Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N КАС02-383 ОТ 27.08.2002 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 18.12.1997 N 1582 В ЧАСТИ ПЕРЕВОДА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ АРДОНЬ И ЛЮБВИН КЛИНЦОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ ЗОНЫ С ПРАВОМ НА ОТСЕЛЕНИЕ В ЗОНУ С ЛЬГОТНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫЙ АКТ ИЗДАН ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ В ПРЕДЕЛАХ ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                   от 27 августа 2002 г. N КАС02-383
   
       Кассационная  коллегия Верховного Суда Российской  Федерации  в
   составе:
   
       председательствующего                           Толчеева Н.К.,
       членов коллегии                             Лаврентьевой М.Н.,
                                                           Кебы Ю.Г.,
       с участием прокурора                            Федотовой А.В.
   
       рассмотрела  в открытом судебном заседании от 27  августа  2002
   года  гражданское  дело  по  жалобе  Л.Т.,  Л.И.  и  Щ.  об  отмене
   Постановления  Правительства Российской  Федерации  от  18  декабря
   1997  года  N  1582  "Об  утверждении перечня  населенных  пунктов,
   находящихся  в  границах зон радиоактивного загрязнения  вследствие
   катастрофы  на  Чернобыльской АЭС" в части перевода р.п.  Ардонь  и
   пос.  Любвин Клинцовского района Брянской области из зоны с  правом
   на  отселение в зону с льготным социально-экономическим статусом по
   кассационной жалобе заявителей на решение Верховного Суда РФ от  15
   мая  2002  года,  которым  в удовлетворении заявленного  требования
   отказано.
       Заслушав   доклад  судьи  Верховного  Суда  РФ  Н.К.  Толчеева,
   выслушав    заключение   прокурора   А.В.   Федотовой,   полагавшей
   кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
   
                              установила:
   
       Л.Т.,   Л.И.,  Щ.  обратились  в  суд  с  жалобой   об   отмене
   Постановления  Правительства Российской  Федерации  от  18  декабря
   1997  года  N  1582  "Об  утверждении перечня  населенных  пунктов,
   находящихся  в границах зон радиоактивного загрязнения,  вследствие
   катастрофы  на  Чернобыльской АЭС" в части перевода р.п.  Ардонь  и
   пос.  Любвин Клинцовского района Брянской области из зоны с  правом
   на  отселение  в зону с льготным социально-экономическим  статусом,
   ссылаясь  на то, что данное Постановление было принято с нарушением
   закона, без учета радиоактивной обстановки.
       Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное  выше
   решение.
       В  кассационной жалобе Л.Т., Л.И. и Щ. ставят вопрос об  отмене
   судебного решения как вынесенного при неправильном применении  норм
   материального  права  и  с грубым нарушением  норм  процессуального
   права, кроме того, заявители ссылаются на ошибочность выводов  суда
   о  соответствии  оспоренных положений акта закону и  об  отсутствии
   нарушения  прав  и  законных интересов заявителей  действием  этого
   акта.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Кассационная  коллегия полагает решение суда не  подлежащим  отмене
   по следующим основаниям.
       Принимая  решение об отказе в удовлетворении жалобы заявителей,
   Верховный  Суд  Российской Федерации обоснованно исходил  из  того,
   что  оспариваемый  нормативный правовой  акт  издан  Правительством
   Российской   Федерации  в  соответствии  с  законом,   в   пределах
   предоставленных законом полномочий и не нарушает гражданские  права
   и охраняемые законом интересы граждан.
       В   соответствии  со  ст.  7  Закона  Российской  Федерации  "О
   социальной   защите  граждан,  подвергшихся  воздействию   радиации
   вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991  года  N
   1244-1  (с  последующими редакциями) установлено,  что  территории,
   подвергшиеся  радиоактивному загрязнению вследствие  катастрофы  на
   Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны:
       зона отчуждения;
       зона отселения;
       зона проживания с правом на отселение;
       зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
       Границы  этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся  в
   них,   устанавливаются  в  зависимости  от  изменения  радиационной
   обстановки   и   с   учетом  других  факторов  и   пересматриваются
   Правительством  Российской Федерации не реже чем один  раз  в  пять
   лет.
       Населенные пункты Ардонь и Любвин Клинцовского района  Брянской
   области  ранее в соответствии с распоряжением Правительства  РФ  от
   28  декабря 1991 года N 237-р (в ред. распоряжений Правительства РФ
   от  25.02.92  N  363-р, 05.04.93 N 557-р, от 18.01.95  N  73-р,  от
   25.04.95 N 571-р) относились к зоне с правом на отселение.
       Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N  1582
   был  утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в  границах
   зон    радиоактивного   загрязнения   вследствие   катастрофы    на
   Чернобыльской АЭС.
       В   соответствии   с   данным  Перечнем   населенных   пунктов,
   находящихся  в  границах зон радиоактивного загрязнения  вследствие
   катастрофы на Чернобыльской АЭС, населенные пункты Ардонь и  Любвин
   Клинцовского   района  Брянской  области  были  отнесены   к   зоне
   проживания с льготным социально-экономическим статусом.
       Согласно   ст.   10   указанного  Закона  критерием   отнесения
   населенного  пункта  к  зоне  проживания  с  правом  на   отселение
   является  плотность загрязнения почв цезием-137 от 5 до  15  Ки/кв.
   км   и   среднегодовая  эффективная  эквивалентная  доза  облучения
   населения выше 1мЗв (0,1 бэр).
       В  соответствии  со ст. 11 этого же Закона критерием  отнесения
   населенного   пункта  к  зоне  проживания  с  льготным   социально-
   экономическим    статусом    является   плотность    радиоактивного
   загрязнения  почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км  и  среднегодовая
   эффективная  эквивалентная доза облучения населения  до  1мЗв  (0,1
   бэр).
       Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1992 года N 113 "О
   мерах  по  реализации  Закона РСФСР "О социальной  защите  граждан,
   подвергшихся   воздействию   радиации  вследствие   катастрофы   на
   Чернобыльской  АЭС"  возлагает  на  Федеральную  службу  России  по
   гидрометеорологии  и  мониторингу окружающей  среды  организацию  и
   обеспечение наблюдения за состоянием окружающей природной среды,  в
   том  числе  за радиационной обстановкой на территории, подвергшейся
   радиоактивному  загрязнению вследствие катастрофы на  Чернобыльской
   АЭС.
       Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 1995 года N 121 "О
   создании  Межведомственной  комиссии по  радиационному  мониторингу
   окружающей   природной   среды"   было   утверждено   Положение   о
   Межведомственной  комиссии по радиационному мониторингу  окружающей
   природной среды.
       Комиссия координирует работу федеральных органов исполнительной
   власти  по  радиационному  мониторингу,  подготавливает  данные   о
   радиоактивном загрязнении окружающей природной среды, в  том  числе
   территорий,  подвергшихся  загрязнению  в  результате  радиационных
   аварий  и  катастроф.  Для  выполнения  возложенных  на  нее  задач
   Комиссия   имеет   право:   запрашивать  от   федеральных   органов
   исполнительной  власти  и органов исполнительной  власти  субъектов
   РФ,  а  также предприятий, учреждений и организаций, независимо  от
   их  организационно-правовых  форм  и  ведомственной  принадлежности
   материалы  и  информацию по вопросам, находящимся в ее компетенции,
   организовывать   экспертную   оценку   представляемых   данных    и
   материалов по радиационной обстановке.
       В  судебном  заседании  было установлено,  что  при  подготовке
   Постановления  Правительства Российской Федерации N  1582  в  части
   населенных   пунктов   Клинцовского   района   Ардонь   и    Любвин
   использовались  данные  Росгидромета по радиоактивному  загрязнению
   территорий   населенных   пунктов   цезием-137,   выполненные   НПО
   "Тайфун",   а   также  данные  Минздрава  России  о   среднегодовых
   эффективных дозах облучения с учетом вышеуказанных критериев.
       Выполнение работ по уточнению и детализации уровней загрязнения
   почв  на  территории  и  в ареалах населенных пунктов  Клинцовского
   района  с  проведением выборочных контрольных  отборов  и  анализов
   проб  организовывались  и  проводились  силами  и  средствами   НПО
   "Тайфун" по согласованию с администрацией Брянской области.
       В  решении  суда  первой  инстанции  подробно  проанализированы
   данные  по радиоактивному загрязнению территории населенных пунктов
   Российской  Федерации цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239  НПО
   "Тайфун"   Росгидромета  по  результатам  обследований,   прошедших
   экспертную   оценку  в  Межведомственной  экспертной  комиссии   по
   радиационному  мониторингу  окружающей природной  среды,  и  сделан
   обоснованный  вывод  о том, что Правительство Российской  Федерации
   при  принятии  Постановления  от  18.12.1997  N  1582  в  отношении
   населенных  пунктов  Ардонь  и  Любвин  не  нарушило  ни  один   из
   вышеуказанных   критериев,  установленных  Законом  "О   социальной
   защите   граждан,  подвергшихся  воздействию  радиации   вследствие
   катастрофы на Чернобыльской АЭС".
       Так,   из  сведений,  представленных  Росгидрометом,  плотность
   загрязнения почв с 1990 г. в населенных пунктах Ардонь и Любвин  не
   превышает  3,5 Ки/кв. км, среднегодовая эффективная доза  облучения
   жителей  этих  населенных  пунктов по данным  Минздрава  России  не
   превышала 0,5, 0,6 мЗв соответственно.
       При  таких  обстоятельствах каких-либо правовых  оснований  для
   признания  оспариваемого Постановления Правительства РФ в указанной
   части незаконным (недействительным) не имеется.
       Довод  кассационной  жалобы  о  том,  что  результаты  расчетов
   неверно  отражают  радиационную  обстановку  в  населенных  пунктах
   Ардонь  и  Любвин,  ни  на  чем  не основаны,  у  суда  не  имелись
   основания   не   доверять  официальным  сведениям,  предоставленным
   Росгидрометом.
       Ссылка в кассационной жалобе на то, что дело было рассмотрено в
   отсутствие  заявителей,  не  может  служить  основанием  к   отмене
   решения  суда,  поскольку  в материалах  дела  имеются  сведения  о
   надлежащем  извещении заявителей (л.д. 14 - 15), а  их  ходатайство
   об  отложении слушания дела было рассмотрено судом первой инстанции
   и оставлено без удовлетворения.
       Также  несостоятелен довод кассационной жалобы о том, что  дело
   было   рассмотрено  Верховным  Судом  РФ  с  нарушением  правил   о
   подсудности.
       Исходя  из  смысла и целей ст. 23 Федерального конституционного
   закона  "О  Правительстве Российской Федерации", ст. 9 Федерального
   конституционного  закона "О военных судах  Российской  Федерации  и
   ст.  116 ГПК РСФСР, по аналогии закона следует, что дела по жалобам
   на  нормативные акты Правительства РФ как более значимые, чем прямо
   отнесенные  ГПК  РСФСР к подсудности Верховного  Суда  РФ  дела  об
   оспаривании  ненормативных  актов  Правительства  РФ  и   дела   об
   оспаривании  нормативных актов федеральных министерств и  ведомств,
   также  подсудны  по  первой  инстанции Верховному  Суду  Российской
   Федерации.
       Не  влияет на законность решения суда и довод заявителей о том,
   что  дело рассмотрено судьей единолично без их согласия. В силу  п.
   2  части первой ст. 231, ч. 2 ст. 232 ГПК РСФСР дела об оспаривании
   нормативных правовых актов рассматриваются судьей единолично.
       Предметом  обжалования по настоящему делу являются не  действия
   Правительства  РФ,  как  утверждается  в  кассационной  жалобе,   а
   изданный  им  нормативный правовой акт, которым  населенные  пункты
   Ардонь  и Любвин переведены из зоны с правом на отселение в зону  с
   льготным социально-экономическим статусом.
       Нормы  материального права применены и истолкованы судом первой
   инстанции правильно, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований  к
   отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.
       Руководствуясь  п.  1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная  коллегия
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       Решение  Верховного Суда Российской Федерации от  15  мая  2002
   года  оставить без изменения, а кассационную жалобу Л.Т., Л.И.,  Щ.
   - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz