Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РФ ОТ 09.09.2002 N 28 ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 9 сентября 2002 г. N 28
   
                ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
            НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
                         В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Я, Главный   государственный   санитарный   врач    Российской
   Федерации,    Онищенко   Геннадий   Григорьевич,   проанализировав
   эпидемическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране и  эффективность
   проводимых   организационных   и   профилактических   мероприятий,
   установил,  что в 2001 - 2002 гг.  как на федеральном,  так  и  на
   региональном  уровнях  активизировалась  работа,  направленная  на
   предупреждение распространения ВИЧ-инфекции.
       Советом глав  правительств государств - участников Содружества
   Независимых Государств 30.05.2002 подписана "Программа  неотложных
   мер  государств  -  участников  СНГ  по  противодействию  эпидемии
   ВИЧ/СПИД",  в   рамках   которой   проведена   конференция   стран
   Содружества  с  принятием соответствующей резолюции,  определяющей
   основные принципы взаимодействия  государственных  и  общественных
   структур   в  реализации  межгосударственной  стратегии  борьбы  с
   ВИЧ-инфекцией.
       В 2001  г.  значительно  улучшилось финансирование Федеральной
   целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД",  на ее реализацию было выделено
   123 млн.  рублей,  в 2002 г.  - 162 млн.  рублей, что в 3 - 4 раза
   больше,  чем  в  предыдущие   годы.   Это   позволило   обеспечить
   лечебно-профилактические учреждения высокоэффективными препаратами
   для лечения ВИЧ-инфекции,  а центры по профилактике  и  борьбе  со
   СПИД - современным лабораторным оборудованием.
       Для обеспечения безопасности  донорской  крови  в  2001  г.  в
   практику введено обследование доноров тест-системами,  выявляющими
   одновременно антиген и антитела к  ВИЧ,  что  позволяет  сократить
   время обнаружения скрытого периода инфекции с 2 - 3 месяцев до 7 -
   10 дней.
       В целях  повышения  уровня информированности населения о путях
   заражения ВИЧ-инфекцией и ее  тяжелых  последствиях  для  здоровья
   людей только за 2001 г.  выпущено 6 видеоклипов, транслировавшихся
   по 4 федеральным и региональным  телевизионным  каналам,  а  также
   свыше 500 тыс. плакатов, буклетов и других наглядных пособий.
       Минздравом России установлены контакты с рядом международных и
   российских  неправительственных  организаций  с  целью координации
   мероприятий  по   противодействию   распространению   эпидемии   и
   рациональному использованию привлекаемых на эти цели ассигнований.
   Создан ряд ассоциаций государственных и общественных  организаций,
   работающих  в  этой  области.  В 18 субъектах Российской Федерации
   осуществляются пилотные проекты по профилактике ВИЧ-инфекции среди
   лиц,  оказывающих  сексуальные услуги за плату.  Получила развитие
   новая форма  работы  с  подростками:  "Дружественные  клиники  для
   молодежи".
       В 63  регионах  Российской  Федерации  действуют  региональные
   программы  по  борьбе  с ВИЧ-инфекцией.  Особое внимание уделяется
   работе с группами повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией  и,  в
   первую  очередь,  с  потребителями  инъекционных наркотиков.  В 41
   субъекте  Российской   Федерации   при   поддержке   международных
   организаций  и  местных  органов  власти  осуществляются программы
   профилактики ВИЧ-инфекции ("снижение вреда") среди этой  категории
   населения.
       При этом в ряде регионов в результате скоординированной работы
   с   заинтересованными   ведомствами   и  учреждениями,  проведения
   активной  информационной  политики  в  работе   с   населением   и
   осуществления   целенаправленных   профилактических   программ   с
   группами риска удалось сдержать развитие эпидемии (Алтайский край,
   Архангельская, Астраханская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская,
   Псковская, Тверская области).
       Вместе с  тем  за 8 месяцев 2002 г.  зарегистрировано 30 тысяч
   новых случаев заражения,  что в 1,9 раза  меньше  по  сравнению  с
   аналогичным периодом прошлого года. Проводимая работа не позволила
   добиться коренного изменения эпидемической обстановки в стране.  В
   настоящее  время в Российской Федерации зарегистрировано 207 тысяч
   ВИЧ-инфицированных,  в  2001  г.  число  их  возросло  на  47%  по
   сравнению  с  предыдущим  годом  и  достигло  87177  человек,  что
   является максимальным за весь период  регистрации  этой  инфекции.
   Серьезную тревогу вызывает тот факт,  что около 90% инфицированных
   по-прежнему составляют потребители наркотических средств,  70%  из
   них - лица в возрасте 17 - 25 лет.
       Наибольшее количество  ВИЧ-инфицированных  зарегистрировано  в
   Свердловской  области (17030),  г.  г.  Санкт-Петербурге (16372) и
   Москве (15681),  Московской (17075),  Самарской (13689), Иркутской
   (13291), Челябинской (10620), Оренбургской (9149) областях.
       Все это является следствием серьезных недостатков и нерешенных
   вопросов   в   области  борьбы  с  ВИЧ-инфекцией  и  прежде  всего
   недостаточной  профилактической  работы  среди  молодежи  и  групп
   высокого риска заражения.
       Органы управления  здравоохранением  и  органы  образования  в
   субъектах  Российской  Федерации  не  приняли  действенных  мер по
   внедрению   в   школах,   учреждениях   начального   и    среднего
   профессионального  образования  специальных  программ,  включающих
   вопросы профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции, адаптированных для
   различных возрастных групп,  не проводят оценку эффективности этой
   работы.
       До сих   пор  органы  управления  здравоохранением  практикуют
   необоснованно широкие обследования населения на ВИЧ-инфекцию,  что
   приводит к нерациональному расходованию финансовых средств. Так, в
   Приморском  крае  в  нарушение  международного   и   национального
   законодательства  введены  эпидемиологически неоправданные платные
   обследования российских  граждан,  выезжающих  за  рубеж  даже  на
   период менее трех суток.
       Несмотря на введение в  практику  тестирования  крови  доноров
   современных   диагностических   тест-систем,   в   2001   г.  было
   зарегистрировано 11 случаев  переливания,  приведших  к  заражению
   пациентов  в  лечебно-профилактических  учреждениях  ВИЧ-инфекцией
   через донорскую кровь (в  г.  Москве,  Республике  Саха  (Якутия),
   Кемеровской  и  других  областях),  в  текущем  году  -  5 случаев
   инфицирования в Белгородской области  и  Республике  Башкортостан.
   Это   явилось   следствием  грубых  нарушений  правил  обеспечения
   безопасности донорской крови и недостатков в  подготовке  кадровых
   доноров.
       За последние годы резко возросло количество  детей,  рожденных
   от  ВИЧ-инфицированных  матерей,  только  за  8  месяцев  2002  г.
   родилось 1025 таких детей.  Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос
   о    необходимости    введения   полномасштабной   медикаментозной
   профилактики вертикальной передачи  ВИЧ  от  матери  к  ребенку  и
   сокращении сроков диспансерного наблюдения за ними.
       В Иркутской,  Московской,  Свердловской и других  областях  не
   решаются вопросы содержания детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных
   матерей, родители от которых отказались.
       Не решен вопрос наиболее эффективного управления ограниченными
   ресурсами  для  обеспечения  специфической  терапии  максимальному
   количеству  пациентов путем подбора наиболее дешевых и эффективных
   схем лечения.  Остается неудовлетворительной обеспеченность службы
   профилактики     и    борьбы    с    ВИЧ-инфекцией    необходимыми
   организационно-распорядительными и  методическими  документами  по
   различным аспектам проблемы.
       Требует реорганизации система мониторинга в части разработки и
   внедрения   в  практику  стандарта  диагностики  и  нормативов  по
   различным видам лабораторных исследований.
       В результате  недостаточной  подготовки медицинских работников
   по проблеме ВИЧ-инфекции и незнания ими мер личной и  общественной
   профилактики    нередко    имеют    место   случаи   дискриминации
   ВИЧ-инфицированных,  выражающиеся в отказе  им  в  госпитализации,
   предоставлении    специализированной    медицинской    помощи    и
   санаторно-курортного обслуживания.
       Органы и   учреждения  здравоохранения,  органы  и  учреждения
   системы  МВД  России  и  Минюста  России  не  обеспечили   широкое
   внедрение    программ    по    профилактике   ВИЧ-инфекции   среди
   наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а
   также  лиц,  находящихся  в пенитенциарных учреждениях.  Программы
   "снижения  вреда",  предусматривающие  комплекс   мероприятий   по
   предупреждению   распространения   ВИЧ-инфекции   среди  указанных
   категорий,  в ряде регионов свелись в основном к раздаче и  обмену
   шприцев и игл (Пермская, Ростовская, Самарская области).
       МПТР России,  Минздрав  России  и  Минобразование  России   не
   приняли    должных   мер   по   созданию   постоянно   действующей
   информационно-пропагандистской    системы,     направленной     на
   распространение  среди  населения  и,  в первую очередь,  молодежи
   знаний   о   мерах   профилактики   ВИЧ-инфекции   и   наркомании,
   последствиях этих заболеваний для личности и общества.
       В целях    активизации    и   повышения   эффективности   мер,
   направленных на  противодействие  распространению  ВИЧ-инфекции  в
   Российской   Федерации,   руководствуясь  Федеральным  законом  от
   30.03.95 N 38-ФЗ "О предупреждении  распространения  в  Российской
   Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
   (ВИЧ-инфекции)" (Собрание законодательства  Российской  Федерации,
   N 14,  ст.  1212)  и  статьей  51  Федерального закона от 30.03.99
   N 52-ФЗ  "О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения"
   (Собрание законодательства Российской Федерации, N 14 , ст. 1650),
   постановляю:
       1. Рекомендовать МВД России,  Минюсту России, Минздраву России
   принять   действенные  меры  по  внедрению  программ  профилактики
   ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные
   услуги  за  плату,  а  также  лиц,  находящихся  в  пенитенциарных
   учреждениях,  с целью предупреждения распространения этой инфекции
   среди широких слоев населения.
       2. Рекомендовать  МПТР   России,   Минобразованию   России   и
   Минздраву  России  решить  вопрос  о  развитии и совершенствовании
   информационно-пропагандистской    системы,     направленной     на
   распространение  среди  населения знаний об опасности наркомании и
   ВИЧ-инфекции для  общества  и  национальной  безопасности  страны,
   более    эффективном   использовании   имеющихся   и   привлечению
   дополнительных ресурсов для осуществления этой работы.
       3. Рекомендовать  Минэкономразвития  России  и  Минфину России
   рассмотреть  вопрос  об  увеличении  ассигнований  на   реализацию
   подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД".
       4. Рекомендовать  органам  исполнительной   власти   субъектов
   Российской Федерации и органам местного самоуправления:
       4.1. Обеспечить финансирование региональных и местных программ
   по борьбе с ВИЧ-инфекцией, своевременно вносить в них коррективы с
   учетом меняющейся эпидемиологической  обстановки  и  необходимости
   организации  и  широкого  проведения  профилактических мероприятий
   среди молодежи,  потребителей наркотиков  и  лиц,  предоставляющих
   сексуальные услуги за плату.
       4.2. Оказать  органам  управления  здравоохранением  помощь  в
   срочном  приобретении  препаратов  для  проведения медикаментозной
   профилактики  передачи  ВИЧ  от  матери   к   ребенку   во   время
   беременности  и  родов,  а  также  для комплексного специфического
   лечения ВИЧ-инфицированных дополнительно к препаратам,  выделяемым
   Минздравом России на эти цели.
       4.3. Усилить  контроль  за  соблюдением  местными   средствами
   массовой  информации  Федерального  закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О
   рекламе" (Собрание законодательства Российской  Федерации,  N  30,
   ст. 2864) в части выделения времени на социальную рекламу и прежде
   всего на проведение разъяснительной работы среди населения о мерах
   общественной и личной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании.
       5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
   Российской Федерации, главным государственным санитарным врачам по
   субъектам Российской Федерации:
       5.1. Считать  первоочередной задачей совершенствование системы
   профилактических    мер,    направленных     на     предупреждение
   распространения   ВИЧ-инфекции,   обратив   особое   внимание   на
   активизацию  работы  среди  молодежи  и  групп  повышенного  риска
   заражения.
       5.2. Обеспечить       расширение       сотрудничества        с
   неправительственными и общественными организациями,  работающими в
   области противодействия распространению ВИЧ/СПИДа.
       5.3. Совместно  с  органами  и  учреждениям системы МВД России
   принять меры по поддержке и расширению программ "снижения  вреда",
   обеспечив  комплексный  профилактический  подход при их реализации
   среди наркопотребителей и лиц,  оказывающих сексуальные услуги  за
   плату.
       5.4. Принять  неотложные  меры  по  совершенствованию  системы
   обеспечения   безопасности   донорской  крови,  ускорив  внедрение
   карантинизации донорской крови  и  ее  компонентов,  использование
   кровезаменителей,  создание  банков  данных  на кадровых доноров и
   лиц, отстраненных от донорства.
       6. Органам  управления  здравоохранением  субъектов Российской
   Федерации:
       6.1. Ввести  в  штат  центров по профилактике и борьбе со СПИД
   социальных работников,  возложив на них обязанности по организации
   и  осуществлению профилактических мероприятий в среде потребителей
   наркотиков и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также
   по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным и их семьям.
       6.2. Усилить     работу      по      подготовке      персонала
   лечебно-профилактических  учреждений  по  проблеме  ВИЧ-инфекции и
   СПИДа.
       6.3. Провести    анализ   целесообразности   и   эффективности
   проводимых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, принять срочные
   меры   по   сокращению   неоправданных   массовых  обследований  и
   запрещению обследований,  осуществляемых в нарушение  действующего
   законодательства.
       7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению
   медицинских  проблем материнства и детства организовать подготовку
   методических документов по проведению мероприятий, направленных на
   предупреждение передачи ВИЧ от матери к ребенку,  изменению сроков
   диспансерного    наблюдения    за    детьми,    родившимися     от
   ВИЧ-инфицированных матерей.
       8. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России:
       8.1. Организовать  апробацию новых средств и методов,  включая
   ПЦР-диагностику,  для  тестирования  донорской   крови   в   целях
   максимального сокращения серонегативного "периода окна".
       8.2. Организовать разработку  и  внедрение  специализированных
   информационно-аналитических  компьютерных  программ для центров по
   профилактике и борьбе со СПИД и станций переливания крови в  целях
   предотвращения допуска к донорству ВИЧ-инфицированных лиц.
       8.3. Обеспечить разработку  стандартов  лечения,  лабораторной
   диагностики и временных нормативов по различным видам лабораторных
   исследований ВИЧ-инфекции, а также организационно-распорядительных
   документов  по  оптимизации  эпидемиологического  надзора  за этой
   инфекцией.
       8.4. Подготовить  предложения по внесению изменений в перечень
   контингентов,  подлежащих обязательному медицинскому  обследованию
   на ВИЧ-инфекцию.
       9. Главным  государственным  санитарным  врачам  по  субъектам
   Российской   Федерации   доложить   о   ходе   выполнения  данного
   Постановления до 01.01.2003.
   
                                              Главный государственный
                                                      санитарный врач
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Г.ОНИЩЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz