Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N 5-Г02-126 ОТ 20.09.2002 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РАСПОРЯЖЕНИЯ МЭРА Г. МОСКВЫ "ОБ УПРАВЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ, ИНФОРМАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ГОРОДА" ОТ 15.05.1998 N 483-РМ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                       от 20 сентября 2002 года
   
                                                      Дело N 5-Г02-126
                                                                      
       Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в
   составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                            Нечаева В.И.,
                                                      Харланова А.В.,
       с участием прокурора                             Власовой Т.А.
   
       рассмотрела   в   судебном  заседании  20  сентября   2002   г.
   кассационный  протест прокуратуры г. Москвы на решение  Московского
   городского  суда от 1 июля 2002 г., которым отказано  прокурору  г.
   Москвы  в  заявлении  о  признании  несоответствующим  федеральному
   закону  распоряжения  мэра  г.  Москвы  "Об  управлении  по   делам
   наружной  рекламы, информации и оформления города" от 15  мая  1998
   г.  N  483-РМ в редакциях распоряжения мэра г. Москвы от 3  февраля
   1999 г. N. 70-РМ и от 15 февраля 2002 г. N 79-РМ.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Нечаева  В.И.,  объяснения представителей управления  правительства
   г.  Москвы  по  делам  наружной рекламы,  информации  и  оформления
   города  Нечуй-Ветра  В.Л.  и  Зейдина  И.Л.,  заключение  прокурора
   управления  Генеральной прокуратуры Российской  Федерации  Власовой
   Т.А., поддержавшей протест, исследовав материалы дела, коллегия
   
                              установила:
   
       прокурор города Москвы обратился в суд с заявлением о признании
   противоречащим федеральному законодательству распоряжения  мэра  г.
   Москвы  "Об  управлении  по делам наружной  рекламы,  информации  и
   оформления  города"  от  15  мая  1998  г.  N  483-РМ  в  редакциях
   распоряжения мэра г. Москвы от 3 февраля 1999 г. N 70-РМ  и  от  15
   февраля  2002  г.  N  79-РМ, ссылаясь на то, что  этот  нормативный
   правовой  акт  принят  с превышением полномочий,  не  соответствует
   Федеральному  закону  "О  рекламе",  регулирует  правоотношения   в
   области  рекламы,  которые  могут регулироваться  только  правовыми
   актами    Российской    Федерации,    нарушает    права    местного
   самоуправления.
       Рассмотрев   дело,  суд  вынес  приведенное  выше  решение.   В
   кассационном  протесте  прокуратуры г. Москвы  ставится  вопрос  об
   отмене  решения  суда  и  вынесении  нового  решения.  Кассационный
   протест  обоснован  тем,  что  статья  3  Федерального  закона   "О
   рекламе"   не   предусматривает  возможности   издания   субъектами
   Российской  Федерации  нормативных актов по вопросам  производства,
   размещения    и    распространения   рекламы.    Создание    органа
   исполнительной власти в целях координации деятельности городских  и
   территориальных органов исполнительной власти по вопросам  наружной
   рекламы противоречит федеральному законодательству. Обсудив  доводы
   кассационного  протеста,  коллегия не  находит  оснований  для  его
   удовлетворения.
       Действительно, законодательство о рекламе, а также  подзаконные
   нормативные  акты,  регулирующие  гражданско-правовые  отношения  в
   сфере   рекламной  деятельности  и  устанавливающие  такие   нормы,
   которые  в  силу их характера и значения для формирования свободных
   рыночных  отношений  относятся к правовым  основам  единого  рынка,
   находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
       Однако оспариваемый нормативный акт, как правильно признал суд,
   содержит  иные,  не гражданско-правовые нормы. Эти вопросы  хотя  и
   связаны   с  рекламой,  но  выходят  за  рамки  гражданско-правовых
   отношений  и  не относятся к основам единого рынка.  При  этом  суд
   сослался   в  решении  также  на  указание  Конституционного   Суда
   Российской Федерации в постановлении от 4 марта 1997 г.  N  4-П  по
   делу  о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона  "О
   рекламе"  о  том,  что  "рекламная деятельность  является  объектом
   комплексного  нормативного  правового регулирования.  Если  те  или
   иные   вопросы   рекламы   выходят  за  рамки   гражданско-правовых
   отношений,  не относятся к основам единого рынка, т.е. не  являются
   предметом   ведения   Российской  Федерации,  субъекты   Российской
   Федерации  могут  осуществлять их законодательное  регулирование  в
   рамках,  определенных  Конституцией  Российской  Федерации,  в  том
   числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4, 5 и 6)".
       Город   Москва,  как  субъект  Российской  Федерации,  является
   субъектом  гражданского  права и вправе осуществлять  полномочия  в
   отношении объектов, находящихся в собственности города, а  также  в
   пользовании  и владении (статьи 2 и 124 ГК РФ). К собственности  г.
   Москвы  относится  значительное количество объектов:  земли  общего
   пользования,   земли  транспортных  магистралей,  улицы,   площади,
   проезды,   дороги,  земли  особо  охраняемых  территорий,   здания,
   инженерные сооружения, набережные, транспортные средства  и  другое
   имущество (статьи 20 и 21 Устава г. Москвы). Поэтому мэр г.  Москвы
   как  высшее  должностное лицо субъекта Российской Федерации  вправе
   был  решать  в  пределах  своей компетенции  вопросы,  связанные  с
   рекламной деятельностью. При этом суд обоснованно признал, что  мэр
   г.  Москвы, издавая оспариваемое распоряжение, не вышел за  пределы
   своей компетенции.
       Согласно  подп.  "е"  пункта 7 ст. 18 Федерального  закона  "Об
   общих  принципах  организации законодательных (представительных)  и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации"  высшее  должностное лицо субъекта Российской  Федерации
   (руководитель   высшего   исполнительного  органа   государственной
   власти  субъекта  Российской Федерации) осуществляет  полномочия  в
   соответствии,   в   частности,   с  уставом   субъекта   Российской
   Федерации.
       Уставом   города  Москвы,  п.  "а"  ст.  52  мэру   г.   Москвы
   предоставлено  право  устанавливать и изменять структуру  городской
   администрации,    определять    компетенцию    органов    городской
   администрации.
       Из  содержания  распоряжения мэра г. Москвы "Об  управлении  по
   делам  наружной рекламы, информации и оформления города" от 15  мая
   1998  г.  N  483-РМ в редакциях распоряжения мэра г.  Москвы  от  3
   февраля 1999 г. N 70-РМ и от 15 февраля 2002 г. N 79-РМ видно,  что
   оно касается создания отраслевого органа городской администрации  -
   управления  правительства  г. Москвы  по  делам  наружной  рекламы,
   информации  и  оформления города, установления фонда  оплаты  труда
   (пункт  1),  назначения  начальника  этого  управления  (пункт  2),
   указаний   подчиненным  органам  по  поводу  структуры  и  штатного
   расписания   управления,  механизма  взаимодействия  управления   с
   территориальными органами исполнительной власти и  других  вопросов
   управленческого  характера  (пункты  3,  4,  6  -   18,   пункт   5
   распоряжения утратил силу).
       В  пункте  10  оспариваемого  распоряжения  предусмотрено,  что
   управление  осуществляет  контроль  за  соблюдением  в  г.   Москве
   требований  законодательства  Российской  Федерации  о  рекламе   в
   средствах  массовой информации, в том числе электронных, разработку
   рекомендаций  по совершенствованию качества, нравственных  аспектов
   содержания  наружной  рекламы, ее влияния на внешний  облик  города
   (абз.   2);   координацию   деятельности  городских   структур   по
   формированию единой городской политики в области наружной  рекламы,
   визуальной  информации  и художественного оформления  города  (абз.
   3);  участие  в  разработке нормативных актов по вопросам  рекламы,
   городской информации и оформления города (абз. 4).
       Судом   обоснованно  отвергнут  как  основание  для   признания
   оспариваемого  акта незаконным довод о том, что  приведенный  пункт
   распоряжения  противоречит статьям 3 и 26  Федерального  закона  "О
   рекламе".  Он  не затрагивает гражданско-правовых  отношений  и  не
   нарушает  чьих-либо  прав  и интересов (в  том  числе  федерального
   антимонопольного  комитета и его территориального  органа).  Высшее
   должностное   лицо  субъекта  Российской  Федерации  обязано   само
   соблюдать  федеральное  законодательство и  следить,  в  том  числе
   через  отраслевые структуры городской администрации, за соблюдением
   требований федерального законодательства подчиненными ему  органами
   власти.  Нет запрещения в федеральном законодательстве и на участие
   органов  исполнительной  власти субъектов  Российской  Федерации  в
   разработке каких-либо нормативных актов.
       Руководствуясь    ст.   ст.   304,   305,   311    Гражданского
   процессуального кодекса РСФСР, коллегия
   
                              определила:
   
       оставить решение Московского городского суда от 1 июля 2002  г.
   без  изменения, кассационный протест прокуратуры г.  Москвы  -  без
   удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz