Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.12.2000 N ГКПИ 2000-1357 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ ООО "ТЕЛЕСЕТ" О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ НЕКОТОРЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                 от 21 декабря 2000 г. N ГКПИ 2000-1357

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд РФ в составе:

       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                    Дончило В.В.,
       с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  ООО  "Телесет"  о  признании  недействительным пункта 3
   Приложения к Приказу Минфина РФ от 24  марта  2000  г.  N  31н  "О
   внесении  изменений  в нормативные правовые акты по бухгалтерскому
   учету" в части дополнения  абзаца  первого  п.  41  "Положения  по
   ведению   бухгалтерского   учета   и  бухгалтерской  отчетности  в
   Российской Федерации" от  29  июля  1998  г.  N  34н  правилом  об
   отнесении  к незавершенным капитальным вложениям основных средств,
   право собственности на которые не  зарегистрировано,  и  абзаца  2
   этого  же  пункта названного Положения,  согласно которому объекты
   капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации,
   до ввода их в постоянную эксплуатацию отражаются как незавершенные
   капитальные вложения;
       Приказа Минфина  РФ  от  28  марта  2000  г.  N  32н  в  части
   дополнения  абзаца  первого  п.  40  "Методических   указаний   по
   бухгалтерскому учету основных средств",  утв.  Приказом Минфина РФ
   от 20 июля 1998 г.  N 33н, правилом, по которому принятие объектов
   основных  средств к бухгалтерскому учету осуществляется только при
   наличии документов,  подтверждающих их государственную регистрацию
   в установленных законодательством случаях;
       пункта 46 этих же Методических указаний в части  содержащегося
   в  нем  запрета  о начислении амортизации на основные средства,  в
   отношении  которых   хозяйствующий   субъект   является   законным
   владельцем, а не собственником;
       пункта 1.1 "Положения по бухгалтерскому учету  "Учет  основных
   средств",  утв. Приказом Минфина РФ от 3 сентября 1997 г. N 65н, в
   части,  ограничившей отнесение к основным средствам  имущества,  в
   отношении   которого   хозяйствующий   субъект  является  законным
   владельцем, а не собственником,

                               установил:

       ООО "Телесет" обратилось в Верховный Суд РФ  с  вышеуказанными
   требованиями,  сославшись  на то,  что содержащиеся в оспариваемых
   правовых  актах  Министерства  финансов  РФ  положения  в   части,
   запрещающей  ставить на счет 01 "Основные средства" бухгалтерского
   учета недвижимое имущество,  право  собственности  на  которое  не
   зарегистрировано,  не  соответствуют  закону  и подлежат признанию
   недействительными со дня их издания.
       В частности, в заявлении указывает на то, что законодательство
   о  бухгалтерском  учете  не  содержит  требования  о   регистрации
   недвижимости,  как  условия  ее  отражения  в  балансе  в качестве
   основного средства,  а гражданское законодательство (п. 3 ст. 2 ГК
   РФ) не распространяется на имущественные отношения,  основанные на
   административном  или  ином  властном  подчинении  одной   стороны
   другой.
       Федеральный закон  "О   бухгалтерском   учете"   не   содержит
   каких-либо ограничений в начислении амортизации основных средств в
   зависимости от объема прав на объект основных средств.
       В связи с этим полагает, что применение к бухгалтерскому учету
   норм гражданского законодательства не соответствует закону.
       Кроме того, оспариваемые правовые акты Минфина РФ противоречат
   также и законодательству о связи, не предусматривающему введение в
   постоянную   эксплуатацию   объектов   связи   в   зависимости  от
   регистрации права  собственности  на  них,  если  они  отнесены  к
   объектам недвижимости.
       Оспариваемые акты не могут являться законными также и  потому,
   что они не прошли государственную регистрацию.
       В судебном заседании представитель  заявителя  Кондратов  Д.Р.
   заявленные  требования поддержал,  но при этом уточнил их и просил
   признать недействительным абзац 2  п.  41  "Положения  по  ведению
   бухгалтерского  учета  и бухгалтерской отчетности в РФ",  а не как
   указано в  заявлении  в  части  дополнения  этого  пункта  абзацем
   вторым.  Просил  также  исключить  из  заявления  как  ошибочное и
   требование о  признании  недействительным  п.  3.7  "Положения  по
   бухгалтерскому учету "Учет основных средств" от 3 сентября 1997 г.
   N 65н.
       Представители Министерства  финансов РФ Лазутина Н.П.  и Янина
   Н.Г.  с предъявленными требованиями не согласились  и  просили  об
   оставлении   их   без   удовлетворения,   сославшись  на  то,  что
   оспариваемыми актами каких-либо обязанностей по регистрации  права
   собственности  на объекты недвижимости не устанавливается,  а лишь
   определяется порядок их учета в зависимости от оформленных на  них
   прав.  Данные правовые акты соответствуют требованиям действующего
   законодательства РФ и прав заявителя не ограничивают.
       Выслушав объяснения  представителя  заявителя,  представителей
   Минфина  РФ,  исследовав  материалы  дела  и  заслушав  заключение
   прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф.,  полагавшей в
   удовлетворении  заявления  отказать,  Верховный   Суд   Российской
   Федерации  находит  его  не подлежащим удовлетворению по следующим
   основаниям.
       В соответствии  с  п.  п.  1 и 2 ст.  1 Федерального закона "О
   бухгалтерском учете" от  21  ноября  1996  г.  бухгалтерский  учет
   представляет  собой  упорядоченную  систему  сбора,  регистрации и
   обобщения  информации   в   денежном   выражении   об   имуществе,
   обязательствах   организаций   и   их  движении  путем  сплошного,
   непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
       Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций,
   их  обязательства   и   хозяйственные   операции,   осуществляемые
   организациями в процессе их деятельности.
       Согласно п.  3 ст.  13 этого  же  Закона  формы  бухгалтерской
   отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения
   утверждаются Министерством финансов РФ.
       Как установлено  судом,  Министерством  финансов РФ в пределах
   своей  компетенции  были  приняты  указанные   выше   оспариваемые
   правовые  акты,  касающиеся  бухгалтерского учета основных средств
   организаций в зависимости от оформления права собственности на них
   (абз.  1 п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета), порядка
   учета  объектов   капитального   строительства,   находящихся   во
   временной  эксплуатации,  до  ввода  их  в постоянную эксплуатацию
   (абз.  2  п.  41  этого  же  Положения),  порядка  документального
   оформления принятия к бухгалтерскому учету объектов недвижимости в
   качестве основных средств (абз.  1 п.  40 Методических указаний по
   бухучету  основных средств),  порядка отнесения основных средств к
   объектам для начисления амортизации (п. 46 Методических указаний),
   а  также  основ  формирования  в бухгалтерском учете информации об
   основных   средствах,   находящихся   в   организации   на   праве
   собственности,  хозяйственного ведения,  оперативного управления и
   договора аренды (п.  1.1  Положения  по  бухучету  "Учет  основных
   средств").
       По утверждению представителей Министерства  финансов  РФ,  при
   установлении в оспариваемых правовых актах порядка учета имущества
   организаций Минфин РФ руководствовался п.  2  ст.  8  Федерального
   закона    "О    бухгалтерском    учете",    нормами   гражданского
   законодательства РФ  о  государственной  регистрации  недвижимости
   (ст.  ст.  131,  219 ГК РФ), статьями 4 и 5 Федерального закона "О
   государственной регистрации прав на недвижимое имущество и  сделок
   с   ним"  об  обязательной  государственной  регистрации  прав  на
   недвижимое имущество.
       Исходя из  требований  приведенных  выше  Законов,  Минфин  РФ
   оспариваемыми Приказами N N  31н  и  32н  уточнил применительно  к
   действующему    законодательству   установленный   ранее   порядок
   документального  оформления  принятия   к   бухгалтерскому   учету
   объектов недвижимости в качестве основных средств.
       Другие оспариваемые правовые акты приняты Минфином РФ также  в
   полном соответствии с требованиями действующего законодательства и
   иных правовых актов и их положения каких-либо  прав  заявителя  по
   сравнению  с  законом  не  ограничивают  и  новых  требований,  не
   предусмотренных  законодательством,  не  устанавливают,   а   лишь
   регламентируют  порядок отражения имущества организаций на тех или
   иных счетах бухгалтерского учета.
       Эти утверждения  представителей Минфина РФ материалами дела не
   опровергнуты.
       Не представлено  в  судебном заседании каких-либо убедительных
   данных в их опровержение и представителем заявителя.
       Анализ содержания оспариваемых пунктов указанных выше правовых
   актов  также  свидетельствует  о  их   соответствии   действующему
   законодательству РФ.
       При таких обстоятельствах суд приходит к  выводу  о  том,  что
   каких-либо  правовых  оснований  для  признания  недействительными
   оспариваемых правовых актов в указанной выше части не имеется.
       Доводы заявителя  о том,  что законодательство о бухгалтерском
   учете не  содержит  требования  о  регистрации  недвижимости,  как
   условия  ее  отражения в балансе в качестве основного средства,  а
   поэтому  содержащиеся  на  этот  счет  положения  в   оспариваемых
   правовых  актах  являются  незаконными,  не  могут быть приняты во
   внимание,  поскольку они не основаны  на  законе  и  опровергаются
   положениями  указанных  выше  норм  ФЗ  "О  бухгалтерском  учете",
   Гражданского кодекса РФ, ФЗ "О государственной регистрации прав на
   недвижимое имущество и сделок с ним".
       Ссылка представителя заявителя  при  этом  на  то,  что  нормы
   гражданского  законодательства  РФ  не  применимы к бухгалтерскому
   учету,  является ошибочной,  поскольку правоотношения, указанные в
   п. 3 ст. 2 ГК РФ на него не распространяются.
       Более того,  положения  ст.  ст.  131  и  219  ГК   РФ   прямо
   предусматривают    необходимость    государственной    регистрации
   недвижимости  в  указанных  случаях,  которая  в  соответствии   с
   законодательством   о   бухгалтерском   учете  подлежит  учету  на
   соответствующих счетах,  что  и  нашло  отражение  в  оспариваемых
   правовых актах.
       Кроме того,  в п.  46  Методических  указаний  приведен  общий
   порядок,  определяющий,  что  объектами для начисления амортизации
   являются объекты основных средств,  находящиеся в  организации  на
   праве    собственности,   хозяйственного   ведения,   оперативного
   управления.
       При этом  Минфин  РФ  своими  правовыми  актами по бухучету не
   отменял действующий порядок начисления амортизации,  установленный
   "Положением  о  порядке  начисления  амортизационных отчислений по
   основным  фондам  в  народном  хозяйстве",  утв.  Госпланом  СССР,
   Минфином  СССР,  Госбанком  СССР  и другими ведомствами 29 декабря
   1990 г.  N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73.  Согласно п. 22 этого Положения
   по  неоконченным  строительствам  или  их  частям,  но  фактически
   эксплуатируемым теми предприятиями и  организациями,  которым  они
   будут  переданы  в  основные  фонды,  или  с  их  согласия  другим
   предприятиям  и  организациям,  амортизация  начисляется  в  общем
   порядке  -  с первого числа месяца,  следующего за месяцем ввода в
   эксплуатацию. Основанием для начисления суммы амортизации является
   справка  о  стоимости  указанных  объектов или их частей по данным
   учета капитальных вложений.
       Следовательно, утверждение     представителя    заявителя    о
   необоснованности запрета, якобы содержащегося в оспариваемых актах
   на  амортизационные отчисления в отношении не сданных в постоянную
   эксплуатацию объектов основных средств, ни на чем не основано и не
   вытекает из содержания данных правовых актов.
       Не может быть признан обоснованным и довод  заявителя  о  том,
   что указанные выше правовые акты являются незаконными,  так как не
   прошли  государственную  регистрацию,  поскольку  данные  акты  не
   содержат  каких-либо новых правовых норм и не обладают признаками,
   при  наличии  которых  в  соответствии  с  "Правилами   подготовки
   нормативных    актов..."    они   подлежали   бы   государственной
   регистрации.
       Другие доводы,  на  которые ссылался представитель заявителя в
   суде,  также  не  могут  служить   основанием   к   удовлетворению
   предъявленных требований.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                                 решил:

       заявление ООО  "Телесет" о признании недействительным пункта 3
   Приложения к Приказу Минфина РФ от 24  марта  2000  г.  N  31н  "О
   внесении  изменений  в нормативные правовые акты по бухгалтерскому
   учету" в части дополнения  абзаца  первого  п.  41  "Положения  по
   ведению   бухгалтерского   учета   и  бухгалтерской  отчетности  в
   Российской Федерации" от 29 июля 1998 г.  N 34н и абзаца 2  п.  41
   этого же Положения;
       Приказа Минфина  РФ  от  28  марта  2000  г.  N  32н  в  части
   дополнения   абзаца   первого  п.  40  "Методических  указаний  по
   бухгалтерскому учету основных средств",  утв.  Приказом Минфина РФ
   от  20  июля  1998 г.  N 33н,  а также п.  46 этих же Методических
   указаний;
       пункта 1.1  "Положения  по бухгалтерскому учету "Учет основных
   средств",  утв. Приказом Минфина РФ от 3 сентября 1997 г. N 65н, в
   части,  ограничившей  отнесение к основным средствам имущества,  в
   отношении  которого  хозяйствующий   субъект   является   законным
   владельцем, а не собственником, оставить без удовлетворения.
       Настоящее решение  может  быть   обжаловано   в   Кассационную
   коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
   в окончательной форме.

                                               Председательствующий -
                                                Судья Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                         Ю.Д.РЕДЧЕНКО



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz