Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО ГТК РФ ОТ 08.12.2000 N 01-06/35982 О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад



 ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ - ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 17.07.2002 N 758

        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПИСЬМО
                   от 8 декабря 2000 г. N 01-06/35982

                       О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

       ГТК России обобщена практика применения  таможенными  органами
   Российской  Федерации  положений  Таможенного  кодекса  Российской
   Федерации, касающихся производства по делам о нарушении таможенных
   правил и их рассмотрения.
       По результатам  проведенной   работы   и   анализа   запросов,
   поступающих  из  таможенных органов,  подготовлены рекомендации по
   применению неоднозначно трактуемых таможенными органами  положений
   указанного Кодекса.
       Содержание настоящего письма довести до  сведения  подчиненных
   таможенных органов.

                                    Заместитель председателя Комитета
                                                  генерал - лейтенант
                                                    таможенной службы
                                                            Б.М.ГУТИН





                                                           Приложение
                                                  к письму ГТК России
                                          от 08.12.2000 N 01-06/35982

       1. При  привлечении  военнослужащих   к   ответственности   за
   нарушение  таможенных  правил  и  решении  вопроса  о  возможности
   наложения   на   них   взыскания   в   виде   штрафа    необходимо
   руководствоваться следующим.
       Пункт третий статьи 26 Закона Российской Федерации от 22.01.93
   N 4338-1 "О статусе военнослужащих" содержал норму права, согласно
   которой военнослужащие несли административную  ответственность  на
   общих  основаниях,  но  к  ним  не могли быть применены такие виды
   взыскания,  как:  исправительные работы,  административный  арест,
   штраф и лишение права управления транспортными средствами.
       18 июня 1993 года  был  принят  Таможенный  кодекс  Российской
   Федерации (далее ТК России),  который в статье 232 установил,  что
   военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничных и
   внутренних  войск,  иных  воинских  формирований,  предусмотренных
   законодательными актами  Российской  Федерации,  лица  рядового  и
   начальствующего   состава   органов   внутренних   дел  Российской
   Федерации,  сотрудники   органов   внешней   разведки   Российской
   Федерации,  федеральных  органов  государственной безопасности,  а
   также призванные на военные сборы граждане  несут  ответственность
   за  нарушение  таможенных  правил  на  общих основаниях,  при этом
   исключений о наложении на указанных лиц каких-либо видов взысканий
   сделано  не  было.  В  соответствии с пунктом шестым Постановления
   Верховного Совета Российской  Федерации  "О  введении  в  действие
   Таможенного  кодекса  Российской Федерации" в месячный срок со дня
   принятия ТК России все нормативно - правовые акты должны были быть
   приведены в соответствие с указанным Кодексом. А пункт пятый этого
   же Постановления гласил:  "Впредь, до приведения законодательных и
   иных   правовых   актов  Российской  Федерации  в  соответствие  с
   Таможенным кодексом Российской Федерации действующие правовые акты
   Российской   Федерации   применять   в  части,  не  противоречащей
   указанному Кодексу".
       Однако  27 января  1995  года Федеральным законом N 10-ФЗ были
   внесены изменения в статью 16 Кодекса  РСФСР  об  административных
   правонарушениях  (далее  - КоАП),  согласно которым военнослужащие
   также подлежали ответственности за совершение ими административных
   правонарушений  на  общих  основаниях,  но  к  ним  не  могли быть
   применены отдельные виды взысканий (в том числе штраф).
       Подобная норма содержится и в Федеральном законе  от  27.05.98
   N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Так, в соответствии с частью 3
   статьи  28 указанного Закона за административные правонарушения (в
   том  числе  за  нарушения  таможенных правил) военнослужащие несут
   ответственность  на  общих  основаниях,  но  к ним  не  могут быть
   применены административные взыскания в виде штрафа,  лишения права
   на  управление  транспортным  средством,  исправительных  работ  и
   административного  ареста.  При  этом  следует  иметь в виду,  что
   правовые  и социальные  гарантии  военнослужащим,  включая меры их
   правовой  защиты,  предусмотренные  данным Законом,  не могут быть
   отменены  или  снижены  федеральными законами и иными нормативными
   правовыми  актами  Российской  Федерации  иначе как путем внесения
   изменений  и дополнений  в Федеральный  закон  от 27.05.98 N 76-ФЗ
   (часть 2 статьи 4 Закона).
       Таким образом,   на  военнослужащих,  признанных  виновными  в
   совершении нарушения таможенных правил,  не  может  быть  наложено
   взыскание в виде штрафа.
       В случае,  если  санкцией  статьи  ТК   России,   по   которой
   военнослужащий   привлекается   к   ответственности  за  нарушение
   таможенных правил, предусмотрен только один вид взыскания - штраф,
   то, по нашему мнению, производство и рассмотрение дела о нарушении
   таможенных  правил  должно  проводиться  по   общим   правилам   в
   соответствии  с  ТК  России.  Однако  при  признании  такого  лица
   виновным в совершении таможенного  правонарушения  в  резолютивной
   части постановления необходимо сделать ссылку на часть 3 статьи 28
   Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
   и взыскание в виде штрафа не налагать.
       2. В практике работы таможенных  органов  имеют  место  случаи
   привлечения  к  ответственности  за  нарушения  таможенных  правил
   филиалов и представительств юридических лиц. В этой связи сообщаем
   следующее.
       В соответствии с пунктом шестым статьи 18 ТК России под лицами
   понимаются   предприятия,   учреждения,   организации,   а   также
   физические  лица.  Согласно   статье   55   Гражданского   кодекса
   Российской  Федерации  филиалы  и  представительства  не  являются
   юридическими лицами.  Они являются  обособленными  подразделениями
   юридического   лица,  расположенными  вне  места  его  нахождения,
   представляющими интересы юридического  лица  и  осуществляющими их
   защиту  (представительства),  а  также осуществляющими все функции
   лица  или  их  часть,  в  том  числе   функции   представительства
   (филиалы).
       Таким образом,  подразделения юридических лиц не входят в круг
   субъектов,  перечисленных  в пункте шестом статьи 18 ТК России, и,
   следовательно,  субъектами ответственности за нарушения таможенных
   правил не являются.
       В практике работы таможенных органов возникают ситуации, когда
   филиал  образован  в установленном порядке в качестве юридического
   лица,  а  его  наименование  как  филиала  не  соответствует   его
   правовому   положению.   В   подобной   ситуации   филиал   должен
   рассматриваться  как  юридическое  лицо  и,  соответственно,   при
   совершении  им  нарушения  таможенных правил нести ответственность
   согласно действующему  таможенному  законодательству.  Аналогичная
   позиция  по этому вопросу отражена и в письме Высшего Арбитражного
   Суда Российской Федерации от 29.05.92 N С-13/ОПИ-122.
       3. При   исчислении   сроков  наложения  взыскания  в  случаях
   принятия отделом дознания таможенного органа решения об  отказе  в
   возбуждении  или  о  прекращении  уголовного дела,  но при наличии
   признаков   нарушения   таможенных   правил   таможенным   органам
   необходимо руководствоваться следующим.
       В соответствии с частью 3  статьи  247  ТК  России  в  случаях
   отказа  в  возбуждении  или  прекращении  уголовного дела,  но при
   наличии признаков  нарушения  таможенных  правил  срок   наложения
   взыскания  исчисляется  с  момента  получения  таможенным  органом
   Российской  Федерации  решения  об  отказе  в  возбуждении  или  о
   прекращении уголовного дела.  Обращаем внимание, что такое решение
   должно быть получено извне,  то есть от  органов  предварительного
   следствия,  других органов дознания, прокуратуры или суда. В таких
   случаях,  в соответствии со статьей 302 ТК России производство  по
   делу  о  НТП  и  его  рассмотрение  по  материалам,  полученным из
   вышеуказанных  органов,  осуществляется  в  общем  порядке,   срок
   наложения взыскания исчисляется с момента получения решения.
       Ни отдел  дознания,  ни  отдел  таможенных  расследований   не
   являются  таможенными  органами  Российской Федерации (статья 8 ТК
   России),  а выступают лишь в  качестве  структурных  подразделений
   таможенных органов.
       В связи с этим положения части третьей статьи 247 ТК России не
   могут быть применены в случаях,  когда постановление о прекращении
   уголовного дела  или  об  отказе  в  возбуждении  уголовного  дела
   вынесено  таможенным  органом  как органом дознания,  а материалы,
   содержащие   достаточные   данные,   указывающие    на    признаки
   административных   правонарушений,  переданы  в  отдел  таможенных
   расследований.  В этом случае такие материалы в  таможенный  орган
   Российской  Федерации  не поступали,  а находились в нем с момента
   обнаружения правонарушения.
       4. В  соответствии  со  статьей  290 ТК России производство по
   делу о  нарушении  таможенных  правил  ведется  должностным  лицом
   таможенного    органа    Российской   Федерации,   непосредственно
   обнаружившим нарушение  таможенных  правил.  Однако  в  ТК  России
   предусмотрена  возможность  передачи  дела  о  НТП для дальнейшего
   производства  и  другому  должностному  лицу  таможенного  органа,
   являющемуся  сотрудником  структурного  подразделения  по борьбе с
   контрабандой и нарушениями таможенных правил (в настоящее время  -
   отдела таможенных расследований). Такая передача осуществляется по
   решению начальника таможенного органа  или  его  заместителя.  При
   этом  в  соответствии  с Приказом ГТК России от 28.07.98 N 517 "Об
   усилении контроля за  ходом  производства  по  делам  о  нарушении
   таможенных  правил"  до  передачи  дела  о  НТП  должностное  лицо
   таможенного  органа,   непосредственно   обнаружившее   таможенное
   правонарушение  и  составившее протокол о НТП,  если это возможно,
   должно выполнить первичные процессуальные  действия  (опрос  лица,
   привлекаемого  к ответственности,  или его представителя,  изъятие
   товаров и  транспортных  средств,  документов  и  иных  предметов,
   разместить изъятый товар на хранение и др.).
       Порядок передачи  дела  о  НТП  от  одного  должностного  лица
   таможенного  органа  другому  был  разъяснен письмом ГТК России от
   18.07.95 N 03-43/10147 "О некоторых вопросах ведения  производства
   и рассмотрения дел о нарушении таможенных правил".
       В случае,  если  начальником  таможенного  органа   Российской
   Федерации  или  его  заместителем  было принято решение о передаче
   дела о НТП сотруднику отдела таможенных  расследований,  последний
   не  вправе  отказаться  от  принятия дела к своему производству по
   основаниям невыполнения первичных  процессуальных  действий,  даже
   если  их возможно и необходимо было осуществить.  Данный факт,  по
   нашему мнению, может послужить основанием для проведения служебной
   проверки, но он не должен влиять на принятие к своему производству
   дела о НТП.
       5. При  разрешении  вопроса  о  судьбе  дела  о  НТП  в случае
   ликвидации юридического лица - субъекта ответственности - хотелось
   бы  обратить  внимание  на тот факт,  что в соответствии с пунктом
   вторым статьи 51 и пунктом восьмым статьи 63 Гражданского  кодекса
   Российской   Федерации  юридическое  лицо  считается  созданным  с
   момента  его  государственной  регистрации,  а  прекратившим  свое
   существование  (завершившим  ликвидацию)  после  внесения  об этом
   записи в единый государственный реестр юридических лиц.
       Начало процедуры   ликвидации  юридического  лица  в  порядке,
   предусмотренном статьями 61 - 64 Гражданского  кодекса  Российской
   Федерации, или открытие конкурсного производства (для юридического
   лица,  признанного в установленном законом порядке  банкротом)  не
   означает   необходимости   "автоматического"  прекращения  дела  о
   нарушении таможенных правил.  Прекращение дела по пункту 2  статьи
   291  ТК  России (в связи с отсутствием субъекта правонарушения,  а
   потому и отсутствием состава правонарушения) возможно только после
   внесения  в единый государственный реестр юридических лиц записи о
   завершении ликвидации лица.
       6. В   соответствии   с   пунктом  10  статьи  291  ТК  России
   производство по делу о нарушении таможенных правил не  может  быть
   начато   при   наличии   по   тому  же  факту  в  отношении  лица,
   привлекаемого к ответственности,  не отмененного  в  установленном
   порядке  постановления  о  прекращении дела о нарушении таможенных
   правил.  Согласно статье 302 ТК России при получении материалов  о
   прекращении   уголовного   дела   и  наличии  признаков  нарушения
   таможенных правил,  производство по делу  о  НТП  должно  быть  по
   существу  возобновлено.  Учитывая,  что  в  связи  с  возбуждением
   уголовного дела в отношении того  же  лица  и  по  тому  же  факту
   правонарушения  производство по делу о нарушении таможенных правил
   было  прекращено  по  пункту  11  статьи  291   ТК   России,   при
   возобновлении   административного  расследования  постановление  о
   прекращении производства по делу о НТП подлежит отмене.
       Постановление о  прекращении  производства по делу о нарушении
   таможенных правил,  вынесенное в соответствии с пунктом 11  статьи
   291  и  статьей 357 ТК России должностным лицом таможенного органа
   Российской Федерации,  в производстве которого  находилось  данное
   дело,  и  утвержденное  заместителем  начальника этого таможенного
   органа,  подлежит  отмене  вышестоящим,  по  отношению   к   лицу,
   утвердившему постановление, должностным лицом.
       В случае,  если постановление о  прекращении  производства  по
   делу   о   НТП   вынесено  должностным  лицом  таможенного  органа
   Российской Федерации,  в производстве которого дело  находилось  и
   было  утверждено  начальником  этого  таможенного органа в порядке
   статьи  357  ТК  России,  такое  постановление   подлежит   отмене
   вышестоящим таможенным органом.
       И  в первом,  и  во  втором случаях при отмене постановлений о
   прекращении  производства  по делам о нарушениях таможенных правил
   необходимо руководствоваться положениями статьи 419 ТК России.
       7.  При  применении  положений статьи 298 ТК России необходимо
   обратить  внимание  на  то,   что  соединение  дел  о НТП  в одном
   производстве  не  является обязательным.  При привлечении одного и
   того   же   лица   к  ответственности   за  совершение  нескольких
   правонарушений  соединение  дел целесообразно в тех случаях, когда
   это  не повлечет за собой затягивания производства по делу и,  как
   следствие,   невозможность  наложения  взыскания  ввиду  истечения
   установленных частью первой статьи 247 ТК России сроков.
       Выделение дела   о   НТП  допускается  в  случаях,  вызываемых
   необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и
   объективности     разрешения    дела.    При    этом    необходимо
   руководствоваться  следующим:  в  случае,  когда  по  одному  делу
   подлежат доказыванию несколько фактов нарушений таможенных правил,
   а собранных  доказательств  достаточно  для  принятия  решения  по
   одному или нескольким из них, лицо, ведущее производство, выделяет
   такие дела и направляет их на рассмотрение согласно установленному
   порядку.   Выполнение   указанной   процедуры   позволит  избежать
   необоснованного затягивания  производства  и  прекращения  дела  в
   связи с истечением сроков наложения взысканий.
       8. Статус товаров и транспортных средств,  изымаемых по делу о
   нарушении   таможенных  правил,  определяется  в  соответствии  со
   статьей 337 ТК России,  исходя из  конкретных  обстоятельств  дела
   (изъятые:   в   качестве   непосредственного   объекта   нарушения
   таможенных правил;  для обеспечения взыскания возможных штрафов  и
   стоимости товаров и транспортных средств;  в качестве транспортных
   средств,    на    которых    перевозились    товары,    являющиеся
   непосредственным объектом нарушения таможенных правил;  в качестве
   товаров  и  транспортных  средств  со  специально   изготовленными
   тайниками,   использованными   для  перемещения  через  таможенную
   границу  Российской  Федерации  с  сокрытием  товаров,  являющихся
   непосредственным объектом нарушения таможенных правил).  Он должен
   быть правильно определен еще до фактического изъятия и  оставаться
   неизменным,  по крайней мере,  до выяснения обстоятельств, которые
   коренным образом влияют на определение  статуса  таких  товаров  и
   транспортных средств.
       Для изменения статуса  товаров  и  транспортных  средств,  при
   наличии достаточных к тому оснований, вышестоящее должностное лицо
   таможенного органа, руководствуясь статьей 419 ТК России, изменяет
   первоначальное решение об изъятии путем вынесения соответствующего
   постановления.
       Изменение статуса  изъятых  товаров  и  транспортных  средств,
   руководствуясь при этом только соображениями целесообразности,  не
   основано на законе и, следовательно, недопустимо.
       9. Отмена решения об изъятии товаров и транспортных средств  в
   ходе  производства  по  делу  о НТП таможенным законодательством и
   нормативными правовыми актами ГТК России прямо  не  предусмотрена,
   но  возможность  ее применения вытекает из положений статьи 419 ТК
   России.
       Так, если в ходе производства по делу о НТП будет установлено,
   что  товары  и транспортные  средства были необоснованно изъяты по
   решению  лица,  в  производстве  которого  находилось данное дело,
   представляется,  что  в этом случае вышестоящее должностное лицо в
   порядке  контроля,  руководствуясь  статьей 419 ТК России,  должно
   отменить  решение нижестоящего должностного лица.  При этом данное
   решение   должно   быть   формализовано   в  виде   постановления,
   вынесенного вышестоящим должностным лицом таможенного органа.
       10. В соответствии с частью третьей статьи 363 ТК России  дело
   о  НТП  может быть рассмотрено в отсутствие лица,  привлекаемого к
   ответственности,   руководителя   или   заместителя   руководителя
   предприятия,    учреждения   или   организации,   привлекаемых   к
   ответственности за нарушение таможенных правил,  их адвокатов  или
   представителей   только   в   случаях,   когда  имеются  данные  о
   своевременном извещении такого лица о месте и времени рассмотрения
   дела, но от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения
   дела.
       Критерий     определения      своевременности      уведомления
   законодательно не  определен,  в  связи  с  чем  должностное  лицо
   таможенного  органа,  рассматривающее  дело о нарушении таможенных
   правил,  оценивает  обстоятельства,  указанные  в  статье  359  ТК
   России,  исходя  из имеющихся в деле материалов,  и при этом несет
   персональную  ответственность  за  выполнение  требований   данной
   статьи.
       В   связи   с  изложенным   необходимо  также  отметить,   что
   предварительный  отказ лица,  привлекаемого к ответственности,  от
   участия  в рассмотрении  дела  о нарушении  таможенных  правил  не
   освобождает  таможенный орган от обязанности уведомить его о месте
   и времени рассмотрения, поскольку в соответствии со статьей 363 ТК
   России подобный отказ не является основанием для рассмотрения дела
   в отсутствие субъекта ответственности.  Ходатайство о рассмотрении
   дела   в  отсутствие  лица,   привлекаемого  к ответственности  за
   нарушение  таможенных правил,  может явиться основанием для такого
   рассмотрения   только   в  случаях,   когда   правонарушитель  был
   надлежащим  образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела,
   однако  уже  после  этого  отказался  присутствовать  при принятии
   решения по делу.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz