Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 27.01.99 N 3566-II ГД О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 27 января 1999 г. N 3566-II ГД
   
          О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
                 ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА"
   
       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять Федеральный закон "Об  участии  граждан  Российской
   Федерации в обеспечении правопорядка".
       2. Направить указанный Федеральный  закон  в  Совет  Федерации
   Федерального Собрания Российской Федерации.
       3. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.
   
                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                               Проект
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
                ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА
   
                                                               Принят
                                                Государственной Думой
                                                  27 января 1999 года
   
       Настоящий Федеральный  закон  устанавливает  правовую  основу,
   определяет формы участия граждан  Российской  Федерации  (далее  -
   граждане)  в  обеспечении  правопорядка  и  гарантии их правовой и
   социальной защиты.
   
                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
   
       1. Предметом  регулирования  настоящего  Федерального   закона
   являются  общественные  отношения,  возникающие в связи с участием
   граждан в обеспечении правопорядка.
       2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется
   на правоотношения,  возникающие в  связи  со  специальными  видами
   деятельности  правоохранительных органов,  с частной детективной и
   охранной  деятельностью  и  регулирующиеся  другими   федеральными
   законами.
   
       Статья 2.   Правовая  основа  участия  граждан  в  обеспечении
   правопорядка
   
       Правовую основу участия  граждан  в  обеспечении  правопорядка
   составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный
   закон,  другие федеральные законы и принимаемые в  соответствии  с
   ними  нормативные  правовые  акты  Российской  Федерации,  а также
   законы и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов  Российской
   Федерации.
   
             Глава II. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ
                              ПРАВОПОРЯДКА
   
       Статья 3. Участие граждан в обеспечении правопорядка
   
       1. Каждый гражданин,  защищая всеми средствами и способами, не
   запрещенными законом,  свою жизнь,  достоинство и собственность, а
   также  жизнь,  достоинство   и   собственность   других   лиц   от
   противоправных  посягательств,  имеет  право  принимать  участие в
   обеспечении правопорядка.
       2. Участие  граждан  в  обеспечении  правопорядка  может  быть
   индивидуальным и коллективным.
   
       Статья 4.  Формы индивидуального участия граждан в обеспечении
   правопорядка
   
       1. Формы   индивидуального   участия   граждан  в  обеспечении
   правопорядка:
       пропаганда правовых знаний;
       содействие правоохранительным   органам   в   профилактической
   работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
       деятельность по  предупреждению   детской   безнадзорности   и
   правонарушений несовершеннолетних;
       иное участие в обеспечении правопорядка.
       2. Формой   индивидуального   участия  граждан  в  обеспечении
   правопорядка    может    быть    внештатное    сотрудничество    с
   правоохранительными  органами  -  добровольное  участие  в  работе
   правоохранительных    органов    граждан,  не состоящих в их штате
   (далее -   внештатные  сотрудники  правоохранительных  органов)  и
   действующих под руководством их должностных лиц.
       На внештатных     сотрудников    правоохранительных    органов
   распространяются    положения,    предусмотренные  статьями  12  -
   19 настоящего Федерального закона.
       Финансирование деятельности       внештатных       сотрудников
   правоохранительных   органов   осуществляется   за  счет  средств,
   выделяемых  на   содержание   соответствующих   правоохранительных
   органов.
   
       Статья 5.  Формы  коллективного  участия граждан в обеспечении
   правопорядка
   
       1. Формы   коллективного   участия   граждан   в   обеспечении
   правопорядка:
       общественные объединения,      уставные      цели      которых
   предусматривают оказание помощи правоохранительным органам;
       народные дружины.
       2. Общественные    объединения,    уставные    цели    которых
   предусматривают  оказание   помощи   правоохранительным   органам,
   создаются  и  осуществляют  свою  деятельность  в  соответствии  с
   Федеральным законом "Об общественных объединениях".
       3. Народные    дружины    представляют    собой   добровольные
   формирования  граждан,   создаваемые   для   участия   граждан   в
   обеспечении правопорядка совместно с правоохранительными органами.
       На деятельность народных дружин не распространяются  положения
   Федерального закона "Об общественных объединениях".
   
       Статья 6.   Ограничения,   связанные   с  участием  граждан  в
   обеспечении правопорядка
   
       Граждане, участвующие в  обеспечении  правопорядка,  не  имеют
   права  выдавать  себя  за  сотрудников правоохранительных органов,
   осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской
   Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов,
   а  также  использовать   права,   предоставленные   им   настоящим
   Федеральным законом, в корыстных целях.
   
                      Глава III. НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ
   
       Статья 7. Создание народных дружин
   
       1. Народные  дружины  создаются  по  решению  органов местного
   самоуправления и действуют в соответствии с настоящим  Федеральным
   законом и принимаемыми на его основе законами и иными нормативными
   правовыми  актами  субъектов   Российской   Федерации,   а   также
   положениями о народных дружинах.
       2. Положения   о   народных    дружинах    принимают    органы
   государственной власти субъектов Российской Федерации.
       Указанные положения определяют:
       цели, задачи, виды деятельности народной дружины;
       структуру народной дружины и порядок ее формирования;
       обязанности граждан,   принимающих   участие   в  деятельности
   народной дружины (далее - народные дружинники);
       порядок взаимодействия  народной дружины с правоохранительными
   органами;
       условия и  порядок  приема  в народную дружину и отчисления из
   нее;
       образцы удостоверения и форменной одежды народного дружинника.
       3. Не допускаются создание народных  дружин  при  общественных
   объединениях  (в  том числе политических партиях) и их органах,  а
   также   создание   и   деятельность    организационных    структур
   политических партий в народных дружинах.
   
       Статья 8. Руководство деятельностью народных дружин
   
       1. Общее    руководство    деятельностью    народных    дружин
   осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.
       2. Непосредственное  руководство деятельностью народных дружин
   осуществляют штабы  народных  дружин  в  порядке,  устанавливаемом
   субъектами Российской Федерации.
   
       Статья 9.  Порядок  приема  в народную дружину и отчисления из
   нее
   
       1. В народную дружину принимаются  на  добровольной  основе  в
   индивидуальном   порядке  граждане,  достигшие  возраста  18  лет,
   способные  по  своим  деловым  и  моральным  качествам   исполнять
   обязанности народного дружинника.
       2. Прием в народную дружину и отчисление из нее осуществляются
   по   решению   штаба   народной   дружины,   которое  утверждается
   соответствующим органом местного самоуправления.
       3. В народную дружину не могут быть приняты граждане:
       1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
       2) состоящие на учете в лечебно - профилактических учреждениях
   по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;
       3) признанные  по решению суда недееспособными или ограниченно
   дееспособными;
       4) подвергнутые административным взысканиям за правонарушения,
   посягающие  на  общественный  порядок  или  установленный  порядок
   управления;
       5) не имеющие регистрации по месту жительства.
       4. Решение  штаба  народной  дружины об отчислении из народной
   дружины может быть принято в следующих случаях:
       1) на основании личного заявления народного дружинника;
       2) при наступлении обстоятельств,  перечисленных  в  пункте  3
   настоящей статьи;
       3) в   связи   с   систематическим   невыполнением    народным
   дружинником  требований  положения  о  народной  дружине,  а также
   фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;
       4) в  случае  совершения противоправных действий,  в том числе
   неправомерного применения народным дружинником физической силы или
   специальных средств.
   
       Статья 10.   Удостоверения   и   форменная   одежда   народных
   дружинников
   
       Органы государственной власти субъектов  Российской  Федерации
   устанавливают  единые  образцы  удостоверений  и  форменной одежды
   народных  дружинников,  которые  не   должны   быть   аналогичными
   форменной  одежде и знакам различия сотрудников правоохранительных
   органов.
   
       Статья 11.  Финансирование   и   материально   -   техническое
   обеспечение народных дружин
   
       1. Источники   и   порядок   финансирования   народных  дружин
   определяются  органами  местного  самоуправления.   Финансирование
   народных  дружин  может  также  осуществляться  за  счет  средств,
   поступающих от организаций,  общественных объединений,  граждан, а
   также   за   счет  иных  поступлений,  если  это  не  противоречит
   законодательству Российской Федерации.
       2. Органы местного самоуправления могут предоставлять народным
   дружинам в безвозмездное пользование  помещения,  необходимые  для
   осуществления их деятельности.
   
       Статья 12. Деятельность народных дружин
   
       1. Народные дружины могут участвовать в:
       1) обеспечении  личной  безопасности   граждан,   общественной
   безопасности,    охране    общественного    порядка,   сохранности
   собственности физических и юридических лиц;
       2) мероприятиях  по  предупреждению,  раскрытию  преступлений,
   пресечению административных правонарушений;
       3) охране   Государственной  границы  Российской  Федерации  в
   порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
       4) обеспечении безопасности дорожного движения;
       5) проведении неотложных аварийно - спасательных и карантинных
   мероприятий в случаях  стихийных  бедствий,  катастроф,  эпидемий,
   эпизоотий и иных чрезвычайных ситуаций;
       6) обеспечении   пожарной   безопасности,   охране   природных
   ресурсов и окружающей среды;
       7) содействии  правоохранительным  органам  в профилактической
   работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
       8) предупреждении   детской  безнадзорности  и  правонарушений
   несовершеннолетних.
       2. В  соответствии  с решениями органов государственной власти
   народные дружины могут участвовать в иных мероприятиях,  связанных
   с обеспечением правопорядка.
   
       Статья 13. Обязанности и права народных дружинников
   
       1. Народный дружинник обязан:
       1) не допускать  необоснованного  ограничения  прав  и  свобод
   граждан,  не  совершать  действий,  имеющих целью унижение чести и
   достоинства человека и гражданина;
       2) в  случае  обращения  граждан  с сообщениями о событиях или
   фактах,  угрожающих  личной  безопасности  граждан,   общественной
   безопасности,     общественному    порядку,    либо    в    случае
   непосредственного  обнаружения  народным   дружинником   указанных
   событий или фактов сообщать об этом в ближайший правоохранительный
   орган и принимать меры по спасению людей,  пресечению преступлений
   или административных правонарушений,  задержанию лиц,  совершивших
   преступления или  административные  правонарушения,  охране  места
   происшествия;
       3) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной,
   гражданам,    пострадавшим   от   преступлений,   административных
   правонарушений или  несчастных  случаев,  а  также  находящимся  в
   беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
       4) разъяснять гражданам во всех случаях ограничения их прав  и
   свобод основания и поводы для такого ограничения;
       5) иметь при себе и  предъявлять  по  требованию  граждан  или
   должностных лиц удостоверение установленного образца.
       2. Народный дружинник,  участвуя  в  обеспечении  правопорядка
   совместно с сотрудниками правоохранительных органов, имеет право:
       1) требовать  от  граждан  и   должностных   лиц   прекращения
   преступлений, административных правонарушений;
       2) проверять у граждан документы,  удостоверяющие их личность,
   если  имеются  достаточные  основания  подозревать их в совершении
   преступления или административного правонарушения;
       3) доставлять   в   правоохранительные  органы  или  помещения
   народных дружин лиц, совершивших преступление или административное
   правонарушение;
       4) временно изымать у лиц,  доставляемых в  правоохранительные
   органы или помещения народных дружин, предметы, явившиеся орудиями
   совершения преступления или административного правонарушения,  или
   иные  предметы,  наличие  которых  у  указанных лиц может угрожать
   личной  безопасности   народного   дружинника   или   граждан,   с
   последующей   незамедлительной   передачей   указанных   предметов
   сотрудникам правоохранительных органов или должностным лицам;
       5) осуществлять регулирование дорожного движения;
       6) использовать транспортные средства предприятий,  учреждений
   и  организаций  независимо  от  форм собственности (за исключением
   транспортных   средств   дипломатических,   консульских   и   иных
   представительств  иностранных  государств  в Российской Федерации,
   международных   организаций,   а   также   транспортных    средств
   специального назначения), общественных объединений или граждан для
   доставления в   лечебно  -  профилактические  учреждения  граждан,
   нуждающихся в срочной медицинской помощи;
       7) бесплатно  пользоваться  для  связи  с  правоохранительными
   органами   телефонами   и   иными  средствами  связи  предприятий,
   учреждений и организаций  независимо  от  форм  собственности  (за
   исключением  телефонов  и  других  средств  связи дипломатических,
   консульских  и  иных  представительств  иностранных  государств  в
   Российской  Федерации),  общественных  объединений  в случаях,  не
   терпящих отлагательства;
       8) применять    к    лицам,   совершившим   преступление   или
   административное правонарушение,  физическую  силу  и  специальные
   средства  в  случаях  и  порядке,  которые предусмотрены настоящим
   Федеральным законом.
       3. Народный  дружинник,  участвуя  в  обеспечении правопорядка
   совместно  с  сотрудниками  правоохранительных   органов,   обязан
   выполнять их законные распоряжения.
       4. Народные    дружинники    в    порядке,     устанавливаемом
   соответствующими  правоохранительными  органами,  должны проходить
   правовую и специальную подготовку,  а также периодическую проверку
   на  пригодность  к  действиям,  связанным с применением физической
   силы и специальных средств,  и  на  умение  оказывать  доврачебную
   помощь пострадавшим.
       5. Органы   государственной   власти   субъектов    Российской
   Федерации  или  органы местного самоуправления могут предоставлять
   народным дружинникам право на  бесплатный  проезд  на  всех  видах
   общественного   транспорта  городского,  пригородного  и  местного
   сообщения (за исключением  такси)  в  пределах  границ  территорий
   соответствующих  субъектов  Российской Федерации или муниципальных
   образований.
   
       Статья 14. Условия и пределы применения народными дружинниками
   физической силы и специальных средств
   
       1. Народные дружинники имеют право применять физическую силу и
   специальные средства в случаях и  порядке,  которые  предусмотрены
   настоящим Федеральным законом.
       2. При  применении  физической  силы  и  специальных   средств
   народный дружинник обязан:
       1) предупредить о намерении применить их, предоставив при этом
   лицам,  в  отношении  которых  предполагается применить физическую
   силу и специальные средства,  достаточно  времени  для  выполнения
   своих требований,  за исключением тех случаев, когда промедление в
   применении  физической  силы   и   специальных   средств   создает
   непосредственную  опасность  жизни  и  здоровью граждан,  народных
   дружинников  или  сотрудников  правоохранительных  органов,  может
   повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке
   такое предупреждение является невозможным;
       2) не  допускать  явного  несоответствия  вреда,  причиняемого
   посягающему  лицу,  характеру  и  степени  общественной  опасности
   посягательства;
       3) принимать  меры  по  оказанию  доврачебной  помощи   лицам,
   получившим телесные повреждения в результате применения физической
   силы и специальных средств.
   
       Статья 15. Применение физической силы и специальных средств
   
       1. Народные  дружинники   при   исполнении   обязанностей   по
   обеспечению   правопорядка  имеют  право  на  ношение  и  хранение
   специальных  средств.   Специальными   средствами,   используемыми
   народными  дружинниками при исполнении обязанностей по обеспечению
   правопорядка,  являются резиновые палки,  аэрозольные  устройства,
   снаряженные    слезоточивыми    или    раздражающими   веществами,
   электрошоковые устройства.
       2. Народным дружинникам разрешается применять:
       1) резиновые   палки,   слезоточивый    газ,    электрошоковые
   устройства   -   для  отражения  нападения  на  граждан,  народных
   дружинников или сотрудников правоохранительных органов, пресечения
   сопротивления,  оказываемого народному дружиннику, задержания лиц,
   в отношении которых имеются достаточные  основания  полагать,  что
   они намерены оказать вооруженное сопротивление;
       2) резиновые палки, электрошоковые устройства - для задержания
   лиц,  застигнутых  при  совершении  преступления  против  жизни  и
   здоровья  граждан  либо  преступления   против   собственности   и
   пытающихся скрыться.
       Во всех перечисленных  случаях  могут  применяться  физическая
   сила,   а   также  специально  обученные  собаки,  которые  должны
   проходить  периодическую  проверку  на  пригодность   в   порядке,
   устанавливаемом соответствующими правоохранительными органами.
       3. Виды специальных средств,  указанных в пункте  1  настоящей
   статьи, определяются Правительством Российской Федерации.
       4. Народным дружинникам запрещается применять физическую  силу
   и  специальные  средства  в отношении женщин с видимыми признаками
   беременности,   лиц   с   явными   признаками    инвалидности    и
   несовершеннолетних,   когда   их  возраст  очевиден  или  известен
   народному дружиннику,  за исключением случаев оказания  указанными
   лицами    вооруженного    сопротивления,   совершения   нападения,
   угрожающего жизни и здоровью граждан.
       5. Народный   дружинник   обязан   уведомить   соответствующий
   правоохранительный орган о  каждом  случае  применения  физической
   силы или специальных средств.
   
       Статья 16. Ответственность народного дружинника
   
       За неправомерные   действия   (бездействие)   при   исполнении
   обязанностей по обеспечению правопорядка народный дружинник  несет
   ответственность,    установленную   законодательством   Российской
   Федерации.
       Вред, причиненный    физическим    или    юридическим    лицам
   неправомерными  действиями  (бездействием)  народного  дружинника,
   подлежит  возмещению  в  полном объеме в порядке,  предусмотренном
   законодательством Российской Федерации,  за  счет  средств  органа
   местного  самоуправления,  принявшего  решение о создании народной
   дружины,  с последующим  взысканием  суммы  причиненного  вреда  с
   виновных лиц.
       Неправомерные действия (бездействие) народного дружинника  при
   исполнении  обязанностей  по  обеспечению  правопорядка могут быть
   обжалованы в  порядке,  установленном законодательством Российской
   Федерации.
   
                Глава IV. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ
               ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН, УЧАСТВУЮЩИХ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
                    ПРАВОПОРЯДКА, ФОРМЫ ИХ ПООЩРЕНИЯ
   
       Статья 17. Гарантии правовой защиты народных дружинников
   
       1. Народные   дружинники   при   исполнении   обязанностей  по
   обеспечению  правопорядка  находятся  под   защитой   государства.
   Законные требования    народных    дружинников   обязательны   для
   выполнения гражданами и должностными лицами Российской  Федерации,
   иностранными гражданами и лицами без гражданства.
       2. Неповиновение законным требованиям народных дружинников,  а
   также  насилие  или  угроза  его применения,  посягательство на их
   жизнь,  здоровье,  честь и достоинство при исполнении обязанностей
   по обеспечению правопорядка влекут ответственность,  установленную
   законодательством Российской Федерации.
   
       Статья 18.  Гарантии социальной защиты граждан,  участвующих в
   обеспечении правопорядка
   
       Органы государственной  власти  субъектов Российской Федерации
   устанавливают гарантии социальной защиты  граждан,  участвующих  в
   обеспечении правопорядка.
   
       Статья 19.  Формы поощрения граждан, участвующих в обеспечении
   правопорядка
   
       1. Органы   государственной   власти   субъектов    Российской
   Федерации  и  органы  местного  самоуправления  могут использовать
   различные  формы  поощрения  граждан,  участвующих  в  обеспечении
   правопорядка.
       2. За особые заслуги в обеспечении  правопорядка,  проявленные
   при  этом  личное  мужество  и  героизм  граждане,  участвующие  в
   обеспечении правопорядка,  могут представляться к  государственным
   наградам Российской Федерации.
   
                   Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 20.   Контроль   и  надзор  за  деятельностью  граждан,
   участвующих в обеспечении правопорядка
   
       1. Контроль   за   деятельностью   граждан,   участвующих    в
   обеспечении   правопорядка,  осуществляют  органы  государственной
   власти  субъектов   Российской   Федерации   и   органы   местного
   самоуправления в пределах своих полномочий.
       2. Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации
   гражданами,  участвующими в обеспечении правопорядка, осуществляют
   Генеральный  прокурор  Российской  Федерации  и  подчиненные   ему
   прокуроры.
   
       Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона
   
       1. Настоящий  Федеральный  закон  вступает  в  силу со дня его
   официального опубликования.
       2. Предложить   Президенту  Российской  Федерации  и  поручить
   Правительству  Российской  Федерации  привести  свои   нормативные
   правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
   
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz