Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ОТ 29.08.2002 ПО ВОПРОСУ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ N 67578/01 ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА АППОЛОНОВА (APPOLONOV) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [РУС., АНГЛ.]

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                               [неофициальный перевод
                                                   с английского] <*>
   
                   ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
   
                             ПЕРВАЯ СЕКЦИЯ
   
                                РЕШЕНИЕ
               ПО ВОПРОСУ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ N 67578/01
              ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА АППОЛОНОВА (APPOLONOV)
                      ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                   (Страсбург, 29 августа 2002 года)
   
       Европейский суд (Первая секция) в ходе  заседания  29  августа
   2002 г. Палатой в составе:
       --------------------------------
       <*> Перевод с английского языка Ю.Ю. Берестнева.
   
       Х. Розакиса - председателя Палаты,
       Ф. Тюлькенс,
       Дж. Бонелло,
       Э. Левитса,
       С. Ботучаровой,
       А. Ковлера,
       Э. Штайнер - судей,
       и Э. Фриберга - секретаря секции Суда,
       принимая во  внимание  жалобу,  поданную  4  января 2001 г.  и
   зарегистрированную 28 марта 2001 г.,
       принял следующее решение:
   
                                 ФАКТЫ
   
       Заявитель, Владимир  Михайлович  Апполонов - гражданин России,
   1925 года рождения, проживает в г. Казани, Российская Федерация.
   
                         А. Обстоятельства дела
   
       Фактические обстоятельства  дела,  представленные  заявителем,
   могут быть сведены к следующему.
       Заявитель возбудил   разбирательство   против    Правительства
   Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.
   Он утверждал,  что ценность  его  личных  сбережений,  которые  он
   поместил  в Сберегательный банк,  значительно снизилась вследствие
   экономических  реформ  и  что  государство  не   выполнило   своих
   обязательств  по  переоценке  вкладов  в  Сберегательном банке для
   компенсации последствий инфляции,  даже несмотря на  то,  что  оно
   приняло  на  себя такое обязательство согласно Федеральному закону
   "О  восстановлении  и   защите   сбережений   граждан   Российской
   Федерации"  (далее  именуется Закон о сбережениях),  вступившему в
   силу 10 мая 1995 г. <**>.
       --------------------------------
       <**> Так в Решении Суда.  На самом деле это дата подписания ФЗ
   Президентом РФ,  а Закон вступил в силу 12 мая 1995 г.  -  Примеч.
   пер.
   
       17 июня 1999 г.  Пресненский районный суд г.  Москвы отказал в
   удовлетворении  иска  заявителя,  указав  на  то,  что действующее
   законодательство не предоставляет право на компенсацию,  как  того
   требовал заявитель.
       22 сентября 2000 г.  после рассмотрения соответствующей жалобы
   это  решение  было  подтверждено  Московским  городским судом.  Он
   постановил,  inter  alia,  что   заявитель   получил   выгоду   от
   предварительной  компенсации  по  отношению  к  его сбережениям до
   осуществления  компенсации  в  полном  объеме,  предусмотренной  в
   Законе о сбережениях.
       28 января 2000 г.  Министерство финансов Российской  Федерации
   проинформировало заявителя о том,  что его обесцененные сбережения
   будут конвертированы в специальные государственные ценные  бумаги,
   как это закреплено в Законе,  только после того, как будут приняты
   все необходимые подзаконные акты.
   
           В. Применимое внутринациональное законодательство
   
       В статье  1  Закона  о  сбережениях  государство   гарантирует
   восстановление  и  обеспечение сохранности ценности денежных сумм,
   размещенных в Сберегательном  банке  до  20  июня  1991  г.  Закон
   относит  гарантированные сбережения к внутреннему государственному
   долгу,  обеспеченному государственной собственностью  и  активами,
   находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации.  В
   соответствии  с  положениями  этого  Закона  указанные  сбережения
   подлежат  переводу  в  целевые  долговые  обязательства Российской
   Федерации,  являющиеся государственными ценными бумагами. Ценность
   соответствующих    долговых    обязательств    приравнивается    к
   покупательной способности национальной валюты в 1990 году.  Статья
   12   упомянутого  Закона  предусматривает,  что  порядок  перевода
   гарантированных      сбережений      граждан       устанавливается
   соответствующими федеральными законами.
       До полного  исполнения  Закона  о  сбережениях  было   принято
   несколько  указов  Президента Российской Федерации и постановлений
   Правительства  Российской  Федерации  для  того,  чтобы  позволить
   некоторым   социально   незащищенным  группам  населения  получить
   частичную компенсацию их сбережений - например,  Указы  Президента
   Российской    Федерации   от  16 мая 1996 г.  N 733 и от 2 декабря
   1997 г.  N 1269,  Постановления Правительства Российской Федерации
   от 30 июня  1998 г.  N 677, от 20 мая 1999 г. N 553,  от 19 апреля
   2000   г.   N 352,  от 19 марта 2001 г. N 222, от 13 марта 2002 г.
   N 152.
   
                              СУТЬ ЖАЛОБЫ
   
       Заявитель  жалуется,   ссылаясь  на  ст.  1  Протокола  N 1  к
   Конвенции,  на  то,  что   в   результате   инфляции   сбережения,
   размещенные   на  его  счете  в  Сберегательном  банке  Российской
   Федерации,  потеряли  свою   покупательную   способность   и   что
   невыполнение  государством  своих  обязательств  согласно Закону о
   сбережениях по восстановлению ценности его вкладов в  банке  имеет
   результатом лишение его имущества.
   
                                 ПРАВО
   
       Заявитель утверждает,   что   имело   место  нарушение  ст.  1
   Протокола N 1 в результате влияния инфляции на его сбережения и  в
   результате  отсутствия  соответствующей эффективной компенсации со
   стороны государства. Статья 1 Протокола N 1 к Конвенции излагается
   следующим образом:
       "Каждое физическое  или  юридическое  лицо  имеет   право   на
   уважение  своей  собственности.  Никто  не может быть лишен своего
   имущества  иначе  как  в  интересах  общества   и   на   условиях,
   предусмотренных законом и общими принципами международного права.
       Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать
   выполнение  таких  законов,  какие ему представляются необходимыми
   для  осуществления  контроля  за  использованием  собственности  в
   соответствии  с  общими  интересами  или  для  обеспечения  уплаты
   налогов или других сборов или штрафов".
       Европейский суд   отмечает,   что  заявитель  понес  потери  в
   результате обесценивания валюты Российской Федерации  и  инфляции.
   Вместе с тем Европейский суд напоминает,  что ст.  1 Протокола N 1
   не вменяет в обязанность  государству  поддерживать  покупательную
   способность  денежных  сумм,  размещенных  в финансовых институтах
   (см.  Решение Европейской комиссии по делу "X. против Федеративной
   Республики    Германия"  (X.  v.  Federal  Republic of Germany) от
   6 марта 1980 г., жалоба N 8724/79, Decisions and Reports,  p. 226;
   Решение  Европейского  суда  по  делу  "Рудзинска  против  Польши"
   (Rudzinska v.  Poland) от 7 сентября 1999 г.,  жалоба N  45223/99,
   ECHR   1999-VI;  или в качестве более свежего прецедента - Решение
   Европейского суда по делу "Гайдук и другие против Украины" (Gayduk
   and   Others   v.  Ukraine)  от 2 июля 2002 г., жалоба N 45526/99,
   ECHR 2002).
       Европейский суд  также отмечает,  что государство тем не менее
   взяло такое обязательство с принятием  Закона  о  сбережениях  для
   того,  чтобы создать схему государственной поддержки, направленную
   на   переоценку  денежных сумм,  размещенных во вкладах в банке до
   20 июня 1991  г.   Закон  о  сбережениях  предусматривает  перевод
   сбережений  в  специальные  долговые   обязательства,   являющиеся
   государственными  ценными  бумагами,  которые  гарантируют  ту  же
   покупательную  способность,  которую   обеспечивала   национальная
   валюта в 1990 году.
       Европейский   суд   отмечает,  что  Пресненский  районный  суд
   г. Москвы постановил, что  право  заявителя  на  компенсацию  было
   ограничено частичными  выплатами  согласно  действующим  в  данном
   случае,  и  до  полного  исполнения  Закона о сбережениях,  указам
   Президента  Российской  Федерации.  В  свете   решений,   принятых
   внутренними   судами  по  данному  делу,  нельзя  утверждать,  что
   законодательство Российской Федерации в  том  виде,  в  каком  оно
   действует  на  настоящий  момент,  создает  исполняемое со стороны
   государства  обязательство  по  компенсации  убытков,   являющихся
   следствием инфляции.
       Более того,    отсутствие     непосредственного     проведения
   всеобъемлющей   компенсации,   о  которой  говорится  в  Законе  о
   сбережениях, не может рассматриваться как нарушение прав заявителя
   согласно ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции.
       Из этого   следует,   что   данная   жалоба   является    явно
   необоснованной  по  смыслу  п.  3  ст.  35 Конвенции и должна быть
   отклонена в соответствии с п. 4 ст. 35 Конвенции.
   
       На этих основаниях Суд признает жалобу неприемлемой.
   
                                             Председатель Палаты Суда
                                                      Христос РОЗАКИС
   
                                                Секретарь секции Суда
                                                         Эрик ФРИБЕРГ
   
   
   
   
   
   
                     EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS
   
                             FIRST SECTION
   
                                DECISION
          AS TO THE ADMISSIBILITY OF APPLICATION No. 67578/01
                   BY VLADIMIR MIKHAYLOVICH APPOLONOV
                             AGAINST RUSSIA
   
                       (Strasbourg, 29.VIII.2002)
   
       The European Court of Human Rights (First Section), sitting on
   29 August 2002 as a Chamber composed of
       Mr C.L. Rozakis, President,
       Mrs F. Tulkens,
       Mr G. Bonello,
       Mr E. Levits,
       Mrs S. Botoucharova,
       Mr A. Kovler,
       Mrs E. Steiner, judges,
       and Mr E. Fribergh, Section Registrar,
       Having regard  to  the  above  application lodged on 4 January
   2001 and registered on 28 March 2001,
       Having deliberated, decides as follows:
   
                               THE FACTS
   
       The applicant,  Vladimir Mikhaylovich Appolonov,  is a Russian
   national. He was born in 1925 and lives in Kazan.
   
                    A. The circumstances of the case
   
       The facts of the case,  as submitted by the applicant,  may be
   summarised as follows.
       The applicant brought proceedings against the  Government  and
   the Ministry of Finance. He claimed that the value of his personal
   savings,  which he  had  deposited  with  the  Savings  Bank,  had
   significantly  dropped  following  economic reforms,  and that the
   State had not properly discharged its obligation  to  revalue  the
   deposits  in  the  Savings  Bank (Сберегательный банк) in order to
   offset the effects of inflation,  even though it had assumed  that
   obligation  under  the  Law  on  Revaluation and Protection of the
   Savings of Citizens of the Russian Federation enacted  on  10  May
   1995  (Федеральный  закон  "О  восстановлении  и защите сбережений
   граждан Российской Федерации", hereinafter - "Savings Act").
       On 17  June  1999,  the  Presninskiy  District Court of Moscow
   (Пресненский районный суд г.  Москвы)  dismissed  the  applicant's
   case,  having  found that the current legislation did not create a
   right to compensation as claimed by the applicant.
       On appeal, this finding was confirmed by the Moscow City Court
   (Московский городской суд) on 22  September  2000.  It  was  held,
   inter  alia,  that  the  applicant  had benefited from preliminary
   compensation in respect of his savings pending the launch  of  the
   full-scale compensation envisaged in the Savings Act.
       On 28 January 2000,  the  Ministry  of  Finance  informed  the
   applicant  that  his  devalued  savings  would  be  converted into
   special bonds as set out in the Savings Act  only  after  all  the
   necessary subordinate legislation had been passed.
   
                        B. Relevant domestic law
   
       By Section  1  of  the  Savings Act,  the State guarantees the
   restoration and preservation of the value of monies deposited with
   the   Savings  Bank  before  20  June  1991.  The  Act  recognises
   guaranteed savings as an internal  State  debt  secured  by  State
   property and assets at the Government's disposal. It provides that
   savings shall be converted into special State bonds guaranteeing a
   purchasing  power  equivalent  to that of the national currency in
   1990. Section 12 provides that the conversion shall be carried out
   on the basis of relevant federal laws.
       Pending full  implementation  of  the  Savings  Act,   several
   presidential  decrees  and governmental orders have been passed to
   enable certain socially vulnerable groups  of  the  population  to
   receive partial reimbursement of their savings,  e.g. Presidential
   Decrees no.  733 of 16 May 1996 and no.  1269 of 2 December  1997,
   Government Regulations no.  677 of 30 June 1998, no. 553 of 20 May
   1999,  no. 352 of 19 April 2000, no. 222 of 19 March 2001, no. 152
   of 13 March 2002.
   
                               COMPLAINT
   
       The applicant  complains under Article 1 of Protocol No.  1 to
   the  Convention  that  as  a  result  of  inflation  the   savings
   accumulated in his Savings Bank account have lost their purchasing
   power and that the State's failure  to  discharge  its  obligation
   under  the  Savings  Act to restore the value of his bank deposits
   amounts to a deprivation of property.
   
                                THE LAW
   
       The applicant submits that there has been a breach of  Article
   1  of  Protocol  No.  1  caused  by  the effect that inflation has
   produced on his savings and about the State's failure  effectively
   to compensate him in this respect.  Article 1 of Protocol No. 1 to
   the Convention reads as follows:
       "Every natural  or  legal  person  is entitled to the peaceful
   enjoyment of his possessions.  No one shall  be  deprived  of  his
   possessions  except  in  the  public  interest  and subject to the
   conditions provided for by law and by the  general  principles  of
   international law.
       The preceding provisions shall not, however, in any way impair
   the right of a State to enforce such laws as it deems necessary to
   control the  use  of  property  in  accordance  with  the  general
   interest  or to secure the payment of taxes or other contributions
   or penalties."
       The Court  notes  that  the  applicant  has  suffered from the
   depreciation of Russian currency and inflation. However, the Court
   recalls  that Article 1 of Protocol No.  1 does not oblige a State
   to maintain the purchasing power of sums deposited with  financial
   institutions   (see   X.  v.  the  Federal  Republic  of  Germany,
   application no.  8724/79,  Commission decision of  6  March  1980,
   Decisions   and   Reports 20,  p. 226; Rudzinska v. Poland (dec.),
   no. 45223/99, 7 September 1999, ECHR 1999-VI; or, as a more recent
   authority,  Gayduk  and  Others v.  Ukraine (dec.),  no. 45526/99,
   2 July 2002, ECHR 2002 - ...).
       The Court  further  notes  that  the  State  has  nevertheless
   undertaken such an obligation by enacting the Savings Act with the
   purpose  of  creating  a State-supported scheme aimed at revaluing
   monies deposited with the  bank  before  20  June  1991.  The  Act
   provided  for  the savings to be converted into special bonds that
   guaranteed the same  purchasing  power  as  that  offered  by  the
   national currency in 1990.
       The Court notes that the Presninskiy District Court of  Moscow
   held  that the applicant's entitlement to compensation was limited
   to partial payments under relevant  presidential  decrees  pending
   full  implementation  of  the  Savings  Act.  In  the light of the
   domestic courts' judgments in the present case,  it cannot be said
   that  the  Russian law in its current state creates an enforceable
   obligation on  the  State  to  compensate  for  losses  caused  by
   inflation.
       Moreover, the  State's  failure  promptly  to  carry  out  the
   full-scale  compensation  envisaged  in  the Savings Act cannot be
   said   to    violate   the   applicant's rights under Article 1 of
   Protocol No. 1 to the Convention.
       It follows that this complaint is manifestly  ill-founded  and
   must  be  rejected  in accordance with Article 35 з 3 and 4 of the
   Convention.
   
       Declares the application inadmissible.
   
                                                        Erik FRIBERGH
                                                            Registrar
   
                                                     Christos ROZAKIS
                                                            President
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz