Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.07.2002 N ГКПИ 2002-898 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ЗАО "КОКСОХИМСЕРВИС" О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ (НЕЗАКОННЫМИ) АБЗ. 1 П. 4 И АБЗ. 5 П. 10.3 "ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ", УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ ФСНП РФ ОТ 25.06.2001 N 285

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                  от 23 июля 2002 г. N ГКПИ 2002-898
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
       с участием прокурора                           Любимовой И.Б.,
   
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобе   ЗАО   "Коксохимсервис"   о  признании   недействительными
   (незаконными) абз.  1 пункта 4 и абз.  5 пункта 10.3 "Инструкции о
   порядке   назначения   и  проведения  проверок  налогоплательщиков
   федеральными  органами  налоговой полиции",  утвержденной Приказом
   Федеральной службы налоговой полиции РФ от 25 июня 2001 г. N 285,
   
                              установил:
   
       заявитель   обратился  в Верховный  Суд  РФ  с указанным  выше
   требованием,   сославшись   на  то,   что  оспариваемые  положения
   Инструкции не соответствуют требованиям УПК РСФСР и в связи с этим
   нарушают права налогоплательщиков как в части установленных сроков
   проведения  проверок,  так и в части изъятия в ходе таких проверок
   подлинных документов, принадлежащих налогоплательщикам.
       В  судебное  заседание  представитель заявителя не явился.  Из
   имеющейся  в деле  телеграммы  следует,  что заявитель согласен на
   рассмотрение дела в отсутствие своего представителя.
       Представители    заинтересованных   лиц   Федеральной   службы
   налоговой  полиции  РФ Хохлов Ю.Н.  и Зиновьев В.В.,  Министерства
   юстиции  РФ  Гончаренко Е.П.  с жалобой заявителя не согласились и
   просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что
   оспариваемые пункты Инструкции полностью соответствуют требованиям
   действующего   законодательства   РФ   и прав  заявителя  и других
   налогоплательщиков по указанным выше вопросам не нарушают.
       Выслушав   объяснения   представителей  заинтересованных  лиц,
   исследовав   материалы   дела   и  заслушав  заключение  прокурора
   Генеральной   прокуратуры   РФ   Любимовой   И.Б.,   полагавшей  в
   удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации
   находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
       В   соответствии  с п.   10  "Положения  о Федеральной  службе
   налоговой  полиции  РФ",  утвержденного Указом Президента РФ от 25
   сентября  1999  г.  N 1272,  Директор Федеральной службы налоговой
   полиции  РФ  уполномочен  издавать  на  основании  и во исполнение
   федерального законодательства и данного Положения обязательные для
   выполнения   федеральными   органами  налоговой  полиции  приказы,
   инструкции  и указания,   связанные  с организацией  оперативно  -
   служебной деятельности.
       Как   установлено  судом,   в  соответствии  с указанным  выше
   Положением    и   в  целях   совершенствования   деятельности   по
   предупреждению,  выявлению,  пресечению  и расследованию нарушений
   законодательства о налогах и сборах Приказом Директора Федеральной
   службы налоговой полиции РФ  (далее ФС НП РФ)  от 25 июня  2001 г.
   N   285   была   утверждена  "Инструкция  о порядке  назначения  и
   проведения   проверок   налогоплательщиков  федеральными  органами
   налоговой полиции",  абзацем 1 пункта 4 которой предусмотрено, что
   проверка   налогоплательщика   проводится  в срок  не  более  двух
   месяцев. Начальник федерального органа налоговой полиции  или  его
   заместитель, курирующий оперативно - розыскную деятельность, может
   увеличить продолжительность проверки до трех месяцев.
       Абзацем  5 пункта  10.3  этой же Инструкции предусматривается,
   что в случаях,  когда имеются достаточные основания полагать,  что
   подлинники  документов будут уничтожены,  сокрыты,  исправлены или
   заменены,  может  производиться  изъятие  подлинных  документов  в
   порядке, предусмотренном абзацами 2 и 4 настоящего пункта.
       По  утверждению  представителей  ФС  НП  РФ,   указанные  выше
   положения Инструкции соответствуют части первой Налогового кодекса
   РФ,   Закону  РФ  "О  федеральных  органах  налоговой  полиции"  и
   Федеральному  закону  "Об оперативно - розыскной деятельности" и в
   конечном  итоге  направлены на защиту предусмотренных законом прав
   налогоплательщиков.
       Проверка  налогоплательщика  федеральными  органами  налоговой
   полиции представляет собой завершающий этап оперативно - розыскной
   деятельности, который заканчивается решением вопроса о возбуждении
   (отказе в возбуждении) уголовного дела. Однако результаты проверки
   есть  возможное,   но  не  обязательное  условие  для  возбуждения
   уголовного  дела  органом  дознания  или следователем федерального
   органа  налоговой  полиции,  поскольку  уголовное  дело может быть
   возбуждено   и  без   проведения   проверки   налогоплательщика  и
   составления по ее результатам соответствующего акта.
       Учитывая,   что  проверка  налогоплательщика  является  частью
   оперативно   -  розыскной   деятельности,   осуществление  которой
   относится  также  и к  компетенции  федеральных  органов налоговой
   полиции,  то  и сроки  ее  проведения  были  определены  исходя из
   требований ст.  4 и ч. 5 ст. 10 Федерального закона "Об оперативно
   - розыскной деятельности".
       Положение    Инструкции   о  возможности   изъятия   подлинных
   документов   при   проведении   проверки  налогоплательщика  также
   полностью соответствует требованиям п.  1 ч. 1 ст. 15 Федерального
   закона "Об оперативно - розыскной деятельности", предусматривающей
   такое   право   органов,   осуществляющих  оперативно  - розыскную
   деятельность.
       Эти  утверждения  представителей  ФС НП РФ материалами дела не
   опровергнуты.   Не   представлено   в их  опровержение  каких-либо
   убедительных данных и самим заявителем.
       Анализ оспариваемых положений Инструкции также свидетельствует
   о их соответствии положениям приведенных выше Федеральных законов.
       При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ приходит к выводу о
   том,  что каких-либо правовых оснований для признания оспариваемых
   пунктов Инструкции недействительными не имеется.
       Довод  заявителя  о том,  что  установленные Инструкцией сроки
   проведения проверки налогоплательщика не соответствуют требованиям
   Уголовно - процессуального кодекса РСФСР,  не может быть принят во
   внимание,  поскольку  в ходе  такой  проверки  федеральные  органы
   налоговой полиции действуют не в качестве органов дознания (п.  24
   ст.  5,  ст.  40, 41 УПК РФ), а в качестве органов, осуществляющих
   оперативно  - розыскную  деятельность.  Полномочия органа дознания
   они  приобретают  только при решении вопроса о возбуждении либо об
   отказе  в возбуждении  уголовного  дела на основании акта проверки
   налогоплательщика.
       О  возможности  проведения  указанной  проверки до возбуждения
   уголовного   дела  в рамках  оперативно  - розыскной  деятельности
   свидетельствует  и п.  1  ч.  2  ст.  7  Федерального  закона  "Об
   оперативно  - розыскной  деятельности",   из  содержания  которого
   следует,   что   оперативно  - розыскные  мероприятия  могут  быть
   проведены  при наличии ставших известными органам,  осуществляющим
   оперативно   -  розыскную   деятельность,   сведений   о признаках
   подготавливаемого,  совершаемого  или совершенного противоправного
   деяния,  а  также о лицах,  его подготавливающих,  совершающих или
   совершивших,  если  нет  достаточных  данных для решения вопроса о
   возбуждении уголовного дела.
       С учетом того, что проверка налогоплательщика, предусмотренная
   указанной выше Инструкцией, производится не в рамках возбужденного
   уголовного  дела,   предусмотренные  УПК  РФ  сроки,   на  которые
   ссылается  заявитель  в жалобе,  не  распространяются  на действия
   органов налоговой полиции,  совершаемые ими в порядке оперативно -
   розыскной деятельности.
       Следовательно,  Федеральная служба налоговой полиции РФ вправе
   была   исходить   при   определении   сроков  проведения  проверки
   налогоплательщика не из требований УПК РФ,  а из требований Закона
   "Об  оперативно  - розыскной  деятельности"  и ст.  89  Налогового
   кодекса РФ, предусматривающей именно те сроки проведения проверки,
   которые указаны в оспариваемом пункте Инструкции.
       Не  может суд согласиться и с доводом заявителя о противоречии
   абз.  5 пункта 10.3 Инструкции нормам УПК РФ,  так как возможность
   изъятия  материалов (документов) при проводимых органами налоговой
   полиции проверках в соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об
   оперативно - розыскной деятельности" допускается в ходе проведения
   оперативно - розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела.
       Другие доводы,  на которые заявитель ссылается в жалобе, также
   не могут служить основанием к ее удовлетворению.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       жалобу   ЗАО  "Коксохимсервис"  о признании  недействительными
   (незаконными) абз.  1 пункта 4 и абз.  5 пункта 10.3 "Инструкции о
   порядке   назначения   и  проведения  проверок  налогоплательщиков
   федеральными  органами  налоговой полиции",  утвержденной Приказом
   Федеральной службы налоговой полиции РФ от 25 июня 2001 г.  N 285,
   оставить без удовлетворения.
       Настоящее   решение   может   быть  обжаловано  в Кассационную
   коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
   в окончательной форме.
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz