Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СФ ФС РФ ОТ 23.04.2002 N 206-СФ О ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                 СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 23 апреля 2002 г. N 206-СФ
   
              О ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
                РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ:
                ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
                   НОРМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
   
       Заслушав информацию  Комитета  Совета  Федерации по правовым и
   судебным вопросам  о  парламентских  слушаниях  "Уголовный  кодекс
   Российской  Федерации  -  пять лет спустя:  проблемы и перспективы
   совершенствования норм уголовного законодательства"  и  рассмотрев
   рекомендации  по  результатам  указанных  парламентских  слушаний,
   Совет  Федерации  Федерального   Собрания   Российской   Федерации
   постановляет:
       1. Одобрить выводы и предложения, содержащиеся в рекомендациях
   по результатам парламентских слушаний "Уголовный кодекс Российской
   Федерации   -   пять   лет   спустя:   проблемы   и    перспективы
   совершенствования норм уголовного законодательства" (прилагаются).
       2. Направить  указанные  рекомендации  Президенту   Российской
   Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
   Федерации,  Правительство  Российской  Федерации,  Верховный   Суд
   Российской    Федерации,    Генеральную   прокуратуру   Российской
   Федерации,     законодательные      (представительные)      органы
   государственной власти субъектов Российской Федерации.
       3. Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
   принятия.
   
                                      Первый заместитель Председателя
                                                     Совета Федерации
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         В.П.ГОРЕГЛЯД
   
   
   
   
   
   
                                                           Приложение
                                                      к Постановлению
                                                     Совета Федерации
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                        от 23 апреля 2002 г. N 206-СФ
   
                              РЕКОМЕНДАЦИИ
                 ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
           "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ПЯТЬ ЛЕТ
            СПУСТЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
                   НОРМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
   
       Обсудив итоги действия Уголовного кодекса Российской Федерации
   (далее - Кодекс) за  пятилетний  период,  участники  парламентских
   слушаний отмечают, что принятый в сложных и нестабильных социально
   - экономических и политических условиях Кодекс в  целом  адекватно
   отражает    потребности   уголовно   -   правового   регулирования
   качественно новых общественных отношений в Российской Федерации  и
   соответствует мировым стандартам.
       Коренные изменения  и  преобразования,  происходящие  во  всех
   сферах жизни общества и государства, требовали принятия уголовного
   закона,  основанного  на  важных  исходных  принципах,  и в первую
   очередь   на   конституционном   принципе   признания   приоритета
   общечеловеческих ценностей. Охрана и защита прав и свобод человека
   и гражданина,  конституционного строя,  равная  охрана  всех  форм
   собственности,  общественного  строя  и общественной безопасности,
   борьба с преступностью во всех ее проявлениях,  и прежде  всего  с
   насильственной,   организованной  и  коррупционной  преступностью,
   составили   концепцию   реформирования   российского    уголовного
   законодательства.
       В Кодексе   нашли   также    отражение    особенности    новых
   экономических  отношений.  Некоторые  составы преступлений,  ранее
   отсутствовавшие   в    уголовном    законодательстве,    составили
   значительную    долю    в   общей   структуре   зарегистрированных
   экономических преступлений.  Это  сыграло  свою  позитивную  роль,
   повлияв  определенным  образом  на  снижение  уровня зарождавшейся
   преступности  на  фондовом  рынке,  в  сфере  внешнеэкономической,
   банковской и предпринимательской деятельности.
       Однако не все новые  уголовно  -  правовые  запреты  адекватно
   использовались   на   практике.  Некоторые  составы  преступлений,
   предусмотренные новыми статьями Кодекса,  в силу своих  внутренних
   конструктивных  недостатков  и  обусловленных  ими  трудностей при
   установлении предмета доказывания не  оправдали  возлагавшихся  на
   них надежд. К тому же часто меняющееся отраслевое законодательство
   требовало внесения соответствующих поправок в  нормы  действующего
   Кодекса.
       Принятие Кодекса  не  остановило  развитие   законотворческого
   процесса в этой сфере.
       Так, с 1997 года по март  2002  года  в  Государственную  Думу
   Федерального  Собрания Российской Федерации было внесено свыше 160
   законопроектов, касающихся изменения и дополнения около 200 статей
   Кодекса, из них в первом чтении отклонено 30 законопроектов, снято
   с  рассмотрения  40  и   принято   19   законопроектов.   Принятые
   федеральные  законы  дополнили Кодекс семью новыми статьями,  в 50
   статей (в 14 статей Общей  части  и  36  статей  Особенной  части)
   внесены изменения и дополнения.  Остальные законопроекты находятся
   в стадии рассмотрения.
       То, что количество принятых федеральных законов составило чуть
   более одной десятой части от количества внесенных  законопроектов,
   объясняется  недостаточной обоснованностью и проработанностью этих
   законопроектов.  Для авторов большинства законопроектов характерно
   следующее:
       а) мнение,  что уголовный закон является наиболее  эффективным
   средством  разрешения  любых  социально значимых проблем (при том,
   что не учитываются регулятивные и охранительные возможности других
   отраслей права);
       б) желание  заполнить  мнимые  пробелы  в  уголовно - правовой
   охране путем конструирования большого числа специальных уголовно -
   правовых  норм  при  наличии  в  Кодексе общих уголовно - правовых
   норм, действие которых распространяется на соответствующие деяния.
   Избыточное  количество специальных норм приводит к конфликтности и
   необоснованной  конкуренции   уголовно   -   правовых   норм   при
   квалификации преступлений, не способствует эффективному применению
   уголовного закона и  подчас  ставит  правоохранительные  органы  в
   трудное положение;
       в) стремление ужесточить санкции многих  уголовно  -  правовых
   норм  несмотря  на  то,  что судебная практика далеко не исчерпала
   карательных возможностей действующих санкций.
       Для законодательного  процесса  важно  установить   правильное
   соотношение динамизма и стабильности законодательства (в настоящее
   время   ход   законопроектной   работы    характеризуется    явным
   преобладанием динамизма в ущерб стабильности).
       Основными направлениями   дальнейшей   работы   над   Кодексом
   являются:
       а) совершенствование системы наказаний по  видам  и  санкциям,
   что  повлечет  за  собой  повышение  эффективности  этой системы и
   снижение числа  лиц,  осуждаемых  к  лишению  свободы.  Последнему
   особенно   препятствует   то   обстоятельство,   что  суды  лишены
   возможности  назначать  наказания  в  виде   обязательных   работ,
   ограничения  свободы  и  ареста,  призванных служить альтернативой
   лишению свободы;
       б) выработка   норм   об   ответственности   за  экономические
   преступления в связи с  обновлением  законодательной  базы  других
   отраслей   права,   реализующих  предпринимательскую,  банковскую,
   таможенную и иную деятельность;
       в) совершенствование  норм об ответственности за преступления,
   являющиеся проявлением организованной преступности и терроризма;
       г) декриминализация  ряда  уголовно   -   правовых   норм   об
   ответственности  за преступления небольшой тяжести с установлением
   при этом за их совершение административной и гражданско - правовой
   ответственности;
       д) приведение  некоторых норм Кодекса в соответствие с нормами
   международного права;
       е) устранение конструктивных недостатков  действующих  норм  с
   целью   исключения   возможности   их   различного   толкования  в
   правоприменительной практике.
       Участники парламентских слушаний рекомендуют:
       1. Палатам Федерального Собрания Российской Федерации:
       ускорить работу  над  проектом  Федерального закона "О порядке
   принятия  федеральных  конституционных   законов   и   федеральных
   законов";
       обеспечить первоочередное    рассмотрение    и     ратификацию
   международных  договоров  и  федеральных законов,  направленных на
   борьбу с международным  терроризмом,  коррупцией,  организованными
   формами миграции, сексуальной эксплуатацией женщин и детей и иными
   формами организованной преступности;
       учитывать в законотворческой деятельности положения Модельного
   уголовного кодекса (рекомендательного  законодательного  акта  для
   Содружества Независимых Государств), уголовных кодексов государств
   - участников Содружества Независимых Государств;
       активизировать работу  по  рассмотрению  норм  об установлении
   уголовной ответственности за преступления против  военной  службы,
   совершенные в военное время либо в боевой обстановке;
       создать постоянно   действующие  экспортно  -  консультативные
   советы из ведущих специалистов в области уголовного права  и  иных
   отраслей права с целью экспертной оценки вносимых законопроектов;
       продолжать практику   проведения   парламентских   слушаний  и
   "круглых столов"  по  обсуждению  наиболее  сложных  и  актуальных
   вопросов   уголовного  законодательства.  При  проведении  Советом
   Федерации Федерального Собрания  Российской  Федерации  во  втором
   квартале   2003   года   "круглого  стола"  на  тему  "Уголовно  -
   процессуальный кодекс Российской  Федерации:  защита  потерпевших,
   свидетелей  и  других участников процесса" обсудить также вопрос о
   соотношении  норм  Уголовного  кодекса  Российской   Федерации   и
   Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации.
       2. Правительству Российской Федерации:
       обеспечить финансирование программ,  направленных на  создание
   материальной базы, необходимой для введения в действие наказаний в
   виде ареста,  ограничения свободы и обязательных  работ  в  сроки,
   установленные  Федеральным законом от 10 января 2002 г.  N 4-ФЗ "О
   внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "О введении в
   действие  Уголовного кодекса Российской Федерации" и "О введении в
   действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации";
       в связи с  предстоящей  ратификацией  Конвенции  об  уголовной
   ответственности за коррупцию, подписанной Российской Федерацией 27
   января 1999 года,  ускорить  разработку  соответствующего  проекта
   федерального  закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный
   кодекс Российской Федерации;
       считать приоритетной разработку проектов федеральных законов о
   внесении  изменений  и  дополнений  в  Уголовный кодекс Российской
   Федерации по вопросам уголовной ответственности  за  экономические
   преступления   по   мере  обновления  законодательства  Российской
   Федерации (налогового, таможенного, банковского и др.).
       3. Верховному Суду Российской Федерации  продолжать  регулярно
   обобщать  правоприменительную  практику  по делам о преступлениях,
   составами  которых   дополняется   Уголовный   кодекс   Российской
   Федерации.
       4. Субъектам права законодательной  инициативы,  в  том  числе
   законодательным  (представительным) органам государственной власти
   субъектов   Российской    Федерации,    при    реализации    своих
   конституционных полномочий активнее привлекать к законотворческому
   процессу  научных  и  практических  работников  в  соответствующих
   областях  права,  создавая  для  подготовки законопроектов рабочие
   группы.
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz