Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 24.04.2000 N ГКПИ 2000-150, 156, 162, 209 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ РАЗЪЯСНЕНИЯ "О ПРИМЕНЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ", УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНТРУДА РФ ОТ 29.12.1999 N 54

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
          от 24 апреля 2000 г. N ГКПИ 2000-150, 156, 162, 209

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:

       судьи Верховного Суда Российской Федерации       Зайцева В.Ю.,
       народных заседателей                           Бабушкина В.У.,
                                                       Петелина С.Е.,
       при секретаре                                   Суетовой Н.В.,
       с участием прокурора                           Астафьева С.Т.,

       рассмотрев в  открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобам  Журавлевой  З.В.,  Золотовой  И.В.,  Кириллова   А.Ф.   и
   общественной  организации  "Протвинский  городской Совет ветеранов
   войны, труда и Вооруженных Сил" о признании незаконным Разъяснения
   "О  применении  ограничений,  установленных Федеральным законом "О
   порядке   исчисления   и   увеличения   государственных   пенсий",
   утвержденного  Постановлением  Министерства  труда  и  социального
   развития Российской Федерации от 29 декабря 1999 года N 54,

                               установил:

       Постановлением Министерства  труда  и   социального   развития
   Российской  Федерации  от 29 декабря 1999 г.  N 54 было утверждено
   Разъяснение "О применении ограничений,  установленных  Федеральным
   законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"
   (далее  -  Разъяснение),  которое  31   декабря   1999   г.   было
   зарегистрировано  в  Министерстве  юстиции  Российской Федерации и
   официально опубликовано.
       Заявители Журавлева  З.В.,  Золотова  И.В.,  Кириллов  А.Ф.  и
   общественная организация "Протвинский  городской  Совет  ветеранов
   войны,  труда  и  Вооруженных  Сил"  обратились  в  Верховный  Суд
   Российской  Федерации  с  жалобами   об   оспаривании   указанного
   Разъяснения,  ссылаясь,  что  оно  не  соответствует  действующему
   законодательству,  как  по  порядку  его  принятия,   так   и   по
   содержанию.
       В судебном  заседании  Журавлева  З.В.,  Золотова   И.В.,   их
   представители  Хорошилов  Б.В.  и  Горбунова  Л.И.,  представители
   общественной организации "Протвинский  городской  Совет  ветеранов
   войны,  труда  и  Вооруженных  Сил" Плетенев Б.В.  и Костарев Н.Н.
   поддержали доводы жалоб и просили признать Разъяснение  незаконным
   и не подлежащим применению со дня его принятия.
       Кириллов А.Ф.  направил в  суд  заявление,  в  котором  просил
   рассмотреть дело в его отсутствие.
       Представители Министерства  труда   и   социального   развития
   Российской  Федерации,  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации,
   Министерства   юстиции    Российской    Федерации   Воронин  Ю.В.,
   Донцов С.Е.  и  Соловьева  Л.В.  жалобы  заявителей  не признали и
   просили суд отказать в их удовлетворении.
       Заслушав объяснения   лиц,   участвующих   в   деле,   и    их
   представителей, исследовав  материалы  дела  и выслушав заключение
   прокурора    Генеральной    прокуратуры    Российской    Федерации
   Астафьева С.Т.,  полагавшего в удовлетворении жалоб отказать,  суд
   считает,  что  жалобы  заявителей  не  подлежат  удовлетворению по
   следующим основаниям.
       Согласно пункту 9 Положения о Министерстве труда и социального
   развития  Российской   Федерации,   утвержденного   Постановлением
   Правительства  Российской  Федерации  от 23 апреля 1997 г.  N 480,
   Минтруд  России  вправе   в   соответствии   с   законодательством
   Российской  Федерации принимать постановления и давать разъяснения
   по применению нормативных  правовых  актов  в  области  социальной
   защиты населения, включающей в себя и пенсионное обеспечение.
       Следовательно, не  может  быть  признан   обоснованным   довод
   заявителей  о  том,  что  Минтруд России не имел права на принятие
   оспариваемого Разъяснения.
       Не могут  быть  признаны  состоятельными и доводы заявителей о
   подписании  Разъяснения  должностным  лицом,  не  имеющим  на   то
   полномочий.
       В соответствии  с  пунктом  9  Правил  подготовки  нормативных
   правовых  актов  федеральных  органов  исполнительной  власти и их
   государственной    регистрации,    утвержденных     Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, в
   редакции  от  11  декабря  1997  г.,  нормативные  правовые   акты
   подписываются  (утверждаются)  руководителем  федерального  органа
   исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.
       Судом установлено,    что    Разъяснение    подписано   первым
   заместителем Министра  труда  и  социального  развития  Российской
   Федерации   Ю.З.   Люблиным,   который   исполнял  на  тот  период
   обязанности Министра  на  основании  Приказа  по  Минтруду  от  28
   декабря 1999 г. N 268.
       Таким образом,  Разъяснение подписано  надлежащим  должностным
   лицом.
       Не нашли  подтверждения  в   судебном   заседании   и   доводы
   заявителей   о   несоответствии   положений   Разъяснения   нормам
   Федерального закона от  21  июля  1997  г.  N  113-ФЗ  "О  порядке
   исчисления и увеличения государственных пенсий".
       Доводы заявителей  в  этой  части  по  существу   сводятся   к
   оспариванию  абзацев  5,  6 и 7 Разъяснения,  содержащих следующие
   положения:
       "Часть четвертая статьи 1 Закона, на которую сделана отсылка в
   части второй статьи 4 Закона как  на  определяющую,  какой  именно
   индивидуальный  коэффициент  пенсионера,  из упоминаемых в Законе,
   устанавливается   с   1   февраля   1998   г.   в   размере   0,7,
   предусматривает,    что    отношение   среднемесячного   заработка
   пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране  учитывается
   в размере не свыше 1,2.
       На основании этой отсылки,  а также в связи с прямым указанием
   в   части  второй  статьи  4  Закона  на  то,  что  индивидуальный
   коэффициент пенсионера,  устанавливаемый с 1  февраля  1998  г.  в
   размере   0,7,   определяется   только   федеральным   законом   и
   ограничивает  отношение  среднемесячного  заработка  пенсионера  к
   среднемесячной заработной плате в стране,  временное ограничение в
   размере 0,7 применяется в  совокупности  с  постоянно  действующим
   ограничением в размере не свыше 1,2 к результату,  получаемому при
   делении среднемесячного  заработка  пенсионера  на  среднемесячную
   заработную  плату  в  стране  в  виде  обычного  числа (целого или
   дробного).
       Оснований для  распространения  ограничения  в  размере 0,7 на
   величину индивидуального коэффициента пенсионера,  исчисляемого  в
   соответствии  со  статьей  1  Закона  в  процентах персонально для
   каждого пенсионера расчетным  путем  исходя  из  продолжительности
   трудового  стажа  и размера заработной платы,  который применяется
   для определения размера его пенсии в рублях, не имеется".
       По мнению   заявителей,   приведенные   положения  Разъяснения
   неправомерно  относят  ограничение  в  размере   0,7,   являющееся
   ограничением индивидуального коэффициента пенсионера, применяемого
   для  назначения  размера  пенсии,  на  результат,  получаемый  при
   делении  среднемесячного  заработка  пенсионера  на среднемесячную
   заработную  плату  в  стране,  что  приводит  к   занижению   сумм
   получаемых пенсий.  Заявители полагают,  что результат, получаемый
   при делении среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную
   заработную  плату  в  стране,  установлен  федеральным Законом с 1
   февраля 1998 г. в размере 1,2, а не 0,7.
       Однако с такими доводами заявителей согласиться нельзя.
       Согласно   статье  1  Федерального  закона  от 21 июля 1997 г.
   N 113-ФЗ   "О  порядке  исчисления  и  увеличения  государственных
   пенсий" (далее - Закон)  государственные  пенсии,  исчисленные  по
   нормам  Закона  Российской  Федерации "О государственных пенсиях в
   Российской Федерации",  в связи с ростом заработной платы в стране
   подлежат  исчислению и увеличению путем применения индивидуального
   коэффициента пенсионера.
       Индивидуальный коэффициент   пенсионера   определяется   путем
   умножения размера пенсии в процентах,  полагающегося в зависимости
   от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного
   заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия,
   к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
       Отношение среднемесячного     заработка      пенсионера      к
   среднемесячной  заработной  плате  в  стране устанавливается путем
   деления среднемесячного заработка  пенсионера  за  соответствующий
   период  на  среднемесячную  заработную  плату  в  стране за тот же
   период.
       При определении    индивидуального   коэффициента   пенсионера
   отношение среднемесячного заработка  пенсионера  к  среднемесячной
   заработной  плате  в  стране  учитывается  в  размере не свыше 1,2
   независимо от основания назначения пенсии.
       Размер пенсии    в    рублях    устанавливается    исходя   из
   среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал
   по индивидуальному коэффициенту пенсионера.
       В соответствии со статьей 4 названного Закона  он  вступает  в
   силу с 1 февраля 1998 года.
       При этом индивидуальный коэффициент  пенсионера,  определенный
   частью   четвертой   статьи   1   данного   Федерального   закона,
   ограничивающий отношение среднемесячного  заработка  пенсионера  к
   среднемесячной   заработной  плате  в  стране,  устанавливается  в
   размере 0,7.
       Размер указанного  коэффициента  на последующий период и сроки
   его действия устанавливаются федеральным законом,  проект которого
   рассматривается  одновременно  с  проектом  федерального  закона о
   бюджете  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  на   очередной
   финансовый год.
       Анализ приведенных      положений      Закона      определенно
   свидетельствует    о    том,   что   правовое   значение   термина
   "индивидуальный коэффициент пенсионера",  приведенного в статье  1
   Закона,   не   тождественно  термину  "индивидуальный  коэффициент
   пенсионера", использованному в статье 4 Закона.
       Несмотря на  схожесть терминологии,  эти коэффициенты по своей
   правовой природе существенно различаются.
       Так, согласно  статье  1  Закона,  индивидуальный  коэффициент
   пенсионера,  применяемый при  назначении  пенсий,  характеризуется
   следующими признаками:
       - определяется   персонально   для   каждого   пенсионера    в
   зависимости  от  продолжительности  его трудового стажа и величины
   заработной платы;
       - определяется  путем  умножения размера пенсии в процентах на
   отношение среднемесячного заработка  пенсионера  к  среднемесячной
   заработной плате в стране;
       - выражается в процентах;
       - непосредственно законом по размеру не ограничен;
       - для определения размера пенсии  применяется  как  процентное
   отношение    среднемесячной   заработной   платы   в   стране   за
   предшествующий квартал.
       В соответствии   со   статьей   4   Закона   имеется   в  виду
   индивидуальный коэффициент пенсионера, который:
       - представляет   собой   отношение  среднемесячного  заработка
   пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране;
       - выражается обычным числом (не в процентах);
       - является лишь одним  из  двух  сомножителей,  при  умножении
   которых   определяется   индивидуальный   коэффициент  пенсионера,
   предусмотренный статьей 1 Закона;
       - ограничивается   предельным   размером   1,2  независимо  от
   основания назначения пенсии;
       - устанавливается   с   1   февраля  1998  г.  в  размере,  не
   превышающем  0,7,  и  действует   до   принятия   соответствующего
   федерального   закона,   проект  которого  должен  рассматриваться
   одновременно с проектом федерального закона о бюджете  Пенсионного
   фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.
       Указанные различия не позволяют сделать вывод  о  том,  что  с
   1 февраля 1998 года индивидуальный коэффициент  пенсионера  (ИКП),
   применяемый при исчислении пенсий, установлен в размере 0,7.
       Данный вывод   суда   подтверждается   и   Указом   Президента
   Российской Федерации от 15 апреля 2000  г.  N  680  "Об  отношении
   среднемесячного  заработка  пенсионера к среднемесячной заработной
   плате  в  стране,  применяемом  при  определении   индивидуального
   коэффициента  пенсионера".  Согласно статье 1 названного  Указа  с
   1 мая   2000   года   при   исчислении   пенсий   с    применением
   индивидуального  коэффициента пенсионера отношение среднемесячного
   заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не
   должно превышать 0,8.  Из преамбулы Указа следует,  что он издан в
   целях повышения уровня пенсионного  обеспечения  граждан,  которым
   пенсии   исчислены   с  применением  индивидуального  коэффициента
   пенсионера  в  соответствии  с  Федеральным  законом  "О   порядке
   исчисления  и  увеличения государственный пенсий",  и действует до
   вступления в силу соответствующего федерального закона.
       Таким образом,   с   1   мая   2000   года  предельный  размер
   индивидуального   коэффициента   пенсионера,   применяемого    при
   исчислении пенсий (при максимальном трудовом стаже),  составит 60%
   (ИКП = 75% х 0,8 = 60%).
       С учетом  вышеизложенного следует,  что правовых оснований для
   признания Разъяснения незаконным и не подлежащим применению со дня
   его принятия не имеется.
       Суд не может согласиться с  доводами  заявителей  о  том,  что
   имеются многочисленные доказательства в подтверждение того,  что с
   1 февраля 1998 г.  размер индивидуального коэффициента пенсионера,
   применяемого  при исчислении пенсий,  установлен законом в размере
   0,7.
       В обоснование  этого довода заявители ссылались,  в частности,
   на  Постановление  Государственной  Думы   Федерального   Собрания
   Российской  Федерации  от  17  марта  1999  г.  N  3763-II  ГД  "О
   реализации Федерального закона "О порядке исчисления и  увеличения
   государственных  пенсий"  и  Постановление  от  29 октября 1999 г.
   N 4497-II  ГД  "Об  обращении  Государственной  Думы  Федерального
   Собрания   Российской   Федерации  к  Верховному  Суду  Российской
   Федерации".
       Между тем указанные Постановления не могут являться основанием
   для удовлетворения жалоб  заявителей,  поскольку  в  Постановлении
   Конституционного  Суда  от  17  ноября  1997  г.  N 17-П,  которое
   является окончательным и не подлежит  обжалованию,  отмечено,  что
   официальное,  имеющее  силу закона разъяснение федерального закона
   должно приниматься,  подписываться только в порядке, установленном
   для принятия, подписания и обнародования федерального закона.
       В силу  статьи  7  Гражданского  процессуального  кодекса  при
   осуществлении  правосудия  по  гражданским  делам судьи и народные
   заседатели независимы и подчиняются только закону.
       Руководствуясь ст.  191  -  197,  231,  232,  239.7 ГПК РСФСР,
   Верховный Суд Российской Федерации

                                 решил:

       Журавлевой З.В.,  Золотовой И.В., Кириллову А.Ф., общественной
   организации "Протвинский городской Совет ветеранов войны,  труда и
   Вооруженных Сил" в удовлетворении  жалоб  о  признании  незаконным
   Разъяснения  "О применении ограничений,  установленных Федеральным
   законом  "О  порядке  исчисления  и   увеличения   государственных
   пенсий",   утвержденного   Постановлением   Министерства  труда  и
   социального развития Российской Федерации от 29 декабря 1999  года
   N 54, - отказать.
       Решение может  быть   обжаловано   в   Кассационную   коллегию
   Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

                                                 Председательствующий
                                                судья Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                           В.Ю.ЗАЙЦЕВ

                                                  Народные заседатели
                                                         В.У.БАБУШКИН
                                                          С.Е.ПЕТЕЛИН



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz