Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.11.2002 N 32-Г02-16 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГУБЕРНАТОРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.02.2000 N 72 "ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕЧАТЕЙ (ШТАМПОВ) НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" И ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ И УНИЧТОЖЕНИИ ПЕЧАТЕЙ (ШТАМПОВ) НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ УДОВЛЕТВОРЕНО...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 18 ноября 2002 года
   
                                                      Дело N 32-Г02-16
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                           Макарова Г.В.,
                                                        Еременко Т.И.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  18  ноября   2002   г.
   гражданское   дело   по  заявлению  Саратовского   территориального
   управления  Министерства  Российской Федерации  по  антимонопольной
   политике    и    поддержке    предпринимательства    о    признании
   противоречащими  федеральному законодательству и  недействительными
   в  преамбуле постановления губернатора Саратовской области N 72  от
   23   февраля  2000  года  "Об  упорядочении  изготовления   печатей
   (штампов)  на  территории Саратовской области" слов  "осуществления
   единой  государственной  политики в сфере  регистрации  юридических
   лиц  и  предпринимателей",  пункта  3  указанного  постановления  и
   пунктов  3,  5, 6, 9, 10 абзаца 2 пункта 13, пунктов 17  -  19,  21
   Положения  об  изготовлении  и  уничтожении  печатей  (штампов)  на
   территории  Саратовской области по кассационной жалобе  губернатора
   Саратовской области на решение Саратовского областного суда  от  27
   августа  2002  г.,  которым постановлено:  "Заявление  Саратовского
   территориального  управления Министерства Российской  Федерации  по
   антимонопольной    политике    и   поддержке    предпринимательства
   удовлетворить   частично.  Признать  противоречащими   федеральному
   законодательству  и недействующими с момента вступления  настоящего
   решения   в   законную  силу  пункта  3  постановления  губернатора
   Саратовской  области N 72 от 23 февраля 2000 года "Об  упорядочении
   изготовления печатей (штампов) на территории Саратовской  области",
   пунктов  3, 5, 6, 9, 10, абзаца 2 пункта 13, пунктов 17  -  19,  21
   Положения  об  изготовлении  и  уничтожении  печатей  (штампов)  на
   территории   Саратовской  области.  В  остальной  части   заявление
   оставить без удовлетворения".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда  РФ  Макарова   Г.В.,
   объяснения  представителя Саратовского территориального  управления
   МАП  Гусевой  О.И. и представителя губернатора Саратовской  области
   Белова А.К., Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       Саратовское территориальное управление Министерства  Российской
   Федерации     по    антимонопольной    политике     и     поддержке
   предпринимательства    (далее    -   Саратовское    территориальное
   управление   МАП)  обратилось  в  областной  суд  с  заявлением   о
   признании  противоречащими федеральному законодательству  указанных
   выше  положений постановления губернатора Саратовской области N  72
   от  23  февраля  2000  года "Об упорядочении  изготовления  печатей
   (штампов)   на   территории   Саратовской   области"    (далее    -
   Постановление)  и  утвержденного им  Положения  об  изготовлении  и
   уничтожении  печатей  (штампов) на территории  Саратовской  области
   (далее - Положение).
       В  обоснование заявления Саратовское территориальное управление
   МАП  указало,  что обжалуемое Постановление противоречит  статье  7
   Закона   РФ   "О   конкуренции   и  ограничении   монополистической
   деятельности  на товарных рынках", ущемляет интересы  хозяйствующих
   субъектов  и  других  организаций. В частности, согласно  преамбуле
   Постановления    оно   издано   в   целях   осуществления    единой
   государственной  политики  в сфере регистрации  юридических  лиц  и
   предпринимателей.  Однако, исходя из действующего законодательства,
   осуществление  единой государственной политики в сфере  регистрации
   юридических   лиц  и  предпринимателей  не  входит  в   компетенцию
   губернатора Саратовской области.
       Неправомерным   является  требование  пункта  3  Постановления,
   обязывающего  юридических  лиц  и индивидуальных  предпринимателей,
   осуществляющих  изготовление  и  уничтожение  печатей  и   штампов,
   получить  в  Учетном  центре  Саратовской  области  соответствующий
   номер  (порядковый номер субъекта предпринимательской деятельности,
   осуществляющего изготовление и уничтожение печатей  и  штампов),  и
   пункта  3 Положения, обязывающего иметь лицензию на полиграфическую
   деятельность  (в  том  числе на изготовление  печатей  и  штампов).
   Лицензирование   этого   вида  деятельности   прекращено   со   дня
   вступления  в  силу  Закона  РФ "О лицензировании  отдельных  видов
   деятельности"  от  8  августа 2001 года N  128-ФЗ,  то  есть  с  10
   февраля  2002  года.  Названные нормы, по мнению  заявителя,  также
   противоречат статьям 1, 23, 49 ГК РФ.
       Пункты  5  и  6  Положения содержат обязательные  требования  к
   реквизитам     печатей    юридических    лиц    и    индивидуальных
   предпринимателей,    которые    не    предусмотрены     федеральным
   законодательством.
       Неправомерными  являются требования Положения  об  обязательном
   согласовании   эскизов   печатей  и   штампов   в   государственном
   учреждении  Учетный центр Саратовской области (далее  -  ГУ  УЦСО),
   поскольку    федеральным   законодательством    не    предусмотрена
   обязанность   органов   государственной   власти,   не   подлежащих
   регистрации  в  ГУ УЦСО, направлять в десятидневный срок  в  данную
   организацию реестровые листы оттиска полученных печатей  и  штампов
   для сведения и включения в реестр печатей и штампов.
       Незаконным  является требование пункта 21 Положения  об  уплате
   одного  минимального  размера оплаты труда за внесение  сведений  в
   реестр  печатей в связи с тем, что это противоречит пункту 5 статьи
   12    Налогового   кодекса   РФ,   согласно   которому   не   могут
   устанавливаться  региональные  и  местные  налоги   и   сборы,   не
   предусмотренные данным Кодексом.
       Федеральным   законодательством  не  предусмотрена  обязанность
   согласования уничтожения печатей и штампов, в силу чего  требование
   пунктов  17  -  19 Положения, требующих обязательного  согласования
   этих вопросов, также неправомерно.
       Представители  Саратовского  территориального  управления   МАП
   Борисова  Л.Н. и Гусева О.И. заявление поддержали в полном  объеме,
   дополнив  заявление требованием об отмене пункта  21  Положения  по
   основаниям,  указанным в основном заявлении, поскольку просительная
   часть  заявления  этого  требования  не  содержит.  Также  уточнили
   заявление   в   части  ошибочного  указания  в   тексте   заявления
   наименования  оспариваемого нормативного акта в виде  "приложения",
   а не "положения".
       По делу постановлено приведенное выше решение.
       В   кассационной   жалобе   губернатора   Саратовской   области
   указывается  о несогласии с решением суда, ставится  вопрос  о  его
   отмене  и  направлении  дела на новое рассмотрение.  В  обоснование
   жалобы  указывается  на  то,  что  неверным  является  вывод   суда
   относительно  того,  что обязанностью каждого изготовителя  печатей
   (штампов)    иметь   лицензию   на   полиграфическую   деятельность
   ограничивается  самостоятельность хозяйствующих объектов,  так  как
   п.    3   оспариваемого   Положения   предусмотрено,   что   каждый
   изготовитель   печатей   (штампов)   обязан   иметь   лицензию   на
   полиграфическую деятельность, выданную в установленном  федеральным
   законодательством   порядке,  но  судом  не  учтено   обстоятельств
   времени   принятия   нормативных  актов  и  не   установлено,   что
   требование   о   наличии   лицензии   предъявлялось   к   субъектам
   предпринимательской  деятельности  и  были   нарушены   их   права.
   Поскольку      федеральным      законодательством      относительно
   рассматриваемого вопроса не урегулировано конкретных  требований  к
   изготовленным  печатям,  то  ошибочным  является   вывод   суда   о
   невозможности    такого    регулирования    субъектом    Федерации.
   Оспариваемое   постановление   не  содержит   признаков   нарушения
   конкуренции,  так  как  носит нормативный характер  и  не  ущемляет
   интересов  хозяйствующих  субъектов. Наоборот,  оно  направлено  на
   защиту  интересов граждан, юридических лиц и государства и действия
   губернатора   области  в  этой  части  являлись  правомерными.   По
   аналогичным   основаниям   нельзя   признать   обоснованным   вывод
   Саратовского  областного  суда  о  том,  что  обязанность  внесения
   оттисков  печатей и штампов в реестр печатей и штампов  проводит  к
   ущемлению  интересов хозяйствующих субъектов. Плата за  внесение  в
   реестр  печатей  и штампов на территории области не  подпадает  под
   признаки   налога  и  сбора,  а  является  платой  за   оказываемые
   государственным учреждением услуги, что не противоречит ГК РФ.
       В  дополнительно представленной в кассационную инстанцию жалобе
   основанием  к  отмене  решения суда  указывается  на  то,  что  суд
   рассмотрел  дело, не проверив полномочия заявителя на  обращение  в
   суд  по  данному вопросу; дело подлежало рассмотрению в арбитражном
   суде;   решение  вынесено  до  рассмотрения  дела  об   оспаривании
   губернатором   области   предписания  заявителя   по   аналогичному
   основанию.
       Проверив   материалы   дела  и  обсудив   доводы   кассационной
   (первоначальной  и  дополнительной) жалобы,  Судебная  коллегия  не
   находит оснований для ее удовлетворения.
       При  вынесении  решения  по  делу суд  считал  установленным  и
   исходил   из   того,  что  оспариваемые  заявителем  положения   (в
   удовлетворенной  части) противоречат федеральному законодательству.
   В  частности,  в  соответствии с пунктом "ж" статьи 71  Конституции
   Российской  Федерации  установление правовых  основ  единого  рынка
   находится  в  ведении  Российской  Федерации.  В  соответствии   со
   статьей  34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право  на
   свободное   использование  своих  способностей  и   имущества   для
   предпринимательской деятельности. Ограничение этого права,  в  силу
   статьи 55 Конституции Российской Федерации, допустимо только в  той
   мере,  в  какой  это  необходимо  в целях  защиты  конституционного
   строя,  нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других
   лиц,   обеспечения  обороны  страны  и  безопасности   государства.
   Согласно   статей   23,   49   ГК  РФ  граждане-предприниматели   и
   коммерческие      организации      имеют      право      заниматься
   предпринимательской   деятельностью   с   момента   государственной
   регистрации,  отдельными  видами  деятельности,  перечень   которых
   определяется  законом, юридическое лицо и гражданин-предприниматель
   может   заниматься  только  на  основании  специального  разрешения
   (лицензии).  Следовательно, в силу названных выше норм  Конституции
   Российской  Федерации и указанных норм ГК РФ правила лицензирования
   отдельных  видов предпринимательской деятельности должны  вводиться
   федеральными   законами,   а  не  нормативными   актами   субъектов
   Российской Федерации.
       Федеральный  закон  N  128-ФЗ  от  8  августа  2001   года   "О
   лицензировании  отдельных  видов деятельности"  в  редакции  от  13
   марта  2002  года в своем перечне не предусматривает лицензирования
   такого  вида  деятельности,  как  полиграфическая  деятельность   и
   деятельность  по  изготовлению печатей  и  штампов.  В  силу  этого
   субъектом    Федерации   не   могут   устанавливаться    какие-либо
   дополнительные  ограничения и специальный порядок  регистрации  тех
   предприятий,   чья  деятельность  не  требует  в   соответствии   с
   федеральным законодательством разрешения (лицензии).
       Возражения  представителя губернатора и  ссылка  на  требования
   статей  71,  72,  73 и 76 Конституции Российской  Федерации  в  той
   части,   что  субъект  Федерации  вправе  осуществлять  собственное
   правовое    регулирование    тех   правоотношений,    которые    не
   урегулированы  на  федеральном  уровне,  не  могут  быть   признаны
   состоятельными,   так  как  анализ  действующего   законодательства
   свидетельствует  о  том,  что  законодателем  федерального   уровня
   деятельность  по  изготовлению и уничтожению всех видов  печатей  и
   штампов    органов   государственной   власти,   органов   местного
   самоуправления,  организаций всех форм собственности  и  физических
   лиц   ранее  была  включена  в  перечень  деятельности,  подлежащей
   лицензированию,  Федеральным законом N 158-ФЗ от 25  сентября  1998
   года  "О  лицензировании отдельных видов деятельности",  утратившим
   силу   с   10  февраля  2002  года  в  связи  с  принятием   нового
   Федерального  закона  от  8  августа 2001  года  "О  лицензировании
   отдельных  видов  деятельности",  который  не  включает  этот   вид
   деятельности в перечень лицензируемой. Таким образом, при  принятии
   нового  Закона законодатель федерального уровня исключил  этот  вид
   деятельности из перечня лицензируемой.
       Более того, согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона  от
   8   августа   2001   года   "О   лицензировании   отдельных   видов
   деятельности"  введение  лицензирования  иных  видов   деятельности
   возможно   только   путем  внесения  дополнений  в  предусмотренный
   настоящим  Федеральным  законом  перечень  видов  деятельности,  на
   осуществление которых требуются лицензии.
       Согласно  статьи  1  Гражданского кодекса Российской  Федерации
   гражданское  законодательство основывается на  признании  равенства
   участников    регулируемых    им   отношений,    неприкосновенности
   собственности,   свободы  договора,  недопустимости   произвольного
   вмешательства    кого-либо    в   частные    дела,    необходимости
   беспрепятственного  осуществления  гражданских  прав,   обеспечения
   восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
       В  силу  указанного  субъект Федерации не вправе  устанавливать
   какие-либо    дополнительные    ограничения,    кроме    требований
   действующего    законодательства,   связанных   с   государственной
   регистрацией    юридических    лиц,    относительно     регистрации
   предприятий,  осуществляющих  изготовление  печатей  и  штампов,  а
   также   устанавливать   ограничения  для  органов   государственной
   власти,  органов  местного самоуправления,  организаций  всех  форм
   собственности и физических лиц в части указания реквизитов  печатей
   и  штампов,  согласования и утверждения их  эскизов,  представления
   оттисков  изготовленных  печатей и штампов,  а  также  ограничений,
   связанных с их уничтожением.
       Пункт  3  постановления губернатора области, согласно  которому
   юридические  лица и индивидуальные предприниматели,  осуществляющие
   изготовление   и   уничтожение  печатей  и   штампов,   обязаны   в
   трехдневный  срок со дня вступления в силу настоящего постановления
   получить  в  государственном учреждении "Учетный центр  Саратовской
   области"   соответствующий   номер   (порядковый   номер   субъекта
   предпринимательской  деятельности, осуществляющего  изготовление  и
   уничтожение  печатей  и  штампов), также  должен  быть  признан  не
   подлежащим  применению,  поскольку  независимо  от  того,  что   он
   обязывал  выполнить  указанные действия  в  определенный  временной
   период  (в  течение  десяти  дней  с  момента  вступления  в   силу
   постановления),  в  настоящее время требование данного  пункта,  по
   указанным    выше   основаниям,   не   соответствует   действующему
   федеральному законодательству.
       Пункт  21  оспариваемого  Положения,  устанавливающий  взимание
   платы   в   размере  одного  минимального  размера  оплаты   труда,
   зачисляемого  на  расчетный счет регистрирующего органа,  также  не
   соответствует  федеральному  законодательству,  так  как   внесение
   указанной   суммы  следует  отнести  к  сбору,  который  установлен
   субъектом  Федерации за регистрацию в реестре ГУ СОЦР изготовленных
   печатей и штампов.
       Между  тем к региональным налогам и сборам Налоговый кодекс  РФ
   (статья  14)  относит  налог  на имущество  организаций;  налог  на
   недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог  с  продаж;
   налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.
       Ни  к одному виду регионального налога или сбора указанный выше
   сбор не относится.
       В  соответствии с пунктом 5 статьи 12 Налогового кодекса РФ  не
   могут  устанавливаться  региональные или  местные  налоги  и  (или)
   сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
       Обоснованными являются доводы заявителя о том, что оспариваемые
   нормативные  акты  противоречат статье 7 Закона от  22  марта  1991
   года   N  948-1  с  последующими  изменениями  и  дополнениями   "О
   конкуренции   и   ограничении  монополистической  деятельности   на
   товарных    рынках",    согласно   которой   федеральным    органам
   исполнительной  власти,  органам  исполнительной  власти  субъектов
   Российской  Федерации и органам местного самоуправления запрещается
   принимать  акты  и  (или) совершать действия, которые  ограничивают
   самостоятельность       хозяйствующих      субъектов,       создают
   дискриминирующие   или,   напротив,   благоприятствующие    условия
   деятельности  отдельных хозяйствующих субъектов,  если  такие  акты
   или  действия имеют либо могут иметь своим результатом  ограничение
   конкуренции  и  (или)  ущемление интересов хозяйствующих  субъектов
   или граждан, в том числе запрещается:
       вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в
   какой-либо  сфере  деятельности, а также устанавливать  запреты  на
   осуществление   отдельных  видов  деятельности   или   производство
   определенных  видов товаров, за исключением случаев,  установленных
   законодательством      Российской     Федерации;      необоснованно
   препятствовать  осуществлению деятельности хозяйствующих  субъектов
   в  какой-либо  сфере; необоснованно препятствовать  созданию  новых
   хозяйствующих субъектов.
       Судебная  коллегия  Верховного Суда РФ находит  такое  суждение
   суда   первой  инстанции  правильным,  так  как  оно  соответствует
   установленным  по  делу доказательствам и требованиям  действующего
   законодательства    при   его   правильном    толковании.    Доводы
   кассационной  жалобы  являются аналогичными проводимым  в  судебном
   заседании,  которым судом дана оценка, и фактически  направлены  на
   переоценку вывода суда.
       Обстоятельства  данного  дела не дают оснований  согласиться  с
   доводами  дополнительно  представленной жалобы  о  нарушении  судом
   требований    процессуального   законодательства    в    силу    их
   несостоятельности.
       На  основании  изложенного, руководствуясь ст. 305  ГПК  РСФСР,
   Судебная коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Саратовского областного суда от  27  августа  2002  г.
   оставить   без   изменения   и  кассационную   жалобу   губернатора
   Саратовской области - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz