Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.01.99 N ГКПИ 98-733 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ АБЗАЦА 3 ПУНКТА 16 РАЗДЕЛА VIII ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ ОТ 11.10.95 N 39

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                   от 18 января 1999 г. N ГКПИ 98-733

       Именем Российской Федерации

       Судебная  коллегия  по  гражданским делам Верховного Суда РФ в
   составе:

   председательствующего - судьи Верховного Суда РФ   - Редченко Ю.Д.
   народных заседателей                             - Гончаренко Р.А.
                                                        Петелина С.Е.
   при секретаре                                   - Емельяновой М.А.
   с участием прокурора                              - Масаловой Л.Ф.

       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобе  Лобанова  Николая  Геннадьевича  о признании  незаконным и
   недействующим  абзаца  3,   пункта  16,  раздела  VIII  Инструкции
   Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 г.  N 39 "О
   порядке  исчисления  и уплаты  налога на добавленную стоимость" (с
   изменениями и дополнениями на 29 декабря 1997 года),

                              установила:

       Лобанов  Н.Г.  обратился  в Верховный  Суд  РФ с вышеуказанным
   требованием, сославшись  на  то,  что  оспариваемое  им  положение
   названной  Инструкции  не  соответствует  требованиям действующего
   налогового   законодательства   и Конституции  РФ  и необоснованно
   ограничивает права граждан и юридических лиц на получение льгот по
   налогу на добавленную стоимость, предусмотренных законом.
       В жалобе, в частности, указывает на то, что требования ГНС РФ,
   содержащиеся  в абзаце  3 пункта  16  Инструкции,  о том,  что при
   отгрузке товаров,  оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых
   налогом, расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и
   первичные учетные документы выписываются без выделения сумм налога
   на  добавленную  стоимость  и на них делается надпись или ставится
   штамп "Без налога (НДС)", не соответствуют положениям Закона РФ "О
   налоге   на  добавленную  стоимость"  и в  связи  с этим  нарушают
   имущественные права предприятий и организаций,  приобретших товары
   у  таких  юридических и физических лиц,  при дальнейшей их продаже
   или  их использовании в процессе производства.  Они при этом будут
   вынуждены исчислять сумму налога,  подлежащую взносу в бюджет,  со
   всего  оборота по реализации,  поскольку сумма налога,  уплаченная
   поставщику, отсутствует.
       Полагает,   что  порядок  исчисления  и уплаты  в бюджет  НДС,
   установленный оспариваемым пунктом Инструкции, позволяет изымать в
   бюджет  большую сумму налога,  чем вся добавленная стоимость,  что
   затрудняет  возможность использования права на получение налоговых
   льгот, предусмотренных налоговым законодательством.
       Статья  7 Закона  РФ  "О налоге на добавленную стоимость",  по
   мнению  заявителя,  не  предусматривает порядка исчисления НДС,  в
   случаях  освобождения от данного налога товаров на одной из стадий
   обращения, облагаемых на последующих стадиях обращения.
       В судебное заседание заявитель Лобанов Н.Г.  не явился, просил
   о рассмотрении дела в его отсутствие.
       Представитель    Министерства    РФ   по   налогам   и  сборам
   (правопреемника  Государственной налоговой службы РФ) Дятлова Е.В.
   с   жалобой   не   согласилась  и просила  об  оставлении  ее  без
   удовлетворения,   пояснив   при   этом  о том,   что  оспариваемое
   заявителем    положение    Инструкции    действующему   налоговому
   законодательству   РФ  и Конституции  РФ  не  противоречит  и прав
   заявителя не нарушает.
       Кроме   того,  содержание   оспариваемого   абзаца  Инструкции
   полностью  соответствует требованиям ст.  7 Закона РФ "О налоге на
   добавленную   стоимость"   и   п. 7  утвержденного  Постановлением
   Правительства  РФ  от  29  июля  1996  г.  N  914 "Порядка ведения
   журналов   учета   счетов  - фактур  при  расчетах  по  налогу  на
   добавленную стоимость".
       Выслушав объяснения представителя Министерства РФ по налогам и
   сборам Дятловой Е.В.,  обсудив доводы жалобы, исследовав материалы
   дела  и заслушав  заключение  прокурора Генеральной прокуратуры РФ
   Масаловой  Л.Ф.,   полагавшей  в удовлетворении  жалобы  отказать,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит
   ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
       В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную
   стоимость"   реализация   товаров   (работ,   услуг)  предприятиям
   производится  по  ценам (тарифам),  увеличенным на сумму налога на
   добавленную   стоимость.   При   этом  в расчетных  документах  на
   реализуемые  товары  (работы,  услуги)  сумма  налога  указывается
   отдельной строкой,  а согласно п.  7  утвержденного Постановлением
   Правительства  РФ  от  29  июля  1996  г.  N  914 "Порядка ведения
   журналов   учета   счетов  - фактур  при  расчетах  по  налогу  на
   добавленную  стоимость"  при  отгрузке  товаров (выполнении работ,
   оказании услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в
   счете - фактуре сумма налога не указывается и делается надпись или
   ставится штамп "Без налога (НДС)".
       Как установлено судом,  Государственной налоговой службой РФ в
   пределах  своей  компетенции  была  издана  Инструкция  N 39 от 11
   октября  1995 г.  (с последующими изменениями и дополнениями),  из
   абзаца  3 п.  16  раздела  VIII которой следует,  что при отгрузке
   товаров,  оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых налогом,
   расчетные   документы,   реестры,   приходные  кассовые  ордера  и
   первичные   учетные   документы   (включая   и  счета   - фактуры)
   выписываются  без выделения сумм налога на добавленную стоимость и
   на них делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
       Данная  Инструкция  принята  ГНС  РФ в установленном порядке и
   прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, чего
   не оспаривает в своей жалобе и сам заявитель.
       По  утверждению  представителя  Министерства  РФ  по налогам и
   сборам Дятловой Е.В.,  исходя из содержания п.  1 ст.  7 Закона "О
   налоге  на  добавленную  стоимость",  в  случае реализации товаров
   (работ,  услуг)  без  указанного налога выделение данного налога в
   расчетных   документах   не  требуется,   о  чем  и указывается  в
   оспариваемом абзаце Инструкции.
       Учитывая, что   в   соответствии с подпунктами "ф" и "х" п.  1
   ст. 5 названного Закона   товары   (за   исключением  подакцизных,
   минерального  сырья и полезных ископаемых,  а также других товаров
   по  перечню,  утверждаемому  Правительством  РФ  по  представлению
   общероссийских   общественных   организаций  инвалидов),   работы,
   услуги,  производимые  и реализуемые  общественными  организациями
   инвалидов,  о которых упоминает в жалобе заявитель, освобождены от
   налога  на  добавленную  стоимость,  указанные  организации при их
   реализации   без   налога   на  добавленную  стоимость  выписывают
   расчетные документы без выделения данного налога.  В случае отказа
   общественных  организаций  инвалидов  от  предоставляемой  Законом
   льготы  они реализуют товары по ценам, увеличенным на суммы налога
   на  добавленную  стоимость,  и  в расчетных  документах  налог  на
   добавленную  стоимость  указывают  отдельной  строкой,  как  и все
   другие плательщики налога.
       Эти    утверждения    представителя   заинтересованного   лица
   материалами дела не опровергнуты.
       Анализ содержания приведенных выше норм Закона и утвержденного
   Постановлением   Правительства  "Порядка  ведения  журналов  учета
   счетов   - фактур  (одного  из  видов  расчетных  документов)  при
   расчетах по налогу на добавленную стоимость" также свидетельствует
   о  том,  что  оспариваемое  положение  Инструкции  не противоречит
   действующему   налоговому   законодательству  и Конституции  РФ  и
   чьих-либо  прав  по уплате налога на добавленную стоимость,  в том
   числе  и прав  заявителя,  по  сравнению с Законом РФ "О налоге на
   добавленную  стоимость"  не  нарушает  и в связи с этим каких-либо
   оснований для признания его незаконным не имеется.
       Довод  заявителя  о том,  что обжалуемый абзац Инструкции,  по
   сравнению   с  налоговым  законодательством,   ограничивает  права
   физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без
   образования      юридического      лица,      субъектов     малого
   предпринимательства,      применяющих      упрощенную      систему
   налогообложения, и общественных организаций инвалидов на получение
   льгот по налогу на добавленную стоимость,  не может быть принят во
   внимание,  поскольку  он ничем фактически не подтвержден и основан
   лишь на ошибочных рассуждениях заявителя.
       Ссылка  заявителя  при  этом на положения пунктов 1 и 2 ст.  7
   Закона  РФ  "О  налоге  на  добавленную  стоимость"  не может быть
   признана   обоснованной,    поскольку   эти   положения   содержат
   определение самого налога на добавленную стоимость (ст.  1 Закона)
   и  устанавливают  порядок  исчисления  суммы налога на добавленную
   стоимость, подлежащей перечислению в бюджет (п. 2 ст. 7 Закона), и
   не  связаны  с выводом заявителя о том,  что обороты по реализации
   товаров (работ, услуг) не являются объектами налогообложения.
       Кроме того, обжалуемый абзац Инструкции не содержит положений,
   определяющих  объект  налогообложения, и в  связи  с этим не может
   противоречить требованиям приведенного выше Закона.
       Не устанавливается данным абзацем Инструкции, о чем утверждает
   в  жалобе  заявитель,  и  какого-либо  нового  не предусмотренного
   налоговым  законодательством  вида  налога,  а  лишь  определяется
   порядок     отражения     в   расчетных    документах    сведений,
   свидетельствующих о том,  что реализация товаров произведена как с
   уплатой,  так  и без  уплаты налога на добавленную стоимость,  что
   полностью   соответствует   п.   7   утвержденного  Постановлением
   Правительства  "Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при
   расчетах  по налогу на добавленную стоимость",  который заявителем
   не оспаривается.
       Исходя из требований закона,  Государственная налоговая служба
   РФ обязана исполнять постановления Правительства РФ.
       Не может суд согласиться и с утверждением заявителя о том, что
   оспариваемым     положением   Инструкции   нарушаются   требования
   ст.  ст.  8,  34,  35,  55  и 57  Конституции  РФ,  так как данное
   положение    основано    на    действующем    законодательстве   и
   конституционные  права  граждан  и юридических  лиц  на реализацию
   товаров (работ, услуг), на свободу экономической деятельности и на
   охрану права частной собственности не нарушает.
       Что  касается  довода  заявителя о необходимости возложения на
   Министерство  РФ  по  налогам  и сборам  обязанности  по  внесению
   изменений  в Инструкцию,   то  он  также  не  может  быть  признан
   обоснованным,  поскольку  решение  вопросов о внесении изменений и
   дополнений   в  соответствующие   нормативные   правовые   акты  к
   компетенции  судов  законом  не  отнесено.  Суд  в пределах  своей
   компетенции     проверяет     лишь     соответствие    требованиям
   законодательства действующих положений названных актов.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
   Суда РФ

                                решила:

       жалобу  Лобанова Николая Геннадьевича о признании незаконным и
   недействующим   абзаца   3  пункта   16  раздела  VIII  Инструкции
   Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 г.  N 39 "О
   порядке  исчисления  и уплаты  налога на добавленную стоимость" (с
   изменениями  и дополнениями  на  29  декабря 1997 г.) оставить без
   удовлетворения.
       Настоящее  решение  может  быть  обжаловано  и опротестовано в
   десятидневный срок в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

                                                 Председательствующий
                                                         Ю.Д.РЕДЧЕНКО

                                                  Народные заседатели
                                                       Р.А.ГОНЧАРЕНКО
                                                          С.Е.ПЕТЕЛИН



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz