Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 03.12.2002 N 3424/02 О ПРИЗНАНИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ РФ НА ЗДАНИЕ ИСТЕЦ: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛ. ОТВЕТЧИК: АДМИНИСТРАЦИЯ Г.АСТРАХАНИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 3 декабря 2002 г. N 3424/02
   
       Президиум   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел   протест   Председателя   Высшего   Арбитражного  Суда
   Российской   Федерации  на  решение  от  16.07.01,   постановление
   апелляционной инстанции от 13.09.01 Арбитражного суда Астраханской
   области  по  делу  N А06-1095-16/01  и постановление  Федерального
   арбитражного суда Поволжского округа от 22.11.01 по тому же делу.
       Заслушав   и  обсудив   доклад   судьи,   Президиум  установил
   следующее.
       Комитет  по управлению государственным имуществом Астраханской
   области обратился в Арбитражный суд Астраханской области с иском к
   администрации  города  Астрахани  о признании  права собственности
   Российской  Федерации  на  здание,  расположенное  по  адресу:  г.
   Астрахань, ул. Советская, 4 (ул. Кирова, 18).
       Исковое  требование  мотивировано  тем,  что  указанное здание
   решением   исполкома   Астраханского  областного  Совета  народных
   депутатов  от  05.07.80 N 406 было отнесено к памятникам истории и
   архитектуры,  а Указом Президента Российской Федерации от 20.02.95
   N   176   "Об   утверждении   Перечня   объектов  исторического  и
   культурного   наследия  федерального  (общероссийского)  значения"
   включено   в  названный  перечень.   В  соответствии  с пунктом  1
   Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N
   3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской
   Федерации    на    федеральную   собственность,    государственную
   собственность  республик  в составе  Российской Федерации,  краев,
   областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
   Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" и приложения N 1
   к  этому постановлению спорное здание как памятник общероссийского
   значения   относится  исключительно  к федеральной  собственности.
   Поэтому этот объект неправомерно находится в реестре муниципальной
   собственности города Астрахани.
       Решением от 16.07.01 исковое требование удовлетворено.
       Постановлением  апелляционной  инстанции  от  13.09.01 решение
   оставлено без изменения.
       Федеральный  арбитражный суд Поволжского округа постановлением
   от 22.11.01 оставил решение и постановление без изменения.
       В  протесте  Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской
   Федерации  предлагается  указанные  судебные  акты отменить,  дело
   направить на новое рассмотрение.
       Президиум  считает,  что  протест  подлежит  удовлетворению по
   следующим основаниям.
       В   обоснование   решения   о  признании   права   федеральной
   собственности  на  спорное  здание  суды сослались на то,  что оно
   включено  в Перечень объектов исторического и культурного наследия
   федерального   (общероссийского)  значения,   утвержденный  Указом
   Президента  Российской  Федерации  от  20.02.95  N 176.  Поэтому в
   соответствии   с  Постановлением   Верховного   Совета  Российской
   Федерации  от 27.12.91 N 3020-1 и пунктом 3 раздела I приложения N
   1   к  этому   постановлению   здание  относится  исключительно  к
   федеральной собственности и нахождение его в реестре муниципальной
   собственности неправомерно.
       Данные  выводы  сделаны  без  учета  фактических обстоятельств
   дела.
       Из материалов дела, в том числе и из утверждений самого истца,
   усматривается,  что  спорное  здание,  которое  до  издания  Указа
   Президента   Российской   Федерации  от  20.02.95  N 176  являлось
   памятником  местного  значения,  в  соответствии  с Постановлением
   Верховного  Совета  Российской  Федерации  от  27.12.91 N 3020-1 и
   Положением   об   определении  пообъектного  состава  федеральной,
   государственной и муниципальной собственности и порядке оформления
   прав   собственности,    утвержденным   Распоряжением   Президента
   Российской  Федерации  от  18.03.92  N 114-рп,   было  передано  в
   муниципальную  собственность  города  Астрахани.  Передача объекта
   недвижимости    была    осуществлена    решением   Малого   совета
   Астраханского  областного  Совета народных депутатов от 11.08.93 N
   150  "О  передаче  объектов  в муниципальную  собственность города
   Астрахани",  на  основании  которого здание было включено в реестр
   муниципальной собственности.
       Включение    впоследствии    здания    в   Перечень   объектов
   исторического      и     культурного     наследия     федерального
   (общероссийского)   значения   само   по  себе  не  могло  повлечь
   прекращение  на  него права муниципальной собственности и передачу
   его в федеральную собственность, поскольку статья 235 Гражданского
   кодекса  Российской  Федерации не предусматривает такого основания
   прекращения права собственности.
       Не  имеет правового значения и принятие Астраханским областным
   Представительным  Собранием  постановления  от 05.06.01 N 193/6 об
   исключении  спорного  здания  из  перечня  объектов,  переданных в
   муниципальную  собственность  города  Астрахани  по решению Малого
   совета  Астраханского  областного  Совета  народных  депутатов  от
   11.08.93   N 150,   так  как  такое  основание  прекращения  права
   собственности  также  не  предусмотрено  статьей  235 Гражданского
   кодекса Российской Федерации.
       Ошибочным является вывод судов о том,  что в силу приложения N
   1   к Постановлению  Верховного  Совета  Российской  Федерации  от
   27.12.91   N  3020-1   памятники   федерального  (общероссийского)
   значения, находящиеся на законном основании в собственности у иных
   субъектов  права,  подлежат изъятию у них и передаче в федеральную
   собственность.
       Содержащаяся  в данном  приложении правовая норма об отнесении
   памятников  общероссийского  значения  к федеральной собственности
   означала  недопустимость  передачи  таких объектов в собственность
   субъектов  Российской  Федерации и муниципальную собственность при
   разграничении права собственности на государственное имущество.
       Поскольку   спорное   здание   в  момент  разграничения  права
   собственности  на государственное имущество не являлось памятником
   общероссийского  значения,  на  него  не распространялось действие
   этой нормы.
       Ссылка    в   постановлении    апелляционной    инстанции   на
   преюдициальное    значение    фактов,    установленных    решением
   Арбитражного  суда  Астраханской  области  от  11.12.98  по делу N
   A06-2128-12/98,    оставленным    без   изменения   постановлением
   апелляционной  инстанции от 07.04.99 того же суда и постановлением
   Федерального  арбитражного  суда  Поволжского  округа от 22.07.99,
   является    несостоятельной,    так    как   предметом   судебного
   разбирательства  по  названному  делу был спор о взимании арендной
   платы с арендатора спорного здания.
       Поэтому  принятые  по  настоящему  делу судебные акты подлежат
   отмене  с направлением дела на новое рассмотрение для всесторонней
   и  полной  оценки  действительных обстоятельств дела,  фактических
   взаимоотношений   сторон   и  разрешения   исковых   требований  в
   соответствии с установленным.
       Учитывая   изложенное   и руководствуясь  статьями  187  - 189
   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение от 16.07.01,  постановление апелляционной инстанции от
   13.09.01   Арбитражного   суда  Астраханской  области  по  делу  N
   А06-1095-16/01   и постановление  Федерального  арбитражного  суда
   Поволжского округа от 22.11.01 по тому же делу отменить.
       Дело   направить  на  новое  рассмотрение  в первую  инстанцию
   Арбитражного суда Астраханской области.
   
                                                         Председатель
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                          В.Ф.ЯКОВЛЕВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz