Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.10.2000 N 24-Г00-9 ДЕЛО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ П. П. 1, 2, 4 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ОТ 10.06.1997 N 164 (С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ УКАЗОМ ОТ 25.05.1999 N 98) И СТ. 38 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ОТ 09.10.1998 N 92 НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ, ПОСКОЛЬКУ ОСНОВАНИЯ, ПО КОТОРЫМ ОСПАРИВАЮТСЯ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, СУДОМ НЕ РАССМОТРЕНЫ, ОБЖАЛУЕМЫЕ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 23 октября 2000 года
   
                                                       Дело N 24-Г00-9
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                           Толчеева Н.К.,
                                                         Маслова А.М.
   
       рассмотрела  в открытом судебном заседании от 23  октября  2000
   года   гражданское   дело   по  заявлению   заместителя   прокурора
   Республики    Адыгея   в   интересах   государства   о    признании
   противоречащими  федеральному  законодательству  пунктов  1,  2,  4
   Указа   Президента   Республики  Адыгея  "О  порядке   принятия   и
   использования  правовых актов, содержащих сведения, предназначенные
   для  служебного пользования или носящие конфиденциальный  характер"
   N  164 от 10 июня 1997 года (с изменениями, внесенными Указом N  98
   от  25  мая  1999  года)  и статьи 38 Закона Республики  Адыгея  "О
   нормативных и иных правовых актах" N 92 от 9 октября 1998  года  по
   кассационному протесту заместителя прокурора Республики  Адыгея  на
   решение Верховного Суда Республики Адыгея от 5 сентября 2000  года,
   которым в удовлетворении заявления отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Толчеева   Н.К.,   заключение  прокурора  Генеральной   прокуратуры
   Российской  Федерации  Гермашевой М.М.,  поддержавшей  кассационный
   протест, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       заместитель  прокурора Республики Адыгея обратился в  Верховный
   Суд  Республики  Адыгея  с  заявлением, в котором  просил  признать
   недействующими  и  не  подлежащими применению  отдельные  положения
   названных выше нормативных правовых актов, указывая на то, что  они
   устанавливают   не  предусмотренные  федеральным  законодательством
   категории  правовых актов "для служебного пользования"  и  "не  для
   печати",  не  подлежащие официальному опубликованию  (п.  1,  часть
   первая  п.  2  Указа, ст. 38 Закона), предусматривают  в  нарушение
   федерального  закона  возможность установления законами  Республики
   Адыгея   сведений  конфиденциального  характера  о  частной   жизни
   (персональных  данных)  (часть третья  п.  2  Указа),  ограничивают
   доступ   к   нормативным   правовым  актам,  содержащим   сведения,
   предназначенные    для   служебного   пользования    или    носящие
   конфиденциальный   характер   кругом   должностных   лиц,   которым
   адресован  данный  акт  для  его  исполнения,  ознакомления  (п.  4
   Указа).
       Судом  постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого
   по   мотиву   необоснованности  ставится  вопрос   в   кассационном
   протесте.
       Обсудив доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам
   Верховного   Суда  Российской  Федерации  находит  его   подлежащим
   удовлетворению.
       Отказывая   в   удовлетворении   требований   прокурора,    суд
   ограничился  лишь  изложением  содержания  оспариваемых   положений
   Указа  Президента  Республики Адыгея, Закона  Республики  Адыгея  и
   общей  ссылкой  на  отсутствие противоречия между  этими  актами  и
   федеральным  законом.  Основания же, по которым  они  оспаривались,
   остались    нерассмотренными,   обжалуемые   правовые   нормы    не
   проанализированы  на  предмет  их соответствия  конкретным  нормам,
   имеющим  большую юридическую силу. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции
   Российской    Федерации    любые   нормативные    правовые    акты,
   затрагивающие  права, свободы и обязанности человека и  гражданина,
   не  могут  применяться,  если  они не опубликованы  официально  для
   общего сведения.
       Исключение   из   этого  правила  может  быть  сделано   только
   федеральным  законом (ст. 55 Конституции Российской  Федерации).  В
   частности,  Федеральным  законом "Об информации,  информатизации  и
   защите  информации"  включена  в  категорию  ограниченного  доступа
   документированная  информация, отнесенная к государственной  тайне,
   и конфиденциальная (ст. 10).
       В  заявлении  прокурора  указывается  на  то,  что  обжалуемыми
   правовыми  нормами  введены  новые категории  нормативных  правовых
   актов, не подлежащих официальному опубликованию. Данный довод,  как
   и  доводы  об  установлении в противоречие  с  федеральным  законом
   возможности  регулирования  законами  Республики  Адыгея   сведений
   конфиденциального  характера  о  частной  жизни  и  о  незаконности
   ограничения доступа к определенным правовым актам, суд оставил  без
   внимания, никакого суждения по ним не высказал.
       С  учетом  изложенного  решение суда  не  может  быть  признано
   обоснованным и подлежит отмене.
       Проверка   в   кассационном   порядке   доводов   прокурора   о
   незаконности  обжалуемых  положений  нормативных  актов  Республики
   Адыгея  не может быть осуществлена. Этому препятствует неясность  и
   неконкретность изложенных прокурором оснований заявления.
       Указ  Президента  Республики  Адыгея  N  164  от  10.06.97   (с
   изменениями,  внесенными Указом N 98 от 25.05.99), как  следует  из
   его  наименования  и  содержания,  регулирует  порядок  принятия  и
   использования  не только нормативных, но и индивидуальных  правовых
   актов.  В  заявлении  прокурора эти акты не разграничиваются,  хотя
   обосновывается   незаконность   только   норм,   касающихся   актов
   нормативного  характера; ставится вопрос о признании недействующими
   и  не  подлежащими  применению обжалуемых пунктов  в  целом,  а  не
   отдельных    их    положений,   в   том   числе   тех,    основания
   недействительности которых в заявлении не приводятся.
       В  этой связи при новом рассмотрении дела суду следует уточнить
   требования   прокурора,   предложить   указать,   какие   конкретно
   положения,  содержащиеся в обжалуемых пунктах нормативных  правовых
   актов,  им  обжалуются,  каким  правовым  нормам,  имеющим  большую
   юридическую  силу,  эти  положения, по  его  мнению,  противоречат,
   проанализировать   содержание   обжалуемых   правовых    норм    во
   взаимосвязи  с другими нормами этих же правовых актов,  определить,
   в  какой  части они относятся к актам нормативного характера,  а  в
   какой  -  к  индивидуальным правовым актам,  после  чего  проверить
   обжалуемые   нормативные  положения  на  предмет  их   соответствия
   федеральному  закону,  в  зависимости  от  установленного   принять
   решение  по  всем  требованиям, обосновав свои  выводы  по  каждому
   правовому доводу, приведенному прокурором.
       Руководствуясь  п.  1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Верховного Суда Республики Адыгея от 5  сентября  2000
   года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz