Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ГОСКОМСТАТ РФ ОТ 24.12.2002 N МС-09-23/5746 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ (УТВ. ГОСКОМСТАТОМ РФ 24.12.2002 N МС-09-23/5746)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                            Утверждаю
                                             Заместитель председателя
                                                   Госкомстата России
                                                          М.Н.СИДОРОВ
                                   24 декабря 2002 г. N МС-09-23/5746
   
                     МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
                ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ
                    КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ
   
       Настоящие Методологические    рекомендации    разработаны    в
   соответствии с  Планом  мероприятий  по  организации  комплексного
   статистического  наблюдения за состоянием отрасли "Туризм" на 2000
   -  2005  годы,  утвержденным  Приказом   Госкомстата   России   от
   20.06.2000   N   103,   и  Планом  научно-методологической  работы
   Госкомстата России на 2002 год,  утвержденным Приказом Госкомстата
   России    от   14.01.2002   N   3.   Они   предназначены   органам
   государственной  статистики  для  использования  при   организации
   федерального   государственного   статистического   наблюдения  за
   деятельностью коллективных средств размещения.
   
                   1. Основные понятия и определения
   
       Государственный стандарт   Российской   Федерации  "Туристские
   услуги.  Средства  размещения.  Общие  требования",  введенный   в
   действие 01.01.1999 (ГОСТ Р  51185-98),   устанавливает  следующие
   определения в этой области:
       Средства размещения туристов - любой  объект,  предназначенный
   для временного проживания туристов.
       Турист -  гражданин,  посещающий  страну  (место)   временного
   пребывания        в        оздоровительных,        познавательных,
   профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях (без
   занятия  оплачиваемой  деятельностью)  в  период  от 24 часов до 6
   месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.
       Исполнитель услуги    средств    размещения   -   организация,
   индивидуальный   предприниматель,   оказывающие   услуги   средств
   размещения.
       Услуги средств  размещения  -  деятельность   исполнителя   по
   размещению  туристов  и  оказанию гостиничных,  специализированных
   (лечебно-оздоровительных,  санаторных,  спортивных,  туристских  и
   других) услуг.
   
                  2. Классификация средств размещения
   
       Указанный в   разделе  1   настоящих  Рекомендаций  ГОСТ  дает
   следующую классификацию средств размещения:
       "4. Классификация средств размещения туристов
       4.1. Средства  размещения  подразделяются  на  коллективные  и
   индивидуальные.
       4.1.1. К коллективным средствам размещения относят приведенные
   в 4.1.1.1 - 4.1.1.2.
       4.1.1.1. Гостиницы и аналогичные средства размещения:
       - гостиницы (в том числе квартирного типа);
       - мотели;
       - клубы с проживанием;
       - пансионаты;
       - меблированные комнаты;
       - общежития.
       4.1.1.2. Специализированные средства размещения:
       - санатории;
       - профилактории;
       - лагеря труда и отдыха;
       - дома отдыха;
       - туристские приюты, стоянки и другие;
       - туристские, спортивные базы, базы отдыха;
       - дома охотника (рыбака);
       - конгресс-центры;
       - общественные  средства  транспорта  (поезда,  круизные суда,
   яхты);
       - наземный и водный транспорт,  переоборудованный под средства
   размещения для ночлега;
       - кемпинги (площадки для кемпинга, автофургонов).
       4.1.2. Индивидуальные средства размещения:
       - квартиры,  комнаты в квартирах,  дома, коттеджи, сдаваемые в
   наем".
       Индивидуальные средства   размещения   туристов   в  настоящих
   Методологических рекомендациях не рассматриваются.
       Гостиницы и    аналогичные    средства   размещения   обладают
   следующими признаками:  они  состоят  из  номеров,  число  которых
   превышает  определенный  минимум  (10  номеров),  они имеют единое
   руководство;   предоставляют    определенные    услуги,    включая
   обслуживание  в  номерах,  ежедневную  заправку  постелей и уборку
   санузла;  они сгруппированы в классы и категории в соответствии  с
   предоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием.
       Группа "гостиницы" охватывает  гостиницы,  мотели,  туристские
   гостиницы,   пляжные   отели,   а   также  аналогичные  заведения,
   предоставляющие гостиничные услуги, не ограничивающиеся ежедневной
   заправкой постелей и уборкой номера и санузла.
       Классификация гостиниц     по      категориям      установлена
   государственным        стандартом       Российской       Федерации
   "Туристско-экскурсионное  обслуживание.  Классификация  гостиниц",
   введенным   в   действие  Постановлением  Госстандарта  России  от
   21.02.94 N 33 с 1 июля 1994 г.  (ГОСТ Р 50645-94).  Этот ГОСТ дает
   следующие определения:
       - Гостиница  -  предприятие,  предназначенное  для  временного
   проживания.
       - Мотель   -  гостиница,  расположенная  вблизи  автомобильной
   дороги.
       - Категория гостиницы, мотеля - классификационная группировка,
   характеризуемая    определенным    комплексом     требований     к
   материально-техническому   обеспечению,  номенклатуре  и  качеству
   предоставляемых услуг, уровню обслуживания.
       Категории обозначают символом - "*" (звезда). Количество звезд
   увеличивается  в  соответствии  с   повышением   уровня   качества
   обслуживания.  Гостиницы классифицируют по пяти категориям, мотели
   - по четырем.
       Группа "аналогичные  заведения" включает меблированные комнаты
   и пансионаты, клубы с проживанием, общежития.
       Специализированные коллективные       средства      размещения
   представляют  собой  заведения  всех  типов,  предназначенные  для
   туристов,  включая некоммерческие заведения,  которые имеют единое
   руководство, предоставляют минимум обычных услуг (зачастую включая
   ежедневную  заправку постелей) и необязательно состоят из номеров,
   но,  возможно,  состоящие из  единиц  типа  жилища,  площадок  для
   кемпинга  или коллективных спальных помещений и зачастую занятые в
   каком-либо виде  деятельности  помимо  предоставления  размещения,
   например лечение, социальное обеспечение, конференции и транспорт.
       Специализированные коллективные  средства   размещения   можно
   подразделить на следующие группы.
       Группа "санаторно-курортные       учреждения"       охватывает
   лечебно-оздоровительные  заведения,  предоставляющие  размещение и
   услуги  по   лечению,   рекреации   и   реабилитации   (санатории,
   профилактории,   грязелечебницы,   бальнеологические  лечебницы  и
   т.п.).
       Группа "организации отдыха" включает дома отдыха,  базы отдыха
   (кроме  туристских),  лагеря,   предоставляющие   размещение   для
   деятельности в период отдыха (лагеря труда и отдыха, дома охотника
   (рыбака),   лагеря   сельскохозяйственной,    археологической    и
   экологической  работы  и т.п.),  кемпинги (коллективные объекты на
   закрытых площадках,  предназначенные  для  палаток,  автофургонов,
   автоприцепов,  домов  на  колесах  и  туристских хижин),  зачастую
   предоставляющие туристские услуги,  такие,  как рекреационные виды
   деятельности, столовая и информационные услуги.
       В группу "туристские базы" помимо  непосредственно  туристских
   баз входят туристские приюты, стоянки и т.п.
       Группа "пассажирский транспорт" состоит из средств  размещения
   с   помещениями   для   ночевки,  которые  относятся  к  средствам
   общественного транспорта и не отделены от него в плане  проездного
   билета.  Сюда  относятся  круизные  суда  всех  видов  (туристские
   теплоходы,  экскурсионные теплоходы),  размещение на  пассажирских
   судах  в  спальных  вагонах,  подчиняющихся  расписанию,  а  также
   размещение на спальных полках в поездах и автобусах. Эта категория
   коллективных  средств размещения является особой в том плане,  что
   она подвижна.  Условно к этой группе может быть причислен наземный
   и водный транспорт,  переоборудованный под средства размещения для
   ночлега.
       Кроме того,    к   специализированным   заведениям   относятся
   конгресс-центры,  которые предназначены для проведения конгрессов,
   конференций,  заседаний, курсов профессиональной подготовки и т.п.
   В российской практике таких  узкоспециализированных  центров  пока
   практически  нет,  потребность  в  их  услугах удовлетворяют,  как
   правило,  гостиницы,  дома  отдыха,  общежития  учебных   центров.
   Поэтому  в статистическом наблюдении эта группа специализированных
   средств размещения отдельно пока не выделяется.
   
              3. Инструментарий статистического наблюдения
                 за коллективными средствами размещения
   
       В настоящее время  государственное  статистическое  наблюдение
   распространено   только   на   коллективные  средства  размещения.
   Индивидуальные средства размещения туристов  централизованно  пока
   не обследуются, хотя имеется опыт Краснодарского краевого комитета
   государственной статистики по  получению  сведений  о  численности
   туристов,   воспользовавшихся   услугами   индивидуальных  средств
   размещения,  и доходах этого сегмента рынка средств размещения  от
   обслуживания самодеятельных туристов.
       Начиная с отчета за 2002 г. данные о деятельности коллективных
   средств  размещения  собираются на основе единой для всех их типов
   формы статистической отчетности N 1-КСР "Сведения  о  деятельности
   коллективного  средства  размещения",  утвержденной Постановлением
   Госкомстата  России  от  25.07.2002  N  158  и  заменившей   ранее
   действующие   формы  государственного  статистического  наблюдения
   N 1-гостиница   "Сведения   о   работе  гостиниц"  (на  ее  основе
   обследовались гостиницы,  мотели, кемпинги, общежития для приезжих
   и   другие   аналогичные   заведения)   и   1-отдых   "Сведения  о
   санаторно-курортной организации и организации отдыха"  (собиралась
   со   специализированных  средств  размещения,  кроме  транспортных
   средств).  Бланк формы N  1-КСР  и  Инструкция  по  ее  заполнению
   приведены   в   приложении   <*>   к   настоящим  Методологическим
   рекомендациям.
       --------------------------------
       <*> Не приводится.
   
       Статистическое наблюдение  по  форме  N  1-КСР  проводится  на
   сплошной   основе   с   годовой   периодичностью.   Отчет  по  ней
   представляют юридические лица,  их  обособленные  подразделения  -
   организации  гостиничного типа,  санаторно-курортные организации и
   организации отдыха (круглогодичные и сезонные).
       Агрегирование итогов   обследования   по    форме   N    1-КСР
   производится по всем показателям в целом по коллективным средствам
   размещения и в распределении на коллективные  средства  размещения
   общего   назначения   (с   выделением  из  последних  гостиниц)  и
   коллективные  средства  размещения  специального   назначения   (с
   выделением    итогов    по    санаторно-курортным    организациям,
   организациям отдыха, туристским базам и туристским теплоходам). По
   ряду  показателей  формы  предусмотрена  разработка итогов в более
   широком разрезе,  а именно по следующим типам коллективных средств
   размещения:
       Коллективные средства     размещения     общего     назначения
   (гостиничного типа):
       в том числе:
       гостиницы;
       туристские гостиницы;
       мотели;
       пансионаты гостиничного типа;
       общежития для приезжих;
       другие организации гостиничного типа.
       Коллективные средства размещения специального назначения:
       в том числе:
       санаторно-курортные организации:
       из них:
       санатории для взрослых, пансионаты с лечением;
       детские санатории;
       санатории для детей с родителями;
       санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия;
       санатории-профилактории;
       курортные поликлиники;
       бальнеологические лечебницы, грязелечебницы (включая детские);
       организации отдыха:
       из них:
       пансионаты отдыха, дома отдыха;
       базы отдыха,  кемпинги,  другие  организации   отдыха   (кроме
   турбаз);
       туристские базы;
       туристские теплоходы.
       Коллективные средства  размещения  общего  назначения,   кроме
   того,  обследуются  с  квартальной  периодичностью на основе формы
   федерального    государственного    статистического     наблюдения
   N 1-гостиница (краткая) "Сведения о работе гостиниц", утвержденной
   Постановлением  Госкомстата России от 21.09.2001 N 71 (приведена в
   приложении).
   
            4. Концептуальные основы построения субрегистра
                    коллективных средств размещения
   
       В общих чертах субрегистры представляют  собой  информационную
   систему,   обеспечивающую   сбор,   обработку,   хранение,   поиск
   информации по каждому наблюдаемому объекту в статистических целях,
   функционирующую     на     базе    единых    методологических    и
   программно-технологических решений.  Они являются составной частью
   общегосударственной системы регистров.
       Субрегистр коллективных  средств  размещения  должен  включать
   перечень   действующих  юридических  лиц,  их  представительств  и
   филиалов  с  определенным   составом   признаков   (информационным
   фондом).
       Для успешного  создания   субрегистра   коллективных   средств
   размещения  в  концепции  его  формирования  и ведения должны быть
   заданы  направления  реализации  тех  требований,  которым  должен
   отвечать   субрегистр   для   выполнения  им  функции  генеральной
   совокупности объектов статистического наблюдения за  деятельностью
   коллективных средств размещения.  Указанные требования заключаются
   в определении:
       1. Функций субрегистра.
       2. Разреза структурирования и систематизации субрегистра.
       3. Содержания информационного фонда.
       4. Источников-импортеров    информации    для    создания    и
   актуализации информационного фонда.
       5. Порядка формирования субрегистра.
       6. Порядка актуализации субрегистра.
       7. Регламента пользования субрегистром.
       Определение функций субрегистра.  Главной функцией субрегистра
   коллективных средств размещения является формирование  генеральной
   совокупности  объектов  статистического наблюдения для организации
   статистических обследований за деятельностью коллективных  средств
   размещения.  Кроме того,  на субрегистр могут возлагаться и другие
   функции, в частности:
       - получение   количественной   характеристики  каждой  единицы
   статистического учета,  входящей  в  субрегистр,  необходимой  для
   структурного анализа генеральной совокупности и формирования на ее
   основе выборочных совокупностей;
       - расширение   применения   в  статистической  практике  всего
   комплекса  математико-статистических  методов  в  целях  повышения
   эффективности статистических исследований;
       - формирование демографических характеристик по полному  кругу
   хозяйствующих субъектов и его отдельным совокупностям.
       Разрез структурирования    и    систематизации    субрегистра.
   Субрегистр  должен  быть  структурирован  в  разрезе трех уровней:
   федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации и уровня
   административного района (города) субъекта Российской Федерации.
       Вторым требованием  является  систематизация  субрегистра   по
   типам  коллективных  средств размещения для обеспечения построения
   выборки  при  проведении  специальных   углубленных   обследований
   различных типов коллективных средств размещения.
       Содержание информационного фонда  субрегистра.  Информационный
   фонд  субрегистра  должен  включать  как  минимум  следующие блоки
   данных:
       - идентификационный;
       - классификационный;
       - справочный;
       - экономических показателей.
       В идентификационный блок заносится код организации по ОКПО, ее
   краткое наименование.
       Классификационный блок     должен     предусматривать     коды
   Общероссийского              классификатора               объектов
   административно-территориального деления (ОКАТО),  Общероссийского
   классификатора управленческой документации (ОКУД), Общероссийского
   классификатора   органов   государственной   власти  и  управления
   (ОКОГУ), Общероссийского классификатора форм собственности (ОКФС),
   Общероссийского    классификатора   организационно-правовых   форм
   (ОКОПФ),  Общероссийского   классификатора   видов   экономической
   деятельности (ОКВЭД).
       Справочный блок должен предусматривать идентификационный номер
   налогоплательщика (ИНН),  тип организации, признак субъекта малого
   предпринимательства,  перешедшего на упрощенную  систему  учета  и
   отчетности,    признак    приватизированной   организации,   адрес
   (фактический),  дата  регистрации,  дата  регистрации   последнего
   изменения.
       Особенно тщательно необходимо подойти к  формированию  состава
   экономических    показателей   субрегистра,   поскольку   как   их
   недостаток,  так и  перенасыщение  ими  отрицательно  скажется  на
   качестве субрегистра.
       С другой стороны,  надо учитывать факт  снижения  в  последние
   годы    отчетной    дисциплины.   На   практике   при   проведении
   статистических обследований различают два вида пропусков в данных:
   полный  неответ,  когда от организации вообще не получен отчет,  и
   частичный неответ - отсутствие  данных  по  отдельным  показателям
   формы.  Ситуация  с  полным  неответом возникает при невозможности
   контакта с респондентом или нежелании последнего по той  или  иной
   причине   участвовать   в  статистическом  обследовании.  Причиной
   частичного  неответа  может  быть  незнание,   неспособность   или
   нежелание респондентов отвечать на некоторые вопросы обследования.
   К частичным пропускам относятся  также  ошибочные  и  некорректные
   ответы   в   силу   непонимания  вопроса,  неточности  или  просто
   невнимательности.
       В обоих  случаях  (при  полном и частичном неответах) пропуски
   могут быть как  случайными,  так  и  неслучайными.  В  большинстве
   случаев  можно предположить,  что неответы не являются случайными.
   Крупные организации,  как правило, всегда представляют информацию,
   так как во многих из них имеется специальная служба,  занимающаяся
   статистической отчетностью.  Процент  же  отвечающих  среди  малых
   предприятий достаточно низок.
       В этих условиях субрегистр становится практически единственным
   источником    информации,    который    можно   использовать   при
   восстановлении   первичных   данных    по    неотчитавшимся    или
   представившим   неполные   сведения   организациям.  Это  значение
   субрегистра должно быть учтено в блоке экономических показателей.
       Целесообразно предусмотреть    в   этом   блоке   два   пакета
   показателей:
       - показатели,  характеризующие размер объекта (например, число
   мест,   среднесписочная   численность   работников,    численность
   обслуженных  лиц)  и  предназначенные  для формирования выборочных
   совокупностей;
       - показатели   финансовой   деятельности   объекта  (например,
   доходы, расходы, источники финансирования).
       Источники-импортеры информации  для  создания  и  актуализации
   информационного фонда субрегистра.  К сожалению,  ЕГРПО  и  ГС  не
   могут  служить достаточно надежной базой для создания субрегистра.
   Однако  определенные   сведения   из   этих   регистров   возможно
   использовать.  Кроме  того,  источниками информации для создания и
   дальнейшей актуализации информационного  фонда  субрегистра  могут
   выступать:
       - база данных годовой бухгалтерской отчетности организаций (БД
   БОО);
       - перечень    юридических    лиц    -     субъектов     малого
   предпринимательства,     перешедших    на    упрощенную    систему
   налогообложения, учета и отчетности (по данным налоговых органов);
       - данные    федерального    государственного   статистического
   наблюдения.
       Порядок формирования   субрегистра.  Формирование  субрегистра
   целесообразно  организовать  на   региональном   уровне   органами
   государственной    статистики    путем   импорта   информации   из
   перечисленных выше источников.  Территориальные органы Госкомстата
   России могут выступить владельцем субрегистра.  В задачи владельца
   субрегистра должно входить:
       - формирование  генеральных совокупностей коллективных средств
   размещения;
       - получение   количественной   характеристики  каждой  единицы
   статистического учета,  входящей  в  субрегистр,  необходимой  для
   структурного  анализа  генеральных совокупностей и формирования на
   их основе выборочных совокупностей;
       - создание    выборочных    совокупностей    для   организации
   статистических обследований  по  различным  аспектам  деятельности
   хозяйствующих  субъектов  на  основе  генеральных совокупностей по
   типам коллективных средств размещения;
       - введение  результатов выборочных обследований в субрегистр и
   их  распространение  на   генеральные   совокупности   обследуемых
   организаций;
       - формирование сводных итогов по субъекту Российской Федерации
   в  установленном  разрезе  с  учетом  распространенных  выборочных
   данных на генеральные совокупности;
       - формирование  демографических характеристик по полному кругу
   объектов и его отдельным совокупностям;
       - формирование    статистических    группировок,    построение
   статистических рядов распределения по группировочным признакам;
       - анализ    структуры    совокупностей   посредством   расчета
   структурных средних величин;
       - определение (расчет) относительных величин;
       - графическое изображение статистических показателей;
       - обеспечение  полноты  и  достоверности совокупности объектов
   статистического  наблюдения  субрегистра  с  учетом  изменений   и
   дополнений,  возникающих в базе данных ЕГРПО,  ГС,  БД БОО, данных
   федерального государственного статистического наблюдения,  а также
   данных   налоговых  органов  путем  сверки  информационного  фонда
   субрегистра с данными ведущегося в этих органах в  соответствии  с
   Федеральным   законом   Российской  Федерации  "О  государственной
   регистрации  юридических  лиц"  Единого  государственного  реестра
   юридических лиц.
       Порядок актуализации  субрегистра.  При   разработке   порядка
   актуализации субрегистра необходимо решить вопрос, по состоянию на
   какую дату и с какой периодичностью будет производиться  уточнение
   информационного   фонда,   на   основании   каких   данных   будет
   актуализироваться  информация  каждого  блока   субрегистра.   Для
   упрощения  процедуры  актуализации  важно  обеспечить идентичность
   структуры   записи   генеральной   совокупности   субрегистра    с
   соответствующими  структурами  источников  информации - импортеров
   данных.
       Регламент пользования   субрегистром.   Регламент  пользования
   субрегистром должен определять основных пользователей субрегистра,
   порядок   их   доступа   к  информационному  фонду  субрегистра  и
   обязанности пользователей при работе с информационным массивом.
   
              5. Рекомендации по формированию генеральной
              совокупности коллективных средств размещения
            для организации государственного статистического
              наблюдения в условиях отсутствия субрегистра
                    коллективных средств размещения
   
       Для проведения  статистического  наблюдения  за  деятельностью
   коллективных  средств  размещения  по   форме  N 1-КСР  за 2002 г.
   формирование   генеральной   совокупности   коллективных   средств
   размещения   производится   на   основе  генеральной  совокупности
   объектов статистического  наблюдения  (ГС)  путем  отбора  из  нее
   объектов с одним из следующих идентификационных кодов ОКОНХ:
       - 90220 "Гостиничное хозяйство";
       - 91517 "Санаторно-курортные учреждения";
       - 91610  "Оздоровительные  учреждения  и  учреждения  отдыха",
   кроме детских оздоровительных учреждений (лагерей);
       - 91620 "Туризм"  +  ключевое  слово  "туристская  гостиница",
   "туристск...  баз...", "гостинично-туристский комплекс", "мотель",
   "кемпинг"
       и дополняется    объектами    по    перечню,    имеющемуся   в
   территориальных органах государственной статистики.
       С введением  1  января 2003 г.  Общероссийского классификатора
   видов экономической деятельности (ОКВЭД) отбор  единиц  наблюдения
   из ГС  в  генеральную  совокупность  по   форме  N  1-КСР   должен
   производиться на основе следующих идентификационных кодов:
       - 55.11 "Деятельность гостиниц с ресторанами";
       - 55.12 "Деятельность гостиниц без ресторанов";
       - 55.21 "Деятельность молодежных туристских лагерей  и  горных
   туристских баз";
       - 55.22 "Деятельность кемпингов";
       - 55.23.2 "Деятельность пансионатов, домов отдыха и т.п.";
       - 55.23.4 "Предоставление мест  для  временного  проживания  в
   железнодорожных спальных вагонах и прочих транспортных средствах";
       - 55.23.5 "Деятельность прочих мест для временного проживания,
   не включенных в другие группировки";
       - 61.10.1 "Деятельность морского пассажирского транспорта";
       - 61.20.1   "Деятельность  внутреннего  водного  пассажирского
   транспорта";
       - 85.11.2 "Деятельность санаторно-курортных учреждений".
   
                                                Управление статистики
                                            услуг, транспорта и связи
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz