ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 1999 г. N 3682-II ГД
ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"К ПАРЛАМЕНТАМ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В СВЯЗИ С РАЗРАБОТКОЙ НОВОЙ
СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО)"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять Обращение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "К парламентам государств - членов
Организации Объединенных Наций в связи с разработкой новой
стратегической концепции Организации Североатлантического договора
(НАТО)".
2. Поручить Председателю Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу направить указанное
Обращение в парламенты государств - членов Организации
Объединенных Наций, а также в международные и региональные
межпарламентские организации.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение для
опубликования в "Российской газете" и "Парламентской газете".
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЩЕНИЕ
от 19 февраля 1999 года
К ПАРЛАМЕНТАМ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В СВЯЗИ С РАЗРАБОТКОЙ НОВОЙ
СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО)
Уважаемые коллеги!
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации обеспокоена опасными тенденциями в политике Организации
Североатлантического договора (НАТО), которые предполагается
закрепить в его новой стратегической концепции в ходе намеченной
на апрель 1999 года встречи глав государств и правительств
государств - членов НАТО. Речь идет о фундаментальных изменениях в
стратегии альянса, затрагивающих безопасность практически всех
государств мира.
Судя по заявлениям руководителей Организации
Североатлантического договора и основным положениям доклада
председателя Североатлантической Ассамблеи У. Рота "НАТО в
XXI веке", представленного на 44-й сессии Североатлантической
Ассамблеи в городе Эдинбурге (Великобритания), Североатлантический
альянс намерен присвоить себе право осуществлять военные операции
без санкции Совета Безопасности ООН. По существу, речь идет о
ревизии Североатлантического договора, заключенного в городе
Вашингтоне 4 апреля 1949 года. Статья 7 указанного Договора
гласит, что он "не затрагивает и не будет толковаться как
затрагивающий каким-либо образом права и обязательства,
возлагаемые Уставом Организации Объединенных Наций на
договаривающиеся стороны, которые являются членами Организации
Объединенных Наций, или главную ответственность Совета
Безопасности за поддержание международного мира и безопасности".
Как известно, Устав Организации Объединенных Наций обязывает
государства - члены Организации Объединенных Наций воздержаться от
применения силы или угрозы применения силы. Лишь в случае
вооруженного нападения на какое-либо государство Устав Организации
Объединенных Наций наделяет его правом на индивидуальную или
коллективную самооборону. Принятие решений о применении
принудительных мер и тем более вооруженных сил для поддержания или
восстановления мира и международной безопасности является в
соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций
исключительной прерогативой Совета Безопасности ООН.
Попытки пересмотра этого положения, на котором основывается
существующая система международной безопасности, могут привести к
серьезной дестабилизации этой системы и воцарению произвола на
международной арене.
Другим весьма тревожным моментом является намерение НАТО
расширить так называемую сферу своей ответственности, включив в
нее территории государств, в том числе за пределами Европы,
откуда, по мнению членов НАТО, может исходить угроза или где
нуждаются в защите отстаиваемые НАТО "ценности и интересы".
Это открывает возможность для произвольного применения силы
против любого государства или группы государств. Недавние
ракетно - бомбовые удары по территориям Афганистана, Судана,
Ирака, угрозы в отношении Союзной Республики Югославии наглядно
демонстрируют, к каким последствиям может привести принятие
доктрины о расширении сферы ответственности НАТО. Нельзя
исключать, что в будущем НАТО в соответствии с новой
стратегической концепцией пойдет на применение силы для
обеспечения экономических интересов государств - членов НАТО, в
частности для установления контроля над стратегическими
источниками сырья.
На этом фоне шаги по расширению НАТО на Восток могут иметь
целью дальнейшую концентрацию людских, материальных и военных
ресурсов и расширение инфраструктуры для осуществления силовых
операций в различных районах мира.
Государственная Дума считает, что новая стратегическая
концепция НАТО, фактически направленная на ликвидацию приоритета
ООН в области поддержания мира, может серьезно подорвать роль ООН
и всю существующую систему международных отношений. Принятие
подобной концепции приведет также к ослаблению Организации по
безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и других
региональных организаций, действующих на основе согласия
государств, может серьезно затруднить ведущуюся в настоящее время
в рамках ОБСЕ работу над Хартией европейской безопасности,
призванной стать кодексом поведения государств на международной
арене.
Государственная Дума убеждена, что право принятия решений о
применении силы не может принадлежать небольшой группе развитых
государств. Организация Объединенных Наций по-прежнему является
уникальным инструментом, способным обеспечить стабильность в мире.
Именно ООН должна разработать новую модель международных
отношений, которая обеспечивала бы более благоприятные и
равноправные условия для развития всех государств мира в XXI веке.
Государственная Дума призывает парламенты государств - членов
Организации Объединенных Наций выразить свое отношение к планам
изменения стратегической концепции НАТО, ведущим к коренной ломке
существующих международных механизмов поддержания мира и
международной безопасности, и активизировать усилия по повышению
эффективности деятельности Организации Объединенных Наций и Совета
Безопасности ООН по укреплению мира и обеспечению устойчивого
развития.
|