Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 07.05.2002 N 47-Г02-7 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ПУНКТОВ 2, 3 ПОЛОЖЕНИЯ "ОБ УСЛОВИЯХ И ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ВЫДАННОГО ИНВАЛИДУ В ПОЛЬЗОВАНИЕ БЕСПЛАТНО, В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ, В СЛУЧАЕ ЕГО СМЕРТИ", УТВЕРЖДЕННОГО УКАЗОМ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.08.2001 N 24-УК, ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМОЕ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 7 мая 2002 года
   
                                                       Дело N 47-Г02-7
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                           Горохова Б.А.,
                                                            Кебы Ю.Г.
   
       рассмотрела  в судебном заседании 7 мая 2002 г. по кассационной
   жалобе Я.А. и Я.Ю. на решение Оренбургского областного суда  от  30
   января  2002  года  дело  по заявлению  Я.А.  и  Я.Ю.  о  признании
   недействительными  пунктов 2, 3 Положения "Об  условиях  и  порядке
   передачи  транспортного средства, выданного инвалиду в  пользование
   бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его  смерти",
   утвержденного указом главы администрации Оренбургской области от  2
   августа 2001 г. N 24-ук.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Горохова  Б.А.,  Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного
   Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       указом  главы администрации Оренбургской области N 24-ук  от  2
   августа  2001 года было утверждено Положение "Об условиях и порядке
   передачи  транспортного средства, выданного инвалиду в  пользование
   бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти".
       Я.А. и Я.Ю. обратились в суд с заявлением о признании пунктов 2
   и  3  Положения недействительными, указывая, что их деду  Я.И.  как
   участнику  Великой  Отечественной войны  в  ноябре  2000  года  был
   предоставлен  автомобиль  "Ока". Они  все  являлись  членами  одной
   семьи,  вместе  проживали и вели общее хозяйство,  и  после  смерти
   деда  автомобиль должен был остаться у них, однако в этом  им  было
   отказано  со  ссылкой  на п. 2 Положения, где  установлено,  что  к
   членам  семьи  отнесены только супруг и дети инвалида.  Возможность
   передачи  автомобиля в собственность другим членам  семьи  умершего
   инвалида  не  предусмотрена, что заявители  считают  противоречащим
   федеральному законодательству.
       Согласно  абзацу 23 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах"  в
   качестве   льготы   инвалиду  и  членам  его  семьи   предусмотрена
   возможность  передачи  в  собственность  семьи  умершего   инвалида
   выданного  ему  ранее бесплатно автомобиля. Этот  Закон  в  прежней
   редакции  в настоящее время не действует, в Федеральном  законе  "О
   ветеранах"  в  редакции  от 02.01.2000 N  40-ФЗ  такой  нормы  нет,
   однако  в  п.  3  ст. 11 этого Закона предусмотрено,  что  права  и
   льготы,  а также другие меры социальной защиты ветеранов  и  членов
   их   семей,   ранее   установленные   законодательством   СССР    и
   законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены  без
   равноценной  замены.  Следовательно, по  мнению  заявителей,  члены
   семьи   умершего   инвалида  вправе  оставить   у   себя   выданный
   автомобиль.   Кроме  того  заявители  указали,   что   в   паспорте
   транспортного средства Я.И. указан как собственник автомобиля,  что
   дает  им  права претендовать на него, но не как наследникам,  а  по
   законодательству о ветеранах.
       Решением  Оренбургского областного суда от 30 января 2002  года
   заявление было оставлено без удовлетворения.
       В  кассационной жалобе Я.А. и Я.Ю. поставлен вопрос  об  отмене
   решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
       Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
   Верховного  Суда  Российской Федерации оснований к  отмене  решения
   суда не усматривает.
       Согласно  пп. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской  Федерации
   вопросы    социальной   защиты   населения,   включая    социальное
   обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации  и
   ее  субъектов.  В соответствии с пунктами 2 и 5 ст. 76  Конституции
   Российской  Федерации по предметам совместного  ведения  Российской
   Федерации  и  субъектов Российской Федерации  издаются  федеральные
   законы   и  принимаемые  в  соответствии  с  ними  законы  и   иные
   нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы  и
   иные  нормативные правовые акты субъектов Российской  Федерации  не
   могут   противоречить  федеральным  законам,  принятым   Российской
   Федерацией  по предмету своего ведения или по предмету  совместного
   ведения  Российской  Федерации и ее субъектов, в  противном  случае
   действует федеральный закон.
       Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона "О принципах и порядке
   разграничения   предметов  ведения  и  полномочий  между   органами
   государственной    власти   Российской   Федерации    и    органами
   государственной власти субъектов Российской Федерации" до  принятия
   федеральных   законов   по   вопросам,   отнесенным   к   предметам
   совместного   ведения,   субъекты   Российской   Федерации   вправе
   осуществлять  собственное  правовое регулирование.  После  принятия
   соответствующего  федерального закона  законы  и  иные  нормативные
   правовые   акты   субъектов  Российской  Федерации   приводятся   в
   соответствие с принятым федеральным законом.
       Поскольку федерального закона, регулирующего условия и  порядок
   передачи  транспортного средства, выданного инвалиду в  пользование
   бесплатно,  в качестве средства реабилитации, в случае его  смерти,
   не   имеется,   оспариваемое  заявителями  Положение   Оренбургской
   области   принято   в   пределах  полномочий  субъекта   Российской
   Федерации.
       Из   материалов   дела  усматривается,  что   согласно   п.   2
   оспариваемого   заявителями  Положения  "Об  условиях   и   порядке
   передачи  транспортного средства, выданного инвалиду в  пользование
   бесплатно,  в качестве средства реабилитации, в случае его  смерти"
   транспортное  средство, выданное инвалиду в пользование  бесплатно,
   в  качестве средства реабилитации, в случае его смерти, может  быть
   передано   на  основании  приказа  главного  управления  социальной
   защиты населения Оренбургской области в собственность членов  семьи
   указанного   инвалида,   к   числу  которых   относятся   совместно
   проживающие с ним на день смерти дети и супруг (супруга).
       Пунктом  3  Положения  предусмотрено,  что  при  отсутствии   у
   умершего  инвалида  перечисленных в пункте 2  настоящего  Положения
   членов  семьи автотранспортное средство подлежит возврату в главное
   управление социальной защиты населения Оренбургской области.
       Суд правильно указал в решении на то, что 2 января 2000 года  в
   Федеральный   закон   "О  ветеранах"  были  внесены   изменения   и
   дополнения. В новой редакции Закона нет нормы, дающий право  членам
   семьи   умершего  инвалида  оставлять  у  себя  выданное   инвалиду
   автотранспортное средство. В подпункте 20 п. 1 ст. 14  Федерального
   закона  "О  ветеранах"  указано, что  выданное  бесплатно  инвалиду
   войны  транспортное  средство  в  случае  его  смерти  может   быть
   передано   другому   инвалиду,  имеющему   право   на   обеспечение
   транспортным   средством,  на  условиях  и   в   порядке,   которые
   определяются  субъектом  Российской Федерации.  В  ст.  21  данного
   Закона   нет  нормы  о  социальной  защите  членов  семей  погибших
   (умерших)  инвалидов  войны,  а  сам  Закон  направлен  на   защиту
   ветеранов, а не имущественных интересов членов их семей.
       Суд  правильно  отметил  в  решении то  обстоятельство,  что  в
   оспариваемом   Положении  были  предусмотрены   дополнительные   по
   сравнению с федеральным законом права пережившего супруга  и  детей
   инвалида,  что  согласуется  с правилами  пунктов  4  и  5  ст.  11
   Федерального   закона  "О  ветеранах".  Положение  не  противоречит
   федеральным  и областным законам, поскольку Положение  Оренбургской
   области  содержит социальную льготу, не предусмотренную федеральным
   законом.   Устанавливая   такую  дополнительную   льготу,   субъект
   Российской  Федерации вправе сам определить круг лиц,  в  отношении
   которых она распространяется.
       Судебная  коллегия  принимает во внимание и то  обстоятельство,
   что  оспариваемое заявителями Положение Указом главы  администрации
   Оренбургской  области  от 1 апреля 2002 г. N  19-ук  было  признано
   утратившим  силу,  в  связи  с  чем в настоящее  время  отсутствуют
   основания  для  прекращения  действия этого  Положения  в  судебном
   порядке.
       На  основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Оренбургского областного суда от 30 января 2002 года  7
   мая  2002  г.  оставить без изменения, кассационную жалобу  Я.А.  и
   Я.Ю. - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz