Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.11.2000 N ГКПИ 00-1199 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ПУНКТА 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 20.06.1992 N 409

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                  от 23 ноября 2000 г. N ГКПИ 00-1199

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:

       председательствующего                          Колычевой Г.А.,
       при секретаре                                    Иванове П.Г.,
       с участием прокурора                           Федотовой А.В.,

       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобе  Пудожской районной администрации местного самоуправления о
   признании   незаконным   пункта   3  Постановления   Правительства
   Российской Федерации N 409 от 20 июня 1992 г.  "О неотложных мерах
   по  социальной  защите  детей  - сирот  и детей,   оставшихся  без
   попечения родителей",

                              установил:

       Пунктом  3 указанного  Постановления  Правительства Российской
   Федерации  на  детей  - сирот  и детей,  оставшихся  без попечения
   родителей и переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан,
   распространены    нормы   материального   обеспечения   и  льготы,
   установленные  в пункте 2 для воспитанников детских домов и школ -
   интернатов.  Согласно  тому  же пункту Постановления Правительства
   Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации
   по   согласованию   с  Министерством   здравоохранения  Российской
   Федерации,  Министерством  социальной  защиты населения Российской
   Федерации,  Министерством  финансов  Российской  Федерации  должно
   разработать   положение  о порядке  выплаты  средств  на  питание,
   приобретение   одежды,   обуви,   мягкого   инвентаря  для  детей,
   находящихся под опекой (попечительством).
       В  своей  жалобе  Пудожская  районная  администрация  местного
   самоуправления   Республики   Карелия   просит  признать  пункт  3
   Постановления  Правительства  Российской Федерации от 20 июня 1992
   г.  N  409 противоречащим статьям 12,  72,  пункту "в" статьи 114,
   статье   132   Конституции   Российской   Федерации,   статье   16
   Федерального  конституционного  закона "О Правительстве Российской
   Федерации"   и  статье  5 Федерального  закона  "О  дополнительных
   гарантиях  по социальной защите детей - сирот и детей,  оставшихся
   без   попечения   родителей"  и обязать  Правительство  Российской
   Федерации  обеспечить  финансирование выплаты опекунских пособий в
   соответствии  с Конституцией  Российской Федерации и статьями 85 -
   87 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
       В   судебное   заседание   представитель   Пудожской  районной
   администрации не явился.  В поступивших в Верховный Суд Российской
   Федерации  сообщении  и телеграмме (л.д.  2,  23) заявитель просит
   рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
       Представитель Правительства Российской Федерации Щербин Р.И. с
   доводами  Пудожской районной администрации не согласился,  считал,
   что пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20
   июня  1992  г.  N 409 соответствует действующему законодательству,
   просил оставить жалобу без удовлетворения.
       Выслушав  объяснения  представителя  Правительства  Российской
   Федерации  Щербина  Р.И.,   исследовав  материалы  дела,  заслушав
   заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
   Федотовой  А.В.,   полагавшей  в удовлетворении  жалобы  Пудожской
   районной  администрации  местного  самоуправления  отказать,   суд
   находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
       В    чем   заключается   противоречие   оспариваемого   пункта
   Постановления  Правительства Российской Федерации N 409 от 20 июня
   1992  года статьям 12,  72 и 132 Конституции Российской Федерации,
   Пудожская  районная администрация местного самоуправления в жалобе
   не указывает.  Суд же противоречий не усматривает и полагает,  что
   положения    оспариваемого    пункта    права   органов   местного
   самоуправления не нарушают.
       Согласно   пункту   "в"   статьи  114  Конституции  Российской
   Федерации  и статье  16 Федерального конституционного закона от 17
   декабря 1997 г.  N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на
   Правительство Российской Федерации возложены задачи по обеспечению
   проведения    в  Российской   Федерации   единой   государственной
   социальной  политики,  реализации  конституционных  прав граждан в
   области социального обеспечения.
       Учитывая   полномочия  Правительства  Российской  Федерации  в
   социальной   сфере,   суд   не  может  согласиться  с утверждением
   заявителя   о  том,   что   пункт   3 Постановления  Правительства
   Российской   Федерации   противоречит   пункту   "в"   статьи  114
   Конституции   Российской   Федерации   и  статье  16  Федерального
   конституционного  закона  "О  Правительстве Российской Федерации".
   Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и в
   целях осуществления возложенных на него задач было вправе поручить
   Министерству  образования  Российской  Федерации по согласованию с
   другими  заинтересованными федеральными министерствами разработать
   положение,   определяющее   порядок  выплат  средств  на  питание,
   приобретение   одежды,   обуви,   мягкого   инвентаря  для  детей,
   находящихся под опекой (попечительством).
       Не  нашло  подтверждения  при  рассмотрении дела и утверждение
   заявителя   о  том,   что   пункт   3 Постановления  Правительства
   Российской   Федерации   от  20  июня  1992  г.   N  409  в части,
   предусматривающей,  что  положение  о порядке  выплаты  средств на
   содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), должно
   быть разработано Министерством образования Российской Федерации по
   согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации,
   Министерством  социальной  защиты  населения Российской Федерации,
   Министерством финансов Российской Федерации,  противоречит части 2
   статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
       Федеральный   закон  от  21  декабря  1996  г.   N  159-ФЗ  "О
   дополнительных  гарантиях  по  социальной  защите  детей - сирот и
   детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального
   закона  от  8 февраля  1998 г.  N 17-ФЗ определяет общие принципы,
   содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей,
   оставшихся   без   попечения   родителей,   регулирует  отношения,
   возникающие   в связи  с предоставлением  и обеспечением  органами
   государственной   власти  дополнительных  гарантий  по  социальной
   защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без родителей.
       В  соответствии  со  статьей  5 указанного Федерального закона
   расходы  на  реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий
   по  социальной  защите  детей  - сирот  и детей,   оставшихся  без
   попечения  родителей,  производятся  за  счет средств федерального
   бюджета,   бюджетов   субъектов  Российской  Федерации,   за  счет
   государственных   внебюджетных   фондов  и других  не  запрещенных
   законом источников.
       Порядок  возмещения  расходов  на  выплату ежемесячных пособий
   опекунам  на  питание,  одежду,  обувь,  мягкий  инвентарь на одно
   физическое лицо,  осуществления денежных выплат на детей - сирот и
   детей,  оставшихся без попечения родителей,  при трудоустройстве и
   поступлении  в образовательные учреждения в соответствии с нормами
   обеспечения     воспитанников     детских    домов    утверждается
   Правительством   Российской  Федерации  и органами  исполнительной
   власти субъектов Российской Федерации.
       Таким  образом,  часть  первая  статьи  5 Федерального  закона
   определяет    источники    финансирования   мер   по   обеспечению
   дополнительных гарантий для детей - сирот и детей,  оставшихся без
   попечения  родителей,  а  часть  вторая  - органы  государственной
   власти,  которыми  утверждается  порядок  возмещения  расходов  на
   выплату  ежемесячных  пособий опекунам.  Анализ вышеуказанных норм
   Постановления  Правительства  Российской  Федерации и Федерального
   закона  показывает,  что  содержащиеся  в них правовые предписания
   имеют разный правовой характер и касаются разных вопросов.
       Так,  пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации
   в оспариваемой части содержит индивидуально - правовое предписание
   федеральному    органу   исполнительной   власти   -  Министерству
   образования  Российской Федерации с участием иных заинтересованных
   федеральных  органов исполнительной власти разработать положение о
   порядке  выплаты средств на питание,  приобретение одежды,  обуви,
   мягкого    инвентаря    для   детей,    находящихся   под   опекой
   (попечительством).
       Нормативное  же положение части 2 статьи 5 Федерального закона
   определяет,  какими органами исполнительной власти (Правительством
   Российской  Федерации  и органами  исполнительной власти субъектов
   Российской  Федерации)  утверждается  порядок возмещения расходов,
   понесенных  в результате  осуществления выплат ежемесячных пособий
   опекунам на содержание детей, находящихся под опекой.
       В  связи  с этим  не  имеется  оснований считать,  что пункт 3
   Постановления  Правительства Российской Федерации не соответствует
   части 2 статьи 5 Федерального закона.
       Доводы   заявителя   о  том,   что   Министерство  образования
   Российской   Федерации  разработало  Положение  о порядке  выплаты
   средств на питание,  приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря
   для детей,  находящихся под опекой (попечительством),  и утвердило
   его  Приказом  от  19  августа  1999 г.  N 199,  который вступил в
   противоречие со статьями 12,  72,  132, 133 Конституции Российской
   Федерации,  статьями 6,  7 Федерального закона "Об общих принципах
   организации  местного  самоуправления в Российской Федерации",  не
   могут  служить основанием для удовлетворения рассматриваемой судом
   жалобы.
       Предметом   оспаривания  по  данному  делу  является  пункт  3
   Постановления  Правительства  Российской Федерации от 20 июня 1992
   г. N 409, а не нормативный акт федерального министерства.
       Вместе  с тем,  как  это  следует  из  решения Верховного Суда
   Российской  Федерации  от  7 апреля 2000 г.  по делу ГКПИ 00-248 и
   решения  от  16 августа 2000 г.  по делу ГКПИ 00-640,  Положение о
   порядке выплаты денежных средств на питание,  приобретение одежды,
   обуви,   мягкого  инвентаря  на  детей,   находящихся  под  опекой
   (попечительством),  утвержденное Приказом Министерства образования
   Российской  Федерации от 19 августа 1999 г.  N 199,  устанавливает
   лишь   порядок   выплат  опекунам  денежных  средств  на  детей  в
   установленных  Правительством Российской Федерации пределах (но не
   определяет     источники     финансирования)     и    действующего
   законодательства,   в  том  числе  и норм  Конституции  Российской
   Федерации, не нарушает.
       Руководствуясь   ст.   ст.   191  - 197,   239.7  Гражданского
   процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                                решил:

       жалобу     Пудожской     районной    администрации    местного
   самоуправления   о  признании  незаконным  пункта  3 Постановления
   Правительства  Российской  Федерации  N 409 от 20 июня 1992 г.  "О
   неотложных  мерах  по  социальной  защите  детей  - сирот и детей,
   оставшихся без попечения родителей" оставить без удовлетворения.
       Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
   коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
   дня его вынесения в окончательной форме.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz