Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ОТ 19 АПРЕЛЯ 2000 Г. ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БЕЖЕНЦАХ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

          ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ,
               СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                 О БЕЖЕНЦАХ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ
   
       Данная   категория  дел  не  включена  в официальную  судебную
   статистику, однако можно сделать вывод о том, что их количество за
   1997  - первую  половину 1999 гг.  невелико по сравнению с другими
   категориями.   Дел,  связанных  с применением  законодательства  о
   беженцах    (наибольшее    число    их   рассмотрено   судами   г.
   Санкт-Петербурга и г.  Москвы),  значительно меньше,  чем тех,  по
   которым применено законодательство о вынужденных переселенцах.
       Обобщение  судебной  практики  показало,  что  случаи отказа в
   принятии  исковых  заявлений  или  жалоб по делам данной категории
   крайне  редки.  Так,  судами  г.  Санкт-Петербурга  за исследуемый
   период не выносились такие определения. По Воронежской области был
   один  случай  отказа  в принятии жалобы гражданина Руанды на отказ
   Миграционной  службы Воронежской области в признании его беженцем.
   Ленинский  районный суд г.  Воронежа вынес определение об отказе в
   принятии  жалобы по мотиву отсутствия у гражданина Руанды права на
   обжалование  действий  Миграционной  службы  Воронежской  области.
   Указанное   определение   отменено  в кассационном  порядке  ввиду
   нарушения  норм  ГПК  РСФСР  и дело направлено для рассмотрения по
   существу.
       Можно  сделать  вывод  о том,  что сроки рассмотрения жалоб на
   действия    и   решения    территориальных   органов   Федеральной
   миграционной службы России,  как правило,  превышают установленный
   10-дневный  срок.  Большинство  этих дел рассматривается в течение
   месяца, что объясняется необходимостью истребования дополнительных
   материалов  (иногда  из  других государств),  неявкой заявителей в
   судебное заседание.
   
            Дела, связанные с применением законодательства
                              о беженцах
   
       При     рассмотрении     названной    категории    дел    суды
   руководствовались: Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993
   г.  No. 4528-1 "О беженцах" (в ред. Федерального закона от 28 июня
   1997  г.  No.  95-ФЗ  является Федеральным законом) с последующими
   изменениями    и   дополнениями,    постановлением   Правительства
   Российской  Федерации  от  3 марта  1992  г.  No.  135 "О мерах по
   оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам" (в ред. от 23
   мая  1998 г.) с изменениями и дополнениями,  а также международным
   законодательством  (Конвенцией  ООН от 28 июля 1951 г.  "О статусе
   беженцев",  Протоколом,  касающимся  статуса беженцев от 31 января
   1967  г.,   Руководством  по  процедурам  и критериям  определения
   статуса   беженцев  Управления  Верховного  Комиссара  Организации
   Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 г.).
       Согласно подп.  1 п.  1 ст. 1 Федерального закона "О беженцах"
   беженец  - это  лицо,  которое  не является гражданином Российской
   Федерации  и которое  в силу  вполне  обоснованных  опасений стать
   жертвой   преследований   по   признаку   расы,   вероисповедания,
   гражданства,    национальности,   принадлежности   к  определенной
   социальной  группе или политических убеждений находится вне страны
   своей  гражданской  принадлежности и не может пользоваться защитой
   этой  страны  или  не желает пользоваться такой защитой вследствие
   таких опасений;  или, не имея определенного гражданства и находясь
   вне  страны  своего прежнего обычного местожительства в результате
   подобных   событий,   не  может  или  не  желает  вернуться  в нее
   вследствие таких опасений.
       Как  видно  из  материалов  обобщения судебной практики,  суды
   нередко   ставили  под  сомнение  выводы  территориальных  органов
   Федеральной  миграционной службы России об отказе в предоставлении
   статуса  беженца,   обоснованные  лишь  утверждением  о том,   что
   обратившееся   за   получением   статуса  лицо  не  подпадает  под
   определение беженца, если такие выводы не подтверждены материалами
   миграционного  дела либо доказательствами,  представленными в суд.
   При  подготовке  таких  дел  к судебному  заседанию  судам следует
   обращать  особое внимание на формирование доказательственной базы.
   Территориальный   орган  Федеральной  миграционной  службы  России
   должен  доказать,  что  в соответствии с п.  3 ст.  3 Федерального
   закона   "О   беженцах"  им  была  проведена  надлежащая  проверка
   сведений,   изложенных   заявителем,   и   решение   об  отказе  в
   предоставлении  статуса беженца обоснованно.  Поскольку в процессе
   рассмотрения  дела  интересы  территориальных  органов Федеральной
   миграционной  службы  России  и лиц,  обратившихся  за  получением
   статуса  беженца,  в  ряде  случаев  противоположны,  недостаточно
   использовать в качестве доказательств материалы миграционного дела
   и  документы,   удостоверяющие  личность  заявителя.   Заслуживает
   внимания   практика   судов  г.   Санкт-Петербурга,   которые  для
   установления  юридических  обстоятельств по делу исследовали также
   справки  из  международных  организаций,  Федеральной миграционной
   службы  России,  сообщения  средств  массовой  информации и другие
   доказательства, в том числе касающиеся общественно - политической,
   религиозной,    этнической    обстановки   в  стране   гражданской
   принадлежности (прежнего обычного места жительства) заявителя.
       Отказ  территориального органа Федеральной миграционной службы
   России  в предоставлении  статуса  беженца  бывает обоснован также
   ссылкой  на ст.  2 упомянутого Закона,  согласно которой положения
   данного Закона не распространяются на лицо:
       1)   в  отношении   которого   имеются   серьезные   основания
   предполагать,  что оно совершило преступление против мира, военное
   преступление  или  преступление против человечества в определении,
   данном  этим  деяниям в международных актах,  составленных в целях
   принятия мер в отношении подобных преступлений;
       2)   которое  совершило  тяжкое  преступление  неполитического
   характера  вне пределов территории Российской Федерации и до того,
   как  оно  было  допущено  на  территорию  Российской  Федерации  в
   качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
       3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и
   принципам Организации Объединенных Наций;
       4)  за которым компетентные власти государства,  в котором оно
   проживало,    признают   права   и  обязательства,   связанные   с
   гражданством этого государства;
       5)   которое  в настоящее  время  пользуется  защитой  и (или)
   помощью  других  органов  или  учреждений Организации Объединенных
   Наций,  кроме  Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций
   по делам беженцев.
       2.   Настоящий   Федеральный   закон  не  распространяется  на
   иностранных граждан и лиц без гражданства,  покинувших государство
   своей   гражданской   принадлежности   (своего  прежнего  обычного
   местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода,
   эпидемии   или  чрезвычайных  ситуаций  природного  и техногенного
   характера.
       Например:  Судебная  коллегия  по гражданским делам Верховного
   Суда   РФ  оставила  без  изменения  решения  Санкт-Петербургского
   городского  суда,  которым  оставлена  без  удовлетворения  жалоба
   гражданина    Иордании    на    действия    Миграционной    службы
   Санкт-Петербурга, отказавшей ему в предоставлении статуса беженца.
   Суд  всесторонне исследовал причины,  побудившие заявителя выехать
   из   Ливана   и  не   возвращаться   в  страну   его   гражданской
   принадлежности - Иорданию, и правильно сделал вывод о том, что ими
   явились опасность преследования со стороны властей этих государств
   не   за   политические   убеждения,   а   за   конкретную  военную
   деятельность,   а   также   социально   -  экономические  причины:
   нестабильность   обстановки   в  данном   регионе,   слаборазвитая
   экономика,  желание  заявителя дать своим детям возможность жить в
   иных  условиях.  Вместе  с тем  Федеральный  закон "О беженцах" не
   предусматривает  эти  причины в качестве достаточных оснований для
   предоставления заявителю статуса беженца.
       Имеют место случаи обжалования в суд решений (действий) других
   государственных органов, затрагивающих права беженцев.
       Так, Ленинским районным судом г.  Самары было рассмотрено дело
   по  жалобе  О.  на  действия  администрации  Ленинского  района г.
   Самары, отказавшей ей в постоянной регистрации по месту жительства
   ее   сестры  в г.   Самаре  в связи  с тем,   что  в случае  такой
   регистрации  будут  существенно  ухудшены  жилищные  условия  лиц,
   проживающих   в  этом   жилом   помещении.   Как   установил  суд,
   заявительница  О.   является  беженкой,   ее  сестра  согласна  на
   регистрацию О.  с детьми на занимаемой ею жилой площади.  Согласно
   п.  8  постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта
   1992  г.  "О  мерах  по  оказанию  помощи  беженцам  и вынужденным
   переселенцам"   разрешена   регистрация   беженцев   и вынужденных
   переселенцев на жилой площади их родных и знакомых при их согласии
   независимо  от  размеров жилой площади.  При таких обстоятельствах
   суд правильно удовлетворил жалобу.
       В   судебном   порядке  разрешались  также  споры  о выселении
   беженцев.   Гагаринский  межмуниципальный  (районный)  суд  Юго  -
   Западного  административного  округа  г.   Москвы  рассмотрел  иск
   гостиницы "Академическая" к М. о выселении в предоставленное жилое
   помещение.  Как  установил суд,  на момент рассмотрения дела М.  с
   двумя  детьми имели статус беженцев и временно бесплатно проживали
   в  гостинице  "Академическая".   Самостоятельно  М.  не  принимала
   никаких  мер  по  реализации  права  на  выбор  постоянного  места
   жительства.  В  1997  г.  М.  с  семьей  была  выделена  отдельная
   двухкомнатная  квартира  в г.  Ростове,  которая на день судебного
   заседания оставалась свободной и закрепленной за М. Согласно подп.
   6  п. 1 ст.  8  Федерального закона "О беженцах" лицо,  признанное
   беженцем,  и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым
   помещением  из  фонда  жилья  для  временного  поселения  в случае
   приобретения,  получения,  найма  другого  жилья.  Поскольку М.  с
   детьми  получила  жилье для постоянного проживания,  суд правильно
   удовлетворил иск о выселении из гостиницы.
   
            Дела, связанные с применением законодательства
                      о вынужденных переселенцах
   
       Определение  понятия  "вынужденный  переселенец" дано в Законе
   Российской  Федерации  от  19  февраля  1993  г.   "О  вынужденных
   переселенцах"  (в  ред.  Федерального закона от 20 декабря 1995 г.
   No. 202-ФЗ).
       Согласно ст. 1 этого Закона:
       1.  Вынужденный  переселенец - гражданин Российской Федерации,
   покинувший  место  жительства  вследствие совершенного в отношении
   его  или  членов его семьи насилия или преследования в иных формах
   либо  вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по
   признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания,
   языка,   а   также   по   признаку  принадлежности  к определенной
   социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для
   проведения  враждебных  кампаний  в отношении конкретного лица или
   группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
       2.  По  обстоятельствам,  предусмотренным п.  1 данной статьи,
   вынужденным переселенцем признается:
       1) гражданин Российской Федерации,  вынужденный покинуть место
   жительства  на  территории иностранного государства и прибывший на
   территорию Российской Федерации;
       2) гражданин Российской Федерации,  вынужденный покинуть место
   жительства  на  территории  одного субъекта Российской Федерации и
   прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
       3.   Вынужденным  переселенцем  также  признается  иностранный
   гражданин  или  лицо  без  гражданства,  постоянно  проживающие на
   законных   основаниях   на   территории   Российской  Федерации  и
   изменившие   место  жительства  в пределах  территории  Российской
   Федерации  по  обстоятельствам,   предусмотренным  пунктом  1 этой
   статьи.
       4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего
   СССР,  постоянно проживавший на территории республики, входившей в
   состав  СССР,  получивший  статус беженца в Российской Федерации и
   утративший   этот   статус   в связи  с приобретением  гражданства
   Российской Федерации,  при наличии обстоятельств, препятствовавших
   данному  лицу  в период действия статуса беженца в обустройстве на
   территории Российской Федерации.
       Как  показало  обобщение,  наибольшее  число обращений в суд с
   жалобами   на   действия   территориальных   органов   Федеральной
   миграционной  службы  России  связано  с отказом  в удовлетворении
   ходатайства  о признании  лица  вынужденным переселенцем,  так как
   оно,  по  мнению  этих  органов,  не  соответствует вышеназванному
   определению вынужденного переселенца либо в силу ст. 2 упомянутого
   Закона не может быть признано таковым как лицо:
       1)  совершившее  преступление  против  мира,  человечности или
   другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством
   Российской Федерации;
       2)  не  обратившееся  без уважительных причин с ходатайством о
   признании   его   вынужденным  переселенцем  в течение  двенадцати
   месяцев  со  дня  выбытия с места жительства либо в течение одного
   месяца  со  дня  утраты  статуса  беженца  в связи с приобретением
   гражданства Российской Федерации;
       3)  покинувшее место жительства по экономическим причинам либо
   вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и
   техногенного характера.
       Курганский    городской    суд   признал   правомерным   отказ
   Миграционной  службы  Курганской области предоставить П.  с семьей
   статус   вынужденного   переселенца.   Суд   установил,   что   П.
   зарегистрирована на территории России 30 июня 1997 г.  и впервые в
   миграционную   службу  обратилась  3 марта  1999  г.   В  судебном
   заседании  она  пояснила,  что  пропустила  установленный  срок на
   обращение  с ходатайством  о признании  вынужденным  переселенцем,
   поскольку  работала  и пыталась  устроиться на новом месте.  Кроме
   того,   как   указала  П.   в  ходатайстве  в Миграционную  службу
   Курганской  области  и в суде,  ее семья была вынуждена выехать из
   Казахстана  из-за  отсутствия там работы,  из-за болезни детей,  а
   также  из-за  загрязненной  воды.   О  каких-либо  преследованиях,
   совершенных  в отношении нее лично или ее семьи,  П.  не заявляла.
   Суд пришел к правильному выводу, что в силу подп. 2 и 3 п. 1 ст. 2
   Закона   Российской   Федерации   "О   вынужденных   переселенцах"
   заявительница  с семьей  относится к лицам,  которые не могут быть
   признаны вынужденными переселенцами.
       Басманный   межмуниципальный   (районный)   суд   Центрального
   административного округа г. Москвы отказал в удовлетворении жалобы
   В.  на действия миграционных органов.  Как установил суд, В.  имел
   статус  беженца,   который  был  утрачен  им  в связи  с принятием
   гражданства  Российской  Федерации.  В.  обратился  в Миграционную
   службу  Республики  Адыгея с ходатайством о предоставлении статуса
   вынужденного  переселенца.  На  момент  обращения  заявитель  имел
   жилье, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, т.е.  был
   обустроен.  Решением  Миграционной  службы  Республики  Адыгея  В.
   отказано  в предоставлении  статуса вынужденного переселенца.  Суд
   пришел  к правильному  выводу  о том,   что  решение  миграционных
   органов  принято  в соответствии  с п.  4 ст.  1 Закона Российской
   Федерации "О вынужденных переселенцах".
       Установлены   случаи   обращений   в  суды  в связи  с отказом
   территориальных  органов  федеральной  миграционной  службы России
   зарегистрировать  ходатайство  заявителя  о предоставлении статуса
   вынужденного  переселенца.  Решением  Мещанского межмуниципального
   (районного)  суда Центрального административного округа г.  Москвы
   удовлетворена жалоба А. на действия Миграционной службы г. Москвы,
   отказавшей   зарегистрировать  ходатайство  А.   о  предоставлении
   статуса  вынужденного  переселенца  в связи  с пропуском месячного
   срока   со  дня  приобретения  гражданства  Российской  Федерации.
   Согласно  подп.  2  п.  1  ст.  2  упомянутого  Закона вынужденным
   переселенцем  не  может  быть  признано,  в  частности,  лицо,  не
   обратившееся  без  уважительных  причин с ходатайством о признании
   его вынужденным переселенцем в течение одного месяца со дня утраты
   статуса  беженца  в связи  с приобретением  гражданства Российской
   Федерации.  Как  установил  суд,  А.  являлся  беженцем и приобрел
   гражданство  России в порядке регистрации в соответствии с п.  "г"
   ст.  18  Закона  Российской  Федерации  от  28  ноября 1991 г.  "О
   гражданстве  Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями),
   однако  обратиться с ходатайством в Миграционную службу в месячный
   срок не мог, так как находился на стационарном лечении в больнице.
   Суд признал причину пропуска месячного срока уважительной и обязал
   Миграционную службу г. Москвы зарегистрировать ходатайство.
       В  судебной  практике  возникают  также  вопросы,  связанные с
   реализацией вынужденными переселенцами своих прав. З-вы обратились
   в    Тверской   межмуниципальный   (районный)   суд   Центрального
   административного  округа  г.  Москвы  с иском  к комитету труда и
   занятости  правительства  Москвы,  Тверскому  отделению управления
   труда и занятости Центрального административного округа (УТиЗ ЦАО)
   г.   Москвы  с просьбой  обязать  зарегистрировать  их  в качестве
   безработных.   Суд  установил,   что  З-вы  являются  вынужденными
   переселенцами,    постоянного    места    жительства   не   имеют,
   зарегистрированы  по  месту пребывания в г.  Москве по конкретному
   адресу  на территории,  относящейся к Тверскому отделению УТиЗ ЦАО
   г.  Москвы,  в  компетенцию  которого  входит  принятие  решений о
   признании  граждан  безработными.  Однако  в регистрации  З-вых  в
   качестве  безработных  Тверское  отделение  УТиЗ  ЦАО  г.   Москвы
   отказало со ссылкой на п.  2 ст.  3 Закона Российской Федерации от
   19  апреля 1991 г.  "О занятости населения в Российской Федерации"
   (в  ред.  Федерального  закона  от  20  апреля 1996 г.),  согласно
   которому  решение  о признании  гражданина,  зарегистрированного в
   целях  поиска подходящей работы,  безработным принимается органами
   службы занятости по месту жительства гражданина.
       Как  видно из содержания ст.  1 Закона Российской Федерации "О
   вынужденных переселенцах", давшей определение понятия вынужденного
   переселенца,   вынужденный  переселенец,  как  правило,  не  имеет
   постоянного места жительства.  Однако согласно подп.  2 п. 2 ст. 7
   названного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы
   исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации в пределах
   своих  полномочий регистрируют вынужденного переселенца в качестве
   безработного   в  случае   невозможности   его  трудоустройства  в
   соответствии  с законодательством  Российской Федерации независимо
   от  срока  проживания  в данной местности на территории Российской
   Федерации. Таким образом, упомянутый Закон не ставит в зависимость
   право   вынужденного   переселенца   на   регистрацию   в качестве
   безработного  от  вида  (постоянного  или временного) проживания в
   данной  местности.  С  учетом  изложенного  суд  правильно  обязал
   Тверское отделение УТиЗ ЦАО г.  Москвы повторно рассмотреть вопрос
   о признании З-вых безработными.
       Обобщение показало, что при принятии жалоб по делам, связанным
   с  применением  законодательства о вынужденных переселенцах,  суды
   иногда  испытывают трудности в определении обстоятельств,  имеющих
   юридическое  значение,  и  составлении резолютивной части решения.
   Так,  некоторые  суды  Ростовской области,  рассматривая жалобы на
   действия  территориальных  органов федеральной миграционной службы
   России,   выразившиеся  в отказе  зарегистрировать  ходатайство  о
   признании  лица  вынужденным  переселенцем,  в  резолютивной части
   решения  обязывали  территориальный орган Федеральной миграционной
   службы  России признать заявителя вынужденным переселенцем.  Между
   тем   регистрация   ходатайства   о  признании   лица  вынужденным
   переселенцем   и принятие  решения  о признании  лица  вынужденным
   переселенцем - два разных решения, отнесенные в силу ст. ст. 3 и 5
   Закона  Российской  Федерации  "О  вынужденных   переселенцах"   к
   компетенции   территориальных   органов  Федеральной  миграционной
   службы  России.  В  случае  если  лицо  не  согласно  с принятым в
   отношении   него   решением  территориального  органа  Федеральной
   миграционной  службы  России,  оно  вправе  обжаловать его в суд в
   порядке главы 24(1) ГПК РСФСР в сроки, предусмотренные п.  3 ст. 8
   Закона   Российской   Федерации   "О   вынужденных  переселенцах".
   Резолютивная  часть  решения суда по такой жалобе должна содержать
   вывод  о правомерности  либо  неправомерности  обжалуемого решения
   территориального  органа  Федеральной миграционной службы России и
   конкретные меры, необходимые для восстановления прав заявителя.
       В  соответствии со ст.  248 ГПК РСФСР суд устанавливает факты,
   имеющие  юридическое  значение,  лишь  при невозможности получения
   заявителем  в ином  порядке надлежащих документов,  удостоверяющих
   эти  факты,   либо  при  невозможности  восстановления  утраченных
   документов.  Однако  в некоторых  случаях суды устанавливали факты
   без учета того, связывает ли с ними законодательство о вынужденных
   переселенцах   (в   частности,   Закон   Российской  Федерации  "О
   вынужденных переселенцах", Указ Президента Российской Федерации от
   5  сентября  1995  г.  No.  898  "О дополнительных компенсационных
   выплатах  лицам,  пострадавшим  в результате  разрешения кризиса в
   Чеченской  Республике"  и постановление  Правительства  Российской
   Федерации  от  30  апреля  1997  г.  No.  510  "О  порядке выплаты
   компенсаций  за  утраченное  жилье  и (или)  имущество  гражданам,
   пострадавшим   в  результате   разрешения   кризиса   в  Чеченской
   Республике  и покинувшим  ее безвозвратно") какие-либо юридические
   последствия.    Не    всегда    суды   проверяют   доказательства,
   подтверждающие  утверждения  заявителей  о невозможности получения
   документов   в  ином  порядке  либо  невозможности  восстановления
   документов.  В нарушение требований ст.  246 ГПК РСФСР имеют место
   случаи непривлечения к участию в деле заинтересованных лиц.
       Так,   Пролетарским  районным  судом  г.   Ростова-на-Дону  по
   заявлению  Ш.  об  установлении  юридического  факта  проживания в
   Чеченской   Республике   соответствующий   территориальный   орган
   Федеральной миграционной службы России вообще не привлекался.
       Поскольку  установление фактов,  имеющих юридическое значение,
   производится  судом  в порядке особого производства при отсутствии
   спора о праве, подведомственного судам (ч.  3 ст.  246 ГПК РСФСР),
   нельзя  признать правильным включение в резолютивную часть решения
   об  установлении  какого-либо  юридического факта вывода о наличии
   либо  отсутствии у заявителя права на удовлетворение ходатайства о
   признании вынужденным переселенцем, получение денежной компенсации
   за   утраченное   в  результате   разрешения  кризиса  в Чеченской
   Республике жилье и (или) имущество.
   
                               Судебная коллегия по гражданским делам
                                 Верховного Суда Российской Федерации
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz