Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 26.01.99 N 2 О СТРУКТУРЕ ДВЕНАДЦАТИЛЕТНЕЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


            КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                    ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                        от 26 января 1999 г. N 2

                  О СТРУКТУРЕ ДВЕНАДЦАТИЛЕТНЕЙ СРЕДНЕЙ
                       ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

       Заслушав и обсудив сообщения руководителя Департамента  общего
   среднего   образования   Леонтьевой   М.Р.  и  вице  -  президента
   Российской академии образования Полякова В.А.  о  целесообразности
   увеличения   продолжительности   обучения   в  общеобразовательных
   учреждениях   Российской   Федерации,   коллегия   отмечает,   что
   положительное    рассмотрение   данного   вопроса   в   результате
   дальнейшего обсуждения и доработки дает возможности  решения  ряда
   проблем общего среднего образования.
       В настоящее время объем содержания  образования  в  российской
   школе  сопоставим  с  уровнем  образования  в развитых европейских
   странах.  Однако это  достигается  за  счет  перегрузки  учащихся.
   Предлагаемый  в  школе  объем  знаний при имеющихся педагогических
   технологиях недоступен для значительной части школьников.  Решение
   указанной  проблемы  возможно путем увеличения сроков обучения или
   за  счет  сокращения  объема  содержания  образования,  что  может
   привести к снижению его качества.
       Продление сроков обучения в общеобразовательных учреждениях на
   один   год   даже   при  сокращенной  недельной  учебной  нагрузке
   обучающихся даст возможность не только сохранить,  но  и  повысить
   достигнутый уровень образования.
       В современном мире постоянно наращивается объем необходимых на
   разных  уровнях  образования  знаний,  расширяются  информационные
   потоки,  что существенно влияет на содержание образования, ведет к
   необходимости  обновления  существующих  курсов  или  к  внедрению
   новых.  Выпускникам необходимы более сложные приемы  деятельности,
   умения получать информацию из различных источников,  осмысливать и
   использовать ее в реальных жизненных ситуациях.  Увеличение  срока
   обучения   будет   способствовать   ценностной   мотивации  выбора
   профессии в соответствии со способностями и склонностями  и  более
   качественной подготовке к обучению в вузах.
       Переход к   рыночным    условиям    хозяйствования    разрушил
   централизованный  механизм  трудоустройства выпускников,  создания
   ученических рабочих мест и занятости молодежи,  обострил  проблему
   их  социальной  адаптации,  а вместе с ней и криминогенность среди
   молодежи.  Многие выпускники попадают в категорию безработных. При
   этом  прирост  преступности в среде несовершеннолетних,  по данным
   МВД России,  составил свыше 11%, а за последние 5 лет увеличился в
   2 раза.
       Переход на двенадцатилетнее обучение в определенной мере может
   способствовать снижению социальной напряженности в стране.
       При рассмотрении  вопроса  о  переходе   на   двенадцатилетнее
   обучение необходимо учитывать изменения демографической ситуации в
   стране,  вызванные падением рождаемости, что, по прогнозам ученых,
   приведет  в  ближайшие  10 - 12 лет к снижению числа обучающихся с
   21,4 до 13,5 млн. чел.
       Увеличение сроков  обучения  на  один  год позволит преодолеть
   устойчивую тенденцию ухудшения здоровья детей и молодежи,  за счет
   снижения  предельной  образовательной  нагрузки учащихся школ.  По
   данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей,  подростков и
   молодежи Госкомсанэпиднадзора России, в среднем по стране лишь 10%
   выпускников   школ   могут  считаться абсолютно  здоровыми,  45  -
   50% школьников страдают хроническими заболеваниями. У 15% учащихся
   общеобразовательных   учреждений    диагностируются    нервно    -
   психические  отклонения,  вызванные увеличением учебных нагрузок и
   неблагоприятными социально - гигиеническими факторами.
       Анализируя мировой   опыт   организации   и  структуры  общего
   образования, следует констатировать, что в большинстве стран мира,
   в   первую   очередь   с   целью   социальной   защиты   молодежи,
   осуществляется  12-летнее  и   13-летнее   образование,   так,   в
   Великобритании  срок обучения составляет 10 - 13 лет,  во Франции,
   Испании,  Польше,   Японии,   Литовской   Республике,   Латвийской
   Республике,  Эстонской  Республике,  Республике  Молдова - 12 лет,
   Италии,  Швеции, Германии - 13 лет. В целом только менее 25% стран
   мира сохраняют 10 - 11-летний срок полного среднего образования.
       Постоянная конференция  по  университетским  проблемам  Совета
   Европы в 1992 году приняла Декларацию,  в которой отмечается,  что
   "преобладающей международной практикой  является  двенадцатилетнее
   школьное образование".
       Исходя из вышеизложенного,  при  увеличении  продолжительности
   обучения  на  один  год  Департамент  общего  среднего образования
   предлагает  принять   следующую   структуру   общеобразовательного
   учреждения: 4 + 6 + 2.
       I ступень - начальное общее образование (4 года);
       II ступень - основное общее образование (6 лет);
       III ступень - среднее (полное) общее образование (2 года).
       I ступень обучения: продолжительность обучения 4 года, возраст
   обучающихся - с 6,5 года на 1 сентября. Обучение осуществляется по
   программам непрерывного образования для детей старшего дошкольного
   и младшего школьного возраста.
       II ступень обучения:  продолжительность обучения 6 лет. Вторая
   ступень школы остается обязательной для всех детей в  возрасте  до
   16 лет. Это обеспечит более высокий уровень социализации личности,
   будет соответствовать возрастному  рубежу  расширения  гражданских
   прав и юридической ответственности молодого человека.
       III ступень  обучения:  продолжительность  обучения  2   года.
   Старшая    ступень   школы   строится   по   принципу   профильной
   дифференциации.   Старшие   классы   средних   общеобразовательных
   учреждений   будут   соответствовать   принятому  в  международной
   практике понятию предуниверсарий.
       Вместе с тем при принятии окончательного решения о переходе на
   двенадцатилетнее полное  среднее  образование  предстоит  провести
   проработку и решить ряд следующих вопросов:
       разработка экономических расчетов перехода на двенадцатилетнее
   общее среднее образование;
       создание нормативно   -   правовой   базы   общего    среднего
   образования:  подготовка  предложений  для  внесения  изменений  в
   Федеральный закон Российской Федерации "О воинской  обязанности  и
   военной  службе";   внесение  изменений  и  дополнений  в  типовые
   положения    об    образовательных    учреждениях,     реализующих
   общеобразовательные программы;
       приведение в   соответствие   академических    требований    с
   возможностями   ученика,   индивидуализация   этих   требований  в
   качественном  и  количественном  отношениях,  придание  содержанию
   образования  личностного  смысла  и тем самым создание условий для
   раскрытия потенциальных возможностей ученика;
       разработка государственных    образовательных   стандартов   и
   создание программно - методического и материально  -  технического
   обеспечения  (новые программы и учебники,  переработка действующих
   программ  и  учебников,  учебно  -  наглядные  пособия  и  учебное
   оборудование)   в   соответствии   с  содержанием  и  организацией
   образовательного процесса;
       совершенствование системы        повышения        квалификации
   педагогических кадров с целью обеспечения поэтапной переподготовки
   учителей и руководителей общеобразовательных учреждений для работы
   в новых условиях.
       На основании вышеизложенного коллегия решила:
       1. Согласиться с  предложением  Департамента  общего  среднего
   образования   и   Президиума  Российской  академии  образования  о
   дальнейшей разработке  вышеуказанной  структуры  двенадцатилетнего
   (полного) общего образования.
       2. Просить Российскую академию образования (Никандрова Н.Д.) в
   целях   обеспечения   научного   подхода   продолжить   работу  по
   определению концепции содержания двенадцатилетнего общего среднего
   образования,   разработке   содержания   образовательных  областей
   Базисного учебного плана.
       3. Департаменту  общего среднего образования (Леонтьевой М.Р.)
   совместно с  представителями  научных  учреждений  и  организаций,
   педагогических  вузов,  а также с Российской академией образования
   продолжить работу по реализации  плана  Минобразования  России  по
   анализу   и   общественному   обсуждению   проблем   перехода   на
   двенадцатилетнее общее среднее образование.
       4. Рекомендовать  органам  управления  образованием  субъектов
   Российской Федерации:
       4.1. Изучить       возможности      постепенного      перехода
   общеобразовательных учреждений на двенадцатилетний срок обучения с
   учетом изменения демографической ситуации в регионах.
       4.2. Обсудить    с    муниципальными    органами    управления
   образованием и общеобразовательными учреждениями проблемы перехода
   на двенадцатилетнее общее  среднее  образование  и  до  10  апреля
   1999 года представить в Минобразование России обобщенные материалы
   обсуждений для систематизации и учета мнения при решении вопроса о
   переходе на двенадцатилетний срок обучения.
       5. Управлению научно - исследовательских работ (Шленову  Ю.В.)
   предусмотреть  ежеквартальное финансирование работ по межвузовской
   научной  программе  "Научно  -  методические  проблемы  содержания
   образования     (дошкольного,    общего    среднего,    начального
   профессионального)".
       6. Управлению  экономики  (Боровскому Г.В.) в срок до 1 апреля
   1999 года подготовить необходимые экономические расчеты, связанные
   с     переходом    на    двенадцатилетний    срок    обучения    в
   общеобразовательных учреждениях.
       7. Департаменту  общего  среднего  образования  подготовить  к
   05.02.99 приказ по реализации решения коллегии.

                                                Председатель коллегии
                                                         В.М.ФИЛИППОВ




<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz