Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N КАС02-573 ОТ 22.10.2002 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБ НА ИНСТРУКЦИЮ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ ДИРЕКТОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ ОТ 26.06.2001 N 285, ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ ВПРАВЕ ПРОВОДИТЬ ПРОВЕРКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В СООТВЕТСТВИИ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                   от 22 октября 2002 г. N КАС02-573
   
       Кассационная  коллегия Верховного Суда Российской  Федерации  в
   составе:
   
       председательствующего                             Федина А.И.,
       членов коллегии                                Манохиной Г.В.,
                                                       Ермилова В.М.,
       с участием прокурора                            Федотовой А.В.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 октября 2002 г.
   гражданское  дело  по  жалобам  Ф. и СП  ООО  "Сахалин-Саппоро"  на
   Инструкцию    о   порядке   назначения   и   проведения    проверок
   налогоплательщиков   федеральными   органами   налоговой   полиции,
   утвержденной   приказом  директора  Федеральной  службы   налоговой
   полиции  Российской  Федерации от  26  июня  2001  года  N  285  по
   кассационной жалобе заявителей на решение Верховного Суда РФ  от  2
   сентября   2002   года,   которым  в   удовлетворении   заявленного
   требования отказано.
       Заслушав   доклад  судьи  Верховного  Суда  РФ   Федина   А.И.,
   объяснения   Ф.,   ее  представителя  Бондаренко  В.П.,   адвокатов
   Родионовой  И.В. и Чернышева Ю.И., поддержавших доводы кассационной
   жалобы,   объяснения  представителя  ФСНП  России   Хохлова   Ю.Н.,
   возражавшего   против  кассационной  жалобы,  выслушав   заключение
   прокурора   Федотовой   А.В.,   полагавшей   кассационную    жалобу
   необоснованной, Кассационная коллегия
   
                              установила:
   
       приказом   директора  Федеральной  службы   налоговой   полиции
   Российской  Федерации  от  26  июня  2001  года  N  285  утверждена
   Инструкция    о   порядке   назначения   и   проведения    проверок
   налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции.
       Ф.  от своего имени и от имени совместного предприятия общества
   с   ограниченной  ответственностью  "Сахалин-Саппоро"  (президентом
   которого  она является) обратилась в Верховный Суд РФ с жалобой  на
   данную   Инструкцию,  ссылаясь  на  несоответствие  ее   закону   и
   нарушение  прав  и законных интересов предприятия  действием  этого
   нормативного акта.
       Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
       В   кассационной  жалобе  заявители  ставят  вопрос  об  отмене
   судебного решения, считая его незаконным.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Кассационная  коллегия  не  находит оснований  к  отмене  судебного
   решения.
       Как правильно указал суд в своем решении, оспоренная Инструкция
   издана   Федеральной   службой   налоговой   полиции   в   пределах
   предоставленных  ей  Положением  о  Федеральной  службе   налоговой
   полиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ  от
   25 сентября 1999 года N 1272.
       Согласно  п.п.  5  п.  2 ст. 36 Налогового  кодекса  РФ  органы
   Федеральной   службы  налоговой  полиции  полномочны  при   наличии
   достаточных   данных,   указывающих   на   признаки   преступления;
   производить проверки в соответствии с законодательством  Российской
   Федерации;  по  результатам проверки составляется  акт  о  проверке
   налогоплательщика   органами  налоговой   полиции,   на   основании
   которого  органами  налоговой  полиции принимается  соответствующее
   решение.
       В соответствии с указанным выше Положением о Федеральной службе
   налоговой  полиции  РФ  эта  служба  является  федеральным  органом
   исполнительной власти, осуществляющим правоохранительные функции  в
   сфере  обеспечения экономической безопасности Российской Федерации,
   защиты  ее  экономических  интересов и непосредственно  реализующим
   основные  направления  деятельности федеральных  органов  налоговой
   полиции.
       Проводимые органами налоговой полиции в соответствии с  п.п.  5
   п.  2  ст.  36  Налогового кодекса РФ проверки включают  в  себя  и
   проверку  документов, необходимых для исчисления и уплаты  налогов,
   в    том    числе    и   документов,   подтверждающих    полученные
   налогоплательщиком  доходы  и  произведенные  им  расходы,   органы
   налоговой  полиции  вправе проводить в целях,  по  основаниям  и  в
   порядке,  установленном  законодательством об  оперативно-розыскной
   деятельности и уголовно-процессуальным законодательством.
       Федеральные   органы   налоговой   полиции   наделены    правом
   осуществлять   оперативно-розыскную  деятельность  (с   проведением
   соответствующих  проверок) и Федеральным  законом  "Об  оперативно-
   розыскной деятельности".
       В  частности,  в  соответствии с п. 1 ч. 2 ст.  7  приведенного
   Закона  основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий
   являются  ставшие  известными органам,  осуществляющим  оперативно-
   розыскную  деятельность,  сведения о  признаках  подготавливаемого,
   совершаемого  или совершенного противоправного деяния,  а  также  о
   лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если  нет
   достаточных  данных  для  решения вопроса о возбуждении  уголовного
   дела.
       С учетом изложенных положений действующего законодательства суд
   пришел  к  правильным выводам о том, что органы  налоговой  полиции
   вправе  проводить  проверки  налогоплательщиков  в  соответствии  с
   действующим  законодательством и что налоговая полиция не  является
   налоговым органом.
       Обоснованно указал суд в своем решении и на то, что  оспоренная
   Инструкция соответствует нормам части первой Налогового кодекса  РФ
   от  31  июля  1998  года  N  147-ФЗ, являющегося  действующим  и  в
   настоящее время.
       В  решении  суда изложены оспариваемые положения  Инструкции  и
   приведены нормы закона, которым эти положения соответствуют.
       В  настоящей кассационной жалобе выводы Верховного  Суда  РФ  о
   соответствии  конкретных  пунктов Инструкции  федеральным  законам,
   Указу  Президента  РФ от 25 сентября 1999 г. N  1272  (утвердившему
   Положение   о   Федеральной   службе  налоговой   полиции   РФ)   и
   Постановлению  Верховного Совета РФ от 20 мая 1993  года  N  4991-1
   (утвердившему  Положение о прохождении службы в  органах  налоговой
   полиции Российской Федерации) не оспариваются.
       Довод в кассационной жалобе о том, что оспоренная Инструкция не
   содержит  положений о необходимости руководствоваться  требованиями
   Конституции   РФ   и  всеми  другими  федеральными   законами   при
   проведении  органами налоговой полиции проверок, не  может  служить
   основанием  для  отмены  судебного решения и  признания  Инструкции
   незаконной,  поскольку необходимость соблюдения органами  налоговой
   полиции  (как  и  любыми  другими органами  исполнительной  власти)
   требований  Конституции РФ и других федеральных законов  безусловна
   и   предписана  как  самой  Конституцией  РФ,  так  и  федеральными
   законами.
       Кроме   того,   суд  не  наделен  полномочиями  вмешиваться   в
   нормотворческий процесс органов исполнительной власти.
       Заявитель  Ф. в кассационной жалобе также утверждает,  что  при
   осуществлении    своих   полномочий   органы   налоговой    полиции
   Сахалинской   области   допускали   в   отношении   ее    нарушения
   конституционных прав и законных интересов.
       Однако  фактические действия органов исполнительной  власти  Ф.
   вправе  оспорить в судебном порядке, и эти обстоятельства  сами  по
   себе   не   могут   свидетельствовать  о   незаконности   положений
   Инструкции.
       Несостоятелен  и  довод  в  кассационной  жалобе  о   нарушении
   Верховным Судом РФ подведомственности настоящей жалобы судам  общей
   юрисдикции   (заявитель  утверждает,  что   ее   жалоба   подлежала
   рассмотрению арбитражным судом).
       В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают,
   в  частности,  дела  об  оспаривании  нормативных  правовых  актов,
   затрагивающих   права  и  законные  интересы  заявителя   в   сфере
   предпринимательской   и  иной  экономической   деятельности,   если
   федеральным   законом  их  рассмотрение  отнесено   к   компетенции
   арбитражного суда.
       Федеральный закон, который бы определил подсудность  настоящего
   дела  арбитражному суду, отсутствует. Федеральная служба  налоговой
   полиции РФ, как это отмечено выше, не является налоговым органом.
       Ссылка  в кассационной жалобе (изложенной в виде телеграммы)  о
   несоответствии  конкретных положений Инструкции нормам  УПК  РФ  (в
   части  сроков проведения проверок и др.) несостоятельна,  поскольку
   проверки   налогоплательщиков   федеральными   органами   налоговой
   полиции   хотя   и   должны  производиться   с   учетом   уголовно-
   процессуального  законодательства, однако в первую очередь  порядок
   их  производства  должен  соответствовать требованиям  Федерального
   закона  "Об оперативно-розыскной деятельности", так как ФСНП России
   является   органом,   осуществляющим  именно   оперативно-розыскную
   деятельность, который вправе согласно ст. ст. 4 и 10  этого  Закона
   издавать  в  соответствии  с  законодательством  нормативные  акты,
   регламентирующие  организацию  и  тактику  проведения   оперативно-
   розыскных  мероприятий,  в  том  числе  и  с  установлением  сроков
   проведения проверок.
       Согласно   оспоренной  инструкции  производство  процессуальных
   действий  в рамках проверки налогоплательщика федеральными органами
   налоговой полиции не допускается.
       С  учетом  изложенного  кассационная жалоба  удовлетворению  не
   подлежит.
       Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
   
                              определила:
   
       решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2002
   года  оставить  без изменения, а кассационную жалобу  заявителей  -
   без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz