ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 июля 2002 г. N 39
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ЗАКОННОСТЬЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
В СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА
(с изм., согл. Приказа Генпрокуратуры РФ от 16.03.2006 N 13)
В связи с переходом к работе в новых условиях уголовного
судопроизводства и в целях обеспечения прокурорского надзора за
единообразным применением в ходе досудебного производства
требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации,
руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации,
начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры,
прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и
другим специализированным прокурорам, прокурорам городов, районов,
другим территориальным, военным и иным специализированным
прокурорам организовать работу таким образом, чтобы деятельность
прокуратуры максимально обеспечивала конечную цель уголовного
преследования - изобличение лиц, виновных в совершении
преступлений, и привлечение их к уголовной ответственности.
В полной мере использовать предусмотренные статьей 37 УПК
Российской Федерации полномочия для надзора за законностью
деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиты
прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства,
в первую очередь потерпевших от преступлений.
2. Исходить из того, что в досудебном производстве прокурор
является руководителем уголовного преследования. В этой связи для
выполнения возложенной задачи надлежит:
2.1. Ежемесячно проверять исполнение требований федерального
закона при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о
преступлениях, установленного порядка регистрации уголовных дел и
учета преступлений, сопоставляя для этого данные органов
прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и
пограничных органов этой службы, учреждений и органов уголовно-
исполнительной системы, органов службы судебных приставов,
таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, воинских частей, соединений,
военных учреждений и гарнизонов, органов Государственной
противопожарной службы, сообщения средств массовой информации,
жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских
учреждений и иных источников.
(в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 16.03.2006 N 13)
Обращать особое внимание на соблюдение порядка регистрации
сообщений о преступлениях, их процессуального оформления,
обязательное уведомление заявителей о принятии заявлений,
соблюдение сроков их рассмотрения.
2.2. Тщательно изучать материалы проверок заявлений и сообщений
о преступлениях. Не допускать промедления в возбуждении уголовного
дела при очевидных признаках преступления.
Возбуждать уголовное дело в строгом соответствии с УПК
Российской Федерации при наличии достаточных данных, указывающих
на признаки преступления.
2.3. При поступлении от следователя, дознавателя постановления
о возбуждении уголовного дела и материалов проверки сообщения о
преступлении, а в случае производства отдельных следственных
действий - соответствующих протоколов и постановлений
незамедлительно проверять их обоснованность и достаточность для
вынесения процессуального решения, устанавливать обстоятельства,
исключающие необходимость возбуждения уголовного дела, выяснять
своевременность и законность проведения следственных действий.
2.4. В случаях, когда в собранных материалах не содержится
данных, необходимых для возбуждения дела, но не исчерпаны
возможности для их сбора, в тот же день выносить постановление о
возвращении материалов для дополнительной проверки с указанием о
необходимости выполнения конкретных процессуальных действий.
2.5. По сообщениям об убийстве, террористическом акте,
бандитизме и иных особо тяжких преступлениях лично выезжать на
место происшествия, непосредственно изучать обстоятельства
происшедшего и собранные материалы и при наличии достаточных
оснований на месте возбуждать уголовное дело либо давать согласие
на его возбуждение, если постановление о возбуждении дела вынесено
следователем.
2.6. В случае решения о согласии на возбуждение уголовного
дела, но невозможности оперативного возвращения следователю или
дознавателю материалов дела для производства расследования или
дознания о принятом решении уведомлять их по телефону, телеграфу,
телетайпу, средствами факсимильной связи или электронной почтой, а
постановления о возбуждении уголовного дела с материалами
незамедлительно направлять следователю или дознавателю.
Уведомление, полученное по телефону, оформлять телефонограммой.
Следить, чтобы поступившие сообщения органами предварительного
расследования приобщались к материалам дела с указанием времени их
фактической отправки и получения.
2.7. Для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с дачей
согласия на возбуждение уголовного дела, установить в нерабочее
время (включая выходные и праздничные дни) дежурство прокурорских
работников, правомочных принимать процессуальные решения.
3. Строго руководствоваться требованиями главы 52 УПК
Российской Федерации о порядке производства по уголовным делам в
отношении лиц, перечисленных в части первой статьи 447 Уголовно-
процессуального кодекса.
Средствами прокурорского надзора обеспечивать немедленное
освобождение лиц, перечисленных в статье 449 УПК Российской
Федерации, задержанных в порядке, предусмотренном статьей 91
Уголовно-процессуального кодекса (за исключением случаев
задержания на месте преступления), по подозрению в совершении
преступлений.
4. Определять подследственность уголовного дела, исходя из
того, что возбуждение уголовного дела о преступлении, место
совершения которого неизвестно, является прерогативой того
прокурора города, района, на территории (либо объекте) которого
обнаружены достаточные данные, указывающие на признаки
преступления.
5. Имеющимися полномочиями своевременно пресекать факты
необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и
обвиняемым мер процессуального принуждения. В этих целях:
5.1. Ежедневно проверять законность содержания подозреваемых,
обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах.
Остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия
данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим
обстоятельствам происшедшего.
Следить за тем, чтобы процессуальное оформление задержания
следователем и дознавателем осуществлялось не позднее 3 часов
после фактического доставления подозреваемого в орган дознания, к
следователю или прокурору.
5.2. Пресекать случаи задержания подозреваемых в совершении
преступлений на основании протоколов об административных
правонарушениях. Безотлагательно принимать меры к освобождению
незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов
без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также
содержащихся под стражей без продления сроков.
6. Избирая меру пресечения и определяя ее вид, исходить из
оснований, указанных в статье 97 УПК Российской Федерации,
учитывая при этом тяжесть предъявленного обвинения, данные о
личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное
положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства.
При отсутствии оснований для избрания меры пресечения и с учетом
конкретных обстоятельств отбирать обязательство о явке.
6.1. При рассмотрении вопросов о согласии на возбуждение перед
судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения
под стражу иметь в виду, что в статье 108 Уголовно-процессуального
кодекса содержится исчерпывающий перечень условий для заключения
под стражу подозреваемого или обвиняемого.
Тщательно проверять доводы подозреваемого и обвиняемого об их
невиновности, оказании давления, нарушении права на защиту и
другие. В необходимых случаях лично допрашивать лицо, подлежащее
аресту, а несовершеннолетнего - в обязательном порядке.
6.2. Давать согласие на применение к подозреваемому или
обвиняемому в качестве меры пресечения домашнего ареста только при
наличии условий для реального исполнения этой меры.
7. При невозможности окончания предварительного следствия в
двухмесячный срок и отсутствии оснований для изменения или отмены
меры пресечения в виде заключения под стражу обеспечить продление
сроков содержания под стражей в строгом соответствии со статьей
109 УПК Российской Федерации.
7.1. Принимая решение о даче согласия на продление срока
содержания под стражей свыше 6 месяцев, следить за тем, чтобы
ходатайство о продлении возбуждалось в отношении лиц, обвиняемых в
совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только при условии
особой сложности уголовного дела и наличии оснований для избрания
этой меры пресечения.
7.2. Для получения согласия Генерального прокурора Российской
Федерации на представление суду ходатайства о продлении срока
содержания под стражей свыше 12 месяцев готовить и не позднее 30
суток до истечения годичного срока представлять в Генеральную
прокуратуру соответствующие материалы с заключением об
обоснованности и законности его продления.
Также не позднее 30 суток представлять в Генеральную
прокуратуру постановление следователя для продления Генеральным
прокурором или его заместителем срока следствия свыше 12 месяцев.
7.3. Учитывая, что предоставление для согласия Генерального
прокурора Российской Федерации ходатайств следователя о продлении
судом срока содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев
носит исключительный характер, вопросы о содержании обвиняемого
под стражей и продлении срока следствия предварительно
рассматривать на коллегии прокуратуры субъекта Российской
Федерации, приравненной к ней военной и другой специализированной
прокуратуры.
В препроводительных документах обязательно указывать, изучалось
ли уголовное дело, какие нарушения и недостатки выявлены в
организации расследования, какие меры приняты для устранения
обнаруженных просчетов.
7.4. Обеспечить по оконченному расследованием делу предъявление
обвиняемому и его защитнику материалов за 30 суток до окончания
предельного срока содержания под стражей, установленного частями
второй и третьей статьи 109 УПК Российской Федерации.
В случаях, когда 30 суток для ознакомления с материалами
уголовного дела оказалось недостаточно, обеспечить получение
согласия на продление срока содержания под стражей не позднее чем
за 10 суток до истечения предельного срока содержания под стражей
и представление в суд соответствующего ходатайства не позднее чем
за 7 суток до его истечения.
(в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 16.03.2006 N 13)
8. Осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на
пресечение и раскрытие преступлений, добиваться соблюдения
требований части третьей статьи 7 Уголовно-процессуального кодекса
о недопустимости использования доказательств, полученных с
нарушением установленного законом порядка.
Акцентировать внимание на качестве и своевременности проведения
неотложных следственных действий по установлению и закреплению
следов преступления, получения и надлежащей фиксации
доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных
мероприятий, давать письменные указания о производстве отдельных
следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Принимать меры к тому, чтобы следственные действия,
производство которых в исключительных случаях возможно без
судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч. 5 ст.
165 УПК Российской Федерации.
9. Обеспечить немедленную проверку каждого случая проведения
обыска или выемки в жилище без судебного решения, правовую оценку
фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов,
заведомо не относящихся к делу либо изъятых из оборота.
10. Установить действенный надзор за законностью и
обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного
преследования, строго руководствоваться требованиями уголовно-
процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о
приостановлении предварительного следствия, о прекращении
уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны
все возможности для сбора доказательств и изобличения виновных.
10.1. Систематически проверять законность и обоснованность
решений о приостановлении производства по уголовным делам на
основании п. п. 1 и 2 части первой статьи 208 УПК Российской
Федерации, а также своевременность и эффективность мер по розыску
либо установлению лица, совершившего преступление.
10.2. Давать согласие на освобождение лица от уголовной
ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением с
потерпевшим, изменением обстановки, возможностью исправления
несовершеннолетнего путем применения мер принудительного
воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех
обстоятельств совершенного уголовно-наказуемого деяния и при
наличии условий и оснований, предусмотренных Уголовно-
процессуальным кодексом.
Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении
дела или уголовного преследования результатом незаконного
воздействия на него со стороны каких-либо лиц или участников
уголовного судопроизводства.
11. При утверждении обвинительного заключения (обвинительного
акта) с особой тщательностью изучить соответствие выводов органов
предварительного расследования фактическим обстоятельствам дела,
соблюдение уголовно-процессуальных норм при выполнении
следственных действий, соответствие составленных в ходе
расследования документов требованиям УПК Российской Федерации.
12. Прокурорам субъектов Федерации, городов, районов,
приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам
наиболее сложные вопросы, возникающие в деятельности
правоохранительных органов по применению нового Уголовно-
процессуального кодекса, выносить на рассмотрение коллегий,
координационных и оперативных совещаний.
О спорных или вызывающих затруднения вопросах применения
положений Кодекса, требующих решения на федеральном уровне,
информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
13. Управлениям и отделам Генеральной прокуратуры глубоко
анализировать деятельность прокуроров на местах, своевременно
подмечать складывающиеся процессы и тенденции, оказывать
прокурорам и следователям необходимую помощь.
14. Управлению методического обеспечения вместе с
заинтересованными подразделениями аппарата Генеральной прокуратуры
обобщить практику применения положений нового Уголовно-
процессуального кодекса и к 1 декабря 2002 года представить
предложения, направленные на совершенствование прокурорского
надзора за законностью уголовного преследования в ходе досудебного
производства.
15. В связи с изданием настоящего Приказа Приказ Генерального
прокурора Российской Федерации от 30 января 2001 года N 5 "О мерах
по усилению прокурорского надзора за законностью производства
выемки и обыска", а также указания Генерального прокурора
Российской Федерации от 18 июня 1998 года N 38/36 "Об организации
прокурорского надзора за исполнением законов при продлении сроков
предварительного следствия, дознания и содержания обвиняемых под
стражей" и от 20 сентября 2001 года N 55/36 "Об усилении надзора
за исполнением требований закона о сроках содержания обвиняемых
под стражей" считать утратившими силу.
Положения Приказов Генерального прокурора Российской Федерации
от 18 июня 1997 года N 31 "Об организации прокурорского надзора за
предварительным следствием и дознанием" и от 10 января 1999 года N
3 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при
разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершаемых и
подготавливаемых преступлениях" сохраняют силу в части, не
противоречащей настоящему Приказу.
16. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по
направлениям деятельности.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации и
приравненным к ним военным прокурорам, прокурорам городов и
районов и иным прокурорам, а также руководителям федеральных
правоохранительных органов.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
В.В.УСТИНОВ
|