Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.05.2000 N КАС 00-211 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 24.04.2000 N ГКПИ 2000-150, 156, 162, 209

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                    от 25 мая 2000 г. N КАС 00-211
   
       Кассационная  коллегия  Верховного Суда Российской Федерации в
   составе:
   
       председательствующего                             Федина А.И.,
       членов коллегии:                            Петроченкова А.Я.,
                                                       Пелевина Н.П.,
       с участием прокурора                            Федотовой А.В.
   
       рассмотрела  в открытом  судебном  заседании от 25 мая 2000 г.
   гражданское  дело  по  жалобам  Журавлевой  З.В.,  Золотовой И.В.,
   Кириллова  А.Ф.  и общественной организации "Протвинский городской
   Совет ветеранов  войны, труда и Вооруженных Сил" на разъяснение "О
   применении  ограничений,   установленных  Федеральным  законом  "О
   порядке    исчисления   и  увеличения   государственных   пенсий",
   утвержденное   Постановлением   Министерства  труда  и социального
   развития  РФ  от  29 декабря 1999 г.  N 54 по кассационным жалобам
   Золотовой  И.В.,   Журавлевой  З.В.   и  общественной  организации
   "Протвинский городской Совет ветеранов войны,  труда и Вооруженных
   Сил"  на решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2000 г.,  которым
   заявителям отказано в удовлетворении жалоб.
       Заслушав   доклад   судьи  Верховного  Суда  РФ  Федина  А.И.,
   объяснения  Журавлевой  З.В.,  ее  представителей - Пашуто В.Р.  и
   Никифоренко  Ю.В.,  представлявшего  интересы  заявителя Золотовой
   И.В.  -  Хорошилова  Б.В.,  представителя заявителей и юридической
   коллегии  "Защита",  фонда  рабочей  академии  - Травинского В.И.,
   представителей  общественной  организации  "Протвинский  городской
   Совет ветеранов войны и Вооруженных Сил" - Крякова Н.В., Плетенева
   Б.В.  и  Косторева  Н.Н.,  поддержавших доводы кассационных жалоб,
   объяснения   представителей   Министерства   труда   и социального
   развития   РФ  Воронина  Ю.В.   и  Назарова  А.С.,   представителя
   Пенсионного  фонда РФ Селивановой З.М.,  возражавших против жалоб,
   выслушав   заключение   прокурора  Федотовой,   полагавшей  жалобы
   необоснованными, Кассационная коллегия
   
                              установила:
   
       29 декабря 1999 г.  Министерством труда и социального развития
   Российской   Федерации   было   утверждено   разъяснение  N 54  "О
   применении  ограничений,   установленных  Федеральным  законом  "О
   порядке  исчисления  и увеличения государственных пенсий" (далее -
   Разъяснение).
       Данное  Разъяснение зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
   и в установленном порядке официально опубликовано.
       Журавлева З.В.,  Золотова И.В.,  Кириллов А.Ф.  и общественная
   организация "Протвинский городской Совет ветеранов войны,  труда и
   Вооруженных  Сил"  обратились в Верховный Суд РФ с жалобой на этот
   нормативный правовой акт,  сославшись на несоответствие его закону
   и нарушение прав и законных интересов заявителей.
       Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
       В  кассационных  жалобах  заявители  ставят  вопрос  об отмене
   судебного  решения   и  вынесении нового решения об удовлетворении
   заявленного требования, считая выводы суда ошибочными.
       Проверив  материалы  дела,  обсудив доводы кассационных жалоб,
   Кассационная  коллегия  не  находит  оснований  к отмене судебного
   решения.
       Отказывая  в удовлетворении заявленного требования,  Верховный
   Суд  РФ  обоснованно  сослался  на  то,  что  Министерство труда и
   социального   развития   РФ   в соответствии  с имеющимися  у него
   полномочиями   (в   силу  п. 9 Положения  о Министерстве  труда  и
   социального    развития    РФ,     утвержденного    Постановлением
   Правительства  РФ от 23 апреля 1997 года N 480) приняло обжалуемое
   разъяснение по применению Федерального закона.
       Разъяснение  подписано  первым  заместителем  Министра труда и
   социального  развития  РФ,  который в день подписания нормативного
   акта  исполнял  обязанности  Министра  на   основании  Приказа  от
   28 декабря 1999 года N 268.
       В  связи  с этим Кассационная коллегия считает несостоятельным
   довод  в кассационной  жалобе  о нарушении  порядка  подготовки  и
   издания   нормативного   акта  Министерством  труда  и социального
   развития РФ.
       Как  следует  из  жалоб  заявителей и их объяснений в судебном
   заседании  Верховного  Суда  РФ,  действительным  предметом  спора
   являются положения нормативного акта,  изложенные в абзацах 5, 6 и
   7 разъяснения следующего содержания:
       "Часть четвертая статьи 1 Закона, на которую сделана отсылка в
   части  второй  статьи  4 Закона как на определяющую,  какой именно
   индивидуальный  коэффициент  пенсионера,  из упоминаемых в Законе,
   устанавливается    с  1  февраля   1998   г.    в   размере   0,7,
   предусматривает,    что    отношение   среднемесячного   заработка
   пенсионера  к среднемесячной заработной плате в стране учитывается
   в размере не свыше 1,2.
       На основании этой отсылки,  а также в связи с прямым указанием
   в   части  второй  статьи  4 Закона  на  то,   что  индивидуальный
   коэффициент  пенсионера,  устанавливаемый  с 1  февраля 1998 г.  в
   размере   0,7,   определяется   только   федеральным   законом   и
   ограничивает  отношение  среднемесячного  заработка  пенсионера  к
   среднемесячной заработной плате в стране,  временное ограничение в
   размере  0,7  применяется  в совокупности  с постоянно действующим
   ограничением в размере не свыше 1,2 к результату,  получаемому при
   делении  среднемесячного  заработка  пенсионера  на среднемесячную
   заработную  плату  в стране  в виде  обычного  числа  (целого  или
   дробного).
       Оснований  для  распространения  ограничения  в размере 0,7 на
   величину  индивидуального коэффициента пенсионера,  исчисляемого в
   соответствии  со  статьей  1 Закона  в процентах  персонально  для
   каждого  пенсионера  расчетным  путем  исходя из продолжительности
   трудового  стажа  и размера заработной платы,  который применяется
   для определения размера его пенсии в рублях, не имеется".
       Оспаривая изложенные положения акта, заявители утверждали, что
   результат,   получаемый   при  делении  среднемесячного  заработка
   пенсионера на среднемесячную заработную плату в стране, установлен
   Федеральным  законом  от  21  июля  1997  года N 113-ФЗ "О порядке
   исчисления  и увеличения государственных пенсий" в размере 1,2,  а
   не 0,7.  Величина же 0,7, предусмотренная ч. II ст. 4 приведенного
   Закона    (по    мнению    заявителей),  является   индивидуальным
   коэффициентом пенсионера,  ограничивающим результат, получаемый от
   умножения размера пенсии в процентах,  полагающегося в зависимости
   от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного
   заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия,
   к  среднемесячной заработной плате в стране за тот же период,  как
   это указано в ч. II ст. 1 Федерального закона.
       С таким доводом суд первой инстанции правомерно не согласился,
   поскольку  это не вытекает из содержания статей 1 и 4 приведенного
   Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ.
       Статья  1 этого  Закона,  в  частности,  предусматривает,  что
   государственные  пенсии,  исчисленные  по нормам Закона Российской
   Федерации  "О  государственных пенсиях в Российской Федерации",  в
   связи  с ростом  заработной  платы  в стране подлежат исчислению и
   увеличению    путем    применения   индивидуального   коэффициента
   пенсионера.
       Индивидуальный   коэффициент   пенсионера  определяется  путем
   умножения размера пенсии в процентах,  полагающегося в зависимости
   от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного
   заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия,
   к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
       Отношение     среднемесячного     заработка    пенсионера    к
   среднемесячной  заработной  плате  в стране  устанавливается путем
   деления  среднемесячного  заработка  пенсионера за соответствующий
   период  на  среднемесячную  заработную  плату  в стране  за тот же
   период.
       При   определении   индивидуального   коэффициента  пенсионера
   отношение  среднемесячного  заработка  пенсионера к среднемесячной
   заработной  плате  в стране  учитывается  в размере  не  свыше 1,2
   независимо от основания назначения пенсии.
       Размер    пенсии    в   рублях   устанавливается   исходя   из
   среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал
   по индивидуальному коэффициенту пенсионера.
       В статье 4 этого Закона указано, что "настоящий Закон вступает
   в силу с 1 февраля 1998 г.".
       При  этом индивидуальный коэффициент пенсионера,  определенный
   частью    четвертой   статьи   1  данного   Федерального   закона,
   ограничивающий  отношение  среднемесячного  заработка пенсионера к
   среднемесячной   заработной  плате  в стране,   устанавливается  в
   размере 0,7.
       Размер  указанного  коэффициента на последующий период и сроки
   его действия устанавливаются федеральным законом,  проект которого
   рассматривается  одновременно  с проектом  Федерального  закона  о
   бюджете   Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  на  очередной
   финансовый год.
       Как  правильно  указал  суд  первой инстанции в своем решении,
   анализ  приведенных  положений Закона достоверно свидетельствует о
   том,  что  правовое  значение  термина "индивидуальный коэффициент
   пенсионера", приведенного в ст.  1 Закона, не тождественно термину
   "индивидуальный коэффициент пенсионера",  использованному в ст.  4
   этого же Закона.
       При   внешней   схожести   этих   терминов  вместе  с тем  они
   (коэффициенты) по своей правовой природе,  приданной законодателем
   в статьях 1 и 4 Закона, существенно различаются.
       Так,  согласно  статье  1 Закона,  индивидуальный  коэффициент
   пенсионера,  применяемый  при  назначении пенсий,  характеризуется
   следующими признаками:
       -   определяется   персонально   для   каждого   пенсионера  в
   зависимости  от  продолжительности  его трудового стажа и величины
   заработной платы;
       -  определяется  путем умножения размера пенсии в процентах на
   отношение  среднемесячного  заработка  пенсионера к среднемесячной
   заработной плате в стране;
       - выражается в процентах;
       - непосредственно законом по размеру не ограничен;
       -  для  определения  размера пенсии применяется как процентное
   отношение    среднемесячной    заработной   платы   в  стране   за
   предшествующий квартал.
       В   соответствии   со   статьей   4  Закона   имеется   в виду
   индивидуальный коэффициент пенсионера, который:
       -   представляет  собой  отношение  среднемесячного  заработка
   пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране;
       - выражается обычным числом (не в процентах);
       -  является  лишь  одним  из двух сомножителей,  при умножении
   которых   определяется   индивидуальный   коэффициент  пенсионера,
   предусмотренный статьей 1 Закона;
       -   ограничивается   предельным  размером  1,2  независимо  от
   основания назначения пенсии;
       -   устанавливается  с 1  февраля  1998  г.   в  размере,   не
   превышающем   0,7,   и   действует  до  принятия  соответствующего
   федерального   закона,   проект  которого  должен  рассматриваться
   одновременно  с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного
   фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.
       Произведя столь подробный, соответствующий тексту статей 1 и 4
   Закона   анализ   значения  терминов  "индивидуальный  коэффициент
   пенсионера",  Верховный  Суд  РФ  пришел  к правильному  выводу об
   ошибочности  утверждения  заявителей  о  том,   что  с  1  февраля
   1998 года индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП), применяемый
   при исчислении пенсий как результат  умножения  размера  пенсии  в
   процентах,   полагающегося   в  зависимости  от  продолжительности
   трудового   стажа,   на  отношение  среднемесячного  заработка  за
   установленный   период,   из   которого   исчисляется  пенсия,   к
   среднемесячной  заработной плате в стране за тот же период,  якобы
   установлен  в размере    0,7,   поскольку  этот  показатель  (0,7)
   установлен  частью 2 ст.  4 Федерального закона лишь для выражения
   отношения  среднемесячного  заработка  пенсионера к среднемесячной
   заработной  плате  в стране,  на которое подлежит умножению размер
   пенсии    в   процентах,     полагающийся    в   зависимости    от
   продолжительности трудового стажа.
       Приведенный вывод суда,  сделанный  на  основе  анализа ч.  II
   ст.  4  в совокупности  с ч.  IV  ст.  1 приведенного Федерального
   закона, полностью соответствует и Указу Президента РФ от 15 апреля
   2000 г. N 680 "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к
   среднемесячной   заработной   плате   в стране,   применяемом  при
   определении  индивидуального  коэффициента  пенсионера".  Согласно
   статье  1 названного Указа с 1 мая 2000 года при исчислении пенсий
   с  применением  индивидуального  коэффициента пенсионера отношение
   среднемесячного  заработка  пенсионера к среднемесячной заработной
   плате  в стране  не  должно  превышать  0,8.  Из  преамбулы  Указа
   следует,   что  он  издан  в целях  повышения  уровня  пенсионного
   обеспечения   граждан,   которым  пенсии  исчислены  с применением
   индивидуального    коэффициента   пенсионера   в  соответствии   с
   Федеральным    законом   "О   порядке   исчисления   и  увеличения
   государственных   пенсий",   и   действует  до  вступления  в силу
   соответствующего федерального закона.
       Таким   образом,   с   1  мая   2000   г.   предельный  размер
   индивидуального   коэффициента   пенсионера,    применяемого   при
   исчислении  пенсий  (при  максимальном трудовом стаже),   составит
   60%  (ИКП  = 75%  х 0,8  = 60%),  тогда  как  с 1  февраля 1998 г.
   предельный   размер   индивидуального   коэффициента   пенсионера,
   применяемого  при  исчислении  пенсий  (при  максимальном трудовом
   стаже), составлял 0,525 (ИКП = 75% х 0,7 = 0,525).
       Поскольку   именно   таким   образом   Министерство   труда  и
   социального  развития РФ разъяснило применение Федерального закона
   "О  порядке  исчисления и увеличения  государственных  пенсий"  от
   21 июля 1997 г. N 113-ФЗ, без какого-либо искажения  смысла  этого
   Закона,  Верховный  Суд  РФ  обоснованно  отказал в удовлетворении
   заявленных требований.
       По   изложенным  основаниям  Кассационная  коллегия  не  может
   согласиться  с доводами,  указанными в кассационной жалобе, о том,
   что   суд   неправильно   истолковал   ст. 4  Федерального  закона
   относительно    применения    показателя      0,7;    что   термин
   "индивидуальный  коэффициент  пенсионера"  имеет по смыслу данного
   Закона одно правовое значение.
       Правомерно не согласился суд первой инстанции с Постановлением
   Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от
   17 марта 1999 г. N 3763-II ГД "О реализации Федерального закона "О
   порядке   исчисления   и  увеличения   государственных  пенсий"  и
   Постановлением    Государственной   Думы  от  29  октября  1999 г.
   N 4497-II  ГД  "Об  обращении  Государственной  Думы  Федерального
   Собрания  Российской  Федерации  к Верховному  Суду  РФ",  позиция
   которой по существу сходна с доводами заявителей.
       Данные   Постановления  Государственной  Думы  не  могут  быть
   признаны  (в  силу  Постановления  Конституционного   Суда  РФ  от
   17 ноября 1997 г. N 17-П) в качестве официального,  имеющего  силу
   закона,  разъяснения  федерального  закона,  так как принимались и
   подписывались не в порядке, установленном для принятия, подписания
   и обнародования федерального закона.
       Не  могут свидетельствовать о неправильности судебного решения
   и  иные  документы,  на которые заявители ссылаются в кассационной
   жалобе   как  на  доказательства обоснованности выдвинутых доводов
   жалоб, поскольку эти материалы (письма Генеральной прокуратуры РФ,
   Уполномоченного по правам человека в РФ, письмо Института русского
   языка   им.   В.В.   Виноградова   и  др.)  лишь  выражают  мнения
   составлявших  такие  документы  органов  и должностных  лиц  и эти
   мнения   в силу  приведенных  выше  мотивов  являются  ошибочными,
   противоречат  смыслу  и тексту  Федерального  закона  от  21  июля
   1997 г. N 113-ФЗ.
       В  кассационных  жалобах утверждается также,  что Министерство
   юстиции  РФ,  производя регистрацию оспоренного нормативного акта,
   не    соблюдало    требования,    предусмотренные   Постановлением
   Правительства РФ от 13 августа 1997 г.
       Однако в подтверждение данного довода каких-либо обоснований и
   доказательств не представлено.
       Не   противоречит  настоящее  решение  Верховного  Суда  РФ  и
   вступившему  в законную силу решению Верховного Суда РФ от 18 июня
   1998 г., вынесенному в отношении другого нормативного акта и не по
   рассматриваемому в настоящем деле вопросу.
       С   учетом   изложенных   обстоятельств   кассационные  жалобы
   заявителей не могут быть удовлетворены.
       Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
   
                              определила:
   
       решение Верховного Суда  Российской  Федерации  от  24  апреля
   2000  г.  оставить  без  изменения,  а  кассационные  жалобы - без
   удовлетворения.
   
                                                 Председательствующий
                                                            А.И.ФЕДИН
   
                                                      Члены коллегии:
                                                          Н.П.ПЕЛЕВИН
                                                      А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz