Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ 521800 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ ИСКУССТВА). СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) БАКАЛАВР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ (УТВ. МИНОБРАЗОВАНИЕМ РФ 17.03.2000)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                             Утверждаю
                                                           Заместитель
                                                  Министра образования
                                                  Российской Федерации
                                                          В.Д.ШАДРИКОВ
                                                    17 марта 2000 года
   
                                                 Номер государственной
                                                           регистрации
                                                             310гум/сп
   
                                                              Вводится
                                                 с момента утверждения
   
               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                                   
       НАПРАВЛЕНИЕ 521800 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЯ ИСКУССТВА)
                                   
          СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
   
                  1. Общая характеристика направления
             521800 - Искусствоведение (история искусства)
   
       1.1.  Направление утверждено Приказом Министерства  образования
   Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
       1.2.    Степень    (квалификация)   выпускника    -    бакалавр
   искусствоведения.
       Нормативный  срок  освоения основной образовательной  программы
   подготовки  бакалавра  по  направлению  521800  -  Искусствоведение
   (история искусства) при очной форме обучения - 4 года.
       1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
       1.3.1.    Основными   сферами   профессиональной   деятельности
   бакалавра искусствоведения являются:
       исследовательская (работа в музеях, НИИ, библиотеках, архивах);
       образовательная (работа в средних и средних специальных учебных
   заведениях, гимназиях и лицеях);
       культурно-просветительская (работа в организациях и учреждениях
   культуры);
       экспертно-аналитическая  (работа  в  художественных   галереях,
   общественных и государственных организациях);
       организационно-управленческая      (работа      в       органах
   государственного    управления,    местного,    регионального     и
   республиканского самоуправления).
       1.3.2.  Основные  виды профессиональной деятельности  бакалавра
   искусствоведения  связаны с работой в качестве научного  работника,
   преподавателя, сотрудника музеев, библиотек, архивов,  консультанта
   и эксперта.
       1.4. Возможности продолжения образования:
       Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
       -  в  магистратуре  по  направлению 521800  -  Искусствоведение
   (история искусства);
       -   освоению   в  сокращенные  сроки  основных  образовательных
   программ по специальности 020900 - Искусствоведение.
   
             2. Требования к уровню подготовки абитуриента
   
       2.1.  Предшествующий уровень образования абитуриента -  среднее
   (полное) общее образование.
       2.2.  Абитуриент должен иметь документ государственного образца
   о  среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном
   образовании,  или  начальном профессиональном образовании,  если  в
   нем  есть  запись  о  получении  предъявителем  среднего  (полного)
   общего образования, или высшего профессионального образования.
   
            3. Общие требования к основной образовательной
        программе подготовки бакалавра по направлению 521800 -
                 Искусствоведение (история искусства)
   
       3.1.  Основная  образовательная программа подготовки  бакалавра
   разрабатывается    на    основании   настоящего    государственного
   образовательного  стандарта  и  включает  в  себя   учебный   план,
   программы  учебных дисциплин, программы учебных и  производственных
   практик.
       3.2.  Требования  к обязательному минимуму содержания  основной
   образовательной  программы  подготовки  бакалавра,  к  условиям  ее
   реализации   и   срокам   ее   освоения   определяются    настоящим
   государственным образовательным стандартом.
       3.3.  Основная  образовательная программа подготовки  бакалавра
   формируется   из   дисциплин  федерального  компонента,   дисциплин
   национально-регионального  (вузовского)  компонента,  дисциплин  по
   выбору  студента,  а также факультативных дисциплин.  Дисциплины  и
   курсы  по  выбору  студента  в  каждом цикле  должны  содержательно
   дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
       3.4.  Основная  образовательная программа подготовки  бакалавра
   должна   предусматривать   изучение  студентом   следующих   циклов
   дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
       цикл   ГСЭ   -  общие  гуманитарные  и  социально-экономические
   дисциплины;
       цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
       цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
       цикл СД - специальные дисциплины;
       ФТД - факультативы.
       3.5.  Содержание национально-регионального компонента  основной
   образовательной программы подготовки бакалавра должно  обеспечивать
   подготовку    выпускника   в   соответствии   с    квалификационной
   характеристикой,     установленной    настоящим     государственным
   образовательным стандартом.
   
           4. Требования к обязательному минимуму содержания
        основной образовательной программы подготовки бакалавра
     по направлению 521800 - Искусствоведение (история искусства)
   
   ---------T-------------------------------------------------T-----¬
   ¦ Индекс ¦  Наименование дисциплин и их основные разделы   ¦Всего¦
   ¦        ¦                                                 ¦часов¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦   1    ¦                       2                         ¦  3  ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ     ¦Общие гуманитарные и социально-экономические     ¦1800 ¦
   ¦        ¦дисциплины                                       ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент                            ¦1260 ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык                                 ¦340  ¦
   ¦        ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации,        ¦     ¦
   ¦        ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦     ¦
   ¦        ¦языке; основные особенности полного стиля        ¦     ¦
   ¦        ¦произношения, характерные для сферы              ¦     ¦
   ¦        ¦профессиональной коммуникации; чтение            ¦     ¦
   ¦        ¦транскрипции.                                    ¦     ¦
   ¦        ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных       ¦     ¦
   ¦        ¦лексических единиц общего и терминологического   ¦     ¦
   ¦        ¦характера.                                       ¦     ¦
   ¦        ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам        ¦     ¦
   ¦        ¦применения (бытовая, терминологическая,          ¦     ¦
   ¦        ¦общенаучная, официальная и другая).              ¦     ¦
   ¦        ¦ Понятие о свободных и устойчивых                ¦     ¦
   ¦        ¦словосочетаниях, фразеологических единицах.      ¦     ¦
   ¦        ¦ Понятие об основных способах словообразования.  ¦     ¦
   ¦        ¦Грамматические навыки, обеспечивающие            ¦     ¦
   ¦        ¦коммуникацию общего характера без искажения      ¦     ¦
   ¦        ¦смысла при письменном и устном общении; основные ¦     ¦
   ¦        ¦грамматические явления, характерные              ¦     ¦
   ¦        ¦для профессиональной речи.                       ¦     ¦
   ¦        ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально-   ¦     ¦
   ¦        ¦деловом, научном стилях, стиле художественной    ¦     ¦
   ¦        ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦     ¦
   ¦        ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка,     ¦     ¦
   ¦        ¦правила речевого этикета.                        ¦     ¦
   ¦        ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь  ¦     ¦
   ¦        ¦с использованием наиболее употребительных и      ¦     ¦
   ¦        ¦относительно простых лексико-грамматических      ¦     ¦
   ¦        ¦средств в основных коммуникативных ситуациях     ¦     ¦
   ¦        ¦неофициального и официального общения. Основы    ¦     ¦
   ¦        ¦публичной речи (устное сообщение, доклад).       ¦     ¦
   ¦        ¦ Аудирование. Понимание диалогической и          ¦     ¦
   ¦        ¦монологической речи в сфере бытовой и            ¦     ¦
   ¦        ¦профессиональной коммуникации.                   ¦     ¦
   ¦        ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические  ¦     ¦
   ¦        ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю     ¦     ¦
   ¦        ¦специальности.                                   ¦     ¦
   ¦        ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,   ¦     ¦
   ¦        ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо,      ¦     ¦
   ¦        ¦деловое письмо, биография                        ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура                              ¦408  ¦
   ¦        ¦ Физическая культура в общекультурной и          ¦     ¦
   ¦        ¦профессиональной подготовке студентов. Ее        ¦     ¦
   ¦        ¦социально-биологические основы. Физическая       ¦     ¦
   ¦        ¦культура и спорт как социальные феномены         ¦     ¦
   ¦        ¦общества. Законодательство Российской Федерации  ¦     ¦
   ¦        ¦о физической культуре и спорте. Физическая       ¦     ¦
   ¦        ¦культура личности.                               ¦     ¦
   ¦        ¦ Основы здорового образа жизни студента.         ¦     ¦
   ¦        ¦Особенности использования средств физической     ¦     ¦
   ¦        ¦культуры для оптимизации работоспособности.      ¦     ¦
   ¦        ¦ Общая физическая и специальная подготовка в     ¦     ¦
   ¦        ¦системе физического воспитания.                  ¦     ¦
   ¦        ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или    ¦     ¦
   ¦        ¦систем физических упражнений.                    ¦     ¦
   ¦        ¦ Профессионально-прикладная физическая           ¦     ¦
   ¦        ¦подготовка студентов. Основы методики            ¦     ¦
   ¦        ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за        ¦     ¦
   ¦        ¦состоянием своего организма                      ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.03¦Культурология                                    ¦     ¦
   ¦        ¦ Структура и состав современного                 ¦     ¦
   ¦        ¦культурологического знания. Культурология и      ¦     ¦
   ¦        ¦философия культуры, социология культуры,         ¦     ¦
   ¦        ¦культурная антропология. Культурология и история ¦     ¦
   ¦        ¦культуры. Теоретическая и прикладная             ¦     ¦
   ¦        ¦культурология.                                   ¦     ¦
   ¦        ¦ Методы культурологических исследований.         ¦     ¦
   ¦        ¦ Основные понятия культурологии: культура,       ¦     ¦
   ¦        ¦цивилизация, морфология культуры, субъект        ¦     ¦
   ¦        ¦культуры, культурогенез, динамика культуры,      ¦     ¦
   ¦        ¦язык и символы культуры, культурные коды,        ¦     ¦
   ¦        ¦межкультурные коммуникации, культурные ценности  ¦     ¦
   ¦        ¦и нормы, культурные традиции, культурная картина ¦     ¦
   ¦        ¦мира, социальные институты культуры, культурная  ¦     ¦
   ¦        ¦самоидентичность, культурная модернизация.       ¦     ¦
   ¦        ¦ Типология культур. Этническая и национальная,   ¦     ¦
   ¦        ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и       ¦     ¦
   ¦        ¦западные типы культур. Специфические и           ¦     ¦
   ¦        ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦     ¦
   ¦        ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции      ¦     ¦
   ¦        ¦культурной универсализации в мировом современном ¦     ¦
   ¦        ¦процессе.                                        ¦     ¦
   ¦        ¦ Культура и природа. Культура и общество.        ¦     ¦
   ¦        ¦Культура и глобальные проблемы современности.    ¦     ¦
   ¦        ¦ Культура и личность. Инкультурация и            ¦     ¦
   ¦        ¦социализация                                     ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.04¦Политология                                      ¦     ¦
   ¦        ¦ Объект, предмет и метод политической науки.     ¦     ¦
   ¦        ¦Функции политологии.                             ¦     ¦
   ¦        ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль   ¦     ¦
   ¦        ¦и место политики в жизни современных обществ.    ¦     ¦
   ¦        ¦Социальные функции политики.                     ¦     ¦
   ¦        ¦ История политических учений. Российская         ¦     ¦
   ¦        ¦политическая традиция: истоки, социокультурные   ¦     ¦
   ¦        ¦основания, историческая динамика. Современные    ¦     ¦
   ¦        ¦политологические школы.                          ¦     ¦
   ¦        ¦ Гражданское общество, его происхождение и       ¦     ¦
   ¦        ¦особенности. Особенности становления гражданского¦     ¦
   ¦        ¦общества в России.                               ¦     ¦
   ¦        ¦ Институциональные аспекты политики. Политическая¦     ¦
   ¦        ¦власть. Политическая система. Политические       ¦     ¦
   ¦        ¦режимы, политические партии, электоральные       ¦     ¦
   ¦        ¦системы.                                         ¦     ¦
   ¦        ¦ Политические отношения и процессы. Политические ¦     ¦
   ¦        ¦конфликты и способы их разрешения. Политические  ¦     ¦
   ¦        ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦     ¦
   ¦        ¦модернизация.                                    ¦     ¦
   ¦        ¦ Политические организации и движения.            ¦     ¦
   ¦        ¦Политические элиты. Политическое лидерство.      ¦     ¦
   ¦        ¦ Социокультурные аспекты политики.               ¦     ¦
   ¦        ¦ Мировая политика и международные отношения.     ¦     ¦
   ¦        ¦Особенности мирового политического процесса.     ¦     ¦
   ¦        ¦Национально-государственные интересы России в    ¦     ¦
   ¦        ¦новой геополитической ситуации.                  ¦     ¦
   ¦        ¦ Методология познания политической реальности.   ¦     ¦
   ¦        ¦Парадигмы политического знания. Экспертное       ¦     ¦
   ¦        ¦политическое знание; политическая аналитика и    ¦     ¦
   ¦        ¦прогностика                                      ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.05¦Правоведение                                     ¦     ¦
   ¦        ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества.  ¦     ¦
   ¦        ¦ Норма права и нормативно-правовые акты.         ¦     ¦
   ¦        ¦ Основные правовые системы современности.        ¦     ¦
   ¦        ¦Международное право как особая система права.    ¦     ¦
   ¦        ¦Источники российского права.                     ¦     ¦
   ¦        ¦ Закон и подзаконные акты.                       ¦     ¦
   ¦        ¦ Система российского права. Отрасли права.       ¦     ¦
   ¦        ¦ Правонарушение и юридическая ответственность.   ¦     ¦
   ¦        ¦ Значение законности и правопорядка в современном¦     ¦
   ¦        ¦обществе. Правовое государство.                  ¦     ¦
   ¦        ¦ Конституция Российской Федерации - основной     ¦     ¦
   ¦        ¦закон государства.                               ¦     ¦
   ¦        ¦ Особенности федеративного устройства России.    ¦     ¦
   ¦        ¦Система органов государственной власти в         ¦     ¦
   ¦        ¦Российской федерации.                            ¦     ¦
   ¦        ¦ Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦     ¦
   ¦        ¦и юридические лица. Право собственности.         ¦     ¦
   ¦        ¦ Обязательства в гражданском праве и             ¦     ¦
   ¦        ¦ответственность за их нарушение. Наследственное  ¦     ¦
   ¦        ¦право.                                           ¦     ¦
   ¦        ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и     ¦     ¦
   ¦        ¦обязанности супругов, родителей и детей.         ¦     ¦
   ¦        ¦Ответственность по семейному праву.              ¦     ¦
   ¦        ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина¦     ¦
   ¦        ¦и ответственность за ее нарушение.               ¦     ¦
   ¦        ¦ Административные нарушения и административная   ¦     ¦
   ¦        ¦ответственность.                                 ¦     ¦
   ¦        ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦     ¦
   ¦        ¦за совершение преступлений.                      ¦     ¦
   ¦        ¦ Экологическое право.                            ¦     ¦
   ¦        ¦ Особенности правового регулирования будущей     ¦     ¦
   ¦        ¦профессиональной деятельности.                   ¦     ¦
   ¦        ¦ Правовые основы защиты государственной тайны.   ¦     ¦
   ¦        ¦Законодательные информативно-правовые акты в     ¦     ¦
   ¦        ¦области защиты информации и государственной тайны¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.06¦Психология и педагогика                          ¦     ¦
   ¦        ¦ Психология: предмет, объект и методы психологии.¦     ¦
   ¦        ¦Место психологии в системе наук. История развития¦     ¦
   ¦        ¦психологического знания и основные направления   ¦     ¦
   ¦        ¦в психологии. Индивид, личность, субъект,        ¦     ¦
   ¦        ¦индивидуальность.                                ¦     ¦
   ¦        ¦ Психика и организм. Психика, поведение и        ¦     ¦
   ¦        ¦деятельность. Основные функции психики.          ¦     ¦
   ¦        ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и        ¦     ¦
   ¦        ¦филогенеза.                                      ¦     ¦
   ¦        ¦ Мозг и психика.                                 ¦     ¦
   ¦        ¦ Структура психики. Соотношение сознания и       ¦     ¦
   ¦        ¦бессознательного. Основные психические процессы. ¦     ¦
   ¦        ¦Структура сознания.                              ¦     ¦
   ¦        ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.  ¦     ¦
   ¦        ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦     ¦
   ¦        ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы.      ¦     ¦
   ¦        ¦ Эмоции и чувства.                               ¦     ¦
   ¦        ¦ Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦     ¦
   ¦        ¦ Общение и речь.                                 ¦     ¦
   ¦        ¦ Психология личности.                            ¦     ¦
   ¦        ¦ Межличностные отношения.                        ¦     ¦
   ¦        ¦ Психология малых групп.                         ¦     ¦
   ¦        ¦ Межгрупповые отношения и взаимодействия.        ¦     ¦
   ¦        ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции,   ¦     ¦
   ¦        ¦методы педагогики. Основные категории педагогики:¦     ¦
   ¦        ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦     ¦
   ¦        ¦деятельность, педагогическое взаимодействие,     ¦     ¦
   ¦        ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦     ¦
   ¦        ¦ Образование как общечеловеческая ценность.      ¦     ¦
   ¦        ¦Образование как социокультурный феномен и        ¦     ¦
   ¦        ¦педагогический процесс. Образовательная система  ¦     ¦
   ¦        ¦России. Цели, содержание, структура              ¦     ¦
   ¦        ¦непрерывного образования, единство образования   ¦     ¦
   ¦        ¦и самообразования.                               ¦     ¦
   ¦        ¦ Педагогический процесс. Образовательная,        ¦     ¦
   ¦        ¦воспитательная и развивающая функции обучения.   ¦     ¦
   ¦        ¦Воспитание в педагогическом процессе.            ¦     ¦
   ¦        ¦ Общие формы организации учебной деятельности.   ¦     ¦
   ¦        ¦Урок, лекция, семинарские, практические и        ¦     ¦
   ¦        ¦лабораторные занятия, диспут, конференция,       ¦     ¦
   ¦        ¦зачет, экзамен, факультативные занятия,          ¦     ¦
   ¦        ¦консультация.                                    ¦     ¦
   ¦        ¦ Методы, приемы, средства организации и          ¦     ¦
   ¦        ¦управления педагогическим процессом.             ¦     ¦
   ¦        ¦ Семья как субъект педагогического взаимодействия¦     ¦
   ¦        ¦и социокультурная среда воспитания и развития    ¦     ¦
   ¦        ¦личности.                                        ¦     ¦
   ¦        ¦ Управление образовательными системами           ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.07¦Русский язык и культура речи                     ¦     ¦
   ¦        ¦ Стили современного русского литературного языка.¦     ¦
   ¦        ¦Языковая норма, ее роль в становлении и          ¦     ¦
   ¦        ¦функционировании литературного языка.            ¦     ¦
   ¦        ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы        ¦     ¦
   ¦        ¦общения. Устная и письменная разновидности       ¦     ¦
   ¦        ¦литературного языка. Нормативные,                ¦     ¦
   ¦        ¦коммуникативные, этические аспекты устной и      ¦     ¦
   ¦        ¦письменной речи.                                 ¦     ¦
   ¦        ¦ Функциональные стили современного русского      ¦     ¦
   ¦        ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей.     ¦     ¦
   ¦        ¦ Научный стиль. Специфика использования элементов¦     ¦
   ¦        ¦различных языковых уровней в научной речи.       ¦     ¦
   ¦        ¦Речевые нормы учебной и научной сфер             ¦     ¦
   ¦        ¦деятельности.                                    ¦     ¦
   ¦        ¦ Официально-деловой стиль, сфера его             ¦     ¦
   ¦        ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦     ¦
   ¦        ¦формулы официальных документов. Приемы унификации¦     ¦
   ¦        ¦языка служебных документов. Интернациональные    ¦     ¦
   ¦        ¦свойства русской официально-деловой письменной   ¦     ¦
   ¦        ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов.  ¦     ¦
   ¦        ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык  ¦     ¦
   ¦        ¦и стиль инструктивно-методических документов.    ¦     ¦
   ¦        ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления       ¦     ¦
   ¦        ¦документов. Речевой этикет в документе.          ¦     ¦
   ¦        ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых        ¦     ¦
   ¦        ¦средств в публицистическом стиле. Особенности    ¦     ¦
   ¦        ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория.   ¦     ¦
   ¦        ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор ¦     ¦
   ¦        ¦темы, цель речи, поиск материала, начало,        ¦     ¦
   ¦        ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы ¦     ¦
   ¦        ¦поиска материала и виды вспомогательных          ¦     ¦
   ¦        ¦материалов. Словесное оформление публичного      ¦     ¦
   ¦        ¦выступления. Понятливость, информативность и     ¦     ¦
   ¦        ¦выразительность публичной речи.                  ¦     ¦
   ¦        ¦ Разговорная речь в системе функциональных       ¦     ¦
   ¦        ¦разновидностей русского литературного языка.     ¦     ¦
   ¦        ¦Условия функционирования разговорной речи, роль  ¦     ¦
   ¦        ¦внеязыковых факторов.                            ¦     ¦
   ¦        ¦ Культура речи. Основные направления             ¦     ¦
   ¦        ¦совершенствования навыков грамотного письма и    ¦     ¦
   ¦        ¦говорения                                        ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.08¦Социология                                       ¦     ¦
   ¦        ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦     ¦
   ¦        ¦социологии как науки. Социологический проект     ¦     ¦
   ¦        ¦О. Конта. Классические социологические теории.   ¦     ¦
   ¦        ¦Современные социологические теории. Русская      ¦     ¦
   ¦        ¦социологическая мысль.                           ¦     ¦
   ¦        ¦ Общество и социальные институты. Мировая система¦     ¦
   ¦        ¦и процессы глобализации.                         ¦     ¦
   ¦        ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей.   ¦     ¦
   ¦        ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы.  ¦     ¦
   ¦        ¦Социальная организация.                          ¦     ¦
   ¦        ¦ Социальные движения.                            ¦     ¦
   ¦        ¦ Социальное неравенство, стратификация и         ¦     ¦
   ¦        ¦социальная мобильность. Понятие социального      ¦     ¦
   ¦        ¦статуса.                                         ¦     ¦
   ¦        ¦ Социальное взаимодействие и социальные          ¦     ¦
   ¦        ¦отношения. Общественное мнение как институт      ¦     ¦
   ¦        ¦гражданского общества.                           ¦     ¦
   ¦        ¦ Культура как фактор социальных изменений.       ¦     ¦
   ¦        ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений   ¦     ¦
   ¦        ¦и культуры.                                      ¦     ¦
   ¦        ¦ Личность как социальный тип. Социальный контроль¦     ¦
   ¦        ¦и девиация. Личность как деятельный субъект.     ¦     ¦
   ¦        ¦ Социальные изменения. Социальные революции и    ¦     ¦
   ¦        ¦реформы. Концепция социального прогресса.        ¦     ¦
   ¦        ¦Формирование мировой системы. Место России в     ¦     ¦
   ¦        ¦мировом сообществе.                              ¦     ¦
   ¦        ¦ Методы социологического исследования            ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.09¦Философия                                        ¦     ¦
   ¦        ¦ Предмет философии. Место и роль философии в     ¦     ¦
   ¦        ¦культуре. Становление философии. Основные        ¦     ¦
   ¦        ¦направления, школы философии и этапы ее          ¦     ¦
   ¦        ¦исторического развития. Структура философского   ¦     ¦
   ¦        ¦знания.                                          ¦     ¦
   ¦        ¦ Бытие. Понятие духа, материи и сознания,        ¦     ¦
   ¦        ¦пространства и времени, движения. Научные,       ¦     ¦
   ¦        ¦философские и научные картины мира.              ¦     ¦
   ¦        ¦ Диалектика, ее принципы и законы. Развитие,     ¦     ¦
   ¦        ¦модели и законы.                                 ¦     ¦
   ¦        ¦ Человек, общество и культура. Человек и природа.¦     ¦
   ¦        ¦Производство и его роль в жизни человека.        ¦     ¦
   ¦        ¦Общество и его структура. Человек как творец     ¦     ¦
   ¦        ¦и творение культуры. Человек и исторический      ¦     ¦
   ¦        ¦процесс; личность и массы; свобода               ¦     ¦
   ¦        ¦и необходимость.                                 ¦     ¦
   ¦        ¦ Познание. Соотношение мнения, веры, понимания,  ¦     ¦
   ¦        ¦интерпретации и знания. Становление субъектно-   ¦     ¦
   ¦        ¦объектного видения мира. Рациональное и          ¦     ¦
   ¦        ¦иррациональное; интуиция. Мистицизм в познании.  ¦     ¦
   ¦        ¦Отражение. Истина и ее критерии. Практика.       ¦     ¦
   ¦        ¦Научное и вненаучное знание. Структура научного  ¦     ¦
   ¦        ¦познания, его методы и формы. Научные революции  ¦     ¦
   ¦        ¦и смены типов рациональности.                    ¦     ¦
   ¦        ¦ Познавательные, этические и эстетические        ¦     ¦
   ¦        ¦ценности. Смысл существования человека.          ¦     ¦
   ¦        ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы       ¦     ¦
   ¦        ¦современности                                    ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Ф.10¦Экономика                                        ¦     ¦
   ¦        ¦ Введение в экономическую теорию. Блага.         ¦     ¦
   ¦        ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор,       ¦     ¦
   ¦        ¦экономические отношения. Экономические системы.  ¦     ¦
   ¦        ¦Основные этапы развития экономической теории.    ¦     ¦
   ¦        ¦Методы экономической теории.                     ¦     ¦
   ¦        ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение.     ¦     ¦
   ¦        ¦Потребительские предпочтения и предельная        ¦     ¦
   ¦        ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и     ¦     ¦
   ¦        ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦     ¦
   ¦        ¦Эластичность. Предложение и его факторы. Закон   ¦     ¦
   ¦        ¦убывающей предельной производительности. Эффект  ¦     ¦
   ¦        ¦масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка          ¦     ¦
   ¦        ¦и прибыль. Принцип максимизации прибыли.         ¦     ¦
   ¦        ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы        ¦     ¦
   ¦        ¦и отрасли. Эффективность конкурентных рынков.    ¦     ¦
   ¦        ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая    ¦     ¦
   ¦        ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное         ¦     ¦
   ¦        ¦регулирование. Спрос на факторы производства.    ¦     ¦
   ¦        ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда.          ¦     ¦
   ¦        ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала.    ¦     ¦
   ¦        ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли.     ¦     ¦
   ¦        ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние.        ¦     ¦
   ¦        ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние      ¦     ¦
   ¦        ¦эффекты и общественные блага. Роль государства.  ¦     ¦
   ¦        ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как      ¦     ¦
   ¦        ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и    ¦     ¦
   ¦        ¦способы его измерения. Национальный доход.       ¦     ¦
   ¦        ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен.         ¦     ¦
   ¦        ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды.      ¦     ¦
   ¦        ¦Экономические циклы. Макроэкономическое          ¦     ¦
   ¦        ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное        ¦     ¦
   ¦        ¦предложение. Стабилизационная политика.          ¦     ¦
   ¦        ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и      ¦     ¦
   ¦        ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы  ¦     ¦
   ¦        ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-      ¦     ¦
   ¦        ¦налоговая политика. Деньги и их функции.         ¦     ¦
   ¦        ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный           ¦     ¦
   ¦        ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно-     ¦     ¦
   ¦        ¦кредитная политика. Экономический рост и         ¦     ¦
   ¦        ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦     ¦
   ¦        ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный  ¦     ¦
   ¦        ¦баланс. Валютный курс.                           ¦     ¦
   ¦        ¦ Особенности переходной экономики России.        ¦     ¦
   ¦        ¦Приватизация. Формы собственности.               ¦     ¦
   ¦        ¦Предпринимательство. Теневая экономика.          ¦     ¦
   ¦        ¦Распределение и доходы. Преобразования в         ¦     ¦
   ¦        ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.¦     ¦
   ¦        ¦Формирование открытой экономики                  ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент   ¦до   ¦
   ¦        ¦                                                 ¦270  ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента,           ¦до   ¦
   ¦        ¦устанавливаемые вузом                            ¦270  ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ЕН.00   ¦Общие математические и естественнонаучные        ¦300  ¦
   ¦        ¦дисциплины                                       ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент                            ¦216  ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ЕН.Ф.01 ¦Математика и информатика                         ¦     ¦
   ¦        ¦ Аксиоматический метод, основные структуры,      ¦     ¦
   ¦        ¦составные структуры, вероятности, языки          ¦     ¦
   ¦        ¦программирования, алгоритмы, компьютерный        ¦     ¦
   ¦        ¦практикум                                        ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания            ¦     ¦
   ¦        ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры;     ¦     ¦
   ¦        ¦научный метод; история естествознания; панорама  ¦     ¦
   ¦        ¦современного естествознания; тенденции развития; ¦     ¦
   ¦        ¦корпускулярная и континуальная концепции описания¦     ¦
   ¦        ¦природы; порядок и беспорядок в природе; хаос;   ¦     ¦
   ¦        ¦структурные уровни организации материи; микро-,  ¦     ¦
   ¦        ¦макро- и мегамиры; пространство, время; принципы ¦     ¦
   ¦        ¦относительности; принципы симметрии; законы      ¦     ¦
   ¦        ¦сохранения; взаимодействия; близкодействия;      ¦     ¦
   ¦        ¦дальнодействия; состояние; принципы суперпозиции,¦     ¦
   ¦        ¦неопределенности, дополнительности; динамические ¦     ¦
   ¦        ¦и статические закономерности в природе; законы   ¦     ¦
   ¦        ¦сохранения энергии в макроскопических процессах; ¦     ¦
   ¦        ¦принципы возрастания энтропии; химические        ¦     ¦
   ¦        ¦системы, энергетика химических процессов,        ¦     ¦
   ¦        ¦реакционная способность веществ; особенности     ¦     ¦
   ¦        ¦биологического уровня организации материи;       ¦     ¦
   ¦        ¦принципы эволюции, воспроизводства и развития    ¦     ¦
   ¦        ¦живых систем; многообразие живых организмов -    ¦     ¦
   ¦        ¦основа организации и устойчивости биосферы;      ¦     ¦
   ¦        ¦генетика и эволюция; человек: физиология,        ¦     ¦
   ¦        ¦здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; ¦     ¦
   ¦        ¦биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ¦     ¦
   ¦        ¦ноосфера; необратимость времени; самоорганизация ¦     ¦
   ¦        ¦в живой и неживой природе; принципы              ¦     ¦
   ¦        ¦универсального эволюционизма; путь к единой      ¦     ¦
   ¦        ¦культуре                                         ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент   ¦до 42¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента,           ¦до 42¦
   ¦        ¦устанавливаемые вузом                            ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ОПД     ¦Общепрофессиональные дисциплины направления      ¦3546 ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент                            ¦3020 ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ОПД.Ф.01¦Всеобщая история                                 ¦     ¦
   ¦        ¦ Понятие "первобытное общество"; дискуссии о его ¦     ¦
   ¦        ¦месте в человеческой истории. Проблемы           ¦     ¦
   ¦        ¦антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-¦     ¦
   ¦        ¦стратифицированному обществу. Основные эпохи     ¦     ¦
   ¦        ¦мировых цивилизаций. Типы цивилизаций            ¦     ¦
   ¦        ¦в древности. Место средневековья во всемирно-    ¦     ¦
   ¦        ¦историческом процессе, его хронологические рамки ¦     ¦
   ¦        ¦и периодизация. Западно- и восточноевропейские   ¦     ¦
   ¦        ¦варианты средневекового исторического развития.  ¦     ¦
   ¦        ¦Византия. История нового времени; хронологические¦     ¦
   ¦        ¦рамки и периодизация. Переход европейской        ¦     ¦
   ¦        ¦цивилизации от доиндустриального мира к новому   ¦     ¦
   ¦        ¦этапу развития. Европейская цивилизация          ¦     ¦
   ¦        ¦и традиционные общества Америки, Азии и Африки;  ¦     ¦
   ¦        ¦складывание колониальной системы. Место XX века  ¦     ¦
   ¦        ¦во всемирно-историческом процессе. Основные      ¦     ¦
   ¦        ¦проблемы и процессы развития западной цивилизации¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ОПД.Ф.02¦История России                                   ¦     ¦
   ¦        ¦ Этногенез славян и этнокультурные процессы в    ¦     ¦
   ¦        ¦восточном славянстве. Древнерусское государство, ¦     ¦
   ¦        ¦характер его взаимодействия с западными,         ¦     ¦
   ¦        ¦восточными и степными цивилизациями; русские     ¦     ¦
   ¦        ¦земли в период феодальной раздробленности,       ¦     ¦
   ¦        ¦характер экономических, политических и культурных¦     ¦
   ¦        ¦процессов; объединение русских земель вокруг     ¦     ¦
   ¦        ¦Москвы. Московское царство в XV - XVII веках,    ¦     ¦
   ¦        ¦социально-экономическое, политическое и          ¦     ¦
   ¦        ¦культурное развитие. Россия в новое время,       ¦     ¦
   ¦        ¦глобальные проблемы общественно-исторического    ¦     ¦
   ¦        ¦развития и способы их решения. Советское         ¦     ¦
   ¦        ¦государство, противоречия общественного и        ¦     ¦
   ¦        ¦духовного развития, характер взаимодействия      ¦     ¦
   ¦        ¦власти и общества, тоталитаризм и причины        ¦     ¦
   ¦        ¦кризиса. Современная Россия, становление         ¦     ¦
   ¦        ¦гражданского общества                            ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ОПД.Ф.03¦Введение в историю искусства                     ¦     ¦
   ¦        ¦ Понятия и термины искусствоведения, основы      ¦     ¦
   ¦        ¦художественного языка искусства. Общая           ¦     ¦
   ¦        ¦периодизация и представление об основных эпохах  ¦     ¦
   ¦        ¦развития мирового искусства                      ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ОПД.Ф.04¦Описание и анализ памятников искусства           ¦     ¦
   ¦        ¦ Специфика художественного языка отдельных видов ¦     ¦
   ¦        ¦искусства. Основные принципы искусствоведческого ¦     ¦
   ¦        ¦описания и анализа памятников. Замысел и его     ¦     ¦
   ¦        ¦творческое воплощение. Общее и неповторимо-      ¦     ¦
   ¦        ¦индивидуальное в каждом произведении             ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ОПД.Ф.05¦Всеобщая история искусства <*>                   ¦     ¦
   ¦        ¦ Исторический процесс, культура, искусство.      ¦     ¦
   ¦        ¦Периодизация истории искусства - крупные периоды,¦     ¦
   ¦        ¦эпохи и стили. Стиль в искусстве и его           ¦     ¦
   ¦        ¦проявления.                                      ¦     ¦
   ¦        ¦ Искусство Древнего Востока. Искусство           ¦     ¦
   ¦        ¦античности. Раннехристианское искусство.         ¦     ¦
   ¦        ¦Искусство Византии. Западноевропейское искусство ¦     ¦
   ¦        ¦средних веков. Искусство Индии, Дальнего Востока ¦     ¦
   ¦        ¦и Юго-Восточной Азии. Искусство стран ислама.    ¦     ¦
   ¦        ¦Европейское искусство эпохи Возрождения.         ¦     ¦
   ¦        ¦Западноевропейское искусство эпохи барокко       ¦     ¦
   ¦        ¦и классицизма. Западноевропейское искусство      ¦     ¦
   ¦        ¦19 века. Искусство Запада 20 века                ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ОПД.Ф.06¦История русского искусства <*>                   ¦     ¦
   ¦        ¦ Древнерусское искусство. Русское искусство 18   ¦     ¦
   ¦        ¦века. Русское искусство 19 - начала 20 века.     ¦     ¦
   ¦        ¦Отечественное искусство 20 века                  ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ОПД.Ф.07¦История декоративно-прикладного искусства        ¦     ¦
   ¦        ¦ Особенности художественного языка декоративно-  ¦     ¦
   ¦        ¦прикладного искусства. Основные виды декоративно-¦     ¦
   ¦        ¦прикладного искусства, их специфика. Народное    ¦     ¦
   ¦        ¦искусство                                        ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ОПД.Ф.08¦История художественной критики                   ¦     ¦
   ¦        ¦ Художественная критика как часть                ¦     ¦
   ¦        ¦искусствоведения, ее специфика. Значение истории ¦     ¦
   ¦        ¦художественной критики для понимания             ¦     ¦
   ¦        ¦художественного процесса в прошлом. История      ¦     ¦
   ¦        ¦русской критики 18 - 20 веков. Художественная    ¦     ¦
   ¦        ¦критика на современном этапе и ее роль в         ¦     ¦
   ¦        ¦организации художественной жизни                 ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ОПД.Ф.09¦Техники изобразительного искусства               ¦     ¦
   ¦        ¦ Значение изучения техник изобразительного       ¦     ¦
   ¦        ¦искусства для правильного понимания и оценки     ¦     ¦
   ¦        ¦произведений. Скульптурные материалы и методы    ¦     ¦
   ¦        ¦работы с ними. Особенности темперной и масляной  ¦     ¦
   ¦        ¦живописи. Графические техники и их специфика.    ¦     ¦
   ¦        ¦Техники и технологии создания гравюры. Трактаты  ¦     ¦
   ¦        ¦по техникам изобразительного искусства. Рецепты  ¦     ¦
   ¦        ¦старых мастеров                                  ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ОПД.Ф.10¦Музееведение                                     ¦     ¦
   ¦        ¦ Принципы хранения и экспонирования памятников   ¦     ¦
   ¦        ¦искусства. Каталог. Организация выставочной      ¦     ¦
   ¦        ¦деятельности. История собирательства и           ¦     ¦
   ¦        ¦коллекционирования. Крупнейшие музеи мира        ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ОПД.Ф.11¦Классические языки                               ¦     ¦
   ¦        ¦ Место и роль классических языков в культурно-   ¦     ¦
   ¦        ¦историческом развитии; лексические и             ¦     ¦
   ¦        ¦грамматические основы                            ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент   ¦300  ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента,           ¦226  ¦
   ¦        ¦устанавливаемые вузом                            ¦     ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦СД.00   ¦Специальные дисциплины                           ¦250  ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ФТД.00  ¦Факультативы                                     ¦450  ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦ФТД. 01 ¦Военная подготовка                               ¦450  ¦
   +--------+-------------------------------------------------+-----+
   ¦        ¦Всего часов теоретического обучения              ¦6796 ¦
   L--------+-------------------------------------------------+------
   
   --------------------------------
       <*> Всеобщая история искусства и история русского искусства как
   учебные  дисциплины  могут реализовываться как единые  курсы,  либо
   как система согласованных курсов.
   
         5. Сроки освоения основной образовательной программы
             подготовки бакалавра по направлению 521800 -
                 Искусствоведение (история искусства)
   
       5.1.   Срок   освоения   основной   образовательной   программы
   подготовки  бакалавра  при  очной  форме  обучения  составляет  208
   недель, в том числе:
       теоретическое обучение, включая
       научно-исследовательскую работу студентов,
       практикумы, в том числе лабораторные             - 124 недели,
       а также экзаменационные сессии                     - 32 недели
       практики                                  - не менее 12 недель
       - учебно-ознакомительная                   - не менее 4 недель
       - учебно-ознакомительная                   - не менее 4 недель
       - музейно-краеведческая                    - не менее 4 недель
       итоговая государственная аттестация,
       включая подготовку и защиту выпускной
       квалификационной работы                   - не менее 12 недель
       каникулы (включая 8 недель
       последипломного отпуска)                 - не менее 28 недель.
       5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки
   освоения  основной  образовательной программы подготовки  бакалавра
   по  очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения,  а  также  в
   случае  сочетания  различных форм обучения увеличиваются  вузом  до
   одного года относительно нормативного срока, установленного п.  1.2
   настоящего государственного образовательного стандарта.
       5.3.    Максимальный    объем   учебной    нагрузки    студента
   устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды  его  аудиторной
   и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
       5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения
   не  должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27
   часов  в  неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
   практические   занятия  по  физической  культуре   и   занятия   по
   факультативным дисциплинам.
       5.5.   При   очно-заочной  (вечерней)  форме   обучения   объем
   аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
       5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена
   возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов  в
   год.
       5.7.  Общий  объем каникулярного времени в учебном году  должен
   составлять  7  -  10  недель, в том числе не менее  двух  недель  в
   зимний период.
   
           6. Требования к разработке и условиям реализации
        основной образовательной программы подготовки бакалавра
          по направлению 521800 - Искусствоведение (по видам)
   
       6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
   подготовки бакалавра.
       6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает  и
   утверждает   основную  образовательную  программу  вуза  подготовки
   бакалавра  на  основе настоящего государственного  образовательного
   стандарта бакалавра.
       Дисциплины   по  выбору  студента  являются  обязательными,   а
   факультативные   дисциплины,   предусматриваемые   учебным   планом
   высшего  учебного заведения, не являются обязательными для изучения
   студентом.
       Курсовые  работы  (проекты)  рассматриваются  как  вид  учебной
   работы  по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых  на
   ее изучение.
       По  всем  дисциплинам и практикам, включенным  в  учебный  план
   высшего  учебного  заведения, должна выставляться  итоговая  оценка
   (отлично,   хорошо,   удовлетворительно,  неудовлетворительно   или
   зачтено, не зачтено).
       6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее
   учебное заведение имеет право:
       изменять  объем часов, отводимых на освоение учебного материала
   для циклов дисциплин, в пределах 5%;
       формировать   цикл   гуманитарных   и   социально-экономических
   дисциплин,  который  должен  включать в  качестве  обязательных  из
   числа  базовых  дисциплин, приведенных в настоящем  государственном
   образовательном  стандарте,  следующие 4  дисциплины:  "Иностранный
   язык"  (в  объеме  не  менее 340 часов), "Физическая  культура"  (в
   объеме   не   менее  408  часов),  "Отечественная   история"   <*>,
   "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться  по
   усмотрению    вуза.   При   этом   возможно   их   объединение    в
   междисциплинарные  курсы  при  сохранении  обязательного   минимума
   содержания.  Если  дисциплины являются частью  общепрофессиональной
   или  специальной подготовки, выделенные на их изучение  часы  могут
   перераспределяться в рамках цикла.
   --------------------------------
       <*>  Для бакалавров данного направления "Отечественная история"
   читается  в  цикле  общепрофессиональных дисциплин.  Вместо  нее  в
   качестве  обязательной  дисциплины в  цикле  ГСЭ  согласно  решению
   Научно-методического  совета  по  истории  и  искусствоведению  УМО
   университетов  РФ  от  15 ноября 1999 г. рекомендованы  "Экономика"
   или "Русский язык и культура речи".
   
       Занятия  по  дисциплине "Физическая культура" при  очно-заочной
   (вечерней),   заочной   формах   обучения   и   экстернате    могут
   предусматриваться с учетом пожелания студентов;
       осуществлять    преподавание    гуманитарных    и    социально-
   экономических  дисциплин  в  форме авторских  лекционных  курсов  и
   разнообразных  видов  коллективных  и  индивидуальных  практических
   занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным  в  самом
   вузе    и    учитывающим    региональную,   национально-этническую,
   профессиональную   специфику,   а  также   научно-исследовательские
   предпочтения   преподавателей,   обеспечивающих   квалифицированное
   освещение тематики дисциплин цикла;
       устанавливать   необходимую  глубину   преподавания   отдельных
   разделов   дисциплин,  входящих  в  циклы  общих   гуманитарных   и
   социально-экономических,   математических   и    естественнонаучных
   дисциплин,  в соответствии с профилем цикла специальных  дисциплин;
   содержание  дисциплин указанных циклов должно быть  профессионально
   ориентировано   с   учетом   профиля   подготовки   выпускников   и
   содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
       реализовывать  основную  образовательную  программу  подготовки
   бакалавра  в  сокращенные  сроки  для  студентов  высшего  учебного
   заведения,    имеющих    среднее    профессиональное    образование
   соответствующего  профиля или высшее профессиональное  образование.
   Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний,  умений  и
   навыков     студентов,    полученных    на     предыдущем     этапе
   профессионального образования. При этом продолжительность  обучения
   должна  составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные  сроки
   допускается  также  для  лиц, уровень образования  или  способности
   которых являются для этого достаточным основанием.
       6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
       Реализация   основной   образовательной  программы   подготовки
   бакалавра  должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими,
   как   правило,   базовое   образование,   соответствующее   профилю
   преподаваемой  дисциплины, и систематически  занимающимися  научной
   и/или  научно-методической деятельностью; преподаватели специальных
   дисциплин,  как  правило, должны иметь ученую  степень  и/или  опыт
   деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
       6.3.  Требования  к  учебно-методическому обеспечению  учебного
   процесса.
       Высшее  учебное заведение, реализующее основную образовательную
   программу  подготовки  бакалавра,  должно  располагать  необходимой
   информационной базой и различными сетевыми источниками  информации,
   а  также подбором научной литературы, соответствующей библиографии,
   указанной в программах читаемых курсов.
       Реализация   основной   образовательной  программы   подготовки
   бакалавра   должна  обеспечиваться  доступом  каждого  студента   к
   библиотечным  фондам и базам данных, по содержанию  соответствующим
   полному   перечню  дисциплин  основной  образовательной  программы,
   наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам  и
   по  всем  видам  занятий  -  практикумам,  курсовому  и  дипломному
   проектированию,   практикам,   а   также   наглядными    пособиями,
   мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.
       6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
   процесса.
       Высшее  учебное заведение, реализующее основную образовательную
   программу  подготовки бакалавра, должно располагать соответствующей
   действующим  санитарно-техническим  нормам  материально-технической
   базой,   обеспечивающей   проведение   всех   видов   лабораторной,
   практической,  дисциплинарной  и  междисциплинарной  подготовки   и
   научно-исследовательской    работы    студентов,    предусмотренных
   примерным учебным планом.
       6.5. Требования к организации практик.
       Высшее   учебное  заведение  должно  располагать   необходимыми
   денежными     средствами,    возможностью    аренды     транспорта,
   квалифицированными   педагогическими   кадрами   для    руководства
   практиками.
   
      7. Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению
             521800 - Искусствоведение (история искусства)
   
       7.1.  Требования к профессиональной подготовленности  бакалавра
   по направлению 521800 - Искусствоведение (история искусства).
       Бакалавр  должен  уметь  решать  задачи,  соответствующие   его
   степени (квалификации).
       Бакалавр отвечает следующим требованиям:
       - хорошо подготовлен в области всеобщей и отечественной истории
   искусства,    умеет   применять   свои   знания   в    практической
   деятельности;
       -   знаком  с  основными  учениями  в  области  гуманитарных  и
   социально-экономических наук, умеет использовать методы  этих  наук
   в  различных  видах  профессиональной  и  социальной  деятельности,
   способен   научно  анализировать  социально-значимые   проблемы   и
   процессы художественной жизни;
       -  знает  этические  и  правовые нормы, регулирующие  отношение
   человека к человеку, обществу, окружающей среде;
       -   имеет  целостное  представление  о  процессах  и  явлениях,
   происходящих  в  живой  и  неживой  природе,  понимает  возможности
   современных научных методов ее познания;
       -  владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен
   в  письменной  и  устной  речи  правильно  (логично)  оформить  его
   результаты;
       -  свободно владеет государственным языком Российской Федерации
   - русским языком;
       -   способен  читать  и  использовать  научную  литературу   на
   иностранном языке (языках);
       -  знает  и  умеет  грамотно использовать в своей  деятельности
   профессиональную лексику;
       -  умеет  на  научной  основе организовать свой  труд,  владеет
   методами  сбора,  хранения и обработки информации,  применяемыми  в
   сфере   его   профессиональной  деятельности,  знает  и  использует
   достижения информатики в своей области;
       - способен, учитывая современное состояние науки и изменяющуюся
   социальную   практику,  к  переоценке  накопленного  опыта,   умеет
   приобретать  новые  знания,  используя современные  образовательные
   технологии;
       -  понимает  сущность и социальную значимость своей  профессии,
   основные  проблемы дисциплин, определяющих конкретную  область  его
   деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
       - способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на
   основе системного подхода;
       -  способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
   реализацией  профессиональных функций, умеет  использовать  для  их
   решения методы изученных им наук;
       -  методически  и  психологически  готов  к  изменению  вида  и
   характера   своей   профессиональной   деятельности,   работе   над
   междисциплинарными проектами;
       - умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в
   специальной литературе;
       -  обладает  необходимыми  знаниями в  области  библиографии  -
   способен  применять  и  использовать  сервисные  программы,  пакеты
   прикладных  программ и инструментальные средства ЭВМ для подготовки
   методических материалов.
       7.1.1. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин.
       Бакалавр должен:
       -  знать  основные  эпохи  истории  искусства,  их  хронологию,
   искусство  отдельных  стран и регионов, факты,  события,  важнейшие
   художественные памятники и мастеров;
       - знать основные этапы исторического развития искусства России,
   его  место в художественной истории человечества, общее и особенное
   в развитии искусства России, факты, даты, события;
       - иметь представление о функциях искусствоведения как составной
   части научной мысли и духовной культуры общества;
       -  иметь  глубокие  знания  о  формах  и  типах  художественных
   культур,    основных    культурно-исторических    центрах     мира,
   закономерностях   их   функционирования   и   развития,    основных
   концепциях  культурно-исторических эпох и типов  мировой  культуры;
   знать историю мировой и отечественной культуры;
       -  владеть  навыками  историографического и  библиографического
   анализа;
       -  применять достижения смежных гуманитарных наук, естественных
   наук  для  разработки  искусствоведческой  проблематики  и  решения
   специальных научных проблем;
       -  применять  специальные знания в решении общепрофессиональных
   задач;
       -  владеть  методикой  самостоятельной обработки  информации  и
   использованием ее в решении профессиональных задач;
       -   владеть  принципами  классификации  художественных  культур
   народов мира;
       -   владеть   знаниями  основ  и  методов  научной  реставрации
   художественных памятников;
       - знать основы классических языков;
       -  уметь  использовать  методы  и приемы  практической  работы,
   приобретенные   в   ходе   специального  образования,   в   решении
   прикладных задач.
       7.2.   Требования   к   итоговой   государственной   аттестации
   бакалавра.
       7.2.1.  Итоговая государственная аттестация бакалавра  включает
   выпускную   квалификационную  работу  и  государственный   экзамен,
   позволяющий    выявить   теоретическую   подготовку    к    решению
   профессиональных задач.
       7.2.2.   Требования   к   выпускной   квалификационной   работе
   бакалавра.
       Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет  собой
   законченную     разработку,    в    которой    выпускник     должен
   продемонстрировать  умение  систематизировать  материал,   грамотно
   формулировать  задачи  исследования и делать логические  выводы  по
   его результатам.
       7.2.3. Требования к государственному экзамену.
       Государственный   экзамен  проводится   по   всеобщей   истории
   искусства,  включая  историю отечественного искусства.  На  экзамен
   выносится  основной  материал, излагаемый в  лекционных  курсах  по
   истории  искусства.  В ходе экзамена также осуществляется  проверка
   знаний,  полученных в результате самостоятельной работы  с  научной
   литературой и участия в семинарах.
   
       Составители:
       Научно-методический  совет по истории  и  искусствоведению  УМО
   университетов России.
       Государственный      образовательный      стандарт      высшего
   профессионального   образования  одобрен   на   заседании   Учебно-
   методического совета по специальности 020900 - Искусствоведение.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz