Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 04.04.2000 N ГКПИ 2000-176 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ВТОРОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ АБЗАЦА 2 ПОДПУНКТА "У" ПУНКТА 12 ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ ОТ 11.10.1995 N 39 И ПУНКТА 16 РАЗЪЯСНЕНИЙ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РФ ОТ 23.09.1993 N ВЗ-4-05/150Н

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                  от 4 апреля 2000 г. N ГКПИ 2000-176

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:

       председательствующего                            Зайцева В.Ю.,
       при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
       с участием прокурора                           Федотовой А.В.,

       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобе  Михайлова  Ю.М.  и государственного унитарного предприятия
   "Дезинфекция   на   Кавказских   Минеральных   Водах"  о признании
   недействительным второго предложения абзаца 2 подпункта "у" пункта
   12   Инструкции   Государственной   налоговой   службы  Российской
   Федерации от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога
   на  добавленную стоимость" и пункта 16 Разъяснений Государственной
   налоговой службы Российской Федерации от 23.09.1993 N ВЗ-4-05/150н
   "По вопросам,  связанным с применением налогового законодательства
   по налогу на добавленную стоимость",

                               установил:

       23.09.1993  Государственной   налоговой   службой   Российской
   Федерации  были  приняты  Разъяснения N ВЗ-4-05/150н "По вопросам,
   связанным  с применением  налогового законодательства по налогу на
   добавленную стоимость" (далее - Разъяснения).
       Пунктом  16  Разъяснений  предусмотрено,  что  платные услуги,
   оказываемые   санитарно   - эпидемиологическими  учреждениями  для
   населения  (по  месту  жительства,  работы,  отдыха),  а  также по
   договорам,   заявкам   предприятий   по   защите  от  переносчиков
   инфекционных заболеваний (дезинфекция,  дезинсекция, дератизация и
   т.п.),    облагаются    налогом   на   добавленную   стоимость   в
   общеустановленном порядке.
       Согласно  второму предложению абзаца 2 подпункта "у" пункта 12
   Инструкции  Государственной  налоговой службы Российской Федерации
   от  11.10.1995 N 39  "О  порядке  исчисления  и уплаты  налога  на
   добавленную   стоимость"   (далее   - Инструкция)  ветеринарные  и
   санитарно  - эпидемиологические  услуги  от  налога на добавленную
   стоимость не освобождаются.
       Михайлов   Ю.М.   и   государственное   унитарное  предприятие
   "Дезинфекция   на   Кавказских  Минеральных  Водах"  обратились  в
   Верховный   Суд   Российской   Федерации   с  жалобой  о признании
   недействительными    вышеприведенных   положений   Разъяснений   и
   Инструкции,  ссылаясь  на их несоответствие подпункту "у" пункта 1
   статьи  5 Закона  Российской  Федерации  "О  налоге на добавленную
   стоимость".  Заявители  ссылались  на  то,  что  услуги  по защите
   здоровья   и  охране   окружающей  среды,   оказываемые  населению
   организациями,  входящими  в систему  Госсанэпидслужбы  Российской
   Федерации,   а  именно  дезинфекция,   дератизация  и дезинсекция,
   являются   платными   медицинскими   услугами,    которые   должны
   освобождаться  от  налога  на  добавленную  стоимость.  Между  тем
   оспариваемые правовые акты неправомерно возлагают на юридических и
   физических   лиц  обязанность  по  уплате  налога  на  добавленную
   стоимость   при  оказании  им  вышеназванных  услуг  организациями
   государственной  санитарно  - эпидемиологической службы Российской
   Федерации.
       Представители  Министерства  Российской Федерации по налогам и
   сборам  Муравьева  И.Е.  и  Кулагин  А.Б.,  Министерства  финансов
   Российской Федерации Рассказова О.Т.  и Шилина В.В.,  Министерства
   юстиции  Российской Федерации Богданова В.В.  с доводами жалобы не
   согласились,   ссылаясь   на  то,   что  оспариваемые  заявителями
   положения  правового  акта соответствуют действующему федеральному
   законодательству.
       Представитель    Министерства    здравоохранения    Российской
   Федерации  Лыткин  Б.Г.  пояснил  суду,  что в систему организаций
   Госсанэпидслужбы  России,  подчиненных  Минздраву  России,  входят
   государственные дезинфекционные предприятия,  на которые возложено
   проведение   дезинфекционных,   дератизационных  и дезинсекционных
   работ  (услуг).  Эти  работы  (услуги) включены в Перечень платных
   медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями
   Госсанэпидслужбы России.
       Заслушав  объяснения  представителей лиц,  участвующих в деле,
   изучив  материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной
   прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей жалобу
   удовлетворить   частично,   Верховный   Суд  Российской  Федерации
   находит,  что жалоба заявителей подлежит частичному удовлетворению
   по следующим основаниям.
       В  соответствии  с подпунктом  "у"  пункта  1 статьи  5 Закона
   Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (Перечень
   товаров  (работ,  услуг),  освобождаемых  от  налога) от налога на
   добавленную стоимость освобождаются платные медицинские услуги для
   населения.
       Суд полагает,  что к числу таких медицинских услуг относятся и
   услуги  по  дезинфекции,  дератизации  и дезинсекции,  оказываемые
   населению     организациями     государственной     санитарно    -
   эпидемиологической службы Российской Федерации.  Данный вывод суда
   основан на положениях действующего законодательства.
       Так, согласно п.  7 ст.  46 Федерального закона "О санитарно -
   эпидемиологическом     благополучии      населения"      структура
   государственной  санитарно  - эпидемиологической службы Российской
   Федерации,  ее   задачи,   функции,   порядок   осуществления   ее
   деятельности,   порядок   назначения   руководителей   органов   и
   учреждений   указанной   службы   устанавливаются   Положением   о
   государственной  санитарно  - эпидемиологической службе Российской
   Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
       В   силу  пункта  1 Положения  о государственной  санитарно  -
   эпидемиологической  службе  Российской  Федерации,   утвержденного
   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от 30.06.1998
   N  680,   государственная  санитарно  - эпидемиологическая  служба
   Российской Федерации входит в систему Министерства здравоохранения
   Российской    Федерации   и  объединяет   органы   и  организации,
   действующие  в целях  обеспечения  санитарно - эпидемиологического
   благополучия населения.
       В  соответствии  со ст.  47 Федерального закона "О санитарно -
   эпидемиологическом    благополучии    населения"    финансирование
   государственной  санитарно  - эпидемиологической службы Российской
   Федерации   осуществляется   в числе  других  и за  счет  средств,
   поступающих  за  выполнение  работ  и оказание  услуг учреждениями
   государственной  санитарно  - эпидемиологической службы Российской
   Федерации    по    договорам    с   гражданами,    индивидуальными
   предпринимателями и юридическими лицами.
       Данная правовая норма конкретизирована в подпункте 4 пункта 16
   Положения  о государственной санитарно - эпидемиологической службе
   Российской   Федерации,   в   котором  указано,   что  источниками
   финансирования   организаций   службы   могут   быть  внебюджетные
   средства,  в том числе средства от выполнения организациями службы
   платных   медицинских   работ  (оказания  услуг)  по  договорам  с
   хозяйствующими   субъектами   и  населением.    Перечень   платных
   медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями
   службы    в   соответствии   с  их   компетенцией,    утверждается
   Министерством здравоохранения Российской Федерации.
       Реализуя   поручение   Правительства   Российской   Федерации,
   Министерство  здравоохранения Российской Федерации 31.12.99 издало
   Приказ N 474 "О Перечне платных медицинских работ (услуг), которые
   могут   выполняться   учреждениями   государственной  санитарно  -
   эпидемиологической  службы  Российской  Федерации".  Данный Приказ
   08.02.2000  был  зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской
   Федерации и официально опубликован в установленном порядке.
       В  пункт  6 Перечня платных медицинских работ (услуг) включены
   дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы (услуги)
   по заявкам граждан,  индивидуальных предпринимателей и юридических
   лиц.
       Следовательно,   оказываемые   населению   платные  услуги  по
   дезинфекции,   дезинсекции   и дератизации  являются  медицинскими
   услугами,  которые  должны  освобождаться от налога на добавленную
   стоимость.
       Данный  вывод подтверждается и "Общероссийским классификатором
   услуг   населению",   утвержденным   Постановлением   Госстандарта
   Российской   Федерации   N  163  от  28.06.1993,   в  редакции  от
   05.03.1999,   в   котором   услуги   по   проведению  дезинфекции,
   дератизации   и  дезинфекции   включены  в подгруппу  "Медицинские
   услуги".
       Между тем оспариваемые заявителями положения нормативных актов
   вводят  не  предусмотренные  законом  ограничения на использование
   льготы   по   налогу   на   добавленную   стоимость  при  оказании
   организациями   государственной   санитарно   - эпидемиологической
   службы   Российской   Федерации   платных   услуг   населению   по
   дезинфекции,   дезинсекции  и дератизации.   Вследствие  этого  на
   граждан,   заказавших   такие  услуги,   неправомерно  возлагается
   обязанность по уплате в бюджет сумм налога,  который по закону они
   платить не обязаны.
       При  таких  обстоятельствах  эти положения нормативных актов в
   части, не  соответствующей  подпункту "у" пункта 1 статьи 5 Закона
   Российской Федерации  "О  налоге на добавленную стоимость", должны
   быть признаны недействительными.
       При   этом   суд   учитывает,   что   к  числу   "санитарно  -
   эпидемиологических услуг",  указанных во втором предложении абзаца
   2  подпункта  "у" пункта 12 Инструкции,  Министерство по налогам и
   сборам  Российской  Федерации  и Министерство  финансов Российской
   Федерации    относят   в  том   числе   и  оказываемые   населению
   организациями   государственной   санитарно   - эпидемиологической
   службы   Российской   Федерации  платные  услуги  по  дезинфекции,
   дезинсекции и дератизации.
       В  то же время суд не может согласиться с жалобой заявителей о
   том, что от налога на добавленную стоимость должны освобождаться и
   ветеринарные   услуги,   поскольку   такого   положения   в Законе
   Российской  Федерации  "О  налоге  на  добавленную  стоимость"  не
   содержится.
       С   доводами   Министерства  по  налогам  и сборам  Российской
   Федерации  о том,  что  дезинфекция,  дезинсекция и дератизация не
   могут   быть  освобождены  от  налога  на  добавленную  стоимость,
   поскольку они являются работами, а не услугами, суд согласиться не
   может.
       Согласно  пункту  4 статьи  38  Налогового  кодекса Российской
   Федерации    работой    для   целей   налогообложения   признается
   деятельность,  результаты  которой  имеют материальное выражение и
   могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации
   и  (или)  физических лиц.  Результаты деятельности по дезинфекции,
   дезинсекции и дератизации материального выражения не имеют.
       Руководствуясь ст.  191 - 197,  231,  232,  239.7 Гражданского
   процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                                 решил:

       жалобу   Михайлова   Ю.М.    и   государственного   унитарного
   предприятия   "Дезинфекция   на   Кавказских   Минеральных  Водах"
   удовлетворить частично.
       Признать   недействительным  (незаконным)  второе  предложение
   абзаца   2 подпункта  "у"  пункта  12  Инструкции  Государственной
   налоговой  службы  Российской  Федерации  от  11.10.1995  N 39  "О
   порядке  исчисления  и уплаты  налога  на добавленную стоимость" в
   части слов: "и санитарно - эпидемиологические".
       Признать  недействительным  (незаконным)  пункт 16 Разъяснений
   Государственной   налоговой   службы   Российской   Федерации   от
   23.09.1993  N ВЗ-4-05/150н  "По вопросам,  связанным с применением
   налогового  законодательства по налогу на добавленную стоимость" -
   в полном объеме.
       Решение   может   быть   обжаловано   в Кассационную  коллегию
   Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz