Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.12.2002 N ГКПИ 2002-1291 О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕЗАКОННЫМ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 4 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 18.12.1997 N 1582 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГРАНИЦАХ ЗОН РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                от 23 декабря 2002 г. N ГКПИ 2002-1291
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       судьи Верховного Суда
       Российской Федерации                             Зайцева В.Ю.,
       при секретаре                                    Жуковой И.В.,
       с участием прокурора                          Гончаровой Н.Ю.,
   
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению   Сафронова  Ю.В.,   Лапшиновой  М.П.,   Ермакова  И.С.,
   Кирилкина  Ф.И.,  Серегиной Р.А.,  Осипчука В.В.,  Филатовой Г.В.,
   Осипчук  А.И.  и  Горбачевой Н.Л.  о признании частично незаконным
   пункта  4 Постановления  Правительства  Российской Федерации от 18
   декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов,
   находящихся  в границах  зон радиоактивного загрязнения вследствие
   катастрофы на Чернобыльской АЭС",
   
                              установил:
   
       Жители  пос.  Колонна  Хвастовичского района Калужской области
   Сафронов  Ю.В.,  Лапшинова  М.П.,  Ермаков  И.С.,  Кирилкин  Ф.И.,
   Серегина  Р.А.,  Осипчук  В.В.,  Филатова  Г.В.,  Осипчук  А.И.  и
   Горбачева  Н.Л.  обратились в Верховный Суд Российской Федерации с
   заявлением  о признании частично незаконным пункта 4 Постановления
   Правительства  Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582
   "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах
   зон    радиоактивного   загрязнения   вследствие   катастрофы   на
   Чернобыльской АЭС" в части исключения населенного пункта,  где они
   проживают,     из     границ    зоны    проживания    с   льготным
   социально-экономическим статусом.
       В  обоснование требований заявители указали,  что оспариваемое
   Постановление Правительства Российской Федерации нарушает их право
   на благоприятную окружающую среду, возмещение ущерба, причиненного
   экологическим   нарушением,   и   противоречит  Закону  Российской
   Федерации  "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию
   радиации  вследствие  катастрофы на Чернобыльской АЭС",  поскольку
   радиационное   загрязнение  территории  пос.   Колонна  в 1999  г.
   составило 1,07 Ки/кв. км.
       В  судебном заседании заявители Осипчук В.В.  и Сафронов Ю.В.,
   представитель   Лапшиновой  М.П.   -  Сухов  В.П.,   представитель
   Кирилкина Ф.И.  - Гусакова Н.М.,  представитель Горбачевой Н.Л.  -
   Шафеев  В.М.  поддержали  заявленные  требования  и просили  об их
   удовлетворении, ссылаясь на то, что после исключения пос.  Колонна
   из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом они
   лишились   права  на  льготную  пенсию,   на  получение  доплат  к
   заработной плате, на дополнительные отпуска, а также иные льготы и
   выплаты компенсационного характера.
       Заявители Серегина Р.А., Филатова Г.В., Осипчук А.И. и Ермаков
   И.С. в судебное заседание не явились, представив в суд заявление о
   рассмотрении дела без их участия.
       Представители Правительства Российской Федерации Бублий С.А. и
   Нечаевская Е.В.  требования заявителей не признали и пояснили, что
   пос. Колонна правомерно был исключен из зоны проживания с льготным
   социально-экономическим   статусом,   поскольку  по  состоянию  на
   01.01.1996  плотность  загрязнения   почв   цезием-137  составляла
   0,89 Ки/кв. км.
       Заслушав   объяснения   лиц,   участвующих   в  деле,   и   их
   представителей,   изучив   материалы  дела  и выслушав  заключение
   прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой
   Н.Ю., просившей требования заявителей удовлетворить, суд полагает,
   что требования Сафронова Ю.В.,  Лапшиновой М.П.,  Ермакова И.С.  и
   других заявителей подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
       Согласно  статье  7 Закона  Российской Федерации "О социальной
   защите  граждан,   подвергшихся  воздействию  радиации  вследствие
   катастрофы   на   Чернобыльской   АЭС"  территории,   подвергшиеся
   радиоактивному  загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской
   АЭС,  подразделяются  на  следующие  зоны:  зона отчуждения;  зона
   отселения;  зона проживания с правом на отселение; зона проживания
   с льготным социально-экономическим статусом.
       Границы зон и перечень населенных пунктов,  находящихся в них,
   устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки
   и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не
   реже чем один раз в пять лет.
       Статьей  11  Закона  Российской Федерации "О социальной защите
   граждан,  подвергшихся  воздействию радиации вследствие катастрофы
   на     Чернобыльской    АЭС"    зона    проживания    с   льготным
   социально-экономическим статусом определяется как часть территории
   Российской Федерации за пределами зоны отчуждения,  зоны отселения
   и   зоны   проживания   с  правом   на   отселение   с  плотностью
   радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В
   указанной   зоне   среднегодовая  эффективная  эквивалентная  доза
   облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
       Таким  образом,  критерием отнесения населенного пункта к зоне
   проживания  с льготным  социально-экономическим  статусом является
   плотность  радиоактивного  загрязнения  почвы цезием-137 от 1 до 5
   Ки/кв. км и среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения
   населения до 1 мЗв (0,1 бэр).
       В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Закона является
   допустимым  и не  требующим каких-либо вмешательств дополнительное
   превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного
   фона  для  данной  местности) облучения населения от радиоактивных
   выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее
   в   1991  году  и в  последующие  годы  среднегодовую  эффективную
   эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0,1 бэр) в год.
       При  рассмотрении  дела  судом установлено,  что распоряжением
   Правительства  РСФСР  от 28 декабря 1991 г.  N 237-р был утвержден
   Перечень    населенных    пунктов,    относящихся   к  территориям
   радиоактивного загрязнения,  в котором пос.  Колонна был включен в
   зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
       Оспариваемым Постановлением Правительства Российской Федерации
   от 18 декабря 1997 года N 1582 утвержден новый Перечень населенных
   пунктов,  находящихся  в границах  зон  радиоактивного загрязнения
   вследствие  катастрофы на Чернобыльской АЭС,  где пос.  Колонна не
   указан.
       Суд  полагает,  что  пос.  Колонна  неправомерно  был исключен
   Правительством  Российской  Федерации из числа населенных пунктов,
   находящихся  в зоне  проживания с льготным социально-экономическим
   статусом.
       Из   имеющихся   в  материалах  дела  сведений  о радиационной
   обстановке в пос.  Колонна следует,  что радиоактивное загрязнение
   почвы цезием-137  по состоянию  на 1 января составляло:  2000 г. -
   1,07 Ки/кв. км; 2001 г. - 1,04 Ки/кв. км; 2002 г. - 1,1 Ки/кв. км.
   Данные  сведения  прошли  проверку  в НПО "Тайфун" Росгидромета по
   результатам   обследований,    прошедших   экспертную   оценку   в
   Межведомственной  экспертной комиссии по радиационному мониторингу
   окружающей    природной    среды,    утвержденной   Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г.  N 121,  и
   представителями     Правительства    Российской    Федерации    не
   оспариваются.
       Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что по состоянию
   на  1996 г.  уровень радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в
   пос.  Колонна  был  определен неверно,  так как в силу физического
   закона о периоде распада цезия-137 радиационная обстановка в зонах
   радиоактивного  загрязнения с течением времени,  прошедшего со дня
   аварии на Чернобыльской АЭС, должна улучшаться, а не ухудшаться.
       При  этом  суд учитывает,  что из материалов дела и объяснений
   представителей  Правительства  Российской  Федерации следует,  что
   после   1996   г.   каких-либо   новых  источников  радиоактивного
   загрязнения на территории пос. Колонна не было.
       Поскольку   даже   по   истечении   пяти   лет  после  издания
   оспариваемого  Постановления  Правительства  Российской  Федерации
   уровень радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в пос. Колонна
   превышает   1,0   Ки/кв.   км,    действительный   уровень  такого
   загрязнения  в этом населенном пункте в 1996 г.  не мог быть менее
   1,0  Ки/кв.   км.  В  связи  с этим  не  имелось  и оснований  для
   исключения пос. Колонна из перечня населенных пунктов, находящихся
   в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
       Согласно  статье  13 Гражданского кодекса Российской Федерации
   ненормативный  акт  государственного  органа  или  органа местного
   самоуправления,   а  в случаях,   предусмотренных  законом,  также
   нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам
   и  нарушающие  гражданские  права  и охраняемые  законом  интересы
   гражданина  или  юридического  лица,  могут  быть  признаны  судом
   недействительными.
       С    учетом    вышеизложенного    оспариваемое   Постановление
   Правительства   Российской  Федерации  как  противоречащее  Закону
   Российской  Федерации  "О социальной защите граждан,  подвергшихся
   воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и
   нарушающее  права  заявителей на компенсационные выплаты и льготы,
   предусмотренные  законодательством,  подлежит  признанию  частично
   незаконным.
       Руководствуясь ст.  ст.  191 - 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный
   Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление  Сафронова  Ю.В.,  Лапшиновой  М.П.,  Ермакова И.С.,
   Кирилкина  Ф.И.,  Серегиной Р.А.,  Осипчука В.В., Филатовой  Г.В.,
   Осипчук А.И. и Горбачевой Н.Л. удовлетворить.
       Признать  незаконным и недействующим со дня вступления решения
   в  законную  силу  пункт  4 Постановления Правительства Российской
   Федерации  от  18  декабря 1997 г.  N 1582 "Об утверждении Перечня
   населенных  пунктов,  находящихся  в границах  зон  радиоактивного
   загрязнения  вследствие  катастрофы  на Чернобыльской АЭС" в части
   исключения  из Перечня населенных пунктов,  находящихся в границах
   зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом,  пос.
   Колонна Хвастовичского района Калужской области.
       Решение   может   быть   обжаловано   в Кассационную  коллегию
   Верховного  Суда Российской Федерации в течение  десяти дней после
   вынесения решения суда в окончательной форме.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz