Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 26.06.2002 N 2920-III ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 206520-3 "О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 26 июня 2002 г. N 2920-III ГД
   
                О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 206520-3
         "О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять   в   первом   чтении  проект  Федерального  закона
   N 206520-3 "О железнодорожном транспорте в Российской  Федерации",
   внесенный Правительством Российской Федерации.
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссии Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской  Федерации,  Конституционный  Суд Российской Федерации,
   Верховный  Суд  Российской  Федерации,  Высший   Арбитражный   Суд
   Российской Федерации
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются   в   Комитет  Государственной  Думы  по  энергетике,
   транспорту и связи до 27 сентября 2002 года.
       3. Комитету  Государственной Думы по энергетике,  транспорту и
   связи  доработать  указанный  законопроект  с  учетом  поступивших
   поправок  и  внести  его  на  рассмотрение Государственной Думы во
   втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.
   
                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                               Проект
                                                           N 206520-3
   
                                              Вносится Правительством
                                                 Российской Федерации
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
          О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Настоящий Федеральный    закон     устанавливает     правовые,
   организационные    и    экономические   условия   функционирования
   железнодорожного транспорта общего пользования, а также определяет
   основы   его   взаимодействия   с  организациями  железнодорожного
   транспорта необщего пользования.
   
                       Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1.  Основы функционирования железнодорожного транспорта
   в Российской Федерации
   
       1. Железнодорожный   транспорт   общего  пользования  является
   составной  частью  транспортной  системы  Российской  Федерации  и
   призван во взаимодействии с другими видами транспорта своевременно
   и качественно обеспечивать потребности физических, юридических лиц
   и государства в перевозках.
       Деятельность организаций железнодорожного транспорта  необщего
   пользования   регулируется  иными  нормативными  правовыми  актами
   Российской Федерации.
       2. Функционирование    железнодорожного    транспорта   общего
   пользования осуществляется исходя из следующих принципов:
       устойчивость работы    железнодорожного    транспорта   общего
   пользования;
       доступность, безопасность и качество предоставляемых им услуг;
       развитие конкуренции  и  становление  развитого  рынка   услуг
   железнодорожного транспорта общего пользования;
       гармоничность работы единой  транспортной  системы  Российской
   Федерации.
       3. Российская Федерация  обеспечивает  решение  стоящих  перед
   железнодорожным   транспортом   общего   пользования  задач  путем
   эффективного регулирования и контроля его  деятельности,  а  также
   путем участия в его развитии.
       4. Правовое   регулирование   в    области    железнодорожного
   транспорта  общего  пользования  находится  в  ведении  Российской
   Федерации.
       5. Имущество  железнодорожного  транспорта  может находиться в
   федеральной, муниципальной, частной и иных формах собственности.
   
       Статья 2. Основные понятия и их определения
   
       В настоящем Федеральном законе применяются следующие  основные
   понятия:
       железнодорожный транспорт общего пользования (далее  именуется
   -  железнодорожный  транспорт) - производственно - технологический
   комплекс,  обеспечивающий потребности государства,  юридических  и
   физических лиц в железнодорожных перевозках на условиях публичного
   договора, а также в иных услугах, связанных с перевозками;
       организация железнодорожного   транспорта  общего  пользования
   (далее именуется  -  организация  железнодорожного  транспорта)  -
   юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,  образованные
   для  осуществления  перевозок   пассажиров,   грузов,   багажа   и
   грузобагажа  железнодорожным  транспортом  (перевозчик),  оказания
   услуг   инфраструктуры    железнодорожного    транспорта    общего
   пользования  (владелец  инфраструктуры) либо выполнения в качестве
   основного вида  деятельности  вспомогательных  работ  (услуг)  при
   перевозках на железнодорожном транспорте (организация, выполняющая
   вспомогательные работы (услуги) при перевозках на  железнодорожном
   транспорте). Требования к организациям железнодорожного транспорта
   устанавливаются настоящим Федеральным законом;
       пользователь услуг  железнодорожного  транспорта  -  пассажир,
   грузоотправитель (отправитель),  грузополучатель (получатель) либо
   иное   юридическое   или   физическое  лицо,  потребляющее  услуги
   (работы), оказываемые (выполняемые) организациями железнодорожного
   транспорта;
       инфраструктура железнодорожного транспорта общего  пользования
   (далее именуется - инфраструктура) - комплекс зданий,  сооружений,
   устройств  и  оборудования  железнодорожного   транспорта   общего
   пользования,   включающий   в  себя  железнодорожные  пути  общего
   пользования  и   другие   сооружения,   железнодорожные   станции,
   устройства      электроснабжения,     внутрипроизводственные     и
   технологические сети связи,  системы сигнализации, централизации и
   блокировки,   информационные   комплексы   и   систему  управления
   движением,  а также иные системы,  объекты,  здания и  сооружения,
   обеспечивающие функционирование этого комплекса;
       железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути
   на  железнодорожных станциях,  открытых для выполнения операций по
   приему и отправлению поездов,  приему и выдаче  грузов,  багажа  и
   грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной
   и маневровой работы,  а также  железнодорожные  пути,  соединяющие
   такие станции;
       железнодорожные пути необщего  пользования  -  железнодорожные
   подъездные   пути,  примыкающие  к  железнодорожным  путям  общего
   пользования и предназначенные для выполнения транспортных работ  и
   услуг;
       железнодорожный подвижной  состав   -   локомотивы,   грузовые
   вагоны,  пассажирские  вагоны  локомотивной  тяги  и моторвагонный
   подвижной состав;
       перевозочный процесс    -    совокупность   организационно   и
   технологически   взаимосвязанных   операций,    выполняемых    при
   подготовке,   осуществлении  и  завершении  перевозок  пассажиров,
   грузов, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте;
       безопасность движения    -   состояние   защищенности   людей,
   имущества и окружающей среды от угрозы возникновения  транспортных
   происшествий   и   связанного   с   ними   ущерба   при  перевозке
   железнодорожным   транспортом   пассажиров,   грузов,   багажа   и
   грузобагажа;
       земли железнодорожного   транспорта   -   земли    транспорта,
   отведенные  под здания и сооружения железнодорожного транспорта (в
   том  числе  под  объекты  мобилизационного  назначения),  а  также
   земельные   участки,  занятые  полосой  отвода  железных  дорог  и
   охранными зонами;
       полоса отвода железных дорог (далее именуется - полоса отвода)
   - земельные участки,  занимаемые полотном железнодорожного пути, а
   также  прилегающие к нему участки,  предназначенные для размещения
   железнодорожных станций,  водоотводных и укрепительных  устройств,
   защитных  и укрепительных лесонасаждений,  линий связи,  устройств
   электроснабжения,  производственно - технических и других зданий и
   сооружений железнодорожного транспорта;
       охранные зоны - земельные участки,  принадлежащие организациям
   железнодорожного   транспорта,  другим  юридическим  и  физическим
   лицам,  необходимые  для  обеспечения  сохранности,  прочности   и
   устойчивости   объектов   железнодорожного  транспорта,  земельные
   участки с подвижной почвой,  прилегающие к землям,  отведенным под
   объекты  железнодорожного  транспорта,  а также земельные участки,
   обеспечивающие защиту пути от снежных и песчаных заносов.
       Понятия "перевозчик",        "владелец        инфраструктуры",
   "грузоотправитель (отправитель)",  "грузополучатель (получатель)",
   "груз",   "опасный  груз",  "багаж",  "грузобагаж"  применяются  в
   значениях,  указанных в статье 2 Федерального закона "Транспортный
   устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
   
       Статья 3.     Законодательство    Российской    Федерации    о
   железнодорожном транспорте
   
       Законодательство Российской   Федерации   о    железнодорожном
   транспорте  основывается  на  Конституции  Российской  Федерации и
   Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит  из  настоящего
   Федерального   закона,  Федерального  закона  "Транспортный  устав
   железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее именуется
   - Устав железнодорожного транспорта),  других федеральных законов,
   актов Президента Российской Федерации и  Правительства  Российской
   Федерации,  а также нормативных правовых актов федеральных органов
   исполнительной власти,  регулирующих деятельность железнодорожного
   транспорта.
   
                Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
                 В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
   
       Статья 4.   Основные   цели    и    методы    государственного
   регулирования в области железнодорожного транспорта
   
       1. Государственное  регулирование  в  области железнодорожного
   транспорта направлено на обеспечение его целостности, эффективного
   и безопасного функционирования, бесперебойной работы и развития.
       2. Государственное регулирование  в  области  железнодорожного
   транспорта осуществляется путем:
       проведения государственной политики в области железнодорожного
   транспорта;
       утверждения обязательных  для  исполнения  всеми   участниками
   перевозочного  процесса,  иными  юридическими и физическими лицами
   нормативных правовых и иных актов и контроля за их соблюдением;
       лицензирования отдельных видов деятельности на железнодорожном
   транспорте;
       проведения сертификации и стандартизации объектов, технических
   и программных средств,  отдельных работ  и  услуг  при  перевозках
   пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте;
       регулирования и  контроля  в   соответствии   с   требованиями
   законодательства  Российской Федерации о естественных монополиях и
   антимонопольного законодательства;
       выдачи разрешений на примыкание к железнодорожным путям общего
   пользования новых (восстановленных) железнодорожных путей общего и
   необщего пользования;
       выдачи разрешений  на  закрытие  (ограничение)   движения   по
   конкретным  участкам  железнодорожных  путей  общего  пользования,
   влияющее на выполнение установленных размеров движения поездов;
       возложения обязанности по осуществлению отдельных перевозок на
   конкретных  владельцев  инфраструктур  и  перевозчиков  в  случаях
   возникновения   угрозы  социально  -  экономической  стабильности,
   обороноспособности, национальной безопасности государства и в иных
   случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с
   соответствующей  компенсацией  понесенных  указанными  владельцами
   инфраструктур  и  перевозчиками  убытков  в порядке,  определяемом
   Правительством Российской Федерации;
       организации и     обеспечения     воинских    и    специальных
   железнодорожных перевозок;
       руководства мобилизационной подготовкой и гражданской обороной
   на железнодорожном транспорте;
       осуществления государственного    контроля    и   надзора   за
   деятельностью организаций  и  физических  лиц  на  железнодорожном
   транспорте   в   случаях   и  порядке,  предусмотренных  настоящим
   Федеральным  законом  и  иными   нормативными   правовыми   актами
   Российской Федерации;
       применения иных   методов   государственного    регулирования,
   предусмотренных законодательством Российской Федерации.
       3. Государственное регулирование  в  области  железнодорожного
   транспорта   осуществляется   федеральным  органом  исполнительной
   власти  в  области  железнодорожного  транспорта,  а  также  иными
   органами  государственной  власти,  на  которые  в  соответствии с
   законодательством Российской Федерации  возложены  соответствующие
   функции.
   
       Статья 5.   Лицензирование  отдельных  видов  деятельности  на
   железнодорожном транспорте
   
       Лицензирование определенных    федеральным    законом    видов
   деятельности   на   железнодорожном  транспорте  осуществляется  в
   установленном   Правительством   Российской   Федерации    порядке
   федеральным    органом    исполнительной    власти    в    области
   железнодорожного  транспорта  или  иными   федеральными   органами
   исполнительной власти,  которым в соответствии с законодательством
   Российской Федерации предоставлены соответствующие полномочия.
   
       Статья 6.   Обязательная   сертификация   на   железнодорожном
   транспорте
   
       1. Подвижной   состав   и  специальный  подвижной  состав,  их
   составные части,  контейнеры,  специализированное  оборудование  и
   сооружения  железнодорожного  транспорта,  специальные программные
   средства,  используемые для организации перевозочного процесса,  а
   также  услуги,  предоставляемые при перевозке пассажиров и грузов,
   должны  соответствовать  установленным  требованиям   безопасности
   движения,   жизни   и   здоровья   людей,  пожарной  безопасности,
   сохранности  перевозимых  грузов,  охраны   труда,   экологической
   безопасности,  а  также  санитарно - эпидемиологическим правилам и
   нормативам и подлежат обязательной  сертификации  на  соответствие
   указанным требованиям.
       2. Организация     работ    по    обязательной    сертификации
   осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области
   железнодорожного транспорта в соответствии с федеральными законами
   и  иными  нормативными  правовыми  актами  Российской   Федерации.
   Проведение   работ  по  обязательной  сертификации  осуществляется
   участниками системы сертификации на железнодорожном  транспорте  в
   соответствии с законодательством Российской Федерации.
       Федеральный орган    исполнительной    власти    в     области
   железнодорожного   транспорта   утверждает  нормативные  документы
   (кроме государственных стандартов),  устанавливающие требования по
   обязательной  сертификации,  правила  процедуры  и  управления для
   проведения обязательной сертификации  в  системе  сертификации  на
   железнодорожном  транспорте  с  учетом  федеральных законов и иных
   нормативных  правовых  актов  Российской   Федерации   в   области
   сертификации.
       Федеральный орган     исполнительной    власти    в    области
   железнодорожного  транспорта   разрабатывает   и   утверждает   по
   согласованию    с    заинтересованными    федеральными    органами
   исполнительной    власти    перечни    (номенклатуру)     объектов
   железнодорожного транспорта,  подлежащих обязательной сертификации
   в Российской  Федерации  в  соответствии  с  пунктом  1  настоящей
   статьи,  и представляет их в специально уполномоченный федеральный
   орган исполнительной власти в области сертификации для включения в
   общий  перечень продукции,  подлежащей обязательной сертификации в
   Российской Федерации.
       Государственный контроль   и   надзор  за  соблюдением  правил
   сертификации в системе сертификации на железнодорожном  транспорте
   и   за   сертифицированными   в   ней   объектами  осуществляет  в
   установленном порядке федеральный орган  исполнительной  власти  в
   области железнодорожного транспорта.
   
       Статья 7.  Стандартизация  и обеспечение единства измерений на
   железнодорожном транспорте
   
       Федеральный орган    исполнительной    власти    в     области
   железнодорожного    транспорта   организует   в   соответствии   с
   законодательством  Российской  Федерации   проведение   работ   по
   стандартизации   и   обеспечению  единства  измерений,  проведение
   метрологического контроля и надзора в  рамках  системы  калибровки
   средств измерений на железнодорожном транспорте.
   
       Статья 8. Тарифы, сборы и платы на железнодорожном транспорте
   
       1. Тарифы,  сборы  и  платы  на  работы (услуги),  выполняемые
   организациями железнодорожного  транспорта,  относящиеся  к  сфере
   естественной   монополии,   устанавливаются   в   соответствии   с
   законодательством о естественных монополиях.
       2. Тарифы,  сборы  и  платы,  не регулируемые в соответствии с
   пунктом 1 настоящей статьи, определяются на договорной основе.
       3. Расходы владельца инфраструктуры,  перевозчика, возникшие в
   результате установления льгот и преимуществ  по  провозной  плате,
   возмещаются  в  полном  объеме  за  счет  средств  соответствующих
   бюджетов.
       Порядок определения     размера    расходов    устанавливается
   Правительством Российской Федерации.
       4. Тарифы    на    перевозки    в    международном   сообщении
   устанавливаются  в  соответствии   с   международными   договорами
   Российской Федерации.
       Порядок введения  в  действие  и  применения   таких   тарифов
   определяется Правительством Российской Федерации.
       5. Сведения об изменениях,  вносимых  в  регулируемые  тарифы,
   сборы  и  платы  на  работы  (услуги) организаций железнодорожного
   транспорта, связанные с перевозкой грузов, публикуются федеральным
   органом   исполнительной   власти   в   области   железнодорожного
   транспорта в официальном печатном  издании  указанного  органа  не
   позднее   чем  за  10  дней  до  введения  таких  изменений,  а об
   изменениях,  вносимых  в  регулируемые  тарифы,  сборы  и   платы,
   связанные  с  перевозкой  пассажиров,  багажа и грузобагажа,  - не
   позднее, чем за 5 дней до их введения.
   
       Статья 9.  Особенности государственного  регулирования  режима
   земель железнодорожного транспорта
   
       1. Размеры   земельных   участков,   включая   полосу  отвода,
   определяются проектно -  сметной  документацией,  согласованной  в
   порядке,   установленном  земельным  законодательством  Российской
   Федерации.   Порядок   использования    земель    железнодорожного
   транспорта  в  пределах  полосы отвода определяется Правительством
   Российской Федерации.
       2. В целях обеспечения нормальной эксплуатации железнодорожных
   путей и  других  объектов  железнодорожного  транспорта,  а  также
   безопасности работников железнодорожного транспорта и пассажиров в
   местах,  подверженных оползням,  обвалам, размывам, селям и другим
   опасным  воздействиям,  и  в  местах  движения  скоростных поездов
   устанавливаются охранные зоны.
       Порядок установления и использования охранных зон определяется
   Правительством Российской Федерации.
   
       Статья 10.  Приобретение,   строительство,   реконструкция   и
   эксплуатация объектов железнодорожного транспорта
   
       1. Проектирование,  строительство,  реконструкция (в том числе
   электрификация)  объектов  железнодорожного  транспорта,   имеющих
   общегосударственное     значение,     содержание     магистральных
   железнодорожных линий, мостов, тоннелей, железнодорожных переездов
   общего  пользования,  формирование  и  поддержка  мобилизационного
   потенциала отрасли,  приобретение локомотивов и подвижного состава
   для   пассажирских   перевозок   в   дальнем  следовании,  вагонов
   специального назначения осуществляется за счет собственных средств
   владельцев  инфраструктур,  перевозчиков,  других заинтересованных
   инвесторов,  а  также  за  счет  средств  федерального  бюджета  и
   бюджетов   субъектов   Российской  Федерации  в  пределах  лимитов
   капитальных вложений и бюджетных назначений,  предусматриваемых на
   эти  цели в соответствии с законодательством Российской Федерации,
   и из внебюджетных источников.
       2. Проектирование,  строительство,  реконструкция (в том числе
   электрификация) и содержание объектов железнодорожного транспорта,
   имеющих  региональное  и  местное значение,  в том числе вокзалов,
   пешеходных мостов,  тоннелей,  пассажирских платформ, приобретение
   грузового    подвижного   состава,   контейнеров,   электропоездов
   (вагонов) для пассажирских перевозок в  пригородном  сообщении,  а
   также   строительство   домов   и   объектов   непроизводственного
   назначения осуществляется за счет собственных  средств  владельцев
   инфраструктур, перевозчиков, других заинтересованных инвесторов, а
   также за счет средств  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации,
   местных бюджетов и из внебюджетных источников.
   
             Раздел III. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ
                И ОБЪЕКТАМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.
                   УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ
   
       Статья 11. Основные требования к владельцам инфраструктур
   
       1. Владелец инфраструктуры обязан:
       иметь лицензию на осуществление деятельности по предоставлению
   инфраструктуры для осуществления перевозок,  а при выполнении иных
   работ (услуг),  на осуществление  которых  требуется  лицензия,  -
   также и соответствующая лицензию;
       заключить со  всеми  владельцами  сопредельных   инфраструктур
   соответствующие   соглашения,   существенными   условиями  которых
   являются:
       организация диспетчерского управления перевозочным процессом;
       порядок технического обслуживания  и  эксплуатации  подвижного
   состава,   объектов   энергетики  и  других  объектов,  совместное
   использование которых независимо  от  их  принадлежности  является
   обязательным  условием  при  осуществлении  перевозок  по железным
   дорогам;
       взаимная ответственность, возникающая в процессе осуществления
   перевозок.
       2. Владельцы   инфраструктур   обязаны  обеспечить  выполнение
   обязательств,  вытекающих из законодательства Российской Федерации
   (в  том  числе  в  части  чрезвычайных  ситуаций и мобилизационных
   вопросов),  а  также   международных   договоров   и   соглашений,
   регламентирующих    перевозки   пассажиров,   грузов,   багажа   и
   грузобагажа железнодорожным транспортом.
   
       Статья 12. Основные требования к перевозчикам
   
       1. Перевозчик обязан:
       иметь лицензию  на осуществление перевозок грузов (пассажиров,
   багажа или грузобагажа) железнодорожным транспортом;
       владеть железнодорожным    подвижным    составом,    а   также
   техническими     средствами,     предусмотренными      технологией
   перевозочного процесса и необходимыми для осуществления перевозок,
   сертифицированными в установленном порядке;
       заключить договор  на  предоставления услуг локомотивной тяги,
   если перевозчик не владеет локомотивом;
       заключить соответствующие    договоры    на   оказание   услуг
   инфраструктуры   (за   исключением   случаев,   когда   перевозчик
   осуществляет   перевозки  по  принадлежащей  ему  инфраструктуре),
   существенными условиями которых являются:
       организация вагонопотоков;
       регулирование обращения вагонов и локомотивов;
       порядок технического  обслуживания  и  эксплуатации подвижного
   состава;
       взаимная ответственность, возникающая в процессе осуществления
   перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.
       В случае перевозки пассажиров,  грузов, багажа и грузобагажа в
   прямом железнодорожном сообщении (с участием нескольких владельцев
   инфраструктур)  перевозчик обязан до заключения договора перевозки
   иметь договоры на  оказание  услуг  инфраструктуры  и  согласовать
   указанную перевозку со всеми владельцами инфраструктур, с участием
   которых  осуществляется  перевозка,   а   также   при   отсутствии
   собственных   локомотивов   иметь   договоры   на  оказание  услуг
   локомотивной тяги на  весь  путь  следования  пассажиров,  грузов,
   багажа и грузобагажа.
       2. Перевозчики обязаны обеспечить  выполнение  соответствующих
   обязательств   по   перевозке,   вытекающих   из  законодательства
   Российской Федерации (в том числе в части чрезвычайных ситуаций  и
   мобилизационных  вопросов),  а  также  международных  договоров  и
   соглашений,  регламентирующих перевозки пассажиров, грузов, багажа
   и грузобагажа железнодорожным транспортом.
   
       Статья 13.  Основные  требования  к организациям,  выполняющим
   вспомогательные работы (услуги) при перевозках на  железнодорожном
   транспорте
   
       Операции по   погрузке,   выгрузке   грузов  в  местах  общего
   пользования,  взвешиванию  грузов,  обслуживанию   пассажиров   на
   вокзалах  и  в  пути  следования,  а  также  иные работы и услуги,
   связанные с организацией и  осуществлением  перевозок  пассажиров,
   грузов,  багажа  и  грузобагажа на железнодорожном транспорте,  по
   договору  с  владельцами  инфраструктур  или  перевозчиками  могут
   выполняться другими организациями.
       Для выполнения   этих   работ   и   услуг  организации  должны
   располагать квалифицированным персоналом,  имеющим соответствующий
   уровень  профессиональной подготовки.  В случаях,  предусмотренных
   настоящим  Федеральным  законом,  эти  организации  должны   иметь
   соответствующие сертификаты соответствия их продукции и услуг, а в
   случаях,  предусмотренных Федеральным  законом  "О  лицензировании
   отдельных видов деятельности", - также и соответствующие лицензии.
   
       Статья 14.  Основы осуществления перевозок пассажиров, грузов,
   багажа и грузобагажа
   
       1. Перевозки   пассажиров,   грузов,   багажа   и  грузобагажа
   железнодорожным  транспортом  осуществляются  в   порядке   и   на
   условиях,   установленных   Уставом  железнодорожного  транспорта,
   уставом воинских  железнодорожных  перевозок,  правилами  оказания
   услуг   по   перевозке   пассажиров,  а  также  грузов,  багажа  и
   грузобагажа для личных,  семейных,  домашних и иных не связанных с
   осуществлением    предпринимательской    деятельности    нужд   на
   железнодорожном транспорте, правилами перевозок грузов и правилами
   перевозок  пассажиров,  багажа  и  грузобагажа  на железнодорожном
   транспорте,   а    также    заключаемыми    в    соответствии    с
   законодательством Российской Федерации договорами перевозки.
       Перевозки пассажиров,   грузов,   багажа   и   грузобагажа   в
   международном железнодорожном  сообщении  осуществляются  также  в
   соответствии с международными договорами Российской Федерации.
       2. Доступ к  инфраструктуре  предоставляется  перевозчикам  на
   недискриминационной        основе.       Порядок       обеспечения
   недискриминационного   доступа   перевозчиков   к   инфраструктуре
   определяется Правительством Российской Федерации.
       3. Порядок   взаимодействия    перевозчиков    и    владельцев
   инфраструктур   при  осуществлении  перевозок  на  железнодорожном
   транспорте определяется  Уставом  железнодорожного  транспорта,  а
   также   заключаемыми  между  ними  договорами  на  оказание  услуг
   инфраструктуры.
       Порядок взаимодействия владельцев  инфраструктур  между  собой
   при   осуществлении   перевозок   на   железнодорожном  транспорте
   определяется заключаемыми между ними договорами.
       4. Проезд  пассажиров  на  железнодорожном  транспорте во всех
   случаях осуществляется по проездным документам (билетам),  включая
   пассажиров,  которым в соответствии с законодательством Российской
   Федерации   предоставлены   льготы   по    оплате    проезда    на
   железнодорожном транспорте.
       5. По   требованию   пользователей   услуг    железнодорожного
   транспорта,  а  также  владельцев  инфраструктур перевозчик обязан
   предъявить     лицензии     и     сертификаты,     предусмотренные
   законодательством Российской Федерации.
       По требованию пользователей услуг железнодорожного транспорта,
   а  также  перевозчиков  владелец  инфраструктуры обязан предъявить
   лицензии   и   сертификаты,   предусмотренные    законодательством
   Российской Федерации.
   
       Статья 15.  Основные требования к железнодорожным путям общего
   пользования
   
       1. Железнодорожные пути общего пользования,  их  сооружения  и
   устройства  должны  содержаться  с соблюдением правил безопасности
   движения   в   техническом   состоянии,   отвечающем   требованиям
   соответствующих    нормативных    правовых    актов,   стандартов,
   технических норм и правил.
       В случаях,    установленных    законодательством    Российской
   Федерации,  железнодорожные пути общего пользования  должны  иметь
   соответствующие сертификаты соответствия.
       2. Проектирование и строительство железнодорожных путей общего
   пользования осуществляется  в  порядке,  определяемом  федеральным
   органом   исполнительной   власти   в   области   железнодорожного
   транспорта.
       3. Примыкание к железнодорожным путям общего пользования новых
   (восстановленных)   железнодорожных   путей   общего   пользования
   осуществляется  по  решению  федерального  органа   исполнительной
   власти   в   области   железнодорожного   транспорта   в  порядке,
   определяемом Правительством Российской Федерации.
       4. Открытие  для постоянной эксплуатации железнодорожных путей
   общего пользования осуществляется по решению  федерального  органа
   исполнительной  власти  в  области  железнодорожного транспорта на
   основании   предложений    владельцев    инфраструктур,    которым
   принадлежат указанные железнодорожные пути.
       Федеральный орган    исполнительной    власти    в     области
   железнодорожного   транспорта   не   вправе  отказать  в  открытии
   железнодорожных  путей  общего  пользования,  если  они   отвечают
   установленным  требованиям,  а  также  если при их проектировании,
   строительстве,  приемке в  эксплуатацию  и  эксплуатации  не  были
   нарушены   требования   настоящего   Федерального   закона,   иных
   нормативных  правовых  актов,  соответствующие  нормы,  правила  и
   технические требования,  а также ранее согласованные обязательства
   в отношении проектирования, строительства и эксплуатации указанных
   железнодорожных  путей.  Владельцы  инфраструктур  вправе оспорить
   отказ  в  открытии  железнодорожных  путей  общего  пользования  в
   судебном порядке.
       Закрытие железнодорожных путей общего пользования, в том числе
   малодеятельных  линий  и  участков,  осуществляется  на  основании
   решения Правительства  Российской  Федерации  в  установленном  им
   порядке.
       В случае невозможности закрытия железнодорожных  путей  общего
   пользования   ввиду   их   общегосударственного,  социального  или
   оборонного   значения    Правительством    Российской    Федерации
   определяется источник финансирования их содержания и эксплуатации.
   Если в течение 6 месяцев со дня внесения  предложения  о  закрытии
   железнодорожных путей общего пользования решение об их закрытии не
   будет  принято,  либо  соответствующее  финансирование  не   будет
   произведено,  владелец  инфраструктуры вправе потребовать закрытия
   таких линий и участков в судебном порядке.
       5. Открытие  железнодорожных  станций  для выполнения всех или
   некоторых операций осуществляется по решению  федерального  органа
   исполнительной  власти  в  области  железнодорожного транспорта на
   основании   предложений    владельцев    инфраструктур,    которым
   принадлежат эти железнодорожные станции.
       Федеральный орган    исполнительной    власти    в     области
   железнодорожного   транспорта   не   вправе  отказать  в  открытии
   железнодорожных   станций,   если   они   отвечают   установленным
   требованиям и если при их проектировании, строительстве, приемке в
   эксплуатацию и эксплуатации не были нарушены требования настоящего
   Федерального    закона,    иных    нормативных   правовых   актов,
   соответствующие нормы,  правила и технические требования,  а также
   ранее  согласованные  обязательства  в  отношении  проектирования,
   строительства  и  эксплуатации   этих   железнодорожных   станций.
   Владельцы   инфраструктур   вправе   оспорить   отказ  в  открытии
   железнодорожных станций в судебном порядке.
       Закрытие железнодорожных   станций  для  выполнения  всех  или
   некоторых  операций  осуществляется   в   порядке,   установленном
   Правительством Российской Федерации.
       В случае невозможности закрытия  железнодорожных  станций  для
   выполнения всех или некоторых операций ввиду общегосударственного,
   социального или  оборонного  значения,  Правительством  Российской
   Федерации  определяется  источник  финансирования  их содержания и
   эксплуатации. Если в течение 3 месяцев со дня внесения предложения
   о  закрытии  этих  железнодорожных станций для выполнения всех или
   некоторых операций решение не будет принято  либо  соответствующее
   финансирование   не  будет  произведено,  владелец  инфраструктуры
   вправе  потребовать  закрытия  таких   станций   или   прекращения
   выполнения на них соответствующих операций в судебном порядке.
       6. Решения об  открытии  или  закрытии  железнодорожных  путей
   общего   пользования   и  железнодорожных  станций  публикуются  в
   соответствующем тарифном руководстве.
   
       Статья 16.   Основные   требования   к  железнодорожным  путям
   необщего пользования,  примыкающим к железнодорожным путям  общего
   пользования
   
       1. Железнодорожные пути необщего пользования,  их сооружения и
   устройства  должны  обеспечивать  ритмичную  погрузку  и  выгрузку
   грузов,  маневровую работу в соответствии с объемом  перевозок,  а
   также   рациональное   использование  железнодорожного  подвижного
   состава и его сохранность.
       Конструкция и   состояние   сооружений  железнодорожных  путей
   необщего пользования и путевых  устройств  должны  соответствовать
   строительным  нормам  и  правилам и обеспечивать пропуск вагонов с
   допустимой на  железнодорожных  путях  общего  пользования  нормой
   технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных
   для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
       Владелец железнодорожных     путей     необщего    пользования
   обеспечивает за свой счет их техническое содержание с  соблюдением
   требований безопасности движения, а также осуществляет совместно с
   грузоотправителями и  грузополучателями  освещение  этих  путей  в
   пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки
   грузов  и  проводит   очистку   железнодорожных   путей   необщего
   пользования от мусора и снега.
       В случае,  если на железнодорожные пути  необщего  пользования
   осуществляется   выход  подвижного  состава,  эксплуатируемого  на
   железнодорожных путях общего пользования, эти железнодорожные пути
   необщего    пользования    должны   соответствовать   требованиям,
   установленным   в   отношении   железнодорожных    путей    общего
   пользования,  и  в  установленных  случаях  подлежат  обязательной
   сертификации на соответствие указанным требованиям.
       2. Строительство   и   реконструкция   железнодорожных   путей
   необщего  пользования,  а  также  устройств,  предназначенных  для
   погрузки,   выгрузки   грузов,   очистки   и   промывки   вагонов,
   контейнеров,  определение мест  примыкания  железнодорожных  путей
   необщего  пользования  к  железнодорожным путям общего пользования
   осуществляются  в  порядке,  установленном   федеральным   органом
   исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
       3. Примыкание к железнодорожным путям общего пользования новых
   (восстановленных)   железнодорожных   путей  необщего  пользования
   осуществляется  по  решению  федерального  органа   исполнительной
   власти   в   области   железнодорожного   транспорта   в  порядке,
   определяемом Правительством Российской Федерации.
       Примыкание к   железнодорожным   путям   необщего  пользования
   строящихся    железнодорожных    путей    необщего     пользования
   осуществляется   в   порядке,   определяемом  федеральным  органом
   исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
       4. Открытие    для    постоянной   эксплуатации   построенного
   железнодорожного пути необщего пользования и подача на такой  путь
   железнодорожного  подвижного  состава  допускаются  после принятия
   этого  пути  в  эксплуатацию  созданной  в  установленном  порядке
   комиссией,  в  состав  которой  входят  представитель федерального
   органа   исполнительной   власти   в   области    железнодорожного
   транспорта,  владелец железнодорожного пути необщего пользования и
   владелец инфраструктуры,  к которой примыкает этот железнодорожный
   путь.   Порядок   обслуживания   этого  пути  устанавливается  его
   владельцем  по   согласованию   с   перевозчиком,   осуществляющим
   перевозки на этом пути.
       Каждый железнодорожный путь необщего пользования должен  иметь
   технический   паспорт,   план   и   продольный   профиль,  чертежи
   искусственных сооружений и другую исполнительную документацию.
       5. Представитель  федерального  органа исполнительной власти в
   области  железнодорожного  транспорта  имеет  право  проверять   с
   участием  представителей  владельца железнодорожного пути необщего
   пользования,  владельца  инфраструктуры,   к   которой   примыкает
   железнодорожный    путь    необщего    пользования,   перевозчика,
   организации,  осуществляющей операции по погрузке, выгрузке грузов
   на   железнодорожном   пути   необщего   пользования,   соблюдение
   требований   безопасности   движения,   сохранности   технического
   состояния  железнодорожного  подвижного  состава  и контейнеров на
   железнодорожном  пути  необщего  пользования,   а   также   правил
   выполнения  операций  по  погрузке,  выгрузке  грузов  из вагонов,
   контейнеров.
       При обнаружении  на  железнодорожном пути необщего пользования
   неисправностей,  угрожающих  безопасности  движения,   сохранности
   технического  состояния  железнодорожного  подвижного  состава или
   перевозимых  грузов   и   контейнеров,   указанные   представители
   составляют   акт.   На   основании   этого   акта  соответствующее
   должностное  лицо  владельца   инфраструктуры   запрещает   подачу
   железнодорожного   подвижного   состава  на  железнодорожный  путь
   необщего  пользования  или  его  участок,  указанные  в  акте,  до
   устранения   неисправностей.   Ответственность   за   несоблюдение
   требований по подаче,  задержке,  уборке вагонов,  охране  грузов,
   выполнению  принятой  заявки  на  перевозку  грузов несет виновная
   сторона, указанная в акте.
   
       Статья 17.  Основные требования к железнодорожному  подвижному
   составу и контейнерам
   
       1. Предназначенные для перевозок пассажиров,  грузов,  багажа,
   грузобагажа   по   железнодорожным   путям   общего    пользования
   железнодорожный  подвижной  состав  и  контейнеры независимо от их
   принадлежности должны  удовлетворять  требованиям  соответствующих
   стандартов,  норм и правил, а также требованиям правил технической
   эксплуатации  железных  дорог,  утвержденных  федеральным  органом
   исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
       В случаях,    установленных    законодательством    Российской
   Федерации,  железнодорожный  подвижной  состав и контейнеры должны
   иметь соответствующие сертификаты соответствия.
       После проведения   капитального  ремонта  вагонов  проверяется
   масса их тары.
       2. Порядок   выхода   железнодорожного  подвижного  состава  с
   железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути
   общего пользования и с железнодорожных путей общего пользования на
   железнодорожные   пути   необщего   пользования    устанавливается
   федеральным    органом    исполнительной    власти    в    области
   железнодорожного  транспорта  совместно  с   федеральным   органом
   исполнительной власти в области транспорта.
   
       Статья 18.  Организация  управления  перевозочным процессом на
   железнодорожном транспорте
   
       1. Организация  движения поездов на железнодорожном транспорте
   осуществляется на основании сводного графика движения поездов.
       Сводный график движения поездов на железнодорожном  транспорте
   утверждается   в   порядке,   определяемом   федеральным   органом
   исполнительной власти в области  железнодорожного  транспорта,  на
   основании  графиков  движения  поездов  в  пределах инфраструктур,
   разработанных их владельцами.
       Органы государственной власти, органы местного самоуправления,
   перевозчики,   пассажиры,   грузоотправители    (отправители)    и
   грузополучатели   (получатели)   вправе  вносить  на  рассмотрение
   владельцев инфраструктур предложения по совершенствованию графиков
   движения поездов.
       2. Организация управления перевозочным  процессом  в  пределах
   инфраструктуры  производится  владельцем  этой  инфраструктуры или
   лицом,  действующим по его поручению. Указанное лицо в зависимости
   от   порученных   ему   функций  должно  отвечать  соответствующим
   требованиям,  предъявляемым к владельцам инфраструктур статьей  13
   настоящего Федерального закона.
       3. Органы   государственной   власти   и    органы    местного
   самоуправления,  общественные и иные организации и физические лица
   не  вправе  вмешиваться  в  организацию  управления   перевозочным
   процессом.  Права владельца инфраструктуры могут быть ограничены в
   случаях,  предусмотренных   законодательными   актами   Российской
   Федерации.
   
       Статья 19.      Регулирование      отношений       организаций
   железнодорожного   транспорта   с   организациями   других   видов
   транспорта
   
       Регулирование отношений      организаций      железнодорожного
   транспорта с организациями других видов транспорта  (в  том  числе
   железнодорожного транспорта необщего пользования) осуществляется в
   соответствии  с   Уставом   железнодорожного   транспорта,   иными
   федеральными  законами  и нормативными правовыми актами Российской
   Федерации,  а также  договорами  и  соглашениями,  заключаемыми  в
   соответствии  с законодательством Российской Федерации по вопросам
   организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и
   грузобагажа.
   
         Раздел IV. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ,
         ОХРАНА ГРУЗОВ И ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА,
                  ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
   
       Статья 20.  Организация  обеспечения  безопасности  движения и
   эксплуатации транспортных и иных технических средств
   
       1. Федеральный   орган   исполнительной   власти   в   области
   железнодорожного транспорта осуществляет:
       нормативно - правовое и нормативно - техническое регулирование
   в области безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных
   технических  средств,  связанных  с  перевозочным   процессом   на
   железнодорожном  транспорте,  включая  установление классификации,
   порядка служебного расследования и  учета  нарушений  безопасности
   движения;
       разработку государственной  политики  в  области  безопасности
   движения   на  железнодорожном  транспорте  общего  пользования  и
   эксплуатации транспортных и иных технических средств,  связанных с
   перевозочным процессом;
       государственный контроль и надзор  за  соблюдением  требований
   нормативных актов в области безопасности движения,  предупреждения
   и ликвидации  аварийных  и  чрезвычайных  ситуаций,  изготовления,
   приемки  и  эксплуатации  транспортных и иных технических средств,
   связанных с перевозочным  процессом,  соответствующее  нормативное
   регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные
   функции в области промышленной безопасности.
       Для осуществления   государственного  контроля  и  надзора  на
   железнодорожном  транспорте  федеральным  органом   исполнительной
   власти в области железнодорожного транспорта создается специальная
   служба.  Структура  и  функции   указанной   службы   определяются
   федеральным    органом    исполнительной    власти    в    области
   железнодорожного транспорта.  Права  и  ответственность  ревизоров
   службы    определяются    Правительством   Российской   Федерации.
   Требования,  предъявляемые  ревизорами  службы   в   пределах   их
   компетенции,  являются обязательными для исполнения юридическими и
   физическими лицами.
       Федеральный орган     исполнительной    власти    в    области
   железнодорожного  транспорта  осуществляет  функции  компетентного
   органа   Российской   Федерации   по   перевозке   опасных  грузов
   железнодорожным транспортом.
       2. Владелец   инфраструктуры,   перевозчик,   грузоотправитель
   (отправитель) и другие участники перевозочного процесса в пределах
   обязанностей,  возложенных  на  них  законодательством  Российской
   Федерации о железнодорожном транспорте, обеспечивают:
       безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;
       безопасность перевозки грузов, грузобагажа и багажа;
       безопасность движения поездов и маневровой работы;
       безопасность эксплуатации  транспортных  и  иных   технических
   средств, связанных с перевозочным процессом.
   
       Статья 21.    Основные   положения   в   области   обеспечения
   безопасности движения
   
       1. Железнодорожные пути  общего  пользования,  железнодорожные
   станции,   пассажирские   платформы,   а   также   другие  объекты
   железнодорожного  транспорта,  связанные  с  движением  поездов  и
   маневровой  работой,  являются  зонами  повышенной опасности и при
   необходимости ограждаются за счет владельцев инфраструктуры.
       Правила нахождения  граждан  и  размещения  объектов  в  зонах
   повышенной опасности,  проведения в них работ,  проезда и перехода
   через  железнодорожные  пути  утверждаются в установленном порядке
   федеральным    органом    исполнительной    власти    в    области
   железнодорожного транспорта.  Лица,  нарушающие указанные правила,
   несут    ответственность,    предусмотренную     законодательством
   Российской Федерации.
       2. Объекты, на территории которых осуществляются производство,
   хранение,  погрузка,  транспортировка  и  выгрузка опасных грузов,
   должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования  и
   сооружений   на   расстояние,   обеспечивающее  безопасную  работу
   железнодорожного транспорта.  Минимальные расстояния от  указанных
   объектов до железнодорожных путей общего пользования и сооружений,
   места  пересечения  железнодорожных  путей  общего  пользования  с
   линиями связи, электропередачи, нефте-, газо-, продуктопроводами и
   другими  наземными  и  подземными  сооружениями,  а  также   нормы
   сооружения  и  содержания  таких  объектов  в местах пересечения и
   сближения с железнодорожными путями  устанавливаются  нормативными
   правовыми     актами     соответствующих    федеральных    органов
   исполнительной власти,  принимаемыми по согласованию с федеральным
   органом   исполнительной   власти   в   области   железнодорожного
   транспорта.
       Владельцы линий   связи,   электропередачи,   нефте-,   газо-,
   продуктопроводов и других сооружений, пересекающих железнодорожные
   пути   общего   пользования  или  находящихся  в  непосредственной
   близости от них, несут ответственность за обеспечение безопасности
   и   соблюдение   установленных   нормативов  при  строительстве  и
   эксплуатации указанных сооружений.  Владельцы указанных сооружений
   обязаны  своевременно  информировать  владельца  инфраструктуры  о
   возникновении аварийных ситуаций, которые каким-либо образом могут
   повлиять  на  работу  организаций  железнодорожного транспорта,  и
   принимаемых ими мерах.
       3. Грузоотправители  и  грузополучатели  опасных и специальных
   грузов,   перевозимых    железнодорожным    транспортом,    должны
   обеспечивать безопасность при их перевозке, погрузке и выгрузке, а
   также иметь соответствующие средства  и  мобильные  подразделения,
   необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий
   в случае их возникновения при перевозке этих грузов.
       Владелец инфраструктуры   и   перевозчик  обязаны  в  пределах
   тактико   -   технических   возможностей,    имеющихся    у    них
   восстановительных  и противопожарных средств,  принимать участие в
   ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте.
       4. Порядок  определения мест пересечения железнодорожных путей
   с  автомобильными  дорогами  (железнодорожные  переезды),  условия
   эксплуатации  железнодорожных  переездов,  порядок  их  открытия и
   закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти
   в   области   железнодорожного   транспорта   по   согласованию  с
   федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел
   и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
       5. Представители федерального органа исполнительной  власти  в
   области   железнодорожного   транспорта   имеют   право  проверять
   достоверность  сведений  о  массе  грузов,  грузобагажа  и  других
   сведений,    указанных    грузоотправителями   (отправителями)   в
   перевозочных документах.
       6. За  нарушение  правил  безопасности движения и эксплуатации
   транспортных и иных технических средств,  связанных с перевозочным
   процессом,  виновные  лица несут ответственность,  предусмотренную
   законодательством Российской Федерации.
   
       Статья 22.  Обеспечение экологической и пожарной безопасности,
   а   также   санитарно   -   эпидемиологического   благополучия  на
   железнодорожном транспорте
   
       1. Работы   по   обеспечению    экологической    и    пожарной
   безопасности, а также санитарно - эпидемиологического благополучия
   на  железнодорожном   транспорте   осуществляются   перевозчиками,
   владельцами инфраструктур и другими организациями железнодорожного
   транспорта   в   соответствии   с   законодательством   Российской
   Федерации.
       2. Государственный  надзор  в  области  обеспечения   пожарной
   безопасности на железнодорожном транспорте (за исключением надзора
   за    железнодорожным    подвижным    составом)     осуществляется
   Государственной   противопожарной  службой  Российской  Федерации.
   Ведомственный контроль за пожарной безопасностью и пожарный надзор
   на  железнодорожном  транспорте осуществляются федеральным органом
   исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
       3. Государственный  контроль  и  надзор  в области обеспечения
   экологической    безопасности,     а     также     санитарно     -
   эпидемиологического    благополучия   осуществляются   федеральным
   органом   исполнительной   власти   в   области   железнодорожного
   транспорта.    Учреждения    санитарно    -    гигиенического    и
   эпидемиологического  профиля  федерального  органа  исполнительной
   власти  в  области  железнодорожного  транспорта  входят в систему
   государственной санитарно - эпидемиологической  службы  Российской
   Федерации.
   
       Статья 23.  Обеспечение правопорядка, охрана грузов и объектов
   на железнодорожном транспорте
   
       1. Охрана  грузов  в  пути  следования  и  на  железнодорожных
   станциях  обеспечивается  перевозчиком  собственными  силами  либо
   путем заключения договоров с  соответствующими  организациями,  за
   исключением грузов,  охрана и сопровождение которых в соответствии
   с Уставом железнодорожного транспорта или договором обеспечивается
   грузоотправителями или грузополучателями.
       2. Охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта
   и  специальных  грузов  осуществляется  подразделениями внутренних
   войск  федерального  органа  исполнительной   власти   в   области
   внутренних  дел  и иными уполномоченными подразделениями.  Перечни
   таких объектов и грузов устанавливаются Правительством  Российской
   Федерации.
       3. Обеспечение общественного порядка и борьба с  преступностью
   на    железнодорожном   транспорте   осуществляются   органами   и
   подразделениями внутренних дел на транспорте  федерального  органа
   исполнительной  власти  в  области  внутренних дел,  а также иными
   органами,  на  которые  законодательством   Российской   Федерации
   возложены указанные функции.
   
       Статья 24.  Организация  работы  железнодорожного транспорта в
   чрезвычайных ситуациях
   
       1. Владелец    инфраструктуры    и    перевозчик     принимают
   незамедлительные меры по устранению последствий крушений,  аварий,
   стихийных  бедствий  (заносы,  наводнения,   пожары   и   другие),
   вызвавших нарушение работы железнодорожного транспорта.
       Для осуществления    этих    мер     указанные     организации
   железнодорожного  транспорта  за собственный счет должны содержать
   запас  материальных  и  технических  средств,   перечень   которых
   определяется  федеральным  органом исполнительной власти в области
   железнодорожного транспорта по  согласованию  с  заинтересованными
   федеральными органами исполнительной власти.
       2. Перевозчик     обязан     незамедлительно     информировать
   грузоотправителя  (отправителя),  грузополучателя  (получателя)  о
   возникшей в процессе перевозки их грузов  (грузобагажа)  аварийной
   ситуации.  При этом грузоотправитель, грузополучатель (отправитель
   и получатель в случае  повагонной  отправки  грузобагажа)  обязаны
   обеспечить   немедленное  направление  на  место  происшествия,  в
   зависимости от тяжести происшествия,  мобильного подразделения или
   своих представителей.
       3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
   и    органы    местного    самоуправления    в    соответствии   с
   законодательством  Российской   Федерации,   регулирующим   защиту
   населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного и
   техногенного  характера,  оказывают  владельцу  инфраструктуры   и
   перевозчику  помощь  в  ликвидации  последствий крушений,  аварий,
   стихийных   бедствий,   угрожающих   жизни   и   здоровью   людей,
   безопасности движения и сохранности грузов, багажа и грузобагажа.
       4. Федеральный   орган   исполнительной   власти   в   области
   железнодорожного транспорта,  владелец инфраструктуры и перевозчик
   входят  в  единую   государственную   систему   предупреждения   и
   ликвидации чрезвычайных ситуаций.
   
               Раздел V. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНА
                 РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
   
       Статья 25.  Трудовые  отношения  и  гарантии   работников   на
   железнодорожном транспорте
   
       1. Трудовые  отношения  (в  том  числе  особенности  приема на
   работу),  предоставление   гарантий   и   компенсаций   работникам
   железнодорожного  транспорта  регулируются  настоящим  Федеральным
   законом,   законодательством   Российской   Федерации   о   труде,
   отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
       2. Лица,  принимаемые на работу,  непосредственно связанную  с
   движением поездов и маневровой работой,  и работники,  выполняющие
   такую работу, и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных
   производственных  факторов,  проходят обязательные предварительные
   (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры.
       Работники железнодорожного       транспорта,       выполняющие
   производственную   деятельность,   непосредственно   связанную   с
   движением поездов и маневровой работой, перечень профессий которых
   определяется федеральным органом исполнительной власти  в  области
   железнодорожного  транспорта,  проходят  обязательные предрейсовые
   или  предсменные  медицинские  осмотры,  а  также  по   требованию
   работодателя  -  медицинское  освидетельствование  на установление
   факта употребления алкоголя,  наркотических средств и психотропных
   веществ.
       Порядок проведения    обязательных    предварительных     (при
   поступлении  на  работу)  и  периодических медицинских осмотров на
   железнодорожном транспорте,  а также  предрейсовых  и  предсменных
   медицинских    осмотров    устанавливается   федеральным   органом
   исполнительной власти в  области  железнодорожного  транспорта  по
   согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области
   здравоохранения.
       Порядок профессионального  отбора,  в  том  числе  определения
   психофизиологической  пригодности  к   профессии   устанавливается
   федеральным    органом    исполнительной    власти    в    области
   железнодорожного транспорта.
       3. Работники организаций (включая организации железнодорожного
   транспорта необщего  пользования),  производственная  деятельность
   которых  связана  с  движением  поездов  и  маневровой  работой на
   железнодорожных  путях  общего   пользования,   должны   проходить
   проверку  знаний  правил  технической эксплуатации железных дорог,
   инструкции по движению поездов,  маневровой работе и  сигнализации
   на  железных  дорогах  Российской  Федерации,  а также иных актов,
   утвержденных федеральным органом исполнительной власти  в  области
   железнодорожного транспорта.
       Работники, ответственные за погрузку,  размещение, крепление в
   вагонах,  контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить проверку
   знаний  технических  условий  размещения  и  крепления  грузов   в
   железнодорожном подвижном составе.
       Порядок и  сроки  проведения  указанных  в  настоящей   статье
   проверок  знаний  работников  устанавливаются  федеральным органом
   исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
       4. Гарантии    и   компенсации,   предоставляемые   работникам
   железнодорожного транспорта  с  разъездным  характером  труда  при
   исполнении  ими  служебных  обязанностей  в  период  нахождения на
   территории других  государств,  устанавливаются  законодательством
   Российской   Федерации   и  международными  договорами  Российской
   Федерации.  Организации,  в которых работают указанные  работники,
   могут  устанавливать  для  них  дополнительные гарантии,  льготы и
   компенсации.
   
       Статья 26. Дисциплина на железнодорожном транспорте
   
       1. Дисциплина    работников    железнодорожного     транспорта
   регулируется  законодательством  Российской  Федерации  о  труде и
   Положением о  дисциплине  работников  железнодорожного  транспорта
   Российской Федерации, утверждаемым федеральным законом.
       2. Забастовка  как   средство   разрешения   трудовых   споров
   работниками,   деятельность   которых   связана   с   обеспечением
   безопасности на  железнодорожном  транспорте,  движением  поездов,
   маневровой  работой и обслуживанием пассажиров,  грузоотправителей
   (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном
   транспорте, не допускается.
   
            Раздел VI. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                     НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
   
       Статья 27.  Учетно  -  отчетное   время   на   железнодорожном
   транспорте
   
       В целях обеспечения непрерывного скоординированного управления
   перевозочным процессом на железнодорожном транспорте на территории
   Российской  Федерации  устанавливается  единое  учетно  - отчетное
   время - московское.
       Единое учетно    -   отчетное   время   суточной   работы   на
   железнодорожных    путях    общего    и    необщего    пользования
   устанавливается  правилами  перевозок  грузов  на  железнодорожном
   транспорте.
   
       Статья 28.  Язык  общения,  используемый  на   железнодорожном
   транспорте
   
       В организациях,  осуществляющих свою работу на железнодорожных
   путях общего и необщего пользования, используется русский язык.
       Информирование на   железнодорожных   станциях,   вокзалах,  в
   поездах и других местах обслуживания  пассажиров,  отправителей  и
   получателей  груза,  багажа и грузобагажа наряду с государственным
   языком Российской  Федерации  может  осуществляться  и  на  других
   языках.  Информация, предоставляемая пассажирам на железнодорожных
   станциях  и  вокзалах,  должна  содержать   сведения   о   времени
   отправления  и  прибытия  пассажирских поездов,  стоимости проезда
   пассажиров  и  перевозки  багажа,  грузобагажа  о  времени  работы
   железнодорожных    билетных    касс    и   других   подразделений,
   осуществляющих  обслуживание  пассажиров,  а  также   сведения   о
   предоставляемых пассажирам услугах.
   
       Статья 29.   Форменная   одежда   работников  железнодорожного
   транспорта
   
       1. Для работников железнодорожного транспорта, непосредственно
   участвующих   в   организации   движения  поездов  и  обслуживании
   пассажиров,     при     исполнении     служебных      обязанностей
   предусматривается ношение форменной одежды.
       Знаки различия  и  порядок  их  ношения  с  форменной  одеждой
   определяются  федеральным  органом исполнительной власти в области
   железнодорожного транспорта.
       2. Приобретение   форменной   одежды  осуществляется  за  счет
   средств организаций железнодорожного  транспорта,  предоставляющих
   услуги по организации движения поездов и обслуживанию пассажиров.
   
       Статья 30.     Международное    сотрудничество    в    области
   железнодорожного транспорта
   
       Правовое регулирование   организации   перевозок   пассажиров,
   грузов,  грузобагажа  и  багажа  в  международном  железнодорожном
   сообщении,  развитие международных транспортных  связей,  а  также
   представительство    интересов   железнодорожного   транспорта   в
   международных  организациях  осуществляются  федеральным   органом
   исполнительной  власти  в  области  железнодорожного  транспорта в
   соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми
   актами Российской Федерации,  международными договорами Российской
   Федерации,  а  также   иными   уполномоченными   законодательством
   Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
   
       Статья 31. Страхование на железнодорожном транспорте
   
       1. На  железнодорожном  транспорте  пассажиры поездов дальнего
   следования подлежат обязательному личному страхованию.
       Работники железнодорожного   транспорта,   перечень  категорий
   которых установлен законодательными актами,  при исполнении  своих
   служебных    обязанностей   подлежат   обязательному   социальному
   страхованию   от   несчастных   случаев    на    производстве    и
   профессиональных заболеваний.
       Порядок и условия указанных  видов  обязательного  страхования
   определяются законодательными актами Российской Федерации.
       2. На   железнодорожном   транспорте    в    соответствии    с
   законодательством  Российской  Федерации  о  страховании  наряду с
   обязательным страхованием может  проводиться  добровольное  личное
   страхование, а также страхование имущества и ответственности.
   
       Статья 32.    Мобилизационная    подготовка   железнодорожного
   транспорта
   
       1. Мобилизационная  подготовка  и   гражданская   оборона   на
   железнодорожном    транспорте   являются   одними   из   важнейших
   государственных задач  по  обеспечению  национальной  безопасности
   страны  и проводятся в соответствии с законодательством Российской
   Федерации в этих областях.
       2. Руководство   мобилизационной   подготовкой  и  гражданской
   обороной на железнодорожном транспорте осуществляется  федеральным
   органом   исполнительной   власти   в   области   железнодорожного
   транспорта.
       3. Мероприятия  по  мобилизационной  подготовке и подготовке к
   ведению   гражданской    обороны    выполняются    заблаговременно
   организациями  железнодорожного  транспорта  независимо  от  формы
   собственности.  Ответственность за их надлежащее выполнение  несут
   руководители этих организаций.
   
                  Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 33. Внесение изменений и дополнений в Федеральный закон
   "О лицензировании отдельных видов деятельности"
   
       Внести в  статью 17  Федерального  закона от 8 августа 2001 г.
   N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание
   законодательства Российской Федерации,  2001,  N 33 (часть I), ст.
   3430) следующие изменения и дополнения:
       1. Исключить следующие абзацы:
       "перевозки железнодорожным    транспортом    пассажиров    (за
   исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для
   обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального
   предпринимателя  и  без  выхода  на  железнодорожные  пути  общего
   пользования)";
       "перевозки железнодорожным транспортом грузов (за  исключением
   случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения
   собственных   нужд   юридического   лица    или    индивидуального
   предпринимателя  и  без  выхода  на  железнодорожные  пути  общего
   пользования)".
       2. Дополнить статью абзацами следующего содержания:
       "перевозка пассажиров и багажа железнодорожным транспортом;
       перевозка грузов железнодорожным транспортом;
       перевозка грузобагажа железнодорожным транспортом;
       деятельность по предоставлению инфраструктуры железнодорожного
   транспорта общего пользования для осуществления перевозок;
       транспортировка грузов   (перемещение  грузов  без  заключения
   договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования".
   
       Статья 34. Заключительные положения
   
       1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с ___________ .
       2. Со  дня  вступления  в  силу настоящего Федерального закона
   признать  утратившим  силу Федеральный закон от 25 августа 1995 г.
   N 153-ФЗ  "О  федеральном  железнодорожном  транспорте"  (Собрание
   законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3505).
   
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
   
   
   
   
   
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
            К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
                   ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
       Проект Федерального закона  "О  железнодорожном  транспорте  в
   Российской    Федерации"   (далее   законопроект)   разработан   в
   соответствии с Планом подготовки проектов федеральных  законов  на
   2002  год,  утвержденным  распоряжением  Правительства  Российской
   Федерации N 306-р от 14 марта 2002 г.
       Законопроект является  одним  из основных проектов федеральных
   законов,  разработанным в целях правового обеспечения  структурной
   реформы  федерального железнодорожного транспорта в соответствии с
   Программой  структурной  реформы  на  железнодорожном  транспорте,
   утвержденной  Постановлением Правительства Российской Федерации от
   18 мая 2001 г. N 384 (далее - Программа).
       Программой предполагается        трансформация       отношений
   собственности    на    железнодорожном    транспорте.    Имущество
   федерального  железнодорожного  транспорта предполагается передать
   единому хозяйствующему субъекту - открытому акционерному  обществу
   "Российские  железные  дороги".  Поскольку действующий Федеральный
   закон "О федеральном железнодорожном  транспорте"  предусматривает
   только  федеральную  собственность  на  имущество железнодорожного
   транспорта,  ряд   его   положений   должны   быть   концептуально
   пересмотрены.  Аналогично  требуют  пересмотра  положения  закона,
   касающиеся организационно - правовой формы предприятий отрасли.
       Программой предполагается   кардинальное   изменение  существа
   правоотношений,   связанных   с   организацией   и    обеспечением
   перевозочного  процесса.  Прежде  всего,  разделение перевозочного
   процесса,  ранее осуществляемого в рамках одной  сводной  операции
   железными    дорогами,    предполагается    разделить    на    два
   самостоятельных спектра правоотношений - услуги  инфраструктуры  и
   перевозки.   Кроме   этого   Программой  предусмотрено  обеспечить
   развитие конкурентной среды  в  сфере  железнодорожных  перевозок,
   возможность    функционирования    независимых   перевозчиков   на
   железнодорожном  транспорте.  Действующий  Федеральный  закон   "О
   федеральном     железнодорожном     транспорте"    не    допускает
   функционирование   на   федеральном   железнодорожном   транспорте
   указанных лиц, в связи с чем требует переработки.
       Законопроект по сравнению с действующим Федеральным законом "О
   федеральном  железнодорожном  транспорте"  предполагает расширение
   предмета своего  регулирования  в  целях  обеспечения  гармоничной
   работы  железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
   Помимо основных правовых,  организационных и экономических условий
   функционирования  железнодорожного  транспорта общего пользования,
   законопроект    регулирует    также    вопросы    функционирования
   железнодорожного транспорта необщего пользования "на стыках",  тем
   самым  обеспечивая  единые  требования  и  подход  к  техническому
   регулированию   деятельности  на  железнодорожных  путях  необщего
   пользования,   примыкающих   к   железнодорожным   путям    общего
   пользования.
       При этом        законопроектом        определяется,        что
   внутрипроизводственная    и    иная   хозяйственная   деятельность
   владельцев железнодорожных путей необщего пользования регулируется
   иными    нормативными   актами   (т.е.   остается   вне   предмета
   регулирования законопроекта).
       Законопроект предусматривает    новый    подход    к   системе
   государственного  регулирования  на   железнодорожном   транспорте
   общего пользования, обеспечивающий эффективное участие государства
   в функционировании отрасли в условиях ее реформирования.
       В соответствии  с  Программой  при  переходе  к  новой  модели
   организации   работы   на   железнодорожном   транспорте    общего
   пользования  основным  моментом  является полное отделение функций
   государственного регулирования от  хозяйственных  функций  уже  на
   начальном  этапе  реформирования.  Это  разделение  необходимо для
   развития  конкуренции  в  системе  железнодорожного  транспорта  и
   является   одним  из  условий  обеспечения  равноправного  доступа
   независимых операторов к  сетевой  инфраструктуре  и  эффективного
   тарифообразования.  В  этой  связи   законопроектом предполагается
   вывести из ведения федерального  органа  исполнительной  власти  в
   области   железнодорожного  транспорта  функции,  не  связанные  с
   осуществлением властных регулятивных  полномочий  государственного
   органа.
       Вместе с тем,  появление  и  развитие  конкурентной  среды  на
   железнодорожном  транспорте требует новых методов государственного
   регулирования и контроля. С одной стороны, они должны обеспечивать
   удовлетворение  спроса  на  железнодорожные  перевозки,  повышение
   безопасности,  качества  и  доступности   услуг   железнодорожного
   транспорта,    единство    и   последовательность   регулирования,
   формирование    стабильно    развивающейся    системы    рыночных,
   хозяйственных  отношений  в  отрасли,  гармоничное развитие единой
   транспортной  системы   страны.   С   другой   стороны,   учитывая
   стратегическую   роль   железнодорожного  транспорта,  они  должны
   обеспечивать защиту национальной безопасности и обороноспособности
   государства,     мобилизационную    готовность    железнодорожного
   транспорта.
       На базе  указанных  принципов  и  сформирована  предлагаемая в
   законопроекте   система    государственного    регулирования    на
   железнодорожном транспорте.
       Законопроект закрепляет основы концептуально нового подхода  к
   организации  перевозок  на  железнодорожном  транспорте.  На рынке
   железнодорожных перевозок выделяются три  субъекта  -  перевозчик,
   владелец   инфраструктуры   железнодорожного   транспорта   общего
   пользования (далее - владелец инфраструктуры) и пользователь услуг
   железнодорожного     транспорта    (пассажир,    грузоотправитель,
   отправитель,   грузополучатель,   получатель).    В   этой   связи
   законопроект закрепляет соответствующие требования,  предъявляемые
   к указанным лицам.
       В целях    повышения    качества    услуг,    оказываемых   на
   железнодорожном транспорте, предполагается введение лицензирования
   перевозочной  деятельности,  а  также  деятельности,  связанной  с
   оказанием  услуг  инфраструктуры.  Без   наличия   соответствующей
   лицензии   лицо   не  вправе  будет  осуществлять  указанные  виды
   деятельности.  Также  вводится  обязательная  сертификация  услуг,
   оказываемых  пользователям услуг железнодорожного транспорта.  При
   несоблюдении  установленных   стандартов   качества   обслуживания
   действие  лицензии  перевозчика  и  владельца инфраструктуры будет
   приостанавливаться или прекращаться.
       Наконец, законопроект  закрепляет  ряд  правомочий пассажиров,
   грузоотправителей (отправителей),  грузополучателей  (получателей)
   при   пользовании  ими  услугами  железнодорожного  транспорта.  В
   частности,  закрепляется  их  право   на   получение   необходимой
   информации о субъектах рынка железнодорожных перевозок, на участие
   в подготовке графиков движения поездов.
       Социально -     экономические    последствия    от    принятия
   законопроекта    вписываются    в    прогнозируемые     результаты
   реформирования отрасли.
       Устойчивость и безопасность работы железнодорожного транспорта
   будут   обеспечиваться  за  счет  постепенности  и  эволюционности
   реформирования,  а  также  привлечения  необходимых  инвестиций  и
   технического перевооружения отрасли.
       Повышение географической     доступности      железнодорожного
   транспорта  будет  обеспечено благодаря вводу в эксплуатацию новых
   железнодорожных линий,  в том числе построенных  за  счет  частных
   инвестиций.
       Снижение совокупных  народно   -   хозяйственных   затрат   на
   перевозки  грузов  железнодорожным  транспортом  и  повышение  его
   экономической   доступности   осуществится   за   счет   повышения
   эффективности деятельности на основе развития конкуренции.
       Удовлетворение растущего  спроса  на  услуги  железнодорожного
   транспорта  будет  обеспечено,  в  том  числе  за счет появления и
   развития новых пассажирских и грузовых компаний.
       Повышение эффективности      деятельности     железнодорожного
   транспорта  в  результате   реформирования   позволит   обеспечить
   финансирование  инвестиционных потребностей отрасли на сумму около
   30 - 40 млрд. рублей в год дополнительно к финансированию, которое
   возможно привлечь без проведения реформы.
       Существенно повысится  мотивация  и  производительность  труда
   работников   железнодорожного  транспорта,  в  полной  мере  будет
   обеспечена  социальная  защищенность  работников  железнодорожного
   транспорта.
       Таким образом,   осуществление    структурной    реформы    на
   железнодорожном   транспорте,   в   рамках  реализации  которой  и
   подготовлен законопроект,  в отношении железнодорожного транспорта
   послужит  стимулом  перехода на новую ступень его развития и будет
   способствовать росту экономики страны в целом.
       Принятие проекта  Федерального   закона   "О   железнодорожном
   транспорте   в   Российской   Федерации"   не  повлечет  за  собой
   дополнительных расходов для федерального бюджета.
       Проект Федерального  закона  "О  железнодорожном  транспорте в
   Российской   Федерации"   одобрен   на   заседании   Правительства
   Российской Федерации.

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz