ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 1999 года
Дело N 4-Г98-18
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Маслова А.М.,
Манохиной Г.В.
рассмотрела в судебном заседании от 28 января 1999 г. дело по
жалобе В., Б., Ш. о назначении даты выборов в представительный
орган местного самоуправления пос. Купавна Московской области по
кассационной жалобе представителей заявителей Красильникова Андрея
Николаевича и Гладкова Константина Владимировича на решение
судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда
от 12 ноября 1998 г., которым в удовлетворении жалобы отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
Манохиной, объяснения А.Н. Красильникова, представляющего интересы
заявителей, М.Н. Кукловой и Л.Л. Седых, представляющих интересы
администрации г. Железнодорожного, Ю.П. Ильина - главы
администрации пос. Купавна, представителя администрации Московской
области З.А. Румянцевой, заключение помощника Генерального
прокурора Российской Федерации М.М. Гермашевой, полагавшей решение
суда оставить без изменения, Судебная коллегия
установила:
В., Б. и Ш. обратились в суд с требованием о назначении даты
выборов в представительный орган местного самоуправления поселка
Купавна Московской области. Просили выборы провести на основании
Временного положения о проведении выборов депутатов
представительных органов местного самоуправления и выборных
должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской
Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления. В представительный орган, по мнению заявителей,
должно быть выбрано 8 депутатов, срок их полномочий 2 года.
В подтверждение требования заявители указали, что в нарушение
требований действующего законодательства в 1996 г. самостоятельное
муниципальное образование "Поселок Купавна" было упразднено и
незаконно соединено с муниципальным образованием "Город
Железнодорожный". В связи с этим жители поселка лишены возможности
иметь в пос. Купавна представительный орган, через который они
могли бы осуществлять управление поселком.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Московского
областного суда от 12 ноября 1998 г. в удовлетворении жалобы В.,
Б., Ш. было отказано.
В кассационной жалобе представители заявителей по доверенностям
А.Н. Красильников и К.В. Гладков просят об отмене решения и
вынесении нового решения. По их мнению, суд неправильно истолковал
положения Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" и не применил ст.
ст. 56 п. п. 1, 2, 61 п. 3 этого Закона. Вывод суда о том, что
поселок Купавна с 1963 г. является частью территории г.
Железнодорожного и никогда не был самостоятельным муниципальным
образованием, не основан на норме Закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по
следующим основаниям.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства, дал подробный анализ законодательства,
регулирующего поставленные в жалобе вопросы.
Судом установлено, что поселок Купавна является частью
территории г. Железнодорожного с апреля 1963 г., о чем
свидетельствует объединенное решение исполкомов Мособлсоветов от
27 апреля 1963 г. N 272-236.
На время передачи поселка г. Железнодорожному город уже имел
статус города областного подчинения на основании Указа Президиума
Верховного Совета РСФСР от 10 декабря 1960 г. N 731/13, до
настоящего времени сохранил этот статус.
Согласно Уставу г. Железнодорожного, утвержденному на Собрании
представителей г. Железнодорожного 30 января 1996 г. (ст. ст. 1,
3), город Железнодорожный является самостоятельным муниципальным
образованием в составе Московской области Российской Федерации и
не входит в другие муниципальные образования. В состав территории
г. Железнодорожного входит и территория поселка городского типа
Купавна.
Граждане пос. Купавна реализовали свое конституционное право
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления при
выборах депутатов Совета депутатов г. Железнодорожного, главы
города в марте, октябре 1996 г.
При таких данных правильным является вывод суда о том, что
поселок Купавна не является муниципальным образованием и выборы в
органы местного самоуправления не могут быть там назначены.
При разрешении жалобы суд обоснованно учел, что решением
Собрания представителей поселка Купавна, работающего на территории
поселка до 1 марта 1996 г., от 17 января 1996 г. статус поселка
был определен как "составная часть муниципального образования
"Город Железнодорожный". Собрание представителей пос. Купавна
обратилось к Собранию представителей г. Железнодорожного и
администрации города с просьбой признать поселок Купавна составной
частью территориального образования г. Железнодорожного, учитывая
исторически сложившиеся формы обеспечения жителей в социально-
экономической и культурной сферах, а также положительный опыт
структуры управления поселка. Эта просьба была удовлетворена
решением Собрания представителей г. Железнодорожного от 31 января
1996 г. N 2/15. 27 февраля 1996 г. Собрание представителей пос.
Купавна приняло решение о делегировании своих полномочий Думе г.
Железнодорожный (л.д. 71, 95 - 98).
Согласно постановлению главы администрации г. Железнодорожного
от 29 февраля 1996 г. N 348-с 1 марта 1996 г. на территории
поселка Купавна была образована территориальная администрация пос.
Купавна г. Железнодорожного и назначен глава этой администрации.
Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к правильному
выводу о том, что местное самоуправление в пос. Купавна
осуществляется городскими органами местного самоуправления в
соответствии с Уставом г. Железнодорожного и по существу
заявителями ставится вопрос о выделении пос. Купавна из состава
муниципального образования "Г. Железнодорожный", который может
быть решен в соответствии с требованиями Закона Московской области
"О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения
муниципальных образований" от 16 июля 1997 г. N 9/142.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд неправильно применил
материальный закон и не применил закон, подлежащий применению,
ошибочны.
В ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ
(с изменениями и дополнениями от 22 июня 1998 г.) "Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления" указано на то, что
названный Федеральный закон применяется в целях защиты
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления в части, не
урегулированной законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в тех решениях, где создана собственная
нормативно-правовая база и сформированы органы местного
самоуправления, нормы указанного Федерального закона могут
применяться лишь к отношениям, не урегулированным законами
субъектов Российской Федерации.
Требование заявителей о назначении даты выборов в органы
местного самоуправления пос. Купавна на законе не основано и
правильно не удовлетворено судом, поскольку пос. Купавна в
установленном порядке статус муниципального образования не придан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311,
ГПК РСФСР Судебная коллегия
определила:
решение судебной коллегии по гражданским делам Московского
областного суда от 12 ноября 1998 г. оставить без изменения,
кассационную жалобу А.Н. Красильникова и К.В. Гладкова оставить
без удовлетворения.
|