ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2002 г. N КАС02-329
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Манохиной Г.В.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 2 июля 2002 года
гражданское дело по жалобе Р. о признании недействительным письма
Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 2
ноября 1999 года N 10-07/28132 по частной жалобе Р. на определение
судьи Верховного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2002 года
об отказе в принятии жалобы.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Федина А.И., выслушав заключение прокурора А.В. Федотовой,
полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
указанной жалобой.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 9
апреля 2002 года заявителю отказано в принятии жалобы в связи с
неподсудностью ее Верховному Суду Российской Федерации (п. 7 ст.
129 ГПК РСФСР).
В частной жалобе Р. просит об отмене определения судьи,
полагая, что дело подлежит рассмотрению в Верховном Суде
Российской Федерации.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не
находит оснований к отмене определения судьи Верховного Суда
Российской Федерации.
В соответствии со ст. 116 ГПК РСФСР Верховный Суд Российской
Федерации рассматривает дела по первой инстанции, в т.ч. об
оспаривании нормативных актов министерств и ведомств, касающихся
прав и свобод граждан.
Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая
1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов
Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных
органов исполнительной власти, не прошедшие государственную
регистрацию, не влекут правовых последствий, как не вступившие в
силу, и не могут служить основанием для регулирования
соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам,
должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в
них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении
споров.
Установив, что обжалуемое заявителем письмо Государственного
таможенного комитета Российской Федерации не зарегистрировано в
Министерстве юстиции РФ, официально не опубликовано, подписано не
руководителем федерального органа исполнительной власти, судья
пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый акт не
подпадает под действие статьи 116 ГПК РСФСР по смыслу данной
статьи и с учетом требований, предъявляемых к нормативным актам,
содержащихся в Правилах подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13
августа 1997 года.
Поскольку заявитель утверждает, что применением оспариваемого
акта нарушаются его права, Р. вправе по Закону Российской
Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан" обратиться с соответствующей жалобой в
суд, поставив вопрос о прекращении действия данного акта.
Согласно ст. 114 ГПК РСФСР рассмотрение подобной категории
гражданских дел отнесено к подсудности районного суда.
Руководствуясь ст. 317 Гражданского процессуального кодекса
РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 9
апреля 2002 года оставить без изменения, а частную жалобу Р. - без
удовлетворения.
|