Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 15.12.2002 N 30-51-914/16 О НАПРАВЛЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАНДАРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПИСЬМО
                  от 15 декабря 2002 г. N 30-51-914/16
   
       Во исполнение  Федерального  закона  Российской  Федерации "Об
   основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в рамках
   реализации  Программы  развития  воспитания  в системе образования
   России Министерством образования Российской Федерации совместно  с
   группой  ученых  разработан "Минимальный объем социальных услуг по
   воспитанию в образовательных учреждениях общего образования".
       Проект был   рассмотрен   в  органах  управления  образованием
   субъектов Российской Федерации и доработан  с  учетом  поступивших
   замечаний и предложений.
       Направляем "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в
   образовательных учреждениях общего образования" для  использования
   в практической работе образовательных учреждений.
   
                                                              Министр
                                                         В.М.ФИЛИППОВ
   
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
                                                             к письму
                                                Минобразования России
                                 от 15 декабря 2002 г. N 30-51-914/16
   
          МИНИМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                   МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
              ПО ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
                           ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
   
             SERVICES, GIVEN TO CHILDREN IN ESTABLISHMENTS
                    OF EDUCATION OF MORAL EDUCATION
   
                         1. Область применения
   
       Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые
   в учреждениях общего образования.
       Стандарт устанавливает  основные  виды  услуг,  создаваемых  в
   образовательном учреждении в целях реализации воспитания.
   
                         2. Нормативные ссылки
   
       2.1. В настоящем стандарте использованы  ссылки  на  следующие
   стандарты:
       ГОСТ Р    50644-94.    Туристско-экскурсионное   обслуживание.
   Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов;
       ГОСТ Р   50645-94.    Туристско-экскурсионное    обслуживание.
   Классификация гостиниц;
       ГОСТ Р    50690-94.    Туристско-экскурсионное   обслуживание.
   Туристские услуги. Общие требования;
       ГОСТ Р 51185-98. Туристские услуги. Средства размещения. Общие
   требования.
       2.2. Стандарты разработаны с учетом действующих  международных
   и  государственных нормативных правовых актов в области воспитания
   и образования:
       Конвенции ООН о правах ребенка;
       Закона Российской Федерации "Об образовании";
       Закона Российской   Федерации   "Об  основных  гарантиях  прав
   ребенка в Российской Федерации";
       Закона Российской   Федерации   "О  государственной  поддержке
   молодежных и детских общественных объединений";
       Национальной доктрины образования в Российской Федерации;
       Государственной программы   "Патриотическое воспитание граждан
   Российской Федерации на 2001 - 2005 годы";
       Федеральной программы развития образования;
       Программы развития воспитания в системе образования России  на
   2002 - 2004 годы;
       Концепции модернизации российского  образования  на  период до
   2010 года.
   
                             3. Определения
   
       ГОСТ 26265-84 и ГОСТ  Р  "Социальное  обслуживание  населения.
   Термины и определения".
   
                           4. Общие положения
   
       4.1. Настоящий    стандарт   разработан   с   целью   создания
   нормативно-правовой базы воспитания детей для обеспечения их прав,
   предусмотренных  Федеральным  законом  Российской  Федерации от 24
   июля 1998 г.  N 124-ФЗ  "Об  основных  гарантиях  прав  ребенка  в
   Российской Федерации".
       4.2. Под воспитанием понимается целенаправленное педагогически
   организованное  взаимодействие  детей и взрослых,  направленное на
   развитие личности, ее духовно-нравственное становление.
       4.3. В настоящем стандарте рассматриваются общеобразовательные
   учреждения,  реализующие программы  начального  общего,  основного
   общего,   среднего   (полного)   общего   образования,  учреждения
   дополнительного  образования  детей  (далее  -   учреждения)   вне
   зависимости от форм собственности.
       4.4. Для обеспечения  качественной  работы  учреждений  общего
   образования  по оказанию услуг по воспитанию должно осуществляться
   необходимое   нормативное    правовое,    материально-техническое,
   финансовое и организационное обеспечение, включая:
       - организацию  сети  и  сетевого  взаимодействия   учреждений,
   осуществляющих дополнительные образовательные программы;
       - создание   нормативной   правовой   и   финансовой    основы
   деятельности учреждения для оказания услуг по воспитанию;
       - укомплектованность  учреждения   специалистами   в   области
   воспитания;
       - техническое     оснащение     (оборудование,     аппаратура,
   культурно-массовое, туристское, спортивное снаряжение и т.д.).
       4.4.1. В состав документации должны входить:
       - устав   учреждения,  отражающий  особенности  воспитательной
   деятельности учреждения;
       - документы   (федеральные,  региональные,  муниципальные)  по
   организации воспитательного процесса в учреждении;
       - должностные    инструкции,    планы   работы   специалистов,
   организующих воспитательный процесс;
       - документация  по  контролю  за  реализацией  воспитательного
   процесса и его эффективности.
       4.4.2. Условия размещения учреждения:
       - учреждение должно размещаться в  специально  предназначенном
   здании    (зданиях)   либо   приспособленных   для   осуществления
   учебно-воспитательного процесса помещениях,  которые  должны  быть
   обеспечены необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания и
   оснащены телефонной связью;
       - по  своим  размерам  и  состоянию  помещения должны отвечать
   требованиям  санитарных  норм  и  правил,  а   также   требованиям
   противопожарной безопасности.
       4.4.3. Укомплектованность учреждения специалистами  в  области
   воспитания и их квалификация:
       - учреждение  должно  быть  укомплектовано   специалистами   в
   соответствии  со  штатным  расписанием  учреждения  данного типа и
   вида;
       - назначаемый  на  должность специалист должен соответствовать
   квалификационным    требованиям,    утвержденным     Министерством
   образования Российской Федерации, и должностной инструкции;
       - наряду с высокой квалификацией и профессионализмом  кадровый
   состав,  обеспечивающий  реализацию  воспитания  в образовательном
   учреждении,  должен принимать ценностные ориентации и нравственные
   нормы,   определяющие   атмосферу  в  образовательном  учреждении,
   обладать высокими моральными качествами.
       4.4.4. Наличие  необходимого  для  реализации  воспитательного
   процесса технического оснащения учреждения:
       - техническое     оснащение     (оборудование,     аппаратура,
   культурно-массовое,  туристское,  спортивное  снаряжение  и  т.д.)
   должно    обеспечивать    надлежащее   качество   и   безопасность
   предоставляемых услуг;
       - техническое   оснащение   должно  использоваться  строго  по
   назначению в соответствии с документацией по его  функционированию
   и эксплуатации, содержаться в технически исправном состоянии.
       4.4.5. Имеющееся   в   учреждении    оборудование    (приборы,
   аппаратура,   культурный   инвентарь,   спортивное   и  туристское
   снаряжение)  должно  иметь  документацию,  необходимую   для   его
   эксплуатации,   обслуживания   и   поддержания   в   безопасном  и
   работоспособном состоянии.
       4.4.6. В учреждении должен осуществляться постоянный пересмотр
   документации,  включение в нее необходимых изменений и изъятие  из
   обращения устаревшей.
   
         5. Основные виды услуг по гарантированному воспитанию
   
       Под основными  видами  услуг  по  гарантированному  воспитанию
   понимается стандартный  минимум  условий,  позволяющих  обеспечить
   возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его
   готовность к жизненному самоопределению.
       Основными видами гарантированных услуг являются:
       5.1. Воспитательные    ценности.    Учреждение     гарантирует
   воспитательный     процесс,     ориентированный     на    ценности
   демократического    общества,    общечеловеческие     нравственные
   приоритеты,  гармонизацию  взаимоотношений  ребенка  с  окружающим
   социумом,  природой,  самим  собой;  формирование   у   школьников
   готовности  к  самостоятельному  выбору  в пользу здорового образа
   жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно
   и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как
   семья,  Отечество, культура, мирное сосуществование народов разных
   стран,  межэтническое,  экологическое благополучие; формирование у
   школьников  уважения  к  прошлому  и  настоящему  своего   народа,
   традициям    и    культуре,    старшим    поколениям,   родителям,
   толерантности,  ответственности  за   будущее   своей   страны   и
   современной цивилизации в целом.
       5.2. Содержание    воспитания.    Учреждением    гарантируется
   использование воспитательного потенциала основных и дополнительных
   образовательных программ и включение обучающихся в  разнообразную,
   соответствующую   их   возрастным  и  индивидуальным  особенностям
   деятельность, направленную на формирование у детей:
       - гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам
   человека;
       - представлений  о  нравственности  и  опыта взаимодействия со
   сверстниками  и   взрослыми   в   соответствии   с   общепринятыми
   нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;
       - трудолюбия,  готовности   к   осознанному   выбору   будущей
   профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
       - экологической культуры,  предполагающей ценностное отношение
   к природе, людям, собственному здоровью;
       - эстетического отношения к окружающему миру,  умения видеть и
   понимать   прекрасное,   потребности  и  умения  выражать  себя  в
   различных,  доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах
   творческой деятельности;
       - организационной  культуры,   активной   жизненной   позиции,
   лидерских   качеств,   организаторских  умений  и  навыков,  опыта
   руководства  небольшой  социальной  группой  и  сотрудничества  со
   сверстниками   и  взрослыми,  коммуникативных  умений  и  навыков,
   навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
       - физической культуры, навыков здорового образа жизни.
       5.3. Воспитание   в   процессе    обучения.    Образовательное
   учреждение   гарантирует   направленность   усилий   педагогов  на
   реализацию воспитательного  потенциала  образовательных  программ,
   целенаправленный отбор учебных пособий и дидактических материалов,
   предоставляемой детям информации в процессе обучения, направленный
   не только на усвоение детьми программного минимума знаний, но и на
   их  духовно-нравственное   становление,   осознание   и   принятие
   общечеловеческих ценностей.
       5.4. Создание   дополнительных   пространств    самореализации
   личности    во    внеурочное    время.    Учреждение   гарантирует
   предоставление детям возможности выбора видов  и  форм  творческой
   деятельности,  дополнительного  образования  детей  во  внеурочное
   время;  самореализации личности,  участия в деятельности различных
   творческих  и  профильных  объединений;  в работе органов детского
   самоуправления;  в деятельности детских общественных объединений и
   организаций  гуманистической  ориентации;  в походах,  экскурсиях,
   экспедициях, различных массовых мероприятиях, организуемых на базе
   образовательного  учреждения  с  целью воспитания школьников как в
   учебное, так и каникулярное время.
       5.5. Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса.
   Наличие в учреждении программы воспитания  учащихся,  составленной
   его  педагогическим  коллективом  на  основе  последних достижений
   отечественной науки в области теории и методики  воспитания  и  не
   противоречащей  действующему законодательству в области воспитания
   и     образования     в     Российской     Федерации.      Наличие
   информационно-методических   материалов   в  помощь  организаторам
   воспитательного процесса,  системы обмена информацией по  вопросам
   воспитания  с  другими  социальными  институтами,  обеспечивающими
   единое  "воспитательное  пространство"  ближайшего   окружения   и
   разрабатывающими проблемы воспитания на региональном и федеральном
   уровне.   Постановка   вопросов,    связанных    с    организацией
   воспитательного  процесса  на  педагогических советах,  заседаниях
   методических объединений,  школьной кафедры воспитательной  работы
   или  совещаниях классных руководителей и других формах объединений
   педагогов.  Мониторинг воспитательного процесса  осуществляется  в
   образовательном   учреждении   в   целях  оценки  эффективности  и
   постоянной коррекции условий,  создаваемых в  нем  для  воспитания
   учащихся.
       5.6. Формирование воспитывающей среды:
       - учреждение    гарантирует    организацию   жизнедеятельности
   детского  и   педагогического   коллективов   в   соответствии   с
   общепринятыми   нравственными   нормами  человеческого  общежития,
   правилами этикета,  формирование у детей знаний о своих  правах  и
   механизмах   их   реализации   в  современном  социуме,  атмосферу
   терпимости,  доброжелательности, уважения к человеческой личности,
   взаимопомощи,   сотворчества   в   коллективной   деятельности   и
   содействия коллектива  личностному  успеху  каждого  учащегося.  В
   соответствии  с  воспитательными целями формируется информационное
   пространство образовательного учреждения,  обеспечивается эстетика
   помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс;
       - осуществляется    обеспечение    системы     противодействия
   негативным явлениям в детской и подростковой среде;
       - психологическое сопровождение ребенка в процессе  воспитания
   осуществляется психологической службой образовательного учреждения
   и направлено на обеспечение психологического  комфорта  ребенка  в
   процессе его воспитания;
       - открытый  характер  воспитательной  системы   обеспечивается
   тесным   контактом   с   семьей,  участием  родителей  в  процессе
   воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности
   процесса  воспитания  ребенка,  его  индивидуальных  особенностях,
   духовно-нравственного           становления;            повышением
   психолого-педагогических    знаний    родителей;   взаимодействием
   учреждения с другими социальными институтами окружающего  социума,
   направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.
   
                    6. Порядок предоставления услуг
   
       6.1. Гарантом  реализации  социальных  услуг  по  воспитанию в
   образовательном учреждении является его учредитель.
       6.2. Работа    учреждений    координируется   соответствующими
   органами управления образованием.
       6.3. При    предоставлении    услуг   в   учреждениях   должны
   обеспечиваться полная безопасность для жизни и здоровья участников
   образовательного  процесса,  соблюдаться все установленные нормы и
   правила противопожарной  и  санитарной  безопасности,  приниматься
   меры  по  профилактике  травматизма  и  предупреждению  несчастных
   случаев.
       6.4. Родителям,    обучающимся    и    воспитанникам    должна
   предоставляться полная информация об  их  обязанностях,  правах  и
   условиях оказания услуг, они вправе рассчитывать на уважительное и
   гуманное отношение со стороны работников учреждений.
       6.5. При   реализации  воспитательных  услуг  образовательными
   учреждениями  могут  быть  использованы  как  бюджетные,   так   и
   внебюджетные   средства,   другие   источники   финансирования   в
   соответствии с законодательством Российской Федерации.
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz