Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 05.04.2000 N 229-III ГД "О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 5 апреля 2000 г. N 229-III ГД

                     О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                     "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять  в  первом  чтении  проект  Федерального закона "Об
   аудиторской деятельности",  внесенного  Правительством  Российской
   Федерации.
       2. Направить указанный законопроект  исполняющему  обязанности
   Президента  Российской  Федерации,  в Совет Федерации Федерального
   Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной
   Думы,    депутатские    объединения    в   Государственной   Думе,
   Правительство      Российской      Федерации,      законодательные
   (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   представляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам
   до 30 мая 2000 года.
       3. Комитету   Государственной   Думы   по  бюджету  и  налогам
   доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок  и
   внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.

                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






                                                               Проект

                                              Вносится Правительством
                                                 Российской Федерации

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                      ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Настоящий Федеральный закон регулирует отношения,  возникающие
   при   осуществлении   аудиторской   деятельности   на   территории
   Российской Федерации.

       Статья 1. Понятие аудиторской деятельности

       Аудиторская деятельность    (аудит)     представляет     собой
   предпринимательскую    деятельность    по   независимой   проверке
   бухгалтерского  учета  и  бухгалтерской  (финансовой)   отчетности
   организаций  и  индивидуальных предпринимателей (далее именуется -
   аудируемые лица).  Аудит осуществляется в формах  обязательного  и
   инициативного аудита.
       Аудит осуществляется в  соответствии  с  Гражданским  кодексом
   Российской   Федерации,  настоящим  Федеральным  законом,  другими
   федеральными законами и иными  нормативными  правовыми  актами  по
   проведению аудиторской деятельности.
       Целью аудита  является  выражение   мнения   о   достоверности
   бухгалтерской    (финансовой)    отчетности   аудируемых   лиц   и
   соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству
   Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под
   достоверностью   понимается   такая   степень   точности    данных
   бухгалтерской    (финансовой)    отчетности,   которая   позволяет
   пользователю этой отчетности делать на ее основе правильные выводы
   о  финансовом  и  имущественном  положении,  а также о результатах
   хозяйственной деятельности аудируемых лиц и принимать базирующиеся
   на этих выводах обоснованные решения.
       Аудит не  подменяет  государственный  контроль   достоверности
   бухгалтерской    (финансовой)    отчетности,    осуществляемый   в
   соответствии    с    законодательством    Российской     Федерации
   уполномоченными органами государственной власти.
       Аудиторские организации  и   индивидуальные   аудиторы   могут
   оказывать сопутствующие аудиту услуги.
       Для целей настоящего Федерального  закона  под  сопутствующими
   аудиту     услугами    понимается    осуществление    аудиторскими
   организациями  и  индивидуальными   аудиторами   по   договору   с
   организациями  и индивидуальными предпринимателями бухгалтерского,
   правового,  налогового и управленческого консультирования; ведения
   и  восстановления  бухгалтерского учета;  обучения специалистов по
   аудиту, а также других услуг, связанных с аудитом.
       Перечень видов   деятельности,   относящихся  к  сопутствующим
   аудиту услугам,  и  требования  по  их  оказанию  регламентируются
   федеральным  органом  государственного  регулирования  аудиторской
   деятельности (далее именуется - федеральный орган).
       Аудиторским организациям     и     индивидуальным    аудиторам
   запрещается   заниматься   какой-либо   иной   предпринимательской
   деятельностью,  кроме  проведения  аудита и оказания сопутствующих
   ему услуг.
       Права и  обязанности  аудиторских организаций и индивидуальных
   аудиторов,  а  также  аудируемых  лиц   регулируются   Гражданским
   кодексом  Российской  Федерации,  настоящим  Федеральным  законом,
   другими федеральными законами,  нормативными  правовыми  актами  и
   общероссийскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

       Статья 2. Обязательный аудит

       Обязательный аудит   заключается   в   ежегодной  обязательной
   аудиторской проверке ведения бухгалтерского учета и  бухгалтерской
   (финансовой) отчетности аудируемых лиц и осуществляется в случаях,
   предусмотренных законодательством Российской Федерации.
       Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями.
       Аудируемые лица,  подлежащие обязательному аудиту,  не  вправе
   уклоняться  от  него  либо  препятствовать  его проведению.  Объем
   аудиторской проверки должен  обеспечивать  возможность  подготовки
   аудиторского    заключения    в    соответствии   с   требованиями
   общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности.
       Аудируемые лица,   подлежащие  обязательному  аудиту,  обязаны
   заключать  договоры   на   проведение   обязательного   аудита   с
   аудиторскими      организациями     в     сроки,     установленные
   законодательством  Российской  Федерации,   оказывать   содействие
   аудиторским  организациям  в  своевременном  и  полном  проведении
   аудиторской   проверки,   предоставлять   им   всю   документацию,
   необходимую  для  осуществления  аудита,  давать  по  устному  или
   письменному   запросу   аудиторских   организаций    исчерпывающие
   разъяснения и подтверждения.
       При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных
   (складочных)  капиталах которых доля государственной собственности
   составляет  не  менее  25  процентов,  заключение   договоров   на
   проведение  аудита  должно  осуществляться  по  итогам  проведения
   открытого   конкурса.   Порядок   проведения    таких    конкурсов
   разрабатывается и утверждается федеральным органом.

       Статья 3. Инициативный аудит

       Инициативный аудит   заключается   в   проведении  аудиторской
   проверки в любое время,  на любую дату и в  тех  объемах,  которые
   будут  установлены  решением  органа  управления  организации  или
   индивидуальным предпринимателем.
       Инициативный аудит    проводится    на   основании   положений
   настоящего Федерального  закона,  в  соответствии  с  требованиями
   общероссийских  правил  (стандартов)  аудиторской деятельности и с
   учетом конкретных задач,  сроков и объемов аудита, предусмотренных
   договором   на   проведение  аудита  между  инициатором  аудита  и
   аудиторской организацией (индивидуальным аудитором).
       По результатам  инициативного  аудита  аудиторские организации
   (индивидуальные аудиторы) представляют аудируемым  лицам  отчетные
   документы в соответствии с заключенным между ними договором.
       Аудиторское заключение по результатам проведения инициативного
   аудита   может  быть  выдано  только  в  том  случае,  если  объем
   аудиторской проверки,  предусмотренный договором на ее проведение,
   не был ограничен по сравнению с тем,  который был бы необходим для
   подготовки   аудиторского   заключения   в    случае    проведения
   обязательного аудита.

       Статья 4.   Конфиденциальность   информации,   полученной  при
   осуществлении аудита

       Аудиторские организации  и  индивидуальные  аудиторы   обязаны
   обеспечивать  сохранность сведений и документов,  получаемых и/или
   составляемых ими в ходе  аудиторской  деятельности,  и  не  вправе
   передавать  эти документы или их копии каким бы то ни было третьим
   лицам либо разглашать содержащиеся в них сведения без  письменного
   согласия  организаций,  в  отношении которых осуществлялся аудит и
   оказывались сопутствующие аудиту услуги,  за исключением  случаев,
   предусмотренных    настоящим   Федеральным   законом   и   другими
   федеральными законами.
       Перечень сведений,  составляющих  конфиденциальную информацию,
   должен быть включен в договор на оказание аудиторских  услуг.  При
   этом в указанный перечень не должны включаться сведения, которые в
   соответствии с законодательством  Российской  Федерации  не  могут
   составлять коммерческую тайну.
       В случае проверок качества работы  аудиторских  организаций  и
   индивидуальных   аудиторов  внешними  проверяющими,  определенными
   статьей 12 настоящего Федерального закона, аудиторские организации
   и  индивидуальные  аудиторы,  подлежащие  такой проверке,  обязаны
   предоставить организациям и лицам,  уполномоченным  на  проведение
   таких проверок,  свою рабочую документацию,  а при необходимости -
   также аудиторские заключения и отчеты.  Уполномоченные организации
   и лица обязаны обеспечить конфиденциальность сведений,  касающихся
   деятельности организаций,  в отношении которых осуществлялся аудит
   и оказывались сопутствующие аудиту услуги, ставших известными им в
   ходе проведения проверки качества работы индивидуального  аудитора
   или аудиторской организации.
       Требование конфиденциальности информации об  аудируемых  лицах
   также  распространяется  на  сведения,  содержащиеся в аудиторском
   отчете,  подготовленном  прежней  аудиторской   организацией   или
   индивидуальным аудитором, а также на сведения, которые могут стать
   известными аудиторской организации  или  индивидуальному  аудитору
   при  проведении  предварительного  ознакомления  с  предполагаемым
   клиентом.

       Статья 5. Правила (стандарты) аудиторской деятельности

       Правилами (стандартами)  аудиторской   деятельности   являются
   единые  требования  к  порядку осуществления,  оформлению и оценке
   качества аудита и сопутствующих  ему  услуг,  а  также  к  порядку
   подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
       Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на
   общероссийские,   правила,  действующие   внутри  профессиональных
   аудиторских объединений, а также внутренние правила организации.
       Общероссийские правила  (стандарты)  аудиторской  деятельности
   являются  обязательными  как   для   аудиторских   организаций   и
   индивидуальных аудиторов, так и для аудируемых лиц, за исключением
   положений этих документов,  в отношении которых указано,  что  они
   имеют рекомендательный характер.
       Общероссийские правила  (стандарты)  утверждаются  федеральным
   органом.
       Профессиональные аудиторские объединения вправе  устанавливать
   исключительно для    своих   членов   свои   правила   аудиторской
   деятельности при условии,  что такие правила не могут  вступать  в
   противоречие   или  быть  ниже  требований  общероссийских  правил
   (стандартов) аудиторской деятельности.
       Аудиторские организации имеют право устанавливать свои правила
   аудиторской деятельности при условии,  что такие правила не  могут
   вступать  в  противоречие  или быть ниже требований общероссийских
   правил   (стандартов)   аудиторской    деятельности    и    правил
   профессионального  аудиторского  объединения,  членами которых они
   являются.
       Аудиторские организации    и    индивидуальные    аудиторы   в
   соответствии с требованиями  законодательных  и  иных  нормативных
   правовых  актов  и  общероссийских правил (стандартов) аудиторской
   деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы  своей
   работы,  кроме планирования и документирования аудита, составления
   рабочей документации аудитора,  а  также  подготовки  аудиторского
   отчета,   которые   осуществляются   в   строгом   соответствии  с
   общероссийскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

       Статья 6. Аудиторское заключение

       Аудиторское заключение  является  документом,  предназначенным
   для  внутренних и внешних пользователей бухгалтерской (финансовой)
   отчетности аудируемых лиц,  содержащим выраженное в  установленной
   форме  мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора
   о   достоверности   бухгалтерской   (финансовой)   отчетности    и
   соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству
   Российской Федерации.
       Форма, содержание   и   порядок   представления   аудиторского
   заключения определяются  общероссийскими  правилами  (стандартами)
   аудиторской деятельности.
       Перечень пользователей,   которым   в   обязательном   порядке
   передаются копии аудиторского заключения, периодичность проведения
   аудиторских   проверок   и   необходимость   открытой   публикации
   аудиторского заключения определяются аудируемыми лицами, если иное
   не   установлено   федеральными   законами   и/или   принятыми   в
   соответствии с ними нормативными правовыми актами.

       Статья 7. Заведомо ложное аудиторское заключение

       Под заведомо   ложным   аудиторским   заключением   понимается
   аудиторское заключение,  составленное без  проведения  аудиторской
   проверки либо,  хотя и составленное по результатам такой проверки,
   явно   противоречащее   содержанию    документов,    рассмотренных
   индивидуальным  аудитором  или  аудиторской  организацией  в  ходе
   аудиторской  проверки.  Заведомо  ложным  аудиторское   заключение
   признается только по решению суда.
       Составление заведомо ложного  аудиторского  заключения  влечет
   ответственность  в  виде  аннулирования у индивидуального аудитора
   или аудиторской организации лицензии на осуществление  аудиторской
   деятельности,  а  для лица,  подписавшего такое заключение,  также
   аннулирование   его   квалификационного   аттестата   аудитора   и
   привлечение   к   уголовной   ответственности   в  соответствии  с
   законодательством Российской Федерации.

       Статья 8.  Независимость аудиторов,  аудиторских организаций и
   индивидуальных аудиторов

       Аудит не    может   осуществляться   аудиторами,   являющимися
   учредителями    (участниками)    аудируемых    организаций,     их
   руководителями,    бухгалтерами    и    иными   лицами,   несущими
   ответственность за организацию и ведение  бухгалтерского  учета  и
   составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также лицами,
   состоящими с  ними  в  близком  родстве  или  свойстве  (родители,
   супруги,  братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и
   дети супругов), а также в отношении организаций, работники которых
   являются учредителями данной аудиторской организации.
       Аудит не может  осуществляться  аудиторскими  организациями  в
   отношении    аудируемых    лиц,    являющихся    их   учредителями
   (участниками),  в отношении аудируемых лиц,  для которых сами  эти
   аудиторские  организации  являются  учредителями (участниками),  а
   также   в   отношении    дочерних    организаций,    филиалов    и
   представительств указанных аудируемых лиц.
       Аудит не может  осуществляться  индивидуальными  аудиторами  и
   аудиторскими организациями, оказывавшими ранее в течение двух лет,
   непосредственно предшествовавших проведению аудиторской  проверки,
   услуги  по восстановлению и ведению бухгалтерского учета,  а также
   по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности юридическим и
   физическим лицам, - в отношении этих лиц.
       Порядок, размер и форма оплаты за  проведение  аудита  (в  том
   числе   обязательного)   и   оказание   сопутствующих  ему  услуг,
   определяются в договорах и не могут быть поставлены в  зависимость
   от  выполнения  каких  бы  то  ни было требований аудируемых лиц о
   содержании  выводов,  которые  могут  быть  сделаны  в  результате
   аудита.

       Статья 9. Аудитор

       Аудитором является       физическое      лицо,      отвечающее
   квалификационным требованиям, установленным федеральным органом, и
   имеющее квалификационный аттестат аудитора.
       Аудиторы могут заниматься  аудиторской  деятельностью  либо  в
   качестве   штатного  работника  аудиторской  организации,  либо  в
   качестве лица,  привлекаемого аудиторской организацией к работе на
   основании   гражданско  -  правового  договора,  либо  в  качестве
   предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования
   юридического лица (индивидуальный аудитор).
       Индивидуальный аудитор  осуществляет  свою   деятельность   по
   проведению аудита после получения соответствующей лицензии.
       Федеральный орган   вправе   устанавливать   ограничения   для
   индивидуальных  аудиторов  в  отношении  категорий организаций,  к
   аудиту которых они могут привлекаться.

       Статья 10. Аудиторская организация

       Аудиторской организацией  является  коммерческая  организация,
   осуществляющая  исключительно  аудиторскую  деятельность,  а также
   оказание сопутствующих аудиту услуг.
       Аудиторская организация   осуществляет  свою  деятельность  по
   проведению аудита после получения соответствующей лицензии.
       Аудиторская организация  может быть создана в любой форме,  за
   исключением открытого акционерного общества.
       Не менее   51   процента   уставного   (складочного)  капитала
   аудиторской  организации  должно  принадлежать   аттестованным   в
   соответствии  с  настоящим  Федеральным  законом  аудиторам  и/или
   имеющим  лицензии,  выданные  федеральным   органом,   аудиторским
   организациям или индивидуальным аудиторам.
       Не менее 50 процентов  штата  аудиторской  организации  должны
   составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на
   территории Российской Федерации,  а в  случае, если  руководителем
   аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее
   75 процентов.
       В штате   аудиторской   организации,   имеющей   лицензию   на
   соответствующий  вид  аудита,  должны  состоять  не   менее   двух
   аудиторов,  имеющих  квалификационный  аттестат  аудитора по этому
   виду аудита.

       Статья 11. Страхование гражданской ответственности аудиторских
   организаций и индивидуальных аудиторов

       Гражданская ответственность    аудиторских    организаций    и
   индивидуальных аудиторов  подлежит  страхованию  в  порядке  и  на
   условиях, определяемых соответствующим федеральным законом.

       Статья 12.  Контроль качества работы аудиторских организаций и
   индивидуальных аудиторов

       Аудиторские организации  и  индивидуальные  аудиторы   обязаны
   создать   и  поддерживать  внутреннюю  систему  контроля  качества
   проводимых ими аудиторских проверок.  Требования,  предъявляемые к
   такой    системе,   регламентируются   общероссийскими   правилами
   (стандартами) аудиторской деятельности.
       Система проверки  качества  работы  индивидуальных аудиторов и
   аудиторских  организаций  внешними  проверяющими   устанавливается
   федеральным  органом,  который  может проводить такие проверки как
   своими силами,  так и делегировать право проведения таких проверок
   аккредитованным   профессиональным   аудиторским   объединениям  в
   отношении участников таких объединений.
       Уклонение от   проведения   внешней   проверки   качества  или
   непредставление  проверяющим   всей   необходимой   для   проверки
   документации   или   иной   требуемой   информации  может  служить
   основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской
   деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.
       В случае обнаружения в ходе проверки  качества  работы  фактов
   систематического  нарушения  аудитором аудиторской организации или
   индивидуальным  аудитором  при  проведении  аудиторской   проверки
   требований нормативных  правовых  актов  и  общероссийских  правил
   (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить
   о таких фактах федеральному органу. На виновных в таких нарушениях
   может быть наложено в установленном настоящим Федеральным  законом
   порядке   взыскание   вплоть  до  аннулирования  квалификационного
   аттестата   аудитора,   а   также   аннулирования   лицензии    на
   осуществление аудиторской деятельности индивидуального аудитора.

       Статья 13.  Аттестация  на  право  осуществления   аудиторской
   деятельности

       Под аттестацией    на    право    осуществления    аудиторской
   деятельности (далее именуется -  аттестация)  понимается  проверка
   квалификации   физических  лиц,  желающих  заниматься  аудиторской
   деятельностью,  с выдачей кандидатам,  успешно сдавшим необходимые
   квалификационные  экзамены,  единого документа - квалификационного
   аттестата аудитора установленного образца.
       Порядок проведения    аттестации    на   право   осуществления
   аудиторской деятельности,  требования к  кандидатам  на  получение
   квалификационного аттестата,  перечень профильных специальностей и
   документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации,
   количество  и  типы  аттестатов,  сроки  и  условия  их  действия,
   программы  квалификационных   экзаменов   и   порядок   их   сдачи
   определяются федеральным органом.

       Статья 14. Основания и порядок аннулирования квалификационного
   аттестата аудитора

       1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется только  при
   наличии следующих оснований:
       а) установления   факта   получения   аттестата   аудитора   с
   использованием  подложных  документов,  необходимых  для допуска к
   аттестации,  или установления факта содействия  использованию  его
   аттестата другим лицом;
       б) вступления    в    законную    силу     приговора     суда,
   предусматривающего   наказание   в  виде  лишения  права  занимать
   определенные  должности  или   заниматься   определенными   видами
   деятельности;
       в) установления того факта,  что в течение двух лет после  дня
   получения  квалификационного  аттестата  аудитора лицо,  прошедшее
   аттестацию, не приступило к практической аудиторской деятельности;
       г) установления  в  ходе внешних проверок качества аудита того
   факта,  что  данный  специалист  систематически  нарушал  в   ходе
   осуществления  аудита  требования  нормативных  правовых  актов  и
   общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности;
       д) установления   факта,   что   данный   специалист  подписал
   аудиторское  заключение,  признанное   в   установленном   порядке
   заведомо ложным;
       е) нарушения установленных федеральным органом требований;
       ж) несоблюдения   требований   статей   4   и   8   настоящего
   Федерального закона.
       2. Решение   об   аннулировании   квалификационного  аттестата
   аудитора принимается федеральным органом. Решение об аннулировании
   квалификационного  аттестата аудитора вступает в силу немедленно и
   подлежит   опубликованию   в   средствах   массовой    информации,
   определяемых федеральным органом.
       3. В месячный срок  со  дня  вручения  лицу,  квалификационный
   аттестат     которого     был     аннулирован,    соответствующего
   мотивированного  решения  указанное  лицо  вправе  обжаловать  это
   решение в судебном порядке.
       4. Федеральный орган вправе устанавливать  минимальные  сроки,
   ранее   которых   лицо,  квалификационный  аттестат  которого  был
   аннулирован,  не может повторно на общих основаниях  обращаться  с
   заявлением   о   получении   аттестата   на   право  осуществления
   аудиторской деятельности.

       Статья 15. Лицензирование аудиторской деятельности

       Лицензирование аудиторской   деятельности   осуществляется   в
   соответствии    с   законодательством   Российской   Федерации   о
   лицензировании.
       Если в  соответствии  с законодательством Российской Федерации
   оказание  отдельных  видов  сопутствующих  аудиту  услуг   требует
   получения  соответствующей  лицензии,  аудиторские  организации  и
   индивидуальные аудиторы  не  вправе  оказывать  такие  услуги  без
   получения требуемой лицензии.

       Статья 16.  Федеральный  орган  государственного регулирования
   аудиторской деятельности

       Функции федерального  органа  государственного   регулирования
   аудиторской    деятельности    осуществляет    федеральный   орган
   исполнительной  власти,  определяемый  Правительством   Российской
   Федерации. Положение о федеральном органе утверждает Правительство
   Российской Федерации.
       Основными функциями  федерального  органа  являются  издание в
   пределах   своей   компетенции   нормативных    правовых    актов,
   регулирующих аудиторскую деятельность,  утверждение общероссийских
   правил (стандартов) аудиторской деятельности,  организация системы
   аттестации   аудиторов   в  Российской  Федерации,  лицензирование
   аудиторской деятельности,  определение объема и разработка порядка
   предоставления   федеральному   органу  отчетности  индивидуальных
   аудиторов и аудиторских организаций,  организация системы контроля
   качества  работы  аудиторских  организаций  внешними проверяющими,
   аккредитация  профессиональных  аудиторских  объединений,  ведение
   государственных  реестров аттестованных аудиторов,  индивидуальных
   аудиторов  и  аудиторских  организаций,  а  также  аккредитованных
   профессиональных аудиторских объединений.

       Статья 17.  Совет  по аудиторской деятельности при федеральном
   органе государственного регулирования аудиторской деятельности

       В целях  учета  мнения   профессиональных   участников   рынка
   аудиторской  деятельности  федеральным  органом создается совет по
   аудиторских  услуг  при  этом  органе.  Положение  о   совете   по
   аудиторской  деятельности  утверждается руководителем федерального
   органа.
       Совет по   аудиторской   деятельности   принимает   участие  в
   подготовке, предварительном рассмотрении основных проектов решений
   федерального   органа  в  соответствии  с  перечнем,  определяемым
   федеральным  органом,  а  также  осуществляет  другие  функции   в
   соответствии с Положением о совете по аудиторской деятельности.
       Члены совета   по   аудиторской   деятельности    утверждаются
   руководителем федерального органа по представлению аккредитованных
   профессиональных  аудиторских  объединений,  федеральных   органов
   исполнительной   власти,  научных  организаций  и  высших  учебных
   заведений.  В состав совета включаются  представители  федеральных
   органов   исполнительной   власти,   в   чью   компетенцию  входит
   регулирование    профессиональной    деятельности     организаций,
   подлежащих обязательному аудиту.
       Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских
   объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять
   не менее 51 процента от общего состава совета.

       Статья 18.   Аккредитованные   профессиональные    аудиторские
   объединения

       Аккредитованным профессиональным    аудиторским   объединением
   именуется   объединение   аудиторов,   индивидуальных   аудиторов,
   аудиторских   организаций,   объединений   (ассоциаций,   союзов),
   созданное в соответствии с законодательством Российской  Федерации
   для  обеспечения  условий  аудиторской  деятельности своих членов,
   соблюдения правил профессиональной деятельности и профессиональной
   этики,  защиты  интересов аудиторских организаций и индивидуальных
   аудиторов,    являющихся    членами    объединения,    получившего
   аккредитацию в федеральном органе.
       Для целей настоящего Федерального закона под  аккредитацией  в
   федеральном  органе понимается официальное признание и регистрация
   этим органом профессиональных объединений.
       Порядок получения  аккредитации,  отказа  в  выдаче  и  отзыва
   аккредитации, права и обязанности аккредитованных профессиональных
   аудиторских объединений определяются федеральным органом.
       Каждый индивидуальный   аудитор    может    являться    членом
   аккредитованного   профессионального   аудиторского   объединения,
   уставные   документы   которого   предусматривают   индивидуальное
   членство.  Каждая  аудиторская организация является членом хотя бы
   одного     аккредитованного     профессионального     аудиторского
   объединения,  уставные документы которого предусматривают членство
   аудиторских организаций.
       Аккредитованные профессиональные    аудиторские    объединения
   обязаны     обеспечивать     выполнение     участниками     правил
   профессиональной  этики аудитора и требований нормативных правовых
   актов,  регулирующих аудиторскую  деятельность,  и  общероссийских
   правил (стандартов) аудиторской деятельности.
       Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют
   право  проводить  проверки качества работы аудиторских организаций
   или индивидуальных аудиторов,  являющихся их  членами,  по  итогам
   проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и
   обращаться в федеральный орган  с  мотивированным  ходатайством  о
   наложении взыскания на таких лиц,  устанавливать исключительно для
   своих членов обязательные правила  осуществления  ими  аудиторской
   деятельности,  при условии,  что такие правила не могут вступать в
   противоречие  или  быть  ниже  требований  общероссийских   правил
   (стандартов) аудиторской деятельности.
       При аннулировании  лицензии   на   осуществление   аудиторской
   деятельности аудиторской организации или индивидуального  аудитора
   такая  аудиторская  организация  или  такой индивидуальный аудитор
   исключается  из  состава  всех  аккредитованных   профессиональных
   аудиторских объединений, без права повторного вступления как в эти
   аккредитованные  объединения,  так  и  в  другие   аккредитованные
   объединения на срок, установленный федеральным органом.

       Статья 19.    Ответственность    индивидуальных     аудиторов,
   аудиторских организаций и аудируемых лиц

       1. Нарушение   аудиторской   организацией  или  индивидуальным
   аудитором  одного  из  требований,  установленных  частью  восьмой
   статьи 1, статьями 4, 5 и 8 настоящего Федерального закона, влечет
   за собой:
       а) приостановление    действия   лицензии   на   осуществление
   аудиторской деятельности на срок до шести месяцев;
       б) аннулирование   лицензии   на   осуществление   аудиторской
   деятельности;
       в) взыскание  в  соответствии  с  законодательством Российской
   Федерации  в  полном  объеме  доходов,  полученных  в   результате
   незаконной   деятельности   в   доход  федерального  бюджета  (при
   нарушении части восьмой статьи 1 настоящего Федерального закона).
       Ответственность, предусмотренная  пунктом  "а", применяется по
   решению   руководителя   федерального   органа,   ответственность,
   предусмотренная пунктами "б" и "в",  - на основании  решения  суда
   (арбитражного суда) по искам, предъявляемым федеральным органом.
       2. Уклонение  организации,  подлежащей обязательному аудиту от
   его проведения,  либо препятствование  его  проведению  влечет  за
   собой  взыскание в доход федерального бюджета на основании решения
   суда  (арбитражного  суда)  по  искам,  предъявляемым  федеральным
   органом:
       штрафа с  организации  в  сумме  от   100-   до   500-кратного
   минимального  размера  оплаты  труда,  установленного  федеральным
   законом;
       штрафа с руководителя (руководителей) организации в  сумме  от
   50-   до   100-кратного   минимального   размера   оплаты   труда,
   установленного федеральным законом.
       3. Осуществление аудиторской организацией  или  индивидуальным
   аудитором  аудита  без  получения в установленном порядке лицензии
   влечет за собой взыскание с указанных  лиц  на  основании  решения
   суда  (арбитражного  суда)  по  искам,  предъявляемым  федеральным
   органом:
       полученных в  результате  незаконной  деятельности доходов - в
   пользу  введенных  ими  в  заблуждение  аудируемых  организаций  в
   размерах понесенных этими аудируемыми организациями расходов;
       штрафа в  пределах  от  500-  до  1000-кратного   минимального
   размера оплаты труда,  установленного  федеральным  законом,  -  в
   доход федерального бюджета.
       Федеральный орган  вправе обратиться в арбитражный суд с иском
   о ликвидации указанной аудиторской организации.
       4. В  случаях,  предусмотренных  частью  четвертой  статьи  12
   настоящего  Федерального  закона  и  приведшим   к   убыткам   для
   государства  или  для  аудируемых лиц,  с индивидуального аудитора
   (аудиторской организации) могут быть взысканы на основании решения
   суда  (арбитражного  суда)  по  иску,  предъявляемому  федеральным
   органом:
       понесенные убытки в полном объеме;
       расходы на   проведение   повторной    аудиторской    проверки
   (перепроверки) аудируемых лиц;
       штраф, зачисляемый в доход федерального  бюджета  в  сумме  до
   100-кратного  минимального  размера  оплаты труда,  установленного
   федеральным законом с  индивидуального  аудитора,  и  от  100-  до
   500-кратного  минимального  размера  оплаты труда,  установленного
   федеральным законом, - с аудиторской организации.
       5. В  случае  использования своих полномочий в целях получения
   для себя и аудируемых лиц незаконных  выгод  и  преимуществ  и/или
   нанесения   существенного   вреда   правам  и  интересам  граждан,
   организаций и государства индивидуальные аудиторы  привлекаются  к
   уголовной   ответственности  в  соответствии  с  законодательством
   Российской Федерации.

       Статья 20. Порядок вступления настоящего Федерального закона в
   силу

       1. Настоящий  Федеральный  закон  вступает  в  силу со дня его
   официального опубликования.
       2. Квалификационные    аттестаты    аудитора,    выданные    в
   установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального
   закона,  сохраняют  свое  действие до окончания предусмотренного в
   них срока,  после чего  они  могут  быть  обменены  на  аттестаты,
   предусмотренные   настоящим   Федеральным   законом,   в  порядке,
   определяемом Правительством Российской Федерации.
       3. Лицензии   на   осуществление   аудиторской   деятельности,
   выданные в установленном порядке до вступления в  силу  настоящего
   Федерального   закона,   сохраняют   свое  действие  до  окончания
   предусмотренного в них срока,  после чего могут быть выданы  новые
   лицензии,      предусмотренные     в     порядке,     определяемом
   законодательством Российской Федерации о лицензировании.
       4. В  трехмесячный  срок  со  дня вступления в силу настоящего
   Федерального закона аудиторские организации должны  привести  свои
   учредительные   документы  и  кадровый  состав  в  соответствие  с
   требованиями,  установленными статьей 10  настоящего  Федерального
   закона.
       5. В трехмесячный срок со дня  вступления  в  силу  настоящего
   Федерального   закона   нормативные  правовые  акты  приводятся  в
   соответствие с настоящим Федеральным законом.

                                                            Президент
                                                 Российской Федерации






                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                     К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                     "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

       Проект  Федерального закона  "Об   аудиторской   деятельности"
   разработан  в  целях совершенствования законодательства Российской
   Федерации  в   области   аудита.   Законопроект   сохраняет   свою
   преемственность с "Временными правилами аудиторской деятельности в
   Российской Федерации",  утвержденными Указом Президента Российской
   Федерации   от   22   декабря  1993  г.  N  2263  "Об  аудиторской
   деятельности в Российской Федерации".
       Необходимость совершенствования   законодательства   в  части,
   касающейся аудиторской деятельности,  вызвана тем, что действующие
   "Временные   правила   аудиторской   деятельности   в   Российской
   Федерации",  сыграв важную роль в становлении аудита,  в настоящее
   время  не  отражают  в  полной  мере  практику  ведущих российских
   аудиторских   организаций,   опыта    осуществления    аудиторской
   деятельности  в  зарубежных  странах,  а  также  развития  системы
   рыночных отношений.
       Проект   Федерального  закона  согласован  с Минюстом   России
   (Э.Н. Реновым),  ФКЦБ  России  (Д.В.  Васильевым),  Комиссией   по
   аудиторской деятельности   при   Президенте  Российской  Федерации
   (Ю.А. Данилевским).
       У МНС    России    (Г.В. Бооса),     Мингосимущества    России
   (С.В. Моложавого)  и  Банка  России  (Т.В. Парамоновой)    имеются
   замечания,   которые   в  основном  учтены,  оставшиеся  замечания
   целесообразно более обстоятельно рассмотреть на этапе  прохождения
   федерального       закона       в       Государственной      Думе.
       Законопроект  содержит положения  о  независимости  аудиторов,
   правилах    (стандартах)    аудиторской    деятельности,   основах
   конфиденциальности  информации,   полученной   при   осуществлении
   аудита,  определении понятия аудиторской деятельности (аудита),  а
   также обязательном и инициативном аудите,  страховании гражданской
   ответственности,  основах  контроля качества работы,  аттестации и
   лицензировании    аудиторской    деятельности.     Государственное
   регулирование  аудиторской  деятельности предлагается возложить на
   федеральный  орган  государственного   регулирования   аудиторской
   деятельности, определяемый Правительством Российской Федерации.
       В соответствии  с  Федеральным   законом   "О   лицензировании
   отдельных  видов  деятельности"  от  25 сентября 1998 г.  N 158-ФЗ
   лицензирование аудиторской деятельности могут осуществлять  только
   федеральные органы государственной власти,  органы государственной
   власти  субъектов   Российской   Федерации   и   органы   местного
   самоуправления.   В   связи   с  этим  предусматривается  функции,
   закрепленные  за  центральными   аттестационно   -   лицензионными
   аудиторскими     комиссиями,    передать    федеральному    органу
   государственного регулирования аудиторской деятельности.
       Предполагается, что   при   определении   федерального  органа
   государственного    регулирования     аудиторской     деятельности
   Правительство  Российской Федерации будет исходить из существующей
   на сегодняшний день структуры федеральных органов.  Таким образом,
   реализация   данного  законопроекта  не  потребует  дополнительных
   средств, выделяемых из федерального бюджета.
       Проектом Федерального закона предусматривается создание совета
   по    аудиторской    деятельности    при    федеральном     органе
   государственного     регулирования    аудиторской    деятельности,
   большинство  членов  которого   должны   составлять   практикующие
   аудиторы.  Участвуя  в  деятельности  данного  совета,  они смогут
   активно  участвовать  в  подготовке  и  принятии  основополагающих
   решений по вопросам аудиторской деятельности. Кроме того, вводится
   институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.
   Такая  норма  также  направлена  на повышение участия практикующих
   аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности.
       В целом  законопроект  в  достаточной степени полно очерчивает
   область   регулирования   аудиторской   деятельности   и   создает
   необходимые условия для профессиональной деятельности аудиторов.
       Принятие законопроекта  позволит  увеличить  объем   налоговых
   поступлений   в   бюджеты   различных  уровней,  а  также  создать
   дополнительные рабочие места на аудиторском рынке страны.
       После вступления  в  силу  Федерального закона "Об аудиторской
   деятельности" необходимо принять Федеральный закон "О  страховании
   гражданской     ответственности    аудиторских    организаций    и
   индивидуальных аудиторов".






                                ТАБЛИЦА
               РАЗНОГЛАСИЙ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                     "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

   ----T-----------------------------T------------------------------¬
   ¦ N ¦  Предложения и замечания    ¦    Мотивировка отклонения    ¦
   ¦п/п¦                             ¦                              ¦
   +---+-----------------------------+------------------------------+
   ¦            Министерство государственного имущества             ¦
   ¦                      Российской Федерации                      ¦
   +---T-----------------------------T------------------------------+
   ¦1. ¦Считает целесообразным вклю- ¦Не принимается, т.к., указав в¦
   ¦   ¦чить в законопроект положение¦законе один из организационно ¦
   ¦   ¦об обязательном ежегодном    ¦- правовых форм предприятий,  ¦
   ¦   ¦аудите федеральных государст-¦подлежащих обязательной еже-  ¦
   ¦   ¦венных унитарных предприятий ¦годной аудиторской проверке,  ¦
   ¦   ¦                             ¦в целях полноты закона придет-¦
   ¦   ¦                             ¦ся излагать полный перечень   ¦
   ¦   ¦                             ¦таких предприятий. Это придаст¦
   ¦   ¦                             ¦закону излишне догматичный вид¦
   ¦   ¦                             ¦в части такого динамичного    ¦
   ¦   ¦                             ¦предмета, как определение     ¦
   ¦   ¦                             ¦перечня организаций, подлежа- ¦
   ¦   ¦                             ¦щих обязательной ежегодной    ¦
   ¦   ¦                             ¦аудиторской проверке          ¦
   +---+-----------------------------+------------------------------+
   ¦       Министерство налогов и сборов Российской Федерации       ¦
   +---T-----------------------------T------------------------------+
   ¦1. ¦Недостаточно четко в законо- ¦Не принимается, т.к. указанные¦
   ¦   ¦проекте урегулировано положе-¦замечания носят неконкретный  ¦
   ¦   ¦ние, раскрывающее основные   ¦характер                      ¦
   ¦   ¦права и обязанности аудиторов¦                              ¦
   ¦   ¦и аудируемых лиц             ¦                              ¦
   ¦   ¦                             ¦                              ¦
   ¦2. ¦Необходимо определить катего-¦Не принимается, т.к. этот     ¦
   ¦   ¦рии пользователей, которым в ¦вопрос является предметом     ¦
   ¦   ¦обязательном порядке предос- ¦соответствующего общероссийс- ¦
   ¦   ¦тавляется копия аудиторского ¦кого правила (стандарта) ауди-¦
   ¦   ¦заключения                   ¦торской деятельности, что в   ¦
   ¦   ¦                             ¦конечном итоге позволит в     ¦
   ¦   ¦                             ¦будущем более гибко подходить ¦
   ¦   ¦                             ¦к этому вопросу               ¦
   ¦   ¦                             ¦                              ¦
   ¦3. ¦Необходимо определить мини-  ¦На сегодняшний день это уже   ¦
   ¦   ¦мальный перечень обязательных¦определено в соответствующем  ¦
   ¦   ¦сведений, которые должны быть¦правиле (стандарте) аудиторс- ¦
   ¦   ¦отражены в аудиторском заклю-¦кой деятельности              ¦
   ¦   ¦чении, и контингент лиц, об- ¦                              ¦
   ¦   ¦ладающих исключительным пра- ¦                              ¦
   ¦   ¦вом его подписи              ¦                              ¦
   ¦   ¦                             ¦                              ¦
   ¦4. ¦Необходимо ввести понятие    ¦Это предложение рассматрива-  ¦
   ¦   ¦"аудиторской тайны"          ¦лось, но было отклонено       ¦
   ¦   ¦                             ¦                              ¦
   ¦5. ¦Необходимо определить ответ- ¦Ответственность установлена   ¦
   ¦   ¦ственность аттестованного    ¦в статьях 7 и 14 законопроекта¦
   ¦   ¦специалиста в составе ауди-  ¦                              ¦
   ¦   ¦торской организации          ¦                              ¦
   +---+-----------------------------+------------------------------+
   ¦             Центральный банк Российской Федерации              ¦
   +---T-----------------------------T------------------------------+
   ¦1. ¦Не решен вопрос об участии   ¦В соответствии с Федеральным  ¦
   ¦   ¦Банка России в процессе      ¦законом от 25 сентября 1998 г.¦
   ¦   ¦аттестации и лицензирования  ¦N 158-ФЗ "О лицензировании    ¦
   ¦   ¦банковского аудита           ¦отдельных видов деятельности" ¦
   ¦   ¦                             ¦лицензирование могут осущест- ¦
   ¦   ¦                             ¦влять только федеральные орга-¦
   ¦   ¦                             ¦ны государственной власти,    ¦
   ¦   ¦                             ¦органы государственной власти ¦
   ¦   ¦                             ¦субъектов Российской Федерации¦
   ¦   ¦                             ¦и органы местного самоуправле-¦
   ¦   ¦                             ¦ния.                          ¦
   ¦   ¦                             ¦Указом Президента Российской  ¦
   ¦   ¦                             ¦Федерации от 22 сентября      ¦
   ¦   ¦                             ¦1998 г. N 1142 "О структуре   ¦
   ¦   ¦                             ¦федеральных органов исполни-  ¦
   ¦   ¦                             ¦тельной власти" Центральный   ¦
   ¦   ¦                             ¦банк Российской Федерации к   ¦
   ¦   ¦                             ¦федеральным органам исполни-  ¦
   ¦   ¦                             ¦тельной власти не отнесен. В  ¦
   ¦   ¦                             ¦связи с этим полагаем, что ат-¦
   ¦   ¦                             ¦тестация и лицензирование ау- ¦
   ¦   ¦                             ¦диторской деятельности, вклю- ¦
   ¦   ¦                             ¦чая банковский аудит, должны  ¦
   ¦   ¦                             ¦осуществляться Министерством  ¦
   ¦   ¦                             ¦финансов Российской Федерации.¦
   ¦   ¦                             ¦Это позволит в перспективе    ¦
   ¦   ¦                             ¦приблизиться к международным  ¦
   ¦   ¦                             ¦нормам в части количества     ¦
   ¦   ¦                             ¦видов аудиторской деятельнос- ¦
   ¦   ¦                             ¦ти, обеспечит единое методоло-¦
   ¦   ¦                             ¦гическое и нормативное обеспе-¦
   ¦   ¦                             ¦чение аудиторской деятельнос- ¦
   ¦   ¦                             ¦ти, а также в связи с разделе-¦
   ¦   ¦                             ¦нием полномочий по лицензиро- ¦
   ¦   ¦                             ¦ванию банковской деятельности ¦
   ¦   ¦                             ¦и лицензированию банковского  ¦
   ¦   ¦                             ¦аудита будет способствовать в ¦
   ¦   ¦                             ¦определенной степени усилению ¦
   ¦   ¦                             ¦независимости аудиторских     ¦
   ¦   ¦                             ¦организаций, проводящих бан-  ¦
   ¦   ¦                             ¦ковский аудит.                ¦
   ¦   ¦                             ¦При этом участие представите- ¦
   ¦   ¦                             ¦лей Банка России в Совете по  ¦
   ¦   ¦                             ¦аудиторской деятельности при  ¦
   ¦   ¦                             ¦федеральном органе позволит   ¦
   ¦   ¦                             ¦им участвовать в подготовке   ¦
   ¦   ¦                             ¦ключевых решений и в опреде-  ¦
   ¦   ¦                             ¦ленной степени влиять на регу-¦
   ¦   ¦                             ¦лирование банковского аудита  ¦
   L---+-----------------------------+-------------------------------



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz