Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНЗДРАВА РФ ОТ 18.01.2000 N 1 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ И ЛЕЧЕБНО ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕДИКО СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                 КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ

                                ПРОТОКОЛ

                           18 января 2000 г.

                                  N 1

          О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
        ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ И ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
                  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
           МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА,
                   ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

       Деятельность органов управления здравоохранением и  лечебно  -
   профилактических  учреждений  по  обеспечению  медико - социальной
   помощи детям раннего возраста, оставшимся без попечения родителей,
   осуществляется  в  соответствии  со стратегическими направлениями,
   предусматривающими проведение комплекса мероприятий, содействующих
   обретению  ребенком  семьи на основе решения проблем,  связанных с
   его здоровьем,  развитие реабилитационной помощи в домах ребенка и
   защиту  прав детей раннего возраста,  попавших в трудную жизненную
   ситуацию.
       Во исполнение  этих направлений внесены дополнения и изменения
   в законодательство Российской Федерации в части снятия медицинских
   противопоказаний   для   усыновления   детей,   сокращения   срока
   установления социально - правового статуса  ребенка  для  передачи
   его    на   усыновление.   Разработан   с   учетом   изменившегося
   законодательства и находится на согласовании проект  постановления
   Правительства  Российской  Федерации  о  положении о доме ребенка.
   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  20.06.92
   N 409  "О  неотложных  мерах  по социальной защите детей - сирот и
   детей,  оставшихся без попечения родителей" были утверждены  нормы
   питания и табель оснащения домов ребенка.
       Совместно с Минобразованием России  разработана  и  введена  в
   действие  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
   09.09.93 N 909 Федеральная  целевая  программа  "Дети  -  сироты",
   которая  в  последующем  включена в состав Президентской программы
   "Дети  России"  и  в  настоящее  время  утверждена  до  2000  года
   включительно.
       Минздравом  России   изданы  приказы  от  28.09.93  N 227   "О
   совершенствовании    системы    организации   медицинской   помощи
   воспитанникам домов ребенка"  и  от  02.12.99  N  426  "О  штатных
   нормативах домов  ребенка".  В  соответствии  с  Семейным кодексом
   Российской    Федерации    разработаны    порядок     медицинского
   освидетельствования  детей,  подлежащих  усыновлению,  и  граждан,
   желающих  усыновить  детей  (приказы  Минздрава  и  Минобразования
   России от  31.08.94  N 342/184  и  от 05.03.96  N 369/641;  приказ
   Минздрава России от 10.09.96 N 332) и медицинские формы на  детей,
   передаваемых на  усыновление  (приказ Минздрава России от 03.07.95
   N 195).
       С 1999  года  разработана и введена статистическая отчетность,
   позволяющая   анализировать   заболеваемость    и    инвалидизацию
   воспитанников домов ребенка.
       Республиканскому объединению      по      реабилитации       и
   восстановительному      лечению    детей   -   инвалидов   приданы
   координирующие   функции    по    организационно  -  методическому
   обеспечению   деятельности   домов   ребенка.   На   базе  кафедры
   поликлинической педиатрии с курсом реабилитологии РМАПО  Минздрава
   России   организованы   постоянно   действующие   циклы  повышения
   квалификации для врачей и педагогов, работающих в домах ребенка.
       Проводится целенаправленная  работа по развитию реабилитации в
   домах ребенка.  Отработана модель реабилитационной службы на  базе
   дома  ребенка г.Апатиты Мурманской области - эта система позволила
   сократить инвалидизацию детей по отдельным нозологическим формам в
   2-3 раза,  добиться коррекции нарушений по ведущим линиям развития
   (речевая,  сенсорная,  двигательная). В 21 территории организованы
   учреждения подобного типа (Архангельская, Владимирская, Орловская,
   Пермская, Московская области, Республики Коми, Карелия, Татарстан,
   Удмуртская  и  др.).  В комплексной реабилитации детей применяются
   методы восстановительной терапии,  а также современные  технологии
   педагогической  коррекции  и  социализации.  В  ряде домов ребенка
   внедрены индивидуальные программы реабилитации.
       С целью   управления  работой  домов  ребенка  по  обеспечению
   воспитанников своевременной адекватной медицинской помощью в  1998
   г. разработана и сертифицирована компьютерная программа "Состояние
   здоровья детей, находящихся в домах ребенка Российской Федерации",
   на  основе  которой  в  Минздраве  России  создается банк данных о
   здоровье детей,  позволяющий анализировать состояние их здоровья и
   вносить  необходимые  коррективы в деятельность органов управления
   здравоохранением и  лечебно  -   профилактических   учреждений   в
   регионах.  В  настоящее  время за счет средств Федеральной целевой
   программы "Дети России"  80  домов  ребенка,  имеющих  компьютеры,
   оснащены  модемами,  инструкциями  пользователя и обучены работе с
   программой.
       На основании Закона Российской  Федерации  "О  государственных
   пенсиях  в  РСФСР"  дети  домов  ребенка обеспечиваются пенсией по
   случаю потери  кормильца  и  социальной  пенсией  по  инвалидности
   (инструктивное     письмо    Минздрава    России    от    25.02.98
   N 2510/1676-98-32).
       Совместная работа   Минздрава   России  и  органов  управления
   здравоохранением  субъектов  Российской  Федерации  позволила  при
   ухудшающемся  состоянии  здоровья  родителей и детей в семьях,  из
   которых  дети  поступают  в  дома  ребенка,   добиться   улучшения
   состояния здоровья воспитанников.  Вследствие этого по сравнению с
   80-ми годами в 1,8 раза  увеличилось  число  детей,  переданных  в
   семью,  и  в 2,7 раза сократилось число передаваемых в интернатные
   учреждения.
       Вместе с тем, данные проверок, публикации в средствах массовой
   информации,  а   также   представления   Генеральной   прокуратуры
   Российской  Федерации  свидетельствуют  о  том,  что,  несмотря на
   проводимую   работу,   органы   управления   здравоохранением    и
   лечебно -  профилактические  учреждения  не обеспечивают в должном
   объеме медицинскую помощь и  правовую  защиту  интересов  детей  -
   сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей.
       Данные анкетирования   домов   ребенка,   полученные   из   75
   территорий,  свидетельствуют о том,  что до настоящего времени 15%
   домов ребенка размещены в неудовлетворительных  условиях,  в  ряде
   случаев   подлежат   закрытию   (г.Калач-на-Дону   и  г.Михайловка
   Волгоградской области,  г.Маркс Саратовской  обл.,  пос.Иноземцево
   Ставропольского   края  и  др.).  Начала  формироваться  тенденция
   передачи этих учреждений в муниципальную собственность, вследствие
   чего заметно ухудшается питание детей,  обеспечение медикаментами,
   необоснованно  сокращаются  штаты  сотрудников.   Очень   медленно
   осуществляется   компьютеризация  домов  ребенка,  что  затрудняет
   создание базы данных о  здоровье  воспитанников,  а  следовательно
   ограничивает  возможности  органов  управления  здравоохранением в
   контроле и управлении обеспечения детям своевременной  медицинской
   помощи.
       При удовлетворительном укомплектовании кадрами 81% педагогов и
   78%  врачей  имеют низкую теоретическую подготовку по особенностям
   профилактического  наблюдения,  донозологической   диагностики   и
   течения соматических  заболеваний  у детей с нервно - психическими
   расстройствами.
       В большинстве  домов  ребенка  регистрируется  высокий уровень
   заболеваемости  респираторными  вирусными  и   острыми   кишечными
   инфекциями, а также носительства вируса гепатита В.
       По данным  проверок  домов  ребенка  в  15-и  территориях  94%
   воспитанников имеют медотводы от профилактических прививок.  Низок
   процент осмотра  детей врачами - специалистами (стоматолог - 0,2%,
   хирург  -  22%,  офтальмолог  -  13,7%,  отоларинголог  -   8,5%).
   Недостаточно используются инструментальные методы обследования (от
   2 до 19%),  вследствие чего диагностика  проводится  на  основании
   клинических  данных.  Во многих случаях не устанавливается диагноз
   сопутствующей   соматической   и   др.  патологии    (эндокринной,
   сердечно -  сосудистой системы,  органа зрения,  хирургических,  в
   т.ч.  ортопедических  заболеваний,  внутриутробной  инфекции).   В
   большинстве домов ребенка основным направлением медицинской помощи
   являются уход и  симптоматическое  лечение.  По  мнению  экспертов
   реабилитационная  работа  развита недостаточно,  мало используются
   методы активного общения,  вследствие  чего  у  90%  воспитанников
   страдает   речевое  и  сенсорное  развитие.  Дефекты  психолого  -
   педагогической  работы   усугубляют   социальную   и   материнскую
   депривацию,  не  компенсируют  дефекты  развития детей,  вызванные
   отсутствием семьи.
       До 30%  детей  поступают   из   лечебно   -   профилактических
   учреждений   в   дома   ребенка   недостаточно  обследованными,  с
   неустановленным диагнозом заболевания (ДЦП,  гипотиреоз, дисплазия
   тазобедренных  суставов,  грыжи  и  т.д.).  От  30  до  40%  детей
   поступают с  диагнозом  перинатальная  энцефалопатия,  за  которым
   скрываются   как   серьезные   неврологические  нарушения,  так  и
   незначительные   функциональные   отклонения.   Выявлены    случаи
   неправильной  диагностики  заболеваний  у  детей и несвоевременной
   коррекции пороков  развития  (Г.Г.Тверь,  Ярославль,  Тюмень,  Шуя
   Ивановской области и др.).
       По данным единовременной диспансеризации практически в  каждом
   доме  ребенка  от  15 до 30%  воспитанников имеют хирургические (в
   основном грыжи различной локализации),  ортопедические  (дисплазия
   суставов,   кривошея,   сколиоз   и   др.)   и  офтальмологические
   заболевания,  которые  не  были  диагностированы  и  по   ним   не
   проводилось  лечение.  В  среднем  каждый  второй ребенок страдает
   анемией,   гипотрофией   или   рахитом,   выявленными   в   период
   диспансеризации.  Имеют  место  случаи  отсутствия  своевременного
   лечения и коррекции заболеваний (пороки развития верхней  челюсти,
   гидроцефалия, спинно - мозговая  грыжа),  а  также  несоответствия
   диагноза заболевания возрасту ребенка.
       На основании    анализа    медицинских    документов   умерших
   воспитанников  домов  ребенка  (176  детей   из   11   территорий)
   установлено,  что  около  50%  детей,  нуждавшихся  в стационарном
   лечении,  были госпитализированы несвоевременно.  В 19,8%  случаев
   смерть  наступила  в  доме  ребенка,  т.к.,  несмотря  на  наличие
   медицинских показаний,  вопрос о госпитализации не  ставился.  Все
   эти  дети  в течение длительного времени (до 3-х месяцев) получали
   лечение в  доме  ребенка,  которое  не  было  адекватным  диагнозу
   заболевания    и   его   тяжести.   Имелись   случаи   отказов   в
   госпитализации.  Как в домах ребенка, так и в стационарах причиной
   смерти,   как  правило,  считается  основное  заболевание  ребенка
   (болезнь Дауна,  "волчья пасть" и др.),  а не те острые состояния,
   которые  привели к летальному исходу.  По мнению экспертов в 81,3%
   случаев   смерть   наступила   от   заболеваний    и    состояний,
   присоединившихся к основному заболеванию.
       Проверками выявлены   серьезные   просчеты   в   защите   прав
   детей -   сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей.
   Практикуется  длительная   задержка   детей   в   стационарах   по
   социальным,  а  не  медицинским  показаниям (Республика Татарстан,
   Рязанская,  Нижегородская,  Московская и др.  области). Нарушаются
   порядок и  сроки  передачи  сведений из лечебно - профилактических
   учреждений и домов ребенка на  детей,  подлежащих  усыновлению,  в
   органы  опеки  и  попечительства;  порядок хранения,  оформления и
   выдачи в родильных  домах  медицинских  свидетельств  о  рождении.
   Имеются  факты  выдачи медицинских заключений о состоянии здоровья
   воспитанников  домов  ребенка,  передаваемых  на  усыновление,  не
   экспертными  комиссиями  органов  управления  здравоохранением,  а
   непосредственно учреждениями, где находятся дети, и т.д.
       Кроме того,     руководители     домов    ребенка    принимают
   необоснованные решения о  противопоказаниях  к  усыновлению,  если
   ребенок   является   инвалидом  (Чувашская  республика,  Тульская,
   Нижегородская области).  В лечебно - профилактических  учреждениях
   практикуются  рекомендации родителям об отказе от ребенка в случае
   тяжелых нарушений состояния здоровья детей.
       В целях  совершенствования  медико  -  социальной помощи детям
   раннего возраста,  оставшимся без  попечения  родителей,  коллегия
   решает:
       1. Обратить   внимание   руководителей   органов    управления
   здравоохранением субъектов Российской Федерации на снижение личной
   ответственности за обеспечение медико -  социальной  помощи  детям
   раннего  возраста,  оставшимся без попечения родителей,  защиту их
   прав и интересов, деятельность домов ребенка.
       2. Рекомендовать      руководителям     органов     управления
   здравоохранением субъектов Российской Федерации:
       2.1. Принять   немедленные  меры  по  обеспечению  медицинской
   помощи и соблюдению законности в части охраны прав  детей  раннего
   возраста,  оставшихся  без  попечения родителей;  разбирать каждый
   случай  смерти  в  указанной  группе  детей   с   соответствующими
   организационными выводами.
       2.2. Обеспечить внедрение регистра состояния здоровья детей  в
   домах  ребенка;  ежегодную  диспансеризацию  воспитанников  силами
   специалистов медицинских ВУЗов,  НИИ,  лечебно -  профилактических
   учреждений   областного   уровня;  шире  использовать  возможности
   федеральных     медицинских      учреждений      для      оказания
   высокоспециализированной медицинской помощи детям - сиротам.
       2.3. Осуществлять  перевод  детей  в  интернатные  учреждения,
   вновь поступающих и после перенесенного заболевания, комиссионно с
   комплексной   оценкой   состояния    здоровья    и    развернутыми
   рекомендациями   по  тактике  наблюдения,  дальнейшему  лечению  и
   реабилитации.
       2.4. В  течение  месяца  после  изменения диагноза заболевания
   передавать дополнительные сведения  о  состоянии  здоровья  детей,
   подлежащих устройству в семью, в органы опеки и попечительства.
       2.5. Запретить подготовку и передачу медицинских документов на
   усыновляемых детей   в   органы   опеки  и  попечительства,  минуя
   медицинские комиссии при органах управления здравоохранением.
       2.6. Принять  необходимые  меры  по  увеличению охвата детей в
   домах   ребенка   профилактическими    прививками,    использовать
   выделяемую  за  счет  средств  федерального бюджета вакцину против
   гепатита В в первую очередь для иммунизации указанного контингента
   детей.
       2.7. Внести на рассмотрение администрации субъектов Российской
   Федерации вопрос о приведении материально - технической базы домов
   ребенка в соответствие с санитарно - гигиеническими  требованиями:
   о   создании     условий    для    лечебно  -  диагностической   и
   реабилитационной помощи:  о форме собственности  (государственная,
   муниципальная)   каждого   дома   ребенка  с  учетом  охраны  прав
   воспитанников.
       2.8. Обеспечить   повышение  квалификации  специалистов  домов
   ребенка по вопросам диагностики,  лечения и реабилитации  детей  с
   врожденными  и  наследственными  заболеваниями центральной нервной
   системы в сочетании с соматической патологией.
       2.9. Информацию  о  проделанной  работе представить в Минздрав
   России в июне 2000 г.
       3. Главным   врачам   центров  госсанэпиднадзора  в  субъектах
   Российской  Федерации  повысить   действенность   государственного
   надзора за соблюдением санитарно  -  гигиенических  требований  по
   организации питания и питьевого режима детей в домах ребенка.
       4. Управлению  охраны  здоровья  матери  и  ребенка (Зелинская
   Д.И.):
       4.1. Осуществить  контроль за деятельностью органов управления
   здравоохранением и  лечебно  -  профилактических   учреждений   по
   обеспечению прав детей раннего возраста,  оставшихся без попечения
   родителей.
       4.2. Продолжить   работу   по   внедрению  регистра  состояния
   здоровья воспитанников домов ребенка.
                                             Срок - декабрь 2000 года
       4.3. Подготовить   инструктивные   материалы   по   унификации
   основных направлений деятельности домов ребенка.
                                             Срок - февраль 2000 года
       4.4. Направить  в органы управления здравоохранением субъектов
   Российской  Федерации  служебные  письма  по  результатам  анализа
   медицинских   документов   умерших  воспитанников  домов  ребенка;
   экспертизы единовременной диспансеризации воспитанников; по охране
   прав   детей  в  учреждениях  системы  здравоохранения;  о  работе
   попечительских советов домов ребенка.
                                                 Срок - май 2000 года
       4.5. Разработать  методические  документы  по   приведению   в
   соответствие  с  МКБ  10-го  пересмотра  диагностики перинатальных
   поражений центральной нервной системы.
                                              Срок - апрель 2000 года
       4.6. Совместно   с   Министерством   образования    Российской
   Федерации  подготовить  приказ  о  порядке  взаимодействия органов
   опеки и попечительства с лечебно - профилактическими учреждениями.
                                                Срок - март 2000 года
       5. Департаменту госсанзпиднадзора (Монисов  А.А.),  Управлению
   охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.), Научному центру
   здоровья детей РАМН (Баранову А.А.) (по согласованию) пересмотреть
   САНПИН по домам ребенка.
                                              Срок - ноябрь 2000 года
       6. Управлению  охраны  здоровья  матери  и  ребенка (Зелинская
   Д.И.), Правовому управлению (Мельникова Л.С.):
       6.1. Подготовить   предложения   по   внесению   изменений   в
   законодательство Российской  Федерации:  по  перечислению  разницы
   между  назначенной  и полагающейся к выплате пенсии детям в период
   их  нахождения  в  домах   ребенка   на   полном   государственном
   обеспечении   на   счета   этих   учреждений;  о  продлении  срока
   реабилитации детей в домах ребенка после 4-х лет.
                                                Срок - март 2001 года
       6.2. Обеспечить подготовку сборника нормативных правовых актов
   по охране прав детей - сирот и оставшихся без попечения родителей.
                                             Срок - декабрь 2000 года
       7. Департаменту   образовательных   медицинских  учреждений  и
   кадровой политики (Володин Н.Н.) разработать учебную  программу  и
   обеспечить повышение квалификации врачей домов ребенка по вопросам
   специфики течения соматических заболеваний у  детей  с  поражением
   центральной    нервной    системы,    умственной   отсталостью   и
   двигательными нарушениями.
                                            Срок - сентябрь 2000 года
       8. Управлению делами (Белых С.В.) направить настоящее  решение
   коллегии  в  органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской
   Федерации для информации.
                                             Срок - февраль 2000 года
       9. Контроль  за  выполнением  решения  коллегии  возложить  на
   Заместителя    Министра   здравоохранения   Российской   Федерации
   Т.И.Стуколову.

                                     Председательствующий на коллегии
                                                   Первый заместитель
                                             Министра здравоохранения
                                                 Российской Федерации
                                                           Л.И.ВЯЛКОВ

                                                   Секретарь коллегии
                                                          А.А.ПРОХОДА

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz