Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.09.2002 N 5-Г02-120 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РАСПОРЯЖЕНИЯ МЭРА Г. МОСКВЫ "ОБ ИЗМЕНЕНИИ СТРУКТУРЫ ОТРАСЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ" ОТ 23.08.2000 N 905-РМ, В РЕДАКЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЙ МЭРА Г. МОСКВЫ ОТ 19.04.2001 N 372-РМ И ОТ 15.02.2002 N 79-РМ, ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                       от 13 сентября 2002 года
   
                                                      Дело N 5-Г02-120
                                                                      
       Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в
   составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                    Василевской В.П.,
       с участием прокурора                            Поспелова И.Р.
   
       рассмотрела   в   судебном  заседании  13  сентября   2002   г.
   кассационный  протест  прокурора  прокуратуры  г.  Москвы  Гнусенко
   О.Г., участвующего в рассмотрении дела в суде первой инстанции,  на
   решение  Московского  городского суда от 4 июня  2002  г.,  которым
   отказано    прокурору   г.   Москвы   в   заявлении   о   признании
   противоречащим федеральному законодательству распоряжения  мэра  г.
   Москвы  "Об  изменении структуры отраслевого управления  в  области
   наружной  рекламы"  от  23 августа 2000  г.  N  905-РМ  в  редакции
   распоряжений мэра г. Москвы от 19 апреля 2001 г. N 372-РМ и  от  15
   февраля 2002 г. N 79-РМ.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Нечаева  В.И.,  объяснения представителя  правительства  г.  Москвы
   Нечуй-Ветра  В.Л.  и  представителя  управления  правительства   г.
   Москвы  по  делам наружной рекламы, информации и оформления  города
   Зейдина   И.Л.,   заключение  прокурора   Генеральной   прокуратуры
   Российской   Федерации   Поспелова  И.Р.,  поддержавшего   протест,
   исследовав материалы дела, коллегия
   
                              установила:
   
       мэром г. Москвы 23 августа 2000 г. было принято распоряжение  N
   905-РМ  "Об  изменении структуры отраслевого управления  в  области
   наружной рекламы", которое редактировалось распоряжениями  мэра  г.
   Москвы от 19 апреля 2001 г. N 372-РМ и от 15 февраля 2002 г. N  79-
   РМ.
       В  пункте  2  этого  распоряжения указано управлению  по  делам
   наружной  рекламы,  информации  и оформления  города  образовать  в
   административных округах территориальные структурные  подразделения
   для  реализации  рекламно-информационной политики правительства  г.
   Москвы  на  территории административных округов и взаимодействия  с
   префектурами;       осуществлять      назначение      руководителей
   территориальных   структурных  подразделений  по   согласованию   с
   префектами соответствующих административных округов.
       В пункте 5 распоряжения предписано управлению по делам наружной
   рекламы,  информации  и  оформления города осуществлять  назначение
   руководителей      государственных      унитарных       предприятий
   "Территориальные   агентства   по   рекламному   и   информационно-
   художественному   оформлению"   по   согласованию   с    префектами
   административных  округов;  в  трехмесячный  срок   подготовить   и
   представить  на утверждение мэра и правительства г. Москвы  проекты
   распорядительных   документов   по   совершенствованию   отраслевой
   нормативно-правовой  базы  и  приведению  ее   в   соответствие   с
   настоящим распоряжением.
       Пунктом  6  распоряжения предусмотрено, что плата за размещение
   средств  наружной рекламы и за пользование рекламным  пространством
   в  г.  Москве  зачисляется  на  отдельный  счет  по  учету  средств
   целевого   бюджетного  фонда  рекламы  и  городской  информации   и
   распределяется  в порядке, установленном законом  города  Москвы  о
   бюджете  на  текущий год. Перечисление средств в целевые  бюджетные
   фонды   развития  территорий  административных  округов  и  районов
   осуществляется  ежемесячно  с  предоставлением  отчетов   префектам
   административных округов.
       Пунктом 7 распоряжения увеличена штатная численность управления
   по  делам  наружной рекламы, информации и оформления города  на  30
   единиц.
       В пункте 8 распоряжения указано Департаменту финансов г. Москвы
   обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией  пункта
   7  настоящего  распоряжения, в пределах средств, предусмотренных  в
   бюджете города Москвы на государственное управление. (Пункты 1,  3,
   4 и часть пункта 5 распоряжения утратили силу).
       Прокурор  г.  Москвы обратился в суд с заявлением  о  признании
   противоречащим  федеральному законодательству данного  распоряжения
   мэра  г.  Москвы,  считая,  что  у субъектов  Российской  Федерации
   отсутствуют   полномочия   на   правовое   регулирование   вопросов
   рекламной деятельности.
       Рассмотрев   дело,  суд  вынес  приведенное  выше  решение.   В
   кассационном  протесте  прокурор  прокуратуры  г.  Москвы  Гнусенко
   О.Г.,  участвующий  в  рассмотрении дела в суде  первой  инстанции,
   просит  отменить решение суда и вынести новое решение. Кассационный
   протест обоснован тем, что издание оспариваемого нормативного  акта
   не   относится  к  компетенции  органов  исполнительной  власти  г.
   Москвы.    Статья   3   Федерального   закона   "О   рекламе"    не
   предусматривает    возможности   издания   субъектами    Российской
   Федерации нормативных актов по вопросам производства, размещения  и
   распространения  рекламы.  Обсудив доводы  кассационного  протеста,
   коллегия не находит оснований для его удовлетворения.
       Действительно, законодательство о рекламе, а также  подзаконные
   нормативные  акты,  регулирующие  гражданско-правовые  отношения  в
   сфере   рекламной  деятельности  и  устанавливающие  такие   нормы,
   которые  в  силу их характера и значения для формирования свободных
   рыночных  отношений  относятся к правовым  основам  единого  рынка,
   находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
       Однако оспариваемый нормативный акт, как правильно признал суд,
   содержит  иные,  не гражданско-правовые нормы. Эти вопросы  хотя  и
   связаны   с  рекламой,  но  выходят  за  рамки  гражданско-правовых
   отношений и не относятся к основам единого рынка.
       Согласно  подп.  "е"  пункта 7 ст. 18 Федерального  закона  "Об
   общих  принципах  организации законодательных (представительных)  и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации"  высшее  должностное лицо субъекта Российской  Федерации
   (руководитель   высшего   исполнительного  органа   государственной
   власти  субъекта  Российской Федерации) осуществляет  полномочия  в
   соответствии,   в   частности,   с  уставом   субъекта   Российской
   Федерации.
       Уставом   города  Москвы,  п.  "а"  ст.  52  мэру   г.   Москвы
   предоставлено  право  устанавливать и изменять структуру  городской
   администрации,    определять    компетенцию    органов    городской
   администрации.
       Из  содержания  пунктов 2, 5, 7 и 8 распоряжения "Об  изменении
   структуры отраслевого управления в области наружной рекламы" от  23
   августа  2000 г. N 905-РМ в редакциях распоряжений мэра  г.  Москвы
   от  19  апреля  2001 г. N 372-РМ и от 15 февраля 2002  г.  N  79-РМ
   видно,  что  они  касаются изменения структуры  отраслевого  органа
   городской администрации, увеличения штата этого органа.
       Поэтому,  судом правильно признано, что названное  распоряжение
   издано мэром г. Москвы в пределах своей компетенции.
       Нет основания для признания незаконным и пункта 6 распоряжения.
   Этот  пункт  не  устанавливает  ни  разрешения  на  распространение
   наружной рекламы, ни плату за это разрешение. Этот вопрос  решен  в
   пункте  2.4 Правил размещения средств наружной рекламы и информации
   в  г.  Москве, утвержденных постановлением правительства г.  Москвы
   от  22  января  2002  г. N 41-ПП. В соответствии  с  этой  правовой
   нормой    разрешения    на   распространение   наружной    рекламы,
   предусмотренные  ст.  14 Федерального закона  "О  рекламе",  выдает
   районная  управа,  что  не  противоречит  Федеральному  закону   "О
   рекламе".
       Пунктом  6  распоряжения определяется  лишь  счет,  на  который
   должна  зачисляться плата за размещение средств наружной рекламы  и
   за  пользование  рекламным  пространством  в  г.  Москве,  а  также
   указывается  на  то,  что  она  должна  распределяться  в  порядке,
   установленном  законом города Москвы о бюджете на текущий  год.  По
   утверждению  представителя правительства г.  Москвы,  это  касается
   платы  по  договорам  на  размещение средств  наружной  рекламы  на
   объектах  собственности  г. Москвы, заключаемым  правительством  г.
   Москвы и управлением (л. д. 34 об.).
       В  пункте  6 распоряжения нет указания на то, что это  касается
   лишь  собственности г. Москвы. Однако отсутствие в  правовой  норме
   отдельного  положения основанием для признания этой правовой  нормы
   в  целом  незаконной  не  является. Суд не вправе  обязывать  орган
   исполнительной власти вносить дополнения в какой-либо  принятый  им
   нормативный  акт,  так  как  в силу ст. 10  Конституции  Российской
   Федерации    государственная   власть   в   Российской    Федерации
   осуществляется    на   основе   разделения   на    законодательную,
   исполнительную  и судебную; органы законодательной,  исполнительной
   и судебной власти самостоятельны.
       Руководствуясь    ст.   ст.   304,   305,   311    Гражданского
   процессуального кодекса РСФСР, коллегия
   
                              определила:
   
       оставить решение Московского городского суда от 4 июня 2002  г.
   без  изменения,  кассационный  протест  прокурора  прокуратуры   г.
   Москвы  Гнусенко  О.Г.,  участвующего в рассмотрении  дела  в  суде
   первой инстанции, - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz