Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ NO. 2203/99 ОТ 14.03.2000 О ДЕЛЕ ПО ИСКУ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПИСАНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ ЗА ЗАНИЖЕНИЕ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ И НЕПОЛНЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТА ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОДОРОГ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


        ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 14 марта 2000 г. No. 2203/99

       Президиум   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел  протест  заместителя Председателя Высшего Арбитражного
   Суда   Российской   Федерации   на   решение   Арбитражного   суда
   Архангельской области от 01.09.98 по делу No. А05-4829/98-271/16 и
   постановление  Федерального  арбитражного  суда Северо - Западного
   округа от 30.11.98 по тому же делу.
       Заслушав   и  обсудив   доклад   судьи,   Президиум  установил
   следующее.
       Архангельский  областной союз потребительских обществ (далее -
   облпотребсоюз) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с
   иском   о  признании   частично  недействительным  предписания  от
   21.11.97  No.  02-26/6579  Государственной  налоговой инспекции по
   Архангельской  области  (далее  - госналогинспекция)  о применении
   финансовых   санкций   за  занижение  налогооблагаемой  прибыли  и
   неполный   учет   объекта   обложения   налогом  на  пользователей
   автодорог.
       Решением   от  01.09.98  в удовлетворении  исковых  требований
   отказано.
       В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
       Федеральный   арбитражный   суд   Северо   - Западного  округа
   постановлением  от  30.11.98  решение  изменил.  В части занижения
   прибыли  на  сумму  процентов  за пользование денежными средствами
   контрагентом  облпотребсоюза  и пеней  за несвоевременное внесение
   причитающихся   облпотребсоюзу  платежей  решение  отменил,   дело
   передал на новое рассмотрение в суд первой инстанции.  В остальной
   части решение оставил без изменения.
       В  протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
   Российской  Федерации  предлагается  решение  первой  инстанции  и
   постановление  кассационной инстанции в части занижения прибыли на
   сумму    процентов    по   ссудам,    предоставленным   работникам
   облпотребсоюза,  отменить  и в  этой части дело направить на новое
   рассмотрение.
       Президиум  считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению по
   следующим основаниям.
       Как  видно  из  материалов  дела,  в  ходе  выездной  проверки
   соблюдения      налогового      законодательства     Архангельским
   облпотребсоюзом  в период  с 1995  по  первое  полугодие 1997 года
   госналогинспекцией    установлено    нарушение    правил   ведения
   бухгалтерского учета,  порядка исчисления и уплаты налогов,  в том
   числе    налога    на    прибыль   из-за   невключения   в  состав
   внереализационных  доходов  процентов  по ссудам,  предоставляемым
   своим  работникам,  процентов за пользование денежными средствами,
   переданными  во  временное  пользование  городскому кооперативному
   предприятию,  а  также  пеней за несвоевременное внесение денежных
   средств покупателями квартир в реконструируемом общежитии.
       По  результатам  проверки было принято предписание от 21.11.97
   No.   02-26/6579   с  изменениями   от   11.12.97  о применении  к
   облпотребсоюзу финансовых санкций в виде взыскания сумм заниженной
   прибыли,  штрафов  в размере  100 и 10 процентов в соответствии со
   статьей  13  Закона  Российской  Федерации  "Об  основах налоговой
   системы в Российской Федерации".
       Налоговая инспекция правомерно указала,  что все перечисленные
   выше виды доходов относятся к внереализационным. Однако, определяя
   сумму    заниженной    прибыли,     госналогинспекция    учитывала
   причитающиеся  истцу  в проверяемый период суммы процентов и пеней
   независимо от того, получены ли они фактически или нет.
       В обоснование такой позиции госналогинспекция ссылалась на то,
   что  ни  из  Закона  Российской  Федерации  "О  налоге  на прибыль
   предприятий  и организаций",  ни  из Положения о составе затрат по
   производству и реализации продукции (работ,  услуг),  включаемых в
   себестоимость продукции (работ,  услуг),  и о порядке формирования
   финансовых  результатов,  учитываемых  при налогообложении прибыли
   (далее  - Положение  о составе  затрат),   не  вытекает,  что  под
   внереализационными  доходами  понимаются только полученные доходы.
   Следовательно,  по  мнению налогового органа,  все причитающиеся к
   получению  в проверяемый период внереализационные доходы подлежали
   отнесению на финансовый результат.
       Суд   первой   инстанции   согласился   с  доводами  налоговой
   инспекции. Однако такая позиция не основана на законодательстве.
       Согласно  пункту  2 статьи  2 Закона  Российской  Федерации "О
   налоге  на  прибыль  предприятий  и организаций"  валовая  прибыль
   представляет  собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции
   (работ,  услуг),  основных  фондов,  иного имущества предприятия и
   доходов  от  внереализационных  операций,   уменьшенных  на  сумму
   расходов по этим операциям.  Пунктом 6 статьи 2 Закона определено,
   что  в состав  доходов  (расходов)  от  внереализационных операций
   включаются  доходы  (расходы)  от  операций,   непосредственно  не
   связанных   с  производством  продукции  (работ,   услуг)    и  ее
   реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций
   и в возмещение убытков.
       Пунктом   13  Положения  о составе  затрат  установлено,   что
   конечный  финансовый  результат  (прибыль или убыток) слагается из
   финансового  результата  от  реализации продукции (работ,  услуг),
   основных   средств  и иного  имущества  предприятия  и доходов  от
   внереализационных операций,  уменьшенных на сумму расходов по этим
   операциям.  При этом порядок определения финансового результата от
   реализации  продукции  (работ,  услуг) и финансового результата от
   реализации   основных   средств   и доходов  от  внереализационных
   операций различен.  Выручка от реализации продукции (работ, услуг)
   определяется   исходя   из  избранной  налогоплательщиком  учетной
   политики  (по  мере  ее  оплаты  либо  по  мере отгрузки продукции
   (выполнения  работ,  услуг)  и предъявления покупателю (заказчику)
   расчетных документов).
       Определение   финансового   результата   по  внереализационным
   доходам (расходам) не ставится в такую зависимость.
       Следовательно,  исходя из содержащегося в статье 2 упомянутого
   Закона  понятия объекта обложения налогом на прибыль,  в налоговую
   базу в составе внереализационных доходов включаются только реально
   полученные проценты, пени, штрафы.
       Изменяя  решение  суда  от  01.09.98,  кассационная  инстанция
   обоснованно    указала    на    то,    что   вопрос   о  занижении
   внереализационного  дохода  должен быть поставлен в зависимость от
   того, получен ли такой доход реально.
       Однако  указанный  принцип  был  применен  только  в отношении
   процентов,  подлежащих уплате городским кооперативным предприятиям
   за  пользование  денежными  средствами  облпотребсоюза,  и  пеней,
   начисленных  покупателям  квартир.  Это  обстоятельство  послужило
   основанием  к отмене  решения и направлению дела в названной части
   на новое рассмотрение.
       Довод истца о том, что в сумму заниженного дохода от процентов
   по ссудам работникам облпотребсоюза включены как полученные, так и
   неполученные   проценты,   не   был   принят   во  внимание  судом
   кассационной  инстанции  и в этой части решение было оставлено без
   изменения.  Между  тем к акту проверки приложен расчет начисленных
   финансовых  санкций,  в  котором  учтены  как  полученные,  так  и
   начисленные, но неполученные проценты.
       Таким  образом,  судебные  акты  в части  применения санкций и
   пеней  в связи  с занижением  дохода  в виде  процентов  по ссудам
   вынесены  по  недостаточно исследованным обстоятельствам,  поэтому
   подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
       Учитывая   изложенное   и руководствуясь  статьями  187  - 189
   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                              постановил:

       решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.09.98 по
   делу   No.    А05-4829/98-271/16   и  постановление   Федерального
   арбитражного  суда  Северо  - Западного округа от 30.11.98 в части
   отказа    в   удовлетворении   исковых   требований   о  признании
   недействительным  предписания  Госналогинспекции  по Архангельской
   области от 21.11.97 No.  02-26/6579 о применении санкций и пеней в
   части  занижения  дохода  в виде  процентов по ссудам,  выдаваемым
   работникам облпотребсоюза, отменить.
       Дело  в этой  части  направить  на новое рассмотрение в первую
   инстанцию Арбитражного суда Архангельской области.
       В   остальной  части  указанные  судебные  акты  оставить  без
   изменения.

                                                         Председатель
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                          В.Ф.ЯКОВЛЕВ




<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz