Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.11.2000 N 5-Г00-119 О ДЕЛЕ ПО КАССАЦИОННЫМ ЖАЛОБАМ МЭРА Г. МОСКВЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЯ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ НА РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 17 ноября 2000 года

                                                     Дело N 5-Г00-119

       Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда  России
   в составе:

       председательствующего                             В.П. Кнышева
       судей                                             В.И. Нечаева
                                                        Б.А. Горохова

       рассмотрела в   судебном   заседании   17   ноября   2000   г.
   кассационные жалобы Мэра  г.  Москвы  и  представителя  Московской
   городской думы на решение Московского городского суда от 14 января
   1999 г.,  которым признан Закон г.  Москвы  "О  плате  за  выбросы
   загрязняющих  веществ  передвижными  источниками  на территории г.
   Москвы" от 24 декабря 1997 г. недействительным.
       Заслушав доклад судьи Нечаева В.И.,  объяснения представителей
   Московской городской  думы  Минченковой  О.Б.  и  Мэра  г.  Москвы
   Расторгуева  А.Е.,  объяснения  Бродницкой Т.Н.,  Кочетова В.В.  и
   Рудакова Р.В.,  представляющих интересы Демидовой Т.Н., заключение
   помощника Генерального прокурора России Власовой Т.А.,  полагавшей
   изменить решение суда, исследовав материалы дела, коллегия

                              установила:

       Демидова Т.Н.  обратилась  в  суд  с  заявлением  о  признании
   недействительным Закона г. Москвы "О плате за выбросы загрязняющих
   веществ передвижными источниками на территории г.  Москвы"  от  24
   декабря  1997  г.  Заявление  обосновано тем,  что настоящий Закон
   противоречит федеральному законодательству, незаконно возлагает на
   нее  обязанность  по  оплате  за  выбросы автомобилем загрязняющих
   веществ при приобретении моторного топлива, бензина марки "92" для
   заправки принадлежащего ей на праве собственности автомобиля ВАЗ -
   I III.  Рассмотрев данное заявление,  суд вынес  приведенное  выше
   решение.  В  кассационных  жалобах  Мэр г.  Москвы и представитель
   Московской городской думы просят отменить решение суда, считая его
   неправильным,  и  вынести новое решение об отказе в удовлетворении
   заявления. В дополнительной кассационной жалобе представителя Мэра
   г.  Москвы,  имевшего  право  по  доверенности обжаловать судебные
   решения,  поставлен вопрос об отмене решения  суда  и  прекращении
   производства  по делу за неподведомственностью заявления Демидовой
   Т.Н.  суду общей юрисдикции.  Обсудив доводы  кассационных  жалоб,
   коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
       В соответствии со ст.  6 Закона РСФСР  "Об  охране  окружающей
   природной  среды"  установление  порядка  разработки и утверждения
   экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в
   окружающую   природную   среду,  лимитов  использования  природных
   ресурсов,  размещения отходов;  установление  порядка  определения
   платы   и   ее   предельных  размеров  за  пользование  природными
   ресурсами,  загрязнение  окружающей  природной  среды,  размещение
   отходов,  другие  виды  вредного  воздействия входит в компетенцию
   Правительства Российской Федерации.
       Порядок исчисления    и   применения   нормативов   платы   за
   использование  природных  ресурсов   определяется   Правительством
   Российской  Федерации  (п.  5  ст.  20  Закона  РСФСР  "Об  охране
   окружающей  природной  среды").   Во   исполнение   этого   Закона
   Правительство  Российской  Федерации  Постановлением от 28 августа
   1992 г.  N 632 утвердило Порядок определения платы и ее предельных
   размеров  за  загрязнение  окружающей природной среды,  размещение
   отходов, другие виды вредного воздействия. Этим же Постановлением,
   п.  2,  было  поручено  Министерству экологии и природных ресурсов
   Российской  Федерации  с  привлечением  Государственного  комитета
   санитарно  - эпидемиологического надзора,  других заинтересованных
   министерств и ведомств,  органов исполнительной власти Петербурга,
   автономных образований и по согласованию с Министерством экономики
   Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации
   разработать  и  утвердить  до  1 ноября 1992 г.  базовые нормативы
   платы  за  выбросы,  сбросы  загрязняющих  веществ  в   окружающую
   природную   среду,  размещение  отходов  и  другие  виды  вредного
   воздействия,  а  также  коэффициенты,  учитывающие   экологические
   факторы.
       Базовые нормативы  платы  за  выбросы,   сбросы   загрязняющих
   веществ  в  окружающую  природную  среду и размещение отходов были
   утверждены по согласованию с  Министерствами  экономики  России  и
   финансов России Министерством природы окружающей среды и природных
   ресурсов России 27 ноября 1992 г.  Эти  нормативы  действуют  и  в
   настоящее  время в редакции писем Минприроды от 18 августа 1993 г.
   N 03-15/65-4400;  от 15 декабря 1995  г.  N  01-14/29-3452,  писем
   Госкомэкологии России от 2 декабря 1996 г. N 02-14/2; от 20 ноября
   1997 г.  N 01-14/29-3620.  Базовые  нормативы  включают  нормативы
   платы  за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных
   и передвижных источников,  согласно которым плата  за  выбросы  от
   передвижных  источников  рассчитывается  по указанным нормативам в
   зависимости от вида сжигаемого  топлива,  транспортного  средства,
   пробега  и  приводится  в  инструктивно - методических материалах,
   разработанных Министерством охраны окружающей  среды  и  природных
   ресурсов Российской Федерации.
       Установление дифференцированных ставок  платы  за  пользование
   природными ресурсами,  за выбросы и сбросы вредных веществ Законом
   РСФСР "Об охране окружающей природной среды",  ст.  8,  отнесено к
   ведению  субъектов  Российской  Федерации.  В соответствии с п.  4
   Постановления Правительства  Российской  Федерации  N  632  органы
   исполнительной  власти  республик  в составе Российской Федерации,
   краев,  областей,  городов Москвы и Санкт - Петербурга, автономных
   образований   с   участием  территориальных  органов  Министерства
   экологии и природных ресурсов Российской  Федерации  устанавливают
   дифференцированные   ставки   платы   за   загрязнение  окружающей
   природной среды на основании утвержденных в соответствии с пунктом
   2    настоящего   Постановления   базовых   нормативов   платы   и
   коэффициентов, учитывающих экологические факторы.
       Между тем, оспариваемым Законом города Москвы установлен иной,
   противоречащий  установленному  федеральными  нормативными  актами
   порядку,  механизм  взимания платы за выбросы загрязняющих веществ
   передвижными источниками.
       По Закону   РСФСР   "Об  охране  окружающей  природной  среды"
   основанием для взимания платы за загрязнение окружающей  природной
   среды   и   другие   виды   воздействия   являются  нормативные  и
   сверхнормативные выбросы  и  сбросы  вредных  веществ,  размещение
   отходов.  Основанием  для взимания платы за загрязнение окружающей
   природной среды по Закону города Москвы от 24 декабря 1997 г. N 57
   является   факт  приобретения  моторного  топлива  юридическими  и
   физическими лицами для передвижных источников.
       Статьей 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"
   предусмотрено, что плата за нормативные и сверхнормативные выбросы
   и    сбросы   вредных   веществ,   размещение   отходов   вносится
   предприятиями,  учреждениями,  организациями.  Порядок определения
   платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной
   среды,  размещение  отходов,  другие  виды  вредного  воздействия,
   утвержденный  указанным  выше Постановлением Правительства,  также
   распространяется на предприятия,  учреждения, организации и, кроме
   того,  иностранных  юридических  и физических лиц,  осуществляющих
   любые  виды  деятельности  на  территории  Российской   Федерации,
   связанные  с  природопользованием.  Обжалуемый же закон г.  Москвы
   устанавливает  иную   плату   для   юридических   лиц,   а   также
   устанавливает плату и для физических лиц.
       В связи с изложенным суд сделал правильный вывод  о  том,  что
   Закон  города  Москвы  "О  плате  за  выбросы загрязняющих веществ
   передвижными  источниками  на  территории  города  Москвы"  от  24
   декабря  1997  г.  N  57,  принятый  по  вопросу,  относящемуся  к
   совместному  ведению  Российской  Федерации  и  ее  субъектов,  не
   соответствует федеральному законодательству.
       Срок для обращения с заявлением в суд, как правильно указано в
   решении,  Демидовой  не  ограничен  и  рассчитан  на неоднократное
   применение,  затрагивает права  и  свободы  неограниченного  круга
   субъектов общественных отношений, регулируемых этим актом. Поэтому
   он может  быть  оспорен  в  любое  время  его  действия,  как  для
   пресечения  длящегося  нарушения  гражданских прав,  так и в целях
   предотвращения негативных последствий в будущем.
       Вместе с  тем суду надлежало было признать Закон города Москвы
   "О плате за выбросы загрязняющих веществ передвижными  источниками
   на  территории  города  Москвы"  от  24  декабря  1997 г.  N 57 не
   недействительным,  а не действующим и не подлежащим применению  со
   дня вступления решения в законную силу.
       Руководствуясь ст.   ст.   304,    305,    311    Гражданского
   процессуального кодекса РСФСР, коллегия

                              определила:

       изменить решение Московского городского суда от 14 января 1999
   г.  и признать Закон г.  Москвы "О плате за  выбросы  загрязняющих
   веществ  передвижными  источниками на территории города Москвы" от
   24   декабря   1997   г.   N   57   противоречащим    федеральному
   законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня
   вступления решения в законную силу.
       В остальной   части   решение  суда  оставить  без  изменения,
   кассационные жалобы Мэра  г.  Москвы  и  представителя  Московской
   городской думы без удовлетворения.

                                                Председательствующий:

                                                               Судьи:




<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz