Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 20.06.2002 N 29/2194-6 О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ VIII ВИДА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПИСЬМО
                     от 20 июня 2002 г. N 29/2194-6
   
       Направляем для  использования  в  работе    Рекомендации    по
   организации  логопедической  работы  в специальном (коррекционном)
   учреждении VIII вида.
       Одновременно разъясняем,  что  в  соответствии  с подпунктом 9
   пункта 2 статьи 32 Закона "Об образовании" в редакции Федерального
   закона  от  13  января  1996 г.  N 12-ФЗ распределение должностных
   обязанностей относится к компетенции образовательного учреждения и
   в  соответствии  с  пунктом  4  статьи  55  указанного  Закона при
   исполнении профессиональных обязанностей педагогические  работники
   имеют  право  на свободу выбора и использования методик обучения и
   воспитания,  учебных  пособий  и  материалов,  учебников,  методов
   оценки    знаний   обучающихся,   воспитанников.   Надеемся,   что
   предлагаемые   Рекомендации   могут оказать помощь при организации
   логопедической работы с обучающимися,  воспитанниками специального
   (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
   
                                                 Начальник Управления
                                             специального образования
                                                        Т.В.ВОЛОСОВЕЦ
   
   
   
   
   
   
                              РЕКОМЕНДАЦИИ
                  ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
             В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
                          УЧРЕЖДЕНИИ VIII ВИДА
   
       Развитие речи   обучающихся   специального    (коррекционного)
   учреждения  VIII вида характеризуется целым рядом отклонений.  Для
   большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание  и
   замедленный темп развития речи,  ограниченный и не соответствующий
   возрастным нормам  активный  и  пассивный  словарь,  отклонения  в
   формировании   фонетического,  фонематического  и  грамматического
   строя.
       Обучение в   коррекционном   учреждении   оказывает   решающее
   воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей.  Под
   влиянием   его  происходит  как  общее,  так  и  речевое  развитие
   обучающихся:  увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется
   умение  пользоваться  уже  имеющимися  грамматическими  формами  и
   происходит овладение новыми,  уточняется  звуковой  состав  слова,
   развиваются навыки звукового анализа и синтеза.
       Но помимо особенностей развития  речи,  характерных  для  всех
   умственно   отсталых   детей,  у  значительной  части  обучающихся
   коррекционного учреждения имеются  те  или  иные  нарушения  речи:
   неправильное произношение звуков - фонетический дефект, дизартрия,
   ринолалия, алалия, афазия, заикание.
       Нарушения устной   речи   еще  более  усугубляют  недоразвитие
   познавательной  деятельности   умственно   отсталых   обучающихся,
   затрудняют  процесс  овладения  грамотой  и  в большинстве случаев
   ведут к нарушениям письменной речи.
       Коррекция нарушений   речи   умственно   отсталых  обучающихся
   требует организации специальной логопедической работы.  Поэтому  в
   учебном   плане   специального  (коррекционного)  образовательного
   учреждения VIII вида предусмотрены  часы  логопедических  занятий,
   которые  проводятся учителем - логопедом,  имеющим соответствующее
   образование.
   
                     Обследование речи обучающихся
                 и отбор их для логопедических занятий
   
       В начале  учебного  года  должны  быть  обследованы  все вновь
   принятые  обучающиеся  (независимо  от  класса,  в   который   они
   зачислены).
       Обследованию подлежат  также  и  обучающиеся,  занимавшиеся  у
   логопеда  в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения
   (с целью выявления состояния речи к началу учебного года).
       Обследование речи   должно   охватывать   произношение,  темп,
   плавность речи,  а также  ее  понимание,  словарь,  грамматический
   строй, навыки чтения и письма.
       Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут
   иметь  разный  характер и затрагивать различные компоненты речевой
   деятельности.
       Например, нарушения   произношения  могут  затрагивать  только
   произносительные процессы  и  выражаться  в  нарушениях  внятности
   речи.  Другие  компоненты  устной  речи,  а  также письменная речь
   оказываются ненарушенными.
       В некоторых  случаях нарушения произношения выступают вместе с
   нарушениями фонематической системы  языка,  что  влечет  за  собой
   нарушения чтения и письма.
       И наконец,  нарушения произношения  могут  выступать  на  фоне
   общего недоразвития речи,  охватывающего фонетико - фонематическую
   и лексико - грамматическую стороны.
       Логопед должен  путем  тщательного  специального обследования,
   прежде чем приступить к коррекционной  работе,  выяснить  характер
   нарушения   речевой   деятельности   и  потенциальные  возможности
   обучающегося.
       Первичное обследование  речи  обучающихся  может проводиться в
   классной обстановке. Каждому обучающемуся предлагается ответить на
   несколько   вопросов   бытового   характера,   прочесть   наизусть
   стихотворение или повторить за логопедом  одну  -  две  специально
   подобранные фразы. Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в
   иных образовательных учреждениях обучающихся проводится при помощи
   диктантов,  тексты которых должны отвечать условиям логопедической
   проверки и соответствовать требованиям программы каждого класса.
       Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате
   первичного обследования,  логопед отмечает в  специальном  журнале
   учета (Приложение 1).
       Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном
   обследовании,   подробно   изучается    логопедом    в    условиях
   индивидуального     обследования     обучающихся     традиционными
   логопедическими приемами.
       Для обследования  произношения  могут применяться фонетические
   альбомы,  в которых даются слова различной слоговой  структуры,  а
   проверяемые  звуки  предлагаются  в  разных  положениях (в начале,
   середине, конце слова).
       При изучении  навыков  звукового  анализа  проверяется  умение
   обучающихся узнавать и  различать  на  слух  изолированные  звуки,
   звуки  в  слогах  и  словах,  умение сосчитать количество звуков в
   слове, произвести последовательное и выборочное выделение звуков.
       Данные индивидуального  обследования  записываются  в  речевую
   карту,  заполняемую на  каждого  обучающегося  с  нарушением  речи
   (Приложение 2).
       Обследование речи   обучающихся,  занимавшихся  у  логопеда  в
   предыдущем году,  может проводиться не полностью,  а только по тем
   параметрам,   которые  были  намечены  логопедом  для  продолжения
   занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.
       Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, отбираются остро
   нуждающиеся  в  логопедической   помощи.   Остальные   зачисляются
   кандидатами  и  вызываются логопедом на занятия по мере устранения
   нарушений речи у ранее принятых обучающихся.
       Основным критерием при зачислении на занятия является характер
   речевого нарушения и  его  значение  для  успеваемости  и  общения
   обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия
   подлежат обучающиеся с такими  нарушениями  произношения,  которые
   мешают  их  речевому  общению,  усвоению чтения и письма,  а также
   обучающиеся,  недостатки  речи  которых  обусловлены   ринолалией,
   дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми
   другими.
       К речевой   карте   каждого   обучающегося,   зачисленного  на
   логопедические занятия,  прилагается  план  занятий  с  ним.  План
   составляется на основании логопедического заключения,  обобщающего
   все данные обследования.
       Организационный период,  предшествующий началу систематических
   логопедических  занятий   и   включающий   в   себя   обследование
   обучающихся,   комплектование   групп   и   оформление   первичной
   логопедической  документации,  рассчитан  на  две  -  три   недели
   учебного года.
   
            Организация и проведение логопедических занятий
   
       Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому
   с  учетом  классных  расписаний  и  утверждаемому  в установленном
   порядке.
       На логопедические занятия отводятся 5-е,  6-е уроки, свободные
   от классных занятий,  и внеклассное время (в  частности,  режимные
   моменты   после   обеда).   По   договоренности  с  администрацией
   учреждения и учителями классов логопед может брать  обучающихся  с
   некоторых уроков.
       Работа по исправлению  речевых  нарушений  строится  с  учетом
   возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей
   речевого дефекта обучающихся.
       Логопед проводит  индивидуальные и групповые занятия.  Занятия
   каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2  -  4  раза  в
   неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут
   на  каждого  обучающегося.  На  занятия  с   группой   обучающихся
   отводится, как правило, 20 - 45 минут.
       Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися,
   нуждающимися  в  постановке  или  коррекции звуков,  независимо от
   причин, вызвавших нарушение произношения.
       Логопед комплектует  группы  по признаку однородности речевого
   нарушения у обучающихся,  по возможности,  из  обучающихся  одного
   класса  или  двух параллельных или смежных классов (например,  2 -
   3-х классов).  В первых классах  группы  комплектуются  только  из
   обучающихся  первых  классов,  поскольку  работа  с  ними  требует
   подбора особого учебно - дидактического материала.
       Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий -
   2 - 4 обучающихся.
       При необходимости  логопед может производить перераспределение
   обучающихся по группам.  Так,  для  закрепления  и  дифференциации
   поставленных   на  индивидуальных  занятиях  звуков  целесообразно
   объединить  обучающихся  в  группы,   что   значительно   повышает
   эффективность  работы.  И  наоборот,  на  определенном этапе часть
   обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы.
       Логопедические занятия      рекомендуется      проводить     в
   логопедическом кабинете.  Для логопедического  кабинета  отводится
   изолированное   помещение,   оснащенное   необходимым   учебно   -
   дидактическим материалом (Приложение 3).
       Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых
   на занятия обучающихся.  Ответственность за посещение обучающимися
   логопедических занятий возлагается на логопеда,  учителя класса  и
   руководителя учреждения.
       Логопед ведет журнал учета посещаемости занятий,  для которого
   может   использоваться   обычный   классный   журнал  или  журнал,
   изготовленный по типу классного  журнала.  По  окончании  учебного
   года логопед составляет отчет о проделанной работе (Приложение 4).
   
              Контакт логопеда с учителями, воспитателями,
                         педагогом - психологом
   
       Логопеду следует  вести работу в тесном контакте с учителями и
   воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий,
   в   быту   могут   способствовать   закреплению  речевых  навыков,
   приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.
       Контакт логопеда  с  учителями  может  осуществляться  на всех
   этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о
   результатах    которого   логопеду   рекомендуется   поставить   в
   известность  учителя  и  воспитателя  данного  класса,  и   кончая
   выпуском   обучающегося.   В   случае   необходимости   учитель  и
   воспитатель   должны   создать,   по    рекомендациям    логопеда,
   определенные    условия    для    обучающегося   (индивидуализация
   контрольных  работ  по  родному  языку  в  особо  тяжелых  случаях
   нарушения  письма,  организация  речевого  режима  для заикающихся
   обучающихся и т.п.).
       Для информации    о    состоянии   произношения   обучающихся,
   посещающих логопедические занятия,  может  использоваться  таблица
   произношения, из которой видно, какой звук поставлен и что следует
   требовать от обучающихся в произношении.
       При завершении  логопедических  занятий  с обучающимся логопед
   инструктирует  учителя   и   воспитателя   о   приемах   доведения
   достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во
   внеурочное время.
       Логопед может  посещать  уроки  родного языка,  развития речи,
   чтения и другие с целью проверки речевых возможностей обучающихся,
   имеющих  нарушения  речи  (в  свободное  от логопедических занятий
   время).  В  свою  очередь  учителя  и  воспитатели   могут   также
   периодически  присутствовать  на  логопедических  занятиях,  чтобы
   постоянно быть в курсе проводимой работы  с  обучающимися  данного
   класса.
       Логопед должен   хорошо    ориентироваться    в    программных
   требованиях,   в  методах  и  приемах  обучения  родному  языку  и
   учитывать их в своей работе.  Эффективность логопедических занятий
   и  перенос  полученных  навыков  в  учебную обстановку значительно
   повышается,  если  логопед  использует  дидактический  материал  в
   соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
       В первых  и   вторых   классах   логопед   помогает   учителям
   консультациями,   соответствующей   методической   литературой   в
   организации  фронтальных  уроков   по   развитию   фонематического
   восприятия,  формированию  звукового  анализа;  особое внимание на
   этих   уроках   должно   уделяться   выделению    и    последующей
   дифференциации  смешиваемых  звуков.  Для  проведения  этих уроков
   требуется знакомство учителей с основными  принципами  и  приемами
   логопедической  работы.  Поэтому  особенно важна помощь логопеда в
   случаях, когда учитель не имеет специального образования.
       Лучшей формой работы может являться педагогический семинар, во
   время  которого  логопед  проводит  занятия   как   с   отдельными
   обучающимися,  так и с группами обучающихся (того или иного класса
   или с теми или иными недостатками речи), и детально разъясняет как
   демонстрируемые  речевые  нарушения,  так  и приемы логопедической
   работы.  Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь и
   другие формы:  индивидуальные беседы,  открытые занятия, сообщения
   на   заседаниях   методических   объединений    с    демонстрацией
   магнитофонных  записей речи обучающихся при поступлении и выпуске,
   сравнение письменных работ на разных этапах работы.
       Логопед должен  помочь  и  воспитателям  в организации речевой
   работы с обучающимися.
       Помимо включения определенных требований к речи обучающихся во
   все режимные  моменты,  воспитателю  рекомендуется  проводить  так
   называемые  "логопедические  минутки",  составляемые  логопедом  в
   зависимости от состава класса.  В воспитательские часы могут  быть
   широко включены речевые игры.
       Воспитатель совместно с логопедом,  поставив определенную цель
   (выработка темпа,  четкости,  выразительности в речи,  закрепления
   словаря  и  т.п.),   во   время   игры   предъявляет   обучающимся
   соответствующие      требования,      используя      эмоциональную
   заинтересованность детей в игре.
       Логопеду следует  работать  в  тесном  контакте  с педагогом -
   психологом,  так как занятия педагога - психолога  с  обучающимися
   могут оказывать существенную помощь в формировании психологической
   базы речевой деятельности обучающихся.
       В конце   учебного   года   логопед  может  проводить  речевой
   утренник,  на  котором  обучающиеся,   окончившие   логопедические
   занятия,  демонстрируют  свои  успехи.  В  речевом утреннике могут
   принимать  участие  все  обучающиеся,  имеющие  нарушения  речи  и
   занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме
   начального).  В этих случаях для них  подбирается  соответствующий
   материал.
       Рекомендуется практиковать     выступления     логопеда     на
   педагогических  советах  с  целью пропаганды логопедических знаний
   среди учителей.
   
                       Контакт логопеда с врачом
   
       Очень важен  деловой  контакт  логопеда  с  врачом учреждения.
   Логопед должен быть знаком с данными медицинского обследования для
   уточнения  этиологии  и характера речевого нарушения обучающихся с
   целью   нахождения    наиболее    правильного    и    эффективного
   коррекционного  подхода  к  ним,  соответствующего  тому или иному
   нарушению.
   
                      Связь логопеда с родителями
   
       Работа логопеда   с   родителями  может  осуществляться  путем
   личного контакта с отдельными родителями,  участия в  родительских
   собраниях,  вовлечения  родителей  в  речевую  работу с детьми,  в
   процессе которой предполагается организация правильного  отношения
   к  речи  ребенка  в  домашней  обстановке  и  помощь  в выполнении
   домашних заданий, даваемых логопедом.
   
                         Документация логопеда
   
       В начале учебного года логопед планирует работу на год,  вводя
   в план все разделы своей деятельности (ориентировочно  по  тем  же
   пунктам, которые указаны в отчете за год).
       На основании  материалов  обследования   обучающихся   логопед
   составляет  индивидуальные  планы  занятий,  а также перспективные
   планы  для  каждой  группы  обучающихся.  В   плане   для   группы
   отмечается: состав обучающихся с краткой характеристикой имеющихся
   нарушений   речи,    основная    последовательность    работы    и
   ориентировочные сроки, учебно - наглядные пособия.
       Кроме того,  логопеду  рекомендуется  иметь  планы  ежедневных
   занятий.
       Логопед ведет журнал учета обучающихся  с  недостатками  речи,
   журнал учета посещаемости;  заполняет на обучающихся,  принятых на
   логопедические занятия, речевую карту.
       В конце  учебного  года  логопед  составляет  отчет  о работе,
   проделанной за год.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 1
   
                        ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ЖУРНАЛА
                 УЧЕТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ
   
   -----T--------T--------T---------T--------T-----------T----------¬
   ¦ N  ¦Фамилия,¦  Год   ¦Успевае- ¦Недоста-¦Дата зачис-¦   Дата   ¦
   ¦п/п ¦  имя   ¦рождения¦мость по ¦ток речи¦ления на   ¦завершения¦
   ¦    ¦        ¦        ¦русскому ¦        ¦логопеди-  ¦ занятий  ¦
   ¦    ¦        ¦        ¦(родному)¦        ¦ческие за- ¦          ¦
   ¦    ¦        ¦        ¦языку    ¦        ¦нятия      ¦          ¦
   +----+--------+--------+---------+--------+-----------+----------+
   L----+--------+--------+---------+--------+-----------+-----------
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 2
   
                             РЕЧЕВАЯ КАРТА
                 (заполняется на каждого обучающегося)
   
       1. Фамилия, имя.
       2. Возраст.
       3. Класс.
       4. Жалобы учителя или родителей.
       5. Краткая    характеристика    обучающегося     по     данным
   педагогических       наблюдений       (устойчивость      внимания,
   работоспособность,   ориентировка    в    окружающем,    отношение
   обучающегося к своему речевому нарушению).
       6. Заключение психолого - медико - педагогической комиссии.
       7. Данные о ходе развития речи.
       8. Состояние слуха, зрения.
       9. Состояние      артикуляционного     аппарата     (строение,
   подвижность).
       10. Общая характеристика речи (запись беседы,  самостоятельной
   речи):
       а) словарный   запас  (охарактеризовать  и  привести  примеры:
   словарь в пределах обихода, шире и т.д.; правильно ли используются
   слова по назначению,  какие имеются замены слов;  какие части речи
   преимущественно употребляются);
       б) грамматический строй (указать возможности формообразования,
   построения предложений, типы употребляемых предложений);
       в) произношение  и  различение звуков:  1) произношение звуков
   (отсутствие,  замена,  искажение отдельных звуков);  2) различение
   звуков   на  слух;  3)  произношение  слов  с  различным  слоговым
   составом;
       г) темп и плавность.
       11. Понимание речи.
       12. Письмо  (образцы  диктантов  первичного обследования,  а у
   обучающихся,  имевших  недостатки   письма,   и   при   завершении
   логопедической работы):
       а) успеваемость   по   письму   к   моменту   поступления   на
   логопедические занятия;
       б) навыки анализа и синтеза звукового состава слов;
       в) указать, имеются ли характерные для дисграфии замены букв.
       13. Чтение:  а) успеваемость по чтению в начале логопедических
   занятий;  б)  характеристика овладения техникой чтения;  в) ошибки
   при чтении; г) понимание прочитанного.
       14. Заключение логопеда.
       В конце учебного года к  речевой  карте  прилагается  описание
   результатов работы с обучающимся за истекший учебный год.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 3
   
                     ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ОБОРУДОВАНИЯ
                        ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
   
   ------T----------------------------------------------------------¬
   ¦N п/п¦                Наименование оборудования                 ¦
   +-----+----------------------------------------------------------+
   ¦1.   ¦Парты                                                     ¦
   ¦2.   ¦Стол канцелярский                                         ¦
   ¦3.   ¦Стул                                                      ¦
   ¦4.   ¦Шкаф для пособий                                          ¦
   ¦5.   ¦Классная доска                                            ¦
   ¦6.   ¦Настенное зеркало для логопедических занятий 50 x 100     ¦
   ¦7.   ¦Настольное зеркало размером 60 x 80                       ¦
   ¦8.   ¦Зеркало для индивидуальной работы 9 x 12 (10 шт.)         ¦
   ¦9.   ¦Стенные часы                                              ¦
   ¦10.  ¦Настольная лампа                                          ¦
   ¦11.  ¦Халат                                                     ¦
   ¦12.  ¦Магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер         ¦
   ¦     ¦(в зависимости от возможностей образовательного           ¦
   ¦     ¦учреждения)                                               ¦
   ¦13.  ¦Умывальник, мыло, полотенце                               ¦
   ¦14.  ¦Логопедические зонды, шпатели, спирт, вата <*>            ¦
   ¦15.  ¦Разрезные азбуки и кассы к ним                            ¦
   ¦16.  ¦Альбом с картинками для исследования произношения звуков  ¦
   ¦17.  ¦Наборы картинок, картинное лото, предназначенные для      ¦
   ¦     ¦работы над речевым материалом на различные группы звуков  ¦
   ¦18.  ¦Книги - пособия с речевым материалом для закрепления      ¦
   ¦     ¦произношения разных звуков                                ¦
   ¦19.  ¦Наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжетные,¦
   ¦     ¦серийные картинки и т.д.)                                 ¦
   ¦20.  ¦Настольные игры (различные лото, кубики, мозаика,         ¦
   ¦     ¦специальные лото и др.) и игрушки (мебель, посуда,        ¦
   ¦     ¦животные, птицы; игрушки, предназначенные для развития    ¦
   ¦     ¦дыхания и т.д.)                                           ¦
   ¦21.  ¦Учебники по русскому (родному) языку, книги с материалом  ¦
   ¦     ¦для чтения, рассчитанные на обучающихся разных классов    ¦
   ¦     ¦учреждения, методические и учебные пособия                ¦
   L-----+-----------------------------------------------------------
   
       --------------------------------
       <*> Логопедические     зонды    и    шпатели    должны    быть
   индивидуальными.  При  невозможности  иметь  индивидуальные  зонды
   логопед  должен иметь возможность подвергать зонды кипячению после
   каждого использования.
   
       Примечание. Над стенным  зеркалом  должно  быть  электрическое
   освещение.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 4
   
               СХЕМА ОТЧЕТА О РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ЗА ГОД <*>
   
       --------------------------------
       <*> Данная схема является примерной.
   
       1. Фамилия, имя, отчество.
       2. Наименование учреждения.
       3. Общее количество обучающихся,  страдающих недостатками речи
   по учреждению (с указанием дефекта).
       4. Количество обучающихся, принятых в истекшем учебном году на
   логопедические занятия (с указанием дефекта).
       5. Количество обучающихся, поставленных на очередь.
       6. Количество обучающихся, выпущенных с хорошей речью.
       7. Количество обучающихся, оставленных для продолжения занятий
   (указать,  сколько из них получили улучшения в речи и  в  чем  они
   выражаются).
       8. Работа логопеда с учителями, воспитателями, родителями.
       9. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов,  занятий
   при методическом кабинете и др.).
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz