Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "МЕНЕДЖЕР В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" (УТВ. МИНОБРАЗОВАНИЕМ РФ 30.12.2002)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                             Утверждаю
                                                           Заместитель
                                                  Министра образования
                                                  Российской Федерации
                                                            Ю.В.ШЛЕНОВ
                                                  30 декабря 2002 года
   
                      ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
               К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ
       К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
          "МЕНЕДЖЕР В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
                      И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
   
                1. Общая характеристика дополнительной
       профессиональной образовательной программы для получения
      дополнительной квалификации "Менеджер в области управления
            природопользованием и охраны окружающей среды"
   
       1.1. Обоснование потребности в реализации программы.
       Актуальность  и важность постановки экологического  образования
   управленческих  кадров  отражены в документах  Конференций  ООН  по
   окружающей   среде   и   развитию,   в   материалах   ряда   других
   международных  конференций. В соответствии  с  Федеральным  законом
   "Об  охране  окружающей среды" (ст. 73) руководители организаций  и
   специалисты,  принимающие  экологически  значимые  решения,  должны
   иметь  подготовку в области охраны окружающей среды и экологической
   безопасности.
       1.2. Цель, структура и приоритеты образовательной программы.
       Цель  -  обеспечение высокого профессионального уровня  знаний,
   умений   и   навыков  управленческих  кадров  в  сфере   управления
   природопользованием и природоохранной деятельностью.
       Достижение   поставленной   цели   осуществляется    по    трем
   взаимосвязанным   направлениям:   общеуправленческая    подготовка,
   включающая   элементы  теории  управления  и  теории   организации,
   правовые, экономические и социальные аспекты; подготовка в  области
   социоприродного  знания, содержащего основы  геоэкологии,  общей  и
   социальной  экологии,  теории устойчивого  развития;  подготовка  в
   специализированной   области,  содержащей   конкретные   методы   и
   средства  решений актуальных проблем управления природопользованием
   и    охраны    окружающей    среды.   Соответственно    структурно-
   образовательная программа состоит из блоков общепрофессиональных  и
   специальных   дисциплин,   внутри  которых   имеются   относительно
   самостоятельные  составляющие образовательной  программы  (модули),
   позволяющие  их  отдельное  изучение.  В  целом  в  образовательной
   программе   акцент   делается  на  изучение   актуальных   вопросов
   государственного  и муниципального управления, а также  менеджмента
   в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
       1.3.   Контингент   обучаемых  лиц  и  сфера   профессиональной
   деятельности.
       Образовательная   программа  ориентирована  прежде   всего   на
   обучение  высшего  звена управленческих кадров.  К  этой  категории
   относятся   государственные   служащие  специально   уполномоченных
   государственных  органов  власти  Российской  Федерации  в  области
   охраны  окружающей среды и природопользования, а также  руководящий
   состав   других  организаций,  принимающих  экологически   значимые
   решения.
       Сферами   профессиональной  деятельности  менеджера  в  области
   управления природопользованием и охраны окружающей среды  являются:
   органы     государственного     и     муниципального     управления
   природопользованием и природоохранной деятельности (министерства  и
   ведомства,   их  федеральные  и  региональные  учреждения,   органы
   местного самоуправления); организации, которые оказывают или  могут
   оказать  негативное  воздействие на окружающую среду  (промышленные
   предприятия,   фирмы,  корпорации);  учреждения  системы   высшего,
   послевузовского,   дополнительного  и  среднего   профессионального
   образования.
   
            2. Требования к уровню подготовки, необходимому
             для освоения дополнительной профессиональной
                       образовательной программы
   
       2.1.  Лица,  желающие  освоить дополнительную  профессиональную
   образовательную    программу    для    получения     дополнительной
   квалификации  "Менеджер в области управления природопользованием  и
   охраны  окружающей  среды",  должны иметь  высшее  профессиональное
   образование  (бакалавр, магистр или дипломированный специалист)  по
   направлениям и/или специальностям из числа ниже перечисленных:
       520000  "Гуманитарные и социально-экономические науки",  540000
   "Педагогические      науки",     020000     "Гуманитарно-социальные
   специальности",  060000 "Специальности экономики и  управления",  а
   также  избирательно по другим направлениям и специальностям, в  том
   числе военные специальности.
       2.2.   Допускается   конкурсный  отбор  абитуриентов,   условия
   которого устанавливаются образовательным учреждением.
       2.3.  Нормативная  трудоемкость программы  обучения  составляет
   1108 часов, из них 888 - аудиторных.
   
            3. Требования к дополнительной профессиональной
                       образовательной программе
   
       3.1.   Образовательная  программа  разрабатывается  на   основе
   настоящих Государственных требований.
       3.2.  Образовательная  программа  включает:  примерный  учебный
   план,   примерные  учебные  программы  по  дисциплинам,   примерную
   программу практики и стажировки.
       3.3.  Структура  образовательной программы строится  на  основе
   блочно-модульного  принципа.  Относительно  самостоятельные   части
   программы   могут   быть  освоены  автономно  в   форме   повышения
   квалификации  (72  или 100 час.) и профессиональной  переподготовки
   (не менее 500 час.)
       3.4.   В   образовательной  программе  предусмотрены  следующие
   компоненты:
       цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
       цикл СД - специальные дисциплины;
       ПП - предквалификационная практика или стажировка;
       ИА - итоговая государственная аттестация.
   
                  4. Обязательный минимум содержания
                       образовательной программы
   
   -------T--------------------------------------------------T------¬
   ¦Индекс¦              Наименование дисциплин              ¦Кол-во¦
   ¦      ¦                                                  ¦ауди- ¦
   ¦      ¦                                                  ¦торных¦
   ¦      ¦                                                  ¦часов ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦ОПД.00¦Общеобразовательные дисциплины                    ¦  454 ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦ОПД.01¦Теория управления. Цели и функции теории          ¦   30 ¦
   ¦      ¦управления; функциональное разделение             ¦      ¦
   ¦      ¦управленческого труда. Ключевые понятия:          ¦      ¦
   ¦      ¦информация, состояние системы, обратная связь,    ¦      ¦
   ¦      ¦алгоритм, принятие решений, оптимизация,          ¦      ¦
   ¦      ¦адаптация. Внутренняя и внешняя среда в           ¦      ¦
   ¦      ¦управлении, организационные формы и структуры     ¦      ¦
   ¦      ¦управления. Теоретические основы менеджмента и его¦      ¦
   ¦      ¦современное состояние. Общенаучные методы теории  ¦      ¦
   ¦      ¦управления; методы управленческого воздействия,   ¦      ¦
   ¦      ¦методы решения управленческих проблем и реализации¦      ¦
   ¦      ¦функций менеджмента. Методология и организация    ¦      ¦
   ¦      ¦процесса разработки управленческого решения;      ¦      ¦
   ¦      ¦целевая ориентация управленческих решений, анализ ¦      ¦
   ¦      ¦альтернатив. Коммуникация в процессе управления.  ¦      ¦
   ¦      ¦Управление как процесс; основной цикл управления; ¦      ¦
   ¦      ¦системно-синергетический подход; формирование     ¦      ¦
   ¦      ¦новой управленческой парадигмы. Эффективность     ¦      ¦
   ¦      ¦управления                                        ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦ОПД.02¦Теория организации. Природа и сущность            ¦   30 ¦
   ¦      ¦организации; организация и управление, законы     ¦      ¦
   ¦      ¦организации, принципы организации; организационное¦      ¦
   ¦      ¦поведение; взаимодействие и адаптация к изменениям¦      ¦
   ¦      ¦внешней среды; жизненный цикл организаций;        ¦      ¦
   ¦      ¦институциональные нормы в организационной системе:¦      ¦
   ¦      ¦формальные и неформальные; современные            ¦      ¦
   ¦      ¦информационные технологии организационной         ¦      ¦
   ¦      ¦культуры, оценка эффективности организационных    ¦      ¦
   ¦      ¦систем; тенденции развития организаций            ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦ОПД.03¦Правовая система Российского государства. Сущность¦   72 ¦
   ¦      ¦государства и права; нормы права, законность и    ¦      ¦
   ¦      ¦правопорядок.                                     ¦      ¦
   ¦      ¦Конституционное право России. Конституционно-     ¦      ¦
   ¦      ¦правовой статус личности: институт гражданства в  ¦      ¦
   ¦      ¦РФ, права и свободы. Конституционные основы       ¦      ¦
   ¦      ¦федеративного устройства России. Конституционная  ¦      ¦
   ¦      ¦система власти в РФ.                              ¦      ¦
   ¦      ¦Гражданское право. Система гражданского права.    ¦      ¦
   ¦      ¦Соотношение федерального законодательства и       ¦      ¦
   ¦      ¦законодательства субъектов в РФ. Гражданский      ¦      ¦
   ¦      ¦кодекс. Виды гражданских правоотношений.          ¦      ¦
   ¦      ¦Ответственность по обязательствам РФ, субъекта РФ,¦      ¦
   ¦      ¦муниципального образования. Право собственности.  ¦      ¦
   ¦      ¦Государственная и муниципальная собственность.    ¦      ¦
   ¦      ¦Защита права собственности. Гражданско-правовой   ¦      ¦
   ¦      ¦договор: содержание, заключение, расторжение.     ¦      ¦
   ¦      ¦Административное право. Система административного ¦      ¦
   ¦      ¦права. Административно-правовые нормы и отношения,¦      ¦
   ¦      ¦субъекты, источники административного права.      ¦      ¦
   ¦      ¦Гражданин как субъект административного права.    ¦      ¦
   ¦      ¦Административно-правовая защита прав и законных   ¦      ¦
   ¦      ¦интересов личности. Формы и методы осуществления  ¦      ¦
   ¦      ¦исполнительной власти. Административно-правовые   ¦      ¦
   ¦      ¦акты; административный договор. Ответственность по¦      ¦
   ¦      ¦административному праву. Административное правовое¦      ¦
   ¦      ¦обеспечение законности и дисциплины. Контроль и   ¦      ¦
   ¦      ¦надзор в сфере исполнительной власти.             ¦      ¦
   ¦      ¦Трудовое право. Трудовое правоотношение. Правовое ¦      ¦
   ¦      ¦регулирование отношений в сфере занятости и       ¦      ¦
   ¦      ¦трудоустройства. Трудовой коллектив, права и роль ¦      ¦
   ¦      ¦профсоюзов, коллективный договор. Трудовой договор¦      ¦
   ¦      ¦и его виды. Ответственность работников и субъектов¦      ¦
   ¦      ¦управления трудовой деятельности. Трудовые        ¦      ¦
   ¦      ¦конфликты и порядок их разрешения. Надзор и       ¦      ¦
   ¦      ¦контроль за соблюдением законодательства о труде  ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦ОПД.04¦Система государственного и муниципального         ¦  100 ¦
   ¦      ¦управления. Предмет государственного и            ¦      ¦
   ¦      ¦муниципального управления. Общественные процессы  ¦      ¦
   ¦      ¦как объект управления. Цели, функции,             ¦      ¦
   ¦      ¦организационная структура государственного        ¦      ¦
   ¦      ¦управления. Формирование государственной политики ¦      ¦
   ¦      ¦и ее реализация. Органы государственной власти в  ¦      ¦
   ¦      ¦РФ.                                               ¦      ¦
   ¦      ¦Государственная служба и кадровая политика.       ¦      ¦
   ¦      ¦Должности и прохождение государственной службы.   ¦      ¦
   ¦      ¦Управление государственной службой. Принципы и    ¦      ¦
   ¦      ¦механизмы реализации государственной кадровой     ¦      ¦
   ¦      ¦политики. Реформирование государственной службы   ¦      ¦
   ¦      ¦России.                                           ¦      ¦
   ¦      ¦Государственное регулирование экономики. Стратегия¦      ¦
   ¦      ¦развития российской экономики. Научно-техническая,¦      ¦
   ¦      ¦промышленная, аграрная и инвестиционная политика  ¦      ¦
   ¦      ¦государства на современном этапе. Прогнозирование ¦      ¦
   ¦      ¦и индикативное планирование социально-            ¦      ¦
   ¦      ¦экономического развития.                          ¦      ¦
   ¦      ¦Местное самоуправление: понятие и сущность;       ¦      ¦
   ¦      ¦территориальные основы, организационные формы.    ¦      ¦
   ¦      ¦Состав органов местного самоуправления, их функции¦      ¦
   ¦      ¦и полномочия; контроль и ответственность          ¦      ¦
   ¦      ¦должностных лиц. Взаимоотношения государственной и¦      ¦
   ¦      ¦муниципальной власти.                             ¦      ¦
   ¦      ¦Управленческая деятельность органов               ¦      ¦
   ¦      ¦государственного и муниципального управления.     ¦      ¦
   ¦      ¦Технология подготовки и реализации управленческих ¦      ¦
   ¦      ¦решений. Психология профессиональной деятельности ¦      ¦
   ¦      ¦управленческих кадров. Регулирование межличностных¦      ¦
   ¦      ¦отношений в управленческом коллективе. Современное¦      ¦
   ¦      ¦информационное обеспечение государственного и     ¦      ¦
   ¦      ¦муниципального управления                         ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦ОПД.05¦Геоэкология. Структура и динамика геосферы Земли. ¦   30 ¦
   ¦      ¦Энергетика геосферы. Влияние геологических        ¦      ¦
   ¦      ¦процессов на функционирование экосистем.          ¦      ¦
   ¦      ¦Биогеохимические циклы и их изменение             ¦      ¦
   ¦      ¦хозяйственной деятельностью. Природные и          ¦      ¦
   ¦      ¦техногенные территориальные комплексы.            ¦      ¦
   ¦      ¦Моделирование ландшафтов. Устойчивость ландшафтов ¦      ¦
   ¦      ¦к техногенному воздействию. Антропогенное         ¦      ¦
   ¦      ¦воздействие на атмосферу, гидросферу и литосферу  ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦ОПД.06¦Общая экология. Взаимодействие организмов и среды ¦   40 ¦
   ¦      ¦их обитания; динамика популяций и лимитирующие    ¦      ¦
   ¦      ¦факторы. Биотическое сообщество, взаимоотношения  ¦      ¦
   ¦      ¦биологических видов. Экологическая система:       ¦      ¦
   ¦      ¦структурно-функциональная организация. Биотический¦      ¦
   ¦      ¦круговорот веществ, взаимодействие между          ¦      ¦
   ¦      ¦биотическими и абиотическими компонентами.        ¦      ¦
   ¦      ¦Основные типы природных экосистем. Биологическое  ¦      ¦
   ¦      ¦разнообразие и устойчивость экосистем. Биосфера   ¦      ¦
   ¦      ¦как глобальная саморегулирующаяся экосистема.     ¦      ¦
   ¦      ¦Геологические, биологические и антропогенные      ¦      ¦
   ¦      ¦факторы эволюции биосферы. Биотическая регуляция  ¦      ¦
   ¦      ¦окружающей среды. Устойчивость биосферы и         ¦      ¦
   ¦      ¦глобальная экологическая безопасность. Основные   ¦      ¦
   ¦      ¦экосистемы территории России и их потенциальная   ¦      ¦
   ¦      ¦устойчивость к техногенезу                        ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦ОПД.07¦Социальная экология. Экология человека, глобальная¦   40 ¦
   ¦      ¦экология и социальная экология. Социальная        ¦      ¦
   ¦      ¦экология как система социоприродного знания.      ¦      ¦
   ¦      ¦Основные формы и способы взаимодействия природы и ¦      ¦
   ¦      ¦общества. Социально-экологические противоречия.   ¦      ¦
   ¦      ¦Понятие о социоэкосистеме. Экологические аспекты  ¦      ¦
   ¦      ¦демографии. Феномен глобализации. Выживание       ¦      ¦
   ¦      ¦цивилизации: социально-экологический аспект.      ¦      ¦
   ¦      ¦Становление глобальной социоэкосистемы. Биосферная¦      ¦
   ¦      ¦функция человечества и учение о ноосфере.         ¦      ¦
   ¦      ¦Формирование экологического сознания. Образование,¦      ¦
   ¦      ¦культура и экология. Религиозные, философские,    ¦      ¦
   ¦      ¦этические и эстетические аспекты экологических    ¦      ¦
   ¦      ¦проблем. Экологическое общественное движение и    ¦      ¦
   ¦      ¦демократический процесс. Роль общественности и СМИ¦      ¦
   ¦      ¦в решении экологических проблем. Экология         ¦      ¦
   ¦      ¦социальных групп. Экология и здоровье.            ¦      ¦
   ¦      ¦Экологическая культура управленческих кадров      ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦ОПД.08¦Теория устойчивого развития. Развитие             ¦   40 ¦
   ¦      ¦представлений об устойчивом развитии. Конференции ¦      ¦
   ¦      ¦ООН по окружающей среде и развитию. Определение   ¦      ¦
   ¦      ¦понятия устойчивого развития (УР). Экологическая  ¦      ¦
   ¦      ¦безопасность и УР. Обеспечение УР как процесс     ¦      ¦
   ¦      ¦социально-эколого-экономической оптимизации.      ¦      ¦
   ¦      ¦Глобальные аспекты перехода к УР. Различие        ¦      ¦
   ¦      ¦стратегий западной и восточной цивилизаций.       ¦      ¦
   ¦      ¦Перспективы демократического процесса и развитие  ¦      ¦
   ¦      ¦государственности при переходе к УР.              ¦      ¦
   ¦      ¦Информационная ориентация УР. Модель науки и      ¦      ¦
   ¦      ¦образования XXI века. Государственная стратегия   ¦      ¦
   ¦      ¦устойчивого развития России. Россия и мировое     ¦      ¦
   ¦      ¦сообщество при переходе к УР. Федеральный,        ¦      ¦
   ¦      ¦региональный и отраслевой аспекты УР в РФ.        ¦      ¦
   ¦      ¦Социально-гуманитарные аспекты УР - трансформации ¦      ¦
   ¦      ¦в России. Возможные сценарии перехода к УР РФ.    ¦      ¦
   ¦      ¦Государственная служба в модели УР. Эволюция      ¦      ¦
   ¦      ¦государства на пути УР                            ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦ОПД.09¦Основы экологического права. Понятийный аппарат   ¦   72 ¦
   ¦      ¦экологического права. Экологические права         ¦      ¦
   ¦      ¦человека. Источники и нормы экологического права. ¦      ¦
   ¦      ¦Система экологического права РФ: структура и      ¦      ¦
   ¦      ¦направления развития. Федеральный закон "Об охране¦      ¦
   ¦      ¦окружающей среды". Право собственности на         ¦      ¦
   ¦      ¦природные ресурсы, право природопользования.      ¦      ¦
   ¦      ¦Экологическая функция государства. Принципы и     ¦      ¦
   ¦      ¦методы государственного экологического управления,¦      ¦
   ¦      ¦органы общей компетенции и специально             ¦      ¦
   ¦      ¦уполномоченные государственные органы. Юридическая¦      ¦
   ¦      ¦ответственность за экологические правонарушения.  ¦      ¦
   ¦      ¦Экологические функции правоохранительных органов. ¦      ¦
   ¦      ¦Правовые основы информационного обеспечения охраны¦      ¦
   ¦      ¦окружающей среды и природопользования. Правовой   ¦      ¦
   ¦      ¦механизм обеспечения участия общественности в     ¦      ¦
   ¦      ¦природоохранной деятельности. Понятие и принципы  ¦      ¦
   ¦      ¦международного экологического права. Источники    ¦      ¦
   ¦      ¦международного экологического права, международно-¦      ¦
   ¦      ¦правовая ответственность в области охраны         ¦      ¦
   ¦      ¦окружающей среды                                  ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦СД.00 ¦Специальные дисциплины                            ¦  434 ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦СД.01 ¦Государственное и муниципальное управление        ¦  100 ¦
   ¦      ¦природопользованием и охрана окружающей среды.    ¦      ¦
   ¦      ¦Основные принципы управления природопользованием и¦      ¦
   ¦      ¦охраной окружающей среды. Системные основы        ¦      ¦
   ¦      ¦экологического управления. Государственная        ¦      ¦
   ¦      ¦экологическая политика. Природные ресурсы как     ¦      ¦
   ¦      ¦фактор социально-экономического развития общества ¦      ¦
   ¦      ¦и задача их оптимального использования. Целевые   ¦      ¦
   ¦      ¦экологические программы. Государственные кадастры ¦      ¦
   ¦      ¦природных ресурсов и объектов, государственный    ¦      ¦
   ¦      ¦статистический учет. Система, задачи и функции    ¦      ¦
   ¦      ¦государственных органов управления                ¦      ¦
   ¦      ¦природопользованием и охраной окружающей среды в  ¦      ¦
   ¦      ¦РФ. Законодательная и судебная ветви власти.      ¦      ¦
   ¦      ¦Управление природопользованием в исполнительных   ¦      ¦
   ¦      ¦органах Федерации, регионах и на местном уровне.  ¦      ¦
   ¦      ¦Структурно-функциональная организация головного   ¦      ¦
   ¦      ¦федерального министерства. Государственное        ¦      ¦
   ¦      ¦управление минерально-сырьевым комплексом РФ;     ¦      ¦
   ¦      ¦водным фондом и водохозяйственными системами      ¦      ¦
   ¦      ¦России, лесными ресурсами. Охрана земельных       ¦      ¦
   ¦      ¦ресурсов и управление отходами. Рекреационные     ¦      ¦
   ¦      ¦ресурсы и пути улучшения их использования.        ¦      ¦
   ¦      ¦Охраняемые природные территории. Государственная  ¦      ¦
   ¦      ¦стратегия охраны атмосферного воздуха.            ¦      ¦
   ¦      ¦Радиационная обстановка в РФ и меры по ее         ¦      ¦
   ¦      ¦улучшению. Экологическая безопасность в системе   ¦      ¦
   ¦      ¦национальной безопасности. Чрезвычайные ситуации  ¦      ¦
   ¦      ¦техногенного и природного характера, их влияние на¦      ¦
   ¦      ¦экологическую и хозяйственную ситуацию. Роль      ¦      ¦
   ¦      ¦государства в размещении производства и           ¦      ¦
   ¦      ¦совершенствовании экономики природопользования в  ¦      ¦
   ¦      ¦условиях перехода к рынку. Международная          ¦      ¦
   ¦      ¦деятельность в сфере охраны окружающей среды.     ¦      ¦
   ¦      ¦Зарубежный опыт управления природопользованием и  ¦      ¦
   ¦      ¦охраной окружающей среды. Проблемы и перспективы  ¦      ¦
   ¦      ¦развития экологической службы на государственном и¦      ¦
   ¦      ¦муниципальном уровнях                             ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦СД.02 ¦Административные методы экологического управления.¦   72 ¦
   ¦      ¦Экологическое нормирование. Нормативы качества    ¦      ¦
   ¦      ¦окружающей среды, допустимого воздействия и       ¦      ¦
   ¦      ¦антропогенной нагрузки на окружающую среду.       ¦      ¦
   ¦      ¦Нормативы использования природных ресурсов.       ¦      ¦
   ¦      ¦Уровни, стадии и виды нормирования. Экологическая ¦      ¦
   ¦      ¦стандартизация. Государственные стандарты:        ¦      ¦
   ¦      ¦организационные, технические, методические,       ¦      ¦
   ¦      ¦терминологические. Система экологических          ¦      ¦
   ¦      ¦нормативов и стандартов. Лицензирование           ¦      ¦
   ¦      ¦природопользования и отдельных видов              ¦      ¦
   ¦      ¦природоохранной деятельности. Государственные     ¦      ¦
   ¦      ¦лицензионные органы, объекты и процедура          ¦      ¦
   ¦      ¦лицензирования. Лицензия и договор на комплексное ¦      ¦
   ¦      ¦природопользование. Экологическая сертификация.   ¦      ¦
   ¦      ¦Объекты, органы и порядок проведения экологической¦      ¦
   ¦      ¦сертификации. Система сертификации продукции,     ¦      ¦
   ¦      ¦отходов производства, технологических процессов,  ¦      ¦
   ¦      ¦природных объектов и услуг. Экологический         ¦      ¦
   ¦      ¦мониторинг: комплексный мониторинг окружающей     ¦      ¦
   ¦      ¦среды и природных ресурсов. Единая государственная¦      ¦
   ¦      ¦система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).       ¦      ¦
   ¦      ¦Целевое назначение информации. Экологический      ¦      ¦
   ¦      ¦контроль. Государственный, муниципальный,         ¦      ¦
   ¦      ¦ведомственный, производственный и общественный    ¦      ¦
   ¦      ¦экологический контроль. Формы, уровни, полномочия ¦      ¦
   ¦      ¦органов государственного экологического контроля. ¦      ¦
   ¦      ¦Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС):    ¦      ¦
   ¦      ¦принципы проведения, область применения, субъекты ¦      ¦
   ¦      ¦и процедура ОВОС. Экологическая экспертиза.       ¦      ¦
   ¦      ¦Принципы, функции, объекты и процедура            ¦      ¦
   ¦      ¦государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).   ¦      ¦
   ¦      ¦Анализ конкретных заключений ГЭЭ. Общественная    ¦      ¦
   ¦      ¦экологическая экспертиза. Нормативно-правовая база¦      ¦
   ¦      ¦административных методов управления               ¦      ¦
   ¦      ¦природопользованием и охраной окружающей среды    ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦СД.03 ¦Экономика природопользования и природоохранной    ¦   50 ¦
   ¦      ¦деятельности. Экологизация экономики как важнейший¦      ¦
   ¦      ¦фактор снижения антропогенного воздействия на     ¦      ¦
   ¦      ¦окружающую среду. Экономический и финансовый      ¦      ¦
   ¦      ¦механизмы в системе управления природопользованием¦      ¦
   ¦      ¦и охраны окружающей среды. Нормативно-правовая    ¦      ¦
   ¦      ¦основа экономического и финансового регулирования.¦      ¦
   ¦      ¦Экономическая оценка и учет природных ресурсов.   ¦      ¦
   ¦      ¦Экономический ущерб от загрязнения окружающей     ¦      ¦
   ¦      ¦среды. Плата за природные ресурсы и загрязнение   ¦      ¦
   ¦      ¦окружающей среды. Инвестиции в сфере              ¦      ¦
   ¦      ¦природопользования и охраны окружающей среды.     ¦      ¦
   ¦      ¦Экологические и природно-ресурсные фонды.         ¦      ¦
   ¦      ¦Финансирование программ и проектов в сфере        ¦      ¦
   ¦      ¦природопользования и природоохранной деятельности.¦      ¦
   ¦      ¦Международный опыт и перспективы развития рыночных¦      ¦
   ¦      ¦механизмов охраны окружающей среды и              ¦      ¦
   ¦      ¦природопользования                                ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦СД.04 ¦Экологический менеджмент. Управление              ¦   72 ¦
   ¦      ¦природопользованием и охраной окружающей среды на ¦      ¦
   ¦      ¦уровне хозяйствующего субъекта (предприятия).     ¦      ¦
   ¦      ¦Оптимизация экономических и экологических         ¦      ¦
   ¦      ¦показателей хозяйственной деятельности. Функции   ¦      ¦
   ¦      ¦экологического менеджмента. Экологическая политика¦      ¦
   ¦      ¦фирмы. Организация экологической службы, роль     ¦      ¦
   ¦      ¦управленческих кадров, распределение              ¦      ¦
   ¦      ¦ответственности, формирование внутренних          ¦      ¦
   ¦      ¦экологически ориентированных институциональных    ¦      ¦
   ¦      ¦норм, корпоративной экологической культуры.       ¦      ¦
   ¦      ¦Обновление, экологическая мотивация, минимизация  ¦      ¦
   ¦      ¦ресурсоемкости производства и антропогенного      ¦      ¦
   ¦      ¦воздействия на окружающую среду. Управление       ¦      ¦
   ¦      ¦отходами. Меры защиты окружающей среды от         ¦      ¦
   ¦      ¦промышленного загрязнения, обеспечение            ¦      ¦
   ¦      ¦безопасности при чрезвычайных ситуациях.          ¦      ¦
   ¦      ¦Применение административных и экономических       ¦      ¦
   ¦      ¦методов управления на различных стадиях           ¦      ¦
   ¦      ¦хозяйственного процесса. Рыночные механизмы охраны¦      ¦
   ¦      ¦окружающей среды. Торговля правами на газопылевые ¦      ¦
   ¦      ¦выбросы и сбросы загрязняющих веществ в водные    ¦      ¦
   ¦      ¦объекты. Экомаркетинг и рынок природоохранных     ¦      ¦
   ¦      ¦услуг. Экологическое страхование: экономическая   ¦      ¦
   ¦      ¦сущность, объекты и функции. Классификация и      ¦      ¦
   ¦      ¦тарифная политика. Нормативно-правовая база       ¦      ¦
   ¦      ¦экологического страхования. Экологический аудит   ¦      ¦
   ¦      ¦предприятия: цели, задачи, типичные объекты.      ¦      ¦
   ¦      ¦Инициирование, процедура проведения и результат   ¦      ¦
   ¦      ¦экоаудита. Формирование нормативно-правовой базы  ¦      ¦
   ¦      ¦экоаудита в РФ. Экологический учет и отчетность на¦      ¦
   ¦      ¦российских предприятиях. Эффективность            ¦      ¦
   ¦      ¦экологического менеджмента                        ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦СД.05 ¦Международные стандарты экологического менеджмента¦   30 ¦
   ¦      ¦ИСО. Международная организация по стандартизации  ¦      ¦
   ¦      ¦(ИСО). Предпосылки разработки и внедрения         ¦      ¦
   ¦      ¦международных стандартов по управлению качеством  ¦      ¦
   ¦      ¦окружающей среды ИСО, серия 14000. Соотношение    ¦      ¦
   ¦      ¦стандартов ИСО 14000 и ИСО 9000. Система          ¦      ¦
   ¦      ¦стандартов ИСО 14000 как современная              ¦      ¦
   ¦      ¦институциональная среда с целью повышения         ¦      ¦
   ¦      ¦эффективности экологического менеджмента.         ¦      ¦
   ¦      ¦Понятийный аппарат и классификация международных  ¦      ¦
   ¦      ¦стандартов. Основное содержание стандартов:       ¦      ¦
   ¦      ¦системы экологического управления, экологический  ¦      ¦
   ¦      ¦аудит, аудит систем экологического управления,    ¦      ¦
   ¦      ¦жизненный цикл продукции, экологическая маркировка¦      ¦
   ¦      ¦продукции. Организационная процедура сертификации ¦      ¦
   ¦      ¦на соответствие требованиям международных         ¦      ¦
   ¦      ¦стандартов ИСО 14000. Международный и             ¦      ¦
   ¦      ¦отечественный опыт в области управления качеством ¦      ¦
   ¦      ¦окружающей среды и экологического аудита          ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦СД.06 ¦Информационные методы и технологии                ¦   40 ¦
   ¦      ¦природопользования и охраны окружающей среды.     ¦      ¦
   ¦      ¦Автоматизированные (компьютерные) информационные  ¦      ¦
   ¦      ¦технологии: понятие и виды. Автоматизация         ¦      ¦
   ¦      ¦конкретных информационных технологий:             ¦      ¦
   ¦      ¦организационного управления, обучения, контроля,  ¦      ¦
   ¦      ¦научных исследований и т.д. Геоинформационные     ¦      ¦
   ¦      ¦системы (ГИС) как новый тип интегрированных       ¦      ¦
   ¦      ¦информационных систем. Обработка                  ¦      ¦
   ¦      ¦пространственно-распределенной информации;        ¦      ¦
   ¦      ¦электронные карты и атласы. Использование ГИС в   ¦      ¦
   ¦      ¦системе экологического мониторинга. ГИС управления¦      ¦
   ¦      ¦качеством окружающей среды. Информационная модель ¦      ¦
   ¦      ¦как основа разработки автоматизированных систем.  ¦      ¦
   ¦      ¦Моделирование - универсальный метод исследования  ¦      ¦
   ¦      ¦экологических процессов. Функции моделирования,   ¦      ¦
   ¦      ¦этапы моделирования с использованием ЭВМ. Понятие ¦      ¦
   ¦      ¦вычислительного эксперимента. Пример работы с     ¦      ¦
   ¦      ¦конкретными экологическими моделями. Моделирование¦      ¦
   ¦      ¦глобальных экологических процессов. Базы данных:  ¦      ¦
   ¦      ¦основные понятия, типы и структура. Системы       ¦      ¦
   ¦      ¦управления базами данных. Экологические базы      ¦      ¦
   ¦      ¦данных                                            ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦СД.07 ¦Дисциплины по выбору (вузовский компонент)        ¦   70 ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦      ¦Всего часов теоретического обучения               ¦  888 ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦ПП    ¦Предквалификационная практика                     ¦   80 ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦ИА.00 ¦Итоговая государственная аттестация               ¦  140 ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦ИА.01 ¦Государственный экзамен                           ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦ИА.02 ¦Выпускная квалификационная работа                 ¦      ¦
   +------+--------------------------------------------------+------+
   ¦      ¦Итого часов:                                      ¦ 1108 ¦
   L------+--------------------------------------------------+-------
   
            5. Условия реализации образовательной программы
   
       5.1. Условия кадрового обеспечения: педагогические кадры должны
   иметь,  как  правило, базовое образование, соответствующее  профилю
   преподаваемой  дисциплины,  ученую степень  доктора  или  кандидата
   наук  или  профессиональный  опыт работы  в  соответствующей  сфере
   деятельности, а также научные и учебно-методические  труды  в  этой
   области.
       5.2.    Условия    учебно-методического    и    информационного
   обеспечения:  наличие  библиотечного  фонда,  содержащего   учебно-
   методическую,   научно-практическую,   периодическую    литературу;
   компьютеризованного учебного центра, позволяющего  обучаемым  лицам
   осваивать и использовать современные информационные технологии.
       5.3.   Условия  материально-технического  обеспечения:  наличие
   материально-технической базы для проведения всех видов  аудиторной,
   практической  и  других  видов  работы  в  соответствии  с  учебным
   планом, и отвечающей санитарно-техническим нормам.
       5.4.  Организационные условия, устанавливаемые  образовательным
   учреждениям:  определение  объема аудиторных  часов  на  реализацию
   образовательной    программы   с   учетом   минимума    содержания,
   устанавливаемого  настоящими  Требованиями;  перезачет   дисциплин,
   которые  были  освоены  обучающимися лицами  в  рамках  предыдущего
   высшего   и   дополнительного  профессионального  образования   при
   наличии   соответствующих   документов  государственного   образца;
   использование в учебном процессе авторских курсов лекций  и  других
   видов занятий с учетом требований настоящих Требований; введение  в
   цикл специальных дисциплин дополнительных курсов.
   
             6. Требования к уровню подготовки выпускника
   
       Менеджеру  в области управления природопользованием  и  охраной
   окружающей среды необходимо:
       Иметь представление:
       -  об  основах  теории  управления, организации  и  устойчивого
   развития;
       -  о  конституционно-правовых основах Российского  государства,
   гражданском административном и трудовом праве;
       - о реформировании государственной службы России;
       -   о  государственном  регулировании  экономики  и  социально-
   экономическом развитии России;
       -   о   биотической   регуляции  окружающей   среды,   пределах
   устойчивости  биосферы и экосистем, об основных видах  и  масштабах
   антропогенного  воздействия  на  окружающую  среду   и   глобальной
   экологической катастрофе;
       -  о современных методах и средствах защиты окружающей среды  и
   повышения уровня экологической безопасности;
       -   об  основных  формах  взаимодействия  природы  и  общества,
   социоэкологических  процессах, новой системе экологоориентированных
   ценностей в обществе;
       -  об  основах  экологического  права  России  и  индустриально
   развитых стран;
       -  о  процессе  информатизации  в  сфере  управления  и  охраны
   окружающей среды.
       Знать:
       - важнейшие экологические и природоресурсные проблемы России, а
   также   специфические   проблемы,  связанные   с   профессиональной
   деятельностью;
       -  основные  положения стратегии устойчивого  развития  России,
   основные    направления    национальной    политики     в     сфере
   природопользования и охраны окружающей среды;
       -   структурно-функциональную   организацию   системы   органов
   государственного и муниципального управления природопользованием  и
   природоохранной деятельностью;
       -  современное  состояние,  методы, организационные  аспекты  и
   основы   нормативно-правовой   базы  экологического   нормирования,
   стандартизации,    лицензирования,    сертификации,    мониторинга,
   контроля, ОВОС и экспертизы;
       -   основы   экологического   менеджмента,   основные   аспекты
   международных стандартов серии ИСО 14000;
       -   систему   платежей  за  природные  ресурсы  и   загрязнение
   окружающей  среды, тенденции развития финансового и  экономического
   механизмов природопользования и природоохранной деятельности;
       - ключевые вопросы международного сотрудничества в сфере охраны
   окружающей среды, основные международные договоры;
       -   современное   состояние  автоматизированных  информационных
   технологий  в  экологической сфере, ГИС в  системах  экологического
   мониторинга и ГИС управления качеством окружающей среды;
       - основы экологической культуры и этики;
       -   методы   подготовки  общественного  мнения  при  реализации
   хозяйственных   проектов,  затрагивающих  интересы   широких   масс
   населения.
       Уметь:
       -    выделять   экологически   значимые   факторы   и   аспекты
   антропогенной     деятельности    и     анализировать     состояние
   социоэкосистем   на   уровне  хозяйствующего   субъекта,   местном,
   региональном и национальном уровнях;
       -  разрабатывать  адекватные управленческие решения  на  основе
   социоэколого-экономической оптимизации;
       -  организовывать реализацию принятых решений, налаживать учет,
   проверку   исполнения,  обеспечивать  контроль   за   деятельностью
   подведомственных структур;
       -     прогнозировать    социально-экологические     последствия
   хозяйственных решений;
       -   использовать   нормативно-правовую   базу   и   оперативную
   нормативную  информацию  в  области  природопользования  и   охраны
   окружающей среды;
       -  применять административные и экономические методы управления
   природопользованием и природоохранной деятельностью;
       -  разрабатывать  рекомендации с целью повышения  эффективности
   экологического управления;
       -  использовать  компьютерные  технологии  в  сфере  управления
   природопользованием и охраной окружающей среды.
       Владеть:
       -   системным   подходом  к  решению  актуальных  экологических
   проблем;
       - методологией принятия управленческих решений;
       -    современной    терминологией    в    области    управления
   природопользованием и охраной окружающей среды;
       - навыками работы с персоналом;
       -  навыками  работы с общественностью и СМИ по вопросам  охраны
   окружающей среды и экологической безопасности;
       - навыками работы на персональном компьютере.
   
          7. Требования к итоговой государственной аттестации
   
       7.1.     Итоговая    государственная    аттестация     включает
   государственный   экзамен   и  защиту  выпускной   квалификационной
   работы.
       7.2.  Итоговый  государственный  экзамен  проводится  по  всему
   комплексу    общепрофессиональных    и    специальных    дисциплин.
   Содержательная   часть   и   порядок  проведения   государственного
   экзамена определяются образовательным учреждением.
       7.3. Выпускная квалификационная работа ориентирована на решение
   актуальных   проблем  в  сфере  управления  природопользованием   и
   охраной   окружающей   среды.  Требования   по   выпускной   работе
   устанавливаются  образовательным  учреждением  в   соответствии   с
   Положением  об  итоговой  государственной аттестации,  утвержденным
   Министерством образования РФ.
       7.4.  Дополнительная  квалификация присваивается  на  основании
   решения  Государственной  аттестационной  комиссии  (ГАК),   состав
   которой  формируется  в установленном порядке.  Выпускник  получает
   документ государственного образца.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz