ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 марта 2000 г. N КА-16-27/1630
О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 20 НОЯБРЯ 1999 Г. N 197-ФЗ
С 1 января 2000 года вступил в действие Федеральный закон от
20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского
страхования на 2000 год", определивший для всех плательщиков
страховых взносов тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, базу для начисления и уплаты страховых
взносов, а также льготы по уплате страховых взносов для отдельных
категорий плательщиков, включая работающих граждан из числа
инвалидов.
Наряду с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ
действует Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ, внесший
изменения и дополнения в Порядок уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской
Федерации, утвержденный Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1.
В 2000 году вопросы начисления и уплаты страховых взносов
кроме названных нормативных правовых актов регулируются также
Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 116
"О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным
фондом Российской Федерации" (до принятия федерального закона о
бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год) и
Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в
Пенсионный фонд Российской Федерации (Постановление Правительства
Российской Федерации от 7 мая 1997 г. N 546).
Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ для всех
категорий плательщиков размеры тарифов страховых взносов в ПФР на
2000 год оставлены без изменений. Также не претерпела изменений
база (совокупность выплат в пользу работников) для начисления и
уплаты страховых взносов.
При этом законодатель уточнил необходимость начисления и
уплаты страховых взносов с выплат работникам и физическим лицам
(не состоящим в трудовых отношениях с работодателем) при
заключении с ними договоров гражданско - правового характера,
предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
Из смысла данного Закона следует, что на вознаграждения,
выплачиваемые работникам и иным физическим лицам по вышеназванным
договорам, страховые взносы в ПФР начисляются и уплачиваются всеми
плательщиками страховых взносов. Исключением являются только
индивидуальные предприниматели, если они по указанным договорам
являются исполнителями работ (услуг). Предприниматели относятся к
обособленной категории плательщиков страховых взносов и
осуществляют расчеты с ПФР с дохода от предпринимательской
деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением,
либо с доходов, определяемых из стоимости патента, либо по ставкам
и в порядке, установленным Федеральным законом "О едином налоге на
вмененный доход для определенных видов деятельности".
Пунктом "в" статьи 1 Федерального закона от 20 ноября 1999 г.
N 197-ФЗ родовым, семейным общинам коренных малочисленных народов
Севера, занимающимся традиционными отраслями хозяйствования, и
крестьянским (фермерским) хозяйствам установлена новая база для
исчисления страховых взносов, а именно выплаты, начисленные в
пользу членов общин и хозяйств. Впредь до внесения изменений в
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября
1993 г. N 1020 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими)
хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов
Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования,
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" датой
уплаты указанными плательщиками страховых взносов следует считать
1 апреля следующего года.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от
23 декабря 1999 года N 18-П "По делу о проверке конституционности
отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от
4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на
1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного
медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан,
общественных организаций инвалидов и запросами судов" положения
пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона от 4 января 1999 г.
N 1-ФЗ и абзацев 3 и 6 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от
30 марта 1999 г. N 59-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской
Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на
1998 год" признаны не соответствующими Конституции Российской
Федерации в отношении правового регулирования страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных
предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав
крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов.
Также подлежат пересмотру в установленном порядке положения
Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ как
воспроизводящие нормы Федерального закона от 4 января 1999 г.
N 1-ФЗ.
Вместе с тем согласно пункту 4 резолютивной части впредь до
установления законодателем нового правового регулирования
индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой
нотариусы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты
уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы
за 1999 и 2000 годы в установленном Федеральными законами от
4 января 1999 г. N 1-ФЗ и от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ размере
20,6 процента от заработка (дохода). После введения нового
правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы
подлежат зачету в счет будущих платежей.
Таким образом, расчеты по страховым взносам в ПФР до принятия
нового законодательного акта осуществляются перечисленными
категориями плательщиков исходя из тарифа 20,6 процента.
Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ
предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов некоторых
категорий плательщиков страховых взносов.
Однако Постановлением Конституционного Суда Российской
Федерации признан не соответствующим Конституции Российской
Федерации пункт "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января
1999 г. N 1-ФЗ в той части, в какой он не освобождает от уплаты
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
общественные организации инвалидов, не входящие в состав
общероссийских общественных организаций инвалидов.
В соответствии с частью третьей статьи 79 Федерального
конституционного закона от 27 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской Федерации" утрата актом или его
отдельными положениями, признанными неконституционными,
юридической силы означает, как определено в Постановлении, что с
момента начала действия решения Конституционного Суда Российской
Федерации данный акт или его положения не должны применяться.
На основании изложенного с 23 декабря 1999 года от уплаты
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
освобождаются общественные организации инвалидов, отвечающие
требованиям статьи 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.
N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Пункты 1 и 2 раздела II письма Пенсионного фонда Российской
Федерации от 16 февраля 1999 г. N ЕВ-16-27/1388 в части
освобождения от уплаты страховых взносов только общероссийских
общественных организаций инвалидов, их региональных и
территориальных организаций не применять.
В соответствии с пунктом "а" статьи 6 Федерального закона от
20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ от уплаты страховых взносов в размере
28% освобождаются все юридические лица, независимо от форм
собственности, подчиненности и организационно - правовых форм, в
части выплат, начисленных в пользу работников, являющихся
инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Эта норма
осталась неизменной по сравнению с Федеральным законом от 4 января
1999 г. N 1-ФЗ, действовавшим в 1999 году. Следует иметь в виду,
что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от
23 декабря 1999 г. N 18-П о проверке конституционности отдельных
положений статей указанного Закона не содержит каких-либо указаний
в части пункта "а" статьи 6 Закона, так как он не был предметом
рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации.
Также не являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде
Российской Федерации вопрос о хозяйственных обществах общественных
организаций инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит
из вкладов общественных организаций инвалидов, и об организациях,
единственным собственником имущества которых являются эти
общественные организации.
Следовательно, на основании пункта "б" статьи 6 Федерального
закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ от уплаты страховых взносов в
ПФР в 2000 году могут быть освобождены хозяйственные общества,
уставный капитал которых полностью состоит из вкладов только
общероссийских общественных организаций (в том числе созданных как
союзы), их региональных и местных организаций, а также
организации, собственником имущества которых являются только
общероссийские общественные организации, их региональные и местные
организации. Хозяйственные общества и учреждения других
общественных организаций инвалидов права на льготу не имеют, как
не предусмотренные пунктом "б" статьи 6 Закона.
Признан не соответствующим Конституции Российской Федерации
пункт "в" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ
в той части, в которой он не освобождает от уплаты страховых
взносов работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии
по старости.
Определено также, что Постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П является
основанием для отмены в установленном порядке отдельных положений
нормативных актов, носящих дискриминационный характер в отношении
иных категорий работающих инвалидов I, II, III групп, получающих
пенсии по инвалидности или по старости, поскольку в этих актах не
предусматривается их освобождение от уплаты страховых взносов в
ПФР. Такие акты в указанной части не подлежат применению судами и
другими правоприменительными органами.
Таким образом, с 23 декабря 1999 года от уплаты страховых
взносов в ПФР освобождаются поименованные в пункте "в" статьи 6
Федеральных законов от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ и от 20 ноября
1999 г. N 197-ФЗ категории граждан и одновременно поименованные в
пункте "д" статьи 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ
и в пункте "е" статьи 1 Федерального закона от 20 ноября 1999 г.
N 197-ФЗ граждане (физические лица), работающие по трудовым
договорам, а также получающие вознаграждения по договорам
гражданско - правового характера, предметом которых является
выполнение работ и оказание услуг, являющиеся инвалидами I, II,
III групп, получающие пенсии как по инвалидности, так и по
старости.
С учетом изложенного раздел III письма ПФР от 16 февраля
1999 г. N ЕВ-16-27/1388 применяется в части, не противоречащей
настоящему письму.
Первый заместитель
Председателя Правления
А.В.КУРТИН
|