Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 02.07.2002 N 8230/01 В СЛУЧАЕ НЕОБОСНОВАННОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ИМУЩЕСТВА, ПОДЛЕЖАЩЕГО ПЕРЕДАЧЕ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, В СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТА РФ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВПРАВЕ ОБРАТИТЬСЯ В СУД ЗА ЗАЩИТОЙ СВОИХ НАРУШЕННЫХ ПРАВ; ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИЗЪЯТИЕ СПОРНОГО ИМУЩЕСТВА У СОБСТВЕННИКА ПУТЕМ ИЗДАНИЯ ОРГАНОМ МЕСТНОГО...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 2 июля 2002 г. N 8230/01
   
       Президиум   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации
   рассмотрел   протест   Председателя   Высшего   Арбитражного  Суда
   Российской   Федерации  на  решение  от  06.04.01,   постановление
   апелляционной  инстанции  от 18.06.01 Арбитражного суда Московской
   области  по  делу  N А41-К2-2145/01  и постановление  Федерального
   арбитражного суда Московского округа от 20.08.01 по тому же делу.
       Заслушав   и  обсудив   доклад   судьи,   Президиум  установил
   следующее.
       Министерство   имущественных   отношений   Московской  области
   обратилось  в Арбитражный  суд Московской области с иском к Совету
   депутатов   Ленинского   района   Московской  области  о признании
   недействительным  принятого  им  решения  от  24.10.2000 N 8/7 "Об
   утверждении  перечня объектов производственной дорожно - ремонтной
   базы города Видное,  находящихся на балансе открытого акционерного
   общества   "Мособлдорремстрой",    передаваемых   в  муниципальную
   собственность  Ленинского  района  Московской области",  а также о
   применении    последствий    недействительности    государственной
   регистрации  права  муниципальной  собственности  на  указанные  в
   перечне объекты путем аннулирования такой регистрации.
       К  участию  в деле  в качестве  третьих  лиц,   не  заявляющих
   самостоятельных  требований на предмет спора,  привлечены открытое
   акционерное  общество "Московское областное объединение по ремонту
   и   строительству   городских   дорог"   ("Мособлдорремстрой")   и
   Регистрационная палата Московской области.
       Исковые  требования  мотивированы  следующим.  Спорные объекты
   (нежилые здания,  проходная,  металлические ангар, навес, склады и
   контейнеры)  являются  государственной  собственностью  Московской
   области,   поскольку   входили   в имущественный  комплекс  треста
   "Мособлдорремстрой" - предприятия,  на балансе которого находилась
   вся  сеть  дорог  Московской  области и в деятельности которого по
   обслуживанию  этих  дорог  использовалось  наряду с другим спорное
   имущество.  Право  собственности  Московской  области на указанные
   объекты   подтверждено   решениями   Малого   совета   Московского
   областного  совета  народных  депутатов  от  05.08.92 N 17/17 и от
   23.12.92  N 10/29.  Упомянутые  объекты  в составе  имущественного
   комплекса  треста  были  переданы Территориальным производственным
   объединением  жилищно - коммунального хозяйства Московской области
   трудовому  коллективу  треста  по заключенному между ними договору
   аренды   от   11.10.90   с правом  выкупа.   Договор  переоформлен
   арендатором   с  Комитетом  по  управлению  имуществом  Московской
   области.  Арендное предприятие "Мособлдорремстрой" преобразовано в
   открытое акционерное общество с одноименным названием.
       Решением от 06.04.01 в части иска о признании недействительным
   решения  Совета  депутатов  Ленинского  района от 24.10.2000 N 8/7
   отказано  по  мотиву  принадлежности спорного имущества к объектам
   инженерной  инфраструктуры  города  Видное,   в  связи  с чем  это
   имущество  в силу  закона  являлось  муниципальной  собственностью
   Ленинского района. Его передача в собственность Московской области
   была    осуществлена    без    соответствующего   решения   органа
   самоуправления Ленинского района.
       В   части  искового  требования  о признании  недействительной
   государственной  регистрации  за ответчиком права собственности на
   спорное    имущество   и  об   аннулировании   такой   регистрации
   производство  по делу прекращено из-за неподведомственности такого
   требования арбитражному суду.
       Постановлением  апелляционной  инстанции  от  18.06.01 решение
   суда  в части  отказа  в иске о признании недействительным решения
   Совета  депутатов Ленинского района от 24.10.2000 N 8/7 отменено и
   иск    в   этой    части   удовлетворен:    данный   акт   признан
   недействительным.
       При  этом  апелляционная  инстанция  исходила  из  того,   что
   имущественный  комплекс  арендного предприятия "Мособлдорремстрой"
   полностью   был  включен  в реестр  государственной  собственности
   Московской  области.  Совет  депутатов  Ленинского  района,  издав
   решение  от  24.10.2000  N 8/7  о передаче  спорного  имущества  в
   муниципальную собственность района,  в одностороннем порядке лишил
   собственника его прав на это имущество.
       В остальной части решение оставлено без изменения.
       Федеральный  арбитражный суд Московского округа постановлением
   от  20.08.01 отменил постановление апелляционной инстанции в части
   удовлетворения  иска  и в  этой  части оставил в силе решение суда
   первой  инстанции,  указав на то,  что весь имущественный комплекс
   треста "Мособлдорремстрой" относился к муниципальной собственности
   в  силу  прямого указания закона и орган самоуправления Ленинского
   района   в пределах  предоставленных  ему  полномочий  вправе  был
   утвердить перечень объектов муниципальной собственности, включив в
   него  спорное  имущество,  незаконно  переданное в государственную
   собственность Московской области.
       В  протесте  Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской
   Федерации  предлагается названные судебные акты в части требования
   о  признании  недействительным решения Совета депутатов Ленинского
   района  от  24.10.2000  N 8/7  отменить  и дело в отмененной части
   направить   на  новое  рассмотрение  в суд  первой  инстанции.   В
   остальной части судебные акты оставить без изменения.
       Президиум считает, что принятые по делу судебные акты подлежат
   отмене полностью, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд
   первой инстанции по следующим основаниям.
       Принимая  решение  об  отказе  в удовлетворении  требования  о
   признании  недействительным изданного Советом депутатов Ленинского
   района  акта от 24.10.2000 N 8/7,  суд первой инстанции исходил из
   ряда  обстоятельств:  спорное  имущество относится к муниципальной
   собственности  в силу  прямого  указания  его  в приложении  N 3 к
   постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N
   3020-1;  данное  имущество  передано в 1992 году по решению Малого
   совета   Московского   областного   совета  народных  депутатов  в
   государственную  собственность  Московской  области  без  согласия
   муниципального  образования;  Совет  депутатов  Ленинского  района
   вправе   был   включить   это   имущество  в состав  муниципальной
   собственности.
       Суд   кассационной   инстанции,   оставляя  решение  суда  без
   изменения,  указал  на  то,  что  в соответствии с пунктом 1 Указа
   Президента  Российской  Федерации  от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях
   местного  самоуправления  в Российской  Федерации" органы местного
   самоуправления   самостоятельно   утверждают   перечни   объектов,
   относящихся к муниципальной собственности.
       Выводы  судов  первой  и кассационной  инстанций не могут быть
   признаны законными и обоснованными.
       Предоставленное   органам  местного  самоуправления  право  на
   самостоятельное   включение   имущества   в  реестр  муниципальной
   собственности касается объектов, не имеющих собственника.
       В  случае  необоснованного  включения  имущества,  подлежащего
   передаче  в муниципальную собственность,  в состав государственной
   собственности   субъекта   Российской   Федерации    муниципальное
   образование  вправе  обратиться  в суд за защитой своих нарушенных
   прав.
       Принудительное изъятие спорного имущества у собственника путем
   издания  органом  местного  самоуправления  акта о включении этого
   имущества  в состав  муниципальной  собственности  не  допускается
   статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.
       При   таких  обстоятельствах  решение  первой  и постановление
   кассационной инстанций подлежат отмене.
       Не   может   быть   оставлено   в  силе  и постановление  суда
   апелляционной  инстанции  в части  удовлетворения иска о признании
   недействительным  решения  Совета  депутатов  Ленинского района от
   24.10.2000 N 8/7.
       Указав  на  неправомерность  включения  в состав муниципальной
   собственности   Ленинского   района   объектов,    находящихся   в
   собственности  Московской  области,  суд  апелляционной  инстанции
   удовлетворил первое исковое требование без исследования вопросов о
   том,  был  ли  соблюден  установленный  порядок  передачи спорного
   имущества   в государственную  собственность  Московской  области,
   предусмотренный  Положением  "Об  определении пообъектного состава
   федеральной,   государственной   и муниципальной  собственности  и
   порядке оформления прав собственности", утвержденным распоряжением
   Президента   Российской   Федерации   от   18.03.92  N 114-рп,   и
   оспаривался  ли органами муниципального образования акт о передаче
   этого имущества в государственную собственность области.
       Решение  первой и постановление кассационной инстанций в части
   прекращения  производства  по  делу  в отношении  второго искового
   требования, касающегося признания недействительной государственной
   регистрации   права   муниципальной   собственности   на   объекты
   недвижимого  имущества,  также  не могут быть признаны законными и
   обоснованными,   поскольку  названное  требование  непосредственно
   связано    с   оспариваемым    актом    и   относится   к  спорам,
   подведомственным  арбитражному  суду в силу статьи 22 Арбитражного
   процессуального кодекса Российской Федерации.
       При  новом  рассмотрении  дела  это  исковое  требование,   не
   рассмотренное судом по существу, подлежит рассмотрению совместно с
   требованием о признании недействительным оспариваемого акта.
       Учитывая   изложенное   и руководствуясь  статьями  187  - 189
   Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской   Федерации,
   Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение от 06.04.01,  постановление апелляционной инстанции от
   18.06.01   Арбитражного   суда   Московской   области  по  делу  N
   А41-К2-2145/01   и постановление  Федерального  арбитражного  суда
   Московского округа от 20.08.01 по тому же делу отменить.
       Дело   направить  на  новое  рассмотрение  в первую  инстанцию
   Арбитражного суда Московской области.
   
                                                    И.о. Председателя
                                            Высшего Арбитражного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                             М.К.ЮКОВ
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz