Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.07.2002 N 74-В02ПР-8 ДЕЛО ПО ИСКУ О ВОССТАНОВЛЕНИИ НА РАБОТЕ, ВЫПЛАТЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ЗА ВРЕМЯ ВЫНУЖДЕННОГО ПРОГУЛА И КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ, ПОСКОЛЬКУ СУДОМ НЕ БЫЛ ИССЛЕДОВАН ВОПРОС О РЕАЛЬНОМ СОКРАЩЕНИИ ШТАТА И СОБЛЮДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ УВОЛЬНЕНИЯ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЧИСЛЕННОГО СОСТАВА УЧРЕЖДЕНИЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 23 июля 2002 года
   
                                                     Дело N 74-В02пр-8
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                       Потапенко С.В.
   
       рассмотрела  в  судебном заседании 23 июля 2002 г.  гражданское
   дело  по  протесту  заместителя Генерального  прокурора  Российской
   Федерации  на решение Якутского городского суда от 19  ноября  1999
   г.  и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного
   Суда  Республики Саха (Якутия) от 9 февраля 2000 г. по  иску  Ф.  к
   Министерству  строительства и архитектуры Республики Саха  (Якутия)
   о  восстановлении  на  работе, выплате заработной  платы  за  время
   вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Харланова  А.В.,  заключение прокурора Генеральной  прокуратуры  РФ
   Власовой  Т.А.,  Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного
   Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       Ф.   работала  в  должности  главного  специалиста   управления
   экономики  Госстроя Республики Саха (Якутия). Приказом N  173-к  от
   26.09.95  она  была  уволена по п. 1 ст.  33  КЗоТ  РФ  в  связи  с
   ликвидацией Госстроя Республики Саха (Якутия).
       Не соглашаясь с увольнением, истица обратилась в суд с иском  о
   восстановлении  на  работе  и выплате  заработной  платы  за  время
   вынужденного прогула.
       В  обоснование  своих требований истица указала,  что  Госстрой
   Республики   Саха  (Якутия)  не  ликвидирован,  а  преобразован   в
   Министерство строительства и архитектуры Республики Саха  (Якутия),
   к  которому перешли его функции с сохранением отделов и управлений,
   действовавших ранее, в том числе и управления экономики.
       Дело неоднократно рассматривалось судебными инстанциями.
       Определением Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного
   Суда  Российской  Федерации от 21.08.98 отменены  все  состоявшиеся
   судебные  постановления,  которыми  в  иске  Ф.  отказано,  и  дело
   направлено на новое рассмотрение.
       Решением Якутского городского суда от 19.11.99, оставленным без
   изменения  определением  судебной  коллегии  по  гражданским  делам
   Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09.02.2000, в  иске  Ф.
   к   Министерству   строительства  и  архитектуры  Республики   Саха
   (Якутия) о восстановлении на работе, взыскании заработной платы  за
   время   вынужденного   прогула,  индексации  и   морального   вреда
   отказано.
       Протест, внесенный в президиум Верховного Суда Республики  Саха
   (Якутия)  заместителем Генерального прокурора РФ, не  рассмотрен  в
   связи с отсутствием кворума.
       В  протесте  заместителя  Генерального  прокурора  РФ  ставится
   вопрос  об  отмене решения Якутского городского суда от 19.11.99  и
   определений судебной коллегии по гражданским делам Верховного  Суда
   Республики  Саха  (Якутия) в связи с существенным  нарушением  норм
   процессуального    права    и   неправильным    применением    норм
   материального права.
       Проверив  материалы  дела,  обсудив доводы  протеста,  Судебная
   коллегия находит его подлежащим удовлетворению.
       Отменяя судебные постановления, состоявшиеся по трудовому спору
   Ф.,   в  том  числе  и  постановление  президиума  Верховного  Суда
   Республик   Саха  (Якутия)  от  29.05.98,  Судебная   коллегия   по
   гражданским  делам  Верховного Суда Российской  Федерации  в  своем
   определении  указала,  что  деятельность Госстроя  Республики  Саха
   (Якутия)  прекращена  не в связи с ликвидацией  в  системе  органов
   государственного  управления Республики  Саха  (Якутия)  структуры,
   ведающей  вопросами  архитектуры  и  строительства,  а  в  связи  с
   повторным образованием в этой системе Министерства строительства  и
   архитектуры  Республики  Саха (Якутия), которому  функции  Госстроя
   Республики   Саха   (Якутия)   переданы   в   полном   объеме.    О
   преобразовании  Госстроя  Республики Саха (Якутия)  в  Министерство
   строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) с  расширением
   правоспособности    последнего    свидетельствует    Положение    о
   Министерстве строительства и архитектуры Республики Саха  (Якутия),
   которым   подтверждено,  что  все  без  исключения  функции   ранее
   существовавшего  Госстроя  Республики  Саха  (Якутия)   перешли   к
   Министерству. При этом структура Госстроя Республики Саха  (Якутия)
   полностью  включена  в структуру Министерства  и  штат  сотрудников
   Министерства по сравнению со штатом Госстроя значительно  расширен,
   с сохранением в нем управления экономики, в котором работала Ф.
       Отсутствие  передаточного  акта  не  является  обстоятельством,
   опровергающим  фактическое преобразование Госстроя Республики  Саха
   (Якутия)  в  Министерство  строительства и  архитектуры  Республики
   Саха  (Якутия),  а  лишь  подтверждает  отсутствие  у  Госстроя   и
   Министерства  собственного имущества, принадлежащего  им  на  праве
   собственности.
       В  соответствии  с п. 1 ст. 298 ГК РФ учреждение  лишено  права
   распоряжения,  в  том  числе  и  отчуждения,  закрепленным  за  ним
   имуществом   или   имуществом,  полученным  по   смете.   Поскольку
   учреждение  даже  с  согласия  собственника  не  вправе   отчуждать
   закрепленное  за  ним  как  движимое, так  и  недвижимое  имущество
   собственника,  Госстрой  Республики Саха  (Якутия)  не  имел  права
   передать   имущество  другому  юридическому  лицу  -   Министерству
   строительства   и   архитектуры  Республики   Саха   (Якутия).   Из
   материалов   дела   усматривается,  что  передача   имущества   при
   преобразовании  Госстроя  Республики Саха (Якутия)  в  Министерство
   Республики  Саха  (Якутия) была произведена через  Фонд  управления
   государственным имуществом (л.д. 216 - 222). При этом  Фонд  принял
   основные  средства Госстроя Республики Саха (Якутия)  с  балансовой
   стоимостью   2263425346   (неденоминированных)   рублей    согласно
   приложению   и   закрепил  в  том  же  объеме  за   учреждением   -
   Министерством   строительства   и   архитектуры   Республики   Саха
   (Якутия).
       Вывод  Судебной  коллегии по гражданским делам Верховного  Суда
   Российской   Федерации   о   фактическом  преобразовании   Госстроя
   Республики   Саха   (Якутия)   в   Министерство   строительства   и
   архитектуры Республики Саха (Якутия) основан на материалах  дела  и
   правильном применении норм материального права.
       Надзорная  инстанция,  проверяя законность  обжалуемых  истицей
   судебных постановлений, обоснованно указала, что, отказывая в  иске
   Ф.  о  восстановлении  на работе, суды первой  и  второй  инстанций
   неправильно толковали нормы материального права.
       Неправильное толкование закона судебными инстанциями  послужило
   основанием для необоснованного вывода о ликвидации ответчика.
       Поскольку  имело место преобразование Госстроя Республики  Саха
   (Якутия)  в  Министерство  строительства и  архитектуры  Республики
   Саха   (Якутия),   что  установлено  Верховным   Судом   Российской
   Федерации,   необходимо   было  исследовать   вопрос   о   реальном
   сокращении штата и соблюдении процедуры увольнения по п. 1  ст.  33
   КЗоТ РФ в связи с изменением численного состава учреждения.
       На  это  обстоятельство  указывалось и в  определении  Судебной
   коллегии   по   гражданским   делам  Верховного   Суда   Российской
   Федерации.
       В   соответствии   со   ст.  331  ГПК  РСФСР   указания   суда,
   рассматривающего дело в порядке надзора, изложенные  в  определении
   о  направлении  дела на новое рассмотрение, обязательны  для  суда,
   вновь рассматривающего данное дело.
       При  новом  рассмотрении  дела суд  первой  инстанции  указания
   высшей    надзорной    инстанции   проигнорировал,    ограничившись
   констатацией опровергнутого факта о ликвидации Госстроя  Республики
   Саха (Якутия).
       Истребованные судом штатные расписания Госстроя Республики Саха
   (Якутия)  и  Министерства  строительства и  архитектуры  Республики
   Саха (Якутия) не свидетельствуют о законности увольнения Ф.
       Какие-либо суждения о том, что имело место сокращение  штата  и
   при  этом  соблюдена  процедура  увольнения  истицы,  в  частности,
   требования  ст.  34  КЗоТ  РФ,  на что  указывалось  в  определении
   Судебной  коллегии по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации, в мотивировочной части решения суда отсутствуют.
       Штатные  расписания судом не сопоставлялись, сколько должностей
   главного   специалиста  управления  экономики   было   в   Госстрое
   Республики  Саха  (Якутия)  и сколько было  введено  в  аналогичное
   управление  Министерства  строительства  и  архитектуры  Республики
   Саха (Якутия) судом не устанавливалось.
       Указание  в решении суда на то, что Ф. ликвидационной комиссией
   предлагалось   обратиться  в  Минстрой  для  заключения   трудового
   договора,  однако она отказалась от заключения трудового  договора,
   и  ссылка  в  подтверждение  данного вывода  на  акт  комиссии,  не
   свидетельствуют  о  том,  что  Ф.  предлагалась  именно   должность
   главного  специалиста управления экономики в Минстрое,  которая  по
   утверждению истицы и должна была быть ей предложена.
       В  соответствии со ст. 192 ГПК РСФСР решение суда  должно  быть
   законным и обоснованным.
       Поскольку  Якутским  городским  судом  указания,  изложенные  в
   определении надзорной инстанции, не выполнены, обстоятельства  дела
   не  исследованы,  доказательства,  опровергающие  доводы  надзорной
   инстанции,   не  указаны,  решение  нельзя  признать   законным   и
   обоснованным.
       На  основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330  ГПК
   РСФСР,  Судебная  коллегия  по гражданским  делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Якутского  городского суда от 19.11.99  и  определение
   кассационной  инстанции от 09.02.2000 отменить; дело  направить  на
   новое рассмотрение в суд первой инстанции.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz