Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ ОТ 22.08.2002 N 38-15-02 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ, СВЯЗАННЫХ С ПРИНЯТИЕМ И ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                         ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
                   от 22 августа 2002 г. N 38-15-02
   
                     О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УЧАСТИЯ
             ПРОКУРОРОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ, СВЯЗАННЫХ
            С ПРИНЯТИЕМ И ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО
             ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       В   связи  с принятием  Арбитражного  процессуального  кодекса
   Российской  Федерации  (далее - АПК РФ, или Кодекс,  опубликован в
   "Российской  газете"  и "Парламентской  газете" 27 июля 2002 г.) и
   введением  его  в действие  с 1  сентября 2002 г.  (за исключением
   положений,  для  которых Федеральным законом от 24.07.2002 N 96-ФЗ
   "О   введении   в действие  Арбитражного  процессуального  кодекса
   Российской  Федерации" установлены иные сроки и порядок введения в
   действие) при организации работы по обеспечению участия прокуроров
   в арбитражном процессе предлагается иметь в виду следующее.
       1.  Полномочия  по  участию  в арбитражном  процессе прокуроры
   реализуют путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений),
   указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Прокурор вправе обратиться в суд:
       с  заявлениями  об  оспаривании  нормативных  правовых  актов,
   ненормативных   правовых   актов  органов  государственной  власти
   Российской  Федерации,  органов  государственной  власти субъектов
   Российской    Федерации,    органов    местного    самоуправления,
   затрагивающих  права  и законные  интересы организаций и граждан в
   сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
       с  иском  о признании  недействительными  сделок,  совершенных
   органами  государственной  власти  Российской Федерации,  органами
   государственной  власти  субъектов Российской Федерации,  органами
   местного   самоуправления,    государственными   и  муниципальными
   унитарными предприятиями,  государственными учреждениями,  а также
   юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля
   участия  Российской  Федерации,  доля участия субъектов Российской
   Федерации, доля участия муниципальных образований;
       с  иском о применении последствий недействительности ничтожной
   сделки, совершенной  органами  государственной  власти  Российской
   Федерации, органами  государственной  власти  субъектов Российской
   Федерации,  органами  местного самоуправления,  государственными и
   муниципальными    унитарными    предприятиями,    государственными
   учреждениями, а также  юридическими  лицами,  в  уставном капитале
   (фонде)  которых  есть  доля  участия  Российской Федерации,  доля
   участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных
   образований.
       Необходимо иметь в виду,  что указанный в ч.  1 ст.  52 АПК РФ
   перечень исков и заявлений расширительному толкованию не подлежит.
       2.  В  соответствии  с ч.  5  ст.  52  АПК  РФ прокурор вправе
   вступить в дела, указанные в ч. 1 ст.  52 АПК РФ и возбужденные по
   искам (заявлениям) иных лиц, на любой стадии арбитражного процесса
   (при рассмотрении дела судами первой, апелляционной и кассационной
   инстанций).  Вступление прокуроров в процесс, инициированный иными
   лицами, имеет целью обеспечение законности. С учетом этого решение
   о вступлении в дело в порядке ч.  5 ст. 52 АПК РФ должен принимать
   прокурор субъекта Федерации или его заместитель как по собственной
   инициативе, так и по ходатайству лиц, участвующих в деле, о чем он
   направляет в арбитражный суд соответствующее заявление.
       Несмотря  на  то, что  принятие  решения  о вступлении  в дело
   прокурора   непосредственно   арбитражным   судом   в  Кодексе  не
   предусмотрено,   в   случае   вынесения   судом   соответствующего
   определения   следует   рассматривать   и  этот   вопрос  с учетом
   требований ст. 52 АПК РФ.
       3.   Принятые   к  производству   арбитражными   судами   иски
   (заявления),  направленные   прокурорами  до  введения  в действие
   Кодекса  (до  1 сентября  2002 г.),  не входящие в категорию исков
   (заявлений),   указанных   в  ч.   1   ст.   52  АПК  РФ,   должны
   рассматриваться   судами  с участием  прокурора  в соответствии  с
   нормами  нового  Кодекса,  поскольку  процессуальных оснований для
   прекращения производства по таким делам не имеется.
       4.  Согласно ст.  7 Федерального закона "О введении в действие
   Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации" дела,
   которые  находятся в производстве судов общей юрисдикции и которые
   в    соответствии   с  Кодексом   отнесены   к  подведомственности
   арбитражных  судов,  в  течение  двух  недель  со  дня  введения в
   действие    1  "Подведомственность"  главы  4 АПК  РФ  (введен  в
   действие  с 7 августа 2002 г.) с согласия истцов передаются судами
   общей  юрисдикции  в арбитражные  суды  в соответствии с правилами
   подсудности.
       Эта  норма  распространяется и на дела,  возбужденные по искам
   прокуроров,  поэтому  прокуроры  не вправе препятствовать передаче
   дел по подведомственности.
       Вопросы о передаче дел в арбитражные суды или о прекращении по
   ним производства решаются судами общей юрисдикции с учетом позиции
   истцов, в интересах которых прокурором предъявлены иски.
       5.   Дела   об   оспаривании   нормативных   правовых   актов,
   затрагивающих    права    и   законные   интересы   лиц   в  сфере
   предпринимательской     и   иной    экономической    деятельности,
   рассматриваются  арбитражными  судами  по  общим правилам искового
   производства с особенностями, установленными главой 23 АПК РФ.
       Прокурор  в соответствии  с ч.   2  ст.   192  АПК  РФ  вправе
   обратиться  в суд  с заявлением  о признании  нормативных правовых
   актов  недействующими,  если полагает,  что такой оспариваемый акт
   или  отдельные  его  положения  не  соответствуют закону или иному
   нормативному правовому акту,  имеющему большую юридическую силу, и
   нарушают права и законные интересы граждан,  организаций, иных лиц
   в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
       6. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и
   действий  (бездействия) государственных органов,  органов местного
   самоуправления,  иных  органов,  должностных  лиц  рассматриваются
   арбитражными  судами  по  общим  правилам  искового производства с
   особенностями, установленными главой 24 АПК РФ.
       Прокурор  согласно  ч.  2  ст.  198 АПК РФ вправе обратиться в
   арбитражный   суд   с  заявлением   о признании  недействительными
   ненормативных  правовых  актов,   незаконными  решений  и действий
   (бездействия)    государственных    органов,    органов   местного
   самоуправления,  иных органов, должностных лиц, если полагает, что
   оспариваемый   ненормативный  правовой  акт,   решение  и действие
   (бездействие)  не  соответствуют  закону  или  иному  нормативному
   правовому  акту  и нарушают  права  и законные  интересы  граждан,
   организаций,  иных   лиц   в  сфере   предпринимательской   и иной
   экономической  деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо
   обязанности,    создают   иные   препятствия   для   осуществления
   предпринимательской и иной экономической деятельности.
       При   подготовке  заявлений  о признании  ненормативных  актов
   недействительными,  решений  и действий  (бездействия) незаконными
   необходимо  иметь  в виду,  что  заявление  может  быть  подано  в
   арбитражный  суд  в течение 3-х месяцев со дня,  когда гражданину,
   организации   стало   известно   о нарушении  их  прав  и законных
   интересов,   если   иное   не   установлено  федеральным  законом.
   Пропущенный  по  уважительной  причине срок подачи заявления может
   быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
       7.  Следует  иметь в виду,  что дела по заявлениям о признании
   нормативного   правового  акта  недействующим,   а  ненормативного
   правового акта недействительным подведомственны арбитражным судам,
   если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено
   к компетенции арбитражных судов.
       8.  Положения главы 22 "Производство в порядке надзора" АПК РФ
   1995  года  действуют  до  01.01.2003.  До  этой  даты Генеральный
   прокурор Российской Федерации и его заместители вправе приносить в
   Президиум  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации протесты
   на незаконные и необоснованные судебные акты.
       С 01.01.2003 пересмотр в порядке надзора вступивших в законную
   силу судебных актов арбитражных судов осуществляется исключительно
   Высшим  Арбитражным  Судом Российской Федерации по заявлениям лиц,
   участвующих в деле, и иных, указанных в ст.  42 АПК РФ, а также по
   представлению  прокурора. Право обращения в Высший Арбитражный Суд
   Российской    Федерации   предоставлено   Генеральному   прокурору
   Российской Федерации и его заместителям (п. 4 ст. 4 АПК РФ).
       Представление  о пересмотре  судебных  актов в порядке надзора
   прокурор вправе направить только по делам, указанным в ст.  52 АПК
   РФ, т.е.  возбужденным по искам и заявлениям прокурора, а также по
   тем  делам,  по которым прокурор участвовал в деле в порядке ч.  5
   ст. 52 АПК РФ.
       Представление  в Высший  Арбитражный  Суд Российской Федерации
   может  быть  подано  в течение  3-х  месяцев  со  дня вступления в
   законную силу последнего судебного акта,  принятого по делу,  если
   исчерпаны  другие  имеющиеся  возможности  для проверки в судебном
   порядке законности указанного акта (в кассационном порядке).
       С  учетом  указанного  процессуального  срока  и отсутствия  у
   Генерального  прокурора  Российской  Федерации  и его заместителей
   права истребования дела из арбитражного суда при решении вопроса о
   направлении  представления  в Высший  Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации  прокурорам  субъектов  Российской  Федерации необходимо
   принять   меры   к тщательному  и полному  формированию  надзорных
   производств  по своим искам и по делам с их участием с приобщением
   копий документов,  направленных в суд лицами, участвующими в деле,
   копий судебных актов,  вынесенных по этим делам арбитражным судом,
   и  т.д.,  имея  в виду,  что  именно  эти материалы будут являться
   основанием   для   принятия   решения   в Генеральной  прокуратуре
   Российской   Федерации   о  направлении   представления   в Высший
   Арбитражный Суд Российской Федерации.
       Предусмотренный  ч.  3  ст.  292 АПК РФ 3-месячный срок подачи
   представления   о пересмотре  в порядке  надзора  судебного  акта,
   принятого до 01.01.2003, исчисляется с 01.01.2003.  Начиная с этой
   даты,  в  Генеральную  прокуратуру  Российской  Федерации вместе с
   представлением  в порядке  ч.  2  ст.  36  Федерального  закона "О
   прокуратуре Российской Федерации" должно быть направлено надзорное
   производство по делу.
       В  целях обобщения правоприменительной практики и формирования
   единого   подхода   к участию  прокуроров  в арбитражном  процессе
   предложения,  касающиеся   их  процессуального  положения,   прошу
   направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
   
                                                          Заместитель
                                               Генерального прокурора
                                                 Российской Федерации
                                                       В.В.КОЛМОГОРОВ
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz