Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 18.12.2002 N 4452 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО,СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 24.12.2002 N 4071)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 06.05.2005 N 137
  
   Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2002 г. N 4071
   ------------------------------------------------------------------
   
             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                ПРИКАЗ
                     от 18 декабря 2002 г. N 4452
   
                        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
          ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
        (ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
         ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                   ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       С  целью  оказания  методической  помощи  учреждениям высшего,
   среднего   и  дополнительного   профессионального   образования  в
   использовании    при    организации    образовательного   процесса
   современных информационных технологий приказываю:
       1.  Утвердить  прилагаемую  Методику  применения дистанционных
   образовательных    технологий    (дистанционного    обучения)    в
   образовательных  учреждениях  высшего,  среднего и дополнительного
   профессионального образования Российской Федерации.
       2.  Контроль  за  исполнением  настоящего Приказа возложить на
   заместителя Министра Л.С. Гребнева.
   
                                                              Министр
                                                         В.М.ФИЛИППОВ
   
   
   
   
   
                                                           Утверждена
                                                             Приказом
                                                Минобразования России
                                                 от 18.12.2002 N 4452
   
                               МЕТОДИКА
                       ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ
              ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДИСТАНЦИОННОГО
           ОБУЧЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО,
             СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                   ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       1.    Дистанционное    обучение   обеспечивается   применением
   совокупности     образовательных    технологий,     при    которых
   целенаправленное  опосредованное  или  не полностью опосредованное
   взаимодействие    обучающегося   и  преподавателя   осуществляется
   независимо  от  места  их нахождения и распределения во времени на
   основе  педагогически  организованных  информационных  технологий,
   прежде всего с использованием средств телекоммуникации.
       Основными    дистанционными    образовательными   технологиями
   являются    кейсовая    технология,    интернет    -   технология,
   телекоммуникационная  технология.  Допускается  сочетание основных
   видов технологий.
       2.   Целью  дистанционного  обучения  является  предоставление
   обучающимся  непосредственно по месту жительства или временного их
   пребывания  возможности  освоения  основных и (или) дополнительных
   профессиональных   образовательных   программ  высшего  и среднего
   профессионального  образования (далее - образовательные программы)
   соответственно  в образовательных учреждениях высшего,  среднего и
   дополнительного    профессионального    образования    (далее    -
   образовательные учреждения).
       3.  Образовательный  процесс  с использованием  дистанционного
   обучения   может  осуществляться  образовательным  учреждением  по
   очной,   очно  - заочной  (вечерней),   заочной  формам  получения
   образования, в форме экстерната или при сочетании указанных форм.
       Повышение   квалификации   и  профессиональная  переподготовка
   специалистов  в образовательном  учреждении повышения квалификации
   проводятся с отрывом от работы,  без отрыва от работы, с частичным
   отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения <*>.
       --------------------------------
       <*>   Постановление   Правительства  Российской  Федерации  от
   26.06.1995   N  610   "Об   утверждении   Типового   положения  об
   образовательном   учреждении   дополнительного   профессионального
   образования   (повышения  квалификации)  специалистов"  - Собрание
   законодательства  Российской  Федерации  от  03.07.1995, N 27, ст.
   2580.
   
       Образовательное  учреждение может осуществлять учебный процесс
   как   самостоятельно,   так   и  через   сеть  своих  обособленных
   структурных подразделений - филиалов и представительств <*>.
       --------------------------------
       <*> Здесь и далее понятие "представительство" образовательного
   учреждения  относится  исключительно  к представительствам  высших
   учебных заведений.
   
       4.   Филиал   образовательного  учреждения  осуществляет  свои
   функции в установленном порядке.
       5.  В  целях оказания студентам,  обучающимся по заочной форме
   обучения,    помощи    в   освоении    образовательных    программ
   непосредственно  по  месту  их  работы  и месту  жительства высшее
   учебное   заведение  вправе  осуществлять  консультации,   текущий
   контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем
   привлечения  штатных  научно  - педагогических  работников высшего
   учебного   заведения   на   основе   учебно   - материальной  базы
   представительства <*>.
       --------------------------------
       <*>   Постановление   Правительства  Российской  Федерации  от
   05.04.2001   N  264   "Об   утверждении   Типового   положения  об
   образовательном  учреждении  высшего профессионального образования
   (высшем   образовательном   учреждении)  Российской  Федерации"  -
   Собрание   законодательства  Российской   Федерации от 16.04.2001,
   N 16, ст. 1595.
   
       Указанная   деятельность   осуществляется   с согласия  органа
   управления  образованием  субъекта  Российской  Федерации и органа
   местного   самоуправления,   на   территории   которых   находится
   представительство.
       6.  Образовательное  учреждение  может  реализовать  одну  или
   несколько  образовательных  программ  с использованием в частичном
   или   полном   объеме   дистанционного   обучения.   По  отдельным
   направлениям    (специальностям)    <*>    и   профилям   программ
   дополнительного   профессионального  образования  может  вводиться
   ограничение   на  их  освоение  с использованием  в полном  объеме
   дистанционного обучения.
       --------------------------------
       <*>    Из   числа   тех,    по   которым   получение   высшего
   профессионального образования в форме экстерната не допускается.
   
       Образовательные    программы    признаются    реализуемыми   с
   использованием   в полном  объеме  дистанционного  обучения  в том
   случае,  если не менее 70% объема часов учебного плана обучающиеся
   осваивают  посредством  дистанционных  образовательных технологий.
   При   этом   для   образовательных   программ  высшего  и среднего
   профессионального     образования     посредством    дистанционных
   образовательных  технологий  реализуется не менее 80% объема часов
   общих  гуманитарных и социально - экономических,  математических и
   общих естественно - научных дисциплин.
       Организация   учебного   процесса  по  очной  форме  получения
   образования   с  использованием   в полном  объеме  дистанционного
   обучения   допускается   с  учетом   установленных   требований  к
   организации   учебного   процесса   по   данной   форме  получения
   образования.
       7. Лицам, поступающим в образовательное учреждение на обучение
   по образовательным программам, реализация которых осуществляется с
   использованием    в   полном   объеме   дистанционного   обучения,
   предлагается ознакомиться с этим условием под роспись.
       8.     Права    и   обязанности    обучающихся,    осваивающих
   образовательные    программы    с  использованием   дистанционного
   обучения,  определяются  законодательством  Российской Федерации в
   соответствии  с той  формой получения образования,  на которую они
   зачислены.
       9.   Наряду   с традиционными  информационными  ресурсами  для
   обеспечения    процесса   дистанционного   обучения   используются
   следующие  средства  дистанционного  обучения:  специализированные
   учебники  с мультимедийными сопровождениями,  электронные учебно -
   методические комплексы,  включающие электронные учебники,  учебные
   пособия,    тренинговые   компьютерные   программы,   компьютерные
   лабораторные   практикумы,   контрольно  - тестирующие  комплекты,
   учебные видеофильмы,  аудиозаписи, иные материалы, предназначенные
   для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
       10.  В  качестве  основного  информационного ресурса в учебном
   процессе  используются  методически  (дидактически)  проработанные
   информационные базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие
   современный  уровень  требований  на  момент их использования,  по
   своему    объему    и   содержанию   соответствующие   требованиям
   государственных      образовательных      стандартов      основных
   образовательных  программ  определенного  уровня или требованиям к
   содержанию    дополнительных    профессиональных   образовательных
   программ.
       База данных дистанционного обучения включает в виде изданий на
   различных   типах  носителей  фонд  основной  учебной  и учебно  -
   методической     литературы;     фонд    периодических    изданий,
   укомплектованный отраслевыми изданиями,  соответствующими профилям
   подготовки   кадров,   справочно  - библиографическими,   а  также
   массовыми   центральными  и местными  общественно  - политическими
   изданиями;  фонд научной литературы, представленный монографиями и
   периодическими    научными    изданиями    по    профилю    каждой
   образовательной программы.
       11.  При  дистанционном  обучении  образовательное  учреждение
   обеспечивает  каждому обучающемуся возможность доступа к средствам
   дистанционного  обучения  и основному  информационному  ресурсу  в
   объеме   часов   учебного   плана,    необходимых   для   освоения
   соответствующей образовательной программы или ее части.
       С   целью   обеспечения  доступа  обучающихся  к базам  данных
   дистанционного обучения,  иным средствам дистанционного обучения в
   базовом образовательном учреждении, филиалах, представительствах и
   индивидуально   образовательное   учреждение  использует  средства
   телекоммуникации.
       При  отсутствии  необходимых аппаратно - программных средств у
   обучающегося   индивидуально   образовательное   учреждение  может
   предоставлять   ему   эти   средства   на  условиях  и в  порядке,
   предусмотренных действующим законодательством.
       12.  При  дистанционном  обучении  образовательное  учреждение
   осуществляет  научную  и учебно  - методическую помощь обучающимся
   через     консультации    квалифицированных    преподавателей    с
   использованием средств телекоммуникации.
       13.  Текущий  контроль  и промежуточная аттестация обучающихся
   осуществляются   образовательным   учреждением  или  традиционными
   методами,  или  с использованием  электронных средств (электронное
   тестирование   и  пр.),   обеспечивающих  идентификацию  личности.
   Обязательная   итоговая   аттестация   выпускников  осуществляется
   традиционными методами.
       14.   Профессорско   -  преподавательский  и преподавательский
   состав,  осуществляющий дистанционное обучение,  может состоять из
   педагогических   работников   образовательного   учреждения,   его
   филиалов,  проживающих  в различных  городах и населенных пунктах,
   объединенных     организационно     и    методически    средствами
   телекоммуникаций,  ведущих  образовательный  процесс  в филиалах и
   осуществляющих  консультации,   текущий  контроль  успеваемости  и
   промежуточную  аттестацию  обучающихся по заочной форме обучения в
   представительствах     в   сетевом    режиме    с   использованием
   телекоммуникационных   и  иных   средств,   независимо   от  места
   нахождения педагогических работников.
       15.  Образовательное  учреждение может по одной или нескольким
   реализуемым    им    образовательным    программам    организовать
   образовательный   процесс   с  использованием   в  полном   объеме
   дистанционного   обучения  в сети  своих  филиалов  и осуществлять
   консультации,   текущий   контроль   успеваемости  и промежуточную
   аттестацию    обучающихся    по    заочной    форме   обучения   в
   представительствах, обеспечив единство образовательного процесса.
       16.   Для   подтверждения  возможности  реализации  одной  или
   нескольких   образовательных  программ  с использованием  в полном
   объеме  дистанционного  обучения  образовательное  учреждение  <*>
   может обратиться в Минобразование России с заявлением о проведении
   проверки  такой  готовности  в соответствии  со следующими и иными
   требованиями настоящей методики:
       --------------------------------
       <*>     Из    образовательных    учреждений    дополнительного
   профессионального    образования   Минобразование   России   может
   подтверждать  готовность  реализовать  образовательные программы с
   использованием   в  полном   объеме  дистанционного  обучения  тех
   образовательных    учреждений,    которые   находятся   в  ведении
   федеральных   органов   исполнительной   власти,   а   также  иных
   образовательных   учреждений   дополнительного   профессионального
   образования по аккредитованным образовательным программам.
   
       наличие электронных учебно - методических комплексов по каждой
   учебной   дисциплине   либо   специальных  кейсов  (индивидуальных
   комплектов   учебно   - методических  материалов  с использованием
   мультимедийных средств);
       наличие   специальной   корпоративной  информационной  системы
   документооборота (в т.ч.  электронного),  полностью обеспечивающей
   администрирование образовательного процесса;
       наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в
   новой информационно - образовательной среде;
       наличие специальных (в т.ч.  электронных) форм проверки знаний
   обучающихся.
       В    этом    случае   объем   требований,    предъявляемых   к
   образовательным учреждениям,  при проведении проверки и порядок ее
   проведения  устанавливаются  Минобразованием  России с учетом типа
   образовательного    учреждения    и   особенностей    используемой
   дистанционной образовательной технологии.
       При организации проверки целесообразно участие государственных
   органов управления образованием субъектов Российской Федерации,  а
   для  образовательных  учреждений дополнительного профессионального
   образования  - также  федеральных ведомственных органов управления
   образованием,   в   ведении   которых   находятся  образовательные
   учреждения.
       Отсутствие    подтверждения   такой   готовности   не   лишает
   образовательное  учреждение  права  реализовывать  образовательные
   программы   с  использованием   в  полном   объеме  дистанционного
   обучения.
       17.  Образовательное  учреждение  осуществляет в установленном
   порядке прием на обучение по образовательным программам,  переводы
   и отчисление обучающихся.
       18. При организации дистанционного обучения целесообразно учет
   результатов  учебного процесса и внутреннее делопроизводство вести
   в  электронном виде с применением положений Федерального закона от
   10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
       19.     Количество    и   пропускная    способность    каналов
   телекоммуникации,       оснащенность       учебного       процесса
   специализированным  и лабораторным оборудованием (как собственным,
   так  и арендованным),  средствами  доставки  знаний  обучающимся в
   образовательном  учреждении,  филиалах  и индивидуально  должны  в
   реальном  режиме  времени  или  в записи  обеспечивать возможность
   реализации дистанционного обучения.
       20. Образовательное учреждение может обеспечивать полный объем
   аудиторной    нагрузки   обучающегося   по   каждому   направлению
   (специальности)   подготовки   с  применением   занятий,   имеющих
   дидактическое   обеспечение  для  их  проведения  в телевизионных,
   компьютерных, сетевых и других средах.
       При  этом  все  обучающиеся  обеспечиваются  учебными рабочими
   местами,   оснащенными   для   дистанционного   обучения  с учетом
   сменности.
       Оснащенные  учебные  рабочие  места  обеспечивают  обучающимся
   возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основным
   информационным ресурсам.
       21. Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных
   и  практических  занятий  образовательное учреждение предоставляет
   обучающимся  возможность  участия  в этих  занятиях реально либо с
   применением   дистанционного  обучения  (виртуальная  лабораторная
   работа или работа в лаборатории удаленного доступа).
       22.  В  зависимости  от принятой дистанционной образовательной
   технологии   образовательному  учреждению  необходимо  располагать
   набором   специально   оборудованных   помещений,   обеспечивающих
   проведение   образовательного   процесса  по  всем  дисциплинам  в
   соответствии с государственными образовательными стандартами.  Все
   помещения  и рабочие  места  должны  соответствовать установленным
   требованиям.
       23.   Образовательное   учреждение   обеспечивает  обучающимся
   возможность   прохождения   учебных   и производственных  практик,
   предусмотренных   государственными  образовательными  стандартами.
   Учебные  практики  обучающиеся проходят с применением традиционной
   технологии   и (или)  дистанционного  обучения.   Производственные
   практики  (включая  технологические  и преддипломные)  обучающиеся
   проходят, как правило, традиционно.
       24.  Образовательному  учреждению рекомендуется организовывать
   профессиональную   переподготовку   или   повышение  квалификации:
   профессорско  - преподавательского  состава  - для  преподавания в
   новой  информационно  - образовательной  среде,  преподавателей  и
   учебно  - вспомогательного  персонала - для работы с дистанционной
   образовательной  технологией  в филиалах  и представительствах,  с
   объемом  обучения  не  менее  72  часов  и контроль  за  качеством
   обучения.
       25.  Для  образовательного учреждения (филиала),  реализующего
   образовательные   программы   с  использованием   в полном  объеме
   дистанционного   обучения,   предельная   численность  контингента
   обучающихся     рассчитывается     и   фиксируется    в   лицензии
   образовательного  учреждения  с учетом  применяемой  дистанционной
   образовательной технологии.
   
   

 

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz