Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 08.08.2002 N 16-Г02-9 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕЗЕРВНОМ ФОНДЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.06.2000 N 470, УДОВЛЕТВОРЕНО, ПОСКОЛЬКУ РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ СВОЕМУ НАЗНАЧЕНИЮ ПО РАСХОДОВАНИЮ СРЕДСТВ В СВЯЗИ С НЕПРЕДВИДЕННЫМИ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 8 августа 2002 года
   
                                                       Дело N 16-Г02-9
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                       Лаврентьевой М.Н.,
       судей                                           Макарова Г.В.,
                                                         Маслова А.М.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  8  августа   2002   г.
   гражданское   дело  по  заявлению  первого  заместителя   прокурора
   Волгоградской  области  в  защиту  государственных  и  общественных
   интересов  о  признании  недействительными:  пункта  1  (в  части);
   подпункта 3.1 пункта 3 (в части); подпунктов 3.1.1, 3.2, 3.3,  3.4,
   3.5   пункта   3   Положения   о  резервном   фонде   администрации
   Волгоградской    области,   утвержденного   постановлением    главы
   администрации  Волгоградской области N 470 от 26 июня  2000  г.  (с
   последующими изменениями и дополнениями) по кассационному  протесту
   заместителя    прокурора   Волгоградской   области    на    решение
   Волгоградского  областного  суда  от  5  июня  2002   г.,   которым
   постановлено:   "оставить  без  удовлетворения  заявления   первого
   заместителя    прокурора   Волгоградской   области   о    признании
   недействительными:   пункта   1   Положения   о   резервном   фонде
   администрации  Волгоградской области, утвержденного  постановлением
   главы администрации Волгоградской области N 470 от 26 июня 2000  г.
   (с  последующими  изменениями и дополнениями) -  в  части  создания
   резервного   фонда   администрации   Волгоградской   области    для
   финансирования расходов по предупреждению последствий  чрезвычайных
   ситуаций   природного   и  техногенного  характера,   расходов   по
   возмещению  вреда  физическим  и  юридическим  лицам  в  результате
   незаконных  действий государственных органов Волгоградской  области
   и  должностных  лиц  Волгоградской области, не предусмотренных  при
   составлении  областного бюджета на соответствующий финансовый  год;
   подпункта  3.1  пункта 3 Положения о резервном фонде  администрации
   Волгоградской    области,   утвержденного   постановлением    главы
   администрации  Волгоградской области N 470 от 26 июня  2000  г.  (с
   последующими  изменениями  и  дополнениями)  -  части  расходования
   средств   резервного   фонда  на  финансирование   мероприятий   по
   предупреждению  последствий  чрезвычайных  ситуаций   и   стихийных
   бедствий;  подпунктов 3.1.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 пункта 3  Положения
   о    резервном    фонде   администрации   Волгоградской    области,
   утвержденного   постановлением  главы  администрации  Волгоградской
   области  N  470  от 26 июня 2000 г. (с последующими  изменениями  и
   дополнениями)".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда  РФ  Макарова   Г.В.,
   объяснения   представителей  администрации  Волгоградской   области
   Прочухана  В.Н.,  Резниковой  Т.Г., Тонконоженко  Е.В.,  заключение
   прокурора  Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., поддержавшей
   доводы протеста, Судебная коллегия
   
                              установила:
   
       первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился  в
   суд  с  указанным  выше  заявлением, ссылаясь  на  то,  что  данным
   Положением  определены  направления расходования  резервного  фонда
   администрации  Волгоградской области, а именно его  средства  могут
   расходоваться     на    следующие    мероприятия:    предупреждение
   чрезвычайных  ситуаций  и  стихийных  бедствий,  в  том  числе   на
   совершенствование  системы  связи  и  оповещения,  ее   содержание,
   создание  и  совершенствование объединенной дежурной  диспетчерской
   службы  и  другие  (пункт  1, подпункт 3.1  пункта  3);  возмещение
   вреда,  причиненного физическим и юридическим  лицам  в  результате
   незаконных  действий государственных органов Волгоградской  области
   и  должностных лиц Волгоградской области (подп. 3.2 п. 3); оказание
   единовременной  финансовой  поддержки  муниципальным   образованиям
   (подп.  3.3  п.  3);  поощрение  государственных  служащих  органов
   государственной  власти Волгоградской области  и  иных  должностных
   лиц  или организаций области в связи с юбилейными датами; поощрение
   победителей областных конкурсов и соревнований (подп.  3.5  п.  3),
   но      приведенные     положения     противоречат     федеральному
   законодательству.
       По делу постановлено приведенное выше решение.
       В  кассационном  протесте указывается о несогласии  с  решением
   суда и ставится вопрос о его отмене.
       В  обоснование  протеста указано на то, что согласно  пункту  4
   статьи   81   Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации   средства
   резервных   фондов  расходуются  на  финансирование  непредвиденных
   расходов,  в  том  числе  на  проведение аварийно-восстановительных
   работ   по  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий  и  других
   чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
       Из  смысла  данной нормы следует, что направления  расходования
   средств  резервного  фонда должны отвечать  следующим  обязательным
   требованиям:  эти расходы являются непредвиденными; они  связаны  с
   какими-либо  последствиями стихийных бедствий и других чрезвычайных
   ситуаций;  по  вышеназванным причинам  их  нельзя  предусмотреть  в
   бюджете   заблаговременно,  однако  предусмотренные  Положением   и
   оспариваемые  направления расходования средств резервного  фонда  к
   таковым  не относятся. В частности, создание материального  резерва
   для  предупреждения  чрезвычайных ситуаций  и  стихийных  бедствий,
   средства  на поддержание малоимущих граждан, на оказание финансовой
   помощи    муниципальным   образования   и   другие   должны    быть
   предусмотрены  в  бюджете на соответствующий  финансовый  год,  тем
   более что они в нем и предусмотрены.
       Так,  согласно  пункту 15 приложения N 1 к Закону Волгоградской
   области  "Об областном бюджете на 2002 г". от 26.12.2001  N  649-ОД
   (ред.  07.05.2002)  по разделу "Социальная политика"  предусмотрено
   финансирование  мероприятий  по  исполнению  Закона   Волгоградской
   области   "Об  адресной  социальной  помощи  жителям  Волгоградской
   области"  в  сумме 25000 тыс. руб., в пункте 10 данного  приложения
   предусмотрено   финансирование  мероприятий  по  предупреждению   и
   ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий
   в  сумме  33289 тыс. руб., в пункте 17 - финансовая помощь бюджетам
   других уровней в сумме 2407210 тыс. руб. и т.д.
       Неосновательна ссылка на Постановление Правительства Российской
   Федерации "Об утверждении положения о порядке расходования  средств
   резервного  фонда  Правительства  Российской  Федерации"   N   838,
   поскольку,  последнее  вопросы создания  резервных  фондов  органов
   исполнительной   власти   субъектов   России   и   направления   их
   расходования не регламентирует.
       Проверив   материалы   дела  и  обсудив  доводы   кассационного
   протеста,  Судебная коллегия находит его подлежащим  удовлетворению
   по следующим основаниям.
       При  вынесении  решения  суд,  сославшись  на  Конституцию  РФ,
   федеральные законы и законы области, исходил из того, что  граждане
   имеют  право  на поддержание жизни, охрану здоровья  и  медицинскую
   помощь,  социальное  обеспечение, благоприятную  окружающую  среду,
   государственную  защиту  прав и свобод человека  и  гражданина,  на
   возмещение  вреда,  причиненного  незаконными  действиями   органов
   государственной власти или их должностными лицами, на поощрение  за
   успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.
       Право   муниципальных   образований  на  финансовую   поддержку
   гарантируется  статьей  133  Конституции  РФ,  Бюджетным  кодексом,
   Федеральным  законом  "Об  общих  принципах  организации   местного
   самоуправления  в  Российской  Федерации",  Законами  Волгоградской
   области  "Об  организации местного самоуправления  в  Волгоградской
   области", "О бюджетном процессе в Волгоградской области".
       Этим правам граждан и муниципальных образований корреспондируют
   обязанности  государственных органов исполнительной власти  (в  том
   числе   субъектов   Российской  Федерации),  к  которым   относится
   администрация   Волгоградской   области   по   принятию   мер    по
   предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  стихийных
   бедствий,  возмещению  вреда, причиненного  незаконными  действиями
   государственных  органов Волгоградской области  и  должностных  лиц
   Волгоградской  области,  оказанию  материальной  помощи  малоимущим
   гражданам,   поощрению  государственных  служащих   и   победителей
   областных конкурсов и соревнований.
       Отсутствие  в  областном бюджете на соответствующий  финансовый
   год  средств  на указанные в оспариваемых нормах Положения  цели  и
   невозможность   их  выделения  из  резервного  фонда  администрации
   Волгоградской  области  приведут к ликвидации  гарантий  гражданам,
   юридическим лицам и муниципальным образованиям.
       Кроме   этого,   Положение  о  резервном  фонде   администрации
   Волгоградской  области аналогично Положению о порядке  расходования
   средств   резервного  фонда  Правительства  Российской   Федерации,
   утвержденного Постановлением Правительства РФ N 838 от 8 июля  1997
   г. Последнее действует и никем не оспорено.
       С таким суждением суда первой инстанции согласиться нельзя, так
   как  оно  не  соответствует требованиям  п.  4  ст.  81  Бюджетного
   кодекса  РФ,  предусматривающего,  что  средства  резервных  фондов
   расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том  числе
   на   проведение  аварийно-восстановительных  работ  по   ликвидации
   последствий  стихийных  бедствий и  других  чрезвычайных  ситуаций,
   имевших место в текущем финансовом году.
       Доводы   первоначального  заявления  и  кассационного  протеста
   прокурора   о  толковании  и  применении  указанной  нормы   Закона
   являются  правильными и мотивы решения суда их  не  опровергают,  в
   том   числе   и   о   целесообразности  предупреждения   негативных
   последствий от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, так  как
   в  этом  случае  резервный  фонд  не будет  соответствовать  своему
   назначению,  а  именно: расходы не будут связаны с  непредвиденными
   обстоятельствами  и  устранением  их  последствий,   невозможностью
   предусмотреть эти расходы в бюджете на будущий период.
       Поскольку   обстоятельства   дела  установлены   судом   первой
   инстанции  в  соответствии  с  его  материалами,  но  имеет   место
   неправильное   толкование   закона,   Судебная   коллегия   находит
   возможным,  не  передавая  дело на новое рассмотрение,  вынести  по
   нему новое решение.
       На  основании  изложенного, руководствуясь ст. 305  ГПК  РСФСР,
   Судебная коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Волгоградского  областного суда  от  5  июня  2002  г.
   отменить  и  вынести  по  делу  новое  решение,  которым  заявление
   первого заместителя прокурора Волгоградской области удовлетворить.
       Признать    противоречащими   федеральному    законодательству,
   недействующими  и не подлежащими применению: пункт  1  Положения  о
   резервном  фонде администрации Волгоградской области, утвержденного
   постановлением главы администрации Волгоградской области N  470  от
   26  июня  2000 г. (с последующими изменениями и дополнениями)  -  в
   части   создания   резервного  фонда  администрации   Волгоградской
   области  для  финансирования расходов по предупреждению последствий
   чрезвычайных   ситуаций   природного  и   техногенного   характера,
   расходов  по  возмещению вреда физическим  и  юридическим  лицам  в
   результате    незаконных    действий    государственных     органов
   Волгоградской области и должностных лиц Волгоградской  области,  не
   предусмотренных    при    составлении   областного    бюджета    на
   соответствующий финансовый год; подпункт 3.1 пункта 3  Положения  о
   резервном  фонде администрации Волгоградской области, утвержденного
   постановлением главы администрации Волгоградской области N  470  от
   26  июня  2000 г. (с последующими изменениями и дополнениями)  -  в
   части  расходования  средств  резервного  фонда  на  финансирование
   мероприятий по предупреждению последствий чрезвычайных  ситуаций  и
   стихийных  бедствий; подпункты 3.1.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5  пункта  3
   Положения  о  резервном фонде администрации Волгоградской  области,
   утвержденного   постановлением  главы  администрации  Волгоградской
   области  N  470  от 26 июня 2000 г. (с последующими  изменениями  и
   дополнениями).
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz