Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПРИКАЗ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ ОТ 05.07.2002 N 39 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПРИКАЗ
                        от 5 июля 2002 г. N 39
                                   
                 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
                ЗА ЗАКОННОСТЬЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
                   В СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА
                                   
     (с изм., согл. Приказа Генпрокуратуры РФ от 16.03.2006 N 13)
   
       В  связи  с  переходом  к  работе в новых  условиях  уголовного
   судопроизводства  и  в целях обеспечения прокурорского  надзора  за
   единообразным   применением   в   ходе   досудебного   производства
   требований  Уголовно-процессуального кодекса Российской  Федерации,
   руководствуясь   ст.   17   Федерального  закона   "О   прокуратуре
   Российской Федерации", приказываю:
       1.  Заместителям  Генерального прокурора Российской  Федерации,
   начальникам   управлений   и   отделов   Генеральной   прокуратуры,
   прокурорам  субъектов  Федерации,  приравненным  к  ним  военным  и
   другим  специализированным прокурорам, прокурорам городов, районов,
   другим   территориальным,   военным   и   иным   специализированным
   прокурорам  организовать работу таким образом,  чтобы  деятельность
   прокуратуры  максимально  обеспечивала  конечную  цель   уголовного
   преследования   -   изобличение   лиц,   виновных   в    совершении
   преступлений, и привлечение их к уголовной ответственности.
       В  полной  мере  использовать предусмотренные  статьей  37  УПК
   Российской   Федерации  полномочия  для  надзора   за   законностью
   деятельности органов дознания и предварительного следствия,  защиты
   прав  и  законных интересов участников уголовного судопроизводства,
   в первую очередь потерпевших от преступлений.
       2.  Исходить  из  того, что в досудебном производстве  прокурор
   является  руководителем уголовного преследования. В этой связи  для
   выполнения возложенной задачи надлежит:
       2.1.  Ежемесячно  проверять исполнение требований  федерального
   закона  при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений  о
   преступлениях, установленного порядка регистрации уголовных  дел  и
   учета   преступлений,   сопоставляя  для   этого   данные   органов
   прокуратуры,  внутренних  дел, федеральной  службы  безопасности  и
   пограничных  органов  этой службы, учреждений и  органов  уголовно-
   исполнительной   системы,   органов  службы   судебных   приставов,
   таможенных  органов, органов по контролю за оборотом  наркотических
   средств   и  психотропных  веществ,  воинских  частей,  соединений,
   военных    учреждений   и   гарнизонов,   органов   Государственной
   противопожарной  службы,  сообщения  средств  массовой  информации,
   жалобы    граждан,   сведения   страховых   компаний,   медицинских
   учреждений и иных источников.
   (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 16.03.2006 N 13)
       Обращать  особое  внимание  на соблюдение  порядка  регистрации
   сообщений   о   преступлениях,   их   процессуального   оформления,
   обязательное   уведомление   заявителей   о   принятии   заявлений,
   соблюдение сроков их рассмотрения.
       2.2. Тщательно изучать материалы проверок заявлений и сообщений
   о  преступлениях. Не допускать промедления в возбуждении уголовного
   дела при очевидных признаках преступления.
       Возбуждать  уголовное  дело  в  строгом  соответствии   с   УПК
   Российской  Федерации при наличии достаточных  данных,  указывающих
   на признаки преступления.
       2.3.  При поступлении от следователя, дознавателя постановления
   о  возбуждении  уголовного дела и материалов проверки  сообщения  о
   преступлении,  а  в  случае  производства  отдельных   следственных
   действий    -    соответствующих   протоколов    и    постановлений
   незамедлительно  проверять их обоснованность  и  достаточность  для
   вынесения  процессуального  решения, устанавливать  обстоятельства,
   исключающие  необходимость  возбуждения уголовного  дела,  выяснять
   своевременность и законность проведения следственных действий.
       2.4.  В  случаях,  когда в собранных материалах  не  содержится
   данных,   необходимых  для  возбуждения  дела,  но   не   исчерпаны
   возможности  для  их сбора, в тот же день выносить постановление  о
   возвращении  материалов для дополнительной проверки с  указанием  о
   необходимости выполнения конкретных процессуальных действий.
       2.5.   По   сообщениям  об  убийстве,  террористическом   акте,
   бандитизме  и  иных  особо тяжких преступлениях лично  выезжать  на
   место    происшествия,   непосредственно   изучать   обстоятельства
   происшедшего  и  собранные  материалы  и  при  наличии  достаточных
   оснований  на месте возбуждать уголовное дело либо давать  согласие
   на  его возбуждение, если постановление о возбуждении дела вынесено
   следователем.
       2.6.  В  случае  решения  о согласии на возбуждение  уголовного
   дела,  но  невозможности оперативного возвращения  следователю  или
   дознавателю  материалов  дела  для производства  расследования  или
   дознания  о  принятом решении уведомлять их по телефону, телеграфу,
   телетайпу, средствами факсимильной связи или электронной почтой,  а
   постановления   о   возбуждении  уголовного  дела   с   материалами
   незамедлительно    направлять    следователю    или    дознавателю.
   Уведомление, полученное по телефону, оформлять телефонограммой.
       Следить,  чтобы поступившие сообщения органами предварительного
   расследования приобщались к материалам дела с указанием времени  их
   фактической отправки и получения.
       2.7.  Для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с дачей
   согласия  на  возбуждение уголовного дела, установить  в  нерабочее
   время  (включая выходные и праздничные дни) дежурство  прокурорских
   работников, правомочных принимать процессуальные решения.
       3.   Строго   руководствоваться  требованиями  главы   52   УПК
   Российской  Федерации о порядке производства по уголовным  делам  в
   отношении  лиц, перечисленных в части первой статьи  447  Уголовно-
   процессуального кодекса.
       Средствами   прокурорского  надзора  обеспечивать   немедленное
   освобождение  лиц,  перечисленных  в  статье  449  УПК   Российской
   Федерации,  задержанных  в  порядке,  предусмотренном  статьей   91
   Уголовно-процессуального   кодекса    (за    исключением    случаев
   задержания  на  месте  преступления), по  подозрению  в  совершении
   преступлений.
       4.  Определять  подследственность уголовного  дела,  исходя  из
   того,   что  возбуждение  уголовного  дела  о  преступлении,  место
   совершения   которого   неизвестно,  является   прерогативой   того
   прокурора  города,  района, на территории (либо  объекте)  которого
   обнаружены    достаточные   данные,   указывающие    на    признаки
   преступления.
       5.   Имеющимися   полномочиями  своевременно  пресекать   факты
   необоснованного   и  незаконного  применения  к   подозреваемым   и
   обвиняемым мер процессуального принуждения. В этих целях:
       5.1.  Ежедневно  проверять законность содержания подозреваемых,
   обвиняемых  в  изоляторах временного содержания и  на  гауптвахтах.
   Остро  реагировать на нарушения порядка задержания,  несоответствия
   данных,    содержащихся   в   протоколе   задержания,   фактическим
   обстоятельствам происшедшего.
       Следить  за  тем,  чтобы  процессуальное оформление  задержания
   следователем  и  дознавателем осуществлялось  не  позднее  3  часов
   после  фактического доставления подозреваемого в орган дознания,  к
   следователю или прокурору.
       5.2.  Пресекать  случаи задержания подозреваемых  в  совершении
   преступлений    на   основании   протоколов   об   административных
   правонарушениях.  Безотлагательно  принимать  меры  к  освобождению
   незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48  часов
   без  избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также
   содержащихся под стражей без продления сроков.
       6.  Избирая  меру  пресечения и определяя ее вид,  исходить  из
   оснований,   указанных  в  статье  97  УПК  Российской   Федерации,
   учитывая  при  этом  тяжесть  предъявленного  обвинения,  данные  о
   личности  обвиняемого,  его возраст, состояние  здоровья,  семейное
   положение,  место жительства, род занятий и другие  обстоятельства.
   При  отсутствии оснований для избрания меры пресечения и  с  учетом
   конкретных обстоятельств отбирать обязательство о явке.
       6.1.  При рассмотрении вопросов о согласии на возбуждение перед
   судом  ходатайства  об избрании меры пресечения в  виде  заключения
   под  стражу иметь в виду, что в статье 108 Уголовно-процессуального
   кодекса  содержится исчерпывающий перечень условий  для  заключения
   под стражу подозреваемого или обвиняемого.
       Тщательно проверять доводы подозреваемого и обвиняемого  об  их
   невиновности,  оказании  давления,  нарушении  права  на  защиту  и
   другие.  В  необходимых случаях лично допрашивать лицо,  подлежащее
   аресту, а несовершеннолетнего - в обязательном порядке.
       6.2.  Давать  согласие  на  применение  к  подозреваемому   или
   обвиняемому в качестве меры пресечения домашнего ареста только  при
   наличии условий для реального исполнения этой меры.
       7.  При  невозможности окончания предварительного  следствия  в
   двухмесячный срок и отсутствии оснований для изменения  или  отмены
   меры  пресечения в виде заключения под стражу обеспечить  продление
   сроков  содержания  под стражей в строгом соответствии  со  статьей
   109 УПК Российской Федерации.
       7.1.  Принимая  решение  о  даче согласия  на  продление  срока
   содержания  под  стражей свыше 6 месяцев,  следить  за  тем,  чтобы
   ходатайство о продлении возбуждалось в отношении лиц, обвиняемых  в
   совершении  тяжких и особо тяжких преступлений, только при  условии
   особой  сложности уголовного дела и наличии оснований для  избрания
   этой меры пресечения.
       7.2.  Для  получения согласия Генерального прокурора Российской
   Федерации  на  представление  суду ходатайства  о  продлении  срока
   содержания  под стражей свыше 12 месяцев готовить и не  позднее  30
   суток  до  истечения  годичного срока  представлять  в  Генеральную
   прокуратуру    соответствующие   материалы   с    заключением    об
   обоснованности и законности его продления.
       Также   не   позднее  30  суток  представлять   в   Генеральную
   прокуратуру  постановление  следователя для  продления  Генеральным
   прокурором или его заместителем срока следствия свыше 12 месяцев.
       7.3.  Учитывая,  что  предоставление для согласия  Генерального
   прокурора  Российской Федерации ходатайств следователя о  продлении
   судом  срока  содержания обвиняемого под стражей свыше  12  месяцев
   носит  исключительный  характер, вопросы о  содержании  обвиняемого
   под    стражей   и   продлении   срока   следствия   предварительно
   рассматривать   на   коллегии   прокуратуры   субъекта   Российской
   Федерации,  приравненной к ней военной и другой  специализированной
   прокуратуры.
       В препроводительных документах обязательно указывать, изучалось
   ли  уголовное  дело,  какие  нарушения  и  недостатки  выявлены   в
   организации  расследования,  какие  меры  приняты  для   устранения
   обнаруженных просчетов.
       7.4. Обеспечить по оконченному расследованием делу предъявление
   обвиняемому  и  его защитнику материалов за 30 суток  до  окончания
   предельного  срока  содержания под стражей, установленного  частями
   второй и третьей статьи 109 УПК Российской Федерации.
       В  случаях,  когда  30  суток  для ознакомления  с  материалами
   уголовного   дела  оказалось  недостаточно,  обеспечить   получение
   согласия  на продление срока содержания под стражей не позднее  чем
   за  10  суток до истечения предельного срока содержания под стражей
   и  представление в суд соответствующего ходатайства не позднее  чем
   за 7 суток до его истечения.
   (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 16.03.2006 N 13)
       8.  Осуществляя надзор за исполнением законов, направленных  на
   пресечение   и   раскрытие  преступлений,   добиваться   соблюдения
   требований части третьей статьи 7 Уголовно-процессуального  кодекса
   о   недопустимости   использования  доказательств,   полученных   с
   нарушением установленного законом порядка.
       Акцентировать внимание на качестве и своевременности проведения
   неотложных  следственных  действий по  установлению  и  закреплению
   следов    преступления,    получения    и    надлежащей    фиксации
   доказательств,   использования  возможностей   оперативно-розыскных
   мероприятий,  давать  письменные указания о производстве  отдельных
   следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
       Принимать   меры   к   тому,   чтобы   следственные   действия,
   производство   которых  в  исключительных  случаях   возможно   без
   судебного решения, проводились в строгом соответствии с  ч.  5  ст.
   165 УПК Российской Федерации.
       9.  Обеспечить  немедленную проверку каждого случая  проведения
   обыска  или выемки в жилище без судебного решения, правовую  оценку
   фактов  незаконных обысков либо противоправного изъятия  предметов,
   заведомо не относящихся к делу либо изъятых из оборота.
       10.   Установить   действенный   надзор   за   законностью    и
   обоснованностью   прекращения   уголовного   дела   и    уголовного
   преследования,  строго  руководствоваться  требованиями   уголовно-
   процессуального  закона. Безотлагательно отменять  постановления  о
   приостановлении   предварительного   следствия,    о    прекращении
   уголовного  дела  или уголовного преследования, если  не  исчерпаны
   все возможности для сбора доказательств и изобличения виновных.
       10.1.  Систематически  проверять  законность  и  обоснованность
   решений  о  приостановлении  производства  по  уголовным  делам  на
   основании  п.  п.  1  и 2 части первой статьи  208  УПК  Российской
   Федерации,  а также своевременность и эффективность мер по  розыску
   либо установлению лица, совершившего преступление.
       10.2.   Давать  согласие  на  освобождение  лица  от  уголовной
   ответственности  в  связи  с деятельным раскаянием,  примирением  с
   потерпевшим,   изменением   обстановки,  возможностью   исправления
   несовершеннолетнего    путем   применения    мер    принудительного
   воспитательного воздействия только после тщательного изучения  всех
   обстоятельств  совершенного  уголовно-наказуемого  деяния   и   при
   наличии    условий    и   оснований,   предусмотренных    Уголовно-
   процессуальным кодексом.
       Проверять,  не является ли заявление потерпевшего о прекращении
   дела   или   уголовного   преследования   результатом   незаконного
   воздействия  на  него  со  стороны каких-либо  лиц  или  участников
   уголовного судопроизводства.
       11.  При  утверждении обвинительного заключения (обвинительного
   акта)  с  особой тщательностью изучить соответствие выводов органов
   предварительного  расследования фактическим  обстоятельствам  дела,
   соблюдение     уголовно-процессуальных    норм    при    выполнении
   следственных   действий,   соответствие   составленных    в    ходе
   расследования документов требованиям УПК Российской Федерации.
       12.   Прокурорам   субъектов   Федерации,   городов,   районов,
   приравненным  к ним военным и другим специализированным  прокурорам
   наиболее    сложные    вопросы,    возникающие    в    деятельности
   правоохранительных   органов   по   применению   нового   Уголовно-
   процессуального   кодекса,  выносить  на   рассмотрение   коллегий,
   координационных и оперативных совещаний.
       О   спорных  или  вызывающих  затруднения  вопросах  применения
   положений   Кодекса,  требующих  решения  на  федеральном   уровне,
   информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
       13.  Управлениям  и  отделам  Генеральной  прокуратуры  глубоко
   анализировать  деятельность  прокуроров  на  местах,   своевременно
   подмечать    складывающиеся   процессы   и   тенденции,   оказывать
   прокурорам и следователям необходимую помощь.
       14.    Управлению    методического   обеспечения    вместе    с
   заинтересованными подразделениями аппарата Генеральной  прокуратуры
   обобщить    практику   применения   положений   нового    Уголовно-
   процессуального  кодекса  и  к  1  декабря  2002  года  представить
   предложения,   направленные   на  совершенствование   прокурорского
   надзора  за законностью уголовного преследования в ходе досудебного
   производства.
       15.  В  связи с изданием настоящего Приказа Приказ Генерального
   прокурора Российской Федерации от 30 января 2001 года N 5 "О  мерах
   по  усилению  прокурорского  надзора  за  законностью  производства
   выемки   и   обыска",  а  также  указания  Генерального   прокурора
   Российской  Федерации от 18 июня 1998 года N 38/36 "Об  организации
   прокурорского  надзора за исполнением законов при продлении  сроков
   предварительного  следствия, дознания и содержания  обвиняемых  под
   стражей"  и  от 20 сентября 2001 года N 55/36 "Об усилении  надзора
   за  исполнением  требований закона о сроках  содержания  обвиняемых
   под стражей" считать утратившими силу.
       Положения  Приказов Генерального прокурора Российской Федерации
   от  18 июня 1997 года N 31 "Об организации прокурорского надзора за
   предварительным следствием и дознанием" и от 10 января 1999 года  N
   3  "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при
   разрешении  заявлений, сообщений и иной информации о совершаемых  и
   подготавливаемых  преступлениях"  сохраняют  силу   в   части,   не
   противоречащей настоящему Приказу.
       16.  Контроль  за исполнением настоящего Приказа  возложить  на
   заместителей   Генерального  прокурора  Российской   Федерации   по
   направлениям деятельности.
       Приказ  направить прокурорам субъектов Российской  Федерации  и
   приравненным  к  ним  военным  прокурорам,  прокурорам  городов   и
   районов  и  иным  прокурорам,  а  также  руководителям  федеральных
   правоохранительных органов.
   
                                                  Генеральный прокурор
                                                  Российской Федерации
                                        действительный государственный
                                                      советник юстиции
                                                           В.В.УСТИНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz