Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.09.2002] В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В ЧАСТИ ПРИЗНАНИЯ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ СОСТОЯВШИМИСЯ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ТОГО, ЧТО ИМЕЮТСЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТМЕНЫ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ, РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ПО ВСЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОКРУГАМ, ЗАЯВИТЕЛЕМ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНО

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                       от 20 сентября 2002 года
   
                                                     Дело N 92-Г02-18
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                        Корчашкиной Т.Е.,
                                                         Нечаева В.И.
   
       рассмотрела  в судебном заседании от 20 сентября 2002 г.  дело
   по    заявлению    Конвиза    Сергея    Семеновича    о  признании
   недействительными    и  не   порождающими   правовых   последствий
   Постановления  Верховного  Хурала  (Парламента)  Республики Тыва N
   1381  от  23  марта  2002  г.  "Об  утверждении  схемы образования
   избирательных  округов по выборам депутатов Законодательной палаты
   Великого   Хурала   Республики  Тыва"  в части  образования  схемы
   избирательных  округов  по  выборам  2 июня  2002  г.  депутатов в
   Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва,  об отмене
   п.  1  Постановления Центральной избирательной комиссии Республики
   Тыва  за  N 115/538  от  10  июня 2002 года "Об установлении общих
   результатов  выборов  депутатов  Законодательной  палаты  и Палаты
   представителей  Великого  Хурала  Республики Тыва первого созыва 2
   июня    2002    года"   в  части   признания   выборов   депутатов
   Законодательной  палаты  Великого  Хурала  Республики  Тыва  по 24
   одномандатным     избирательным     округам     состоявшимися    и
   действительными,   об   отмене  п.   1  Постановления  Центральной
   избирательной  комиссии  Республики  Тыва  за N 115/539 от 10 июня
   2002   года   "О  назначении  повторного  голосования  по  выборам
   депутатов  Палаты представителей и Законодательной палаты Великого
   Хурала  Республики  Тыва"  в части  назначения  на 23 июня 2002 г.
   повторного голосования по выборам депутатов Законодательной палаты
   Великого   Хурала   Республики   Тыва,   об  отмене  Постановления
   Центральной избирательной комиссии Республики Тыва за N 109/502 от
   22.04.2002  "О внесении изменений и дополнений в Схему образования
   избирательных  округов по выборам депутатов Законодательной палаты
   Великого  Хурала Республики Тыва,  определенную Постановлением ЦИК
   РТ  от 22.03.2002 N 104/446",  об отмене Постановления Центральной
   избирательной  комиссии Республики Тыва за N 105/448 от 22.03.2002
   "О внесении изменений в Схему образования избирательных округов по
   выборам   депутатов   Законодательной   палаты   Великого   Хурала
   Республики Тыва,  определенную Постановлением ЦИК РТ от 22.03.2002
   N 104/446",  об отмене Постановления за N 107/493 от 5 апреля 2002
   г.   "О  внесении  дополнений  в Схему  образования  избирательных
   округов  по  выборам  депутатов  Законодательной  палаты  Великого
   Хурала  Республики  Тыва,  определенную Постановлением Центральной
   избирательной  комиссии Республики Тыва от 22.04.2002 N 104/446" о
   включении  в границу Сукпакского избирательного округа N 19 сумона
   Терлиг-Хая, по  кассационной  жалобе  Конвиза Сергея Семеновича на
   решение  Верховного  суда  Республики  Тыва  от  11  июля 2002 г.,
   которым заявление удовлетворено частично.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Корчашкиной  Т.Е.,  объяснения Конвиза С.С.,  Судебная коллегия по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       Конвиз   С.С.   обратился   в  суд   с заявлением  о признании
   недействительными    и  не   порождающими   правовых   последствий
   вышеназванных   Постановлений   Верховного   Хурала   (Парламента)
   Республики  Тыва  и Центральной  избирательной комиссии Республики
   Тыва (далее - РТ).
       По  мнению заявителя,  в обжалуемых Постановлениях в нарушение
   норм    федерального   законодательства   неправильно   образованы
   избирательные  округа,  в  связи  с этим  являются  незаконными  и
   постановления  Центральной  избирательной  комиссии,  установившие
   результаты   выборов  депутатов  Законодательной  палаты  и палаты
   представителей   Великого   Хурала,  и  о  назначении   повторного
   голосования по выборам депутатов названного уровня.
       В   частности,   ст.   8   Закона   РТ  "О  выборах  депутатов
   Законодательной    палаты   Великого   Хурала   Республики   Тыва"
   предусмотрено,  что  избирательный  округ  должен  образоваться  с
   соблюдением   требований   единства  территории,   не  допускающих
   образование  округа  из территорий,  не  граничащих  между  собой.
   Считает,  что  опубликованная  в газете  "Тувинская правда" 28 мая
   с.г. схема округов незаконна в связи с тем, что:
       -  по  Каа-Хемскому  избирательному  округу  N 18 - территория
   курорта  Уш-Белдир  не  граничит  с п.   Каа-Хем,   территориально
   находясь  от него в 300 км.  К тому же административно не входят в
   границу  Кызылского  кожууна  и не  составляют  единую  территорию
   избирательного округа N 18;
       -  по  Сукпакскому  избирательному округу N 19 - территории с.
   Шамбалыг  и с.  Баян-Кол не граничат с с.  Сукпак,  равно как и с.
   Черби  и Кара-Хаак  не  образуют единства территории с с.  Сукпак,
   находясь от него по разные географические стороны и на расстоянии,
   территориально разделяясь другими населенными пунктами (г.  Кызыл,
   с. Бай-Хаак и т.д.), т.е. не составляют единую территорию округа N
   19;
       -  по  Молодежному  избирательному  округу  N 3  - избиратели,
   проживающие в доме по ул.  Дружбы, 1/1, территориально находятся в
   границах другого округа - Ленинградского избирательного округа N 2
   и  не  образуют  единую  территорию  избирательного округа N 3,  а
   избиратели,  проживающие в домах по ул.  Красноармейская, 40 - 74,
   территориально  находятся  в границах Первомайского избирательного
   округа N 4 и не составляют единую территорию округа N 3;
       -   по  Чеховскому  избирательному  округу  N 8  - избиратели,
   проживающие  в домах  по  ул.  Калинина, 24,  26,  26а,  28  и 30,
   территориально  находятся  в границах Автодорожного избирательного
   округа N 9 и не составляют единую территорию избирательного округа
   N 8;
       -  по  Правобережному  избирательному округу N 7 - избиратели,
   проживающие  в домах  по ул.  Горной, 1 - 82, не составляют единую
   территорию избирательного округа N 7;
       Кроме того, большое количество избирателей г. Кызыла вообще не
   учтено   при   образовании   избирательных  округов.   К  примеру,
   отсутствуют в описании округов такие дома, как ул.  Виланская, 1 -
   12; ул.  Дачная, 1 - 20; ул. Крылова 1, 16, 2 - 10; ул. Дружбы, 1,
   3,  3а,  4, 6, 8, 10 - 32; ул.  Колхозная, 69, в которых проживают
   около 2 тыс. избирателей.
       Также избиратели с.  Терлиг-Хая Кызылского кожууна не включены
   в списки ни в одном избирательном округе.
       Верховный  Хурал  Республики Тыва после утверждения 23.03.2002
   обжалуемой   Схемы   округов  на  новое  заседание  не  собирался,
   изменений  и дополнений  в Схему  не  вносил.  ЦИК Республики Тыва
   самостоятельно  не  имеет  права  образовывать  округа,  вносить в
   нарезку  изменения  или  дополнения по своему усмотрению.  Поэтому
   Постановления ЦИК РТ за N 105/448 от 23.03.2002, 107/493 от 05.04.
   2002  и за  N 109/502 от 22.04.2002,  которыми внесены изменения в
   схему    избирательных   округов   N N  2 - "Ленинградский",   3 -
   "Молодежный",    4  - "Первомайский",   5 - "Строительный",   10 -
   "Калининский",    11  - "Московский",    19 -  "Сукпакский",  32 -
   "Тере-Хольский",    и   первоначальная   численность   избирателей
   Республики  Тыва  изменилась  более  чем  на  5 тысяч избирателей,
   являются   незаконными.   Также  Парламентом  РТ  неправомерно  не
   опубликовано графическое изображение схемы округов.
       Поскольку   заявитель   является   кандидатом   в  депутаты  в
   Законодательную  палату  по Ленинградскому избирательному округу N
   2,  а  согласно  п.   3  ст.  64  ФЗ-124  "Об  основных  гарантиях
   избирательных   прав  и права  на  участие  в референдуме  граждан
   Российской   Федерации"   нарушение   правил  составления  списков
   избирателей  и порядка  голосования  является основанием  к отмене
   решения  избирательной  комиссии об итогах голосования.  В связи с
   наличием указанных нарушений Закона  итоги выборов (голосования) в
   Законодательную  палату  Великого  Хурала РТ являются незаконными,
   поэтому  просит признать незаконным и отменить п.  1 Постановления
   ЦИК  РТ  от  10.06.2002 N 115/538 в части установления результатов
   выборов    и   итогов   голосования   по   выборам   депутатов   в
   Законодательную  палату  Великого Хурала РТ и Постановление ЦИК РТ
   от  10.06.2002  N 115/539  в части  назначения  на 23 июня 2002 г.
   повторного  голосования  по  выборам  депутатов  в Законодательную
   палату Великого Хурала РТ.
       Решением  Верховного  суда  Республики Тыва от 11 июля 2002 г.
   заявление удовлетворено частично:  признаны недействительными и не
   порождающими правовых  последствий  с момента вступления решения в
   законную  силу  Постановление  Центральной  избирательной комиссии
   Республики Тыва за N 109/502 от 22.04.2002 "О внесении изменений и
   дополнений  в Схему  образования  избирательных округов по выборам
   депутатов  Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва,
   определенную  Постановлением  ЦИК  РТ  от  22.03.2002  N 104/446",
   Постановление  Центральной  избирательной комиссии Республики Тыва
   за   N  105/448   от  22.03.2002  "О  внесении  изменений  в Схему
   образования    избирательных    округов   по   выборам   депутатов
   Законодательной    палаты   Великого   Хурала   Республики   Тыва,
   определенную  Постановлением  ЦИК  РТ  от  22.03.2002  N 104/446",
   Постановление за  N от 107/493 от 5 апреля  2002  г.  "О  внесении
   дополнений  в Схему  образования  избирательных округов по выборам
   депутатов  Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва,
   определенную  Постановлением  Центральной  избирательной  комиссии
   Республики  Тыва  от  22.04.2002  N 104/446" о включении в границу
   Сукпакского избирательного округа N 19 сумона Терлиг-Хая.
       В удовлетворении остальной части жалобы отказано.
       В кассационной жалобе Конвиза С.С.  поставлен вопрос об отмене
   решения  суда  в части отказа в удовлетворении заявления в связи с
   неправильным применением норм материального права.
       Проверив  материалы дела,  обсудив доводы кассационной жалобы,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
   Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
       Постановлением  Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва
   за  N 1381  от  23  марта  2002  г.  утверждена  схема образования
   избирательных  округов по выборам депутатов Законодательной палаты
   Великого Хурала Республики Тыва.
       По  мнению  заявителя,  схема по всем избирательным округам по
   выборам 2 июня 2002 г. депутатов в Законодательную палату Великого
   Хурала   РТ   на   32   мандата  в целом  утверждена  с нарушением
   законодательства.
       При  этом  сослался  на то,  что территория курорта Уш-Белдир,
   включенного в избирательный округ N 18,  расположена на расстоянии
   300  км  от  Каа-Хемского  поселкового  совета народных депутатов,
   данный  избирательный  округ  не  является единой территорией,  и,
   таким   образом,  образование   указанного  избирательного  округа
   произведено с нарушением законодательства.
       Суд,   проанализировав   оспариваемую  схему  и представленные
   доказательства,   правомерно   пришел   к  выводу   об   отказе  в
   удовлетворении заявления в названной части.
       Согласно  схеме оспариваемого  Постановления  курорт Уш-Белдир
   включен  в состав Каа-Хемского поселкового избирательного округа N
   18.
       Курорт   Уш-Белдир   передан   в  административное  подчинение
   Каа-Хемскому   поселковому   совету   народных   депутатов  Указом
   Президиума Верховного Совета Тувинской АССР от 23.08.1987.  Данное
   Постановление в настоящее время не отменено.
       При этом суд учел, что лица, проживающие на курорте Уш-Белдир,
   являющемся  труднодоступной местностью, не отнесенной к территории
   какого-либо  муниципального  образования,  беспрепятственно  ранее
   участвовали   во   всех   выборах.   Включение   их  в Каа-Хемский
   избирательный  округ  N 18  по  выборам  депутатов Законодательной
   палаты  Великого  Хурала  Республики Тыва является обеспечением их
   прав  и свобод,  гарантированных ст.  32 Конституции РФ;  данных о
   том,  что  от  избирателей,  проживающих  на территории названного
   курорта, имеются жалобы о нарушении их избирательных прав, суду не
   представлено.
       Правомерно  суд  признал несостоятельными и доводы заявителя о
   том,  что Сукпакский избирательный округ N 19 не составляет единую
   территорию.
       Как  установлено  судом, в Сукпакском округе N 19 села Сукпак,
   Шамбалыг,  Баян-Кол,  Черби,  Ээрбек, Кара-Хаак находятся на одной
   территории.    Нахождение    территориальных    единиц   в  разных
   географических  направлениях в данном случае не исключает единства
   этой территории.  Нахождение в непосредственной близости г. Кызыла
   и с. Бай-Хаак не пересекает образуемой территории, а соприкасается
   с ней.
       По этим же  основаниям  отвергнуты доводы заявителя о том, что
   избирательные  округа  N 3,  N  8,  N 7 также не составляют единую
   территорию избирательного округа.
       Согласно карте г. Кызыла все дома этих округов составляют одну
   территорию, и в том  числе дома,  включенные в границы Молодежного
   избирательного округа N 3,  Правобережного избирательного округа N
   7 и Чеховского избирательного округа N 8.
       Доказательств обратного заявителем не представлено.
       Согласно  ст.  58  Федерального  закона "Об основных гарантиях
   избирательных прав..." и ст. ст. 58,  59 Закона Республики Тыва "О
   выборах   депутатов   Законодательной   палаты   Великого   Хурала
   Республики Тыва" итоги голосования,  результаты выборов подводятся
   участковыми  избирательными  комиссиями,  они  производят подсчет,
   принимают  решение.  Итоги  голосования  по каждому избирательному
   округу подводят исключительно участковые избирательные комиссии.
       Центральная  избирательная  комиссия  Республики устанавливает
   общие результаты выборов депутатов Законодательной палаты, обобщая
   итоги  голосования,  результаты  выборов  участковых избирательных
   комиссий.
       Судом  установлено,  что  на  основании  результатов  выборов,
   представленных   участковыми   избирательными   комиссиями,    ЦИК
   Республики подвела итоги голосования по всем избирательным округам
   по  выборам  в Законодательную  палату  Великого Хурала Республики
   Тыва  и опубликовала  их  в средствах массовой информации.  Данные
   решения никем не отменены и никем не оспорены.
       Как   указывал   заявитель,   он  обратился  в суд  в связи  с
   нарушением его избирательных прав как избирателя,  проживающего на
   территории  избирательного  округа N 6, и как кандидата в депутаты
   названного уровня по избирательному округу N 2;  таким образом, он
   вправе  был  ставить  вопрос  о нарушении  его  избирательных прав
   именно  по  данным  избирательным округам.  Тогда  как  результаты
   выборов   по   названным   избирательным   округам,  установленные
   избирательными комиссиями данных округов, он не обжаловал.
       Доказательств  того,  что  имеются основания,  предусмотренные
   Федеральным  законом  "Об  основных гарантиях избирательных прав и
   права  на  участие  в референдуме  граждан Российской Федерации" и
   Законом  Республики  Тыва  "О  выборах  депутатов  Законодательной
   палаты  Великого  Хурала  Республики  Тыва",   для  отмены  итогов
   голосования,  результатов  выборов по всем избирательным  округам,
   заявителем не представлено и судом не установлено. Кроме того, как
   установлено  судом,  выборы  депутатов  Законодательной  палаты по
   Ленинградскому    избирательному   округу   N  2,    по   которому
   баллотировался   заявитель,   признаны   несостоявшимися   и  были
   назначены повторные выборы.
       При   таких   обстоятельствах   суд   правомерно   отказал   в
   удовлетворении  заявления об отмене Постановлений ЦИК Республики в
   части  признания выборов состоявшимися и действительными и в части
   назначения  на  23 июня 2002 г.  повторного голосования по выборам
   депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики.
       В то же время  суд признал недействительными и не порождающими
   правовых   последствий   Постановления  Центральной  избирательной
   комиссии  Республики  Тыва  N 109/502 от 22.04.2002,  N 105/448 от
   22.03.2002,  N  107/493  от  05.04.2002  "О  внесении  изменений и
   дополнений  в Схему  образования  избирательных округов по выборам
   депутатов  Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва,
   определенную  Постановлением ЦИК РТ от 22.03.2002  N 104/446"  как
   противоречащие  п.   1  ст.  8  Закона  РТ  "О  выборах  депутатов
   Законодательной палаты", поскольку утверждение схемы избирательных
   округов,   включая   ее  публикацию,   относится  исключительно  к
   компетенции  Верховного  Хурала Республики Тыва,  а не Центральной
   избирательной комиссии Республики Тыва.  В указанной части решение
   суда не обжалуется.
       Довод  кассационной  жалобы  о том,   что,  правильно  признав
   недействующими  вышеназванные  Постановления  ЦИК Республики,  суд
   фактически  лишил  избирательных  прав  более 5 тысяч избирателей,
   основанием   к  отмене   решения   суда  не  является.   Указанные
   постановления признаны недействующими с момента вступления решения
   в  законную  силу.  При  нарушении  чьих-либо  избирательных  прав
   указанные   лица   вправе   обратиться  в суд  за  защитой  своего
   нарушенного  права.  По  вступлении  решения  в законную  силу при
   наличии   оснований   законодательный   орган   вправе   внести  в
   установленном   законом   порядке   изменения  в обжалуемую  схему
   образования избирательных округов.
       При  таких обстоятельствах  оснований  для отмены решения суда
   не имеется.
       Руководствуясь ст.  ст.  304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия
   по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Верховного  Суда  Республики  Тыва от 11 июля 2002 г.
   оставить   без  изменения,   кассационную  жалобу  Конвиза  Сергея
   Семеновича - без удовлетворения.
   
                                                 Председательствующий
                                                           В.П.КНЫШЕВ
   
                                                                Судьи
                                                       Т.Е.КОРЧАШКИНА
                                                           В.И.НЕЧАЕВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz