Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.02.2000 N А56-20780/99 О ВЗЫСКАНИИ СУММЫ ПЕРЕПЛАТЫ НАЛОГА С НАЧИСЛЕННЫМИ ПРОЦЕНТАМИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

   от 7 февраля 2000 года                        Дело  N А56-20780/99

       Федеральный   арбитражный   суд   Северо-Западного   округа  в
   составе  председательствующего Дмитриева В.В., судей Ломакина С.А.
   и   Троицкой  Н.В.,   при   участии   от   Сберегательного   банка
   Российской  Федерации  Серебриевой О.А.  (доверенность от 05.04.99
   N 01-2/1-129); от Управления  Министерства Российской Федерации по
   налогам  и  сборам  по  Ленинградской   области   Даниловой   Л.В.
   (доверенность    от   10.01.2000   N   А2-01/71),   Козлова   С.С.
   (доверенность от 20.01.2000 N  11-18/299),  от  Комитета  финансов
   Ленинградской  области  Савченко А.В.  (доверенность от 05.01.2000
   N 4), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы
   Сберегательного    банка   Российской   Федерации   и   Управления
   Министерства  Российской  Федерации  по  налогам   и   сборам   по
   Ленинградской  области  на  постановление  апелляционной инстанции
   Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области
   от   23.11.99  по  делу  N  А56-20780/99  (судьи  Пастухова  М.В.,
   Загараева Л.П., Асмыкович А.В.),

                               УСТАНОВИЛ:

       Открытое акционерное общество "Сберегательный банк  Российской
   Федерации" (далее - Сбербанк) обратилось в арбитражный суд с иском
   к Государственной налоговой инспекции по Ленинградской области  (в
   настоящее  время - Управление Министерства Российской Федерации по
   налогам и  сборам  по  Ленинградской  области,  далее  -  УМНС)  и
   Комитету финансов Ленинградской области (далее - Комитет финансов)
   о взыскании за счет казны  Ленинградской  области  17790401  рубля
   переплаты налога на прибыль и 3740823 рублей 91 копейки процентов,
   начисленных на данную сумму не возвращенного в срок налога.
       Решением  от 29.09.99 в иске отказано.
       Постановлением апелляционной  инстанции  от  23.11.99  решение
   отменено  и  вынесено  новое  решение  об обязании УМНС возвратить
   Сбербанку за  счет  казны  Ленинградской  области  17790401  рубль
   переплаты  налога на прибыль и 3740823 рубля 91 копейку процентов,
   начисленных на данную сумму не возвращенного в срок налога, в иске
   к Комитету финансов Ленинградской области отказано.
       УМНС просит    отменить   постановление   суда   апелляционной
   инстанции и оставить в силе решение от 29.09.99, ссылаясь при этом
   на  нарушение  судом  пункта  3 статьи 155 и статей 37,  131 и 176
   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -
   АПК РФ),  статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
   - НК РФ),  пункта 1 статьи  16  Закона  Ленинградской  области  от
   22.04.96  N  11-ОЗ,  пунктов  10  и  11  Положения  о  Федеральном
   казначействе Российской  Федерации,  утвержденного  постановлением
   Правительства  Российской  Федерации от 27.08.93 N 864,  пункта 11
   совместного письма Минфина России,  Госналогслужбы России и  Банка
   России  от  21.21.94  N  3-1-07,  N  13-1-03 и N 104к,  Инструкции
   Госналогслужбы   России  от  15.04.96  N  26   и   Инструкции   по
   бухгалтерскому  учету  исполнения бюджетов,  утвержденной приказом
   Минфина России от 17.02.99 N  15н,  поскольку  налоговый  орган  в
   пределах   предоставленных   ему   прав   оформил   заключение   о
   необходимости возврата суммы Сбербанку по форме N 21 и передал его
   для  исполнения  Комитету финансов,  а следовательно,  должен быть
   заявлен иск  о  понуждении  последнего  к  исполнению  обязанности
   возвратить налоговые платежи с процентами.
       В кассационной   жалобе   Сбербанк   просит   также   отменить
   постановление   и  удовлетворить  его  требование  о  взыскании  с
   ответчиков переплаты налога за счет казны  Ленинградской  области,
   учитывая  при  этом на неправильное применение судом апелляционной
   инстанции пункта 2 статьи 22 и статьи 131 АПК РФ,  пункта 5 статьи
   32  и  пункта  9  статьи  78 НК РФ,  подпункта 4 пункта 2 статьи 4
   Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", статьи 73
   и   главы   7   Закона  Российской  Федерации  "Об  исполнительном
   производстве", пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской
   Федерации  (далее - ГК РФ),  раздела VII Инструкции Госналогслужбы
   России от 15.04.96 N 26 и пункта 3.9 Положения о Комитете финансов
   Ленинградской  области,  утвержденного  постановлением губернатора
   Ленинградской области от 16.02.99 N 44-пг, поскольку в данном деле
   у  сторон  отсутствует  спор о наличии или об отсутствии переплаты
   налоговых платежей,  то есть  налоговый  орган  обязан  возвратить
   данную сумму,  а Комитет финансов как финансовый орган, отвечающий
   за исполнение  бюджета,  -  произвести  выплаты  за  счет  бюджета
   Ленинградской  области,  а  Сбербанк  имеет  право взыскать данную
   сумму в порядке  исполнительного  производства  вследствие  отказа
   финансового   органа   исполнить   требование   УМНС.  В  процессе
   рассмотрения дела истец также указал на соответствие заявленных им
   требований   статьям  218  и  255  Бюджетного  кодекса  Российской
   Федерации, а также их подтверждение определением арбитражного суда
   от 17.01.2000 о разъяснении постановления по данному делу.
       Кассационная инстанция    считает   жалобу   УМНС   подлежащей
   удовлетворению.
       Как следует из материалов дела,  у Сбербанка имелась переплата
   налога на прибыль в  части,  поступившей  в  бюджет  Ленинградской
   области.  На  основании  заявления  от  17.05.99  УМНС  оформило и
   передало Комитету финансов заключение от 27.05.99 о возврате суммы
   переплаты  на  корреспондентский  счет налогоплательщика,  которое
   было  возвращено  налоговому  органу  без  исполнения  в  связи  с
   отсутствием  достаточных средств в бюджете Ленинградской области с
   просьбой о зачете суммы переплаты в счет  предстоящих  платежей  в
   областной бюджет.  Не согласившись с данным предложением, Сбербанк
   обратился в арбитражный суд с иском о взыскании суммы переплаты  и
   процентов  с  УМНС  и  Комитета  финансов,  уточнив впоследствии о
   взыскании с них этих сумм за счет казны Ленинградской области.
       Согласно статье  2  Налогового  кодекса  Российской  Федерации
   законодательство о налогах и сборах регулирует властные  отношения
   по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской
   Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления
   налогового  контроля,  действий (бездействия) их должностных лиц и
   привлечения  к  ответственности  за   совершение   правонарушения.
   Пунктом   2   постановления  Пленума  Верховного  Суда  Российской
   Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
   от  01.06.96  N 6/8 разъяснено,  что в случаях,  когда разрешаемый
   судом  спор  вытекает  из  налоговых  или  других   финансовых   и
   административных    правоотношений,    следует    учитывать,   что
   гражданское законодательство  может  быть  применено  к  указанным
   правоотношениям  только  при условии,  что это прямо предусмотрено
   законодательством  (пункт  3   статьи   2   Гражданского   кодекса
   Российской Федерации).
       Пункт 1 статьи 1 НК  РФ  устанавливает,  что  законодательство
   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах состоит из Налогового
   кодекса и принятых в соответствии  с  ним  федеральных  законов  о
   налогах и (или) сборах.
       Согласно пункту   7   постановления  Пленума  Верховного  Суда
   Российской  Федерации  и   Пленума   Высшего   Арбитражного   Суда
   Российской  Федерации  от  11.06.99  N  41/9 при решении вопроса о
   применении  по  конкретному  делу  нормативного  правового   акта,
   связанного с налогообложением и сборами,  судам необходимо иметь в
   виду,  что  в   соответствии   со   статьей   4   Кодекса   органы
   исполнительной  власти  любого  уровня  вправе издавать такие акты
   только  в  случае,  если  это  предусмотрено  законодательством  о
   налогах и сборах.  Исходя из статьи 7 Вводного закона, изданные до
   1 января 1999 года  инструкции  Государственной  налоговой  службы
   Российской Федерации по применению конкретных законов об отдельных
   видах налогов применяются судами при разрешении споров в части, не
   противоречащей Кодексу, в том числе его статье 4, согласно которой
   нормативные правовые акты органов исполнительной власти  не  могут
   изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
       В соответствии  с  пунктом 5 статьи 31,  пунктом 1 статьи 78 и
   пунктом  1  статьи  79  Налогового  кодекса  Российской  Федерации
   налоговый  орган  обязан  вернуть  сумму  излишне уплаченного либо
   взысканного налога  налогоплательщику.  Порядок  возврата  излишне
   уплаченного    налога    определен   именно   нормами   Инструкции
   Госналогслужбы  России  от  15.04.96  N   26   и   Инструкции   по
   бухгалтерскому  учету  исполнения бюджетов,  утвержденной приказом
   Минфина России от 17.02.99 N 15н, согласно которым налоговый орган
   оформляет  заключение  по  форме  N  21  о  необходимости возврата
   излишне  полученных  налоговых  платежей  и   передает   его   для
   исполнения  соответствующему  финансовому органу,  в данном случае
   Комитету финансов.
       Согласно норме,  содержащейся  в статье 239 Бюджетного кодекса
   Российской Федерации,  а ранее - в статьях 9, 14 и 17 Закона РСФСР
   "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" и
   статьях 17,  18,  29 и 32 Закона Российской Федерации "Об  основах
   бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных
   фондов представительных и исполнительных  органов  государственной
   власти   республик   Российской   Федерации,  автономной  области,
   автономных   округов,   краев,   областей,   городов   Москвы    и
   Санкт-Петербурга,   органов   местного   самоуправления",   бюджет
   субъекта  Российской  Федерации  обладает  правовым  режимом,  при
   котором  обращение  взыскания на бюджетные средства осуществляется
   только на основании судебного акта,  предусматривающего возмещение
   в размере недофинансирования либо возмещение убытков,  причиненных
   физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий
   (бездействия) государственных органов.
       Поэтому суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу
   о  единственно  возможном способе осуществления в судебном порядке
   защиты имущественных прав  и  интересов  -  вынесении  решения  об
   обязании  налогового органа возвратить из соответствующего бюджета
   излишне уплаченные налоговые платежи с начислением  процентов  как
   компенсации  потерь  налогоплательщику  от  удержания его денежных
   средств,    а    удовлетворение     иного     требования     истца
   (налогоплательщика)   в   данном   случае   законодательством   не
   предусмотрено.
       Поскольку Сбербанк  при  рассмотрении  дела во всех инстанциях
   арбитражного суда настаивает именно на указанном им предмете  иска
   и  отказывается  от его изменения,  у суда апелляционной инстанции
   отсутствовало  право  на  вынесение  решения  об   обязании   УМНС
   возвратить  из  бюджета  Ленинградской  области излишне уплаченные
   налоговые платежи с начислением процентов, а тем более указывать в
   определении  от  17.01.2000  на  возможность  выставления судебным
   исполнителем инкассового  распоряжения  на  бюджетный  (!!?)  счет
   Комитета   финансов  Ленинградской  области,  то  есть  фактически
   установить  тождественность  предметов  иска  о  взыскании   суммы
   переплаты и о возврате ее из бюджета.
       При указанных обстоятельствах следует  признать,  что  в  силу
   иммунитета  бюджетов  Российской  Федерации  и  его  субъектов суд
   первой  инстанции  правомерно  отказал  в  удовлетворении  иска  о
   взыскании суммы переплаты налога с начисленными процентами за счет
   бюджета Ленинградской области, УМНС и Комитета финансов, в связи с
   чем кассационная жалоба налогового органа подлежит удовлетворению.
       Руководствуясь статьями  174  и  175  (пункт  6)  Арбитражного
   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,    Федеральный
   арбитражный суд Северо-Западного округа

                              ПОСТАНОВИЛ:

       постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города
   Санкт-Петербурга  и  Ленинградской  области  от  23.11.99  по делу
   N А56-20780/99 отменить.
       Оставить в  силе решение арбитражного суда первой инстанции от
   29.09.99, принятое по данному делу.
       Взыскать с  корреспондентского  счета  открытого  акционерного
   общества    "Сберегательный     банк     Российской     Федерации"
   (Санкт-Петербургский  банк)  в  доход  федерального  бюджета 83490
   рублей госпошлины за рассмотрение дела в суде первой  инстанции  и
   41745  рублей госпошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной
   инстанции.

                                                 Председательствующий
                                                        ДМИТРИЕВ В.В.

                                                                Судьи
                                                         ЛОМАКИН С.А.
                                                        ТРОИЦКАЯ Н.В.



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz