки уставу муниципального образования  является
   недопустимым.
       В  решении  суда сделан правильный вывод о том, что  населенные
   пункты  Хасанского района не являются муниципальными образованиями,
   в   связи   с   чем   назначение  в  них  выборов   глав   местного
   самоуправления  ни  федеральным, ни  краевым  законодательством  не
   предусмотрено.  Такие  выборы могут быть  назначены  только  тогда,
   когда   эти   населенные   пункты  получат   статус   муниципальных
   образований,  в них будут созданы представительные органы  местного
   самоуправления  и  приняты  уставы  муниципальных  образований,   в
   которых  будут  предусмотрены  должности  глав  этих  муниципальных
   образований.
       Обоснованно  указано  в  решении  суда  и  на  то,  что  статус
   руководителей  местных администраций и старост определен  в  Уставе
   Хасанского  района противоречиво: с одной стороны,  в  соответствии
   со  ст.  ст.  23, 51 устава они определены как выборные должностные
   лица  местного самоуправления, с другой стороны, в ст. ст.  48,  51
   устава  эти  же лица включены в структуру районной администрации  и
   должны назначаться главой районной администрации. Таким образом,  в
   настоящее  время  нельзя разрешить вопрос  о  том,  каков  правовой
   статус   глав   местных   администраций  и   старост   района,   и,
   соответственно, решить вопрос о порядке замещения этих  должностей.
   Если  главы  местных  администраций и старосты входят  в  структуру
   районной   администрации   и   административно   подчинены    главе
   администрации  Хасанского  района, то  назначение  на  должность  и
   снятие  с  должности  этих  лиц,  очевидно,  должно  осуществляться
   главой  исполнительного  органа местного самоуправления.  Если  эти
   лица   являются   выборными  должностными   лицами   муниципального
   образования "Хасанский район" с самостоятельным правовым  статусом,
   то  и  сам этот статус, и порядок замещения этих должностей  должны
   быть  четко  определены в Уставе Хасанского района. Если  же  главы
   местных   администраций  и  старосты  являются   выборными   лицами
   территориального  самоуправления, то статус населенных  пунктов,  в
   которых   должно   осуществляться  территориальное  самоуправление,
   равно  как  и  порядок формирования их органов, также  должны  быть
   определены в Уставе Хасанского района.
       Поскольку  населенные  пункты  Хасанского  района  не  являются
   самостоятельными  муниципальными образованиями,  ссылки  заявителей
   на  то, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 и ст. 9 Федерального закона
   "Об  основных  гарантиях избирательных прав и права  на  участие  в
   референдуме  граждан  Российской  Федерации"  выборы  глав  местных
   администраций   и  старост  должны  производиться  в   обязательном
   порядке  на  основании федерального законодательства, обоснованными
   быть признаны не могут.
       Не может служить основанием для назначения выборов глав местных
   администраций и старост Хасанского района и Федеральный  закон  "Об
   обеспечении  конституционных  прав  граждан  Российской   Федерации
   избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".  Этот
   Закон  применяется только при организации муниципальных, а не  иных
   местных  выборов. Кроме того, в силу ст. 1 названного  Федерального
   закона  он имеет ограниченную сферу действия и не может применяться
   тогда,  когда  законодательством о местном самоуправлении  субъекта
   Российской   Федерации  уже  создана  собственная  правовая   база,
   необходимая  для  формирования органов местного  самоуправления.  В
   Приморском  крае  такая правовая база создана,  на  ее  основе  уже
   сформировано большинство представительных и исполнительных  органов
   местного   самоуправления  края,  в  связи  с  чем  оснований   для
   применения     норм    Федерального    закона    "Об    обеспечении
   конституционных прав граждан Российской Федерации избирать  и  быть
   избранными  в  органы местного самоуправления"  в  настоящее  время
   нет.
       На  основании  п.  1  ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Приморского краевого суда от 26 ноября 1998 г. оставить
   без изменения, кассационную жалобу Д. и Я. - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz