КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 26 января 1999 г. N 2
О СТРУКТУРЕ ДВЕНАДЦАТИЛЕТНЕЙ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Заслушав и обсудив сообщения руководителя Департамента общего
среднего образования Леонтьевой М.Р. и вице - президента
Российской академии образования Полякова В.А. о целесообразности
увеличения продолжительности обучения в общеобразовательных
учреждениях Российской Федерации, коллегия отмечает, что
положительное рассмотрение данного вопроса в результате
дальнейшего обсуждения и доработки дает возможности решения ряда
проблем общего среднего образования.
В настоящее время объем содержания образования в российской
школе сопоставим с уровнем образования в развитых европейских
странах. Однако это достигается за счет перегрузки учащихся.
Предлагаемый в школе объем знаний при имеющихся педагогических
технологиях недоступен для значительной части школьников. Решение
указанной проблемы возможно путем увеличения сроков обучения или
за счет сокращения объема содержания образования, что может
привести к снижению его качества.
Продление сроков обучения в общеобразовательных учреждениях на
один год даже при сокращенной недельной учебной нагрузке
обучающихся даст возможность не только сохранить, но и повысить
достигнутый уровень образования.
В современном мире постоянно наращивается объем необходимых на
разных уровнях образования знаний, расширяются информационные
потоки, что существенно влияет на содержание образования, ведет к
необходимости обновления существующих курсов или к внедрению
новых. Выпускникам необходимы более сложные приемы деятельности,
умения получать информацию из различных источников, осмысливать и
использовать ее в реальных жизненных ситуациях. Увеличение срока
обучения будет способствовать ценностной мотивации выбора
профессии в соответствии со способностями и склонностями и более
качественной подготовке к обучению в вузах.
Переход к рыночным условиям хозяйствования разрушил
централизованный механизм трудоустройства выпускников, создания
ученических рабочих мест и занятости молодежи, обострил проблему
их социальной адаптации, а вместе с ней и криминогенность среди
молодежи. Многие выпускники попадают в категорию безработных. При
этом прирост преступности в среде несовершеннолетних, по данным
МВД России, составил свыше 11%, а за последние 5 лет увеличился в
2 раза.
Переход на двенадцатилетнее обучение в определенной мере может
способствовать снижению социальной напряженности в стране.
При рассмотрении вопроса о переходе на двенадцатилетнее
обучение необходимо учитывать изменения демографической ситуации в
стране, вызванные падением рождаемости, что, по прогнозам ученых,
приведет в ближайшие 10 - 12 лет к снижению числа обучающихся с
21,4 до 13,5 млн. чел.
Увеличение сроков обучения на один год позволит преодолеть
устойчивую тенденцию ухудшения здоровья детей и молодежи, за счет
снижения предельной образовательной нагрузки учащихся школ. По
данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и
молодежи Госкомсанэпиднадзора России, в среднем по стране лишь 10%
выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 45 -
50% школьников страдают хроническими заболеваниями. У 15% учащихся
общеобразовательных учреждений диагностируются нервно -
психические отклонения, вызванные увеличением учебных нагрузок и
неблагоприятными социально - гигиеническими факторами.
Анализируя мировой опыт организации и структуры общего
образования, следует констатировать, что в большинстве стран мира,
в первую очередь с целью социальной защиты молодежи,
осуществляется 12-летнее и 13-летнее образование, так, в
Великобритании срок обучения составляет 10 - 13 лет, во Франции,
Испании, Польше, Японии, Литовской Республике, Латвийской
Республике, Эстонской Республике, Республике Молдова - 12 лет,
Италии, Швеции, Германии - 13 лет. В целом только менее 25% стран
мира сохраняют 10 - 11-летний срок полного среднего образования.
Постоянная конференция по университетским проблемам Совета
Европы в 1992 году приняла Декларацию, в которой отмечается, что
"преобладающей международной практикой является двенадцатилетнее
школьное образование".
Исходя из вышеизложенного, при увеличении продолжительности
обучения на один год Департамент общего среднего образования
предлагает принять следующую структуру общеобразовательного
учреждения: 4 + 6 + 2.
I ступень - начальное общее образование (4 года);
II ступень - основное общее образование (6 лет);
III ступень - среднее (полное) общее образование (2 года).
I ступень обучения: продолжительность обучения 4 года, возраст
обучающихся - с 6,5 года на 1 сентября. Обучение осуществляется по
программам непрерывного образования для детей старшего дошкольного
и младшего школьного возраста.
II ступень обучения: продолжительность обучения 6 лет. Вторая
ступень школы остается обязательной для всех детей в возрасте до
16 лет. Это обеспечит более высокий уровень социализации личности,
будет соответствовать возрастному рубежу расширения гражданских
прав и юридической ответственности молодого человека.
III ступень обучения: продолжительность обучения 2 года.
Старшая ступень школы строится по принципу профильной
дифференциации. Старшие классы средних общеобразовательных
учреждений будут соответствовать принятому в международной
практике понятию предуниверсарий.
Вместе с тем при принятии окончательного решения о переходе на
двенадцатилетнее полное среднее образование предстоит провести
проработку и решить ряд следующих вопросов:
разработка экономических расчетов перехода на двенадцатилетнее
общее среднее образование;
создание нормативно - правовой базы общего среднего
образования: подготовка предложений для внесения изменений в
Федеральный закон Российской Федерации "О воинской обязанности и
военной службе"; внесение изменений и дополнений в типовые
положения об образовательных учреждениях, реализующих
общеобразовательные программы;
приведение в соответствие академических требований с
возможностями ученика, индивидуализация этих требований в
качественном и количественном отношениях, придание содержанию
образования личностного смысла и тем самым создание условий для
раскрытия потенциальных возможностей ученика;
разработка государственных образовательных стандартов и
создание программно - методического и материально - технического
обеспечения (новые программы и учебники, переработка действующих
программ и учебников, учебно - наглядные пособия и учебное
оборудование) в соответствии с содержанием и организацией
образовательного процесса;
совершенствование системы повышения квалификации
педагогических кадров с целью обеспечения поэтапной переподготовки
учителей и руководителей общеобразовательных учреждений для работы
в новых условиях.
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Согласиться с предложением Департамента общего среднего
образования и Президиума Российской академии образования о
дальнейшей разработке вышеуказанной структуры двенадцатилетнего
(полного) общего образования.
2. Просить Российскую академию образования (Никандрова Н.Д.) в
целях обеспечения научного подхода продолжить работу по
определению концепции содержания двенадцатилетнего общего среднего
образования, разработке содержания образовательных областей
Базисного учебного плана.
3. Департаменту общего среднего образования (Леонтьевой М.Р.)
совместно с представителями научных учреждений и организаций,
педагогических вузов, а также с Российской академией образования
продолжить работу по реализации плана Минобразования России по
анализу и общественному обсуждению проблем перехода на
двенадцатилетнее общее среднее образование.
4. Рекомендовать органам управления образованием субъектов
Российской Федерации:
4.1. Изучить возможности постепенного перехода
общеобразовательных учреждений на двенадцатилетний срок обучения с
учетом изменения демографической ситуации в регионах.
4.2. Обсудить с муниципальными органами управления
образованием и общеобразовательными учреждениями проблемы перехода
на двенадцатилетнее общее среднее образование и до 10 апреля
1999 года представить в Минобразование России обобщенные материалы
обсуждений для систематизации и учета мнения при решении вопроса о
переходе на двенадцатилетний срок обучения.
5. Управлению научно - исследовательских работ (Шленову Ю.В.)
предусмотреть ежеквартальное финансирование работ по межвузовской
научной программе "Научно - методические проблемы содержания
образования (дошкольного, общего среднего, начального
профессионального)".
6. Управлению экономики (Боровскому Г.В.) в срок до 1 апреля
1999 года подготовить необходимые экономические расчеты, связанные
с переходом на двенадцатилетний срок обучения в
общеобразовательных учреждениях.
7. Департаменту общего среднего образования подготовить к
05.02.99 приказ по реализации решения коллегии.
Председатель коллегии
В.М.ФИЛИППОВ
|