ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2000 г. N ГКПИ 2000-176
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Михайлова Ю.М. и государственного унитарного предприятия
"Дезинфекция на Кавказских Минеральных Водах" о признании
недействительным второго предложения абзаца 2 подпункта "у" пункта
12 Инструкции Государственной налоговой службы Российской
Федерации от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога
на добавленную стоимость" и пункта 16 Разъяснений Государственной
налоговой службы Российской Федерации от 23.09.1993 N ВЗ-4-05/150н
"По вопросам, связанным с применением налогового законодательства
по налогу на добавленную стоимость",
установил:
23.09.1993 Государственной налоговой службой Российской
Федерации были приняты Разъяснения N ВЗ-4-05/150н "По вопросам,
связанным с применением налогового законодательства по налогу на
добавленную стоимость" (далее - Разъяснения).
Пунктом 16 Разъяснений предусмотрено, что платные услуги,
оказываемые санитарно - эпидемиологическими учреждениями для
населения (по месту жительства, работы, отдыха), а также по
договорам, заявкам предприятий по защите от переносчиков
инфекционных заболеваний (дезинфекция, дезинсекция, дератизация и
т.п.), облагаются налогом на добавленную стоимость в
общеустановленном порядке.
Согласно второму предложению абзаца 2 подпункта "у" пункта 12
Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации
от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость" (далее - Инструкция) ветеринарные и
санитарно - эпидемиологические услуги от налога на добавленную
стоимость не освобождаются.
Михайлов Ю.М. и государственное унитарное предприятие
"Дезинфекция на Кавказских Минеральных Водах" обратились в
Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании
недействительными вышеприведенных положений Разъяснений и
Инструкции, ссылаясь на их несоответствие подпункту "у" пункта 1
статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную
стоимость". Заявители ссылались на то, что услуги по защите
здоровья и охране окружающей среды, оказываемые населению
организациями, входящими в систему Госсанэпидслужбы Российской
Федерации, а именно дезинфекция, дератизация и дезинсекция,
являются платными медицинскими услугами, которые должны
освобождаться от налога на добавленную стоимость. Между тем
оспариваемые правовые акты неправомерно возлагают на юридических и
физических лиц обязанность по уплате налога на добавленную
стоимость при оказании им вышеназванных услуг организациями
государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской
Федерации.
Представители Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам Муравьева И.Е. и Кулагин А.Б., Министерства финансов
Российской Федерации Рассказова О.Т. и Шилина В.В., Министерства
юстиции Российской Федерации Богданова В.В. с доводами жалобы не
согласились, ссылаясь на то, что оспариваемые заявителями
положения правового акта соответствуют действующему федеральному
законодательству.
Представитель Министерства здравоохранения Российской
Федерации Лыткин Б.Г. пояснил суду, что в систему организаций
Госсанэпидслужбы России, подчиненных Минздраву России, входят
государственные дезинфекционные предприятия, на которые возложено
проведение дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных
работ (услуг). Эти работы (услуги) включены в Перечень платных
медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями
Госсанэпидслужбы России.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле,
изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей жалобу
удовлетворить частично, Верховный Суд Российской Федерации
находит, что жалоба заявителей подлежит частичному удовлетворению
по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (Перечень
товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога) от налога на
добавленную стоимость освобождаются платные медицинские услуги для
населения.
Суд полагает, что к числу таких медицинских услуг относятся и
услуги по дезинфекции, дератизации и дезинсекции, оказываемые
населению организациями государственной санитарно -
эпидемиологической службы Российской Федерации. Данный вывод суда
основан на положениях действующего законодательства.
Так, согласно п. 7 ст. 46 Федерального закона "О санитарно -
эпидемиологическом благополучии населения" структура
государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской
Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления ее
деятельности, порядок назначения руководителей органов и
учреждений указанной службы устанавливаются Положением о
государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской
Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Положения о государственной санитарно -
эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998
N 680, государственная санитарно - эпидемиологическая служба
Российской Федерации входит в систему Министерства здравоохранения
Российской Федерации и объединяет органы и организации,
действующие в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического
благополучия населения.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона "О санитарно -
эпидемиологическом благополучии населения" финансирование
государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской
Федерации осуществляется в числе других и за счет средств,
поступающих за выполнение работ и оказание услуг учреждениями
государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской
Федерации по договорам с гражданами, индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами.
Данная правовая норма конкретизирована в подпункте 4 пункта 16
Положения о государственной санитарно - эпидемиологической службе
Российской Федерации, в котором указано, что источниками
финансирования организаций службы могут быть внебюджетные
средства, в том числе средства от выполнения организациями службы
платных медицинских работ (оказания услуг) по договорам с
хозяйствующими субъектами и населением. Перечень платных
медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями
службы в соответствии с их компетенцией, утверждается
Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Реализуя поручение Правительства Российской Федерации,
Министерство здравоохранения Российской Федерации 31.12.99 издало
Приказ N 474 "О Перечне платных медицинских работ (услуг), которые
могут выполняться учреждениями государственной санитарно -
эпидемиологической службы Российской Федерации". Данный Приказ
08.02.2000 был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской
Федерации и официально опубликован в установленном порядке.
В пункт 6 Перечня платных медицинских работ (услуг) включены
дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы (услуги)
по заявкам граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических
лиц.
Следовательно, оказываемые населению платные услуги по
дезинфекции, дезинсекции и дератизации являются медицинскими
услугами, которые должны освобождаться от налога на добавленную
стоимость.
Данный вывод подтверждается и "Общероссийским классификатором
услуг населению", утвержденным Постановлением Госстандарта
Российской Федерации N 163 от 28.06.1993, в редакции от
05.03.1999, в котором услуги по проведению дезинфекции,
дератизации и дезинфекции включены в подгруппу "Медицинские
услуги".
Между тем оспариваемые заявителями положения нормативных актов
вводят не предусмотренные законом ограничения на использование
льготы по налогу на добавленную стоимость при оказании
организациями государственной санитарно - эпидемиологической
службы Российской Федерации платных услуг населению по
дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Вследствие этого на
граждан, заказавших такие услуги, неправомерно возлагается
обязанность по уплате в бюджет сумм налога, который по закону они
платить не обязаны.
При таких обстоятельствах эти положения нормативных актов в
части, не соответствующей подпункту "у" пункта 1 статьи 5 Закона
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", должны
быть признаны недействительными.
При этом суд учитывает, что к числу "санитарно -
эпидемиологических услуг", указанных во втором предложении абзаца
2 подпункта "у" пункта 12 Инструкции, Министерство по налогам и
сборам Российской Федерации и Министерство финансов Российской
Федерации относят в том числе и оказываемые населению
организациями государственной санитарно - эпидемиологической
службы Российской Федерации платные услуги по дезинфекции,
дезинсекции и дератизации.
В то же время суд не может согласиться с жалобой заявителей о
том, что от налога на добавленную стоимость должны освобождаться и
ветеринарные услуги, поскольку такого положения в Законе
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не
содержится.
С доводами Министерства по налогам и сборам Российской
Федерации о том, что дезинфекция, дезинсекция и дератизация не
могут быть освобождены от налога на добавленную стоимость,
поскольку они являются работами, а не услугами, суд согласиться не
может.
Согласно пункту 4 статьи 38 Налогового кодекса Российской
Федерации работой для целей налогообложения признается
деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и
могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации
и (или) физических лиц. Результаты деятельности по дезинфекции,
дезинсекции и дератизации материального выражения не имеют.
Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Михайлова Ю.М. и государственного унитарного
предприятия "Дезинфекция на Кавказских Минеральных Водах"
удовлетворить частично.
Признать недействительным (незаконным) второе предложение
абзаца 2 подпункта "у" пункта 12 Инструкции Государственной
налоговой службы Российской Федерации от 11.10.1995 N 39 "О
порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в
части слов: "и санитарно - эпидемиологические".
Признать недействительным (незаконным) пункт 16 Разъяснений
Государственной налоговой службы Российской Федерации от
23.09.1993 N ВЗ-4-05/150н "По вопросам, связанным с применением
налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость" -
в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
|